Все о якутском хомусе

Звукоизвлечение

Звук формируется вследствие вибрации пластины в центре варгана, которую исполнитель заставляет вибрировать при помощи пальцев руки. Звук можно извлекать одним вытянутым пальцем, Перемещаясь вперед и назад, можно воспроизводить мелодии с быстрыми ритмическими паттернами, как в примере 1.

Аудио 1

Повторение, тройное извлечение

Если ладонь играющей руки повернута ко рту, а верхняя часть руки удерживается горизонтально, локоть на уровне плеча, то указательный, средний и безымянный пальцы могут играть поочередно и в быстрой последовательности, в некоторой степени так же, как гитарист-фламенко играет на гитаре. Эффект можно услышать в аудио примере 2 . Эта техника требует практики, прежде чем звук станет четким. Чтобы рука оставалась неподвижной и двигались только пальцы, большой палец может поддерживать руку на скуле.

Аудио 2

Артикуляция дыханием

Помимо того, что вы держите рамку инструмента и щипаете трость, почти все в игре на варгане происходит у вас во рту и в горле или делается диафрагмой, дыханием: отдельные, артикулированные тона можно воспроизводить с помощью коротких вдохов. При вдохе и выдохе воздушный поток усиливает основную ноту. В аудио примере 3 это хорошо демонстрируется. При дыхании между щипками раздаются вибрирующие звуки.

Артикуляция языком

Последовательность тонов может быть «произнесена» вашим языком, как артикуляция на блокфлейте или флейте. При воспроизведении язычок прерывает воздушный поток. С варганом воздушный поток не нужен. В этом случае язык открывает и закрывает полость рта, открывая и прерывая резонанс. С воздушным потоком или без него техника очень похожа. Для медленных мелодий я предлагаю открывать и закрывать полость языком сразу за верхними резцами, как при произнесении de de de . Для быстрой смены тонов вы можете произнести дудл дудл дудл , покачивая языком по нёбу. Это можно услышать в примере 4. Между отрывками артикуляция осуществляется выражением де де, дудл дудл дудл . Эта техника проста и может использоваться очень быстро. Тем не менее, это редко можно услышать на записях где звучит варган.

Аудио 4

Звуковые эффекты

Многие техники игры производят звуковые эффекты, влияющие как на мелодию, так и на ритм. Количество возможных звуковых эффектов может быть неограниченным. Стоит просто попробовать и открыть для себя все новые и новые эффекты. Особенно язык — очень талантливый орган. Интересный эффект, который можно использовать для артикуляции, исходит от голосовых связок. В закрытом состоянии резонанс изменяется таким образом, что в дополнение к «нормальным» обертонам усиливаются более глубокие обертоны. Два обертона можно услышать одновременно, и на них можно влиять независимо друг от друга. Для этого необходимо закрыть голосовые связки. Это то же действие, которое используется при произнесении гласной. При кашле сдерживается и внезапно выдыхается голосовой щелчок. В звуковом фрагменте 5 слышна мелодия. Затем связки закрываются и слышны дополнительные тона измененного резонанса.

Аудио 5

Носовая и ротовая полость — важные резонансные элементы при игре на варгане. Движения в этих полостях напрямую влияют на его звук. Носовая полость может быть закрыта мягким небом относительно резонаторных камер бронхов и грудной клетки. Именно это «закрытие» носа можно использовать, это звучит как будто вы простудились. Также полость рта может быть закрыта. Это делается при произнесении «ng», молчаливое произнесение «ing ing ing ing» во время игры на варгане приводит к интересному эффекту, который слышен в первой части аудио примера 6.

Аудио 6

Вторая часть иллюстрирует эффект языка: средняя часть языка прилегает к верхним коренным зубам, кончик касается нёба и покидает его, как будто вы говорите ne ne ne.

Что лучше выбрать

Фасадная облицовка должна служить длительное время, поэтому к подбору этого материала нужно подходить ответственно. Существует ряд требований к облицовке внешних стен жилых домов, которые непременно должны выполняться:

  • гигиеничность, экологическая чистота, отсутствие в составе вредных компонентов, веществ, излучающих радиацию;
  • стойкость к негативному воздействию грибковых микроорганизмов, плесени, коррозии, насекомых, ультрафиолетового излучения, процессам гниения, огня;
  • прочность к механическому воздействию (ударам, царапинам), чтобы здание подолгу сохраняло внешнюю эстетику, а также для поддержания его звуко теплоизоляционных и качеств на должном уровне;
  • долговечность — жилой дом строится не на пару лет, поэтому его фасад должен иметь длительный срок службы;
  • простой монтаж своими руками;
  • практичность и легкий уход.

Если фасад жилого здания соответствует данным требованиям, его стоит предпочесть иным вариантам. Однако, стоит учесть толщину стен дома, а также его возраст при выборе конкретного варианта. Чем толще стены, тем более тяжелую облицовку они выдержат. Более тяжелые панели: фиброцементные, металлические и так далее. Для старых тонких стен подойдут легкие по весу варианты: пластиковые, полиуретановые, деревянные плиты.

Изменение звучания

Варган с одним язычком настроен на одну ноту. Такой звук называют основным тоном музыкального инструмента. Ротовая полость только резонирует звук, не создает его. Однако это не говорит о том, что возможности варгана ограничены. Музыкант с помощью органов речи может извлекать из инструмента разнообразные обертоны.

Существуют методики изменения звука, которые необходимо изучить до полного автоматизма. Это позволит сочетать разнообразные звучания, превращать их в музыку

Особо важно развивать эти умения для музыкантов, которые любят играть импровизации. В такой ситуации важно иметь четкую умеренность в звуке, который прозвучит в следующую секунду

Рассмотрим особенности техник.

  • Для получения самого низкого звука следует подготовиться к произношению звука «о». В таком случае рот округляется и расширяется, а язык уходит назад. Для выполнения техники все органы должны имитировать произношение, однако голосовые связки напрягать не стоит.
  • Для получения самого высокого звучания необходимо имитировать произношение звука «и». В результате ротовая полость становится меньше, а язык практически прижимается к нижним зубам.

Так простым движением языка можно изменить тональность варгана. При этом изменяется объем ротовой полости, которая играет роль резонатора. Дополнительно следует подключать губы, горло и голосовой аппарат. В таком случае звуки будут максимально многогранными.

Уже давно есть известный прием – подражание жаворонку. Им пользуются многие музыканты, которые освоили варган. Для реализации необходимо беззвучно произносить звуки «ый-ый-ый». При этом язык быстро двигается вперед и уходит назад, в исходное положение.

Не менее популярно и подражание пению гусыни. Такой прием, вообще, больше относится к разряду классических, традиционных. Движение языком тут более сложное. Следует также перемещать его вперед и назад, дополнительно двигая кончик вверх и вниз. Язык должен прикасаться к небу и отрываться от него.

Характеристика звучания во многом зависит от того, какой именно орган используется при его извлечении. Обертоны, двухголосия можно получить различным путем. Обычно задействованы органы дыхания и ротовой полости.

Дыхание носом провоцирует носовые звуки. Стоит отметить, что именно дышать не нужно. Просто следует сымитировать такое же положение носоглотки, как при носовом дыхании. Понимание техники требует некоторой практики. Во время тренировок не рекомендуется двигать связками и другими органами речевого аппарата.

Беззвучные движения глоткой производят глоточное звучание варгана. В процессе следует задержать дыхание. Для изменения звучания нужны движения закрытой глотки. Для имитации пения кукушки следует напрячь мышцы горла. Язык переводится в положение, как при произношении звуков «э» и «о». После удара по инструменту музыкант двигает языком, как бы проговаривая «кук-кук»

Важно понимать, что звука от произношения не должно быть. Следует только переводить разные органы в нужные положения.

Способ изменения звучания с помощью глотки довольно сложен физически и технически

Однако такой навык позволяет воспроизводить на варгане мелодии, которые просто невозможно повторить на любом другом музыкальном инструменте. При этом именно тут следует использовать техники остановки звучания.

История появления варгана

Человек усовершенствовал «щепу», создав различные музыкальные инструменты, в том числе и варган, но принцип извлечения звука остался.

Варган (от латинского — organum — музыкальный инструмент) является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид. Его «возраст» составляет около пяти тысяч лет.

Исследователи полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9–12 тысяч лет назад: человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли, ударяя пальцами или палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у некоторых племен Центральной Америки). Правда, разновидность варгана была обнаружена, скажем, и в Австралии, где аборигены лука не знали вообще.

Место варгана в современной музыке, медицине и религии у различных народов неодинаково. Где-то он полностью забылся, где-то остался, как архаичный пережиток, в других местах приобрел иное значение. В Германии варган долгое время считался элитным инструментом и играть на нем позволялось лишь знатным персонам.

Варган — железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску

Наиболее любопытное применение варгана нашла итальянская мафия «Коза ностра». Одно время она применяла этот инструмент как переговорное устройство, передавая сообщения по типу азбуки Морзе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны, в которых собиралась художественная и политическая элита общества.

К концу 19 века искусство варганной игры потеряло свою актуальность, и в начале 20 века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. Еще в начале 19 века немец И.-Г. Шайблер создал на основе варгана профессиональный концертный инструмент, получивший название «аура» (от греческого — aura — дуновение),— он состоял из нескольких варганов, закрепленных на металлическом диске.

На ауре можно было играть даже произведения классического репертуара, однако она не получила особой популярности. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов сконструировал первую губную гармонику. Карманный инструмент покорил сердца европейцев. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.

В наше время варган известен крайне ограниченному кругу лиц и в большинстве случаев используется либо как сувенир, либо в качестве детской игрушки.

Вывод: Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид.

Исследователи полагают, что родоначальником варгана был лук или «щепа». Играть на этом инструменте предпочитали как высшие, так и низшие слои общества.

В наше время этот инструмент где-то полностью забылся, где-то остался, как архаичный пережиток, в других местах приобрел иное значение.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

С чего начать обучение?

Основы игры на варгане начинаются с выбора правильного положения. Чтобы звук был максимально качественный, нужно правильно зажимать во рту инструмент. Умение держать варган следует довести до автоматизма. Потом уже можно учиться различным техникам извлечения звука.

Как держать варган?

Профессиональные музыканты знают, что удобно и уверенно удерживать инструмент очень важно. Это влияет не только на состояние играющего, но и на красоту звучания варгана

Существует множество способов, каждый может выбрать самый комфортный для себя.

Оптимальный вариант для дуговой модели:

  • округлую часть варгана разместить на указательный и соседний пальцы;
  • большой палец крепко прижать к месту фиксации язычка, он должен беспрепятственно перемещаться в процессе создания мелодии, в противном случае вибрационный элемент не будет резонировать.

Положение при игре

Звучание варгана обусловлено вибрациями от движения язычка. При этом этот звук будет реально услышать, лишь если расположить инструмент возле рта. Основание инструмента следует прижать ко рту. Зубы размыкаются так, чтобы рабочий элемент варгана мог свободно колебаться и вибрировать. Кончик рабочей части инструмента должен располагаться приблизительно в середине рта.

Таким образом, можно насладиться максимально открытым и чистым звучанием. Мелодия проникает внутрь музыканта и резонирует. В этом случае органы дыхания и речи выступают в роли усилителя. Другим способом добиться звука от этого музыкального инструмента невозможно.

При этом в самом процессе принимает участие язык, и даже циркуляция воздуха играет роль. При грамотном подходе на варгане можно сыграть мелодию любой сложности. Музыкальный инструмент способен издавать чистое звучание и призвуки. В результате тон получает особый тембр и оттенок.

Для начала следует прижать варган к зубам. Потом отвести вибрирующий элемент инструмента и отпустить. Это позволит услышать голос варгана. Дальше в процессе обучения музыкант может извлекать максимально разносторонние звуки.

Если внутри ротовой полости двигать языком и прижимать его к небу, то структура звучания будет меняться. Для увеличения громкости и продления звука варган прижимается к зубам. Однако не только это имеет значение. Губами следует захватывать и фиксировать инструмент. Положение варгана напрямую влияет на громкость.

Сделать звучание тише можно в том случае, если прижать инструмент к губам. При этом от напряжения зависит длительность и громкость звука. Если губы расслаблены, то звучание тихое и короткое. При этом оптимальное усилие должно позволять удерживать варган на месте неподвижно. Следует слегка расслабиться, если появляется ощущение напряжения в губах или руке.

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой,
  • культовый,
  • обрядовый,
  • исторический,
  • эпический,
  • лирический.

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).

Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины.

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.

Подробнее о моринхуре вы можете почитать здесь.

Варганы разных народов

Алтайский комус

К 80-м годам XX века алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая. Серийный выпуск комусов начали в 1987 году мастера С. А. Дейн и Владимир Петрович Поткин.

В последующие годы производство продолжили Владимиру Петрович и Павел Петрович Поткины, создав наиболее известные и продаваемые по всей России и за рубежом инструменты[источник?]. В наши дни алтайский комус — небольшой, латунный — воспринимается как наиболее типичный варган.

Балийский варган

Индонезийский варган с острова Бали называется генггонгом (genggong). Он состоит из деревянного каркаса и язычка, вырезанных из сахарной пальмы. Отличительной особенностью инструмента является наличие прикреплённой к язычку струны, используемой для звукоизвлечения.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган — кубыз. Наиболее знаменитый мастер, изготавливавший башкирские кубызы, — Роберт Абдрахманович Загретдинов (1932—2016 гг.), варганист-виртуоз, исполнитель на курае, заслуженный работник культуры РФ и РБ.

Белорусский варган

Белорусский варган носил различные названия. В западных областях было популярно название «друмла», в южных (Полесье) и центральных — «дрымба», в восточных — заимствованное «варган», в центральных и северных — «вурган», «варганизма».

Археологические архивы, свидетельствуют о 6 найденных на территории Белоруссии варганах, датируемых от XII до XVIII вв. Среди них варган, найденный на территории археологического заповедника «Берестье» а также самый поздний варган, найденный под Друцком.

Этнографические упоминания варгана в Белоруссии: Из народной шутливой песни «Як верабейка жанiуся»

«…Сабралiся музыканты, ударылi у барабаны,

А сiнiца — у варганицу, а варона — у гармону…»

Камбоджийский ангкуть

На самом деле ангкуть (камбоджийский варган), родом не из Камбоджи — он относится к пнонгским бамбуковым инструментам. Пнонгские племена населяют территорию практически всей юго-восточной Азии. Пнонги, как и афганские пуштуны, не признают границ, чем вызывают недовольство тайских и вьетнамских пограничников, свободно и без особого напряжения пересекая их в любое время. Зажимается он губами, как раз посередине. Комус умещается в руке — в зависимости от того, левша вы или правша. А противоположная часть — для боя. Материалом является бамбук.

Мурчунга

Нераспространенная разновидность варгана, у которой язычок очень жесткий и выходит за место крепления.
Существуют мурчунги разных размеров, от 2 см до 4. Распространены в Непале, Индии, также делаются голландскими и словацкими мастерами

Русский варган (зубанка)

Кованый варган мастера Валерия Ерошева

Ещё в XIX веке музыковед Владимир Фёдорович Одоевский писал:

Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, чем в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина.

До XVII века слово «варган» употреблялось по отношению к походному ударному (барабан) или клавишному духовому инструменту (орган).

В стихотворении Николая Алексеевичя Некрасова «В дороге» также упоминается варган:

…На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам.

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, этот инструмент встречался среди русского народа в XIX—XX веках, в особенности в Поволжье.

Татарский кубыз

Является татарской версией варгана. В современной татарской музыке употребляется нечасто, но раньше был одним из главных музыкальных инструментов. Отличаются татарские кубызы относительно тонким корпусом.

В наши дни татарские кубызы изготавливает мастер Тимур Вахитов, и они являются наиболее удачными моделями варганов, сочетающими чистоту звука и богатство обертонов.

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов.
Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение.
Якутские хомусы отличаются характерным «трещащим» тембром.

Различают несколько типов хомусов:

  • Мас хомус — плоская, тонкая, сужающаяся к концу лучина из лиственницы;
  • Муос хомус — плоская рамка с вырезанным язычком из кости;
  • Биhилэхтээх хомус — металлический варган с кольцевой держалкой на корпусе;
  • Икки тыллаах хомус — варган с двумя язычками.

Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске.

Религия и социальный строй

По вере чукчи анимисты. Они очень близки с природой, поэтому обоготворяют все природные явления, животных, растения. Люди боятся злых духов, поэтому очень трепетно относятся к амулетам, защищающим от болезней, различных бед. Главное божество – ворон Куркыль, сотворивший все живое на Земле.

В ХХ веке многие чукчи были вынуждены принять православие. Но среди кочующих племен люди придерживаются традиционной веры. Они имеют семейные реликвии. Чукчи бережно хранят деревяшки с изображением предков, передающийся из поколения в поколение бубен, различные талисманы, амулеты.

До XVIII века у чукчей преобладала патриархальная семейная община. Люди совместно вели хозяйство, жили в одном шалаше. У береговых чукчей была байдарка, от ее размера зависела численность общины. В конце XVIII века связи между людьми ослабились. Постепенно большая патриархальная семья распалась, ее сменила малая семья.

Закручивание винтовых свай дрелью

Приветствую вас у себя на сайте! Сегодня поговорим про закручивание винтовых свай дрелью с помощью нескольких приспособлений. Кое-что нужно будет купить, а что-то изготовить самому.

Что потребуется?

  • Дрель. Она должна быть мощной — не менее 1000 Вт. Желательно, чтоб она была еще и тихоходной, имеющей максимальные обороты не 3000 в минуту, а 600. Такие аппараты сами по себе уже имеют довольно большой крутящий момент. Подойдет, например, такой вариант.
  • Мультипликатор. Это устройство с редуктором, предназначенное для увеличения крутящего момента в десятки раз. Используется для ремонта грузовых автомобилей, где требуется заворачивать болты и гайки с большим усилием. Дальнобойщики эту штуку еще называют мясорубкой, так как у нее приходится аналогично вращать ручку. Также может называться ручным гайковертом. Подойдет, например, вот такой агрегат. Как видно, цена не очень высокая — всяко выгоднее, чем заказывать спецтехнику. При этом увеличивает тягу в 58 раз.
  • Сварочный аппарат. Он понадобится для сварки при изготовлении некоторых приспособлений.
  • Стальные трубы. Понадобится кусок около 30 см длиной и внутренним диаметром чуть больше, чем внешний у безоголовочных свай. Если они у вас с оголовками, то этот кусок не нужен. Еще одна труба будет необходима, чтобы использовать ее в качестве упора, благодаря которому будет вращаться свая, а не мясорубка. Диаметр ее должен быть около 4 см, а длина — метров 4-5, чтобы обеспечивать необходимый рычаг.
  • Швеллер. Нужен обрезок длиной около 20 см и шириной чуть больше диаметра упорной трубы.
  • Толстая стальная пластина. Она используется при изготовлении переходника как для свай с оголовком, так и без.
  • Болты каленые и гайки к ним. Применяются для соединения всех узлов воедино. Потребуются именно каленые, потому что обычные не выдерживают. Приобретать такие надо не в отделах крепежа, а в автозапчастях.
  • Болгарка. Пригодится для резки металла при изготовлении необходимых частей конструкции.
  • Гаечные головки с посадкой на 1 дюйм. Если закручиваете сваи как с оголовком, так и без, то потребуется три штуки. Если только один вид, то две.

Как собрать и работать?

Сначала необходимо доработать мультипликатор. У него есть чересчур длинная ручка, которая будет мешать. Поэтому ее надо спилить до уровня, показанного красной линией на рисунке ниже.

Теперь изготовим переходники. Для свай с оголовком берем стальную пластину, выпиливаем ее под размер оголовка. Далее просверливаем в ней отверстия также, как на оголовке. А посередине привариваем гаечную головку четырехгранником наружу.

Для изготовления адаптера к безоголовочной свае берем подготовленный обрезок трубы и привариваем к нему с торца стальную пластину, к которой затем привариваем гаечную головку четырехгранником наружу. После этого в адаптере сверлится сквозное отверстие, совпадающее с отверстиями сваи.

Также к переходнику сбоку можно приварить петлю из арматуры, чтобы имелась возможность трубой осуществить ручную докрутку, если вдруг усилия дрели не хватит, например, из-за чрезмерной плотности грунта. Под петлю желательно наварить еще и пластину для усиления.

Для соединения мясорубки и дрели в еще одну гаечную головку нужно вставить болт с подходящей по размеру шляпкой, и прихватить его сваркой.

Длинная труба будет служить в качестве упора. На ее краю надо просверлить два отверстия под болты. В швеллере также сверлятся два отверстия на том же расстоянии друг от друга, чтобы его можно было соединить с трубой.

Огромный выбор электроинструмента и бензотехники по низким ценам. Бесплатная доставка до вашего региона. Оплата при получении либо онлайн.

Далее вставляем в переходник мультипликатор, а затем на него надеваем дрель, в патрон которой уже зажат болт с головкой.

Теперь сделаем упор. К части ручки мультипликатора, оставшейся после спиливания, прикручивается швеллер вместе с вставленной в него трубой, которую можно при достаточной длине просто держать напарнику, либо упереть в любой предмет, плотно воткнутый в землю.

Вот собственно и все. Осталось нажать кнопку пуска и начнется постепенное погружение.

Как видите, ничего сложного в сборке самодельного электрического приспособления для закручивания винтовых свай нет. При этом денежные затраты будут меньше, чем если вызывать спецтехнику.

Как играть на комусе?

Освоить саму технику игры несложно, для этого понадобится несколько минут. А вот совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.

  1. Сначала следует прижать основу к зубам, но так, чтобы между нижним и верхним рядом было небольшое пространство. Это будет место для язычка варгана.
  2. На следующем этапе язычок нужно слегка оттянуть к губам и отпустить.
  3. Кому-то удобно располагать основу инструмента не у самих зубов, а между губами. Но челюсти смыкать не следует, ведь язычок инструмента должен вибрировать.
  4. Когда удастся освоить основной этап, можно менять положение языка, втягивать щеки, добавлять дыхание и голос. Все это придаст индивидуальности игре.

Из чего можно делать?

Основные требования к материалам для изготовления варгана определяются принципом его звучания – образованием звуковой акустической волны за счет вибрации или упругого колебания главного элемента варгана – язычка. Эта деталь должна обладать сбалансированными характеристиками жесткости, упругости и одновременно пластичности.

Из металлических материалов наилучшим набором подходящих качеств обладают полотна от ручных и промышленных пил и ножовок из инструментальных сталей, используют также листовую нержавеющую сталь, медные или алюминиевые пластины.

Экспериментировать при этом можно с множеством материалов – вместо круглого взять квадратный или шестигранный профиль, использовать различные диаметры и виды металла – обычную углеродистую или нержавеющую сталь, медный, латунный или бронзовый пруток.

Для деревянного варгана наиболее подходящими материалами являются береза, клен, дуб, граб и бук, в различных частях и регионах мира применяются местные, порой экзотические породы дерева, в том числе и причисляемый к дереву бамбук.

Костью современные производители пользуются гораздо реже, ручная работа с этим материалом требует особой тщательности и кропотливости, а материалом служат традиционные по резьбе из кости оленьи или лосиные рога, клык моржа, китовый ус, слоновые, а то и мамонтовые бивни.

Из современных материалов при изготовлении варгана применяют листовое оргстекло или пластик, в том числе и такое распространенное и доступное изделие, как пластиковая банковская карта. Сделать варган из карточки довольно просто, но, как показывает практика, добиться от него желаемого или сравнимого с другими типами звучания получается не всегда.

Вместо итогов

Благодаря изобретению и успешному синтезу фторкаучуков значительно улучшились физико-химические показатели искусственных резин на их основе. Это позволило наладить выпуск различных уплотнительных изделий, которые широко используют в механизмах, работающих в тяжелых климатических условиях.

Материал не нуждается в дополнительном армировании и обладает высокими эксплуатационными характеристиками. На данный момент не существует аналогов среди других органических и синтетических эластомеров по износостойкости и механической прочности.

Ознакомится с материалом, описывающим основу для всех эластичных полимеров, можно в статье “Основные свойства и характеристики форполимеров“.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий