Содержание
- 1 Втулочно-пальцевая муфта
- 2 Характеристики муфты
- 3 Советы
- 4 Упругая муфта rotex
- 5 Муфта со змеевидной пружиной.
- 6 Муфта упругая со звездочкой
- 7 Регулировка поперечного перемещения задней бабки токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)
- 8 ДИП-300 станок токарно-винторезный универсальный. Назначение и область применения
- 9 Конструкции упругих муфт.
- 10 Муфта упругая втулочно-пальцевая
- 11 Муфта с торообразной оболочкой.
Втулочно-пальцевая муфта
Муфта втулочно-пальцевая также разработана для соединения соосных валов. Она передает крутящий момент в пределах от 6,3 до 16000Н м и уменьшает возникающие при этом динамические нагрузки. Муфта втулочно-пальцевая цена изготовления которой невысока, благодаря своей простоте, получила широкое распространение в машиностроении. Она способна компенсировать небольшие (до 1°) осевое и угловое смещение валов.
По обыкновению, такая муфта состоит из двух частей — полумуфт. Одна из них — компенсирующая, изготовленная в виде упругой втулочно-пальцевой муфты, а другая — предохранительная. Обе полумуфты между собой соединяются резиновой торообразной оболочкой.
По конструкции, муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП) устроена подобно фланцевой муфте, только у упругой муфты, вместо соединительных болтов есть стальные пальцы, на которых стоят кожаные, резиновые или другие эластичные втулки.
Такие втулки позволяют компенсировать небольшие осевые (от 1 до 5 мм, для малых муфт, и от 2 до 15 мм, для больших муфт), радиальные – от 0,2 до 0,6 мм, и угловые — до 30′, смещения валов. Эти муфты эластичны, обладают высокой демпфирующей и электроизоляционной способностью, надежны в работе и просты в изготовлении. Широко применяются для соединения электродвигателей (d< 150 мм) с механизмами.
Полумуфты изготавливаются в таких исполнениях:
- по ГОСТ 12080-66, для длинных концов валов, с цилиндрическими отверстиями;
- по ГОСТ 12080-66, для коротких концов валов, с цилиндрическими отверстиями;
- по ГОСТ 12081-72, для длинных концов валов, с коническими отверстиями:
- по ГОСТ 12081-72, для коротких концов валов, с коническими отверстиями.
Материал, из которого изготавливают все детали — чугун 20СЧ. Допускается применение других материалов, чьи свойства не уступают чугуну СЧ20. Пальцы изготавливаются из стали с механическими свойствами не хуже, чем у стали 45.
Муфты МУВП отличаются не только простотой конструкции, ее упругие элементы очень удобно меняются.
В составе муфты МУВП, как сборный элемент, применяются втулки и кольца.
Втулки МУВП — резиновые изделия, которые изготовляют путем вулканизации сырой резины в пресформах. Заменить втулки МУВП можно набором из колец МУВП такого же размера. Так как втулка состоит из 4-х секций, то она заменяется 4-мя кольцами. Такие втулки могут работать в масле, воздухе с попаданием масла, топливе, воде, при температуре от — 45° С до +70° С. Рассчитаны на длительное напряжение сжатия до 20кгс/см², могут выдерживать кратковременные резкие перегрузки до 40 кгс/см². Своевременная замена колец или втулок МУВП, позволяет продлить сроки службы подшипников и увеличить межремонтный период работающего оборудования.
Упругие элементы муфты выпускаются в традиционном виде — втулки, и более современные – кольца. Они являются полностью взаимозаменяемыми элементами, поскольку внутренние и наружные размеры у них одинаковые. Вместо одной втулки, на палец можно одеть несколько колец МУВП. Кольца образуют сплошную конструкцию, которая по свойствам не уступает цельной втулке МУВП.
Кольца, по сравнению с втулкой, имеют ряд достоинств. Кольца намного легче. И кольца и втулки одеваются на пальцы «с натягом» для чего приходится прикладывать усилие. Так как толщина кольца меньше толщины втулки в четыре раза, то и усилие, применяемое при монтаже кольца МУВП, будет в четыре раза меньше.
Еще одно преимущество состоит в том, что длина пальцев некоторых муфт отличается от стандартных. На такой палец может быть установлено от трех до шести колец МУВП. За неимением колец, приходилось резать втулки, в то время как кольца просто набираются в необходимом количестве.
К преимуществу колец можно отнести и их более низкую стоимость, так как и пресс-форма, и сам процесс их изготовления оказывается проще.
Характеристики муфты
Для определения основных свойств упругой втулочно-пальцевой муфты можно использовать нормативную документацию, в которой указывается основная информация. ГОСТ 21424-93 муфты упругие втулочно-пальцевые параметры и размеры следующие:
- Номер изделия. Этот параметр применяется для обозначения рассматриваемого изделия, что существенно упрощает его выбор.
- Номинальный крутящий момент. Слишком высокий параметр может стать причиной повышенного износа. Поэтому номинальный крутящий момент учитывается при выборе наиболее подходящей упругой втулочно-пальцевой муфты.
- Основные диаметральные размеры. Изделие характеризуется также довольно большим количеством различных диаметральных размеров.
- Длина. Эта характеристика учитывается при проектировании всех механизмов, при которых проводится применение упругой втулочно-пальцевой муфты.
- Частота вращения. Вал вместе с рассматриваемой деталью могут вращаться с различной скоростью. Слишком большое значение приводит к нагреву материала и его износу.
- Масса. Этот параметр также указывается в технической документации. Вес во многом зависит от размеров изделия. Кроме этого, не стоит забывать о том, что слишком большой показатель становится причиной негативного воздействия на механизм.
- Тип применяемого материала при изготовлении основных и дополнительных элементов. В большинстве случаев применяется чугун 20СЧ. Кроме этого, могут применяться также материалы, которые обладают соответствующими эксплуатационными характеристиками. Примером можно назвать довольно распространенную сталь 45. Упругий элемент представлен каучуком с различными свойствами.
Основные характеристики позволяют подобрать наиболее подходящую деталь для конкретных условий эксплуатации.
Советы
Перед началом монтажных работ с полипропиленовыми муфтами не следует пренебрегать нанесением на трубы водоснабжения специальной разметки. Изделия можно применять при температуре от +5 градусов. Если рекомендации по температурному режиму не будут соблюдаться, это ухудшит герметичность и надежность соединительного узла.
На деталях из полипропилена не следует нарезать резьбу. Исключается применение инструментов, не предназначенных для работы с полипропиленовыми изделиями, поэтому исключите газовые ключи. Перед началом сборки магистрали имейте под рукой ее чертеж. Так можно будет точнее узнать количество муфт и других соединений, которые могут потребоваться в работе.
Муфта из полипропилена – самый простой вид изделий
Важное правило при монтаже – не допускать поворотов. Поверхность трубы пойдет волной, что в будущем приведет к протечкам
Еще профессионалы советуют выбирать муфту из того же материала, что и материал трубопровода. Если основа соединения будет другой, надежность стыковки существенно снизится. Однако на деле нередко приходится состыковывать металлопластик и сталь, полипропилен и старые водопроводные трубы. В такой работе не обойтись без муфт, которые называются переходниками.
Герметизация производится специальными лентами или льном. Эти материалы нужно наматывать на наружную резьбу изделий по часовой стрелке. Качество льна улучшится, если пропитать его олифой. При отсутствии олифы можно воспользоваться обычной эмалью.
Переходник или любую другую муфту нужно накручивать аккуратно, без особых усилий. Наружная резьба изделия должна быть предварительно загерметизирована. В работе сначала надевайте накидную гайку на магистраль, а только после этого разрезанное кольцо. При необходимости с внутренней стороны трубы можно удалить фаску.
В работе удобнее использовать сразу два ключа. Одним из них удерживается муфта, а другим затягивается гайка. Эти действия должны быть очень аккуратными, так как если уплотнители легко сдвинуть, герметизация нарушится.
Чтобы соединитель не повредился при состыковке с трубой, изделие можно намазать жидким мылом. Это действие также обеспечит лучший ход муфты при соединении с трубой. Для лучшей надежности соединения по швам можно дополнительно пройти герметизирующим клеем.
Чугунные и медные соединители сегодня используются редко, так как современный рынок предлагает достаточно других менее трудоемких в работе изделий
Если все же приходится использовать эти виды, важно не пренебрегать чеканкой уплотнителя. Иногда даже профессионалы ограничиваются накладкой цементного раствора
Такое соединение будет ненадежным и недолговечным, очень быстро даст течь. Чеканка делается в несколько оборотов, работать нужно по всему изделию. Только после чеканки места состыковки заделываются цементным раствором.
Одни из самых устойчивых к механическим повреждениям резьбовые фитинги. Средства соединения этого типа обеспечивают надежную состыковку. Монтаж изделий отличается простотой, а потому пользуется популярностью. Профессионалы советуют выбирать изделия из латуни или чугуна. Прочие виды деталей со временем под действием накапливающегося конденсата прилипают к магистральной трубе. В будущем это осложняет разбор деталей, в ходе работ можно повредить водопроводную трубу или сам соединитель.
Если муфта, снятая с трубы, не имеет повреждений, в большинстве случаев детали можно использовать повторно. Это утверждение не относится к полипропиленовым или полиэтиленовым изделиям. Если при демонтаже муфта осталась целой, иногда достаточно заменить резиновую прокладку при ее наличии. При повторной установке муфты может быть гарантирована надежность состыковки.
Изделие под названием «муфта» – универсальное средство для состыковки различных видов магистралей. Кроме того, оно позволяет создавать надежные переходы от одних видов материалов к другим. Также муфтами можно соединять магистрали различных диаметров. Главное, после их установки проверить стыки на подтекание. Если его не наблюдается, значит, герметичность в стыке есть и полученное соединение можно считать надежным. Современные муфты считаются очень полезными при ремонте старых водопроводов.
Еще больше информации о муфтах для труб вы узнаете из видео ниже.
Упругая муфта rotex
Упругая муфта rotex, всемирно известный продукт на рынке муфт, выпускаемая мировым лидером в этой сфере немецкой кампанией KTR Kupplungstechnik GmbH.
Эта муфта выпускается в различных вариантах (более 16-ти), — начиная с самой простой, состоящей из двух ступиц и зубчатого венца, до довольно сложных, — как муфта с вентилятором – FNN.
Такие упруго-компенсирующие муфты со звездочкой KTR ROTEX, могут применяться в компрессорах, насосах, приводах подъемно-транспортных механизмов. Они хорошо компенсируют осевые, радиальные и угловые смещения соединяемых валов, а также практически идеально гасят крутильные колебания и поглощают ударные нагрузки.
Еще один вид — муфта упругая с торообразной оболочкой состоит из двух полумуфт и упругой оболочки, которая зажимается двумя кольцами, с помощью винтов.
Муфта упругая с торообразной оболочкой предназначена для передачи вращения между механизмами, которые подвергаются действию довольно значительных вибрационных, ударных и динамических нагрузок. Этот вид муфты прекрасно компенсирует радиальное смещение валов до 4,5 мм, они имеют высокие демпфирующие свойства, и характеризуются простотой конструкции и большим сроком эксплуатации — 10 лет. Муфта обеспечивает электро и шумоизоляцию узлов привода, и применяется в механизмах, в которых трудно обеспечить соосность валов, при ударных и переменных нагрузках.
Такие высокоэластичые муфты широко применяются в насосных установках, в приводах рольгангов прокатных станов, строительно-дорожных машин, бурильных станках, а также в силовых приводах судов речного и морского флота, вспомогательных приводах тепловозов и электровозов.
Муфта со змеевидной пружиной.
Из муфт с металлическими упругими элементами наиболее распространена муфта со змеевидной пружиной (рис. 2). Она состоит из двух полумуфт с зубьями специальной формы, во впадинах между которыми помещается змееобразно изогнутая пружина, разделенная на несколько частей. Зубья и пружина закрываются снаружи кожухом, состоящим из двух половин, соединяемых между собой болтами (рис. 2, а) или резьбой (рис. 2, б). Кожух служит резервуаром для смазки и защищает муфту от пыли. Упругие муфты со змеевидной пружиной различают двух видов: линейные и нелинейные. Конструктивно муфты обоих этих видов различаются лишь очертаниями рабочих поверхностей боковых сторон зубьев. Рабочие поверхности зубьев линейных муфт очерчиваются двумя прямыми линиями, образующими тупой угол (рис. 2, в), вершина которого служит опорой для пружины. Расстояние 2а между точками контакта пружины с зубьями постоянно и не зависит от нагрузки пружины. Рабочие поверхности зубьев нелинейных муфт очерчиваются дугами окружностей, центры которых обычно располагаются в плоскости внешних торцов зубьев (рис. 2, г). С увеличением нагрузки пружина, изгибаясь, вступает в контакт с зубьями По всевозрастающей длине. При этом уменьшается длина 2а ее активной части и жесткость пружины увеличивается. Преимущественное применение имеют линейные муфты, как наиболее совершенные. При отсутствии колебаний применяют нелинейные муфты, так как зубья этих муфт более простые. Материал полумуфт — сталь 45 или стальное литье 45Л. Пружины изготовляют из пружинной стали 65Г, 60С2 и др. Половины кожуха отливают из чугуна СЧ15, СЧ18.
Муфта упругая со звездочкой
Еще один вид упругой муфты — муфта упругая со звездочкой. Она состоит из двух полумуфт с торцовыми кулачками и резиновой звездочки. Передача ею крутящего момента производится с геометрическим замыканием. Две совмещенные полумуфты, имеют на внутренней стороне вогнутые кулачки, которые смещены на половину углового деления относительно друг друга, и рассчитаны таким образом, что в пространство между кулачками можно установить эвольвентный зубчатый венец. Конструктивно, каждый зуб этого венца имеет выпуклую форму, чтобы исключить кромочное давление при несоосности валов. Муфта отличается небольшими размерами, и соответственно малым весом, а также низким маховым моментом при высокой передаче крутящего момента. Такая муфта компактна и надежна и используется для соединения быстроходных валов. Она устойчива, и эффективно гасит колебания и удары, возникающие при эксплуатации.
В отличие других упругих муфт, промежуточные части которых подвергаются напряжению изгиба и, поэтому, быстрее изнашиваются, муфта упругая со звездочкой подвержена нагружению сжатием. Поэтому допускаемая нагрузка на каждый зуб такой муфты существенно увеличивается, что обеспечивает передачу мощности с погашением крутильных колебаний и со смягчением ударов.
Регулировка поперечного перемещения задней бабки токарно-винторезного станка ДИП-300 (1д63а)
Регулировка тормозной ленты коробки скоростей
Производится изменением натяжения ее с помощью гаек болта, прикрепленного к концу ленты. Гайки находятся вверху на задней наружной стороне корпуса коробки скоростей. Регулировку нужно производить при выключенном электродвигателе, проверяя на тихом ходу силу торможения и ослабление ленты при включенном положении фрикционной муфты, как при прямом, так и при обратном ходе. При проверке электродвигатель включается.
ДИП-300 станок токарно-винторезный универсальный. Назначение и область применения
Универсальный токарно-винторезный станок модели ДИП-300 (по классификации ЭНИМС 1д63) — первый советский станок с коробкой скоростей и диаметром обработки над станиной 615 мм, как и все другие ДИПы (, , , ), разработан и производился на Московском станкостроительном заводе Красный Пролетарий с 1930 по 1950-е годы.
Токарный станок ДИП-300 предназначен для выполнения самых разнообразных работ в центрах, цанговых или кулачковых патронах по черным и цветным металлам, включая точение конусов, а также для нарезания метрических, модульных, дюймовых резьб.
Токарный станок ДИП-300 (1д63а) способен обрабатывать относительно крупные заготовки диаметром до 615 мм и длиной 1500 или 3000 мм.
Передний конец шпинделя резьбовой М120 х 6, внутренний конус Морзе 5, отверстие в шпинделе 70 мм, диаметр обрабатываемого прутка 68 мм.
Шпиндель станка ДИП-300 (1д63а) установлен на двухрядные роликовые подшипники спереди и в коническом роликовом подшипнике сзади. Осевая нагрузка на шпиндель воспринимается шариковым упорным подшипником.
Шпиндель получает 18 ступеней частот прямого и обратного вращения от шестиваловой коробки скоростей в передней бабке станка. Установка нужной скорости осуществляется тремя рукоятками на передней стенке передней бабки.
Пуск, останов и включение ускоренного обратного хода осуществляется фрикционной пластинчатой муфтой. Муфта управляется рукоятками на станине у передней бабки и на фартуке.
На входной вал коробки соростей движение поступает через ременную передачу от асинхронного электродвигателя мощностью 10 кВт.
Коробка подач получает движение от коробки скоростей через гитару — сменные шестерни с приклоном. В переднюю бабку включены механизмы, дающие возможность изменить направление движения суппорта и ускорить это движение (увеличить шаг резьбы) в 4 и в 16 раз.
Для изготовления резьбы повышенной точности ходовой винт может быть подключен через сменные шестерни гитары помимо механизма коробки подач.
По ходовому валику суппорт получает подачи: продольные от 0,10 до 1,6 мм и поперечные от 0,04 до 0,59 мм за один оборот шпинделя.
Фартук суппорта токарного станка ДИП-300 (1д63а) снабжен механизмом падающего червяка, который дает возможность автоматического включения подачи от ходового винта при нарезании резьбы в обоих направлениях и одновременно предохраняет станок от поломок в случае перегрузки. Отключение осуществляется с точностью 0,02 мм от упора на станине.
История токарно-винторезного станка ДИП-300
В 1930 году на было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в – Догоним И Перегоним, по главному лозунгу первой пятилетки, где 200 — высота центров над станиной. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDF. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП-200.
25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский универсальный токарно-винторезный станок с коробкой скоростей — ДИП-200. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.
В 1934 году на Московском станкостроительном заводе «Красный пролетарий» осваивается выпуск тяжелых универсальных токарно-винторезных станков станков , , .
В 1944 году производство этих станков было передано на , основанный в 1944 году, Тбилисский станкостроительный завод им. Кирова и Ейский станкостроительный завод.
В 1956 Рязанский станкостроительный завод выпустил первую промышленную партию станков серии ДИП-300 — модель – РМЦ 1400, 2800.
В 1968 году запущено в производство следующее поколение серии — модель , .
С 1973 года начало серийного выпуска токарных станков:
,
,
,
,
.
Тбилисский станкостроительный завод им. Кирова выпускал станки: , 1М63Д, 1М63ДФ101.
В 1992 году начало серийного выпуска станка — последней модели серии ДИП-300.
Конструкции упругих муфт.
Конструкции упругих муфт разнообразны. По материалу упругих элементов они делятся на муфты с неметаллическими и металлическими упругими элементами. Основной материал неметаллических упругих элементов — резина, которая обладает следующими достоинствами: высокими эластичностью и демпфирующей способностью, а также электроизоляционной способностью. Металлические упругие элементы муфт представляют собой различные стальные пружины или стальные пружинные стержни, пластины или пакеты пластин.
Из муфт с неметаллическими упругими элементами широко распространена втулочно-пальцевая муфта МУВП (рис. 1, а); ее размеры в зависимости от номинального момента нормализованы ГОСТ 21424—75 (для соединения валов диаметром 9…160 мм). Она состоит из:
- двух полумуфт, насаженных на концы соединяемых валов;
- стальных пальцев, закрепленных в одной из полумуфт гайками с посадкой на конус;
- упругих резиновых втулок.
Муфта упругая втулочно-пальцевая
Муфта упругая втулочно-пальцевая кроме хорошей эластичности, обладает еще высокой демпфирующей и электроизоляционной способностью. Такую муфту отличают простота в изготовлении и надежность в работе. Она широко применяется для соединения электродвигателей с различными исполнительными механизмами при диаметре вала меньше 150 миллиметров.
Полумуфты изготавливаются в следующих исполнениях:
- 1 и 2 — ГОСТ 12080-66, для длинных и коротких концов валов, с цилиндрическими отверстиями;
- 3 и 4 — ГОСТ 12081-72, для длинных и коротких концов валов, с коническими отверстиями.
Из технических требований нужно отметить, что все детали изготавливают из чугуна марки 20СЧ. Допускается применение других материалов, у которых механические свойства не ниже, чем у чугуна СЧ20. Пальцы изготовляются из стали, механические свойства которой не ниже, чем у стали марки 45.
Втулки, изготовляемые из резины, могут работать в таких средах как бензин, керосин, различные масла, вода, и воздух, в диапазоне температур от -30° С до +50°С.
Такие втулки подбирают в зависимости от диаметра соединяемого вала:
- МУВП 1-16/5 (К-1) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 16, 18, 20, 22 миллиметров.
- МУВП 1-25/5 (К-2) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 25, 28, 30, 32, 35, 36, 38 миллиметров.
- МУВП 1-40/5 (К-3) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 40, 42, 45, 48, 50, 55, 60, 65 миллиметров.
- МУВП 1-70/5 (К-4) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 70, 75 миллиметров.
- МУВП 1-80/5 (К-5) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 80, 85, 90, 95 миллиметров.
- МУВП 1-100/5 (К-6) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 100, 110, 120 миллиметров.
- МУВП 1-125/5 (К-7) — для муфт, рассчитанных на валы с диаметрами 125, 130, 140, 150 миллиметров.
Муфта с торообразной оболочкой.
В машиностроении применяют целый ряд упругих муфт, в которых упругие резиновые элементы работают на кручение и сдвиг. К таким муфтам относятся, например, муфты с упругими оболочками. Муфта с торообразной оболочкой (рис, 1, в; ГОСТ 20884—82) состоит из двух полумуфт, упругой оболочки, по форме напоминающей автомобильную шину, и двух колец, которые с помощью винтов закрепляют оболочку на полумуфтах. Достоинства муфты: способность компенсировать значительные неточности установки соединяемых валов, легкость сборки, разборки и замены упругого элемента. Муфты с упругими оболочками имеют перспективы широкого применения в отечественном машиностроении.
По сравнению с муфтами с неметаллическими упругими элементами муфты с металлическими упругими элементами более долговечны, имеют меньшие габариты, но дороже. Их применяют в основном для передачи больших моментов.