Содержание
- 1 Что такое прокачка тормозов?
- 2 Отличия и специфика прокачки тормозов с ABS
- 3 Что нужно для прокачки тормозов?
- 4 Какие есть нюансы
- 5 Почему тормозную систему нужно прокачивать
- 6 Давайте разберемся с каждым из способов.
- 7 Прокачка тормозной системы с напарником
- 8 Как часто менять тормозную жидкость и в каких ситуациях нужна прокачка системы
Что такое прокачка тормозов?
Для удаления воздуха из системы проводится специальная работа, которую называют прокачкой тормозов. Выполнить ее можно самостоятельно или на станции технического обслуживания. Стоит отметить, что проводить прокачку следует периодически. Почему именно прокачка? Процедура удаления воздуха из системы предусматривает прогонку части жидкости, где могут быть воздушные камеры. Другими словами, проводим прокачку от расширительного бачка к суппорту.
Как часто нужно проводить прокачку тормозов?
Довольно важным вопросом можно назвать то, как часто проводится прокачка тормозов для обеспечения безопасности на момент движения
Для того чтобы определить периодичность выполнения подобной работы следует уделить внимание руководству по эксплуатации своего автомобиля
Плановая замена рабочей жидкости является причиной, из-за которой зачастую выполняется прокачка. Однако есть случаи, когда следует проводить внеплановую работу:
- Изменение показателей поведения тормозной системы на момент работы. Примером можно назвать появление мягкости педали, неустойчивость автомобиля при экстренном торможении и так далее. Причин возникновения подобных проблем может быть довольно много, но для начала нужно проверить наличия воздуха в системе. Для этого можно посетить станцию технического обслуживания, где прокачку тормозов при помощи специального оборудования проводят довольно быстро. Также работу можно выполнить самостоятельно, для чего чаще всего нужна помощь.
- При выполнении любых работ с тормозной системой. Примером можно назвать ремонт тормозных дисков, цилиндров. Выполняя ремонтную работу, заменяя элементы тормозной системы, стоит помнить о том, что она изначально создавалась с учетом поддержания постоянного технического состояния. Другими словами, все манипуляции могут привести к попаданию воздуха в систему, к изменению показателей работы исполнительных элементов.
- При любом открытии системы подачи жидкости.
Провести работы можно и самостоятельно
Важно отметить, что от качества выполненной прокачки зависит поведение автомобиля на момент торможения
Что это дает?
При рассмотрении процедуры прокачки тормозной системы важно понять, что она выполняется не для улучшения ее работы, а для предотвращения отказа, ухудшения показателей на момент движения. Улучшить усилие можно только при замене износившихся дисков или накладок
Однако замена тормозной жидкости может все же несколько улучшить работу тормозной системы, и после каждой замены следует выполнять прокачку гидравлики.
В заключение отметим, что работу по прокачке часто выполняют на станции технического обслуживания. Допущенные ошибки могут стать причиной того, что воздух все же останется в гидравлике даже после прокачки. Работа на СТО выполняется быстро и эффективно. Однако если есть навыки и знания можно ее выполнить самостоятельно, для чего особых приборов и инструментов в наличии иметь не нужно.
Отличия и специфика прокачки тормозов с ABS
Антиблокировочная система позволяет контролировать управляемость автомобиля при торможении. После нажатия на педаль, на центральный пульт управления поступает сигнал реагирования датчиков, установленных на передних и задних колесах. Благодаря системе контроля, колеса замедляются с такой же скоростью, как и сам автомобиль. Иными словами, благодаря ABS автомобиль не может уйти занос.
Вне зависимости от производителя, большая часть устройств имеет общие характеристики:
- Электронные датчики скорости движения на ступицах;
- Контроллеры давления для главных магистралей тормозной жидкости;
- Электронный блок для обработки сигналов.
В отличие от большинства автомобилей с простой тормозной системой, производить прокачку тормозов с системой антиблокировки сложно. Чтобы процедура увенчалась успехом, необходимо детально ознакомиться с теорией работы ABS. Однако, если гидроаккумулятор, клапаны и насос из-за конструкторского решения находятся рядом – технология прокачки будет очень схожа со стандартной.
Перед началом работы, кроме стандартных инструментов необходимо обзавестись сканером для считывания информации с электронного блока. Однако если в автомобиле предусмотрены дополнительные датчики – лучше отвести транспортное средство в специализированный салон. Любое неправильное вмешательство ставит под вопрос безопасность участников движения.
Обычно, для успешной прокачки с системой ABS достаточно следить за давлением в гидросистеме. Стандартный показатель равен 180 атм., но для работы с тормозами его необходимо снизить – выключить зажигание и 20 раз прожать тормоз. Только после этого, часть жидкости выплеснется, и давление значительно упадет. После снижения давления можно приступать к отключению зажигания и отсоединению разъемов и контроллеров на бачке ГТЦ для дальнейших манипуляций.
Схема прокачки тормозов, или, другими словами, последовательность прокачки тормозов, должна выглядеть так:
- механизм переднего левого колеса;
- механизм переднего правого колеса;
- механизм заднего правого колеса;
- механизм заднего левого колеса.
- механизм переднего правого колеса;
- механизм переднего левого колеса;
- механизм заднего левого колеса;
- механизм заднего правого колеса.
Начиная непосредственно саму процедуру прокачки, обеспечьте комфортный доступ к соответствующим механизмам, с которыми будете работать — снимите нужное колесо, или загоните авто на смотровую яму.
Порядок прокачки тормозов.
- Снимите крышку с расширительного бачка.
- Открутите штуцер прокачки тормозов, и проведите его очистку от накоплений.
- Оденьте на штуцер соответствующего тормозного механизма чистый шланг, опустив свободный конец в резервуар, наполненный тормозной жидкостью. Благодаря наполненности емкости, воздух не попадает в цилиндр через штуцер.
- Запустите двигатель, и оставьте его работать.
- Нажмите несколько раз на педаль тормоза (это может сделать ваш помощник), пока тормозная жидкость не выльется через шланг в резервуар. Совершайте эти действия до тех пор, пока будет позволять педаль тормоза, до тех пор, пока она не упрется в пол.
- Прокачивайте тормоза, пока весь воздух не выйдет из механизма наружу, при этом постоянно пополняйте бачок новой тормозной жидкостью. Бачок не должен опустошиться полностью, иначе он опять наполнится воздухом. Такая система применяется для автомобилей с механической коробкой передач.
- Закрутите штуцер прокачки abs. Закручивайте его на обратном ходу педали, чтобы избежать попадания воздуха.
- Удалите воздух и жидкость из гидропривода сцепления также.
- Долейте жидкость в расширительный бачок до максимальной отметки.
- Проверьте действие педали тормоза, она должна выжиматься на 1/3 всего педального хода.
В любом случае перед началом прокачки почитайте все нюансы в технической документации к автомобилю.
Что нужно для прокачки тормозов?
Удалять воздух из гидросистемы проще всего, когда есть помощник, но иногда возникают непредвиденные ситуации. Поэтому лучше заранее узнавать, как прокачать тормоза самостоятельно. Процедуру лучше проводить на смотровой яме, обеспечив свободный доступ к прокачным штуцерам. Перед тем как приступить к работе, штуцеры очищают от всех загрязнений.
Для процедуры потребуется:
- Небольшая стеклянная банка или иная емкость;
- Шланг, лучше прозрачный (используют садовые или шланги от капельниц);
- Гаечный ключ, который позволит отвинтить штуцер;
- Тормозная жидкость (используют только новый состав).
Основные этапы:
Машину загоняют на смотровую яму, сразу проверяют количество состава в системе, повышая уровень до максимального. Далее, нужно надеть шланг (длиной до 2,5 м) на штуцер
Здесь важно помнить с какого колеса начинают прокачивать тормоза. Оптимальный порядок манипуляций описывается в руководстве
Если специальных замечаний нет, начинают с заднего правого колеса, переходя к левому, а затем к правому переднему. Последним будет левое колесо в передней части авто. Должна получиться схема в виде буквы Z. Другой конец шланга (лучше с грузиком в виде гайки) опускают в банку, которая должна находиться в поле зрения. Когда штуцер будет немного откручен, жидкость сможет течь. Работа начинается с нажатия на педаль, ее выжимают, делая небольшие перерывы. Состав начнет вытекать, сначала он будет грязного цвета, легко заметить пузырьки воздуха. Прокачивать нужно до того момента, пока жидкость не очистится. Здесь важно следить не только за банкой и вытекающим продуктом, но и за уровнем в системе. Поскольку критическое снижение показателя приводит к попаданию воздуха.
Такой вариант позволяет любому водителю легко прокачать все колеса. Если напарник отсутствует, можно использовать и другие схемы с применением газового упора, удерживающего тормоз. Задумываясь, как прокачать тормоза одному человеку, можно использовать и спринцовку, шприц, эластичную трубку с обратным клапаном. Закончив процедуру, обязательно проверяют количество состава в бачке, при необходимости добавляя продукт до оптимального уровня.
Важно:
Какие есть нюансы
Для прокачки тормозов сейчас есть достаточно много способов, большинство из которых сводится к применению простых, но эффективных приспособлений, сделанных самими автолюбителями из подручных средств. К этому мы ещё вернёмся. Сначала нужно разобраться с нюансами прокачки тормозов на машинах с ABS и без неё.
Как видите, есть два пути образования воздуха в тормозных магистралях: разгерметизация шлангов и образование паров «состарившейся» жидкости. Прежде, чем что-то менять, нужно узнать ответы на два главных вопроса: когда в последний раз меняли тормозную жидкость и герметичны ли шланги и места их соединений. Не лишним будет проверить на целостность главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель.
Смешивание тормозных жидкостей недопустимо, потому что основные их разновидности по классификации DOT созданы с учётом различной тепловой нагрузки, а при смешивании их полезные свойства значительно снижаются. Кроме того, от агрессивного воздействия смеси страдает материал, из которого сделаны тормозные патрубки и уплотнители.
На первый взгляд прокачивать систему просто, но нужно трезво оценить свои силы. Если вы не уверены в себе, то обратитесь лучше на СТО, потому что с неисправными тормозами ездить вообще запрещено, да и неизвестно, будут ли они работать после неправильной прокачки. Рисковать не надо. Либо работаете сами (если уверены в своих силах), либо зовёте на помощь специалистов.
Классический способ прокачки тормозной системы — это прокачка вдвоём с помощником. Мы же сначала рассмотрим тот случай, если помощи ждать не от кого. Предположим, что ваша машина не имеет ABS.
Почему тормозную систему нужно прокачивать
Термин «прокачка тормозов» относится к процессу, в котором на суппорте (или колёсном цилиндре) открывается небольшой клапан, чтобы позволить контролируемым количествам тормозной жидкости покинуть систему.
Мы прокачиваем тормоза, чтобы выпустить воздух, который иногда попадает внутрь линий. Технически, «воздух» входит в линии только в том случае, если существует угроза герметизации системы (например, когда гибкие линии удаляются или заменяются), потому что, когда жидкость кипит, она вместо этого создаёт «пар». Пар в тормозной жидкости, такой как воздух, создаст потерю эффективности в тормозной системе. Однако для простоты мы используем термин «воздух» в этой статье для описания как воздуха, так и паров жидкости.
Когда воздух (или пар) присутствует в линиях, это создаёт неэффективность в системе, потому что, в отличие от жидкости, воздух может быть сжат. Поэтому, когда достаточное количество воздуха заполняет линии, подача на педаль просто вызывает сжатие воздуха, а не создаёт давление на тормоза. Другими словами, когда в системе присутствует воздух, эффективность тормозной системы снижается. Обычно небольшое количество воздуха в тормозной системе приводит к «мягкой» педали (поскольку для сжатия воздуха требуется меньше энергии, чем для перемещения жидкости по тормозным магистралям.) Если достаточное количество воздуха поступает в тормозную систему, это может привести к полному отказу тормозов.
Как воздух попадает в линии? Иногда это может быть результатом процедуры обслуживания или обновления, например, замены гибких линий со стандартными оплётками из нержавеющей стали. Но часто это является результатом высоких температур, которые вызывают кипение компонентов тормозной жидкости, в результате чего газы из кипящей жидкости высвобождаются в гидравлическую систему тормоза.
Те, кто выбирают автокросс или спортивное вождение, могут обновить свою тормозную жидкость и проводить ежегодную прокачку – это хороший пункт обслуживания в «начале сезона» для любителей вождения на невысокой скорости.
Схема тормозной системы авто
Выбор тормозной жидкости
Теоретически подойдёт даже простая вода – поскольку, будучи жидкостью, вода не может быть сжата
Однако важно помнить, что основной функцией тормозной системы является преобразование кинетической энергии в тепловую за счёт трения. И реальность этого процесса заключается в том, что некоторые части тормозной системы будут подвергаться воздействию очень высоких температур
На самом деле, нередки случаи, когда температура ротора во время движения автомобиля достигает 600 ºC, что может поднять температуру тормозной жидкости до 150 ºC. Поскольку температура кипения воды составляет 100 ºC, очевидно, что вода в тормозной системе может легко закипеть – и, следовательно, выпускать газы в тормозные трубки – что снизит эффективность системы.
«Очевидным» решением этой проблемы является использование жидкости, которая менее чувствительна к экстремальным температурам. Отсюда и разработка «тормозной жидкости». Однако, к сожалению, «идеальной» тормозной жидкости не существует. И, как и большинство вещей в мире, добавление определённых полезных характеристик обычно приносит компромиссы в других областях. В случае тормозной жидкости мы обычно должны сбалансировать чувствительность жидкости к температуре, её стоимость и влияние на другие компоненты в системе.
Проще говоря, можно уменьшить чувствительность жидкости к температуре, варьируя её ингредиенты. Однако определённые комбинации ингредиентов могут значительно увеличить стоимость жидкости и могут вступать в реакцию с оригинальными материалами, повреждая уплотнения и вызывая коррозию всей тормозной системы.
Давайте разберемся с каждым из способов.
Классический метод
Общие правила прокачки тормозов:
Перед прокачкой необходимо произвести подготовку – очистить от грязи автомобиль, подготовить тормозную жидкость, емкость и шланг со штуцером для слива, необходимый инструмент: насос для прокачки тормозов, вакуумный.
Необходимо помнить, что тормозная жидкость должна быть той же марки, что находится сейчас в автомобиле. Работу производить лучше с напарником. Помощь напарника будет заключаться в нажатии на педаль тормоза по команде.
Для каждого отдельного автомобиль существует собственный уникальный алгоритм прокачки тормозов, которая подробно описана в инструкции пользование. У большинства машин прокачка начинается с задних колес и проходит по схеме: заднее правое колесо; левое заднее; правое переднее; левое переднее.
Рис. 1 Классическая схема прокачки тормозов.
Особое внимание необходимо уделить главному тормозному цилиндру. Его придётся прокачать несколько раз
Действуем по порядку и не спеша
Первый шаг заключается полная замена тормозной жидкости в бачке ГТЦ, и следить за ее уровнем в процессе, вовремя подливая по мере расхода
Согласно инструкции, нужно освободить штуцер воздушного клапана от резьбовой заглушки на нужном колесе и закрепить на клапане сливной шланг, свободный конец которого опускается в подготовленную емкость для слива.
После чего помощник нажимает пять-шесть раз на педаль оставляя педаль в нажатом состоянии. В это время постепенно откручивается воздушный клапан, и тормозная жидкость начинает выходить в подготовленную емкость.
Рис.2. Доливка тормозной жидкости в ГТЦ и слив отработки.
Чтобы быть полностью уверенным в качестве проделанной работы, необходимо каждый узел прокачать несколько раз, особенно – это относится к главному тормозному цилиндру, также необходимо после каждой прокачки добавлять жидкость в бачок главного тормозного цилиндра. После завершения работы по прокачке, еще раз проверить надежность затяжки штуцеров на тормозных цилиндрах. Затем самостоятельно проверить работу системы, в случае неправильной работы необходимо проверить износ тормозных колодок или дисков.
Значительно ускорить процесс прокачки поможет специальное приспособление, с которым можно легко прокачать систему в одно лицо даже с ABS. Это приспособление называется вакуумный насос. Где можно купить вакуумный насос для прокачки тормозов. Приспособление полностью готовым со всеми аксессуарами можно приобрести в специализированных магазинах запасных частей или интернет ресурсах.
Отличия и специфика прокачки тормозов с ABS
Антиблокировка колес при торможении ABS не позволяет автомобилю уйти в занос, это достигается автоматическим проворачиваем колес при резком и сильном нажатии на тормозную педаль. Чтобы антиблокировка работал нормально, система имеет дополнительные приборы:
- Датчики движения на ступицах;
- Регистраторы давлением на магистралях;
- Электронными блоками управления.
Если все это оборудование установлено на автомобиле. лучше, чтобы прокачку производил специалист.
Но, если всё-таки есть острое желание освоить самостоятельно процедуру, то тогда, кроме набора обычных инструментов необходимо обзавестись считывающими устройством информации с блока управления. При стандартный прокачки с блоками ABS достаточно выдержать в системе давления 180 атм. Если давление больше, сначала необходимо привести давление в норму, после чего можно приступать к соединению разъемов на контроллере главного тормозного цилиндра для дальнейших действий. Значительно облегчит работу по удалению воздуха и замене тормозной жидкости вакуумный насос.
Как прокачать тормозную систему в одно лицо
Основная идея прокачки тормозов одному, вернее это не прокачка а высасывания тормозной жидкости из системы с помощью вакуумного насоса. Для этого существуют специальные приспособления со стрелочным вакуумметром.
Порядок работы
Подсоединить сливной шланг к емкости и сливному штуцеру колеса по выбранной схеме. Перед началом высасывания тормозной жидкости необходимо залить тормозной бачок полностью и нажать педаль тормоза. Все остальные действия примерно так же как при прокачке тормозов. Вакуумным насосом можно прокачивать автомобиля с ABS без повреждений и снятием дополнительных деталей. Всё, что остаётся делать это прокачивать и следить за уровнем в бачке. Купить ручной вакуумный насос для прокачки тормозов можно в дилерской сети по продаже автомобильных запасных частей или интернет ресурсах.
Работу вакуумного насоса для прокачки тормозов по бюджетной цене можно посмотреть на предоставленном ниже видео.
Прокачка тормозной системы с напарником
Каждый контур тормозной системы прокачивается отдельно, начиная с самого удаленного рабочего цилиндра этого контура. На автомобилях ВАЗ обычно прокачку начинают с заднего контура.
Прокачка тормозной системы
Шаг 1. Обязательно снимите машину с ручника перед началом прокачки.
Снятие машины с ручника
Шаг 2. Предварительно проверьте работоспособность регулятора давления.
Проверка регулятора давления
Шаг 3. При нажатии на педаль тормоза поршень регулятора должен перемещаться, закручивая торсион, который соединен с балкой заднего моста. Если это не происходит, то регулятор, скорее всего, неисправен и для начала нужно разобраться именно с ним.
Оценка состояния регулятора
Шаг 4. Если регулятор исправен, то для исключения влияния регулятора отключите его. Для этого открутите тягу моста, выкрутив крепежный элемент.
Выкручивание тяги моста
Шаг 5. Подставьте под открученную тягу удлинитель с головкой. Также можно просто нагрузить заднюю часть автомобиля. Это позволит выровнять давления в переднем и заднем контуре.
Установка удлинителя под открученную тягу
Шаг 6. На штуцер тормозного цилиндра наденьте шланг подходящего размера. В данном случае используется шланг от омывателя. Он прозрачный и хорошо держится на штуцере.
Надевание шланга на штуцер тормозного цилиндра
Шаг 7. Второй конец шланга опустите в какую-нибудь емкость с небольшим количеством тормозной жидкости (только не в пустую банку).
Второй конец шланга в емкости с жидкостью
Шаг 8. Помощник начинает нажимать на педаль тормоза несколько раз, разбивая воздух в жидкости и проталкивая его по магистралям к колесным цилиндрам. После этого педаль нужно удерживать нажатой.
Нажатие на педаль тормоза
Шаг 9. Открутите штуцер на цилиндре и смотрите на выходящую жидкость. Для этого и нужна прозрачная трубка.
Выкручивание штуцера на цилиндре
Шаг 10. Помощник в этот момент должен продолжать утапливать педаль тормоза до упора, вытесняя жидкость вперемешку с воздухом из системы.
Вытеснение остатков воздуха из системы
Шаг 11. Повторяйте операцию по прокачке до момента, пока не увидите, что из штуцера выходит прозрачная жидкость без пузырей воздуха.
Прокачка тормозов
Шаг 12. Перед прокачкой следующего цилиндра проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте ее.
Доливание тормозной жидкости в бачок
Шаг 13. Повторите процедуру на другом цилиндре, а затем можно переходить к следующему контуру (в данном случае – переднему). Не забудьте регулярно доливать жидкость в бачок.
Прокачивание второго цилиндра
Шаг 14. Начинать прокачку переднего контура следует с переднего правого колеса. Для этого нужно снять колеса и поставить стойки под передние колеса.
Снятие передних колес
Шаг 15. Выполните те же действия, что и на заднем контуре. Помощник нажимает на педаль несколько раз и удерживает ее нажатой. После этого открутите штуцер и после выхода остатков воздуха закрутите его.
Прокачка переднего контура
Шаг 16. Осмотрите все магистрали, цилиндры и штуцеры на предмет утечек и установите передние колеса на место.
Установка передних колес на место
Шаг 17. Не забудьте прикрутить тягу регулятора давления на место. На этом с прокачкой тормозов покончено.
Фиксация тяги регулятора давления
Как часто менять тормозную жидкость и в каких ситуациях нужна прокачка системы
«Завоздушенность» тормозных магистралей даёт о себе знать в самый неподходящий момент. Педаль тормоза резко провисает вниз почти до пола, и её нажатие не полностью задействует колодки и суппорты в колёсах. Грубо говоря, если такое случится в движении, автомобиль не сможет нормально затормозить.
В любой машине нужно периодически менять тормозную жидкость и сроки её замены обычно укладываются в пределы 40 — 60 тысяч км пробега или двух лет. Также их может устанавливать фирма-производитель в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Бывает, что и в результате этой операции в магистрали возникает воздушная пробка, препятствующая нормальной работе.
Видео — замена тормозной жидкости и прокачка тормозов на Дэу Матиз:
Кроме того, тормозная жидкость постепенно впитывает в себя воду, которая неизбежно образуется в системе, из-за чего её температура кипения снижается. Из-за этого при резком торможении суппорты могут не сработать. Педаль уже не так жёстко «схватывает», что становится опасным. Вот это крайний показатель того, что тормозную жидкость пора менять
Прокачка системы при этом просто мера предосторожности от попадания воздуха