Содержание
- 1 Как расчитать какую нагрузку выдержит трос — Оборудование и инструмент
- 2 Растительные тросы
- 3 Виды и маркировка изделий
- 4 Базовые характеристики
- 5 Разрушающая нагрузка в зависимости от характеристик тросов
- 6 Элементы буксировочные для внедорожников
- 7 Использование тросов и их разновидности
- 8 Для грузовиков
- 9 Трос нержавеющий 3, 4, 5 мм. Трос для скважин
- 10 Расчет размеров буксирного троса:
- 11 Таблица 2
- 12 Буксировочный трос в работе
- 13 Особенности конструкции тросов
- 14 8.1 Минимально допустимый радиус гибки
- 15 Начнем с главного вопроса: из какого материала должен быть буксировочный трос?
- 16 Различные методы буксировки
Как расчитать какую нагрузку выдержит трос — Оборудование и инструмент
S=R/k
где S — допускаемое усилие на канат в кг;
К — разрывное усилие каната в кг, взятое по справочнику, сертификату или полученное при разрыве каната в лаборатории; k — коэффициент запаса прочности каната.
Практически эту формулу следует понимать так: если трос во время испытания разорвался при нагрузке 25 000 кг, то при использовании его (с пятикратным запасом прочности) в полиспасте, работающем от электрической лебедки, на него можно допустить нагрузку не 25 000 кг, а только 5000 кг.
При использовании того же троса в качестве расчалок с коэффициентом запаса, равным 3,5, на него можно допустить следующую нагрузку:
S=25000/3.5 = 7100 кг.
Каждый канат, выпускаемый заводом, снабжается сертификатом, или заводским паспортом, в котором указывают его конструкцию, разрывное усилие и т. д.
Основной характеристикой каната является его разрывное усилие. Разрывное усилие можно получить двумя способами: разрывом готового каната или разрывом всех проволок в канате по отдельности и суммированием разрывных усилий этих проволок. Суммарное разрывное усилие всех проволок каната будет больше разрывного усилия целого каната того же диаметра, так как проволоки в канате работают неравномерно. При расчетах разрывное усилие берется для каната в целом.
Если разрывное усилие получено разрывом целого каната, то мы имеем действительное (расчетное) разрывное усилие.
Если же разрывное усилие каната получено разрывом отдельных проволок, то расчет ведется по суммарному разрывному усилию всех проволок, уменьшенному на 17%:
К — расчетное разрывное усилие каната равно 0,83 R суммарного разрывного усилия всех проволок каната.
В заводском паспорте каната (сертификате) чаще дается суммарное разрывное усилие всех проволок.
Коэффициент запаса прочности, так же как и коэффициент 0,83, устанавливается государственной инспекцией Госгортехнадзора в зависимости от назначения канатов. В настоящее время установлены следующие коэффициенты запаса прочности канатов:
k=3,5 для канатов, идущих на ванты;
k = 4,5 для канатов, работающих в полиспастах с ручным приводом;
k=б для канатов, работающих в полиспастах с машинным приводом.
Для канатов, идущих на изготовление стропов, установлены следующие коэффициенты запаса прочности:
k=8 при строповке с огибанием груза канатом;
k=6 для строповки грузов более 50 т и для стропов, имеющих на концах крюки, кольца и серьги для подвески груза.
Установлен также наименьший допускаемый диаметр барабана (D) лебедки или ролика блока, вокруг которого можно огибать канат данного диаметра (d).
Для кранов с легким режимом работы, к которым относятся и монтажные краны, D барабана =116й каната (троса).ролика блока, вокруг которого можно огибать канат данного диаметра (d).
Для кранов с легким режимом работы, к которым относятся и монтажные краны, D барабана =116й каната (троса).
Добавлено через 2 минуты 0 секунд
Добавлено через 55 секундДиаметр каната можно определить, измерив длину его окружности в миллиметрах и разделив полученный результат на 3,14 либо умножив на 0,32. Диаметр троса можно также измерить штангенциркулем (рис. 60), зажимая трос между лапками штангенциркуля так, чтобы они касались двух диаметрально противоположных прядей троса. Нельзя измерять диаметр троса по четырем прядям, так как в этом случае измеряется величина, меньшая действительного диаметра троса.
Стальные канаты изготовляют на заводах длиной 250, 500 и 1000 ж. По специальному заказу завод может изготовить канаты длиной до 1500 м.
На монтаже канат рубят на отрезки нужной длины, при этом будущие концы каната обматывают мягкой проволокой на длину 1-2 диаметров каната ют намеченного места рубки; это делается для того, чтобы обрубленные концы не раскручивались и пряди не расслаивались. Затем канат перерубают зубилом.
Добавлено через 2 минуты 33 секундыДиаметр каната можно определить, измерив длину его окружности в миллиметрах и разделив полученный результат на 3,14 либо умножив на 0,32. Диаметр троса можно также измерить штангенциркулем , зажимая трос между лапками штангенциркуля так, чтобы они касались двух диаметрально противоположных прядей троса. Нельзя измерять диаметр троса по четырем прядям, так как в этом случае измеряется величина, меньшая действительного диаметра троса.
Стальные канаты изготовляют на заводах длиной 250, 500 и 1000 ж. По специальному заказу завод может изготовить канаты длиной до 1500 м.
На монтаже канат рубят на отрезки нужной длины, при этом будущие концы каната обматывают мягкой проволокой на длину 1-2 диаметров каната ют намеченного места рубки; это делается для того, чтобы обрубленные концы не раскручивались и пряди не расслаивались. Затем канат перерубают зубилом.
Растительные тросы
Материалы из которых изготавливаются растительные тросы
- Манильские тросы — сырьём для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев бананов вида Musa textilis (другое название — абака), произрастающих на Филиппинских островах. Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания коричневых и золотистых волокон.
- Сизальские тросы — изготовляются из волокон мясистых листьев различных видов агав, в частности вида лат. Agave var. sisalana (сизаль или агава). Эти растения произрастают на сухих каменистых возвышенных плато в Центральной Америке.
- Кокосовые тросы — изготовляются из волокон, образующихся на внешней поверхности скорлупы кокосового ореха.
- Пеньковые тросы — изготовляют из обработанных мочалистых волокон конопли. Пеньковые тросы тоньше и мягче манильских. Они без труда пропитываются смолой. Мокрые бельные пеньковые тросы плохо сохнут и легко загнивают, так как тонкие волокна активно поглощают влагу. Поэтому пеньковые тросы, предназначенные для использования на судах, предварительно смолят. Смола уменьшает прочность троса на 15-20 %, но вместе с тем и продлевает срок его службы, так как предохраняет от гниения. Несмолёные тросы из высококачественной пеньки прочнее тросов из других материалов, за исключением нейлоновых. Однако манильские тросы высокого качества прочнее смолёных пеньковых, хотя пенька и долговечнее волокон маниллы.
- Хлопок — прочность хлопковых тросов вдвое меньше прочности манильских. Такие тросы очень мягкие и гибкие. Их легко травить, они хорошо работают в блоках, но хлопковые тросы сильно растягиваются и, кроме того, очень чувствительны к плесени.
- Джут — джут производят из мочалистых волокон высокого кустарника, произрастающего в Индии, родственного липе. После срезки стебли кладут в воду, чтобы они стали мягче, затем слущивают лыко, промывают его и сушат. После этого сырьё превращается в готовую товарную продукцию. По прочности джут значительно уступает пеньке и волокнам из абаки.
- Лён — лён используют для изготовления линей (тонких тросов) и различных ниток, а также брезента и парусины.
- Бомбейская пенька — получается при переработке волокнистого растения, произрастающего в Южной Индии. Она дешёвая в изготовлении, но менее прочная, чем обычная конопляная пенька. Используется для изготовления тросов, подвергающихся небольшой нагрузке, а также для свивки с волокнами манильской пеньки более низкого качества.
- Новозеландский лён — это светло-жёлтое жёстковолокнистое растение с длинными волокнами, напоминающими волокна агавы.
Классификация растительных тросов
- шнуры — с длиной окружности от 8,8 до 37,7 мм;
- лини — с длиной окружности до 25 мм тросовой работы и до 35 мм кабельной работы;
- тросы — с длиной окружности от 25 до 100 мм тросовой и от 35 до 100 мм кабельной работы;
- перлини — тросы тросовой работы с длиной окружности от 100 до 150 мм;
- кабельтовы — тросы кабельной работы с длиной окружности от 150 до 350 мм;
- канаты — тросы кабельной работы с длиной окружности свыше 350 мм.
Лини имеют следующие названия:
- марлинь — в две каболки, толщиной 8 мм
- юзень — в три каболки, толщиной 10 мм
- шкимушгар — в три и пять каболок, толщиной 12 и 16 мм
- стеклинь — в шесть каболок, толщиной 15 мм
- шестерик — в шесть каболок, толщиной 18 мм
- лаглинь — в девять каболок, трехпрядный, толщиной 18 мм
- девятерик — в девять каболок, трехпрядный, толщиной 20 мм
- линь — в двенадцать каболок, трехпрядный, толщиной 25 мм
- лотлинь — в восемнадцать каболок, трехпрядный, толщиной 25 мм.
Из линей особо выделяется диплотлинь, изготовляемый толщиной 35 мм в виде троса кабельной работы в 27 каболок.
Корабли снабжаются также сигнальными фалами, которые представляют собой плетеные восьмипрядные круглые шнуры толщиной от 6 до 14 мм. Эти шнуры используются также для оснастки рангоута и парусов шлюпок.
Вес растительного троса
Вес 1 погонного метра растительного троса W в кг можно выбрать из ГОСТовских таблиц или определить по формулам:
-
пенькового несмоленого особого назначения и специального
-
пенькового смоленого особого назначения и специального
-
манильского
-
сизальского
где: С — длина окружности троса, см
Виды и маркировка изделий
При выборе стального троса для решения определенных задач следует учитывать массу факторов: его устройство, длину и диаметр, а также основные параметры – гибкость и предельную нагрузку, которую он способен выдержать
Нужно обязательно уделить внимание конструкции такого изделия, которая во многом и определяет его основные характеристики. К тому или иному типу конструкции тросы причисляют в зависимости от того, из какого количества свивок они выполнены
Так, стальной трос одинарной свивки состоит из сердечника, на который по спирали накручена проволока. Такие элементы часто используются в качестве отдельных прядей для изготовления более сложных изделий – стальных тросов двойной свивки.
Конструкция таких изделий включает в себя сердечник, на который с соблюдением определенной последовательности и накручивают пряди
Пряди используются для изготовления как однослойных, так и многослойных тросов, которые способны выдерживать значительные нагрузки и могут обладать способностью не закручиваться в процессе работы, что очень важно во многих ситуациях. Самыми сложными по своему устройству являются тросы тройной свивки, для изготовления которых используют так называемые стренги
Стренг – это, по сути, стальной трос двойной свивки, специально изготовленный для того, чтобы в дальнейшем формировать из него более сложные изделия.
Для производства тросов сложной конструкции могут использоваться пряди, выполненные различными способами. Для маркировки и определения типа прядей, из которых выполнен трос, используют обозначение ЛК – линейное касание. Наиболее простые по своему устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивки во всех слоях и ее повторяющимся рисунком.
Для формирования слоев пряди может быть использована проволока разного диаметра, в таких случаях она обозначается ЛК-Р. Существуют и смешанные типы прядей, одни слои которых изготовлены из проволоки одного диаметра, а другие – из проволоки разного. Такие пряди обозначаются ЛК-РО
Способ изготовления прядей очень важно учитывать при выборе тросов различного назначения, так как именно он в большей степени определяет те свойства, которыми обладает готовое изделие
Для производства стальных тросов также используются пряди, изготовленные по принципу не линейного (ЛК), а точечного касания проволоки в них (ТК). Особенности устройства таких прядей заключаются в том, что в каждом их слое используется разный шаг намотки проволоки, кроме того, эти слои перекрещиваются между собой. Следует сразу сказать, что не рекомендуется использовать стальные тросы с такими прядями в тех случаях, когда они будут испытывать значительные динамические нагрузки.
Объясняется это тем, что в связи с невысокой плотностью внутренней структуры таких изделий, их слои под действием динамических нагрузок подвергаются сильному трению, что может привести к быстрому выходу из строя всего троса. Существуют и комбинированные тросы, для изготовления которых использованы пряди ЛК и ТК типов. Обозначаются они соответственно ТЛК. Каждый из приведенных выше типов стальных тросов следует выбирать в зависимости от их назначения, тщательно оценивая те условия, в которых они будут эксплуатироваться.
Базовые характеристики
Все грузонесущие приспособления производятся в соответствии с государственными требованиями или европейскими нормами. Большая часть информации об изделии зашифрована в его маркировке, а также содержится в паспорте.
Основополагающим критерием выбора троса является его прочность, определяющая максимальный вес, который изделие выдерживает при подъеме. Это свойство зависит от сочетания многих факторов, включающих:
- материал изготовления,
- сечение проволоки,
- наличие или отсутствие покрытия на проволочной поверхности,
- тип свивки,
- диаметр изделия,
- диаметр отдельных проволок.
Основным свойством, по которому определяется прочность строп, является разрывное усилие каната.
Разрушающая нагрузка в зависимости от характеристик тросов
Рабочая нагрузка составляет порядка 25% от того усилия, после которого наступает разрушение изделия (частичное или полное) и дальнейшее его использование не обеспечивается прочностью. Используя таблицу ниже, можно подобрать трос по диаметру сечения и предельной нагрузке.
Диаметр троса, мм | эластичность троса ⇒ ⇒ ⇒ ⇒ ⇒ | |||
DIN 3052 | DIN 3053 | DIN 3055 | DIN 3060 | DIN 3066 |
1×7 | 1×19 | 6×7+FC | 6×19+FC | 6×37+FC |
1 | 0,75 kN | 0,83 kN | ||
1,5 | 2,25 kN | |||
2 | 3,01 kN | 3,33 kN | 1,95 kN | |
2,5 | 3,2 kN | |||
3 | 7,71 kN | 7,49 kN | 4,39 kN | |
4 | 13,3 kN | 7,8 kN | ||
5 | 12,2 kN | |||
6 | 17,5 kN | 16,2 kN | ||
8 | 31,2 kN | 28,9 kN | ||
10 | 48,8 kN | 45,1 kN | 43,4 kN | |
12 | 65 kN | 62,4 kN | ||
14 | 88,5 kN | 85 kN | ||
16 | 116 kN | 117 kN | ||
18 | 146 kN | 141 kN | ||
20 | 181 kN | 173 kN | ||
22 | 210 kN | |||
24 | 250 kN | |||
26 | 293 kN | |||
28 | 340 kN | |||
30 | 390 kN |
Элементы буксировочные для внедорожников
У тросов для бездорожья более уместны петли на концах, чтобы не повредить ненароком автомобиль. Для внедорожников длина буксировочного троса должна быть больше: шести метров оказывается очень мало. Ведь буксировщик порой не может подъехать близко к застрявшему без риска самому увязнуть. Такой элемент обязательно должен быть мягким, не боящимся воды, морозов и вдобавок выдерживать значительные перегрузки. Для таких условий подойдет трос буксировочный 5 тонн и выше. Такие элементы есть в специализированных магазинах для внедорожников.
Также вместо специального троса можно приобрести фалы. Они бывают разного диаметра и предела нагрузки. Фалы продаются на метры погонные. Следует иметь в виду, что такой элемент в сложенном состоянии будет иметь приличные размеры.
Использование тросов и их разновидности
Каждая модель троса имеет свои особенности, поэтому к вопросу выбора троса нужно подходить грамотно. Из основных характеристик тросов являются его толщина и длина
Важно также знать, какая нагрузка будет воздействовать на изделия. При выборе тросов, обратитесь, например, к продавцу, объяснив ему, для каких целей вам нужен стальной трос
Данная информация поможет вам выбрать именно ту модель, которая предназначена для выбранного вами вида деятельности.
Стальные тросы подразделяют на две категории:
- Одинарные. Это самая простая модель строп, которая состоит из сердечника и намотанной на нее стальной проволоки. Как правильно, из таких одинарных тросов производят стальные канаты, скручивая между собой несколько одинарных тросов.
- Двойные. Данные модели тросов делаются из соединения между собой нескольких одинарных строп. Такая технология позволяет производить долговечные тросы, которые не скручиваются между собой и способны выдерживать большой вес переносимых объектов.
Каждый трос – это сплетение большого количества стальной проволоки. Каждый новый стой стали накручивается на трос по-разному, что и делает стропы такими надежными и долговечными.
Для грузовиков
Несколько слов надо сказать о том, какие бывают тросы буксировочные для грузовиков. В целом они точно такие же, как и для легковушек. Различия в размерах, а именно в толщине. Конечно, стальные тросы все еще в почете, однако их век уже закончился. Это удел старожилов, которых не смущают впивающиеся в кожу порвавшиеся проволочки троса. Им на смену пришли легкие и прочные синтетические изделия, способные выдержать практически любую массу.
Типы крепления тоже разные – петли, крюки и скобы. Последние очень удобны в эксплуатации и не перетирают трос. Также отметим, что выбирать буксировочный элемент нужно не по снаряженной, а полной массе грузовика. Например, если это «ГАЗель», необходимо приобретать трос, рассчитанный на нагрузку не менее четырех тонн. Чем выше показатель, тем лучше, главное — не сорвать сам крюк с рамы.
Трос нержавеющий 3, 4, 5 мм. Трос для скважин
10 Окт Трос нержавеющий 3, 4, 5 мм. Трос для скважин
Какой купить трос нержавеющий для скважин, чтобы выдержал насос? Какой вес выдерживает трос из нержавеющей стали?
Нержавеющий трос зарекомендовал себя с лучшей стороны и сейчас все чаще используется в различных отраслях. Зачастую его используют для грузоподъемных механизмов, для поднятия насосов в скважинах, на яхтах или в парусном спорте. Главное преимущество нержавеющего троса (каната) перед стальным состоит в том. Что он не подвергается коррозии и выдерживает больший вес. Если взять оцинкованный трос, то спустя один или два года он просто на просто сгниет и потеряет свои механические свойства. Поэтому, мы советуем купить трос нержавеющий, хоть цена на него и выше, но зато срок службы будет в разы больше. Также у нас в наличии имеются крепления и коуши к данным тросам. Выбрать и купить трос из нержавеющей стали можно в разделе «Трос нержавеющий«.
Если вы ищете трос нержавеющий для скважинного насоса, то лучше купить плетение 7*7 диаметром 3 мм, 4 мм или 5 мм (все зависит от вашего бюджета).
Виды тросов:— плетение 1х19— плетение 7х19— плетение 7х7
Размеры тросов:1 мм, 2 мм, 3 мм, 4 мм, 5 мм, 6 мм, 8 мм, 10 мм, 12 мм, 14 мм, 16 мм.
Свяжитесь с нами удобным для вас способом
КАРТА ПРОЕЗДА НАПИШИТЕ НАМ ПОЗВОНИТЕ НАМ
Расчет размеров буксирного троса:
Рис.
Схема буксирной линии
где,
hв-высота
волны (м);
Ki-коэффициент
“игры” буксирного троса, который
приводится ниже:
FГ, |
ki |
FГ, |
ki |
250 |
0,30 |
100 |
0,12 |
200 |
0,24 |
50 |
0,06 |
150 |
0,18 |
25 |
0,03 |
Для
уменьшения влияния кильватерной струи
на буксируемое судно длину троса примем
равной не менее двух длин буксировщика
(ℓ =300м)
При
буксировке с использованием синтетических
тросов при их длине 200-300м, они обладают
достаточной “игрой” на волнении. В
таких условиях упругое удлинение
синтетического троса определяется по
формуле:
где,
ℓ—
длина буксирного троса (м);
α — коэффициент, зависящий от типа троса
:
2,6
– для кручёного троса из полиамида;
3,5
– для плетёного восьмипрядного троса
из полиамида;
8,0
– для кручёного троса из полипропилена
или полиэфира ,
11,0
– для плетёных тросов из того же
материала.
Провес
буксирного троса зависит от его длины
и массы, и уменьшается при увеличении
тяги на гаке.
Для
стального троса:
где,
q—
линейная плотность троса в воде (кг/м);
где,
Рвоз—
вес 1м троса в воздухе (кг/м).
Для
синтетического троса:
Таблица 2
Сокращенный сортамент стальных оцинкованных канатов для
мачтовых сооружений объектов связи
Диаметр каната, мм |
Расчетная площадь сечения всех проволок, мм2 |
Ориентировочная масса 1000 |
Маркировочная группа (временное сопротивление проволок) Н/мм2 |
|||
1180 |
1370 |
1570 |
1670 |
|||
Разрывное усилие каната в целом, Н, не менее |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ГОСТ |
||||||
8,0 |
29,68 |
272,5 |
39450 |
41950 |
||
9,7 |
42,30 |
388,0 |
56350 |
59850 |
||
11,0 |
53,58 |
491,5 |
71350 |
75800 |
||
12,0 |
61,92 |
568,0 |
82500 |
87650 |
||
14,0 |
86,36 |
792,0 |
114500 |
122000 |
||
16,5 |
121,24 |
1115,0 |
161000 |
171500 |
||
18,0 |
143,99 |
1320,0 |
167500 |
191500 |
203500 |
|
20,5 |
192,11 |
1765,0 |
223500 |
255500 |
271500 |
|
22,0 |
217,06 |
1990,0 |
252500 |
289000 |
307000 |
|
25,0 |
279,27 |
2560,0 |
325000 |
371500 |
395000 |
|
27,0 |
337,27 |
3090,0 |
392500 |
449000 |
477000 |
|
33,0 |
497,70 |
4565,0 |
580000 |
|||
36,0 |
589,81 |
5410,0 |
687000 |
|||
ГОСТ |
||||||
61,5* |
1782,25 |
16250,0 |
1670000 |
1955000 |
||
64,0* |
1880,27 |
17148,0 |
1760000 |
2055000 |
||
68,0* |
2058,71 |
18775,0 |
1935000 |
2250000 |
||
ТУ |
||||||
30,0 |
420,57 |
3679,0 |
519400 |
|||
38,0 |
704,60 |
6164,0 |
870270 |
|||
40,0 |
788,09 |
6894,0 |
975100 |
|||
42,0 |
856,48 |
7493,0 |
1058400 |
|||
45,0 |
988,85 |
8651,0 |
220100 |
|||
48,5 |
1162,85 |
10170,0 |
1435700 |
|||
52,0 |
1347,99 |
11790,0 |
1651300 |
Примечание: 1.*
Поставка канатов данных типоразмеров в оцинкованном исполнении производится
только по предварительному согласованию с изготовителем
2. В пределах настоящего сортамента
по согласованию с проектной организацией допустимы замены на ГОСТ
3063-80 , ГОСТ 3064-80 , ГОСТ
3068-88, ГОСТ
3081-80, ГОСТ
7669-80, ГОСТ
14954-80 .
6. Сортамент оцинкованных стальных канатов, рекомендуемых
для применения в металлических строительных конструкциях
Буксировочный трос в работе
Вообще, трос — очень полезная вещь. Казалось бы, относительно небольшой, но с лёгкостью может заменить популярный сегодня эвакуатор. При исправности трансмиссии и рулевого управления авто без особых усилий можно отбуксировать до ближайшей СТО. Если вдруг автомобиль оказался в кювете, застрял в сугробе или буксует в грязи, то буксировочный трос, прицепленный к другому автотранспортному средству, станет верным помощником и спасёт от неприятностей. Случилось, что двигатель заглох и машина застыла прям посреди дороги. И в этой ситуации поможет лента, ведь завести автомобиль, разогнав его на буксире, гораздо легче и удобнее, чем с толкача. Как видно, ситуаций в дороге может быть много и выйти из них поможет качественный буксировочный трос.
Особенности конструкции тросов
Стальные тросы сегодня изготавливаются по разным технологиям, но есть общие особенности их устройства, на которых и следует остановиться подробнее. Основу конструкции любого такого троса составляет множество стальных проволок, переплетенных вокруг общего сердечника. Сердечник может быть изготовлен из различных материалов, в том числе и неметаллических. Основным назначением такого элемента является формирование модели готового изделия и предохранение его поверхности от продавливания, которое может возникнуть под воздействием значительных механических нагрузок. Если в качестве материала изготовления сердечника используется металл, то его поверхность обязательно защищают от коррозии, для чего ее покрывают цинком или алюминием.
Часто тросы изготавливают с сердечником из органических материалов, в качестве которых используют х/б ткань, манилу, пеньку или сизаль. Органика, как известно, очень подвержена гниению и грибковым поражениям. Чтобы избежать этого явления, сердечники из органики пропитывают специальной смазкой, значительно продлевающей срок службы стального изделия и дополнительно способствующей тому, чтобы минимизировать трение между его составными элементами.
Активно используются также типы канатов, сердечник которых изготовлен из синтетических материалов: полиамидных нитей. Как правило, такие тросы имеют двухслойное устройство, при этом оба слоя, разделенные синтетическими нитями, не трутся друг о друга
Большим преимуществом стальных изделий такой конструкции является их относительно небольшой вес – очень важное свойство во многих ситуациях. В качестве металлических сердечников тросов могут быть использованы изолированные пластины металла, проволока или лента, свитые в спирали
По уровню своей гибкости тросы из стали подразделяются на три категории: с наименьшей степенью гибкости (сердечник из пеньки и 42 проволок), гибкие (72 проволоки, из которых предварительно выполнены отдельные пряди) и обладающие повышенной гибкостью (сердечник из пеньки и 144 проволоки, предварительно свитые в 6 прядей).
8.1 Минимально допустимый радиус гибки
Минимально
допустимый радиус гибки R
(рисунок 8.1.1) зависит от следующих факторов:
-
механических свойств материала
изгибаемой детали;
-
угла гибки, обусловливающего напряжение растяжение внешних
волокон материала;
-
направления линии гибки относительно направления волокон
проката;
- наличия заусенцев на кромках изгибаемой заготовки и их расположения.
Рисунок 8.1.1 Схема назначения радиуса и длины пригибке (автор)
Слишком малые
радиусы гибки влекут за собой разрыв материала. Минимально допустимый радиус
гибки определяют по формуле Rmin = Ks,
где К —
коэффициент, зависящий от механических свойств металла; s — толщина материала в мм.
Как правило,
рекомендуется применять оптимальные радиусы гибки: R ≤ S — для материалов толщиной S до 1, 5 мм; R ≥ 2S — для материалов толщиной свыше 1, 5 мм. Минимальные радиусы гибки следует
применять лишь в случае крайней необходимости.
В таблице 8.1.1 приведены значения коэффициента К.
При гибке под
углом к направлению проката надо брать промежуточные значения К,
пропорцинальные углу наклона линии гибки. В случае гибки узких заготовок,
полученных вырубкой или резкой без отжига, радиусы гибки нужно брать, как для
наклепанного металла.
При наличии
заусенцев на кромках заготовок и их расположении снаружи от угла гибки значение
коэффициента К необходимо увеличивать в 1,5 раза. Поэтому, как правило, гибку
следует производить заусенцами внутрь.
Таблица 8.1.1 Значения коэффициента К (Справочник мастера по штампам)
Металл |
Отожженный или нормализованный металл |
Наклепанный металл |
||
Расположение линии гибки |
||||
поперек волокон проката |
вдоль волокон проката |
поперек волокон проката |
вдоль волокон проката |
|
Алюминий |
— |
— |
0,3 |
0,8 |
Медь отожженная |
— |
— |
1,0 |
2,0 |
Латунь Л68 и Л62 |
— |
0,2 |
0,4 |
0,8 |
Стали 05; 08кп |
— |
— |
0,2 |
0,5 |
Стали 08; 10; Ст. 1 |
— |
— |
— |
— |
Сталь Ст. 2 |
— |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
Стали 15; 20; Ст. 3 |
0,1 |
0,5 |
0,4 |
0,8 |
Стали 25; 30; Ст. 4 |
0,2 |
0,6 |
0,5 |
1,0 |
Стали 35; 40; Ст. 5 |
0,3 |
0,8 |
0,6 |
1,2 |
Стали 45; 50; Ст. 6 |
0, 5 |
1, 0 |
0, 8 |
1, 5 |
Стали 55; 60; Ст. У7 |
0,7 |
1,3 |
1,0 |
1,7 |
Сталь 30ХГСА |
— |
— |
1,5 |
4,0 |
Сталь жароупорная 4Х10С2М |
— |
— |
1,3 |
2,0 |
Сталь нержавеющая Х15Н9Ю |
— |
— |
2,5 |
6,5 |
Дюралюминий Д16М |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
2,5 |
Дюралюминий Д16Т |
2,0 |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
Состояние металла |
||||
Нагретый до температуры 300° C |
Холодный |
|||
МА1 |
2,0 |
3,0 |
7,0 |
9,0 |
МА8 |
— |
— |
5,0 |
8,0 |
Начнем с главного вопроса: из какого материала должен быть буксировочный трос?
На данный момент на рынке имеются три варианта буксировочных тросов: стальные буксировочные тросы, текстильные буксировочные ленты или стропы и синтетические тросы. Какой же трос выбрать?
Недостатки стального буксировочного троса знает даже ребенок:
- Неприятен и опасен в обращении, требует перчаток и особой аккуратности
- Занимает много место, тяжелый, требует специальной упаковки
- При разрыве во время транспортировки может повредить автомобиль и окружающих
- ВСЕГДА имеет слабое место: крепление крюков или скоб на концах, где всегда и рвется
- Нисколько не тянется, из-за чего буксировка получается очень жесткой и некомфортной
- При разрыве практически не подлежит восстановлению
Таким образом, покупать стальной буксировочный трос для автомобиля в наши дни крайне не рекомендуется. Едем дальше.
Текстильные буксировочные ленты – самый популярный вид буксировочного троса: стоит сущие копейки, продается на каждом углу, компактен и красив.
Но такой вариант имеет не меньше минусов:
- По праву можно назвать одноразовым – прочность стремится к нулю
- Нисколько не тянется, из-за чего буксировка получается очень жесткой и некомфортной
- ВСЕГДА имеет слабое место: крепление крюков или скоб на концах, где всегда и рвется
- Заявленная прочность никогда не соответствует действительности
- Часто рвется при первом же неловком трогании, так что по сути – бесполезен.
Если Вы хотите иметь автомобильный трос «на всякий случай» — буксировочная лента, купленная на любой заправке, вполне подойдет. Но если Вы цените качество и надежность, ведете активный образ жизни, много путешествуете и ездите за город – этот вариант не для Вас. Поэтому читайте дальше.
С уверенностью можем сказать, что синтетический трос из капрона, полиамида или полиэстера – единственный правильный буксировочный трос. Почему?
- Прочный и надежный – реальная разрывная нагрузка 4-6 тонн, чего более чем достаточно как для легкового автомобиля, так и для внедорожника.
- Фактически, вечный трос, благодаря своей износостойкости и стойкости к ультрафиолету и агрессивным средам
- Не имеет слабых мест, так как крюки или огоны ВПЛЕТАЮТСЯ, что не снижает прочности, в отличие от узлов, затяжек, прикручиваний, пришиваний, приклеиваний и т.д.
- Имеют необходимую растяжимость, чтобы транспортировка была безопасной и комфортной. Могут использоваться в качестве рывковых тросов для «выдергивания» из снега, болота и т.д.
- Приятны в обращении и хранении, мягкие, гибкие и красивые. Не царапают руки, не требуют специальных упаковок
- Изготавливаются из современных материалов зарубежного производства, что гарантирует качество и надежность
Таким образом, если Вы хотите приобрести действительно качественный буксировочный трос – единственно верный вариант – это синтетика. С материалом определились – едем дальше.
Различные методы буксировки
Способов операции всего два: на жесткой и на гибкой сцепке. Жесткая – это как раз прицеп. Здесь есть металлический профиль, шарнирно соединенный с буксировщиком, чтобы можно было проезжать повороты. Гибкая сцепка – мягкий трос, соединяющий два автомобиля.
Первый вариант подходит для эвакуации тяжелых машин (грузовиков, кранов). Второй способ – для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков. Плюсы данного варианта в том, что для организации такой операции нужен только трос. Он очень компактный, но налагает ограничения в силу своего запаса прочности. Гибкая сцепка – более распространенный вариант, и здесь самый важный момент – сам трос. А точнее, его характеристики.