Классификация чугуна — виды

Трубы ЧК

Чугунные канализационные трубы ЧК используют при сооружении современных отопительных систем, систем водоснабжения и систем отведения хозяйственных и фекальных стоков – как жилых, так и промышленных строений (канализации). 

Труба SML

Компания «СЕВЕР» предоставляет своим клиентам широкий выбор товаров, применяемых в сантехнической и других отраслях. Лучше ознакомиться с ассортиментом поможет страничка сайта «трубы чугунные прайс», на которой имеется полная информация о продукции, её размерах, ценах, количестве. Чугунные трубы классифицируются на несколько видов. К ним относятся труба ВЧШГ, труба ЧК, труба ЧНР, труба SML.

Чугунные трубы пользуются популярностью среди потребителей, благодаря своим преимуществам, по сравнению с трубами из других материалов. Данная продукция имеет длительный срок службы, достаточно надежна, и её стоимость значительно ниже цены на альтернативные трубы из металлополимеров или высококачественной легированной стали. Трубы чугунные, прайс на которые можно посмотреть на сайте компании, пользуются неимоверной популярностью. Их можно использовать в качестве канализационных труб и не только. Они легко монтируются на месте, и обладают большим запасом надежности и прочности, что является важным условием при эксплуатации в экстремальных условиях.

  • Такой показатель как прочность на разрыв увеличивается;
  • Вероятность внутренних напряжений значительно уменьшается;
  • Трубы легко обрабатывать и нарезать на готовые изделия нужной длины.

Для дополнительной защиты внутренней поверхности трубы от химического или механического воздействия на нее наносится экологически нейтральное покрытие. Основой этого слоя является эпоксидная смола, которая добавляет внутренней поверхности эластичность и гладкость и препятствует образованию осадка и отложений. Таким образом, вероятность застоя или засора в трубе практически нулевая. Толщина слоя – около 130мкм. Наружная поверхность трубы покрывается слоем красно-коричневой грунтовки. Высыхая, этот вид грунтовки образует тонкую (15-20 мкм), гладкую, ровную поверхность. При этом трубе добавляется дополнительная прочность, стойкость к воздействию окружающей среды и колебаниями температуры от -45 до +60 градусов по Цельсию.

SML канализация

Чугун, как материал прекрасно себя зарекомендовал, и может использоваться в системах SML (канализация жилых, многоэтажных, коммерческих, промышленных зданий), которые относятся к системам из литого чугуна, отвечающего нормам международных и европейских стандартов. Трубы SML отвечают всем необходимым требованиям, которые предъявляются современным строительством. Данная продукция имеет наружное покрытие нанесенной красно-коричневой грунтовки, а на внутренний слой трубы нанесен эпоксидный слой, обладающий высокой устойчивостью к различным воздействиям (химическим или механическим).

  • SML трубы не нуждаются в дополнительной обработке огнезащитными материалами и средствами;
  • SML канализация по сравнению с другими видами более легкая, универсальная и простая в сборке за счет того, что помимо хомутов не нуждается в дополнительных креплениях. Безраструбные соединения стык в стык обеспечивают отличную герметичность;
  • Антикоррозийные SML трубы обеспечивают долгую жизнь канализации без ремонтов и замен;
  • SML канализация не нуждается в дополнительных системах шумоподавления;
  • Технические особенности чугуна, из которого выполнены SML трубы позволяют внедрять SML канализацию в бетон.
  • SML канализация при длительном ее использовании значительно экономит средства на обслуживание и ремонт.

В связи с тем, что этот вид канализации отличается такими высокими техническими характеристиками, его обычно проводят в зданиях с особыми требованиями к уровню шума и пожарной безопасности, например, в гостиницах, высших учебных заведениях, аэропортах и вокзалах, больницах, супермаркетах и другим местах большого скопления людей.

Характерные черты и свойства чугуна

Этот металлический сплав обладает такими свойствами:

  1. Физические свойства: удельный вес, действительная усадка, коэффициент линейного расширения. Например, содержание углерода в чугуне напрямую влияет на его удельный вес.
  2. Тепловые свойства. Теплопроводность обычно рассчитывают по правилу смещения. Для твердого состояния металла объемная теплоемкость составляет 1 кал/см3*оС. Если металл находится в жидком состоянии, то она примерно равна 1,5 кал/см3*оС.
  3. Механические свойства. Примечательно, что на эти свойства влияет как сама основа, так и форма и размеры графита. Серый чугун с перлитной основой является наиболее прочным, а с ферритной — самым пластичным. Пластинчатая форма графита характеризуется максимальным снижением прочности, в то время как у шаровидной формы это снижение минимально.
  4. Гидродинамические свойства. Наличие в составе марганца и серы влияет на вязкость материала. Также она имеет свойство увеличиваться, когда температура сплава переходит точку начала затвердевания.
  5. Технологические свойства. Этому металлу характерны отличные литейные качества, а также стойкость к износу и вибрации.
  6. Химические свойства. По мере убывания электродного потенциала структурные составляющие сплава располагаются в следующем порядке: цементит — фосфидная эвтектика — феррит.

На свойства сплава также оказывают влияние специальные примеси:

  • Добавление серы значительно уменьшает текучесть и снижает тугоплавкость.
  • Фосфор позволяет изготовить изделия разнообразной формы, но при этом уменьшает его прочность.
  • Добавление кремния уменьшает температуру плавления материала, а также заметно улучшает литейные свойства. Содержание кремния в различном процентном соотношении дает возможность получить сплавы разного цвета: от ферритного до чисто белого.
  • Присутствие в сплаве марганца значительно повышает твердость и прочность материала, но при этом ухудшаются его литейные и технологические качества.
  • Кроме этих примесей в состав сплава могут также входить иные компоненты. В таком случае материалы называют легированными. Чаще всего к чугуну примешиваются титан, алюминий, хром, медь и никель.

Значение и метод нанесения цементно-песчаного покрытия

Метод нанесения цементно-песчаного покрытия (ЦПП) используется на производственных территориях, жилых районах и местах, где есть подземные коммуникации, для экономии средств во время реконструкции поврежденных трубопроводов.

Во время эксплуатации трубопровода, который обработан ЦПП, образуется гидрофильный шар, благодаря которому уплотняются утечки и убираются все дефекты трубы. Согласно нормативам ГОСТ технология восстановления трубопровода способом нанесения ЦПП используется для таких целей:

  • Предупреждения образования налета внутри трубы;
  • Предупреждения образования коррозии;
  • Герметизации стыков;
  • Повышения срока службы.

Устройство ВЧШГ трубы

Цементно-песчаное покрытие (ЦПП) представляет собой раствор из цемента и песка, который наносится на внутреннюю часть трубопровода методом центробежного набрызгивания. Важным преимуществом такого метода защиты является низкая стоимость материалов (песка и цемента).

Метод цементно-песчаного покрытия (ЦПП) регламентируется ГОСТ и используется при санировании старого и изношенного трубопровода. Такие работы значительно экономят время и финансовые затраты по сравнению с прокладыванием новых труб. Также ЦПП наносится на новые чугунные трубы хозяйственных, сельскохозяйственных и промышленных сфер. Благодаря своим микробиологическим свойствам ЦПП служит наилучшим материалом для системы водоснабжения. При монтаже чугунные трубы наращивают постепенно, соблюдая все условия проектной документации.

Чугунные трубы не требуют значительных усилий при монтаже, они просты в эксплуатации.

Плюсы и минусы сварки с помощью давления

Есть несколько разновидностей сварки давлением, и каждая из них имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества холодной сварки:

  • поверхности деталей не нагреваются;
  • работа выполняется быстро;
  • после проведения работ практически нет грязи;
  • не требуются особые навыки оператора.

Недостаток в том, что при выполнении таких работ могут сильно меняться размеры деталей, особенно это касается такого метода сварки, как ковка.

Преимущества сварки трением:

  • для выполнения работ требуется небольшая мощность;
  • металл нагревается до невысокой температуры;
  • сварка выполняется быстро.

Недостаток в том, что в области шва детали повреждаются. Одна из них должна быть круглой формы, чтобы она могла ввинчиваться во вторую, которая плоская.

Преимущества сварки взрывом:

  • заготовка нагревается на короткое время;
  • шов обладает высокой прочностью;
  • работа выполняется быстро.

Для выполнения такой сварки нужны специальные места, это связано с образованием взрывной волны, поэтому и техника безопасности должна быть соответствующей.

Достоинства диффузионного метода:

  • подходит для соединения разных металлов, при этом толщина заготовок также может не совпадать;
  • шов не требует дальнейшей обработки;
  • расход энергии небольшой.

Для выполнения таких работ понадобится соответствующая квалификация сварщика и специальное оборудование.

Преимущества контактной сварки:

  • прочный и аккуратный шов;
  • работа выполняется быстро.

Для выполнения сварочных работ таким методом понадобятся сложные аппараты.

Существующие способы сварки давлением позволяют соединять детали, когда это невозможно сделать классическими видами плавления. Они отличаются меньшими затратами энергии, а большинство из них имеют простое техническое решение, что делает такую сварку популярной, и на многих производствах она вытесняет традиционные технологии.

Виды чугуна

1) Белый чугун. Этот сплав приобрёл своё название за светлый оттенок на сколе. Он характеризуется входящим в его состав чрезмерным количеством углерода в виде цементита.

Процент углерода чаще всего выше 3, поэтому белый чугун – материал очень хрупкий и ломкий. Он тяжело плавится и с трудом поддаётся обработке стальными инструментами. В чистом виде его применяют не часто, в основном для деталей, не предназначенных для нагрузок.

Но характеристики материала можно изменить, если добавить в сплав примеси. Обычно для этого используют хром и никель. Полученный материал называется «сормайт», его применяют для нагрева. Основное применение белого чугуна – это отливка ванн.

2) Серый чугун. Эта разновидность чугуна тоже была названа по цвету в месте разлома. Материал используется практически во всех сферах народного хозяйства. Количество углерода в сплаве примерно равно 2,5%. И в отличие от белого, в сером чугуне он содержится также в виде графита.

Применение из чугуна

Материал обладает и пластичностью, и хорошей для чугуна прочностью. Благодаря этому материал применяется в производстве деталей, эксплуатируемых при циклических нагрузках. Из серого чугуна изготавливают втулки, зубчатые шестерёнки, литые конструкции.

3) Ковкий чугун. Для создания этого сплава используют белый чугун. Его подвергают обжигу, что способствует образованию феррита. Этот материал наиболее пластичен. Из него получают шестерни, поршни, подшипники, звенья и ролики конвейерных цепей, муфты, тормозные детали и педали.

4) Высокопрочный чугун. Это вид серого чугуна, в котором графит решётке имеет шаровидную форму. Округлость графита ослабляет кристаллическую решётку, что улучшает механические свойства материала.

Вследствие этого свойственные чугуну характеристики (прочность, удобство литья) дополняются устойчивостью к трещинам и пластичностью, которые близки к показателям стали. Высокопрочным чугуном даже можно заменить все стальные механизмы. Из материала изготавливаются турбопроводы и другие отопительные аппараты.

Чугун серый

Серый чугун широко применяется в машиностроении. Такое название он получил по серому цвету излома, обусловленному наличием в структуре чугуна свободного углерода в виде графита. По виду металлической основы различают серые чугуны перлитные, перлитно-ферритные и ферритные.

Таблица 1. Чугуны серые литейные, их основные свойства и применение

Марка σв МПа НВ Свойства и применение
Сч10 275 139-274 Малоответственные отливки с толщиной стенок до 15 мм (корпуса, крышки, кожухи и др.), детали, для которых прочностная характеристика не является обязательной,- опоки, арматуру, рамки, сковороды, декоративные детали, массивные строительные колонны, фундаментные плиты
СЧ15 314 160-224 Малоответственные отливки с толщиной стенок 10 — 30 мм (трубы, корпуса клапанов, вентили при давлении — до 20 МПа и др.), корпусные малонагруженные детали, подмоторные плиты, рычаги, шкивы, маховики, емкости для масла и охлаждающей жидкости, корпуса фильтров, фланцы, крышки, звездочки цепных передач
СЧ18 354 167-224 Ответственные отливки с толщиной стенок 10 — 20 мм (шкивы, зубчатые колеса, станины, суппорты и др.)
СЧ20 397 167-236 Ответственные отливки с толщиной стенок до 30 мм (блоки цилиндров, поршни, тормозные барабаны, каретки и др.), для изготовления базовых корпусных деталей повышенной прочности и износостойкости, деталей, к которым предъявляются требования герметичности при давлении до 8 МПа (80 кгс/см2), корпусов, коробок передач, шпиндельных бабок, балансиров, планшайб, гильз, кареток, цилиндров, насосов, золотников, арматуры, компрессоров
СЧ25 450 176-245 Ответственные отливки с толщиной стенок до 40 мм (кокильные формы, поршневые кольца и др.), для изготовления базовых корпусных деталей повышенной прочности и износостойкости, деталей, к которым предъявляются повышенные требования к герметичности
СЧ3О 490 177-250 Ответственные отливки с толщиной стенок до 60 мм (поршни, гильзы дизелей, рамы, штампы и др.), для изготовления кронштейнов, салазок столов и суппортов, деталей с поверхностной закалкой, цилиндров, корпусов насосов, дизелей и двигателей внутреннего сгорания, поршневых колец, коленчатых и распределительных валов
СЧ35 СЧ45 540 193-264 Ответственные высоконагруженные отливки с толщиной стенок до 100 мм (малые коленчатые валы, детали паровых двигателей и др.) деталей, для изготовления к которым предъявляются требования герметичности при давлении свыше 8 МПа

Графит обладает низкими механическими свойствами. Он нарушает целостность металлической основы. Располагаясь между зернами металлической основы, графит ослабляет связь между ними. Поэтому серый чугун плохо сопротивляется растяжению и имеет очень низкую пластичность и вязкость. Чем крупнее и прямолинейнее графитовые включения, тем хуже механические свойства чугуна. Твердость серого чугуна, а также его сопротивление сжатию близки к показателям стали, имеющей такую же структуру, как у металлической основы чугуна.

Графит оказывает и некоторое положительное влияние на свойства чугуна, в частности, он повышает его износостойкость, действуя аналогично смазке, повышает обрабатываемость резанием, так как делает стружку ломкой, способствует гашению вибраций изделий, уменьшает усадку при изготовлении отливок.

Механические свойства серого чугуна могут быть улучшены равномерным распределением мелкопластинчатого графита в отливке. Это достигается путем специальной обработки — модифицирования, когда в жидкий чугун перед его разливкой вводят добавки, которые образуют дополнительные центры графитизации, в результате чего получается мелкопластинчатый графит. Чугун с таким графитом называют модифицированным. От обычного серого чугуна он отличается более высоким сопротивлением разрыву, однако пластичность и вязкость его при модифицировании не улучшаются.

По ГОСТ 1412-85 буквы СЧ в обозначении марки чугуна означают — серый чугун. Двузначная цифра соответствует пределу прочности при растяжении σв МПа. Стандарт нормирует предел прочности серых чугунов σв = 274÷637 МПа, твердость — 143÷637 НВ и химический состав.

Основные свойства серого чугуна и его применение приведены в таблице 1.

Особенности соединения изделий

Монтаж труб ВЧШГ осуществляется двумя способами: электросваркой и соединением в раструб.

Первый вариант осуществляется с применением специальных электродов.

Алгоритм создания раструбного соединения:

  1. Очистить внутреннюю поверхность раструба, удалив грязь, жир, частицы песка и т.п. То же сделать с концом второй трубы, проверив наличие фаски и в случае необходимости нарезав её самостоятельно. Смазать торец специальной пастой.
  2. Проверив целостность манжеты, сложить её в форме сердца и с небольшим усилием ставить в раструб. На открытую область изделия нанести пасту.
  3. Ровно установить конец второй трубы с нанесённой на расстоянии глубины раструба минус 1 см отметкой в раструбе, зафиксировать подручными средствами и спрессовать соединение.

В случае добросовестного исполнения соединения собранный контур прослужит долго, не требуя срочного ремонта. 

Норма загрузки чугунных труб

Существует 2 способа транспортировки магистралей ВЧШГ: автомобильный транспорт, представленный огромными дальнобойными фурами, и железнодорожный, по которому перевозят продукцию большие промышленные поезда с вместительными вагонами. Отличие в системах торгового сообщения — количество материала, которое можно поставить, а также время перевозки. Немаловажный фактор также играют транспортные пути, так как не во всех местах присутствуют железная дорога, либо налаженный автомобильный маршрут.

Показатели по нормам загрузки в 2 транспортных направлениях представлены в следующих таблицах:

Нормы погрузки в автомобильный транспорт
Диаметр трубы(мм) Кол-во труб на один пакет(шт) Норма производства(шт) Вес конструкции(кг)
83 17 227 98
103 11 188 114
127 7 144 166
Нормы погрузки в железнодорожные вагоны
Диаметр трубы(мм) Кол-во труб в пакете(шт) Вместимость вагона(м³) Вес конструкции(кг)
86 16 530 99
104 12 497 108
133 6 388 129

Особенности производства ковкого чугуна

Изготовление чугуна КЧ обладает рядом тонкостей, которые обусловлены литьевыми характеристиками и другими свойствами.

Производство ковкого чугуна

Чугун марки БЧ, являющийся основной производства ковкого, обладает не очень хорошими литьевыми параметрами. В, частности, он обладает пониженной жидкотекучестью, большим размером усадки во время остывания, и он склонен к формированию различных литейных дефектов. Эти является причиной того, что при производстве необходимо перегревать металл и принимать меры по борьбе с дефектами литья. Изготовление ковкого чугуна может выполняться с обязательным учетом усадки и изменения размеров заготовок во время томления. Максимальную усадку, имеют тонкие заготовки, минимальную, толстые. Операция томления выполняется при 1350 – 1450 градусов Цельсия.

Отжиг (томление) это базовый этап при производстве чугуна КЧ. Его производят в отдельных цехах, называемых томительными. Заготовки размещают в горшках, выполненных из стали или чугунных сплавов разных марок, для томления. В горшок может быть уложено до 300 отливок исходя из того, что до 1 500 кг должно приходиться на один кубометр.

Ковкий чугун получает наибольшую прочность в горшках, произведенных из белого чугуна с добавками хрома и минимальным количеством фосфора. Расход горшков измеряют по весу, он может составлять от 4 до 15 % веса заготовок. Именно поэтому увеличение их стойкости играет большую роль в формировании стоимости готового ковкого чугуна.

Во избежание коробления готовых отливок укладка заготовок в горшки должна выполняться с особой тщательностью. Их укладывают максимально плотно, для повышения эффекта заготовки пересыпают песком или рудой. Эти материалы предохраняют заготовки от деформации и лишнего окисления.

Производство чугуна

Для производства ковкого чугуна применяют электрические печи. Это вызвано тем, что в процессе томления должна быть возможность регулировки температуры, резкий подъем на время нагрева и быстрое понижения на стадии его графитизации. Кроме того, не будет лишним, и возможность регулировки воздушной смеси в печи.

Отливки, полученные из ковкого чугуна несколько раз проходят через операцию очистки, а после отжига удалению питателей и правке. Первая чистка проводится для удаления остатков формовочных смесей. Для чистки применяют пескоструйное оборудование или специальные галтовочные барабаны. Удаление остатков питателей происходят на наждаках.

Дефекты ковкого чугуна

Самыми часто встречающимися дефектами ковкого чугуна можно назвать следующие:

  • усадочные раковины;
  • недолив;
  • трещины и пр.

Часть дефектов не может быть исправлена дальнейшей термической обработкой. Следует отметить, то, что изготовление ковкого чугуна требует строго соблюдения всех требований ГОСТ, технологических правил и регламентов. Только в этом случае можно говорить о получении качественного ковкого чугуна, которым допустимо заменять другие, дорогие материала – стали, цветные металлы.

Маркировка и применение чугунов

Серый чугун

маркируют по ГОСТ 1412–85 «Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки». Марка серого чугуна состоит из букв СЧ (серый чугун) и цифры, показывающей уменьшенное в 10 раз значение (в мегапаскалях) временного сопротивления при растяжении, например СЧ15 (σв = 150 МПа), марка СЧ30 указывает, что сплав относится к серым чугунам с пластинчатым графитом и имеет σв = 300 МПа. Стандартом предусмотрен следующий ряд марок – СЧ 10, СЧ15, СЧ20, СЧ25, СЧ30, СЧ 35.

Механические свойства серого чугуна зависят от структуры металлической основы и, главным образом, от количества и размеров графитовых включений. Прочность, твердость и износостойкость чугунов растут с увеличением количества перлита в металлической основе, которая по строению аналогична сталям. Однако крупные пластинчатые включения графита создают высокую концентрацию напряжений и действуют как надрезы, ослабляющие металлическую основу. Ферритные чугуны СЧ 10 и СЧ 15 предназначены для слабо- и средненагруженных деталей: маховиков, корпусов редукторов, дисков сцепления и пр. Ферритно-перлитные чугуны СЧ 20 и СЧ 25 применяют для деталей, работающих при повышенных статических и динамических нагрузках: блоков цилиндров, станин различных станков и др. Перлитныечугуны СЧ 30 и СЧ 35 обладают высокими механическими свойствами. Их используют для деталей, работающих при высоких нагрузках, в том числе в тяжелых условиях износа: гильз блоков цилиндров, распределительных валов и т.п.

Ковкий чугун

по ГОСТ 1215–79 «Отливки из ковкого чугуна. Общие технические условия» маркируют буквами «КЧ» и двумя числами, которые указывают уменьшенное в 10 раз значение (в мегапаскалях) временного сопротивления при растяжении и относительное удлинение в процентах.Например , КЧ 37–12 означает, что эта марка ковкого чугуна имеет прочность ϭв = 370 МПаи относительное удлинение δ =12 %.

По механическим и технологическим свойствам ковкий чугун занимает промежуточное положение между серым чугуном и сталью. Недостатком ковкого чугуна по сравнению с высокопрочным является ограничение толщины стенок для отливки и необходимость длительного дорогостоящего отжига. Отливки из ковкого чугуна применяют для деталей, работающих при ударных и вибрационных нагрузках. Из ферритных чугунов изготавливают картеры редукторов, ступицы, крюки, скобы, хомуты, муфты, фланцы. Из перлитных чугунов, характеризующихся высокой прочностью и достаточной пластичностью, изготавливают вилки карданных валов, звенья и ролики цепей конвейеров, тормозные барабаны и диски.

Чугун с вермикулярным графитом

изготавливают по ГОСТ 28394 – 89 четырех марок: ЧВГ 30 с ферритной металлической основой, ЧВГ 35 и ЧВГ 40 с феррито-перлитной, а ЧВГ 45 с перлитной основой. Буквы «ЧВГ» обозначают – «Чугун с вермикулярным графитом», а число – предел прочности при растяжении ϭв в МПа, уменьшенное в 10 раз.

Такие чугуны применяют для изготовления деталей, работающих при повышенных циклических нагрузках, при переменных повышенных температурах в общем и энергетическом машиностроении, авто- и дизелестроении. Из них выплавляют базовые детали станков, корпуса газовых турбин, крышки и головки цилиндров, блоки двигателей, корпуса гидроаппаратуры и др.

Высокопрочный чугун

маркируют в соответствии с ГОСТ 7293–85 «Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки». Марку обозначают буквами «ВЧ» и числом, которое показывает уменьшенное в 10 раз значение (в мегапаскалях) временного сопротивления при растяжении.Например , маркировка ВЧ 50 означает, что этот чугун является высокопрочным и его = 500 МПа.

По сравнению с другими видами чугунов, механические свойства ВЧ повышаются, что обусловлено отсутствием концентрации напряжений у включений графита шаровидной формы.

Из высокопрочного чугуна изготовляют тонкостенные отливки (поршневые кольца), шаботы ковочных молотов, станины и рамы прессов и прокатных станов, изложницы, резцедержатели, планшайбы. Отливки коленчатых валов массой до 2..3 т, взамен кованых валов из стали, обладают более высокой циклической вязкостью, малочувствительны к внешним концентраторам напряжения, обладают лучшими антифрикционными свойствами и значительно дешевле.

План составления отчета

1. Выполнить краткие теоретические записи, в которых указать: факторы, влияющие на процесс графитизации и условия получения белого, серого, ковкого и высокопрочного чугунов.

2. Описать принципы маркировки чугунов по ГОСТам, свойства и область применения.

3. Выполнить графические построения и зарисовки согласно плану работы.

Коррозионностойкие чугуны

Короозионностойкие чугуны обладают высокой стойкостью в газовой, воздушной и щелочных средах.Их применяют для изготовления деталей узлов трения, работающих при повышенных температурах.

Примеры обозначения и расшифровки чугунов:

  1. СЧ15 — серый чугун, временное сопротивление при растяжении 150Мпа.
  2. КЧ45-7 — ковкий чугун, временное сопротивление при растяжении 450Мпа, относительное удлинение 7%.
  3. ВЧ70 — высокопрочный чугун, временное сопротивление при растяжении 700 МПА
  4. АЧВ — 2 — антифрикционный высокопрочный чугун, номер 2.
  5. ЧН20Д2ХШ — жаропрочный высоколегированный чугун, содержащий никеля 20%, 2% меди, 1% хрома, остальное — железо, углерод, форма графита — шаровидная
  6. ЧС17 — коррозионностойкий кремниевый чугун, содержащий 17% кремния, остальное -железо, углерод.

Химический состав


Этот металл представляет собой сплав железа и углерода, который содержит небольшое количество примесей. Процентное содержание железа достигает уровня более 90%. А также присутствуют кремний, фосфор, марганец и сера. Углерода — не менее 2,14%. Он определяет свойства всего соединения.

Роль углерода

Прежде всего углерод даёт твёрдость. Именно углерод формирует прочностные характеристики сплаву, который является отличным материалом для литейного производства. Но он же снижает пластичность и ковкость.

Поэтому твёрдый, но хрупкий металл имеет ограниченную область применения. В основном это металлургия, машиностроение, автомобилестроение, производство тяжёлой специальной техники, коммунальное хозяйство и промышленный дизайн.

В составе чугуна углерод присутствовать в разных формах: как цементит (Fe 3 C), или графит (пластинчатый, сферического, хлопьевидный). Графит в значительной степени определяет свойства этого материала, который в настоящее время подразделяется на следующие виды:

  1. Серый.
  2. Высокопрочный.
  3. Ковкий.
  4. Белый.
  5. Половинчатый.

Высокопрочный чугун применение

На машиностроительных заводах производят в основном ферритный ковкий чугун, и в крайне незначительном количестве перлитный, при всем при том, что последний и обладает высокрй прочностью, износостойкостью, хорошо работает в условиях повышенных температур, обладает высокой усталостной прочностью, хорошо гасит вибрации и т. %

Существенной особенностью чугуна является то, что он применяется для изготовления как маленьких деталей весом в несколько сот граммов (например, поршневых колец), так и очень крупнейших деталей весом до 150 т в одной отливке (например, шаботы ковочных молотов, станины и рамы прессов и прокатных станов ); как подробностей с низкими стенами (до 1000 мм), так и подробностей, обладающих высокие стенки (3 — 5 мм). Подробности могут применяться как в литом состоянии, так и после соответствующей тепловой обработки.

Высокопрочный чугун – это чугун, в котором графит имеет шаровидную фигуру. Повышение крепости и пластичности чугуна достигается модифицированием, обеспечивающим получение глобулярного (сфероидального ) графита вместо пластинчатого. Поверхность графита сфероидальной формы имеет меньшее касательство к объему и определяет наибольшую сплошность металлической основы и прочность чугуна. Такая форма графита получается при присадках в жидкий чугун магния (М) или церия (Се).

Из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом изготавливают отливки развесом от десятых долей килограмма до нескольких десятков тонн. Свойства ВЧШГ очень различны, поэтому высокопрочный чугун применяется: взамен серого чугуна — для удлинения срока службы отливок (изложниц, прокатных валков, поршней, поршневых колец и др.); взамен стали — с целью упрощения и удешевления производства, сокращения числа металла и рационализации конструкции отливок (коленчатых валов, траверс, шестеренок и др.); взамен цветных сплавов — целью сокращения расхода дефицитных металлов и снижения стоимости автомобилей.

Несмотря на то, что серый чугун легче обрабатывается резанием, есть отдельные трудности: при обработке выделяется внушительное количество теплоты. Именно поэтому на твердосплавные пластины для обработки чугуна наносится достаточно низкое многослойное покрытие (около 20 мкм), содержащее в себя слой оксида алюминия (Al 2 O 3). Al 2 O 3 отстаивает основу твердосплавной пластины от перегрева, кроме того, оксид алюминия весьма химически стабилен: он не вступает в реакцию с чугуном, что позволяет избежать химического износа пластины. Твердосплавные пластины с подобным покрытием делают на скоростях резания 300 — 450 м/мин.

Для равномерного распределения нагрузки между раструбом и толкателем вставляется компрессионное тонкое деревянное кольцо из мягких пород дерева, играющее роль подушки. Труба производится стандартной длины 5 м и располагает средние для данного образа соединений показатели расчетного давления. При прокладке труба проталкивается толстым краем вперед, что позволяет обломкам породы во время проходки трубы постепенно миновать раструб соединения FASTITE. Внутреннее цементно — песчаное покрытие является шаблонным для труб МТ, GS и неподвижных соединений. Трубы ВЧШГ поставляются американскими компаниями и с остальными наружными и внутренними покрытиями, соответственными характерным условиям эксплуатации.

По сравнению с металлической основой графит имеет низкую прочность. Поэтому графитовые включения можно считать нарушениями сплошности (пустотами ) в металлической основе, и чугун можно рассматривать, подобно стали, пронизанную включениями графита, ослабляющими его металлическую основу. Совместно с тем наличие графита определяет и ряд преимуществ чугуна: хорошая жидкотекучесть и малая усадка; хорошая обрабатываемость резанием (графит делает стружку ломкой); высокие демпфирующие свойства; антифрикционные свойства и др.

его применение может оказаться экономически эффективным, если же температура в зоне резания будет оставаться ниже 700° С . Для этого выбирается инструмент с нулевым наклоном режущей кромки и тыльным углом 7°, сама колющая кромка должна быть тонкой, любая фаска увеличивает сопротивление, а значит и выделение тепла. Обязателен подвод СОЖ через инструмент, а также обильный наружный подвод СОЖ. Рекомендуемые режимы резания для серого чугуна: скорость резания 150 м/мин, подача 0, 12 мм/об и глубина резания 0, 25 мм. При этом достигается поразительная стойкость.

Похожие посты:

  • Подвесной подшипник зил
  • Подшипник генератора 2110
  • Нержавеющий швеллер
  • Выжимной подшипник ваз
  • Подшипник первичного вала кпп…
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий