Содержание
- 1 Что нельзя делать на АГЗС
- 2 Обслуживание и ремонт газового оборудования
- 3 Виды и особенности баллонов для хранения газа
- 4 Виды картриджей для туристических горелок
- 5 Обмен
- 6 О нарушениях при заправке баллонов
- 7 Где заправлять газовые баллоны? И где этого не стоит делать?
- 8 Характеристики фильтра
- 9 Заправка газовых баллонов
- 10 Как правильно заправлять газовый баллон на авто с ГБО?
- 11 Заправка резервуара
- 12 Виды картриджей для туристических горелок
- 13 Технология заправки баллончиков для горелки
- 14 Недостатки перехода на газ
Что нельзя делать на АГЗС
На газовых заправках запрещается:
- Ну, прежде всего, конечно же, курить или использовать открытые источники огня. Думаю, здесь объяснять не нужно, все мы знаем, что такое газ и что происходит, если резко поджечь большое количество газа. Происходит взрыв невиданных масштабов, поэтому ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не нарушайте, это правило «№1».
- Заправлять автомобиль с работающим двигателем. Когда мотор работает топливная магистраль функционирует, поэтому есть высокая вероятность резкого повышения давления в топливной магистрали, что чревато повреждением клапанов и неисправностью редуктора и многих других не менее важных узлов газового оборудования.
- Выполнять заправку неисправного ГБО. Перед тем как заправить свой автомобиль газом, убедитесь, что клапаны, ВЗУ, в порядке. Баллон не имеет повреждений, а само газовое оборудование исправно и не имеет утечек.
- Начинать заправку без разрешения оператора АГЗС.
- Выполнять заправку при неправильно установленном «пистолете».
Обслуживание и ремонт газового оборудования
Важный вопрос, который зачастую упускают из виду владельцы негазифицированного частного дома или дачи, это обслуживание газовых баллонов и индивидуальных баллонных установок. На крупных предприятиях обслуживание выполняется персоналом, который прошел обучение и проверку знаний по технологии, то в индивидуальных хозяйствах такое обучение никто не проходит.
При поставке и замене баллонов организацией, которая предлагает заправленные баллоны, проводится инструктаж с записью в журнале газоснабжающей структуры о его проведении. Такой инструктаж касается вопросов правильной эксплуатации уже установленного баллонного оборудования и мер безопасности при пользовании.
Обслуживание баллонного оборудования и индивидуальных баллонных установок должно выполняться представителями организаций, которые имеют на эти виды работ профильные разрешения. При проведении работ должны быть проверено не только состояние самих баллонов, но и шкафа индивидуальной баллонной установки.
Проводится осмотр газопровода от установки до газового оборудования, исследуется само газовое оборудование. В обязательном порядке проверяют соединения на наличие утечек. Все соединения «обмыливаются» с целью выявления утечек
Если в процессе обслуживания были выявлены какие-либо нарушения, то они должны быть устранены в обязательном порядке.
Ряд правил, которые обязательны к исполнению для тех, кто пользуется баллонами с газом:
- баллоны в местах установки не должны подвергаться прямому нагреву;
- установка газового оборудования в цокольных или подвальных этажах недопустима, поскольку там могут скапливаться газы при утечке;
- устанавливать баллоны около нагревательных приборов (радиаторы и т.п.) и газовой печи следует не ближе, чем 1м;
- помещение, в котором устанавливаются баллоны (и газовое оборудование) не должно иметь подвальных помещений, в которых может скапливаться газ.
Вопросы о том, возможно ли и как можно заправить газовый баллон непосредственно дома, довольно часто задают владельцы индивидуальных баллонных установок. Это объяснимо, ведь для заправки им необходимо везти несколько баллонов, причем порою на значительные расстояния.
Ответ на такой вопрос однозначен – нельзя заправлять баллон газом в домашних условиях. Причин тому несколько и относятся они к технологии заправки баллонов.
Виды и особенности баллонов для хранения газа
Обычный газовый баллон представляет собой прочную емкость из стали. Существует несколько распространенных объемов: 5, 15, 25 и 50 литров. Встречаются еще баллоны, сделанные из полимерных материалов, их объемы отличаются от распространенных стальных и зачастую объем композитного газового баллона с пропаном составляет 14 или 33 литра. Естественно, между железными и композитными емкостями есть различия.
Стальные баллоны производятся исключительно в заводских условиях
Помимо использования прочного материала, при создании большое внимание уделяется надежности сварочных швов.Чем качественнее они выполнены, тем дольше прослужит бытовой баллон. Покупая стальную модель, следует крайне внимательно изучить места сварки и обратить внимание на то, обработаны ли швы
Главный плюс моделей из железа – долговечность.Но перед покупкой следует подготовить место под установку емкости. Если в помещении будет достаточно высокий уровень влажности, емкость со временем может ржаветь и деформироваться.
Более дорогой и современный вариант – полимерная емкость. Она имеет достаточно много положительных сторон, но сразу хочется подчеркнуть их главный минус: цена полимерного в 2-3 раза выше, чем стальной аналогичной емкости.При производстве используется стекловолокно, которое отличается прочностью и малым весом. Это явный плюс, потому как в таких емкости проще и безопаснее транспортировать СУГ. К тому же качественные модели оснащаются дополнительной защитой корпуса.Соответственно, при падении с допустимой паспортом высоты или небольшом ударе, корпус емкости не будет деформироваться. Такой газовый баллон под пропан может находиться рядом с огнем, ведь обычно предусматривается устойчивость к высоким температурам.
Цвет газового баллона это своеобразный маркер, показывающий, для каких материалов он предназначен. Бывают баллоны, окрашенные в следующие цвета:
- белые с желтыми надписями для ацетилена;
- пропановые емкости окрашиваются в красный цвет.
- медицинский и обычный кислород хранятся в голубых баллонах;
- водородные должны быть темно-зеленого цвета;
- закись азота должна хранится только в серых емкостях с черными элементами.
Для многих людей немаловажен вес пропанового баллона. Стальные пустые модели в зависимости от объема весят от 4 до 22 кг. Так, самый большой из серийно выпускаемых бытовых баллонов рассчитан на 50 литров и в заправленном состоянии весит 44 кг. Поэтому стоит заранее позаботиться о возможности транспортировки емкости на свой участок.
Существуют определенные нормы по заправке баллонов. Чтобы рассчитать, сколько газа вы сможете заправить, следует его паспортный объем разделить на 1,43.
К примеру, в вашем распоряжении есть стандартный железный баллон объемом 27 литров. Безопасно хранить и транспортировать в нем вы сможете не более 19 литров пропана. При чрезмерном давлении предохранительный клапан емкости может не выдержать, что приведет ко взрыву.
Виды картриджей для туристических горелок
Туристам и путешественникам в походах необходим источник огня для приготовления пищи. В таких случаях удобным инструментом оказываются газовые горелки. В строительстве и в домашнем хозяйстве они тоже находят активное применение.
Пользователям, решившим в целях экономии самостоятельно заправлять баллончики газом нужно соблюдать правила техники безопасности, учитывать нюансы и следовать технологии проведения замены. Тогда эта процедура пройдет гладко и без нежелательных последствий.
Если цанговый (слева) или резьбовой (справа) газовый баллончик не полностью опустошился во время эксплуатации, его необязательно выкидывать. Есть возможность заправить их друг от друга или от большого газового баллона
Для начала следует определить вид присоединения баллона к горелке.
Выделяют четыре вида присоединения:
- Резьбовой EU — предназначен для фиксации горелки путем накручивания на баллон, соответствует европейским стандартам;
- Резьбовой US — похож на первый вид присоединения с малым отличием, соответствует американским стандартам;
- Цанговый — горелка насаживается и немного прокручивается до фиксации, имеется защитный клапан, возможна покупка переходника, при долгом пользовании крепление расшатывается и возможна утечка газа;
- Клапанный — закрепляются специальным фиксатором, такие баллоны крепятся только к предназначенным для них моделям горелок, клапан предотвращает утечку газа, на практике имеет наиболее долгий срок службы;
- Прокалываемый — одноразовый баллон крепится легким нажатием и не снимается до полного израсходования газа, не подлежит дозаправке.
Самый распространенный вариант сменного картриджа для работы газовой горелки оснащен резьбой. Он проще и удобнее для регулярного выполнения замены.
Наиболее ходовые варианты картриджа рассчитан на присоединение с помощью резьбы и клапана. Такое крепление обеспечивает плотную фиксацию, а защитный клапан предотвращает утечку газа
Отсоединить баллончик с резьбой можно в любой момент, а вот с прокалываемым типом так не получится. Придется дождаться его опустошения.
Независимо от типа и габаритов “донора” суть процесса заключается в создании герметичного соединения для перекачки сжиженного газа из одного резервуара в другой
Обмен
Баллоны можно использовать многократно, но не вечно. Со временем сосуды теряют прочность, повреждаются — словом, становятся небезопасны. Тогда требуется их обмен. Почти в каждом городе есть пункт, куда можно принести старую и за небольшую доплату получить новую емкость. Величина доплаты будет зависеть от объёма, в среднем составит 1500 рублей.
Вся необходимая информация есть на самом деле, в верхней части около вентиля. Это паспортная табличка. Из неё можно узнать не только год выпуска, но и дату последнего освидетельствования, год запланированного освидетельствования и массу пустого баллона.
Иногда старый баллон не обменивают на новый, а обновляют — заменяют вентиль, ошкуривают и красят.
О нарушениях при заправке баллонов
Однако как показывает практика, на АГЗС концерна «Белнефтехим», несмотря на отсутствие в технологической схеме необходимого оборудования и в нарушение регламентации указанных Правил, производится заправка бытовых газовых баллонов, что приводит к их переполнению и создает угрозу возникновения аварийных ситуаций как на АГЗС так и у потребителей.
Как следствие, 14.03.2014г. в поселке Мутижар д. 65 Калинковичского р-на, Гомельской области, по причине переполнения 50 литров газового баллона, наполненного на АГЗС, расположенной на территории Гомельской области при попытке подключения баллона к газовой плите произошел взрыв.
Где заправлять газовые баллоны? И где этого не стоит делать?
Продажа газа для бытовых баллонов осуществляется на специализированных пунктах заправки. Чаще всего подобные пункты размещаются на стационарных автомобильных газовых заправках. Конечно, возможность заправить баллоны газом есть на многих автозаправках, которые даже не оборудованы специальными баллонными пунктами, однако приобретать на них сжиженный газ специалисты настоятельно не советуют. Это связано с определёнными рисками:
- при проведении заправки газом баллоны не проверяются на наличие утечки газа;
- отсутствует контроль со стороны заправщиков сроков либо периода освидетельствования баллонов, что делает дальнейшую эксплуатацию баллонов небезопасной;
- формат автомобильной заправочной колонки не даёт возможности заполнить должным образом баллон. Согласно утверждённым нормам объем заполнения газом не должен превышать 85%. Это позволяет создавать в баллоне, так называемую «паровую шапку», предотвращающую риск взрыва баллона под воздействием высоких температур (например, солнце). В автомобильных газовых баллонах в отличие от бытовых, размещается специальный отсекатель для своевременного предупреждения перелива газа. Учитывая это, газовые баллоны следует заполнять с обязательным контролем массы оборудования на весах.
Заправка газовых баллонов на автомобильных заправках возможна только при наличии специализированного оборудования и лицензии.
Компании, осуществляющие заправку любых ёмкостей для газа, называются «газонаполнительными станциями». По роду своей деятельности они могут иметь различную комплектацию оборудования. Зачастую процесс заправки баллона может проходить тремя способами:
- насосный – с помощью насоса;
- насосно-компрессионный – газ отбирается насосом и под повышенным давлением, создаваемым компрессором, подаётся в баллон;
- насосно-испарительный – в систему подачи газа дополнительно вводится электрический нагреватель – испаритель, который обеспечивает повышенное давление.
Подобная газонаполнительная станция должна содержать:
- вытяжные и насосные установки;
- резервуары для хранения газа;
- технические инструменты для осуществления транспортировки;
- дополнительные приборы: дозаторы, инструмент для измерения плотности газа и др.
Характеристики фильтра
Обратноосмические системы обладают значительным ресурсом и способны пропустить до 15 000 литров воды. Суточная производительность такой системы равна от 150 до 250 литров. Таким образом, для небольшой семьи (3-4 человека) данной установки даже при небольшом ресурсе будет достаточно на 2-3 года. Вода, прошедшая такую фильтрацию, не только очищается от примесей, но и от ряда бактерий и микробов.
Но стоит помнить, что каждые полгода необходимо заменять картриджи предварительной фильтрации. А раз в год – и картриджи финишной фильтрации. Подобные манипуляции в современных обратноосмических системах не составят труда и не займут много времени.
Мнение эксперта
Бородина Галина Валерьевна
Такие установки могут быть поставлены в квартире, частном доме или офисном помещении.
Заправка газовых баллонов
Необязательно каждый раз покупать новый баллон, когда израсходовался газ из предыдущего. Эти ёмкости отлично подходят для многократного использования и экономят таким образом деньги своим владельцам
Заправка бытовых газовых баллонов — простая и рядовая процедура, главное внимание в которой стоит уделить безопасности
Есть 4 варианта, где заправиться газом:
- специализированная заправочная станция;
- автомобильные заправки (при наличии специального оборудования);
- мобильная модульная станция;
- домашняя метановая заправка.
Лучше остановиться на первом варианте — он безопаснее, у сотрудников есть опыт работы и оборудование, они умеют оценивать прочность сосудов и применяют несколько методов закачки газа. На заправках автомобилей работники нередко не умеют работать с газом и проверять ёмкости, не имеют необходимой техники, в том числе весов для контроля массы ёмкости. Специализированный пункт заправки будет более безопасным выбором.
Что касается мобильных модульных станций, то, как правило, их используют для заправки баллонов кислородом. Это актуально для медицинских учреждений и промышленных предприятий, ежедневно использующих кислород в работе. Стоимость такой станции начинается от 4 миллионов рублей.
Методы заправки газовых баллонов
Правильная заправка баллонов, бытовых или туристических, начинается с проверки сосуда. Заправщик оценивает:
- есть ли корпусе повреждения и вмятины (если есть, от использования ёмкости стоит отказаться и заменить её новой);
- в порядке ли клапан и вентиль;
- остаточное давление в пустой ёмкости (давления быть не должно).
Если ёмкость в порядке, можно приступать к заправке. Конструкция довольно простая. Баллон соединяется с источником вещества специальным шлангом, по которому газ поступает в емкость. Все необходимые элементы — клапаны, шланги, переходник, адаптер — должны быть в комплекте. Впрочем, на специализированных станциях обычно есть необходимый инвентарь.
Есть 3 метода заправки:
- Насосный. Самый простой, вещество закачивается в емкость насосом.
- Насосно-испарительный. Одновременно с закачиванием вещества в баллон происходит нагревание и повышение давления в системе.
- Насосно-компрессорный. Отличается увеличенной скоростью закачки, которую задают насосу компрессоры.
Стоимость заправки зависит от объёма баллона, но обычно составляет 200–300 рублей.
Цвет баллона указывает на содержащийся внутри газ, голубой — для кислорода
Технические газы
Техническими газами называются вещества, которые используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, сфере услуг. Газовые сосуды применяются не только на дачах и в путешествиях для обогрева помещений, приготовления еды и заправки зажигалок, но и на различных предприятиях. Продажа и заправка баллонов бизнесу может даже стать отдельным направлением заработка.
К самым распространённым техническим газам относятся:
- гелий — для плавки, сварки и резки металлов, а также для надувания воздушных шаров;
- кислород — в больницах, а также в металлургии для сжигания топлива;
- азот — для химической и нефтегазовой отрасли, а также в медицине для транспортировки внутренних органов.
Пищевые
Пищевые или защитные газы — это газовые смеси, которыми обрабатывают продукты с целью защитить их от окружающей среды и продлить срок хранения. В домашних условиях не используются, только в пищевой промышленности. Они оберегают продукт от взаимодействия с кислородом, поэтому предупреждают окисление и размножение микроорганизмов. Как правило, это диоксид углерода и азот. Безвредны, законодательно разрешены к использованию Е290, Е941, Е938, Е939, Е942.
Поставляются также в баллонах, которые подлежат повторной заправке.
Как правильно заправлять газовый баллон на авто с ГБО?
Прежде всего вы должны запомнить одну вещь — заправлять свой автомобиль при наличии на АГЗС оператора или заправщика — запрещается! За такое нарушение работник может быть наказан или даже уволен, а вы, как минимум, получите предупреждение или возможно даже штраф! Все, что вам необходимо сделать — сообщить сотруднику место расположения выносного заправочного устройства.
Бывают правда исключения, когда заправщика нет или сама заправка предусматривает возможность самостоятельной заправки, в таком случае нижеизложенные советы помогут вам правильно заправиться газом на АГЗС.
1. Первое, что необходимо сделать — подъехать к колонке и заглушить двигатель.
2. Выполнить визуальную проверку всех узлов ГБО на предмет исправности, хотя это лучше сделать до того, как вы собираетесь на заправку.
3. Подсоедините переходник, если он предусмотрен конструкцией вашего ГБО и установите пистолет в ВЗУ.
4. Включите подачу газа и контролируйте заполнение газового баллона. Здесь необходимо помнить, что в баллон может влезть лишь то количество газа, которое физически в него помещается, не стоит трясти машину, шатать с целью побольше закачать газа в свой баллон. Более детально об этом я писал в своей предыдущей статье: Про обман на газовых АЗС. Узнай, как «надувают» на АГЗС.
5. После того как баллон будет заполнен, автоматика АГЗС перекроет подачу газа. Вы это заметите по тому, что цифры в полях «литры» и «рубли» остановятся. Хотя если вам не нужен полный баллон, вы можете остановить заправку в любой момент.
6. Все, что вам осталось – это отсоединить «пистолет» и снять переходник, если вы его устанавливали.
После завершения заправки, не забудьте оплатить счет. Вот собственно и вся процедура, как видите ничего сложного, самое главное — несколько раз попробовать сделать это самостоятельно.
Напоследок видео о том, как правильно самостоятельно заправлять газом автомобиль:
Всем спасибо за внимание, надеюсь, статья была для вас полезной!?
Данная статья расскажет об основных нюансах использования газовых баллонов в быту и будет полезна тем, кто еще не сталкивался с их покупкой
Также узнаем, есть ли смысл покупать новую емкость и на что нужно обращать внимание при покупке баллона уже бывшего в употреблении
Кроме прочего в статье можно узнать о самом главном – как происходит заправка газовых баллонов пропаном. Не будем терять время и приступим к изучению данного вопроса.
Заправка резервуара
Заправлять нужно только в перевернутом положении. Зажигалку нужно взять в руку так, чтобы ее можно было легко удерживать, желательно с упором в какую-нибудь твердую поверхность. Вначале встряхните несколько раз баллончик с газом.
Вставьте плотно в заправочный клапан сопло баллончика с подходящей по размеру насадкой и надавите им на шток наполнения. Если жидкий газ начнет наполнять резервуар, то корпус зажигалки станет быстро охлаждаться. Не заправляйте дольше пяти секунд. Если этого будет недостаточно, повторите процедуру через некоторое время. О полном заполнении резервуара даст знать выход наружу излишков газа.
Виды картриджей для туристических горелок
Туристам и путешественникам в походах необходим источник огня для приготовления пищи. В таких случаях удобным инструментом оказываются газовые горелки. В строительстве и в домашнем хозяйстве они тоже находят активное применение.
Пользователям, решившим в целях экономии самостоятельно заправлять баллончики газом нужно соблюдать правила техники безопасности, учитывать нюансы и следовать технологии проведения замены. Тогда эта процедура пройдет гладко и без нежелательных последствий.
Если цанговый (слева) или резьбовой (справа) газовый баллончик не полностью опустошился во время эксплуатации, его необязательно выкидывать. Есть возможность заправить их друг от друга или от большого газового баллона
Для начала следует определить вид присоединения баллона к горелке.
Выделяют четыре вида присоединения:
- Резьбовой EU — предназначен для фиксации горелки путем накручивания на баллон, соответствует европейским стандартам;
- Резьбовой US — похож на первый вид присоединения с малым отличием, соответствует американским стандартам;
- Цанговый — горелка насаживается и немного прокручивается до фиксации, имеется защитный клапан, возможна покупка переходника, при долгом пользовании крепление расшатывается и возможна утечка газа;
- Клапанный — закрепляются специальным фиксатором, такие баллоны крепятся только к предназначенным для них моделям горелок, клапан предотвращает утечку газа, на практике имеет наиболее долгий срок службы;
- Прокалываемый — одноразовый баллон крепится легким нажатием и не снимается до полного израсходования газа, не подлежит дозаправке.
Самый распространенный вариант сменного картриджа для работы газовой горелки оснащен резьбой. Он проще и удобнее для регулярного выполнения замены.
Наиболее ходовые варианты картриджа рассчитан на присоединение с помощью резьбы и клапана. Такое крепление обеспечивает плотную фиксацию, а защитный клапан предотвращает утечку газа
Отсоединить баллончик с резьбой можно в любой момент, а вот с прокалываемым типом так не получится. Придется дождаться его опустошения.
Независимо от типа и габаритов “донора” суть процесса заключается в создании герметичного соединения для перекачки сжиженного газа из одного резервуара в другой
Технология заправки баллончиков для горелки
Первый этап – работа с весами. Нужно взвесить пустые баллончики. Это необходимо для определения точного количества залитого газа в самом конце. Затем с помощью переходника соединяется пустой баллон с бытовым.
Здесь существует небольшая хитрость. Большой газовый баллон укладывается на бок. При этом нижняя часть должна оставаться на возвышенности. Поэтому подкладывают какой-либо предмет. Например, кирпич. Это делается для того, чтобы вентиль находился как можно ниже для лучшего транспортирования газа.
После закрываем вентиль, который расположен на переходнике, и открываем тот, что на баллоне. Понемногу открываем вентиль на переходнике. Таким образом, выдавливается воздух из шланга газом. Заправка началась.
При работе отчетливо слышится, как по шлангу передвигается жидкий газ. В тот момент, когда звук прекращается можно потрясти туристический баллончик. Таким образом, в него попадет еще небольшое количество газа. В среднем на заправку одного маленького баллончика уходит не больше 5 минут.
После завершения работы закрываем вентили и аккуратно отсоединяем туристический баллончик. Его можно потрясти, чтобы убедиться в наличии газа в нем. Газ должен именно бултыхаться. Это будет свидетельствовать о наличии небольшого пространства, так называемой, газовой шапки. Также следует проверить клапан на герметичность с помощью мыльного раствора. Поверка огнем запрещается. После заправки первого баллона можно заправить и другие по той же схеме.
После заправки одного баллона или нескольких необходимо провести взвешивание. Таким образом, вы можете отследить, сколько газа в баллоне. Его не должно быть в избытке. Но и не будет целесообразно оставлять слишком много места незаполненного газом.
Недостатки перехода на газ
Проблемы с обслуживанием.
Несмотря на популярность ГБО, специалистов по настройке и установке такого оборудования не так много.
Причина в том, что для обслуживания ГБО требуется дорогостоящая техника, к покупке которой готовы не все станции.
При появлении проблем с системой приходится потратить много времени для поиска толкового мастера.
Небольшое число ГАЗС.
Главная причина небольшого числа газовых заправок — сложности с получением разрешений на заправку автомобилей таким топливом, а также дороговизна оборудования.
В дальней поездке приходится помучиться, чтобы найти подходящую заправочную станцию. Единственное, что спасает — возможность быстрого перехода на бензин.
Снижение мощности и динамики.
Результаты экспериментов показали, что после заправки машины газом (метаном или пропаном) мощность падает на 12-15 процентов. Соответственно, снижается и максимальная скорость на 6-7 процентов.
Проблемы с пуском мотора в условиях низких температур.
Когда температура окружающего воздуха снижается ниже 10 градусов мороза, газ переходит в жидкое состояние, не поступает в систему.
Кроме того, возрастает и температура воспламенения, что приводит к ряду проблем с пуском.
В такой ситуации единственное решение — завестись на бензине, после чего переходить на газ.
Опасности разгерметизации при росте температуры.
Автомобили с ГБО боятся перегрева мотора из-за риска разгерметизации системы. По этой же причине стоит избегать действия прямых солнечных лучей.
Повышение массы автомобиля и снижение объема багажника.
Не секрет, что монтаж ГБО производится в багажном отсеке, что часто приводит к нехватке пространства при загрузке.
В среднем к весу машины прибавляется 65-70 килограмм и отнимается 40 литров багажного отсека.
Бывают ситуации, когда ГБО монтируется непосредственно за задними сидениями. В этом случае исключается возможность их складывания и перевозки дальномерных грузов.