Простой гитарный комбик в корпусе старого «peavey». схема, печатка, сэмплы (восстановлено)

Виды и характеристики

Размеры, стоимость, качество звучания зависят от конструкционных особенностей комбиков. Профессиональные исполнители рока использовали ламповые комбики для электрогитары. Сегодня он пользуется спросом из-за лучших характеристик звучания, по сравнению с более современными технологиями. Для любительского музицирования подойдут и более дешевые, экономичные устройства транзисторного, цифрового типа.

Транзисторные

Для начинающих гитаристов транзисторные усилители – хороший выбор для занятий. Звучание уступает ламповым, но этого хватает. Преимущества заключаются в том, что ломаются они крайне редко, не боятся частых транспортировок. Оборудование для сцен небольших клубов, танцевальных залов.

За преобразование звука отвечают транзисторы – полупроводниковые элементы для радиоаппаратуры. Они усиливают сигнал с электрического источника. Транзисторы по звучанию уступают ламповым усилителям.

Ламповые

Полупроводники практически со всех сфер вытеснили ламповые технологии. Лампы практически не используются в производстве телевизоров, радиотехнике, но они остались классическим элементом в преобразовании электрического импульса электрогитар. По сравнению с транзисторной и цифровой аппаратурой, ламповые комбики воспроизводят именно тот, узнаваемый многими поколениями слушателей, голос эстрадной, роковой, джазовой электрогитары.

Несмотря на высокую стоимость лампового усилителя, собственных возможностей в его конструкции крайне мало. В аппаратуре этого типа обязательно есть разъем для подключения инструментального микрофона, который дает возможность звукозаписи. При необходимости использования гитарных эффектов придется дополнительно приобретать педали.

Из всех известных усилителей ламповые обладают самым лучшим воспроизведением звучания электрогитар.

Цифровые

Самая новая технология – цифровая, используется и в изготовлении усилителей звука электрических инструментов. Эти комбики не имеют собственного звучания, они имитируют (эмулируют) голоса, которые придают инструментам ламповые и транзисторные преобразователи. Некоторые модели настолько хороши, что непрофессионал может не отличить их звук от лампового усилителя.

Цифровые комбинированные усилители отличаются надежностью, моделируют звучание аппаратуры разных производителей, имеют в собственном арсенале большой запас гитарных эффектов. Качество преобразования звука запрограммировано, в результате чего индивидуальность вызвучиваемого инструмента теряется. С цифровым усилителем одинаково будут звучать инструменты, изготовленные на заказ, и те, что принято относить к ширпотребу.

Гибридные

Симбиоз транзисторной и ламповой технологий – гибридный комбик. Его звучание наиболее сходно с ламповыми моделями, но вес и стоимость ниже. Бонус владельцу комбинированного усилителя – ряд встроенных гитарных эффектов. Эта модель для музыкантов, желающих совместить возможности ламповых и цифровых усилителей.

Рекомендации при сборке самостоятельно

Рекомендации по выбору комбика для электрогитары

Определитесь с целью

Перед покупкой комбика вы должны точно знать, зачем он вам нужен. Решите, насколько серьезно ваше увлечение гитарой, как часто вы будете заниматься и какой звук хотите получить.

Во-вторых, подумайте о помещении для занятий. Если у вас есть свободный гараж, то вы спокойно можете поставить себе 100-ваттный стэк Marshall. Но, если вы живете в квартире в многоэтажном доме, то придется ограничиться маломощным оборудованием.

Не стоит тратить лишние деньги на аппарат, чьи возможности вы не будете использовать полностью.

Бюджет для покупки гитарного комбика

Далее определитесь с суммой, которую вы сможете потратить на усилитель. Здесь вам никто не даст однозначного совета. Каждый сам распоряжается своими финансами. Но помните, что очень сложно купить выдающуюся вещь за низкую цену.

Параметры, влияющие на цену

На цену влияют:

  • тип усилителя (лампа, гибрид, транзистор)
  • его мощность
  • новый он или б/у
  • бренд

Комбик Fender Twin будет всегда стоит в разы дороже Yerasov Bluespace. Даже не смотря на одинаковую схему. Просто потому что это Fender.

Если вы не гоняетесь за шильдиками, а ищете звук, то можете обратить внимание на российские аппараты. Обратите внимание! Vintage vs Modern

Обратите внимание! Vintage vs Modern. Некоторые усилители имеют культовый статус

Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey

Некоторые усилители имеют культовый статус. Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey.

Лучше ли они в плане звука? Это вопрос спорный.

Темброблок низких и высоких частот

Эквалайзер — пассивная схема с характерным включением. Она вносит затухание чуть более 20 дб, что компенсируется достаточно большим усилением усилители мощности (40 дб вместо обычного 26 дб). Компоненты были подобраны для этой конкретной конструкции и характеристики можно увидеть на графике.

АЧХ темброблока НЧ-ВЧ

Конечно, частотный диапазон начинается чуть выше 100 Гц, но для гитары это нормально. Также можно сделать второй вход, без темброблока — напрямую на УНЧ. Конденсатор 470n следует подобрать по вашему вкусу: такое значение обеспечивает передачу полного диапазона, но за счет меньшего значения этой емкости ограничивает низкие тона, это дает больше мощности в верхнем диапазоне. Хорошо было бы поставить там фильтр низких частот, потому что спад всего 6 дб на октаву излишне нагружает динамик.

На какие категории делятся усилители

По своему устройству гитарный усилитель может быть двух типов:

  • комбо;
  • стэк.

Первые представляют собой единую коробку, в которой размещается и аудиосистема, и преобразователь сигнала. Как правило, комбоусилители обладают невысокой мощностью. Однако среди них большое количество вариантов, способных на выдачу качественного звука. Стэки относятся к профессиональному оборудованию: в них колонки располагаются отдельно от самого усилителя.

Если вы приобретаете оборудование для репетиций дома, то достаточно купить комбо. Для выступлений и студий звукозаписи больше подходят стэки. Они значительно дороже, но выдают качественный звук. Покупать их для дома бессмысленно, так как они показывают свои возможности только при уровне громкости в половину от номинальной. Например, если заявлено, что гитарный усилитель способен выдавать мощность 100 Вт, то увидеть все его положительные качества вы сможете при громкости 50 Вт.

Настройка гитарного усилителя

  1. Перед тем, как питание включается впервые, временно установите 22 Ом 5 Вт резисторы вместо предохранителей. Не следует сразу же подключать нагрузку (АС)! При подаче питания, проверьте, что напряжение постоянного тока на выходе меньше, чем 1 В. Проверьте все транзисторы на нагрев — если какой-то элемент горячий, немедленно выключите питание, затем ищите ошибку.
  2. Если все хорошо, подключите акустическую систему и источник сигнала и убедитесь, что звук не искажён (например подключите с плеера музыку).
  3. Если УНЧ прошел все эти тесты, снимите резисторы 22 Ом и заново установите предохранители. Отсоедините кабель динамика нагрузки и включите прибор снова. Убедитесь, что напряжение постоянного тока на клеммах АС не превышает 100 мВ, и снова проверьте нагрев на всех транзисторах и резисторах.
  4. Когда вы убедитесь, что все хорошо, установите ток смещения. Подключите мультиметр между коллекторами Q10 и Q11 — вы измеряете падение напряжения на двух 0,22 Ом резисторах R20 и R21. Требуемый ток покоя 25 мА, поэтому напряжение на резисторах должны быть установлены 11 мВ. Настройка значения не слишком критична, но при более низких токах будет меньше рассеивания на выходных транзисторах.
  5. После этого остаётся скорректировать смещение, когда температура корпуса и всех деталей гитарного усилителя стабилизируется. Часто температура и ток немного взаимозависимы. Вот и всё — конструкция готова!

Особенности устройства

Приспособление оснащено следующими дополнительными функциями:

  • очистки звука от характерных для определенного регистра гитары призвуков;
  • регулировочная ручка с обозначениями в Гц помогает избавиться от фона электросети;
  • усиливать и делать насыщеннее один регистр, делать тише другой;
  • игры, выводя звук на наушники;
  • звукозаписи через инструментальный микрофон;
  • встроенные гитарные примочки.

Один усилитель может быть рассчитан на один и несколько инструментов, что зависит от количества звуковых дорожек и разъемов для подключения. Комбоусилитель – обязательный атрибут репетиционного зала для инструментальных ансамблей, в которых используются электронные инструменты – гитары, синтезаторы. Только за счет микширования настройками комбика удается сбалансировать громкость звучания клавишных, струнных и ударных инструментов коллектива.

Подбирать усиливающую аппаратуру нужно не только основываясь на ее стоимости, габаритах и возможностях, но и учитывая мощность ее звучания – определяется в ваттах. При покупке электрогитары для домашних занятий у начинающих музыкантов возникает вопрос, можно ли играть на электрогитаре без комбика. Компьютер с сильной видеокартой и загруженной программой, например, Guitar Rig 5.0.2 с драйвером Asio, дает такую возможность.

Есть и другие программы, в которые входят как основные функции преобразования сигнала с гитары в звук, так и дополнительные гитарные примочки. Подключить гитару к ПК поможет обычный шнур, используемый для комбика, а также переходник для линейного входа. Звук пойдет через компьютерные колонки или наушники (по выбору). Правда, колонки ПК не дадут силы звука мини комбика для электрогитары, идущего в наборе с инструментами для начинающих. Его применение в домашних условиях или малометражном классе более оправдано по затратам электроэнергии и средств на покупку мощной видеокарты.

Что это такое?

Комбоусилитель – это звукоусиливающая аппаратура, которая подключается к электрогитаре, акустике или басу с помощью специального шнура. У них есть множество параметров, от которых зависит громкость и чистота звука. Все это непосредственно влияет на цену оборудования

С этой информацией важно ознакомиться начинающим гитаристам, так как у опытных музыкантов уже есть свои предпочтения по брендам и моделям

Комбики очень компактны, что делает их удобными для перевозки. Конечно, концертные аппараты тяжелее, чем домашние, но все же их функциональность и производительность безусловно высоки для аппаратуры такого веса.

Звук с гитары передается в комбик через вход AUX. Есть модели с микрофонным входом, с возможностью подключения нескольких инструментов. А также на комбоусилителе могут присутствовать гнезда для наушников, а на современных вариациях присутствуют входы USB для компьютера и процессора эффектов.

Партнерские материалы

Критерии выбора

Как выбрать оптимальный комбоусилитель? Чтобы определиться с покупкой, ознакомьтесь с их важнейшими характеристиками. А затем проверьте подходящую модель в игре.

Мощность

Мощность определяет, насколько громко и чисто может звучать аппарат – напомним, она измеряется в ваттах. Для домашнего использования нет потребности в мощном оборудовании, будет вполне достаточно комбика в 12 или 15 Вт. И то, скорее всего, на максимум его ставить не придется. Если вы устраиваете репетиции с участием еще одного гитариста и басиста, то подойдет техника мощностью 40 Вт. А если в группе есть еще и барабанщик, то стоит взять оборудование 60 Вт. Но сильный комбик вполне можно арендовать на репетиционной точке, а для дома купить простенький вариант.

Комбоусилители выпускаются не только для электрогитар, но и для акустики, и для баса. Их звук настроен так, чтобы четко выводить нужные частоты.

Динамики

Размер динамика тоже имеет важное значение для звука. Динамик 8 дюймов подходит новичкам, 10 дюймов – более опытным музыкантам

Самые крутые варианты начинаются от 12 дюймов, но стоят они недешево.

Они также делают звук громче. При наличии двух и более динамиков можно добиться более густого, объемного звучания.

Сопротивление

Сопротивление – не такая важная характеристика, и этот момент обычно имеет значение для более продвинутых музыкантов, которые экспериментируют с аппаратурой. В двух словах можно сказать, что если нужно подключить дополнительные динамики или усилитель к комбику, то данный показатель должен у них совпадать.

Число каналов

Если в комбоусилителе несколько каналов, то это дает дополнительные возможности для работы с музыкой. Иногда это удобно, когда каждый из них можно отладить по-своему. Например, один вы будете включать на ритмические части композиций, другой – на соло. Если группа не играет на профессиональном уровне, то 2-3-х каналов ей хватит, а начинающему гитаристу и вовсе хватит одного.

Какой выбрать динамик

С выбором динамика проблемы как раз возможны — динамик должен иметь высокую эффективность. Отпадают, поэтому все современные динамики, что установлены в потребительском аудио оборудовании и динамики для работы в акустике автомобиля. Проблема заключается в том, что высокую эффективность достигают динамики, по крайней мере имеющие 8 дюймов стали. Не хотелось превышать размер 15 см, так что надо было искать динамики с приличной эффективностью, которые к тому же поместятся в таком корпусе. Ведущие компании (Celestion, Beyma и другие) имеют неплохие модели. В общем выбирайте кто что может, главное чтоб динамик имел параметры эффективности от 92 дб. Лучшим будет динамик с большим магнитом от радио старых годов. Он имеет бумажный диффузор и реально высокую чувствительность при довольно мягком тоне. Версии с маленьким магнитом имеют более низкую эффективность. Если размер комбика не критичен — лучше брать размер или 20 см, в котором выбор динамиков несравнимо больше.

Питание комбика

Теоретически TDA7052 может на одной зарядке АКБ работать до 3-х часов. На м/с закреплён маленький радиатор, который ограничивает снижение мощности от роста температуры. Температура не поднимается с ним более чем до 40 градусов (при 8 Ом динамике радиатор не нужен).

Из-за отсутствия автоматического отключения питания (литиевые аккумуляторы нельзя разряжать ниже 2,5 В) установлен простой индикатор, состоящий из стабилитроны и светодиода. Светодиод перестает светиться в тот момент, когда в элементах остается остаток энергии, но еще в приличном для них напряжении 3 В. Для зарядки следует использовать фирменные зарядные устройства или схемы, собранные своими руками, коих в Сети полно. Но учтите, что с литиевыми батареями не шутят, их короткое замыкание, если они незащищенные, вызывает взрыв. Их нельзя использовать для питания схем, лишенных предохранителей. Банки должны бы в паре, то есть из одной серии. Бесплатным источником хороших банок являются неисправные аккумуляторы от ноутбуков. Как правило, там шесть элементов, причем почти всегда сели не более двух.

Лучший гитарный усилитель

В музыкальном магазине вам могут представить множество типов и марок усилителей на выбор. Каждый музыкант выбирает для себя подходящий гитарный усилитель, исходя из своих вкусов. Рейтинг лучших марок и моделей включает в себя:

Комбо Blackstar ID:Core Stereo 10. Он отличается стереозвучанием, тремя вариантами мощности, несколькими эффектами и встроенным тюнером. Это достаточно бюджетная модель, которая по качеству сравнима с более дорогими аналогами.
Peavey Vypyr VIP 3 – полупрофессиональный комбоусилитель, который подойдет для реализации любых идей. Они изготовлен по последнему слову цифровой техники и получил высокие оценки не только от музыкантов, но и от специалистов по звуку

Ламповый Marshall C5-01, который, несмотря на свою небольшую мощность, выдает качественный и громкий звук.
Fender Mustang III V2 – мобильный вариант, подходящий для использования в небольших помещениях и репетиций в домашних условиях.
Roland CUBE Lite с возможностью играть дома в наушниках, что очень важно, если вы живете в городе и не имеете комнаты со звукоизоляцией.

Все усилители в этом рейтинге относятся к типу комбо и подходят для начинающих и любителей. Среди ассортимента магазинов вы можете найти и другие достойные варианты. Современные усилители шагнули далеко вперед по качеству звука и имеют большое количество полезных функций.

Меры предосторожности при сварочных работах

все сварочные работы производятся только в сухой спецодежде из негорючих материалов, в рукавицах и защитной маске

Если сварка производится в помещении с металлическим полом, обязательным является использование либо прорезиненого коврика, либо резиновых галош;
сварочный аппарат, независимо от его типа, всегда должен быть заземлён;
при инверторной сварке следует особое внимание уделить качеству электрододержателя: хорошие электрододержатели выдерживают до 7000 зажимов электродов без повреждения изоляции;
независимо от типа сварочного аппарата на нём всегда должны использоваться автоматические выключатели, самостоятельно разрывающие электрическую цепь при возникновении тока холостого хода;
помещение, в котором производится сварка, должно хорошо вентилироваться. Это позволит избежать скопления газов, выделяющихся в процессе сварки и представляющих особую опасность для системы дыхания человека.

Меры предосторожности при сварочных работах

все сварочные работы производятся только в сухой спецодежде из негорючих материалов, в рукавицах и защитной маске

Если сварка производится в помещении с металлическим полом, обязательным является использование либо прорезиненого коврика, либо резиновых галош;
сварочный аппарат, независимо от его типа, всегда должен быть заземлён;
при инверторной сварке следует особое внимание уделить качеству электрододержателя: хорошие электрододержатели выдерживают до 7000 зажимов электродов без повреждения изоляции;
независимо от типа сварочного аппарата на нём всегда должны использоваться автоматические выключатели, самостоятельно разрывающие электрическую цепь при возникновении тока холостого хода;
помещение, в котором производится сварка, должно хорошо вентилироваться. Это позволит избежать скопления газов, выделяющихся в процессе сварки и представляющих особую опасность для системы дыхания человека.

Фото корпуса УНЧ

Самодельный комбик с питанием от аккумуляторов

Корпус сделан из доски толщиной 10 мм. Выглядят лучше, чем фанера, не говоря о плитах МДФ и им подобных. Небольшой размер — 20х20х15 мм. Все это покрашено тонким слоем так называемого «бархатного» лака. Вокруг плиты используются экранирование алюминиевой фольгой, к которой подключены также корпуса потенциометров. Перед привинчиванием динамика накладываем на него тонкую ткань, которую потом подрезаем. Сзади находится обычное гнездо аудио входа, там же выведено питание для БП. Выключатель питания находится в регуляторе громкости.

Инструменты и материалы

Для домашних занятий по игре на гитаре либо записи отдельных произведений вполне подойдет простой гитарный усилитель на лампах и других деталях, обеспечивающих выходную мощность звука в пределах 1,5-3,0 Вт. Этого будет достаточно, чтобы успешно потренировать технику игры, сделать качественную запись только что разученной пьесы или песни под собственный аккомпанемент на акустической гитаре и, конечно, слегка подействовать на нервы ближайшим соседям. Поэтому можно выбрать вариант самодельного усилителя с такими деталями для электрической схемы:

  • лампа-триод 6Н1П (или её аналоги: 6Н3П, 6Н2П, 6Н23П), необходимая для предварительного (входного) каскада всей схемы;
  • лампа 6П14П (пентод), участвующая на оконечном (выходном) каскаде схемы;
  • выходной звуковой трансформатор ТВЗ-1-1, рассчитанный на токовую нагрузку в пределах 8 Ом и мощность 3 Вт (можно заменить на аналог ТВЗ-1-9, который рассчитан лишь на нагрузку не более 4 Ом, или неспециализированные трансформаторы типа ТВК, но они не смогут качественно подавлять искажения звуков);
  • резистор входа на 560 кОм;
  • резистор на катоде лампы-триода на 0,5 Вт, на аноде – 0,5-1,0 Вт;
  • конденсатор в шунте с катодным резистором лампы-триода с максимальной ёмкостью и напряжением около 10 В;
  • конденсатор на линии связи между каскадами должен быть напряжением от 300 В, а переменный резистор на этой же линии может быть с параметрами от 100 кОм до 1000 кОм;
  • резистор на катоде пентодной лампы должен быть более мощный, нежели на входной лампе (порядка 2 Вт), при сопротивлении в 120 Ом, а шунтирующий конденсатор иметь меньшую ёмкость по сравнению с шунтом в схеме триода;
  • динамик на 8 Ом.

Для платформы можно применить в качестве материала толстый дюралевый лист, согнув его в компактную форму, напоминающую коробку без нижней стороны, или же купить готовое изделие. Некоторые пользователи используют для платформы под усилок старый компьютерный корпус, отпиливая от него часть крышки по нужным размерам.

Из монтажных инструментов следует подготовить паяльное оборудование и припой, ножовку по металлу, электродрель с набором сверл по металлу, надфили и наждачную бумагу, метчики, винты и отвертки, драпировочный материал для последующей отделки готового изделия, клей, измерительные линейки и маркеры для разметок.

Топ-5 лучших маломощных ламповых усилителей

Если бюджет вам позволяет, то советуем обратить внимание на эти ламповые комбики. Они маломощные (до 15 Вт), но могут отлично звучать и на домашней громкости и раскачать небольшой зал

Vox AC-15

Классический «британский» звук. Идеальное решение для тех, кто играет блюз или поп-музыку.

Гитарный комбоусилитель VOX AC-15

Orange TT15C

Комбик Tiny Terror подойдет почти всем. Он отлично дружит с педалями, так что любители тяжелой музыки смогут «разогнать» его до нужного уровня гейна.

Гитарный комбоусилитель Orange Tiny Terror

Fender Blues Junior

Полупрофессиональный усилитель, обладающий характерным фендеровским звучанием. При этом комбик может хорошо звучать и дома.

Гитарный комбоусилитель Fender Blues Junior

Laney VC-15

Еще один типичный «британский» усилитель. Обладает очень приятным родным перегрузом. Его звук оценят любители классического рока.

Гитарный комбоусилитель Laney VC-15

Ibanez TSA-15A

Этот усилитель имеет встроенный эффект овердрайва Tube Screamer. Лучшее его применение – хард-рок и хэви-метал в духе 80-х.

Гитарный комбоусилитель Ibanez TSA-15

Особенности

Для гитаристов, особенно тех, кто выступает на концертах или играет на электрогитаре, очень важно подобрать хороший усилитель, выдающий качественные звуки гитары. Однако далеко не все начинающие музыканты имеют возможность приобрести дорогостоящее оборудование известных фирм, занимающихся выпуском такой аудиотехники

Давно известно, что наиболее натуральный звук могут произвести ламповые гитарные усилители (комбики). Этот звук не идёт ни в какое сравнение с современными усилителями на микросхемах и транзисторах — только лампа может выдать звуки с абсолютно чистыми, равномерными и очаровывающими слушателя басами или мелодичными высокими частотами. Но стоимость даже непрофессиональных ламповых усилителей, произведённых мировыми брендами, на порядок выше любого аналогичного по мощности комбика на полупроводниках.

Правда, у ламповых усилителей имеются некоторые недостатки, которые отсутствуют в аналоговых устройствах. К ним относятся:

  • громоздкость и большая масса готового изделия;
  • недостаточная надёжность ламп по сравнению с транзисторами;
  • сильный нагрев деталей, что может привести к повреждениям электрической цепи и выходу из строя некоторых составляющих;
  • закономерный дефицит необходимых ламп из-за широкого распространения электронных устройств и постепенного сворачивания производства деталей для устаревшего аудиооборудования и техники.

Однако эти затруднения не останавливают музыкантов на пути к получению качественного звука своих гитар. Поэтому нередко гитаристы стараются подобрать подходящий для дома самодельный вариант усилителя на лампах, а потом собирают его своими руками, что, несомненно, обходится намного дешевле заводского устройства.

Как устроено гитарное усиление

Система гитарного усиления имеет 3 основных компонента:

  • предварительный усилитель;
  • усилитель мощности;
  • динамик.

Все остальные компоненты (тембрблок, петля эффектов, встроенное тремоло или ревербератор) являются второстепенными.

Предварительный усилитель

Также его называют предусилителем, преампом, предом, preamp, секцией предварительного усиления.

Предусилитель нужен, чтобы усилить слабый сигнал с гитарных датчиков до линейного уровня (около 1,5 вольт).

В предусилителе гитарный сигнал обрабатывается и тембрально окрашивается. Здесь формируется характер звука гитарного усилителя. Чаще всего в преампе есть дополнительные регулировки тона для корректировки частот.

Усилитель мощности

Также его называют оконечником или мощником.

В старых комбиках усилитель мощности отвечал за формирование эффекта дисторшн. В современных моделях задача мощника – усиливать полученный сигнал с преампа. Также усилитель немного компрессирует звук.

Динамик

Также могут встречаться названия колонка, рупор, акустическая система.

Динамики нужны для воспроизведения звука. Они отличаются своими тембральными характеристиками, поэтому каждый музыкант может подобрать себе оборудование по вкусу. Количество и размер динамиков в комбике влияет на громкость и плотность звучания.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий