Грузоподъёмное оборудование

Безопасность

При такелажных работах приходится иметь дело с весьма крупными и тяжелыми объектами. Их масса может измеряться тоннами. Поэтому были разработаны и внедрены правила техники безопасности, регламентирующие эксплуатацию такелажной оснастки, механизмов и приспособлений.

В требованиях учтены все источники опасности и рекомендованы методы их предупреждения при выполнении манипуляций. Сотрудники компании, которая занимается предоставлением такелажных услуг, в обязательном порядке проходят инструктаж. Периодически для них организовываются курсы повышения квалификации. Для допуска к выполнению работы нужно проходить медосмотр.

Грузоподъемное устройство

Простым грузоподъемным устройствам без передач служит ворот, у которого барабан и рукоятка закреплены на одном валу ( фиг.

Основными грузоподъемными устройствами, обеспечивающими подземный текущий и капитальный ремонт скважин, являются агрегаты подземного и капитального ремонта, монтируемые на шасси тракторов и автомобилей. Учитывая значительную массу поднимаемого ими оборудования, а также специфику их применения, состоящую в том, что в области действия агрегата нельзя полностью исключить нахождение обслуживающего персонала, функциональная надежность агрегата должна быть абсолютной.

Безопасный ключ для.

Все грузоподъемные устройства и приспособления ( крюки, штропы, элеваторы, вертлюги и др.) не реже одного раза в год должны подвергаться дефектоскопической проверке, результаты проверки фиксироваться в паспортах.

Полиспасты-это грузоподъемные устройства, состоящие из блоков, соединенных между собой канатом. Схема расположения блоков показана на рис. 5, в. Полиспасты применяют для подъема грузов и перемещения их в горизонтальной или наклонной плоскостях, масса которых превышает тяговое усилие — лебедки. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости.

Все грузоподъемные устройства ( путеукладчиков, рельсоукладчиков, грузовых дрезин, козловых и стреловых кранов, а также крановых установок на других путевых машинах) должны соответствовать правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Все перечисленные грузоподъемные устройства, а также тара, предназначенная для транспортировки грузов грузоподъемными машинами, снабжаются номерами и заносятся в журнал учета грузоподъемных машин и вспомогательных грузозахватных приспособлений предприятия или цеха. Сведения о грузоподъемных машинах при этом заносятся в журнал на основании паспортных данных, а сведения о вспомогательных приспособлениях и таре — на основании расчета и испытания их грузом.

Конструкция грузоподъемного устройства состоит из крюковой подвески с поворотным крюком, грузовой тележки с подвижными в вертикальном направлении штангами, приводом поворота крюка, канатоблочной системы. Монтируют грузозахватное устройство на балочной стреле башенного крана.

Стрела бортового грузоподъемного устройства в транспортном положении складывается.

К вспомогательным грузоподъемным устройствам с канатом ограниченной длины относят тали, барабанные лебедки, стационарные -, переносные и передвижные краны небольшой грузоподъемности. К ним условно отнесены и краны-манипуляторы.

К универсальным грузоподъемным устройствам относятся различные передвижные гаражные гидравлические домкраты. Домкрат УКБП-304 имеет грузоподъемность 6 т при высоте подъема 610 мм ( минимальная высота 160 мм), массу 150 кг.

Механические характеристики двхскоростнрго трехфазного асинхронного электродвигателя при генераторном торможении с отдачей электрической энергии в сеть.| Механические характеристики трехфазного асинхронного электродвигателя при торможении противовключе.

В грузоподъемных устройствах переход от подъема груза при скорости ( о и моменте М к спуску сопровождается введением в цепь ротора активных сопротивлений гд, в результате чего асинхронный электродвигатель переходит с естественной механической характеристики на искусственную и на ее участке ВС быстро теряет скорость до нуля. Регулирование установившейся скорости спуска груза достигается изменением величины сопротивлений гд.

Механические характеристики двухскоростного трехфазного асинхронного электродвигателя при генераторном торможении с отдачей электрической энергии в сеть.| Механические характеристики трехфазного асинхронного электродвигателя при торможении противовклгоче.

В грузоподъемных устройствах переход от подъема груза при скорости о и моменте М к спуску сопровождается введением в цепь ротора активных сопротивлений гд, в результате чего асинхронный электродвигатель переходит с естественной механической характеристики на искусственную и на ее участке ВС быстро теряет скорость до нуля. Регулирование установившейся скорости спуска груза достигается изменением величины сопротивлений гд.

Общее в устройстве строительных кранов

Многообразие архитектурных форм и конструктивных решений строительных объектов привело к появлению грузоподъемных машин, имеющих разную модификацию. Но технологическая схема любого грузоподъемного крана сохраняет в себе ряд основных механизмов:

  • Несущая конструкция, состоящая из сварных металлических элементов (ферм) и стальных канатов. Выполняется из угловой стали и имеет решетчатую конструкцию прямоугольного сечения. Шарнирные соединения опор позволяют изменять высоту подъема крана. Конструкция опирается на платформу в передней части шарнирами, а со стороны балласта — болтами. Такое закрепление дает возможность крану поворачиваться. Несущая конструкция имеет ряд механических, гидравлических и электрических агрегатов.
  • Грузоподъемный инструмент — лебедка или таль. Приводится в действие с помощью электродвигателя и встроенной планетарной передачи. Имеет несколько скоростных характеристик подъема и опускания и крепится на грузозахватное приспособление.
  • Грузозахватное устройство. Техника может быть оборудована крюком, ковшом, стропами и другими приборами, в соответствии с технологической картой работ.
  • Органы управления исполнительными механизмами и системами. Находятся в кабине у водителя, предназначены для регулирования и контроля за работой машины. Датчики дистанционного управления устанавливаются тележке и барабанах лебедки и определяют точку передвижения крана.

Основные рабочие органы грузоподъемной машины исполняют роль несущего остова. Он воспринимает нагрузку от навесных элементов и систем. Поэтому конструкция подъемного крана отвечает требованиям надежности и безопасности в соответствии с основным назначением техники.

Правила работы с грузоподъемными машинами и механизмами

К работе по подъему грузов допускаются агрегаты, у которых есть зарегистрированный допуск к эксплуатации. Документ оформляется на основании комплекса проведенных испытаний. Оператор должен иметь соответствующую техническую подготовку, пройти инструктаж

Особое внимание уделяется грамотной фиксации подвешенной конструкции, подъёмного навесного механизма

При отсутствии постоянного крепления контроль положения во время перемещения выполняется напрямую стропальщиком, оператором, грузчиком. Для слаженной работы каждого из специалистов в условиях действующей стройки или производства часто используются заранее оговоренные сигнальные жесты.

В отдельных случаях возникает необходимость в дополнительной защите подвешенного товара от возможных повреждений, механических воздействий (особенно часто такие ситуации происходят при работе с веществами, которые представляют повышенную химическую, врыво-, пожароопасность). При автоматизации техники алгоритм движения зависит от параметров и свойств материала, особенностей технологического процесса.

Техника безопасности

Стандартные требования безопасности в работе с грузоподъёмными механизмами вне зависимости от их конструктивных особенностей и сферы использования – допуск лиц старше 18 лет в спецодежде, средствах индивидуальной защиты после прохождения обучения, инструктажа, сдачи экзаменов на наличие необходимых для выполнения поставленных задач навыков. Также необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить исправность узлов агрегата, приспособлений для захвата;
  • убедиться в том, что уровень освещения достаточен для работы;
  • использовать для обвязки стропы, которые соответствуют по своим параметрам весу перемещаемых конструкций;
  • транспортировку мелких товаров выполнять в контейнере;
  • не оставлять подвешенными конструкции на время перерыва;
  • не допускать поднятия конструкций, которые примёрзли к земле, забетонированы, засыпаны землёй;
  • выдерживать при подъёме минимум 0,5 м до самой высокой точки стационарных конструкций по траектории движения;
  • не допускать перемещения над людьми.

https://youtube.com/watch?v=ajxYWhGmuHA

После окончания выполнения запланированных работ крюк поднимают, выключают рубильник. Грузозахваты убирают в место, предназначенное для хранения. При выявлении любых неисправностей, о них сообщают сменщику или мастеру цеха.

Такелажные работы

Любые операции, связанные с перемещением, удержанием, подъемом или опусканием разного рода объектов — оборудования, оснастки, комплектующих, техники и т.д. — относятся к такелажным работам. Коренное их отличие от традиционных погрузочно-разгрузочных работ заключается в использовании специального оборудования, облегчающих выполнения перечисленных операций.

Нередко технические приспособления имеют необычную конфигурацию. Их применение основывается на невозможности выполнения работы другим способом. То есть без такой оснастки рабочие не смогут переместить, поднять или опустить груз. Стоимость и сроки выполнения законтрактованных услуг определяются особенностью груза и сложностью операций.

Домкраты

Это простейшее средство из группы грузоподъемной техники, которое часто применяют и в быту, и в автомастерских. Принцип действия домкрата основывается на гидравлике, что избавляет пользователя от необходимости приложения больших физических усилий. К преимуществам данной разновидности можно отнести и механическую стойкость, и защищенность от внешних воздействий, в том числе температурных. Также в зависимости от условий применения домкрат способен обеспечивать плавность хода, что имеет значение в работе с хрупкими грузами. При этом существует несколько типов данного механизма. Например, бутылочные модели считаются классическим исполнением – именно они дают плавный и четкий ход при подъеме. Специально для автомастерских производят подкатные модификации. Такие грузоподъемные механизмы удобны тем, что позволяют осуществлять захват без перемещения целевой техники. Для подъема автомобиля, к примеру, достаточно завести подкатной домкрат под нужный для работы участок. Распространены и винтовые модификации. Они отличаются тем, что вместо обычной гидравлики используется механический принцип подъема посредством раскручивания через резьбу.

Принцип работы подъемного крана

Подъемный кран, являясь основной грузоподъемной силой в строительстве, служит для автоматизации рабочего процесса возведения объектов промышленного и частного строительства. Принцип работы основан перемещении материалов за счет изменения параметров вылета и высоты стрелы. Работа крана состоит из основных операций, составляющих рабочий цикл:

  1. захват;
  2. подъем и перемещение материалов и конструкций к месту его монтажа или складирования;
  3. опускание;
  4. отсоединение груза от грузозахватного устройства;
  5. возврат механизма в рабочее положение для повторения цикла.

Обеспечение производства работ на объекте происходит благодаря цикличному сочетанию операций в определенной последовательности.

Виды грузоподъемных кранов

Виды и типы грузоподъемных кранов определены в ГОСТ 27555-87(ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Данный стандарт устанавливает ряд терминов и определений в области краностроения. Он распространяется на все грузоподъемные машины, систематизирует виды и дает определения устройств в соответствии с их конструкцией и параметрами.

По грузоподъемности

Классификация оборудования по грузоподъемности не представлена в ГОСТ. Она связана со сферами применения подъемной техники на производстве.

  • С малой грузоподъемностью от 1 до 3 тонн. Машины компактные и легкие. При высоте подъема грузозахватного органа до 5 м. они легко транспортируются и удобны для небольших строительных площадок.
  • С средней грузоподъемностью. Применяются при строительстве зданий средней этажности. Они поднимают грузы весом до 50 тонн на высоту до 25 метров, благодаря телескопической выдвижной стреле.
  • С высокой грузоподъемностью. Способны перемещать грузы весом 250 т. Представляют собой стационарные установки, используемые на промышленных предприятиях, цехах, а также в условиях долговременного строительства.

Подъемные краны предназначены облегчения работы с габаритными грузами разной массы. Производители выпускают большое количество модификаций этого оборудования, однако все образцы работают по схожему принципу.

По конструкции

Таблица 1 в ГОСТ 27555-87 включает в себя классификацию подъемных кранов по конструкции. К этой группе относятся мостовые краны, которые делятся на опорные и подвесные. Их отличительная особенность состоит в конструкции главных и концевых балок, которые в поперечном сечении имеют вид моста. Опорный кран имеет жесткое опирание на подкрановый путь, размещенный на подкрановой балке. Мост присоединен к надземному крановому пути. Такие агрегаты устанавливаются в промышленных цехах, эстакадах и депо. Они предназначены для транспортировки материалов при производстве монтажных работ.

Козловой кран в поперечном сечении выглядит как четырехстоечный портал, образовавшийся в результате опирания моста на две опорные стойки. Основное преимущество этого подъемного механизма в возможности перемещения груза как вдоль, так и поперек обслуживаемой зоны.

По возможности перемещения

Существуют стационарные агрегаты, которые закреплены на неподвижном основании. Из-за малой мобильности их используют крайне редко. В условиях строительной площадки чаще применяются передвижные или приставные машины. Передвижной кран устанавливается на рельсах и может перемещаться вдоль здания или рабочей зоны. Приставная модель применяется в случаях, если требуется повысить прочность и устойчивость оборудования. Его закрепляют к возводимому сооружению. Такие грузоподъемные агрегаты оборудованы специальным механизмом для передвижения в процессе работы и транспортировки.

К этой группе также можно отнести гусеничный стреловой кран. Благодаря низкому давлению на грунт он имеет высокую маневренность и проходимость. Опорный контур в виде гусеничных грузовых тележек с подъемной лебедкой позволяет машине передвигаться в рабочих зонах с грузом на крюке, вес которого может достигать 80% от общей грузоподъемности. Агрегаты на гусеничном ходу различаются:

  • по типу ходового устройства — обычная или увеличенная поверхность гусениц;
  • по виду привода — электропривод от собственной или внешней сети;
  • по параметрам рабочего оборудования — стреловая и башенно-стреловая модификация.

Возможность перемещения играет ключевую роль при подборе оборудования. Ходовой орган этой машины имеет от двух до пяти осей и четыре ведущих колеса.  По конструкции подвески механизмы бывают:

  • с жесткой подвеской в виде канатно — балочной системы;
  • с гидравлическими цилиндрами.

Пневмоколесные модели пользуются популярностью, благодаря своей маневренности и возможностью работы в стесненных условиях городской застройки.

Подъемный кран —  универсальное оборудование для перемещения крупногабаритных грузов. Он используется в строительстве и промышленности в целях повышения производительности и эффективности труда. Рабочий цикл этого грузоподъемной машины связан с выполнением основных и вспомогательных операций в определенном порядке, что помогает обеспечить обслуживание крупных строительных площадок и производственных цехов. Развитие конструкций и создание различных модификаций этого оборудования дает возможность продуктивно применять его в условиях ограниченного пространства городской застройки.

Когда снимать, через сколько дней?

Лебедочные грузоподъемные механизмы

Лебедка популярна в разных сферах обслуживания грузов. Ее действие основывается на передаточном принципе усилия, дающим значительный выигрыш силового воздействия на выходе. Лебедка может подвешиваться или устанавливаться на стабильную поверхность. Далее в зависимости от поставленных задач она осуществляет перемещение в горизонтальной или вертикальной плоскости. Наиболее распространенным видом данного механизма является лебедка рычажная, конструкция которой универсальна и позволяет выполнять работы в условиях стройплощадки или производственного цеха.

Применяются и более современные электрические модели. К достоинствам этого типа относят способность работы с большой массой. Более того, тяговое усилие в данном случае может настраиваться на определенную скорость хода. В выборе стоит учитывать и материал изготовления. Например, лебедка рычажная может связываться с обслуживаемым объектом посредством металлического или канатного синтетического троса. В первом случае часто используют стальные волокна, которые могут защищаться от коррозии благодаря специальным покрытиям. Также металлические тросы выигрывают за счет прочности, но в случае их разрыва есть риск получения травм и порчи техники. Что касается синтетических канатов, то они менее износоустойчивы, но меньше весят и не так опасны при разрыве.

Лебёдки, тали и тельферы. Назначение. Классификация.

Лебёдка
это устройство, которое служит для
перемещения грузов в пространстве с
помощью стального каната, навиваемого
на вращающийся стальной барабан.
Лебёдка состоит из грузового барабана,
муфт, редуктора ,тормоза и двигателя.

Различают лебёдки
общего
и специального
назначения. Лебёдки специального
назначения используются в кранах,
экскаваторах и других машинах. В кранах
с помощью лебёдки происходит подъём и
опускание груза, изменение положения
стрелы, монтаж и демонтаж крановых
конструкций. На бульдозерах- для подъёма
отвала ; на скреперах- для подъёма и
опускания ковша. Лебедка предназначена
для производства подъёмно-транспортных
операций при строительных, монтажных
и других работах, также для комплектации
строительной подъёмной техники, буровых
установок, мачтовых подъёмников,
бетономешалок различного типа.

Лебёдки изготавливают
с ручным или машинным ( электрическим
или гидравлическим) приводом. Лебёдки
с ручным приводом применяют на монтажных
работах, где перемещение груза происходит
редко и при малых скоростях. Подъём и
опускание груза на реверсивной лебёдке
с электроприводом осуществляется с
помощью электродвигателя. Груз фиксируют
с помощью колодочного тормоза.

В зубчато-фрикционных
лебёдках передача вращения от двигателя
к барабану происходит через зубчатую
пару.

Таль
подвесное грузоподъёмное устройство
с ручным или механическим приводом,
состоящее из подвижного и неподвижного
блоков

и основанного в их шкивах
троса. По числу шкивов в обоих блоках
различают двух-, трех-, четырех-, шести-
восьми-, десяти- и двенадцатишкивные
тали. Каждый шкив в подтягивающемся
блоке обеспечивает двукратный выигрыш
в силе.

Тали используются
:

  • как
    самостоятельные грузоподъемные
    устройства в цехах промышленных
    предприятий, на судах и т.п.,

  • а
    также как механизмы подъема в однобалочных
    мостовых подъемных кранах, настенных
    консольных передвижных и стационарных
    кранах и монорельсовых грузовых
    тележках.

Грузы на складе и при
малом строительстве можно поднимать
и перемещать с помощью ручных талей, а
также талей, подвешенных к кареткам и
электроталей.

Таль с электроприводом
(электроталь или тельфер) обеспечивает
значительную скорость как подъёма
груза по вертикали, так и перемещения
его по складу вдоль балок / швеллеров.

Тельфер
— подвесное грузоподъёмное устройство
с электрическим приводом.

18.Тракторы(промышленные). Классификация. Примеры агрегатирования с навесным оборудованием.

В строительстве широко
применяются тракторы общего назначения
и промышленные. Тракторы общего
назначения рассчитаны на реализацию
тягового усилия на крюке на повышенных
скоростях (10-12км/ч), это характерно для

с/х работ. Они мало
приспособлены на длительную работу в
режиме малых скоростей (3-4 км/ч) с
максимальным тяговым усилием. Промышленные
тракторы предназначены для работ с
различными видами навесного оборудования.
Примерами навесного оборудования на
пром. тракторах могут являться
бульдозеры, кусторезы, погрузчики,
снегоочистители, дорожные фрезы.
Основным параметром пром.тракторов
является номинальное тяговое усилие,
по которому определяют тяговый класс.

Сфера применения грузоподъемных машин и механизмов

Основной задачей, которую выполняют грузоподъемные механизмы, становится перемещение, подъём или опускание насыпных, штучных, пеллетированных материалов. Они широко применяются в машиностроении, сельском хозяйстве, в производственных цехах на строительных площадках. К отдельной категории принято относить приспособления, предназначенные для транспортировки людей (эскалаторы, подъёмники).

В зависимости от сферы использования разработана техника, отличающаяся по набору доступных функций, конструкции. К примеру, на СТО нужно поднимать автомобили на сравнительно небольшую высоту. При этом вес груза будет внушительным. С учётом этих особенностей эксплуатации разработаны домкраты. В зависимости от характера применения и характеристик поднимаемых конструкций мощность механизмов может существенно отличаться. Если есть необходимость в перемещении по свободной траектории, задействуются самоходные краны, оснащённые лебёдкой.

Учитывая тонкости использования, на предприятиях устанавливают грузоподъемную технику разной конструкции (существует более 20 типов агрегатов этого типа). Для работы с сыпучими материалами устанавливают машины циклического действия. Возможно движение по любой траектории, что позволяет учитывать особенности конкретного помещения. Вспомогательные функции при этом выполняют манипуляторы.

Классификация объектов

Все транспортируемые грузы делятся на несколько групп в зависимости от массы:

  • Легковесные — до 250 кг.
  • Тяжеловесные: больше 250 кг, но меньше 50 т.
  • Тяжелые — свыше 50 т.

Принято различать м четвертую группу грузов. Так называемые, «мертвые» — это грузы, которые врыты в землю, примерзли, прикреплены к фундаменту или прижаты другим грузом. По таким грузам нет данных, в том числе и о массе. Для их подъема краны не используются: это запрещено. Объекты принято классифицировать по размерам — они делятся на габаритные и негабаритные.

Габаритные по размерам не выходят за пределы, которые установлены правилами дорожного движения и могут без ограничений перемещаться по дорогах. Негабаритные объекты, напротив, имеют размеры, превышающие допустимые. Для их транспортировки требуется специальное разрешение, согласование маршрута, времени перевозки и дополнительно обеспечивается сопровождение.

Блоки и полиспасты

Данные механизмы обычно вводятся в состав более сложных систем, наподобие тех же талей и тельферов, но могут выступать и в качестве самостоятельных грузоподъемных агрегатов. Основу таких деталей составляет колесо со шкивом и трос. Блок представляет собой устройство, в котором используется один трос или веревка с подвесной системой, а полиспаст – это комбинация нескольких тросов и шкивов. К слову, от количества используемых линий подъема зависит и выигрыш в силе, и потенциал грузоподъемности. Хотя оба приспособления изначально рассчитываются на работу с небольшими грузами. Что касается принципа действия, то полиспаст работает как рычажный механизм. Минимизация усилия будет пропорциональна расстоянию при условии, что изначально совершаются равнозначные работы. Заслуживает внимания и материал применяемого троса. Для таких приспособлений не используют цепи, что и отличает их от большинства талей. Чаще всего устройство грузоподъемного механизма такого типа предусматривает работу с пеньковыми или синтетическими канатами. Реже используются стальные тросы, но для частных хозяйств, к примеру, наличие металла излишне. Минеральные и синтетические волокна при выполнении небольших грузоподъемных операций оказываются более практичными и безопасными.

Тельферы

Принято считать, что тельфер является разновидностью тали. Во многом это утверждение оправдано, поскольку конструкции двух механизмов схожи. Но в случае с тельферами больший упор делается на реализацию электропривода. В какой-то степени это та же электрическая таль, но с повышенными грузоподъемными характеристиками. Тельферы могут быть стационарными и передвижными, одно- и многоскоростными. Как и в случае с лебедками, большое значение имеет и материал изготовления троса. Для этой части используют цепи и канаты. Цепь выгодна тем, что может выдерживать большие грузы, поэтому такой вариант чаще применяют для работы с многотонными материалами. Но если акцент делается не на мощностных возможностях, а на стабильности и надежности при перемещении, то стоит отдавать предпочтение канатным моделям. Дело в том, что тельфер цепной не способен обеспечить высокую плавность хода, из-за чего при быстром подъеме могут иметь место колебания.

Также следует учитывать и дополнительные защитные качества материала изготовления конструкции. Производители выпускают специальные версии для работы на пожаро- и взрывоопасных объектах. Для использования в таких условиях тот же трос проходит специальную закалку, которая позволит противостоять агрессивным средам. Обычные тельферы могут быть чувствительны и к нормальным температурным пределам – как правило, допустимый диапазон предполагает ограничения по отрицательным значениям – до минус 20-40 °С.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий