Как определить короткое замыкание в сети?

Изделия из свинца своими руками — Справочник металлиста

Виды коротких замыканий

Мы рассмотрим два вида коротких замыканий – на питание и на «массу». Обе проблемы приводят к тому, что электричество не проходит через определенный датчик или исполнительный механизм.

  1. Короткое замыкание на «массу». В этом случае ток протекает от электрической цепи к автомобильному кузову. Провода могут нагреваться и терять изоляцию, контактируя с кузовом или двигателем. Короткое замыкание на «землю» может привести к выходу из строя предохранителей, неработоспособности световых приборов или двигателей либо «пропаже» датчиков. Например, поврежденный провод может замыкать на землю, что может привести к перегоранию предохранителя и выходу из строя фар с целью защиты цепи от перегрева.
  2. Короткое замыкание на питание. В жгуте с большим количеством проводов, расположенных в непосредственной близости существует возможность короткого замыкания на питание. В этом случае перетёртые или обрезанные провода могут соединяться между собой. В результате этого ток протекает там, где не нужно. Например, кто-то устанавливает дополнительные аксессуары или опции и непреднамеренно вкручивает винт через жгут проводов. По причине повреждения изоляционного слоя провода начинают контактировать между собой. Нередко это приводит к тому, что при включении фар автомобиль издает звуковой сигнал или при нажатии на педаль тормоза загораются огни заднего хода и т.д.

Учитывая количество современных технологий, которые нашли применение в автомобилях, неудивительно, что различные устройства подключаются с помощью электропроводки. По статистике, в современных автомобилях премиум-класса используется около 1500 проводов суммарной длиной более 1,5 км. Короткие замыкания в проводке могут вывести из строя электронные устройства, предохранители, а также привести к загоранию индикатора Check Engine на панели приборов.

Методы, которые не работают

Существуют заблуждения, побуждающие начинающих электриков к бесполезным действиям.

Компас или магнит

Одно из них заключается в том, что человек пытается найти проводку с помощью компаса или магнита. Но провода сделаны из немагнитного материала – меди или алюминия. А распределительные коробки уже давно делают из пластика. Магниту притягиваться не к чему.

Смартфон с приложениями

Настоящие поисковые детекторы электропроводки стоят несколько десятков тысяч рублей. Однако возможно за разумную сумму сделать устройство из собственного смартфона. Необходимо приобрести сканер walabot diy и программное обеспечение к нему. Специальное приложение устанавливается на смартфон с операционной системой Андроид. Смартфон и сканер с помощью липучки компонуются в одно изделие и соединяются между собой специальным кабелем с микроразъёмами USB. Установив на сканере нужный режим поиска, надо приложить сборку к стене и начать по стене «елозить». Устройство ещё несовершенно, поэтому работа с ним сложна и требует обучения и тренировки.

Полное радиальное биение

Отклонения формы.

Радиальное биение представляет собой разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности вращения до базовой оси в сечении плоскостью, перпендикулярной базовой оси; если эта разность рассматривается на всей поверхности нормированного участка, то она называется полным радиальным биением.

Поле допуска полноги радиального биения — область в пространстве, ограниченная двумя цилиндрами, ось которых совпадает с базовой осью /, а боковые поверхности отстоят друг от друга на расстоянии, равном допуску полного радиального биения Т ( рис. 5.8, б) Приведенные выше термины применяются только к поверхностям с номинальной цилиндрической поверхностью. Полное радиальное биение является результатом совместного проявления отклонения от цилиндрич-ности рассматриваемой поверхности и отклонения от ее соосности относительно базовой оси.

Рекомендуется для выражения технических требований использовать стандартные термины. Полное радиальное биение поверхности А относительно… Раствор готовят смешением компонента А и компонента Б в соотношении 1: 2 некорректно, так как неясно, какое соотношение подразумевается: масс или объемов.

Допуски соосности и концентричности ограничивают отклонения расположения осей или центров прилегающих элементов и предполагают исключение влияния отклонений формы реальных поверхностей. Допуски радиального или полного радиального биения назначаются для косвенного нормирования соосности. Они включают в себя также отклонения формы нормируемой поверхности. Чаще всего допуски радиального биения назначают в тех случаях, когда оно непосредственно влияет на функциональные свойства поверхности или когда предполагается контроль биения. Допуск радиального биения, если он не задан в определенном сечении, должен соблюдаться в любом сечении поверхности вращения, перпендикулярном базовой оси.

Рекомендуется для выражения технических требований использовать стандартные термины. Полное радиальное биение поверхности А относительно… Раствор готовят смешением компонента А и компонента Б в соотношении 1: 2 некорректно, так как неясно, какое соотношение подразумевается: масс или объемов.

Радиальное и торцовое биение Выступающее поле допуска.| Зависимый допуск расположения.

Радиальное биение поверхности вращения ( рис. 7.4, а) относительно базовой оси 00 возникает в результате отклонений от круглости и соосности с указанной осью профиля проверяемого сечения. Оно равно разности А наибольшего и наименьшего радиусов проверяемого профиля в сечении, перпендикулярном базовой оси. Полное радиальное биение цилиндрической поверхности появляется в результате отклонений проверяемой поверхности от цилиндричности и соосности с базовой осью.

Радиальное биение поверхности вращения ( рис. 9.4, а) относительно базовой оси 00 возникает в результате отклонений от круглости и соосности с указанной осью профиля проверяемого сечения. Оно равно разности А наибольшего и наименьшего радиусов проверяемого профиля в сечении, перпендикулярном базовой оси. Полное радиальное биение цилиндрической поверхности появляется в результате отклонений проверяемой поверхности от цилиндричности и соосности с базовой осью.

В заменяющих проверках стандартом установлена предельная величина радиального биения зубчатого венца. Радиальное биение Ей зубчатого венца служит причиной периодического изменения передаточного отношения и является наихудшей формой погрешности в действительном однопрофильном зацеплении. Величина полного радиального биения Ей зубчатого венца складывается из радиального биения основной окружности вследствие ее эксцентриситета и торцевого биения колеса.

Радиальное биение поверхности вращения относительно базовой оси является результатом совместного проявления отклонения от круглости профиля рассматриваемого сечения и отклонения его центра относительно базовой оси. Если эту разность определяют по всей нормируемой длине реальной поверхности, то находят полное радиальное биение цилиндрической поверхности относительно базовой оси; оно является результатом совместного проявления отклонения от дилиндричности поверхности и отклонения от ее соосности относительно эазовой оси.

ГОСТ 25069 — 81 приведены в табл. 2.43. В общем случае они рассматриваются как независимые. При необходимости неуказанные допуски соосности, пересечения, осей и симметричности могут быть установлены как зависимые. В этом случае ссылка в чертеже на ГОСТ 25069 — 81 должна быть дополнена указанием о том, что перечисленные виды допусков являются зависимыми. Неуказанные допуски радиального биения применяются в тех случаях, когда этот параметр является наиболее подходящим для контроля. Для полного радиального биения и биения в заданном направлении неуказанные допуски не устанавливаются. Во всех случаях, когда необходимо ограничить эти характеристики, допуски на них должны указываться.

Короткое замыкание в машине

Для ответа на вопрос о том, как найти короткое замыкание в автомобиле, первым делом проверьте все предохранители и реле – как правило, при замыкании один из них должен выйти из строя. После обнаружения такого предохранителя или реле – выясните по описанию (на крышке блока предохранителей) к какому узлу он принадлежит. Далее начинайте исследовать этот узел – осмотрите визуально все провода, идущие от него до блока предохранителей.

Если внешние признаки короткого замыкания в автомобиле не найдены, то установите мультиметр в режим измерения сопротивления, после чего отключите «плюс» проверяемого узла от блока предохранителей и от питаемого им прибора. Затем подключите один контакт мультиметра к плюсовому проводу, второй контакт – к массе. Если короткого замыкания нет, то сопротивление на мультиметре будет равно единице. В противном случае – «плюс» где-то касается «минуса».

Как найти причину короткого замыкания

Если вы не знаете, как найти неисправность в скрытой проводке, или не уверены, что справитесь с этим, лучше обратиться к специалисту. Но и самостоятельно сделать это несложно.

Визуальный осмотр

Наиболее простой способ поиска – визуальный осмотр. Нужно найти место, где повреждена изоляция и две оголенных жилы соприкасаются друг с другом. Обычно такое место находится в распределительной коробке, розетке, выключателе или в местах соединения проводов.

При скрытой проводке нахождение места неисправности кабеля возможно по звуку или запаху.

Индикаторная отвертка

Индикаторная отвертка поможет в поиске проблемы в сети квартиры или частного дома. Это простая отвертка, в ручке которой находятся резистор и лампочка. При соприкосновении с электрическим проводом лампочка загорается. Индикаторная отвертка помогает найти скрытую проводку в сети и облегчает определение повреждения.

Вместо индикаторной отвертки можно взять тестер или лампочку с батарейкой. Принцип их работы такой же.

Работа с мультиметром

Мультиметр (мегаомметр) – прибор поиска в электропроводке сопротивления изоляции и сети.

Мультиметр имеет два контакта. Один нужно поставить на фазу, второй – сначала на нулевой контакт, а потом на заземление. Если на экране цифра 0, проблем нет. Если же появились другие цифры, то на этом участке соприкасаются два кабеля или же произошел обрыв нулевого провода.

Данный метод не работает на цепях длиной более 3 м. Связано это с малым напряжением мультиметра.

Как правильно прозвонить кабель?

Проверка проводится в несколько этапов:


Подготовка тестера. Рукоятку управления прибора переводят в положение «Зуммер», на мультиметрах некоторых производителей режим прозвонки обозначается изображением диода. При отсутствии такой функции, устанавливают режим измерения сопротивления, который обозначется знаком Ω или буквой «R». При этом выбирают самый нижний предел измерения. Провода со щупами присоединяют к разъемам СОМ и VΩmA. Проведение измерений. Для удобства вместо одного щупа используют зажим типа «крокодил». Приспособление закрепляют на оголенном конце провода, кабельной жилы или клеммы. Перед прозвонкой длинного провода или при невозможности отключения электроприборов и оборудования, жилу на короткое время соединяют с заземляющим контактом. Это необходимо для снятия остаточного заряда.

Щупом касаются другого конца другого конца провода. При проверке целого провода, прибор подает звуковой сигнал. В режиме «Прозвонка» на дисплее мультиметра появится цифра «0», в режиме измерения сопротивления тестер покажет небольшую величину, равную сопротивлению провода. При наличии обрыва, прибор покажет единицу или значок «бесконечность».

Проверка мегаомметром делается также. При этом используют магазин сопротивлений или добавочные резисторы. Это необходимо для снижения напряжения прибора и предотвращает пробой изоляции. Это устройство предназначено для проведения испытания изоляции силового оборудования. Прозванивать бытовую проводку без дополнительных сопротивлений не допускается.

Последствия короткого замыкания проводки

Если вовремя не найти замыкание электропроводки, то последствия могут быть опасными не только для жилища, но и для жизни. Среди основных последствий:

  • расплавление жил, что может навредить здоровью человека, если неисправность приведет к взрыву;
  • возгорание изолирующего слоя проводки, что может привести к пожару;
  • поломка включенных в розетки электрических приборов, чаще отремонтировать их уже не удастся.

Возможные причины

Причин, по которым замкнуло проводку в квартире, может быть несколько. Повреждения замечаются лишь после того, как автоматический выключатель выбьет.

Физический износ

Главная причина внезапного замыкания – физический износ. Срок службы алюминиевых проводов – не более 10–20 лет. Поэтому рекомендуется при капитальном ремонте полностью менять их по всей квартире.

Причиной физического износа может стать вода, например, при затоплении соседями сверху. Наиболее уязвимые – места соединения. Замыкание электропроводки может произойти даже по истечении длительного времени после затопления.

Повреждение грызунами

Причиной замыкания может стать физическое повреждение, например, провода могут перегрызть грызуны. Такое бывает в частных домах и квартирах на первом этаже. Место повреждения проводов из-за крыс – вблизи дыр в стене.

Значительный перегрев кабеля

Короткое замыкание может быть следствием перегрева кабеля. Если замкнуло проводку из-за этого, скорее всего, в розетку был включен неисправный прибор или была значительная нагрузка на электрическую систему квартиры. Если проводка в квартире коротит, то лучше проверить, все ли бытовые приборы в исправности. Попеременно включаем их в розетку и находим поврежденное устройство.

Обрыв электропроводки.

Неисправностей электропроводки по сути всего две, обрыв в проводе или нескольких и короткое замыкание. Для обрыва характерно отказ электроприбора работать при его фактической исправности. Найти такое место обрыва не сложно, и не требует практически ни какого оборудования. Почти во всех случаях можно обойтись контрольной лампой, то есть лампой с прикрепленными к ней проводами. Для проверки исправности провода, на котором должен быть плюс надо соединить один провод контрольной лампы с корпусом автомобиля, а вторым коснуться проверяемого провода. Для проверки исправности минусового провода надо соединить один провод с любым плюсовым проводом, а вторым коснуться проверяемого провода или контакта. Если лампа при этом загорится, то провод исправен и плюс или минус на нём есть. Соответственно если лампа не загорит, то плюса на этом проводе нет. При проверке цепи таким способом можно найти место или участок цепи, где имеется обрыв или плохой контакт в разъёме. Так же для проверки целостности проводов можно используя мультиметр или омметр. Эти приборы имеют собственный источник питания, что удобно при проверке проводов, не имеющих питание, имеющих низкое питающее напряжение или переменное питание. Особенно это актуально при проверке соединительных проводов датчиков и исполнительных устройств блока управления двигателем.

Виды пиломатериалов и их сорта

Как определить короткое замыкание

Пошаговая инструкция как определить короткое замыкание мультиметром:

при выключенных электрических приборах и сети нужно замерить сопротивление цепи в отдельных узлах. По возможности желательно применять электросхему электрического снабжения дома или квартиры. Если показывается большое сопротивление, то этот участок исправен. А в местах с КЗ, сопротивление будет равняться 0. Однако устройство может высвечивать и большой показатель сопротивления, в основном если до короткого замыкания большое расстояние. Для такого варианта желательно применять мегаомметр;


Тестер для изоляции мегаомметр

  • если таких приборов нет, то можно применять контрольную лампу с независимым источником тока. Можно оснастить для этого щупами обычный фонарик (лампочка должна работать при соединении штырьков друг с другом). Замыкая один за другим нужные жилы сети на соединениях распределительных коробок, по работающей лампе можно обнаружить КЗ;
  • убрать испорченный кабель. Выполнение точечного монтажа электро проводки не нужно выполнять. Во-первых, скрытая проводка располагается под облицовочным материалом, а это дополнительные траты на монтажные работы. Во-вторых — рекомендуется заменить весь испорченный кабель, так как КЗ может снова повториться. Желательно новый кабель расположить за плинтусом. Применяя специальный короб, подсоединить его в розетку.


Прозвонка проводки через розетку

Как прозвонить электропроводку

В основном этот процесс выполняется при помощи мультиметра. Этот прибор стоит достаточно дешево, поэтому желательно иметь его в своем наборе инструментов.

Вам это будет интересно Работы ваттметра

Самый легкий вариант прозвонки, это выполнить ее на этапе прокладки. Как правильно это сделать:

  • проверить провод на целесообразность заявленной мощности. Сечение проволоки будет равно общей мощности электрических приборов, которые будут применяться в этой сети;
  • проверить изоляцию кабеля на целостность. Это можно сделать визуально;
  • замерить сопротивление изоляции мегаомметром. Для электрической цепи со стандартным напряжением 220 В сопротивление не должно превышать 0,5–1 МОм;
  • правильно проверить сеть под максимальной нагрузкой. Для нужно включить все приборы в нее сразу.


Проверка целостности цепи

Также можно прозвонить проводку с помощью розетки. Ручку диапазонов переместить в положение измерения напряжения переменного тока. Необходимо выставить показатель 750 В. Щупы устройства подсоединяются в дырки розетки. Напряжение должно показывать 220 В. Максимальная погрешность — 10%. Если она превышает допустимое отклонение, то необходимо применять сетевые фильтры для подключения бытовых приборов.

Как проверить целостность цепи

Для тестирования целостности электрической проводки необходимо использовать цифровой мультиметр, работающий в режиме замера сопротивления. При проведении проверки нужно сделать замкнутую цепь, которая состоит из самого устройства, двух измерительных «щупов» и тестируемого провода.


Прозвонка от АКБ

Внимание! Во время работы по испытуемому участку пускается малый по величине электрический ток, а прибор будет узнавать показатель его внутреннего сопротивления. Такой вариант подходит для тех, кто не имеет особых навыков в электрике

Как прозвонить провода в автомобиле

Пошаговый процесс:

  1. Прибор настроить рукояткой в режим измерения напряжения;
  2. Конец устройства подсоединить к массе автомобиля или на минус АКБ. Отличительной чертой питающей пары в машине будет то, что отрицательный провод или сильно короткий, или полностью отсутствует;
  3. Второй щуп касается подводящего провода. Он должен быть отключен от зажима устройства.

Как настроить мультиметр

Для того чтобы включить режим измерения сопротивления мультиметра необходимо будет предварительно перевести переключатель в ту зону, которая обозначается символом Ω. Затем выбирается нужный диапазон. Один щуп прикладывается к одному из входов, а другой, соответственно, ко второму. Те цифры, которые вы увидите при этом на экране данной разновидности устройств, и будут отражать сопротивление. Оно должно стремиться к нулю. Значение сопротивления может быть разным. Так, например, если на дисплее высветился ноль, то это означает, что необходимо уменьшить диапазон. Если «ol» или «over», стоит «1», то, наоборот, диапазон необходимо увеличить. Если изображение отсутствует вовсе, то просто воспользуйтесь другими проводами.

Для осуществления этой цели необходимо будет найти сигнал звуковой волны и поставить переключатель строго напротив него. Звуковой сигнал значит, что провода целы.

После этого можно переходить к процессу измерения силы тока, а также к процессу измерения степени напряжения. Способы для этого могут быть совершенно разными.

Как понять, что проводка неисправна

Перед проведением диагностики электропроводки авто, нужно удостовериться точно в существующей проблеме именно в проводке. На нерабочее состояние проводов будут указывать следующие симптомы:

Сильное задымление, иногда возникающий пожар. Это свидетельствует о коротком замыкании. Такой признак несет опасную угрозу жизни водителю и пассажирам.

В подобной ситуации необходимо остановить автомобиль. Иначе в результате замыкания, перегретые провода расплавят соседнюю проводку вместе с изоляцией, усугубив еще больше последствия. Часто данная проблема приводит к перегоревшему предохранителю, также может сгореть реле.

Выход из строя некоторых деталей электрики. В таком случае происходит обрыв проводки, менее опасный и с незначительными последствиями, нежели короткое замыкание.

Проверка электропроводки

Если с предохранителями все очень просто и вместо сгоревшего достаточно установить новый, то с электропроводкой все намного сложнее. Основным признаком, по которому определяется короткое замыкание в автомобиле, является повторно сгоревший предохранитель, который был только что заменен. Поэтому причину необходимо искать в проводке, используя для этого метод исключения.

В этом случае разные потребители поочередно отключаются от проверяемой линии. Одновременно проверяется целостность проводов. Часто место аварии определяется визуально, по следам подгоревшей и оплавившейся изоляции. Однако, некоторые провода спрятаны слишком далеко, например, под панелью приборов, поэтому приоритет в проверке отдается потребителям.
Поиски необходимо выполнять в определенном порядке, при включенном напряжении. Но эта операция будет невозможна при наличии КЗ, поскольку предохранитель сразу же сгорает. Поэтому вместо предохранителя используется потребитель с высокой мощностью, например, лампа на 55 Вт. К ее выводам подключаются провода при помощи клемм. Другие концы проводников подключаются вместо предохранителя, также с помощью клемм. Лампочка подключается последовательно, чтобы ток проходил через нее, а сама она располагается в пределах прямой видимости.

Если в проверяемой линии автомобильной проводки присутствует короткое замыкание, то в момент включения лампочка загорится ярким светом на полную мощность. Когда она подключена к исправной линии, то свечение будет тусклым, поскольку ток на этом участке имеет номинальное значение. Так методом исключения можно поочередно узнать состояние всех потребителей. Когда обнаруживается неисправный проверяемый потребитель, можно попытаться его отремонтировать. Однако, специалисты рекомендуют не рисковать и установить новую деталь. С замыканием шутить не следует, поскольку в другом случае при несчастливом стечении обстоятельств, может сгореть вся проводка и даже сам автомобиль.

Иногда может возникнуть ситуация, когда все потребители уже проверены, а лампочка все равно светит на полную мощность, то есть, причина все еще не найдена. Это указывает на наличие короткого замыкания в самой проводке, а не в потребителях. В этом случае проверка существенно осложняется, поскольку для доступа ко всем линиям придется демонтировать элементы салона и другие детали.

Тем не менее, тестером, если он есть в наличии, можно проверить участки, находящиеся в свободном доступе и существенно сократить поиски. Эти задачи уже более сложные и требуют вмешательства квалифицированных автомобильных электриков. Кроме того, водителю потребуются знания и навыки разборки и сборки различных элементов авто, правила пользования обычным и специальным инструментом.

Как найти короткое замыкание

Что такое короткое замыкание, его виды и причины возникновения

Что такое ток короткого замыкания

Причины возникновения короткого замыкания

Как рассчитать ток короткого замыкания

Режим короткого замыкания

Поиск короткого замыкания в автомобиле

Для того чтобы найти причину неисправности надо запастись временем и терпением. Для выполнения работ подготовьте следующий набор:

  • электрическая схема для вашего автомобиля;
  • контрольная лампочка или мультиметр (тестер);
  • инструменты для получения доступа к жгуту проводов.

Для начала найдите на схеме цепь, на которую вы сейчас смотрите. Необходимо разобраться в том, где она проходит, через какие разъемы и какой цвет имеют эти провода.

Если тестируется цепь с напряжением 12 Вольт, лучше начать работу с предохранителя поврежденной цепи. Извлеките предохранитель и подключите контрольную лампу параллельно клеммам гнезда предохранителя. Если в цепи есть короткое замыкание, она загорится на полную мощность. Методом отключения потребителей и других устройств необходимо определить причину неисправности. Если при отключении определенного устройства лампочка будет гореть еле-еле, проблема именно в этом устройстве. Яркое свечение лампы – признак КЗ проводки.

Если отключение потребителей не помогает (лампочка горит ярко), искать причину короткого замыкания надо в самой проводке. В таком случае надо осмотреть проводку и попробовать согнуть жгут в разных местах. Если в определенный момент лампа погаснет, это будет свидетельствовать о том, что вы нарушили короткое замыкание.

Также упомянем о цепях с напряжением 5 Вольт, например, тех, которые используются для соединения ЭБУ и датчиков. Для их проверки надо отключить ЭБУ и аккумулятор, установить мультиметр в режим проверки целостности цепи («прозвонки») и подключить щупы прибора к цепи и «массе» двигателя. Используйте тот же метод исключения, чтобы определить приблизительное местоположение короткого замыкания.

Как только вы сможете найти проблемный участок, его необходимо восстановить. Перед подключением АКБ или установкой нового предохранителя, повторите проверку с помощью мультиметра или контрольной лампочки.

Наиболее часто возникающие неисправности электропроводки в частных и многоквартирных домах

Причины возникновения неисправностей в электрической проводке различные, наиболее распространенные:

  1. Короткое замыкание нулевого или провода заземления на фазный провод может произойти по причине, отсутствия изоляции, старения изоляционного слоя или его обгорания в результате превышения токовых нагрузок, ненадежного контакта в местах соединений. Если не сработает автомат защитного выключения, такая неисправность может привести к пожару;
  2. Отсутствие контакта фазного или нулевого провода в распределительной коробке, на клемах выключателей, защитных автоматов, розеток или ламповых патронах. Это бывает от нагрева контактных соединителей, не качественной зачистки контактов, недостаточной затяжкой болтов крепления провода, на контактной группе.
  3. Обрыв проводов, чаще всего встречается в местах подключения к выключателям, патронам, розеткам. При замене ламп провода у патрона загибаются, в распределительных коробках и розетках в процессе монтажа провод гнется и ломается внутри изоляции. Это может некоторое время не проявляться, но потом слабый контакт обгорит.
  4. Нарушение целостности проводов скрытой проводки может произойти в результате сверления стен;
  5. Бывают случаи, когда ломаются автоматические выключатели в РУ, они могут разорвать цепь или замкнуть. При переключении электрические контакты не замыкаются или не размыкаются, иногда взводный механизм заклинивает, и переключить его невозможно.

Как выбрать размеры фотообоев

Лучшие садовые тачки

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя. Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу». Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание. При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

https://youtube.com/watch?v=3V0zbYIOfZY

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Проверка коллекторных электромоторов

В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.

Порядок проверки:

  1. Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
  2. Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
  3. Прозванивают обмотки статора на целостность.
  4. Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.

Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:

Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
Снимают мультиметром падение напряжения на катушке

Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».

Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.

Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где

  • Rкат — сопротивление катушки, Ом;
  • Uкат — падение напряжения на катушке, В;
  • Rрез — сопротивление резистора, Ом;
  • 12 — напряжение источника питания, В.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий