Деревянные ложки своими руками (фото). история деревянной ложки

Изготовление деревянной ложки

Изготовления экопосуды своими руками – увлекательный процесс. Работа потребует времени и большой концентрации внимания, но результат покорит сердце не только мастера, но и близких.

Набор инструментов и требуемые материалы

Для создания деревянной ложки своими руками потребуются следующие инструменты:

  1. Богородский нож с двухсторонней заточкой.
  2. Торцовая пила.
  3. Стамеска с крутым изгибом – ложкорез.
  4. Прямая стамеска.
  5. Струбцина.
  6. Напильник.
  7. Наждачная бумага различной зернистости.
  8. Штихель.
  9. Брусок.
  10. Маркер или карандаш.
  11. Льняное масло.

Определяясь с бруском, необходимо обратить внимание на толщину волокна. Оптимально делать деревянную заготовку из бруска с узким волокном: оно не рассыпается при обработке

Породы дерева, применяемые для изготовления

Для изготовления ложек уместнее всего использовать следующие виды дерева:

  1. Липа. Древесина более мягкая и лёгкая, обладающая равномерной плотностью. Она хорошо строгается в любых направлениях. Материал отлично подойдёт новичку в работе для отработки базовых навыков резьбы.
  2. Вишня, орех и клён. Изделия из перечисленных материалов прочны и долговечны.
  3. Можжевельник. Ложки из него имеют антисептические свойства, что предупреждает появление плесневых грибов и бактерий.

Хвойные, а также экзотические тропические породы древесины не выбирают для изготовления кухонных приборов. Они могут быть токсичны и иметь характерный запах.


Выбор материала — первый шаг.

Этапы работы

Как вырезать ложку:

  1. Эскиз. На бруске нарисовать грубый чертёж изделия, по которому вырезать бланк ложки, при помощи торцовочной пилы.
  2. Стамеской с круглым изгибом убрать все лишние участки дерева и придать округлую форму внешней части заготовки.
  3. При помощи напильника срезать тонкий слой древесины и сформировать оптимальный угол между хлебалом и рукояткой.
  4. Провести шлифовку рукоятки, при желании можно сделать её резной.
  5. Перейти к работе по углублению в черпаке.
  6. После получения необходимой формы и толщены ложки, зачистить древесину.

По окончании работы готовое изделие пропитывают тёплым растительным маслом.

Защитный состав

Для того чтобы деревянная ложка прослужила долгую жизнь, её необходимо обрабатывать. Главное условие – масло должно быть пищевым и натуральным. Такое средство не нанесёт вред организму и сохранит изделие. Самое распространённое и легкодоступное масло для обработки – подсолнечное. Профессионалы предпочитают отбелённое льняное масло. Чтобы придать изделию оттенок, рекомендуется использовать облепиховое или тыквенное масло.

Существует два способа пропитки:

  • с применением только масла;
  • с добавлением пчелиного воска.

Первый вариант:

  1. Изделие замачивают в ёмкости с маслом.
  2. Прогревают на водяной бане до температуры в 80 градусов. Точным признаком окончания промасливания считается прекращение появления пузырьков воздуха из изделия.
  3. После остывания масла ложку вынимают и оборачивают бумажными салфетками.
  4. Как только лишнее масло стечёт, прибор сушат на солнце не меньше трёх дней.

При втором методе обработки, в масло добавляют воск. В зависимости от материала изготовления кухонных принадлежностей готовят мягкую или твёрдую мастику.


Покрытие деревянной ложки.

Процесс росписи

Перед тем, как сделать деревянную ложку красивой, начиная творческий процесс, необходимо

  1. Проверить качество шлифовки изделия и исправить шероховатости, если они имеются.
  2. После чего протереть влажной тканью.
  3. Просушить не менее 30 минут.

Подготовив заготовку, можно начинать непосредственно саму роспись:

  1. Покрыть ложку грунтом и тщательно высушить.
  2. Обработать мелкозернистой наждачной бумагой и убрать появившуюся пыль.
  3. Нанести эскиз будущей росписи простым карандашом.
  4. Расписать красками изделие и просушить.

По окончании росписи, прибор нужно покрыть лаком. Для этого можно окунуть её непосредственно в ёмкость с лаком или же нанести его с помощью широкой мягкой кисти. После первой обработки лаком изделие просушивают не менее часа. И повторяют процедуру 3-4 раза. После чего просушивают предмет в течение недели.


Роспись деревянной ложки.

История

Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных.

Ложка из Семеновского музея ?

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.

Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д.

Хранение и уход

Для того чтобы ложки из дерева служили своим хозяевам как можно дольше, нужно следовать некоторым правилам эксплуатации.

  • Сразу же после приобретения поверхность столового прибора следует обработать малым объёмом растительного масла – при частом использовании такая мера предотвратит возникновение трещин. Масло можно использовать любое – подсолнечное, льняное, тыквенное или кукурузное, желательно его предварительно нагреть, промокнуть салфетку и хорошенько втереть в ложку. Использовать прибор можно спустя несколько часов после обработки, так как масло должно полностью впитаться. Желательно повторять процедуру каждые 10–14 дней.
  • Деревянные ложки нужно мыть сразу же после их применения, поскольку куски засохшей еды с поверхности древесины удалить довольно сложно. Очищают ложки тёплой водой, слабоконцентрированным чистящим раствором и обычной губкой.
  • Деревянную посуду лучше хранить отдельно, например, в стеклянном контейнере или банке, старайтесь избегать контакта дерева и металлических предметов.

О том, как сделать деревянные ложки своими руками, смотрите в следующем видео.

Галереи

  • Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
  • Босуортская Псалтирь
  • Древнерусское искусство — атрибуция
  • Остромирово Евангелие
  • Раннехристианское искусство. Архитектура
  • Эллинизм
  • Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
  • Эгейское искусство
  • Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
  • Атрибуция памятников Древнего Египта
  • Греция. Древняя
  • Онежские петроглифы
  • Пещера Ласко
  • Пещера Альтамира
  • История искусств зарубежных стран в картинках
  • Вавилон
  • Хетты и хурриты
  • Шумер-Аккад
  • Раннее Двуречье
  • Архитектура Древнего царства
  • Раннее царство
  • Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
  • Изборник Святослава

Разновидности по форме и размеру

Ложки бывают следующих видов:

  1. Круглые – они нужны непосредственно для еды и перемешивания блюд – жаркого, салата, супов и прочего.
  2. Плоские – предназначаются для перемешивания овощей, готовящихся на сковороде, для соскабливания остатков продуктов с поверхности посуды.
  3. Приборы, имеющие длинный узкий разрез – помогают достать пищу из жидкости – например, лавровый лист из супа, луковицу или другие овощи из бульона.
  4. Круглые с длинной ручкой – удобны для готовки и сервировки блюд.
  5. Ложки-шумовки – отличаются большими размерами, ими удобно перемешивать соус, доставать продукты из жидкостей.

Кроме того, есть разновидности приборов, предназначенные для меда, специй. Отдельной категорией можно выделить сувенирную продукцию, ложки из дерева, применяемые для декора кухни.

Размеры изделий могут быть разными, в зависимости от этого определяется функция столового прибора. Большую деревянную ложку применяют для употребления супов, бульонов, каш из глубоких мисок. Стандартно ее объем составляет 18 мл.

ПлоскаяШумовкаКруглаяКруглая с длинной ручкой

Декоративная композиция из ложек

Создание декоративных композиций для интерьера – волшебное занятие, ведь это можно сделать из простых предметов, например, деревянных ложек для еды.

  1. Подобрав большое количество ложек из дерева разных размеров, но примерно одной формы можно поставить их в металлическую или стеклянную банку, получится своеобразный «букет».
  2. Из разных по форме и размеру кухонных деревянных приборов создают креативное панно. Для него подойдут вышедшие из обихода ложки и лопатки. Такое панно будет и оригинальным декором, и функциональной подставкой-держателем для деревянных изделий.
  3. Нестандартный подход к применению ложек – смастерить из них абажур для люстры. Такой предмет интерьера точно не останется незамеченным.


Ложки хохлома.

Типы

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

  • Лжица — ложечка для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании

    черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

  • Межеумок — простая русская широкая ложка средней величины. Этим словом обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку „межеумок“, которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
  • Бутырка — бурлацкая ложка. Название, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать. Она такая же широкая, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».
  • Ложка баская, или боская — долговатая и тупоносая. Ещё есть полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
  • Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
  • Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и другие.

Особенности столовых приборов из дерева и их назначение

Столовые приборы из древесины широко применяются в кулинарии. Ими набирают горячую пищу в процессе трапезы, перемешивают готовящееся блюдо, вне зависимости от того, какая посуда используется в этот момент. Ложкой из дерева удобно смешивать ингредиенты для салата, соуса, жаркого, с ее помощью легко замесить тесто.

Главные достоинства деревянных ложек:

  1. Антибактериальные свойства. В материале не размножаются вредоносные микроорганизмы.
  2. Особый специфический аромат, который передается пище и придает ей интересный вкус.
  3. Экологическая чистота. Дерево не только не приносит вреда организму, но еще и благоприятно воздействует на него. Благодаря этим свойствам, деревянными ложками можно смело кормить деток.
  4. Низкая теплопроводность. Если набрать ложкой горячий суп, прибор не обожжет губы.
  5. Высокая прочность. Деревянные изделия не деформируются, не царапаются, не трескаются и не раскалываются, даже если будут подвержены механическому воздействию.
  6. Малый вес. Такой столовый прибор легко удерживать в руке.
  7. Нескользящая, приятная на ощупь поверхность. Ложки комфортно держать, они не бывают холодными, не выпадают из мокрых рук.
  8. Возможность применения для антипригарных покрытий. Деревянные изделия не царапают поверхность, не гнутся в процессе удаления со сковороды или кастрюли пригоревшей пищи.

Кроме того, такие ложки отлично сочетаются с фарфоровой, стеклянной посудой. Главное – придерживаться единого стиля. Тарелки, расписанные гжелью, тоже смотрятся гармонично с деревянными приборами. Ложки создают прекрасную атмосферу, наполняют кухню национальным колоритом, вносят в нее уют, ведь дерево всегда ассоциировалось с домашним очагом, теплом и гостеприимством.

Наряду с достоинствами купленные или изготовленные своими руками деревянные ложки имеют ряд минусов:

  1. Требуют особых условий хранения и тщательного ухода. Иначе столовые приборы из дерева не смогут долго сохранять свой безупречный товарный вид. Например, влажность в помещении должна быть в пределах 45-60%.
  2. Их нельзя мыть в посудомоечной машине. Очищать деревянные приборы нужно исключительно вручную, без применения агрессивных химических средств, а после каждого мытья обязательно сразу же вытирать их насухо.
  3. После долгой эксплуатации, ложки могут поменять оттенок, потемнеть.
  4. Длительное нахождение в воде спровоцирует появление плесени, убрать которую будет практически невозможно.
  5. Дерево имеет пористую структуру, впитывает все запахи, поэтому оставлять ложки в емкости с резко пахнущей едой нельзя.
  6. Стоимость столовых приборов из этого материала высокая, особенно по сравнению с металлическими аналогами.

Безопасность других отделочных материалов

В крупной промышленности вместо масел используют масляные второстепенные продукты, которые служат дольше. Они стоят дороже, но это оправданная стоимость.

  1. Деревянные отделочные материалы нуждаются в прочном «каркасе», который не будет стираться и попадать вместе с пищей в организм.
  2. Существуют составы на основе масел, полиуретана, нитроцеллюлозного лака, шеллака, льняной олифы.

Они абсолютно безвредны, если полностью высохли. Образованная пленка еще не свидетельствует о полной сушке изделия, так как внутри волокон масла и другие их компоненты могут оставаться влажными

Это важно знать, чтобы не подвергать опасности людей

Чтобы сохранить привлекательный вид ложки в течение длительного времени использования, нужно очищать ее в теплой воде от пищи. Используйте лишь средства на мыльной основе, экологически чистые, без химии и абразивных веществ. Не допускайте длительного пребывания ложек в воде. Если ложка повреждена (трещины, надломы, ворс), ее заново шлифуют и полируют, после чего наносят несколько слоев масла повторно. Так вы сможете использовать принадлежность на кухне в течение длительного времени.

Ход работ

С помощью шаблона перенесите рисунок двух видов (верхний и боковой) на деревянную заготовку. Следите за ориентацией древесных волокон – она должна быть продольной. Заготовку фиксируйте струбциной, начинайте грубо формировать чашу. Дальнейшие пошаговые действия такие.

  1. Ложкорезом выбирайте древесину по направлению волокон. Углубив чашу, не забывайте, что следует оставить припуск по толщине для последующей шлифовки и подрезки.
  2. После формирования углубления приступайте к срезу лишнего массива в вертикальной и горизонтальной плоскости, ориентируясь на верхний и боковой контур. С этой целью применяется лобзик либо ленточная пила, но работу можно выполнить стамеской либо ножовкой.
  3. Далее возьмите богородский нож, с помощью которого отесывается выпуклая часть ложки. Благодаря широкой стамеске чаше можно придать идеальной ровности форма. Ножом и стамеской прорабатывается форма ручки.
  4. С помощью ложкореза выполняется чистовая подрезка, выравнивание ее краев.
  5. Шлифовка, как конечный этап, производится в 2-3 подхода (не забывайте всякий раз понижать зернистость абразива).

Защитный состав

Старинные способы придания водоотталкивающих свойств дереву – пропитка воском или маслом. Постарайтесь выбирать для этой цели натуральные компоненты без разных химдобавок. И уж тем более не нужен вам лак, если ложку вы будете использовать как посуду. Какие пропитки можно взять:

  • тунговое масло – медленно высыхающее масло с глубокой пропиткой древесины, по защитным свойствам приближено к лаку;
  • льняное масло – медленно высыхает, доступное и относительно дешевое;
  • минеральное вазелиновое масло – невысыхающее, с поверхности вымывается быстро, но быстро и обрабатывается вновь;
  • пчелиный или карнаубский воск – не самый лучший вариант, но допустимый.

Сюжет и орнамент

Хохлома

Хохломская ложка

В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.

Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.

Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.

Центры изготовления

Ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы

Деревянные ложки в России в XIX веке изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук в год, преимущественно в Нижегородской, Костромской и Вятской губерниях. Две трети ложкарей занимались своим промыслом от Покрова до Пасхи (150 дней).

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёнов, который тогда был маленьким селом в Нижегородской области.

На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но популярными они стали, благодаря уникальной

Ложкари в Семеновском уезде

технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.

Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали».

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы.

Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.

Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.

Северодвинская деревянная ложка вырезалась для себя, а не на продажу. Поэтому она грубее и проще новгородской. Такая ложка вырубается топором, и ножом доводится в самую последнюю очередь.

+ ложки как музыкальный инструмент

https://ru.russianarts.online/47327-lozhka/

https://foto-history.livejournal.com/6976171.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Фото на превью: Образцы ложек в Семеновском музее, https://foto-history.livejournal.com/6976171.html

Процесс росписи

Самый частый вариант декоративной обработки ложки – роспись. Еще маленьких детей в саду учат, как раскрасить бумажный шаблон ложки, или же дают резать бумажную заготовку для имитации резьбы. Если ложка будет сугубо декоративной, и соприкосновение с влагой ей не грозит, для росписи можете использовать темперу или цветную гуашь. Такие краски просты в использовании, предварительной грунтовки поверхности они не требуют.

А вот если вы намерены организовать роспись ложки масляными красками, грунтовка необходима: делается это в 2-3 приема. Грунтовку несложно сделать самому: одна часть желатина (вместо него можно взять сухой столярный клей), 5 частей зубного порошка. Чайная ложка состава на стакан воды – и грунтовка готова.

Роспись делается небольшими кистями, № не выше 6, оптимальный вариант – беличьи. Рисунок не должен быть экспромтом, если вы не мастер. Нарисуйте заранее эскиз, перенесите его на ложку. Краску наносите в один прием! Узоры могут быть простые, а можете сделать более изящную тонкую работу. Но для этого эскиз в цвете нужно сначала выполнить на бумаге: рука натренируется, и уже на самой ложке вы с первого раза сможете без ошибок нанести сложный узор.

Тонкости использования

Применение столовых ложек из древесины допускается для самых разнообразных процессов.

  • Помешивание супов и вторых горячих блюд, а также подливок, соусов и каш. В отличие от популярных ныне металлических изделий, эти ложки не нагреваются, потому риск получить ожог сводится к минимуму.
  • При приготовлении некоторых блюд рецепты часто требуют добавления уксуса — лучше всего использовать для этого древесину, поскольку при взаимодействии уксусной эссенции с металлом продукты нередко получают характерный неприятный привкус, который существенно ухудшает готовое блюдо. В отдельных случаях также имеет место потемнение поверхности ложки.
  • Для замешивания дрожжевого теста и некоторых прочих жидких смесей, например, составов для приготовления блинов, оладий, пирогов и запеканок.

Применение

Деревянные столовые приборы и сегодня очень удобны в быту – они очень хорошо подходят для перемешивания горячей пищи и её приготовления в посуде с антипригарным покрытием. Не стоит также забывать и о том, что дерево является экологически чистым, недорогим и распространенным материалом. Часто ручки ложек украшаются росписями. Резьба может быть примитивной, а может представлять целое произведение искусства.

И это ещё не все его достоинства, ведь в нашей стране деревянные ложки — это самобытный музыкальный инструмент. Традиции игры на нём имеют глубокие корни. Люди давно заметили, что если слегка ударить этими предметами друг об друга, можно услышать весьма приятный чистый звук

В наше время этот столовый прибор занимает важное место среди перкуссий в любом русском народном оркестре. Большое впечатление на зрителей производят ансамбли ложкарей и искусные солисты

Придание формы и обработка рукоятки

Когда заготовка выполнена, примерные размер и форма достигнуты, переходим к следующему шагу. Сначала нужно закрепить ложку, чтобы придать ей идеально круглую форму. Для этого используется богородский нож, но сделать инструмент для изготовления деревянных ложек можно и самостоятельно.

  1. Широкой стамеской выполняется шлифовка и одновременно срез лишних мелких деталей.
  2. Ножом нужно прорабатывать рукоятку, чтобы она не была слишком тонкой и хрупкой.

Далее ложкорезом удаляются все неровности, выравниваются края. При помощи шлифовки несколько раз пройдитесь по изделию, каждый раз уменьшая зернистость материала.

Техники

Резная и расписная.

Традиционная русская ложка могла иметь разную форму: овальную, круглую, объемную, плоскую или граненую.

Жизнь ложки

Процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», у опытного мастера занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

Самое первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи.

Лучковый станок

Изготовление на токарном станке

Начинается процесс однотипно – прорисовка двух профилей ложки по шаблону. Затем на ленточной пиле осуществляется выпиливание баклуши, т. е. грубой заготовки ложки. На ленточном станке можно сразу же выпилить зубчики для ручки, они утилитарны – ими можно закрепиться за край посуды.

Уже после этого грубая работа заканчивается, начинается тонкая. Теперь берется канцелярский нож и с его помощью изделие приобретает сглаженные формы. Бор-машина с рашпильными фрезами помогает закруглить изгибы и кромки. Часть поверхности легко сглаживается на шлифовальном станке (если вы, конечно, умеете с ним работать).

Для выборки чаши вам все равно понадобится обычная стамеска или, как вариант, киянка. Ими сначала вырубается грубый контур, потом он корректируется маленькими полукруглыми стамесками. Дно выравнивается рашпильными борфрезами.

Осталась шлифовка: сначала в ход идет крупнозернистая наждачная бумага, потом мелкая наждачка. Завершает процесс обработка ложки защитным составом. Ну и, конечно, декорирование – ложку можно изящно расписать, украсить декором из полимерной глины, сделать из нее фамильный оберег и т. д.

Особенности столовых приборов из дерева и их назначение

Деревянные столовые приборы используются на кухне с незапамятных времён. Ими удобно перемешивать пищу в процессе готовки или раскладывать её на порции во время трапезы. Можно перечислить основные преимущества:

  • в дереве не могут размножаться вредоносные микроорганизмы, что обеспечивает антибактериальный эффект приборов;
  • дерево – экологически чистый материал;
  • безопасно и удобно кормление младенцев;
  • особая прочность материала. Деревянные приборы не деформируются и не раскалываются;
  • маленький вес;
  • комфортность использования — не скользят в руке;
  • низкая теплопроводность;
  • разрешены для использования в контакте с антипригарным покрытием;
  • универсальность внешнего вида и широкая цветовая палитра моделей.

Продолжительный период времени деревянные приборы редко применялись на кухне, но сейчас экопосуда вновь вошла в обиход. Часто ими разливают супы по тарелкам, а лопатки незаменимы при готовке на сковороде с антипригарным покрытием.

Резьба

Нередко посуду из дерева украшают. Это может быть как незатейливый рисунок, так и замысловатые узоры. Все зависит от умения и желания мастера. Если у человека мало опыта в создании орнаментов, то можно обратиться к специализированным сайтам. На них в большом объёме представлены материалы различной сложности.

Если вы знаете, что работа ограничится одним или двумя изделиями, то приобретать много разного инструмента нет смысла. Используя подручные средства, также можно украсить деревянные ложки. Фото демонстрируют различные приспособления для профессионалов. Это ножики-косячки, плоские, угловые и полукруглые стамески, клюзары, лобзик, рашпили. Однако для выполнения простого узора будет достаточно остро заточенного ножа. Лучше, если лезвие будет коротким и широким.

На необработанную рукоятку наносится рисунок карандашом (если геометрический, то с использованием линейки) или копируется орнамент с кальки. Чаще всего резьба имеет трёхгранное углубление. Для того чтобы его выполнить, нужно по сторонам от основной линии рисунка провести две вспомогательных, обозначив ширину разреза. Сначала строго вертикально прорезается основная полоса. Затем нож приставляют к боковым отметкам и делают надрезы под углом 45 градусов. Затем процедура повторяется с противоположной стороны. Вырезанная древесина сама должна выйти из получившегося паза.

Если рисунок более витиеватый, то он выполняется такими же канавками, но менее глубокими. Основной надрез ведётся по линии разметки. Для выполнения боковых срезов не обязательно прочерчивать вспомогательные контуры. Небольшие колебания формы желобка допускаются для подчёркивания рельефа изображения.

Из чего лучше делать?

Начинающего мастера волнуют не масштабы производства деревянной посуды, а материал, который лучше прочих подойдет для этой цели. Чтобы процесс изначально не был провальным, вам понадобятся заготовки из твердой, но не колкой древесины – осины, клена, ясеня, вишни, березы, ореха. Если вы ранее не пробовали работать с деревом, возьмите липу. Это мягкая и легкая древесина, податливая даже не в самых умелых руках. К тому же липа не выделяет дубильных веществ, изделия из нее не склонны коробиться.

Что точно не стоит обрабатывать, так это сосну. Хвойные деревья в принципе не подходят для производства посуды: тому причиной сильная смолистость и резкий запах. И если убрать запах краски с ложки можно, то хвойный запах устойчив. Как заготовки для пищевой или декоративной ложки используйте дощечки. Можно и расколоть колоду-кряж на маленькие полешки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий