Четверг, 13 декабря 2018   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
19:55, 19 января 2013

Приехали…


Приехали…Продолжая разговор на тему все большего распространения автомобилей в мире, хотелось бы заметить, что богатых странах распространяется тенденция все меньше пользоваться автомобилем. Сейчас в мире насчитывается более 1 млрд автомобилей, а к 2020 году их количество, очевидно, удвоится. Автомобили становятся дешевле, быстрее, безопаснее и комфортабельнее.

Они являются обязательным атрибутом современной жизни. На них приходится 70% всех перемещений и путешествий (кроме пешеходных) в ОЭСР, куда входит большинство развитых стран. В Евросоюзе более 12 млн человек работают в автопроизводстве и сфере обслуживания автомобилей и других транспортных средств, составляя около 6% занятого населения в целом. В Америке соответствующая величина равна 4,5% задействованных в частном секторе, или 8 млн рабочих мест. В семейном бюджете автомобиль тоже на основном месте: после оплаты жилищно-коммунальных услуг или ипотеки расходы на транспорт составляют единственную действительно большую часть недельных расходов, и большинство их, обычно, приходится на машину. В 2011 году мировой автомобильный парк пополнился еще на 60 млн новых единиц. В Азии, Латинской Америке и Африке люди покупают машины, только это им это оказывается по карману, а потому чем богаче становится население, тем больше автомобилей им приобретается.

Но в относительно богатых странах когда-то неумолимый прирост автомобильного парка начал притормаживать. Все больше ученых говорят о возможности достижения точки насыщения автомобилями в развитых странах (в смысле как количества частных машин, так и пробега), т.е. о понятии «пика использования автомобиля», или даже начала обратной тенденции.

Рецессия и высокие цены на топливо с 2008 года заметно уменьшили пробег авто во многих странах и, в частности, в Америке, Британии, Франции и Швеции. Но в основе новых тенденций лежат глубже и длительнее изменения. Большинство прогнозов все еще обещают, что с выздоровлением экономики люди будут ездить на машинах столько же, сколько и всегда. Но предсказания могут и не оправдаться.

В богатом мире с 1950-х наблюдалась общая тенденция к росту числа частных автомобилей и намотанного ними километража. Непродолжительные факторы вроде нефтяного ценового шока 1970-х обусловили временное снижение этих показателей, но вскоре все возвращалось на свои места.

Спад в пользовании автомобилей, несомненно, усилился и из-за рецессии. Но, похоже, что теперь все началось еще до кризиса. В марте этого года исследование, проведенное по заказу австралийского правительства (который всегда было на передовой международных усилий, направленных на выявление всех аспектов «пика использования автомобиля»), констатировало, что в 20 странах богатого западного мира прослеживается «тенденция к насыщению» пробега в расчете на одну машину. После нескольких десятилетий, когда люди ежегодно приезжали все больше километров, рост в расчете на одного автовладельца заметно замедлился, а во многих случаях, вообще, остановился.

Это можно измерять по различным показателям: общий пробег, километраж каждого водителя или общее количество поездок. Даже в Америке, все еще «самой автомобильной» стране мира, статистика по каждому из этих параметров впечатляет. Там общий пробег выровнялся в 2004 году и начал падать, начиная с 2007-го. А из расчета на одного человека рост дошел до стабильного значения еще раньше, после 2000-го, а также после 2004-го упал, затем снова начал немного подниматься. Количество поездок уменьшилось преимущественно из-за снижения численности тех, кто доезжает на работу, и более редких поездок для закупки в обычных магазинах, на смену которым пришли интернет-магазины.

До начала рецессии уменьшение километража пробега на одного человека отмечали также в Великобритании, Франции, Испании, Италии, Австралии, Новой Зеландии и Бельгии.

Насыщенность населения автомобилями — одно из объяснений. Нынешние пенсионеры — первое поколение, в котором многие стали водителями. Пожилых людей за рулем сегодня больше, чем когда-либо. У 79% британцев старше 60 есть водительские права. Этот процент выше, чем в целом среди населения, которому разрешено управлять автомашинами. В Америке на это имеют право более 90% граждан в возрасте от 60 до 64 лет. Это самый высокий показатель, чем в любой другой возрастной группе.

Есть еще и другая тенденция. Везде в богатом мире молодые люди получают водительские права позже, чем прежде: в Америке, Великобритании, Канаде, Франции, Норвегии, Южной Кореи или Швеции. Даже в Германии, наиболее продвинутой автомобильной стране Европы, доля молодежных домохозяйств без автомобиля с 1998 по 2008 год выросла с 20% до 28%. И в этом нет ничего удивительного — это вполне совпадает с тенденцией все меньше им пользоваться. Молодежь США, которая работает, ездит теперь не так далеко и не так часто, как до рецессии. По данным исследовательского центра Frontier Group, с 2001-го до 2009-го года американцы в возрасте от 16 до 34 лет из семей, где доход превышает $ 70 тыс., увеличили пользование общественным транспортом на 100%.

Одна из причин — расходы: топливо подорожало для всех. Страхование для молодежи подскочило в цене. Усугубляет ситуацию и безработица среди юношей и девушек. Добавляется сюда и влияние «новичка» — интернета. Исследование, проведенное в 15 странах Мичиганским университетом, показало: в тех регионах, где много молодых людей часто сидит в сети, водительские права имеет меньшее количество молодежи, чем в среднем по стране. Консалтинговая компания TNS провела опрос подростков в разных странах мира — и оказалось, что они все больше считают автомобиль не статусной вещью, а просто средством передвижения. Юные граждане говорят, что ключ к собственному миру, который когда-то ассоциировался с машинами, дают им социальные медиа. Исследовательская организация KCR обнаружила, что в Америке молодежь возрастом от 18 до 34 лет чаще, чем другие возрастные группы, трактует онлайн-общение, как заменитель автомобиля.

Молодые люди все больше переезжают с места на место и все позже заводят собственный дом, предпочитая отправиться в дальние края возможность прокатиться на машине по центру города.

В пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера» (написанной в 1949 году) мечта молодого человека по имени Геппе проста и незатейлива: «Собственный дом, авто и много барышень». Следующие поколения юношей и, может, в меньшей степени девушек, с этим соглашались. Но, похоже, все меняется. Кайф, статус и сексуальность, которые дает собственный автомобиль, вытесняют и даже заменяют другие вещи и образ жизни. Одна шестая расходов на розничную торговлю в Британии сейчас проходится на интернет. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой компании IMRG. По информации Департамента торговли в Америке на веб-магазины приходится одна двадцатая часть покупок. И эта тенденция везде растет. В Британии поездки в магазины стали именно той статьей использования автомобиля, которая больше всего упала, начиная с 1995 года.

География тоже имеет значение. В большинстве богатых стран использование автомобиля сохраняется на неизменном уровне или увеличивается в сельской местности, где человек за рулем все еще может наслаждаться ощущением свободы и комфорта. Тогда как в крупных городах, особенно в центральных районах, численность автовладельцев и частота пользования машиной уменьшаются. Между тем урбанизация набирает обороты: аналитический центр при ОЭСР прогнозирует, что к 2050 году 86% населения богатого мира будет жить в городских районах, тогда как в 2010 году доля городского населения богатых стран составляла 77%.

В Америке процент жителей мегаполисов без автомобиля с середины 1990-х вырос: в городах с населением свыше 3 млн 13% людей не имеют машин, тогда как для сельской местности соответствующий показатель составляет лишь 6%. В Лондоне количество частных автомобилей уменьшается с 1990-го года, причем стабильный уровень наблюдался с 1995-го до 2005-го годов. С 1992 года растет численность домохозяйств, где нет ни одного автомобиля. В других городах Великобритании доля безмашинных дворов становится все больше, начиная с 2005-го. Во многих городах Европы люди также стали меньше пользоваться автомобилями.

Это явление имеет разные причины. Общественный транспорт в основном стал быстрее и надежнее, чем прежде, и во многих городах выросли объемы пассажироперевозок. Отчасти это объясняется увеличением инвестиций, особенно в железнодорожный транспорт.

В странах ОЭСР за последние 15 лет вложения в автомобильную и железнодорожную инфраструктуру составляют около 1% ВВП, но доля железной дороги в них выросла от 15% до 23%, о чем свидетельствуют свидетельствуют данные Международного транспортного форума.

В последнее время в Северной Америке и на севере Европы распространяются частные альтернативы собственному автомобилю, и, в частности, автоклубы. По некоторым оценкам, прокат одного автомобиля может заменить 15 личных машин. Zipcar — крупнейшая международная схема совместного использования автомобилей (кар-пул) — насчитывает 700 тыс. членов и свыше 9 тыс. единиц техники.

И едва ли не самой главной причиной этого стало то, что в городской жизни автомобиль стал жертвой собственного успеха. В 1994 году физик Чезаре Маркетти заявил, что люди в среднем рассчитывают выделять на дорогу до работы не больше часа своего времени. Десятилетиями машины позволяли за это время преодолевать большие расстояния. Но с разрастанием пригородов и увеличением густоты транспортных потоков города преимущественно, наконец, доходят до определенного порога расползания, когда путь на работу занимает слишком много времени, поэтому многие люди начинают снова переселяться в центр. В Америке, где более 50% населения живет в пригородах, население в центральных районах увеличивается гораздо более быстрыми темпами, чем на окраинах.

Об авторе: Bogomil


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Про авто не совру!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru