Все об общедомовых приборах учета в многоквартирных домах

ИПУ вышел из строя, утрачен: прошло три месяца.

Согласно ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а в домах, вводимых в эксплуатацию с указанной даты после капитального ремонта, должны быть установлены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их монтажа. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих счетчиков, их сохранность и своевременную замену.

В пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг также сказано, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Однако на сегодняшний день нигде не установлена ответственность собственников за невыполнение указанных требований, как, впрочем, нет и механизмов принуждения (см., например, Определение ВС РФ от 19.07.2016 № 1587 О).

Согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг по истечении более трех расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, рассчитывается в соответствии с п. 42 правил в случае выхода из строя, утраты либо истечения срока эксплуатации ИПУ исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. Однако п. 42 правил не регулирует порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению. Следовательно, в законодательстве имеется пробел: не предусмотрено, каким образом нужно производить расчет платы за отопление в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии либо истечения срока его эксплуатации по окончании трех расчетных периодов подряд.

В данном случае по аналогии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг было бы логично и для отопления применять расчет платы исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5. Таким способом можно было бы экономическим методом воздействовать на недобросовестных потребителей с целью исполнения ими своих обязанностей по замене и надлежащей эксплуатации ИПУ. Однако с учетом имеющихся норм Роспотребнадзор и органы прокуратуры вряд ли разделят мнение автора. Примеров судебных решений по данной проблеме в нашем распоряжении на сегодняшний день нет.

Как следует из буквального толкования п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, формула 3(3) из приложения 2 применяется, только если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ. При этом законодатель не поясняет, что значит «во всех помещениях установлены ИПУ». В каком случае помещение не является оборудованным ИПУ? Если счетчик вышел из строя и не произведена его замена в течение трех расчетных периодов подряд, является ли МКД оборудованным ИПУ не во всех помещениях?

Обратимся к судебной практике по подобным спорам. В Определении ВС РФ от 14.02.2017 № 309 ЭС16-20560 по делу № А60-58381/2015 по иску РСО о взыскании с абонента задолженности за поставленную тепловую энергию суд не согласился с доводами РСО о необходимости расчетов по тепловым нагрузкам в связи с нахождением в спорный период приборов учета абонента в нерабочем состоянии. Свое решение суд мотивировал необоснованностью заявленных требований исходя из неподтвержденности факта выхода узла учета из строя.

Таким образом, следуя логике суда, до того момента, пока нет документа, подтверждающего выход ИПУ из строя (его утрату, истечение срока эксплуатации), расчет платы за отопление следует производить исходя из наличия ИПУ по формуле 3(3) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Подобным документом может стать акт проверки состояния ИПУ, составленный исполнителем (напомним, проверка счетчика может проводиться не чаще одного раза в три месяца). Если же потребитель в порядке, предусмотренном п. 81(13) правил, письменно известил исполнителя о неисправности ИПУ, первые три месяца плата исчисляется исходя из среднемесячного объема потребления по формуле 3(3). А затем будет обоснованным применение для расчета платы за отопление для всех потребителей в доме формулы 3(1) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Рекомендации по полировке дерева в домашних условиях

Обязательна установка общедомового устройства или нет

На данный вопрос мы отвечаем утвердительно. Установка счётчика (коллективного) электроэнергии считается обязательной. Согласовываясь с данными, которые прописаны в официальном документе ФЗ Российской Федерации под номером 261, мы можем выявить такую информацию: все расчёты по энергетическим ресурсам, в том числе холодная и горячая вода (пятая статья, второй пункт закона), обязаны проводиться, основываясь на данных о значении количественного характера.

Количественные значения определяются всегда с помощью учётных приборов. Сам закон чётко описывается окончательные сроки, в которые должны осуществляться работы по установке счётчиков для определения используемых объёмов ресурсов. Закон гласит, что собственниками жилья должна проводиться установка устройств до первого августа.

Индивидуальный учётный прибор предназначается для того, чтобы осуществлять внесение платы за количество энергетических ресурсов, фактически потребляемых.

Если собственники производят установку коллективного счётчика, то у них появится возможность для осуществления следующего набора значимых функций:

  • Контроль соответствия параметров ресурсов, предоставляемых управляющей компанией, показателям нормативного характера;
  • Пользователи могут фиксировать отдельные факты возникновения утечки в системе теплоснабжения или водоснабжения жилого здания;
  • Можно исключить утечку холодной или горячей воды в промежутке от центрального теплового пункта до здания, благодаря осуществлению расчётов с организациями, занимающимися снабжением различными ресурсами. Все убытки, ставшие результатами потерь на сетях магистральных, будут ответственностью ресурсосберегающих организаций;
  • Необходимость осуществлять компенсацию теряемых ресурсов для домовых сетей возлагается на УК (управляющая компания), если каждый собственник жилья осуществит установку индивидуального учётного прибора;
  • Жильцы могут осуществить переход на плату за величину фактического характера для ресурса, потребляемого;
  • Возможность получения реальных возможностей для обеспечения ресурсосбережения.

Как установить общедомовые приборы учета тепла?

Статья 13 Федерального закона N 261 от 23 ноября 2009 года говорит, что приборы учёта не применяются в ветхом, аварийном, ожидающем капитального ремонта или сноса жилье. Статья распространяется на объекты, где мощность потребления электрической энергии составляет менее пяти киловатт.

Если обобщить, то установка счётчика не производится там, где она невозможна по техническим причинам и экономически нецелесообразна.

Во всех остальных случаях, необходим учёт тепловой энергии с помощью коллективных приборов.

Рассмотрим два по-настоящему работающих способа установки приборов учёта:

  1. Собственниками жилья.
  2. Энергоснабжающей компанией.

Установка прибора собственниками жилья

В первую очередь собственники организуют собрание, где обсуждаются и принимаются к исполнению следующие вопросы:

  • об установке счётчика, стоимости, порядке оплаты;
  • о получении технических условий на установку от теплоснабжающей организации;
  • о проведении тендера для выбора исполнителя, заключении договора на установку, техническое обслуживание счётчика, введение этих расходов в тариф на содержание жилья;
  • выбирают уполномоченное лицо.

Выбранный представитель заключает договор на установку и обслуживание прибора учёта.

Компания его устанавливает, ставит на учёт.

Полезно знать! Уполномоченное лицо подписывает акт приёмки выполненных работ, производит оплату. Изменяют договор между товариществом собственников жилья и теплосетью в части способа расчётов по факту, а не по нормативу.

Особенности собрания:

  • Собрание считается законным, когда жильцы были предупреждены заблаговременно (минимум — за 10 дней), а вынесенные решения, если проголосовавших за них более 50 процентов.
  • Тендер проводится с обязательным истребованием смет с обоснованием затрат на выполнение предстоящих работ с каждой компании. Чтобы избежать лишних расходов, сметы нужно проверить. Исполнитель выбирается с наиболее приемлемыми и оптимальными расценками. Большую роль в выборе исполнителя играет репутация компании, ей надёжность.

Установка прибора энергоснабжающей компанией

Первый шаг – это обращение собственников жилья в теплоснабжающую организацию (далее — организация) с вопросом о приобретении и установке прибора учёта.

wpmfc_cab_ss]Отметим! Если дан положительный ответ, в нём отражается стоимость, сроки установки счётчика. При отказе решения вопроса, указываются мотивы, поясняются причины. Если вы неудовлетворены решением, то можно написать жалобу антимонопольной службе по вашему региону.

Следующий шаг – установка прибора учёта организацией.

На собрании, устанавливается, кто будет осуществлять техническое обслуживание, происходить оплата за эти работы.

Кто оплачивает установку?

Все траты за установку и содержание счётчика оплачивают владельцы жилья. Доля платы рассчитывается пропорционально метражу помещения, занимаемого собственником, от общей площади дома. Возместить расходы можно за один раз, заплатив всю сумму целиком.

Другим вариантом может стать рассрочка на 5 лет. В этом случае, ежемесячный платёж будет выставляться к оплате 5 лет с увеличением на сумму процентов, действующих на дату начисления.

Исходя из того, что коллективные счётчики являются общедомовым имуществом, траты за текущее обслуживание, поверку исправности, ремонт приборов учёта должны быть запланированы сметой расходов многоквартирного дома.

Соответственно, плата за содержание счётчиков будет выставляться в графе счёта — содержание и ремонт общего имущества. Не допускается выделять отдельной строкой плату за ремонт и поверку прибора учёта.

Полезно знать! Если взносы на капитальный ремонт аккумулируются на специальном счёте вашего дома, то с него можно оплатить покупку и ввод в действие теплового узла. Если же жильцы платят за капремонт общему фонду региона, то такая покупка возможна лишь тогда, когда подойдёт срок ремонта многоэтажки.

Нюансы оплаты общедомовых приборов учета

Платежная сумма не раскидывается на всех жильцов поровну. Каждая оплата показателей происходит по личным счетчикам, в зависимости от размера жилплощади с надбавками за техническое обслуживание.  Коммерческие организации также оплачивают свои ОДПУ в квитанции за квартиру отдельно от всех.

Если в квитанции сумма представляется завышенной, то можно подать письменное заявление на подробное разъяснение формул подсчета и показания общих и личных счетчиков. В случае если управляющая компания отказывается предоставить информацию необходимо обратиться в прокуратуру.

Расчет нежилых помещений

При расчете расхода ресурсов необходимо включать в стоимость площади принадлежащее всем жильцам, независимо от приборов личного учета.

Формула расчета тарифа:

В целях заинтересованности жильцов для приобретения общедомовых приборов учета государство использует тарифные надбавки к лицам, отказавших осуществлять установление ОДПУ.

Обратите внимание: помимо индивидуального потребления воды, газа и электроэнергии в квитанции включают оплату общедомового расхода. Данная система необходима для выявления протечки в трубах от организации, поставляющей ресурсы до дома

Оплата квитанций на примере отопления

Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.

Наличие оборудования Пример расчета Формула
Только общедомовой прибор учета Ежемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долей Рi = Vд *х Si / Sоб * T, где:
  • Vд — объем используемого тепла в течение расчетного периода;
  • Si — площадь нежилого или жилого помещения;
  • Sоб — общее количество площади жилых и нежилых сооружений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Общедомовые и индивидуальные приборы учета Используется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление. Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:
  • Vin — объем используемого тепла ха расчетный период;
  • Vi одн — количество потраченной энергии на тепло;
  • Si — площадь жилого или нежилого сооружения;
  • Sоб — общая площадь всех жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчика Показания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м. Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:
  • Si — площадь нежилого или жилого сооружения;
  • Vд– домовой объем потребления тепла;
  • Vi – потребление тепла отдельной квартиры;
  • Sоб — общая площадь жилых помещений;
  • Т – тариф за энергию тепла.

Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.

Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.

Как добиться экономии после установки

Общедомовой прибор учета тепла сам по себе не может сэкономить потребление энергии. Он только показывает реальные данные за потребленную теплоэнергию.

В домах, построенных 10-15 лет назад, можно сразу почувствовать разницу в платежах. С ветхими строениями и старыми домами возникают проблемы.

Для их ликвидации необходимо выполнить условия:

  • Дом необходимо проверить тепловизором. Он выявит все места, где происходят утечки тепла;
  • Выполняется дополнительное утепление здания. Например, надо отремонтировать входные двери и окна в подъезде и подвале;
  • Выполнить утепление чердачного помещения и ремонт слуховых окон;
  • Если возможно, устанавливают локальные счетчики тепла в каждой квартире. Обычно их устанавливают в новостройках перед сдачей дома в эксплуатацию. В старых домах с вертикальной разводкой сделать это достаточно затратно;
  • В каждой квартире установить энергосберегающие окна;
  • Выполнить ремонт системы отопления. Заменить или промыть стояки и батареи в каждой квартире.

При этом каждый жилец дома обязан ответственно относиться к сохранению тепла. Только при этих условиях, расходы на отопление можно существенно снизить.

В старых и ветхих домах, где не выполнены рекомендации по утеплению, можно получить обратный результат. После установки общедомового счетчика тепла в платежках можно увидеть не экономию, а увеличенные суммы.

Мне нравится8Не нравится

Как производить расчет платы при поступлении нулевых показаний ИПУ (близких к нулю)?

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе:

– самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом (пп. «в»);

– осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С (пп. «д»).

Отключая внутренние системы отопления жилого помещения от центральных систем отопления, то есть перекрывая арматуру трубы теплоснабжения на вводе в квартиру (в результате чего ИПУ и может зафиксировать нулевое или близкое к нулю потребление тепловой энергии), потребитель нарушает указанные запреты.

Суды приходят к выводу, что если потребитель поставил заглушку на трубу, то он все равно обязан вносить плату за отопление.

Например, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 13.04.2016 по делу № 33 4564/2016 было установлено: ссылка потребителя на тот факт, что услугами РСО потребитель не пользуется, поскольку им поставлена заглушка на трубы теплоснабжения в жилом доме, не может быть признана законной и обоснованной, так как собственник не вправе без разрешительных документов самостоятельно отключать жилой дом от обслуживающих его инженерных систем.

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от 07.09.2016 по делу № 33 17739/2016 суд указал, что самовольное отключение квартиры потребителя от центральной системы отопления МКД не свидетельствует о прекращении правоотношений между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению и не освобождает потребителя от исполнения обязанности по ее оплате.

Выходит, Правилами предоставления коммунальных услуг в принципе не предусмотрены случаи, когда объем потребления тепловой энергии по показаниям ИПУ (Vin) в течение отопительного периода равен или близок к нулю. На наш взгляд, представление нулевого или близкого к нулю объема потребления согласно показаниям ИПУ означает, что потребитель не сдал показания счетчика вовсе. Поэтому на основании пп. «б» п. 59 правил справедливо рассчитывать плату за отопление для такого потребителя исходя из среднемесячного объема потребления. А через три расчетных периода подряд расчет платы производится согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг при условии составления акта об отказе в допуске к счетчику для снятия показаний и проверки его работоспособности и исправности системы теплоснабжения в помещении.

* * *

Как видим, в Правилах предоставления коммунальных услуг на сегодняшний день имеются некоторые пробелы. Применять имеющиеся нормы УК следует очень внимательно, чтобы не навлечь выставление штрафов контролирующими органами.

Мы рекомендуем действовать так: если потребитель не подает показания ИПУ, сдает нулевые показания, прибор учета вышел из строя или истек срок его эксплуатации, в течение трех месяцев следует рассчитывать плату за отопление исходя из среднемесячного объема потребления. Спустя три месяца, если потребитель отказал в допуске к ИПУ и это зафиксировано в установленном порядке, возможно начисление платы исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента (для остальных потребителей в доме сохраняется расчет по формуле 3(3)). Если же спустя три месяца имеются достоверные сведения, подтвержденные документами, о том, что ИПУ тепла вышел из строя, утрачен либо истек срок его эксплуатации, плата за отопление для всех потребителей в МКД исчисляется по формуле 3(1) (показания ИПУ тепла в ней не учитываются).  

До 01.01.2017 данный период также составлял шесть месяцев, однако Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 он был сокращен вдвое, тогда как положение п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг осталось неизменным.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО (ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее — акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) каждого лица — представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (например, доверенность, поручение, наряд).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

— представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) физического лица);

— собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

— представителя гарантирующего поставщика или сетевой организации, уполномоченных в соответствии с законодательством об электроэнергетике на установку индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета;

— иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

— индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

— прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межповерочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. В пункте 9 акта обследования указывается конкретный перечень организационно-технических мероприятий, выполнение которых необходимо для установки прибора учета, и лицо, ответственное за их выполнение.

10. Пункт 10 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 10 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

11. В пункте 11 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты обследования вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий