Что это такое

Особенности корпуса

Чтобы корпус в форме цилиндра способствовал высокому КПД, нужно соблюсти такие рекомендации:

  1. Отношение высоты к внутреннему диаметру должно составлять от 3:1 до 5:1. При этом величина диаметра должна колебаться в рамках 30-80 см. Если твердотопливный котел будет иметь слишком малый внутренний диаметр, то воздух не сможет вступать в реакцию с горючим должным образом, поскольку будет быстро выводиться через дымоходную трубу. КПД сильно упадет. Когда же котел на дровах будет иметь очень большой диаметр, то центральная часть топлива будет сгорать быстро, а края медленно. Из-за этого по центру появится яма, в которую сядет распределитель воздуха, и сгорание дров остановится.
  2. Стенка корпуса должна составлять 4-6 мм. Это правило касается тех случаев, когда изготавливаются твердотопливные котлы из конструкционной стали. Если же для производства будет использоваться жаростойкая сталь, то оптимальной ее толщиной является 2,5 мм.

Неправильная толщина стенки обернется такими последствиями:

  • если бытовые котлы на угле буду иметь слишком тонкую стенку, то через нее будет быстро проходить тепло. То есть через нее будет выделяться слишком много тепла. В итоге, отходящие газы после прохождения через щель между корпусом и распределителем воздуха станут холоднее 400 °С, и их сгорание будет неполным. Из-за этого стенки топочной камеры начнут покрываться плотным нагаром, а на стенках дымохода сформируется очень сильный конденсат ;
  • если твердотопливный котел будет иметь слишком толстые стенки, то сильно возрастет его тепловая инерция. Вода в рубашке начнет кипеть. Ситуацию не спасет даже перекрытие трубы, подающей воздух.

Согласно разным видео и чертежам, лучшими материалами для изготовления корпуса являются:

  1. Газовый баллон промышленного назначения. Он имеет стенки с необходимой толщиной. В нем не нужно делать дно. Кроме этого, округлый верх способствует лучшему дожиганию дымовых газов. Твердотопливные котлы длительного горения из баллона имеют мощность, равную 12-15 кВт.
  2. Труба с большим диаметром. В этом случае не нужно сгибать своими руками лист металла. Впрочем, согнуть металл толщиной 4-6 мм в домашних условиях практически невозможно.

Очень часто котел на дровах делают из трубы, диаметр которой равен 30 см, и высота которой составляет 90 см.

Что такое стабилизатор тяги

Стабилизатор тяги дымохода, или прерыватель — устройство вторичной подачи воздуха дозами, позволяющее поддерживать оптимальную тягу. Прерыватель имеет защитный клапан, который предотвращает возникновение избыточного давления.

Воспользовавшись следующими советами, можно избежать проблем с тягой в дымоходе:

  • Если в дымоходе присутствует холодный воздух, то перед розжигом стоит сжечь пару разворотов газет. Холодный воздух нагреется, станет достаточно теплым, и при зажигании отопительного устройства не возникнет обратная тяга.
  • Дымоход требует чистки трубы как минимум два раза за отопительный период (см. Как прочистить дымоход). Если пренебрегать правилами эксплуатации дымохода, он может элементарно засориться. Именно из-за этого сила тяга в дымоходе может уменьшиться, а также появляется возможность возникновения обратной тяги в дымоходе.

Теперь вы без труда сможете разобраться с неполадками в работе вашей отопительной системы.

Что это такое и зачем он нужен

Дымоход далеко не всегда работает идеально. Нередко из-за большой длины в нем возникает слишком сильная тяга (разрежение, падение давления), в ветреную погоду порывы ветра вызывают скачки давления, при прогреве дымохода (растопке) тяга также усиливается.

Контролировать короткие скачки тяги практически невозможно, а они могут навредить отопительному оборудованию – например, могут сбить пламя в газовых котлах, а частые включения и вспышки газа при розжиге вредят им.

Слишком сильная тяга уменьшает КПД отопительного агрегата – часть тепла не успевает пойти на разогрев теплообменника или самой печи и «улетает» вместе с отходящими горячими газами. Кроме того, сильная тяга нередко заставляет дымоход гудеть и мешает жильцам дома.

Для устранения скачков давления и чрезмерной тяги в дымоходе и придумали стабилизатор тяги – несложное устройство. Оно устанавливается в нижнюю часть дымовой трубы.

Что влияет на тягу

Причины изменчивости тяги:

  • Если оголовок дымохода ниже конька кровли, то на тягу влияет направление ветра. Хотя расчеты, применяемые при определении высоты дымохода, и обеспечивают выход трубы выше зоны ветрового подпора и достаточную минимальную тягу при любых условиях, это не обеспечивает стабильную тягу – при направлении ветра вдоль конька или стены дома она увеличивается. Да и округление всех показателей (длины и площади сечения борова) при расчетах в большую сторону также увеличивает разрежение в дымоотводе.
  • В зависимости от погоды тяга также увеличивается или уменьшается. При ясной погоде давление близко к норме, при осадках и влажности давление падает. При высоком атмосферном давлении относительное разрежение, то есть разрежение в сравнении с атмосферным давлением в дымоходе увеличивается, при низком – уменьшается.
  • В холодную и очень холодную погоду увеличивается разница температур между помещением и улицей – это также увеличивает тягу.
  • На резкие изменения тяги в дымовой трубе влияют и порывы ветра. Если при длительных изменениях погоды тягу можно немного скорректировать с помощью шибера (заслонки), то при очень быстрых скачках давления никакой шибер не поможет.

Устройство и принцип работы

Стабилизатор давления выполняет функцию клапана. Изготавливают его только из нержавеющей стали, он эксплуатируется при температурах до 500 °С и выше и используется на дымоходах отопительных агрегатов на любом виде топлива – от газовых котлов до угольных печей. Оцинкованную сталь для стабилизаторов не используют – они устанавливаются близко от котлов, подвергаются действию высоких температур, отчего оцинкованная сталь быстро прогорит.

Конструктивно стабилизатор напоминает заглушку с отверстием, которое закрыто подвижной пластиной. Пластина качается на оси, как маятник, и открывает либо закрывает отверстие при срабатывании. На пластине закреплен противовес. Для регулировки давления имеется вращающаяся рукоятка. Для монтажа стабилизатора в дымовую трубу вблизи отопительного агрегата устанавливают специальный тройник.

Существуют стабилизаторы в виде грибка. Применяют их в основном для газовых котлов, для твердотопливных такой стабилизатор не подходит. Участок дымохода расширяется в виде грибка. Под грибком монтируется температурный датчик. Если тяга значительно уменьшается или опрокидывается, горячие газы будут собираться под грибком (даже очень кратковременно пойдут в помещение), нагреют датчик, и он отключит подачу газа в камеру сгорания.

Преимущества и недостатки

Преимущества установки стабилизатора тяги в дымоход:

  1. Увеличивается безопасность эксплуатации отопительного оборудования.
  2. Устраняются резкие изменения тяги при сильном ветре.
  3. Стабилизатор уменьшает перегрев дымоходного канала при розжиге печи, твердотопливного котла или камина, удлиняет срок службы дымоходов.
  4. В дымоходы печей и котлов длительного и сверхдлительного горения устройство монтируется изначально.
  5. Снижается выброс продуктов неполного сгорания топлива (угарного газа) в атмосферу.
  6. Самые существенные достоинства – стабилизатор уменьшает ненормативные утечки тепла с отходящими газами, повышает КПД котла, экономит топливо. Некоторые источники (польская фирма POLMAR) приводят экономию до более 30 %, гарантированно можно сэкономить 3-9 %. На газовых котлах экономия меньше, на твердотопливных агрегатах – больше. 3 или 9% экономии – вроде бы немного, но просчитайте сумму, которую вы сэкономите за сезон. Я уверен, сумма вас приятно удивит.

Устройство терморегулятора тяги

Терморегулятор представляет собой достаточно простой и надежный механизм. Ориентировочно на рисунке-схеме показано устройство регулятора тяги, из каких элементов состоит конструкция приспособления.

Основную задачу в механизме выполняет термочувствительный элемент, который при взаимодействии с пружиной играют роль датчика контроля температуры котла. При повышении и понижении температуры котла за рамки установленной нормы, пружина и термочувствительный элемент приводят в действие рабочую часть приспособления. Погружная гильза взаимодействует со штоком, который непосредственно связан с исполнительным механизмом.

За счет механического привода рабочая часть связана с заслонкой тягового отверстия. Действующий регулятор тяги в определенных условиях закрывает или приоткрывает заслонку, регулируя площадь входного отверстия. Простейшее механическое действие действует как регулятор температуры отопительного агрегата. Заслонка сильнее закрыта, котел переходит на режим скудного снабжения воздуха. Заслонка приоткрыта сильнее, в топку поступает больше воздуха, интенсивность горения соответственно увеличивается, температура нагрева теплоносителя увеличивается. Все просто и понятно.

Установка регулятора подробно описана в технической документации на котельное оборудование. Инструкция рассказывает о том, как правильно установить приспособление на действующий котел и каким образом выполнить настройку.

Рекомендации по выбору прибора

Как ни странно, но в продаже до сих пор можно найти бюджетные модели дровяных отопителей, не оборудованных никакой автоматикой. Большинство из них имеют в базовой комплектации только гильзу, вмонтированную внутрь водяной рубашки. Чтобы автоматизировать такой котел, регулятор тяги придется купить и установить своими руками.

Чтобы правильно выбрать механический регулятор, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • усилия, развиваемого приводом (указано в паспорте изделия), должно хватать на подъем дверки;
  • выбирайте диапазон регулирования температуры от 60 до 90 °С;
  • убедитесь, что рабочего хода привода достаточно, чтобы полностью открывать и закрывать створку;
  • резьбовое соединение на корпусе должно соответствовать ответной части в котле, обычно составляет ¾”.

Также следует обратить внимание на месторасположение гильзы в корпусе котла. Она может стоять сверху, спереди или на боковой панели

Для первого варианта нужно подобрать прибор, могущий работать в вертикальном положении, для двух других – в горизонтальном. Есть регуляторы тяги, например, Regulus rt3, работающие в любом положении и имеющие 2 шкалы настройки.

Варианты размещения стабилизатора тяги

Стабилизатор тяги дымохода может устанавливаться там же, где смонтирован теплогенерирующий прибор, или же в соседнем помещении, в котором устроен отвод от котла или печи до дымоотводящей системы. Давление может колебаться от 10 до 35 Па.

Существует два основных способа установки тягового стабилизатора:

  1. устройство размещают на 500 мм выше уровня места соединения теплогенерирующего прибора с дымоотводящей системой;
  2. стабилизатор тяги устанавливают на одном уровне соединения теплогенерирующего устройства с дымоходной трубой, однако это расстояние должно составлять не меньше 400 мм от поверхности пола.

Также, большинство производителей теплогенерирующего оборудования, рекомендует использовать специальные стабилизаторы, называемые в народе «грибками». Подобный регулятор тяги представляет собой небольшой отрезок дымоходной трубы с расширением в форме грибка и открытым участком под ним для притока наружного воздуха. Такое конструктивное решение по сравнению с традиционным выпуском дымохода имеет следующие преимущества:

  • стабилизация давления в топке отопительного прибора;
  • устранение в дымоходной трубе излишней тяги, а соответственно приведение в норму КПД теплогенерирующего устройства;
  • защита теплогенерирующего устройства при возникновении в дымоходной системе обратной тяги;
  • контроль тяги.

1-воздушный поток из помещения, где установлен отопительный прибор;

2-кратковременный, не более 60 с., вброс в котельную отработанных газов;

3-направление отработанных газов в случае тягового опрокидывания;

4-направление отработанных газов отопительного теплогенерирующего прибора.

Специальный датчик стабилизатора монтируется под колпаком в виде грибка и срабатывает при изменении температуры сгораемых газов. В том случае если происходит ухудшение тяги или возникновение обратного эффекта, то выделяемые в процессе горения отработанные газы будут собираться под грибком и приведут к нагреву датчика, а это уже в свою очередь вызовет прекращение подачи газа на горелку и отопительное устройство автоматически отключится.

Направление продуктов сгорания и потока воздуха через датчик при нормальной тяге в дымоходе

В дымоходе наблюдается эффект обратной тяги — продукты сгорания вынужденно уходят под зонтик на датчик

Некоторые владельцы частных домов или коттеджей встраивают в дымоходы всемозможные теплообменники для сбора остаточного тепла от продуктов горения и снижения расходов топлива. Однако делать это категорически запрещается, поскольку в этом случае ухудшается дымоотведение вследствие заужения дымохода и непременно происходит срабатывание датчика.

Конструктивно датчики стабилизаторов тяги дымохода разделяются на:

  • термопары;
  • жидкостные;
  • терморезисторные.

Как правило, их монтаж не представляет никаких проблем. Стабилизаторы традиционно устанавливаются при помощи саморезов и гаек на монтажные площадки в специально подготовленные отверстия.

Что такое регулятор тяги для твердотопливных котлов?

Регулятор тяги – это автоматика, предназначенная для контроля за горением и регулирования температуры. Уникальность данного прибора в том, что он полностью энергонезависим, а поэтому при отсутствии электроэнергии котел сможет продолжить работу и функционирование системы отопления будет стабильным. Регуляторы тяги устанавливаются на большинство твердотопливных котлов простого типа. В современных котлах используются уже более сложные и многофункциональные механизмы. Но эти так и остаются популярными из-за нескольких достоинств:

  • Простота в конструкции и эксплуатации;
  • Надежность;
  • Возможность изготовления своими руками;
  • Высокая точность;
  • Низкая стоимость и легкость в ремонте.

Достаточно банальные, но очень важные преимущества регулятора тяги для твердотопливных котлов. Их покупают как для стареньких, так и современных, дорогих котлов

Регуляторы тяги имеют важное значение в эксплуатации, но каким же образом простая конструкция так много на себя берет?

Принцип работы, регулятора тяги на твердотопливный котел

Сам регулятор могут устанавливать в разных местах на котле. Как правило, производитель сам показывает, куда необходимо подключить регулятор тяги для котла, или где посадочное место водной рубашки. Тяговому регулятору необходимо контактировать с теплоносителем, чтобы специальный газ (иногда жидкость), находящийся в гильзе, расширялся в процессе нагревания. После этого на исполнительное устройство возлагается задача опускания рычага, который уже понижает тягу в твердотопливном котле.

Принцип работы очень прост, из-за чего данные рычаги можно делать своими руками. При правильной конструкции самодельного регулятора тяги, он ничем не отличается и может также полезно служить.

Как настроить регулятор тяги для твердотопливного котла?

  • До начала настройки, необходимо отсоединить цепь от воздушной заслонки
  • Фиксатор рукояти максимально ослабить
  • Отрегулировать шкалу в соответствии с текущей обстановкой и поставить уровень необходимой температуры
  • Зажечь котел и достичь выставленной температуры (смотреть п.4)
  • Во время достижения этой температуры оденьте цепь на рукоять воздушной заслонки. При правильной настройке, цепь должна быть натянутой.

После этого можете наслаждаться работой тягового регулятора и быть спокойным за отопление во время отсутствия дома. Данные конструкции действительно полезны и удобны в эксплуатации, они спасают ситуацию, когда отключают электроэнергию, что бывает нередко в нашей стране. Принцип работы, построенный на механике и законах физики – это самый надежный способ регулирования котлом.

Особенности монтажа

Монтируется стабилизатор тяги дымохода достаточно просто, для этого вам понадобиться сделать специальные «лапы» и дно, куда опирается сам стабилизатор дымохода. Для подробного изучения, советуем ознакомиться с картинками или схемой. Схемы и чертежи установки стабилизатора обладают полной информацией о том, как правильно закрепить и где именно его установить.

Также учитывайте, что зачастую помимо самого регулятора в комплекте идет датчик стабилизатора. С ним проблем также не возникнет, он крепится к дымоходу специальными креплениями, идущими в комплекте, при помощи болтов, редко заклепками.

Из данной статьи вы узнаете, какие проблемы могут возникать в автоматике газовых котлов, почему не получается разжечь запальник, из-за чего котёл может без причины отключаться, а главное, разберёмся, какие действия необходимо предпринять для диагностики и устранения данной неисправности.

Владельцам энергонезависимых газовых котлов наверняка знакома ситуация, когда по какой-то причине не удаётся разжечь котёл, или же на розжиг тратится много времени. В данном случае проблема кроется в автоматике котла.

На сегодняшний день в отечественном и импортном газовом оборудовании наиболее часто применяется газовый клапан EUROSIT 630. Именно он выполняет функции поддержания заданной температуры теплоносителя и в случае аварийной ситуации осуществляет полное перекрытие подачи газа к горелкам. Дальнейший запуск котлов с такой автоматикой возможен только вручную. Однако не всегда причиной аварийного отключения котла является реальная авария.

Попробуем разобраться в этом на примере котла «Житомир-3». Из автоматики в нём предусмотрена защита от пропадания пламени на запальнике и нарушения тяги.

Примечание: Все газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Поэтому данная статья предоставляется исключительно в ознакомительных целях. Также данная статья поможет проконтролировать работу мастера и, возможно, избавит вас от необходимости приобретения ненужных запчастей.

Определимся, что мы будем называть розжигом запальника. Ручка управления клапана EUROSIT 630 позволяет переводить котел в три основных режима:

  • отключён;
  • зажигание;
  • регулировка температуры (1–7).

Для розжига пилотной горелки (запальника) необходимо перевести ручку управления в положение «зажигание» (искра), нажать на неё и при помощи кнопки пьезорозжига разжечь пилотную горелку. Далее ручка удерживается в течение нескольких секунд (не более 30) и отпускается. Запальник должен продолжать гореть. Это мы и будем называть розжигом запальника. Если запальник погас — необходимо повторить процедуру ещё несколько раз. Если это не помогло — необходимо искать неисправность.

В момент розжига запальника пламя нагревает термопару, которая в свою очередь вырабатывает ЭДС (примерно 25 мВ для исправных термопар SIT), которая поступает через цепь датчика (датчиков) автоматики к электромагнитному клапану.

Нажимая на ручку газового клапана, мы вручную открываем электромагнитный клапан, подавая газ на запальник, который, в случае правильной работы оборудования, удерживается вырабатываемой термопарой ЭДС и остаётся в открытом положении после отпускания ручки. Сама термопара выполняет функцию защиты от пропадания пламени на запальнике. Датчики, находящиеся в цепи, являются нормально-замкнутыми и при срабатывании размыкают свои контакты, обеспечивая полное отключение котла.

Первый пуск и Розжиг

Внимание ! Розжиг твердотопливного котла с помощью горючих жидкостей запрещён!

1 Через загрузочную дверцу уложить на бумагу сухие мелкие щепки и открыть заслонку на дымоходе. Закрыть загрузочную дверцу и через зольниковую дверцу разжечь бумагу и щепки. Закрыть зольниковую дверцу и полностью открыть воздушную заслонку.

2 Через загрузочную дверцу на разгоревшиеся щепки наложить небольшой слой более крупного дерева. Дождаться пока крупные поленья хорошо разгорятся и доложить основное топливо ровным слоем по всей глубине топки до нижней кромки загрузочной дверцы.

При разогреве котла в нём могут конденсироваться пары из уходящих газов стекающие по внутренним стенкам топки, из-за этого может сложиться впечатление, что котёл течёт. Как только температура воды на входе в котёл превысит 60°C — конденсация прекратится.

3 Настройте механический регулятор тяги см. ниже.

4 Для предотвращения спекания угля рекомендуется сначала нагреть воду в котле дровами до температуры не менее 60°С, после чего начать загрузку угля. Постепенно и равномерно загрузить уголь в количестве, достаточном для образования слоя высотой примерно 50-60 мм, после чего прекратить загрузку на срок 15-20 минут для воспламенения топлива. После загрузки закрыть загрузочную дверцу и открыть воздушную заслонку.

Когда разгорится первый слой основного топлива (примерно 2/3 загруженного) на слой несгоревшего топлива загружается новое топливо. Для работы котла в номинальном режиме необходимо поддерживать слой топлива на трубах около 150-250 мм.

По мере прогорания топлива в котле его следует догружать также ровным слоем по всей глубине топки.

5 Если пламя горящего топлива станет тёмно-красного цвета — следует увеличить тягу открыв сильнее заслонку подачи воздуха или заслонку в дымовом канале. После того как пламя станет жёлтого цвета прикрыть заслонку подачи воздуха.

Изменяйте подачу воздуха до тех пор, пока пламя не станет соломенного цвета с оранжевыми языками. Всегда контролируйте наличие пламени в топке, огонь с выделением дыма и тлеющий огонь приводят неэффективному сжиганию топлива и образованию смолы в дымовой трубе.

6 Мощность котла в грубых пределах может быть изменена заслонкой на патрубке дымоудаления. Для увеличения температуры необходимо открыть заслонку (шибер) и установить ручку управления регулятора тяги на отметку более высокой температуры, для уменьшения — частично закрыть шибер и установить ручку управления регулятора на отметку более низкой температуры.

Также мощность котла можно регулировать загрузкой топлива, крупные куски и маленькое количество топлива дают низкую мощность, а мелкие куски с совместно с большим количеством загрузки — высокую.

7 При длительном горении колосниковые решётки следует периодически прошуровать чтобы слой спёкшейся золы не препятствовал подводу воздуха для горения.

8 Для останова котла дождитесь полного прогорания топлива или прекратите подачу воздуха в топку твердотопливного котла закрыв воздушную заслонку.

При необходимости аварийного останова твердотопливного котла, осторожно откройте загрузочную дверцу, выньте с помощью дополнительных устройств горящее топливо из топки и затушите изъятое топливо водой

Сделать самостоятельно или купить

Конструкция стабилизатора достаточно проста, и его несложно можно изготовить своими руками, хотя регулировка тяги покупными изделиями немного точнее. Для готовых современных труб, собранных из модульных элементов, проще подобрать устройство того же производителя, для самодельных банных и гаражных печек стабилизатор можно сделать и самому – просто нет смысла приобретать фирменное изделие.

Проверенные производители

Не все фирмы, выпускающие дымоходы, выпускают и стабилизаторы тяги. Еще сложнее обстоит дело, когда ищут стабилизатор для труб из кирпича или асбоцемента. Если вы устанавливаете покупной модульный дымоход, керамический или из сэндвича, то имеет смысл покупать комплектующие той же фирмы. К тому же в глубинке в продаже чаще всего представлены трубы одного-двух брендов, и выбора практически нет.

Часто можно услышать похвалы в адрес польского производителя – фирмы Darco; стабилизаторы выпускают также КРАФТ (Воронеж), ZKZ-INDUSTRI (Чехия), POLMAR (Польша); SWaG (Украина); в сети встречается марка Afriso, киевская марка Трио-Трейд (Версия-Люкс).

Примерная цена

Приведу информация о том, сколько стоит стабилизатор тяги:

  • для дымоходов диаметром 100 мм
  • диаметром 150 мм
  • диаметром 200 мм

Как сделать регулятор тяги своими руками

Изготавливать компенсатор   своими руками или купить готовый – решать вам. Для удобства стоит сделать чертеж с точными размерами. Можно подготовить выкройки из ватмана и по ним вырезать детали из металлического листа.

Своими руками стабилизатор изготавливают из трубы подходящего диаметра, материал – нержавеющая сталь марки AISI 304 или 321. Можно сварить трубу из листа нержавейки, понадобится аргоновая сварка. Толщина листа – 1 мм. Внутренний диаметр совпадает с диаметром дымохода. Длина – 250-300 мм. Швы необходимо тщательно зачистить. Для клапана выполняется вырез – примерно 15 % от сечения борова дымохода.

Возле выреза устанавливается поворотная ось – пруток диаметром 8-10 мм, на нее крепится пластина клапана, закрывающая отверстие. Для крепления оси приваривают гайки к трубе и пластинке, ось вставляется в них. Для регулировки на пластину приваривают противовес – болт с накрученной гайкой большой высоты. Возле верхнего и нижнего края на расстоянии 25-30 мм от края трубы необходимо развальцевать канавки для фиксации стабилизатора. Устройство крепится широкими хомутами к дымоходу.

Технологию изготовления самодельного регулятора можно увидеть на видео:

Автоматический регулятор тяги с механическим приводом

Механический регулятор тяги обеспечивает дозировку подачи воздуха в топочную камеру в зависимости от степени нагрева теплоносителя, благодаря чему меняется интенсивность горения топлива. Этим достигается существенная экономия энергоресурсов (от 15 до 30%, в зависимости от вида топлива) и поддержание заданной температуры. Преимущество данного прибора состоит в том, что он не требует подключения к электричеству, не сложен в исполнении и неприхотлив в эксплуатации.

Устройство и принцип работы

Как уже отмечалось, с конструктивной точки зрения регулятор довольно прост. Его основными частями являются:

  • корпус;
  • рычаг;
  • гильза;
  • рукоятка со шкалой;
  • терморегулятор;
  • металлическая цепочка.

Верхняя часть котла с регулятором.

В зависимости от конструкции котла регулятор устанавливается либо на верхней, либо на фронтальной, либо на боковой панели в специально предусмотренное для этого гнездо. При этом обеспечивается контакт гильзы с теплоносителем.

Находящийся в гильзе термостат реагирует на температуру теплоносителя и приводит в действие рычаг с закреплённой на нём цепочкой. Другой конец цепочки крепится к воздушной заслонке зольника, которая регулирует подачу воздуха в камеру сгорания.

При повышении температуры воды в отопительном контуре поступление находящегося в воздухе кислорода в топку ограничивается, за счёт чего интенсивность горения снижается. И наоборот, с понижением температуры приводной механизм открывает дверцу заслонки шире, увеличивая поступление кислорода и, соответственно, усиливая скорость сгорания топлива.

Критерии выбора

Для правильного выбора регулятора тяги для твердотопливных котлов нужно ознакомиться с его техническими параметрами, такими как:

  • температурный диапазон работы терморегулятора;
  • рабочий ход рычажного привода цепи, который следует сопоставить с перемещением заслонки зольника котла;
  • максимальное усилие, развиваемое цепным приводом регулятора – оно должно быть больше веса воздушной заслонки;
  • диаметр резьбового соединения, который должен совпадать с диаметром посадочного гнезда (в противном случае целесообразно заранее побеспокоиться о подходящем переходнике).

Нижняя часть котла.

Выбирая регулятор, грамотный покупатель обязательно поинтересуется, возможно ли заменить (отремонтировать) его приводной механизм без опорожнения системы отопления, так как не все модели регуляторов обладают этой функцией.

Как установить регулятор тяги на котел на твердом топливе

Подключение автоматики для вентилятора поддува и цепочного электропривода, лучше доверить профессионалам.

Механический терморегулятор имеет более простое устройство. Поэтому, узел можно установить и отрегулировать самостоятельно. Делается это следующим способом:

  • Во всех современных моделях котлов, предусмотрено специальное монтажное отверстие для терморегулятора.
  • Перед установкой, с котла сливают воду.
  • В монтажное отверстие устанавливают регулятор тяги, посредством резьбового соединения. Выполняют герметизацию стыков.
  • В котел заливают воду, после чего осуществляют растопку.

Как проверить тягу в ТТ котле

На характеристики тяги влияет несколько факторов: температура дымовых газов, сечение дымохода и погодные условия. Проверить наличие тяги можно простым способом:

  • Открывают шиберную заслонку и дверку топочной камеры.
  • Зажигают спичку или лист бумаги и подносят к топке.
  • Огонь должно затягивать внутрь топки.

Как правило, во время работы котла, если присутствует хорошая тяга, дым не попадает в комнату. Недостаточные тяговые характеристики проявляются в том, как разгорается топливо, а также на интенсивности горения.

Повышение тяги и горения котла, можно выполнить посредством вентилятора. Большинство производителей укомплектовывают автоматику дымососом и нагнетающим вентилятором.

Как настроить терморегулятор на ТТ котле

Регулировку датчика тяги можно легко выполнить самостоятельно:

  1. На терморегуляторе выставляют температуру 60°С. Теплоноситель в котле, доводят до такой же температуры нагрева.
  2. Рычаг регулятора соединяется цепочкой с заслонкой так, чтобы зольник был не полностью прикрытым, а оставался просвет 1-2 мм.

Чтобы проверить настройки и выполнить корректировку на регуляторе, выставляют температуру 80°С. При достижении этого показателя нагрева у теплоносителя, заслонка должна закрыться. Если этого не произошло, длину цепочки укорачивают.

Усовершенствование регулятора старой конструкции, позволило автоматизировать работу твердотопливного котла и предотвратить закипание теплоносителя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий