Правильные способы зарядки необслуживаемых аккумуляторов автомобиля

Можно ли заряжать дома

Только соблюдая все советы и инструкции, которые были нами упомянуты, вы можете проводить эту операцию дома. В любом случае, лучше найти для этого более подходящее место, но, когда круг вариантов сократился до вашего жилища, не отчаивайтесь. Так что на вопрос, а можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор в домашних условиях, мы отвечаем положительно.

В заключении мы не можем сказать о плохих сторонах аккумулятора подобного типа, так как он обходит своих соперников по многим показателям и соответствует новым тенденциям. Спокойно приобретайте автомобили с такими батареями и экономьте своё время вместе с ними. Оставляйте ваши комментарии и пожелания ниже, мы будем рады услышать ваше мнение и предпочтения. Приятных поездок, и будьте внимательны на дорогах.

Сегодня на смену привычной свинцовой АКБ пришли необслуживаемые аккумуляторы, которые повсеместно устанавливаются на новые транспортные средства. Качественный необслуживаемый аккумулятор обеспечивает бесперебойную работу на протяжении всего заявленного срока службы (3-5 лет) и предполагает максимальную простоту использования во время эксплуатации. Главным преимуществом можно считать то, что кроется в названии такой АКБ — отпадает необходимость обслуживания аккумулятора автомобиля, то есть больше не нужно совершать периодические замеры плотности электролита и доливать дистиллированную воду.

В результате у многих автолюбителей возникает ряд вопросов, главными из которых являются темы касательно обслуживания и зарядки необслуживаемых аккумуляторов. Под обслуживанием следует понимать поддержание должного уровня заряда во избежание глубокого разряда АКБ. Далее мы рассмотрим, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор для авто и как заряжать необслуживаемые аккумуляторы правильно.

Читайте в этой статье

Основные правила

Есть несколько рекомендаций, которые следует соблюдать независимо от типа используемого аккумулятора. Это обеспечит безопасность и эффективность процесса:

  1. Не заряжать батарею при температуре ниже -30°С.
  2. Обязательно извлекать АКБ из машины.
  3. Следить за процессом хотя бы первые полчаса. Если внутри слышны сильные шумы, а поверхность нагрелась, выключить зарядное устройство.
  4. Оставлять в жилых комнатах не следует, т.к. даже из герметичных корпусов в процессе зарядки выходят испарения.
  5. В обслуживаемых моделях обязательно выкручивать пробки и проверять уровень жидкости.

Заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи можно, при этом лучше всего использовать автоматическую зарядку. Если через несколько часов показатели не изменились, АКБ неисправна, и ее нужно утилизировать

В стандартных зарядках важно правильно выставлять силу тока и напряжение

  • Чем отличается моторное масло 5w30 от 5w40 и можно ли их смешивать
  • Что такое Aux и как подключиться к автомагнитоле: полезные советы

Инспекция грузовых автомобилей в Германии выявляет много нарушений

В чем отличия необслуживаемых батарей?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, нужно в общих чертах понимать принцип действия свинцово-кислотных аккумуляторов. Работают они в двух режимах:

  1. Разрядка. При потреблении тока свинец, из которого состоит отрицательный электрод, реагирует с электролитом и превращается в соль серной кислоты (сульфат свинца). В результате плотность кислотного раствора снижается.
  2. Зарядка – это процесс восстановления. При подаче напряжения на клеммы сульфат свинца, содержащийся в электролите, восстанавливается до металла на отрицательном электроде, а плотность кислоты возрастает.

Когда при зарядке от повышенного напряжения (более 15,6 В) в составе электролита становится мало сульфата свинца, то начинается электролиз воды, содержащейся в растворе. Она распадается на газы – кислород и водород, что визуально сопровождается пузырьками – аккумулятор «кипит». В источниках питания старого образца это считалось нормальным процессом, потому как плотность раствора постоянно контролировалась посредством отверстий с пробками, сделанными в каждой банке.

Новые батареи, называемые необслуживаемыми, изготавливаются в герметичном корпусе – это их главное отличие. Чтобы повысить надежность элементов, помещенных в закрытое пространство, в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • для продления срока службы изделий в свинец начали добавлять кальций и серебро;
  • для отвода газов в корпусе предусмотрен специальный клапан, не пропускающий водяные пары, что способствует сохранению воды в растворе;
  • для контроля уровня электролита устанавливаются окошки либо часть корпуса делается из полупрозрачной пластмассы.

Благодаря герметичности корпуса отсутствуют лишние испарения, но и долить электролит или воду в аккумулятор невозможно. Значит, нужно его заряжать с соблюдением оптимальных величин напряжения и тока, дабы избежать снижения уровня кислоты из-за кипения.

Как заряжать

Процедуру восстановления необслуживаемого аккумулятора лучше всего проводить подачей регулируемого непрерывного напряжения. Делать это нужно с помощью специального зарядного устройства, которое позволяет выставить силу тока. Если ресурс не вышел «в ноль», большинство типов АКБ можно восстановить за несколько часов.

Некоторые водители, не зная, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля, допускают ошибку, повторяя те самые действия, которые они ранее применяли к обычным АКБ. Как правило, это не дает желаемого результата в виду присутствия существенных различий в конструкции.

Расчёт времени заряда

Подавляющее большинство необслуживаемых аккумуляторов имеют на своей крышке индикатор емкости. Это очень удобно, но нужно учесть, что он показывает не точное, а приблизительное значение. Иногда заряд показывает 100%, тогда как реальная емкость при этом составляет не более 80%.

Расчет необходимого времени восстановления аккумулятора напрямую зависит от двух параметров: емкости АКБ и степени разряда.

Специалисты рекомендуют использовать величину тока заряда в коэффициенте не более 0,1 от емкости аккумулятора. А лучше и того меньше. Например, для необслуживаемого АКБ, емкость которого составляет 45 Ач, ток зарядки не должен превышать 4,5 А. Время восстановления следует определять на основании степени разряда АКБ.

Автоматические зарядные станции

Эксперты обоснованно рекомендуют заряжать АКБ с помощью специальных портативных устройств напряжением до 12V. Это не только удобно, но и намного безопаснее, чем в домашних условиях, поскольку допускает регулировку силы тока.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля зарядным устройством может происходить как на снятом АКБ, так и на машине

Важно лишь помнить, что транспортное средство и любые электрические устройства в нем должны быть обязательно отключены от всех источников питания

Автоматическая зарядная станция позволяет восстанавливать ресурс работы АКБ, регулируя силу тока от 0 до 10А. Зарядка может производиться с любыми типами аккумуляторов, включая гелевые и AGM.

Если перезарядить

При превышении времени восстановления обычного АКБ электролит начинает распадаться на газы и «вскипать». Если аккумулятор не отключить от источника питания, то «перезаряд» способен вывести его из строя.

В необслуживаемых АКБ эта проблема решается наличием втроенного индикатора. После того, как электролит достигает необходимого показателя, батарея автоматически отключается.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора?

Основное отличие будет заключаться в том, что у вас нет доступа к банкам для проверки плотности электролита. А однозначно судить о степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи можно только, измерив, плотность электролита с помощью ареометра. У большинства необслуживаемых аккумуляторов есть встроенный индикатор заряда. Но он показывает приблизительное значение. К примеру, при наборе 80% ёмкости индикатор может показать полный заряд. Поэтому полагаться на него не стоит.

Индикатор заряда АКБ

Те модели, которыми заряжают малообслуживаемые аккумуляторы, вполне подходят для необслуживаемых АКБ.

Если вам интересует вопрос, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки, читайте статью по указанной ссылке.

Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Режим с постоянным током следует использовать, если аккумулятор был сильно разряжен. Такой режим заряда довольно долгий и требует постоянного контроля. Но батарея в этом случае получает максимальное восстановление ёмкости. Давайте, коротко рассмотрим основные этапы зарядки постоянным током:

  • Первый этап. Выставляем ток заряда 0,1*Сн (номинальной ёмкости батареи). Например, 6 ампер для аккумулятора 60 Ач. Этим током заряд ведётся до напряжения на выводах АКБ равного 14,4 В. Естественно, чтобы устанавливать ток нужной величины, нужно зарядное устройство (ЗУ) с такой возможностью;
  • Второй этап. При увеличении напряжения до 14,4 вольта активизируется электролиз воды и начинается «кипение» электролита. Для снижения интенсивности этого процесса уменьшаем ток заряда в 2 раза и продолжаем процесс заряда;
  • Третий этап. Когда напряжение на выводах аккумулятора достигнет 15 вольт, нужно ещё в два раза снизить ток. После этого продолжаем заряд и периодически проверяем напряжение и ток. Если они не меняются, то АКБ можно считать полностью заряженной.

Этот режим используется в большинстве недорогих зарядных устройств. Плюс заключается в том, что не требуется никакого контроля со стороны человека.

Здесь можно выделить следующие варианты заряда, которые отличаются величиной напряжения и степенью заряженности:

  • Напряжение 14,4 вольта. Степень заряда аккумулятора через сутки примерно 80%;
  • Напряжение 15 вольт. Степень заряда 90%;
  • Напряжение 16 вольт. Аккумулятор будет заряжен практически на 100%.

Есть также ускоренная зарядка АКБ, которая может быть использована и для необслуживаемых АКБ. Заряд в ускоренном режиме может потребоваться, если аккумулятору нужно вернуть работоспособность очень быстро. Допустим, батарея села, а вам нужно срочно ехать. Ускоренная зарядка вернёт ему часть ёмкости необходимой для пуска двигателя.

У многих современных ЗУ присутствует режим зарядки Boost. При включении подаётся увеличенный ток и в течение 20 минут АКБ быстро набирает ёмкость. Если у вашей модели ЗУ есть регулировка тока, то режима Boost и не нужен. Просто ставите увеличенный ток, и всё. Не ставьте ток более 30% от штатного значения. То есть, если вы обычно заряжаете током 4 А, то не увеличивайте больше 5,5 А в режиме Boost. Это отрицательно сказывается на состоянии пластин и уменьшает срок эксплуатации батареи.

Зарядка автомобильного необслуживаемого аккумулятора в случае полного разряда

Школа Хогвартс – факультеты и их символика

Устройство необслуживаемого аккумулятора

Классический свинцово-кислотный аккумулятор основным своим недостатком имеет повышенное газообразование во время зарядки – если в нормальных условиях водород выходит мелкими пузырьками, то при превышении зарядного тока процесс напоминает кипение. Так раньше, собственно, и говорилось – «заряжай, пока не закипит». Разложение воды вследствие электролиза приводит к тому, что уровень электролита со временем падает, а его плотность растет – именно поэтому в батареях классической конструкции имеются пробки для контроля плотности и доливки дистиллированной воды.

Хотя при надлежащем обслуживании обычный аккумулятор обладает наивысшим среди всех типов ресурсом, для среднестатистического покупателя он неудобен. Поэтому появление аккумуляторов, способных работать длительное время без доливки воды, было логичным.

Первыми появились так называемые кальциевые (Ca/Ca) аккумуляторы. В них обе пластины каждой банки легированы кальцием в отличие от классических батарей, где пластины штампуются из свинцово-сурьмянистого сплава. В результате выделение водорода резко снизилось – при нормальных условиях эксплуатации кальциевая батарея как минимум три года отрабатывает без существенного падения уровня электролита.

Однако у кальциевых аккумуляторов есть одна особенность: они очень плохо переносят разряд ниже 12В, так как положительный электрод быстро сульфатируется и разрушается. Разряд может «убить» даже новую батарею, что подтверждает практика автосалонов: например, пока «Автофрамос» устанавливал на автомобили семейства Logan украинские кальциевые батареи Ista, длительная стоянка машины часто приводила к необходимости гарантийной замены аккумулятора еще до момента продажи ее клиенту.

Видео: Обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор.

Выходом из ситуации стала разработка гибридных аккумуляторов (Ca+) – в них положительный электрод изготавливается их сурьмянистого сплава, их стойкость к глубокому разряду значительно выросла. Дальнейшим развитием необслуживаемых аккумуляторов стало появление AGM и гелевых батарей – в них электролит либо пропитывает инертный наполнитель (AGM), либо загущен соединениями кремния.

Конструкция вентиляции у необслуживаемых аккумуляторов сложнее, чем у классических: для улавливания капель электролита и исключения его проливания при наклоне в нее вводится лабиринт, часто дополняемый обратными клапанами. Перед началом зарядки необходимо контролировать ее исправность – забитый грязью выходной канал необходимо прочистить.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Средний срок службы и годности автомобильного аккумулятора
  • Что будет, если неправильно подключить аккумулятор (перепутать клеммы) или неправильно прикурить авто?
  • Какая плотность электролита  должна быть в аккумуляторе: повышение плотности

Полезные рекомендации

Старайтесь не эксплуатировать необслуживаемую АКБ в режимах перезаряда и недозаряда. Перезаряд, это когда в электросети автомобиля напряжение больше 14,4В. Недозаряд – меньше 13,9В.

Хотя бы раз в два – три месяца проверяйте напряжение на клеммах АКБ.

Помните, что идеальными условиями для любого АКБ является холод. При + 5 градусов за полтора года любая заряженная и исправная батарея потеряет только 20% от полной емкости. При таких температурах саморазряд минимален.

Если позволяют условия, то необслуживаемую полностью заряженную батарею желательно поставить на постоянный подзаряд. Ток подзаряда, как правило, равен 200мА.

Вреда при этом не будет, а АКБ будет всегда на 100% заряжено.

Но не смотря на выше сказанное, многие автолюбители эксплуатируют необслуживаемую батарею не полностью заряженной. Как правило это 90%.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как узнать оцинкован ли кузов у автомобиля

Делается это для того, чтобы обезопасить бортовую сеть автомобиля от скачков напряжения, которым могут возникнуть при выходе из строя реле регулятора или других устройств.

В этом случае аккумулятор играет роль конденсатора и поглощает переизбыток напряжения в сети, спасая этим электронику автомобиля. При этом сама батарея остается невредимой.

Важными элементами электросети автомобиля являются реле регулятор и генератор. Если они исправны, то вы никогда не получите в бортовой сети напряжение больше 15,1В

Периодически проверяя работу этих устройств, вы значительно продлите срок службы любого аккумулятора, включая и необслуживаемого.

Десульфатация

Соблюдение техники безопасности

Поскольку вы решили зарядить аккумулятор от своего автомобиля самостоятельно, в домашних условиях, а не обращаться в автосервис, учтите некоторые правила техники безопасности.

Согласно принятым нормам работы с ЗУ и электроприборами, зарядка аккумулятора требует выполнения таких правил:

  • АКБ заряжается только при положительной температуре и в хорошо проветриваемом помещении;
  • подключать ЗУ к АКБ в комнате, где находятся дети или другие люди, нельзя;
  • ни в коем случае не курите, не занимайтесь сварочными работами, не используйте никакие источники открытого пламени вблизи АКБ;
  • не разрешается делать зарядку в помещениях с высокой влажностью;
  • соединять клеммы и зажимы с ЗУ можно только тогда, когда зарядное устройство не подключено к розетке;
  • даже если АКБ необслуживаемая, работать следует в защитных очках и перчатках;
  • под рукой всегда держите раствор соды.

Раствор соды сделать довольно просто. Вам потребуется 100 грамм порошка и 1 литр тёплой воды. Смешайте компоненты, и состав готов.

Несоблюдение техники безопасности может повлечь за собой травмы, выход из строя АКБ, поломку ЗУ, а также порчу электропроводки в помещении, где вы занимаетесь подобными операциями.

В чем отличия обслуживаемых и необслуживаемых АКБ?

Сегодня все источники питания можно поделить на два вида:

1. Обслуживаемые.

Первые обслуживаемые аккумуляторы были свинцово-кальциевого типа. Их главное преимущество — способность работать в течение двух лет без доливки электролита.

Но был и минус — глубокий разряд оказывался «смертельным» для батареи. Всего несколько циклов заряда и разряда, и АКБ можно было нести на мусор.

В конце 90-х годов появились более современные — свинцово-кальциевые изделия. Их особенностью стала большая устойчивость к разрядам и отсутствие необходимости в доливке дистиллированной воды.

На следующем этапе появились свинцово-кислотные АКБ (их используют и сегодня).

Внешне обслуживаемый аккумулятор — моноблок, в котором есть несколько выходов с крышками на краях (для доливки жидкости).

Несмотря на все свои преимущества (большую емкость, долгожительство, стойкость к глубоким разрядам), аккумулятор требовал постоянного внимания.

Протекание электрохимических реакций приводило к «выжиганию» электролита и необходимости доливки дистиллированной воды.

В частности, главная проблема обслуживаемых источников питания — наличие сурьмы на токоотводе.

Последняя посредством химических реакций перемещается на катод и способствует снижению напряжения на выходе АКБ.

Результат — молекулярное разложение, а далее — активное выделение кислорода и водорода. Высвобождение газов происходит настолько активно, что возникает процесс «кипения».

Кроме этого, в процессе эксплуатации электролит неизменно находит себе пути наружу (крышки не могут быть герметичными вечно). Появившийся на поверхности состав должен быть нейтрализован щелочным раствором (к примеру, смесью воды с содой).

Как заряжать обслуживаемые аккумуляторы читайте ЗДЕСЬ.

2. Необслуживаемые аккумуляторы.

Современный вариант источников питания. Встречаются трех видов.

  1. С обычными электролитами внутри, корпус которых запаян со всех сторон. Возможность долива дистиллированной воды отсутствует.
  2. С жидким электролитом, которым пропитывается нетканый полипропилен.
  3. Гелевые аккумуляторы. Внутри герметично запаянного корпуса находится оксид кремния, который пропитан электролитом. Вся масса имеет белый цвет.

Особенность гелевых АКБ — отсутствие электролита внутри, роль которого берет на себя специальный тиксотропный гель.

К преимуществам таких АКБ можно отнести:

  • отсутствие проблем с гелем, который не переливается за границы емкости аккумулятора и не требует доливки;
  • отсутствие саморазряда и способность пережить большое количество циклов заряда и разряда;
  • удобство применения, ведь не нужно думать о необходимости обслуживания аккумулятора и выполнения каких-либо сложных действий.

Но, как правило, на автомобилях используются необслуживаемые АКБ с обычным электролитом, так как, они имеют адекватную цену.

А гелевые аккумуляторы применяются там, где требуется продолжительное под нагрузкой, потребление электроэнергии. К примеру, на лодочных электромоторах, электромобиля, детских автомобилях и т.д.

Технический прогресс не стоит на месте

Виды необслуживаемых АКБ

Прежде чем понять, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор и каким зарядным устройством следует пользоваться, важно разобраться в том, какие разновидности имеются среди современных батарей, на которых чаще всего можно встретить пометку с надписью «необслуживаемая». Бывают АКБ, у которых электролит заливается внутрь по такому же принципу, что и у аккумуляторов прошлого поколения

Но крышки их «банок» — так называемые «фальш-крышки» — при этом отвинтить невозможно. Бывают АКБ с электролитом в виде полипропиленовых материалов. Также особенно популярными являются гелевые аккумуляторные батареи с содержанием оксида кремния, которые отличаются повышенной безопасностью в эксплуатации и возможностью использования в экстремальных условиях при особенно низких температурах

Бывают АКБ, у которых электролит заливается внутрь по такому же принципу, что и у аккумуляторов прошлого поколения. Но крышки их «банок» — так называемые «фальш-крышки» — при этом отвинтить невозможно. Бывают АКБ с электролитом в виде полипропиленовых материалов. Также особенно популярными являются гелевые аккумуляторные батареи с содержанием оксида кремния, которые отличаются повышенной безопасностью в эксплуатации и возможностью использования в экстремальных условиях при особенно низких температурах.

Такие разновидности электролита позволяют значительно упростить процесс обслуживания современных батарей и снизить опасность при их постоянном использовании. Главным их достоинством является то, что постоянный контроль плотности электролита с доливанием дистилированной воды проводить не требуется.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Зарядка необслуживаемого аккумулятора требуется по простой причине. Езда в городских условиях не позволяет полностью произвести процесс подзарядки. Для этого требуется проехать на автомобиле порядка 150 км. Но сделать это трудно даже жителям мегаполисов. В среднем поездка не превышает 30 км. За такой промежуток батарее достанется треть от номинала мощности.

В зимний период эти значения еще снижаются. Например, понижение температуры окружающего воздуха на 1°С после 20°С, снижает емкость на 1%. Простояв, на холоде мощность падает до 20%, а это уже критические показания, при которых неудачный пуск двигателя вызовет полный разряд. Поэтому требуется в домашних условиях производить подзарядку.

Хорошие зарядные устройства поддерживают два режима.

  • Первый – при постоянном напряжении. Ток зарядки меняется постоянно и самостоятельно. Например, при напряжении в 14В на первоначальной стадии сила тока может достигнуть 10А, а на конечной стадии может быть равна 0,1А.
  • Второй режим – постоянный ток при изменяющемся напряжении.

Как правильно зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор? Для этого неукоснительно следовать следующим правилам:

  1. Проверить напряжение. Если показания на приборе не превышают 11В, то реанимирование не приведет ни к какому результату.
  2. Подсоединить крокодилы заряжающего устройства к выходным контактам.
  3. Первоначальное напряжение выставляется на уровне 12,5В. При глубоком разряде стрелка на амперметре будет показывать увеличение показаний. Это говорит о замыкании.
  4. При стабилизации показаний напряжение следует установить равное 14,4В. При данном напряжении следует выдержать не больше 2 часов и сделать перерыв.
  5. После перерыва подключите устройство и оставьте на 4-5 часов. При этом через некоторое время сила тока начнет падать на 0,5-1А.

Контрольный замер после зарядки можно провести по истечении нескольких часов. За это время успокоятся все процессы и автомобильная батарея остынет.

Напряжение для подзарядки не следует увеличивать свыше 14,6В. А при 15В максимальное количество энергии накопится за 30 минут, а далее пойдет перезаряд. Излишек, как и недостаток плохо сказывается на общем состоянии батареи. Но если недостаток можно компенсировать дополнительной зарядкой, то превышение 15В для необслуживаемой батареи верная смерть.

Читать также: Лучшая коптильня своими руками

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий