Нет запуска двигателя при щелкающем стартере: основные причины, диагностика, нахождение неисправности

Выявление проблем при диагностике

Для дальнейшей диагностики вам потребуется знание схемы расположения предохранителей реле и общей электросхемы автомобиля. Необходимо, поочередно включая и выключая предохранители и реле, проверить их работоспособность. Не редкость, когда проблемы возникают именно по причине отсутствия контакта в предохранителях и реле.

Далее диагностика выполняется непосредственно с самим стартером. У большинства автомобилей он располагается в области маховика или между радиатором охлаждения и двигателем. Хуже, когда эта деталь расположена за двигателем непосредственно под выпускным коллектором. Вам необходимо будет проверить герметичность проводов и попытаться мультиметром определить наличие напряжения.

Если на входе имеется напряжение, но двигатель не подает никаких признаков жизни, то могут отмечаться следующие проблемы:

  • Обрыв обмотки якоря.
  • Поломка ламелей коллектора.
  • Износ щеток у электродвигателя.
  • Обрыв обмотки втягивающего реле.

Если втягивающее реле срабатывает, появляются характерные щелчки, но мотор не заводится, необходимо проверить напряжение на выходе с толстого проводника, которое должно равняться 12 вольтам. Достаточно часто контакты выхода толстого проводника обугливаются, подгорают, что и приводит к подобным проблемам, когда стартер не заводит двигатель.

Мультиметром также проверяют напряжение на обмотках втягивающего реле. Показатель сопротивления должен быть в диапазоне 3 и 20 Ом.

Если проведённая диагностика не позволила установить причину поломки, то следует демонтировать стартер, вскрыть его и провести осмотр, что и позволит выявить характерные поломки и провести соответствующий ремонт.

Несмотря на простоту конструкции стартера, поломки происходят достаточно часто, что объясняется повышенной нагрузкой на этот узел. Автовладелец может самостоятельно выполнить диагностику, определить характер поломки и провести соответствующий ремонт, полностью восстановив работоспособность своего автомобиля.

https://youtube.com/watch?v=iESAe5E0tv0

История создания стартера

Устройство, похожее на современный стартер, изобрели более 100 лет назад. Уже в конце 19 века изобретатели пытались придумать механизм, который смог бы запускать мотор автоматически. В итоге автомобильные производители остановились на пусковой ручке, которую применяли до середины 1970-х гг. в дополнение к пусковому устройству.

Серьёзно разработкой устройства начали заниматься после одного трагического случая. В июле 1910 года Б. Картер, президент фирмы Cartercar и старинный друг основателя автомобильной компании Cadillac Генри Лиланда, умер при попытке завести автомобиль. Как-то его попросила о помощи незнакомка, у которой заглох её Кадиллак. Оказывается, девушка забыла отрегулировать зажигание. А Б. Картер, будучи джентльменом, не посчитал уместным проверить это. В результате попыток завести автомобиль он стал «реветь» и пусковая ручка вылетела и попала Картеру в темечко.

Отмечу тот факт, что он не первый и не последний, кто получал увечья от подобных действий. Генри Лиланд после этого трагического случая поклялся, что найдёт замену ручного пуска. В это же самое время молодой автоинженер Чарльз Кеттеринг создал электродвигатель для кассового аппарата National. Его стартер даже появился с названием World Wonder (мировое чудо) на рекламе аппарата Model 30.

Когда про это узнали, Лиланд принял Кеттеринга с распростёртыми объятиями. Ведь его небольшой электромотор был подходящим прототипом для создания автомобильного стартера, хотя он обладал недостаточной мощностью и перегревался. Но технической революции здесь не произошло. Оказывается, Ч. Кеттеринг предложил компании не ту конструкцию стартера, которая применяется в настоящее время.


Чарльз Кеттеринг

В 1912 году он собрал небольшой мотор и в Детройте его впервые поставили на работающий автомобиль. Электромоторчик взаимодействовал с зубьями маховика (а не коленвалом) мотора. Благодаря этому с такой задачей могло справиться маломощное устройство, а также отсутствовал его перегрев. Несмотря на недоверие автопроизводителя General Motors, где были испытания, электрический пускатель внедрили в производство.

Небольшой переворот в автомобильном производстве произошёл в 1916 году, когда В. Г. Бендикс придумал идею разделить стартер и генератор на 2 разных узла. Пусковое устройство подключалось здесь на короткое время при помощи обгонной муфты или «бендикса». В дальнейшем изобрели электромагнитное реле, которое автоматизировало подвод шестерён стартера к маховику двигателя. Следующие поколения пусковых устройств отличались друг от друга лишь используемыми материалами и набором деталей.

В России ручной пускатель называется в народе – «кривой стартер». Вплоть до начала 21 века на моделях УАЗ была возможность запускать двигатель при помощи ручки.

Неисправность стартера

Если при запуске двигателя стартер издает один громкий щелчок и больше ничего не происходит, в 100%!случаев это вызвано неполадками в самом модуле. Один щелчок свидетельствует о том, что заряд доходит до стартера, так как реле щелкает. При этом выход из строя реле исключается. Причиной проблемы с функционированием этого модуля может быть нестабильный заряд, который до него доходит. В таком случае следует попробовать запустить двигатель еще раз, и повторять попытки с интервалом 20 секунд. Возможно, со 2-й или 3-й попытки у вас получится завести машину. Если двигатель так и не завелся, исследуйте такие потенциальные причины неисправности:

  • вышел из строя бендикс стартера;
  • сломалось втягивающее устройство;
  • главная обмотка стартера оборвалась;
  • замыкание обмотки;
  • изношены щетки и втулки.

В последнем случае необходимо лишь заменить вышедшие из строя составляющие.

В любом случае, вне зависимости от причины, по которой возникла данная неполадка, первым делом следует осмотреть и проверить все видимые снаружи контакты. Нередко стартер перестает выполнять нормально свои функции из-за слабого контакта в том или ином узле. Также довольно частой причиной является нестабильный заряд. В таком случае достаточно лишь повторить попытку запуска двигателя несколько раз. Скорее всего, после двух-трех попыток вам удастся завести двигатель, и подобная ситуация не повторится при следующих запусках.

Даже если в итоге вам удалось завести двигатель с какой-то попытки, не стоит считать проблему решенной. В противном случае в какой-то момент автомобиль просто перестанет заводиться и вам придется искать альтернативные способы запуска двигателя. Не стоит решать проблему заменой стартера.

Автомобиль давно перестал быть роскошью. Представить жизнь без машины нынче трудно. Многие люди ездят на авто ежедневно и по любой потребности — на работу, учебу, дачу, по магазинам, на отдых. И поэтому становится очень плохо, когда автомобиль не заводится. Рушатся планы, отменяются встречи, люди теряют деньги!

Ситуации, когда стартер работает, но авто все равно не заводится, мы разберем в другой раз. А сейчас — о том, что делать, если не крутит стартер на Приоре.

Для начала поймем, как работает стартер, каково его устройство. Электродвигатель с шестеренкой, которая зацепляется с маховиком двигателя и крутит его при запуске. Все это упрятано в корпус, на котором крепится втягивающее реле. Оно предназначено для ходом шестеренки и подачи питания на электромоторчик.

Когда вы поворачиваете ключ зажигания, ток подается на реле. С помощью электромагнита оно втягивается, при помощи специального механизма передвигает при этом шестеренку и запускает двигатель путем замыкания контактов. Когда ключ отпускается, на магнит втягивающего реле питание перестает подаваться, происходит срабатывание реле в другую сторону и контакты размыкаются. Итак, мы знаем, как в общих чертах выглядит принцип работы стартера, соответственно теперь нам будет проще понять, отчего на Приоре не крутит стартер.

Если при повороте ключа зажигания раздаются щелкающие звуки, а лампочки на панели приборов гаснут — возможно, дело в аккумуляторе. Его необходимо проверить, подзарядить, долить электролита или заменить. Аккумулятор в порядке? Тогда ситуация становится интереснее. Проверьте провода, которые идут от аккумулятора. Если они греются, проверьте их контакт с аккумулятором. Снимите с клеммы, зачистите, смажьте их (бывает, происходит окисление) и установите обратно.

Посмотрите соединение клеммы массы с кузовом. Если нужно — зачистите данное соединение. Проверьте место соединения клеммы «плюс» и стартера. Определите, поступает ли питание на втягивающее реле от замка зажигания. Для этого нужно отсоединить разъём от реле, и повернув ключ зажигания «на старт» замерить напряжение на разъеме.

Все еще не крутит стартер Приоры? Тогда придется снять его с машины и проверить.

Процедура снятия выглядит так: отсоедините клеммы аккумулятора, открутите и снимите воздушный фильтр, отверните и снимите провод «плюс» от стартера. Затем отсоедините разъем от реле, отверните гайки крепления стартера и снимите его. Мы уже куда ближе подобрались к решению вопроса, почему у Приоры стартер не крутит. Теперь берем провода для прикуривания («крокодилы») и соединяем ими провод «минус» аккумулятора и корпус стартера. Плюсовой замыкаем на разъем реле, после чего должно произойти срабатывание и выброс шестеренки вперед. Если нет — меняйте втягивающее.

Можно зацепить минусовой провод на корпус стартера, а плюсовой — на нижний вывод втягивающего реле. Электромотор не сработал? Виноваты, скорее всего, щетки электродвигателя.

Неисправности стартера и их причины

Все неисправности пускового устройства можно условно подразделить на две категории:

1. Механические.

2. Электрические.

1. Поломки механической части стартера возникают из-за банального износа частей и деталей. Износ, чаще всего происходит из-за не правильной эксплуатации пускового устройства. Примером неправильного использования можно назвать допуск работы стартера при запущенном двигателе. В исключительных случаях, механические неисправности могут стать причиной появления неисправностей электрической категории.

2. Электрические неисправности заключаются в отсутствии питания на контактах стартера, замыкании электрических обмоток, обгорании контактов и отказе в работе таких частей, как втягивающее реле.

Прежде чем приступать к проверке стартера, необходимо четко определиться, что именно случилось с пусковым устройством. Среди самых распространенных неисправностей, стоит отметить следующие поломки:

1. Вал стартера не разворачивается, то есть пусковое устройство не срабатывает.

2. Стартер запускается. Оценка его работы производится на слух. Однако, при этом, коленчатый вал двигателя остается неподвижным.

3. Число оборотов стартера не соответствует норме. Он вращается слишком медленно и не создает требуемого крутящего момента на коленчатом валу.

4. После запуска силового агрегата стартер не выключается и продолжает вращаться. Данный режим является аварийным и может навредить механическим частям стартера.

Этапы выполнения работы

Вся проверка работоспособности пускового устройства выполняется в соответствии со следующей последовательностью:

1. Демонтаж нерабочего элемента.

2. Проверка работы втягивающего реле.

3. Диагностика неисправностей якоря.

4. Оценка состояния щеток и обмотки.

5. Диагностика неисправностей бендикса.

Для проверки стартера его необходимо, в первую очередь, демонтировать с двигателя, подробнее как снять стартер. Для этого снимают клемму аккумулятора, откручивают все контактные соединения электропроводки и выкручивают гайки крепления. После этого неисправное устройство снимают с автомобиля и зажимают в тисках. Старайтесь не прилагать для этого больших усилий, иначе есть риск испортить корпус стартера.

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле

При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки

Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Как проверить Обмотку стартера

Для проверки обмотки электродвигателя потребуется мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампочки подключаются выводом обмотки и корпусом стартера. Если лампочка загорелась, то налицо пробой в обмотке.

Таким же подключением проверяется сопротивление обмотки, для чего мультиметр необходимо перевести в соответствующий режим. Среднее показание исправной обмотки будет составлять 10кОм.

Стартер является важнейшим элементом автомобиля, и его неисправности сразу дадут о себе знать или невозможностью запуска машины или трудностями с ним.

Данный узел является весьма надежным, но и с ним случаются неполадки. Некоторые из них легко определить самостоятельно, а для выявления других потребуется специальная аппаратура, которая имеется только у узкопрофильных специалистов.

Как известно, стартер является устройством, которое запускает двигатель автомобиля. Фактически, стартер является электродвигателем, который питается от АКБ. Вполне очевидно, что выход стартера из строя значительно усложняет или делает невозможным запуск ДВС.

При этом стартер редко выходит из строя неожиданно. Другими словами, на возникновение неисправностей указывают определенные признаки. Далее мы рассмотрим, по каким симптомам можно определить, что стартер неисправен, а также как проверить стартер от аккумулятора или мультиметром.

Читайте в этой статье

Немного теории: что такое электростартер

Стартер автомобиля – это компактный электродвигатель постоянного тока, коллекторного типа, на валу которого стоит шестерня, совпадающая по профилю с зубьями на маховике. На корпус этого электромотора прикручено тяговое реле (соленоид), сердечник которого в момент поворота ключа толкает шестерню в зацепление с маховиком и одновременно – смыкает контактную пластину – делает «мостик» для питания обмоток.

Устройство стартера

Ротору остается только приложить усилие, провернуть маховик и запустить двигатель. Прилагается усилие обычно через понижающий редуктор, поскольку штатная скорость вращения моторчика – высокая. Пока пусковой механизм будет крутиться, шестерня бендикса будет прижиматься к маховику. Чтобы двигатель не начал после запуска вращать сам стартер, эту шестерню посадили на обгонную муфту, которая размыкает зацепление, когда скорость маховика станет больше скорости шестерни. В зацепление бендикс приводится «вилкой-рычагом», которую качает сердечник «тягового». Как только происходит запуск ДВС, и ключ возвращается в предыдущее положение – ток в обмотке реле – пропадает, шестерня возвращается под корпус, оставаясь там зафиксированной.

Неисправности цепи управления

Пусковой импульс от ключа зажигания идет на стартер не прямо, а через предохранитель, несколько разъемов, реле, определяющих, «разрешен ли запуск» – соответствует ли состояние авто допустимому. На каждом из составляющих, включая несколько метров проводов, контакт может «потеряться», или ухудшиться, и тогда на пусковую клемму втягивающего реле – ток не придет. Признаки неисправности будут по первому варианту. Для устранения – придется, вооружившись мануалом, делать последовательную ревизию.

Условно, цепь, управляющая пуском двигателя автомобиля состоит из:

  • Замка зажигания, подающего через разгрузочное реле стартера (есть не на всех машинах) пусковой импульс на обмотку тягового.
  • Предохранителя, жгутов проводов и разъемов – соединяющих основные приборы и датчики.
  • Датчика положения рычага селектора (в положениях P или N) – у машин с АКПП.
  • Датчика-прерывателя, регистрирующего положение педали сцепления (не на всех авто).

Где-то на отрезке между плюсом аккумулятора и втягивающего в силовой провод часто внедряется контроль противоугонной системы, что также можно считать управляющим элементом. Одна из задач иммобилайзера – обесточить пусковой прибор, ведь не получая тока – стартер не крутит двигатель, а значит, он не заведется. Противоугонка иногда просто «глючит» без видимого повода. Если электростартер откликается на прямое запитывание – проверяйте сначала иммобилайзер.

Схема подключения иммобилайзера

Принцип работы стартера

Стартер работает на законах физики, о которых вам рассказывали ещё в школе. Если поместить между 2-мя полюсами магнита рамку из проволоки с двумя концами, и через неё пропустить ток, то она начнёт вращаться. Вот на каком принципе работает простейший электродвигатель.

Что делает стартер во время запуска? Вся его работа делится на 3 этапа: пуск устройства, подвод шестерни привода к венцу маховика, разъединение привода и маховика. Сам стартер вращает внутри своего механизма якорь под действием магнитного поля, которое приводит маховик в движение.

Время работы пускача очень короткое. После того, как запущен двигатель, стартер отключается и больше не принимает никакого участия в работе автомобиля.

Рассмотрим подробнее принцип работы пускового устройства:

  1. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания. Электрический ток от плюсовой клеммы АКБ передаётся на входной контакт стартера, затем на обмотку возбуждения (или магниты), потом на плюсовую щётку с коллектором. После этого ток поступает на рамку якоря и отрицательную щётку, которая соединяется с массой (отрицательной клеммой АКБ). Возникают магнитные поля, которые отталкиваются друг от друга, заставляя вращаться якорь, который втягивается внутрь реле. Соединение АКБ со стартером кратковременно, только в ту секунду, когда водитель поворачивает ключ. Это соединение происходит за счёт медного пятака.
  2. Якорь обладает шлицевым соединением, на него надевается бендикс с шестернёй. Шлицевое соединение даёт этим деталям свободно двигаться по якорю и одновременно передавать крутящий момент на шестерню стартера. Бендикс с шестернёй перемещает вилка. А по какому принципу работает вилка для стартера? Вилку двигает сердечник, который в свою очередь двигает электромагнит в виде катушки, к которой подаётся ток от аккумулятора через замок зажигания. Повторю ещё раз: силовой провод от АКБ соединяется с входным контактом устройства при помощи пятака, именно он соединяется со штоком при включении устройства. Сердечник двигается и толкает шток, обеспечивая замыкание 2 главных контактов. А когда стартер выключен, всё возвращается в исходное положение.
  3. Итак, срабатывает тяговое реле. Якорь выполняет поступательные действия внутри корпуса устройства и происходит выталкивание бендикса. Из-за этого приводная шестерня входит в зубчатый венец маховика. Маховик – это чугунный диск, который гораздо больше, чем приводная шестерня стартера, на который установлен зубчатый венец.
  4. В тот момент, когда шестерня зацепляется за маховик, на электродвигатель подаётся напряжение и происходит подача тока на электродвигатель. Начинается вращение маховика, который в свою очередь приведёт в действие коленчатый вал двигателя.
  5. Всё, мотор запущен, водитель отпускает ключ зажигания. В тот момент, когда обороты двигателя будут выше оборотов стартера, бендикс отойдёт от сцепки с маховиком. Все механизмы пускового устройства вернутся в исходное положение, и он отключится.

Посмотрите видео, там очень понятно рассказано про принцип работы устройства.

Признаки поломки устройства

Проверка стартера от аккумулятора не представляет какого-либо труда. Как правило, подобные неисправности редко когда появляются мгновенно. Изначально появляются посторонние звуки, из-под капота может исходить неприятный запах, возникают определенные сложности с пуском двигателя. Если говорить о распространённых признаках поломки, то отметим следующие:

  • После включения зажигания двигатель прокручивается с трудом.
  • Подается напряжение, появляется соответствующий гул, но двигатель не заводится.
  • Сразу после заведения двигателя может быть слышно характерное металлическое жужжание.
  • Реле щелкает, но мотор не прокручивается.
  • Пусковое устройство медленно вращается.
  • Появляется запах гари.

Разберем поподробнее все признаки поломки пускового устройства автомобиля.

  1. Непостоянное вращение двигателя. Если стартер через раз приводит двигатель в движение и появляются пропуски старта, одновременно отмечается скрежет и металлический треск, то возможной неисправностью является износ шестерни или вилки, а также поломки демпферной пружины. Определить точно поломку можно лишь при демонтаже пускового устройства и его разборке, после чего мастер или автовладелец сможет точно определить причину подобных проблем и выполнит соответствующий ремонт.
  2. Стартеру не хватает мощности для вращения двигателя. В том случае, если щетки вращаются, но при этом двигатель не приходит в движение, то с большой долей вероятности причиной поломки является выход из строя вилки. Ремонт будет заключаться в снятии пускового устройства и последующей замены вилки. Отметим, что вилка имеет доступную стоимость, а все ремонтные работы можно провести самостоятельно.
  3. Появление неприятного скрежета при заведенном двигателе. В том случае, если двигатель завелся, но из стартера доносится металлическое жужжание и скрежет, необходимо как можно скорее заглушить двигатель, демонтировать стартер и провести его диагностику. Причиной подобной поломки являются шестерни реле, заклинивание вилки или залипание втягивающего реле. В каждом конкретном случае ремонт будет зависеть от характера поломки.
  4. Стартер щелкает, но не крутит двигатель. Причиной подобной поломки является недостаточный заряд от аккумулятора. Полученного напряжения будет достаточно лишь для срабатывания в стартере втягивающего реле. Однако контактная пластина не будет замыкать пятаки и на двигатель не будет подаваться напряжение. Появляются характерные щелчки, небольшое гудение, но двигатель при этом не заводится.
  5. Стартер медленно вращается, при этом аккумулятор полностью заряжен. Появляются характерные щелчки, пусковое устройство медленно вращается, но двигатель не получает заряд. Если вы уверены в том, что аккумулятор полностью заряжен, то причиной поломки являются загрязнённые или изношенные втулки. Автовладельцу необходимо будет демонтировать стартер, разобрать его и провести соответствующую диагностику.
  6. Появление неприятного запаха гари. При заведении мотора может появляться неприятный запах гари. Подобное свидетельствует о подгорании обмоток втягивающего реле. Помните о том, что эксплуатировать автомобиль с подобными поломками не рекомендуется, так как существует вероятность возгорания в моторном отсеке, которое может полностью уничтожить автомобиль.

Проверка щеточных пружин

Главное при проверке пружин – натяжение. Проверку выполняют с помощью безмена. Натяжение пружин измеряется в момент отрыва их от щетки.

  • Номинальное усилие пружин щеток 1 типа – 14 – 18 Н
  • Минимальное натяжение пружин щеток 2 типа – 9 Н.

После всех проверок и сборки стартер готов к работе. В автомастерской выполнят любой самый сложный ремонт, ведь на складе автомастерской найдутся щетки для любого иностранного автомобиля. Алгоритм действия специалистов :

Диагностика стартера Определение неисправности Замена неисправных элементов конструкции дает гарантию на поставленный стартер.- 6 месяцев

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий