История книгопечатания. изобретатель первого печатного станка. создание первой печатной книги

Литература

  •  (Проверено 16 сентября 2016)
  • Печатные машины // Большая энциклопедия: В 22 томах (20 т. и 2 доп.) / под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1900—1909.
  •  (Проверено 16 сентября 2016)
  • Типографское дело // Большая энциклопедия: В 22 томах (20 т. и 2 доп.) / Под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1900—1909.
  • Штейн В. И., Яновский Ф. Я., Эрисман Ф. Ф. Типографское дело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Яновский Ф. Я. Печатное дело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4 А как на Руси?

Образцовый печатный стан(Из коллекции Исторического музея)

Произведения полиграфического искусства Западной Европы попали на Русь уже вскоре после изобретения Иоганна Гутенберга. Однако собственные работы появились заметно позже. Книгопечатание в Москве началось в 50-х годах XVI в. Первая типография работала в доме священника Сильвестра, автора <<Домостроя>>. Известно 7 выпущенных ей изданий: три Четвероевангелия, две Псалтыри и две Триоди

Перекрещивание строк в русском наборе

В 1563 г. начала свою деятельность первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Работа над первой точно датированной русской печатной книгой — Апостолом — велась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Особенностью русских шрифтов было было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы. Типографского сплава из свинца, сурьмы и олова (гарта) в ту пору на Руси не знали. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей

Работа над книгой

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века — некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу — тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой — 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным — около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Первая русская печатная книга: история создания

До периода книгопечатания в России существовали рукописи, однако их было недостаточно, поскольку на создание письменных образцов уходила масса времени. Их переписывали при монастырях. Часто этим занимались люди не настолько образованные, как того требовалось. Поэтому нередко появлялись ошибки.

Когда Иван Васильевич Федоров понял, что на Руси мало пригодных для чтения рукописей, он задумался о создании типографии, чтобы далее наладить издательство исправленных от неточностей книг. Великий князь преследовал определенную цель – он желал объединения как можно большего количества православных народностей в единое государство. Для этого было необходимо не только церковное, но и светское просвещение, поэтому государство остро нуждалось в изданиях высокого качества.

В 1563 году знаменитый Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец начали работать над «Апостолом» (иное название, под которым произведение больше известно – «Деяния и Послания Апостолов»).

Процесс был закончен только спустя год. За этот период мастера научились быстро набирать и печатать текст. Затем они изготавливали формы для букв, отливали литеры, а также вырезали орнаменты из дерева. Особый вид бумаги был заказан во Францию. В начале весны 1564 года уникальное издание было представлено государю. Дата считается годом основания книгопечатания на Руси.

Федоров постарался вложить в свое детище тот опыт, накопленный им за долгие годы. Полученный экземпляр потряс своим видом. Деревянный оклад был обтянут тончайшей кожей буйвола с тиснением из золота. Заглавные буквы на каждой странице украшали красивые шишки, цветы и разнотравье.

Издание состояло из 260 листов. На каждой странице было напечатано по 25 строчек. Книга имела большую гравюру на титульном листе, которая изображала евангелиста Луку в арке с колоннами и еще 48 небольших рисунков. Это творение – образец для последующих печатных изданий, оно стало началом книгопечатания на Руси.

Напечатанный вариант «Апостола» во многом считается новаторским. Много трудился первопечатник и над самим текстом. Он убрал из него неславянские речевые обороты и сложные выражения, значительно упростил орфографию, четко систематизировал текст. В начале разделов он разместил оглавления. Дал короткое содержание в начале каждой главы.

В конце имеется послесловие, написанное самим печатником в светском стиле. Оно считается первым произведением публицистического характера в истории русской литературы, изданное в печатном виде, поэтому также имеет огромную ценность.

«Апостол» сохранился в первозданном виде и хранится в историческом музее Москвы. Краски, которые использовали первопечатники на Руси, оказались высокой степени качества – они не потеряли оттенок спустя многие столетия. Всего сохранился 61 экземпляр «Апостола».

Первые церковнославянские издания

В книгах «Октоих» (), «Часословец», «Триодь постная» и «Триодь цветная», изданных в польском городе Краков немцем из Франконии Швайпольтом Фиолем, встречаются особенности русской редакции церковнославянских книг; в месяцеслов помещены имена русских святых.

Следующая славянская типография была основана в Черногории, в городе Ободе, где в 1494 году священником Макарием был отпечатан «Октоих первогласник»; там же в 1495 году отпечатана «Следованная псалтирь»; по некоторым данным можно предположить, что Ободская типография была основана в начале 1480-х годов, то есть является первой славянской типографией. Позже Макарий перевёл свою деятельность в Угро-Валахию (ныне Румыния), где в 1512 году напечатал Евангелие.

В г. основана славянская типография в Венеции; первая книга, напечатанная там, — Часослов (печатник Андрей Торесанский).

В г. полочанин Франциск Скорина основал типографию в Праге: первые выпущенные ей книги — Псалтирь и Библия на старобелорусском языке (с гравюрами). За время с по 1519 год Скорина напечатал в Праге 24 переведённые им библейские книги. В 1519 году он прекратил свою деятельность в Праге и возобновил её в 1521 году в Вильно, где в 1522 году напечатал «Малую подорожную книжицу» (заключает в себе псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие), считающуюся первой печатной книгой, появившейся на свет на территории Восточной Европы. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». Издания Скорины отличаются красотой и изяществом.

В 1519 году в Венеции возникает типографская деятельность сербского воеводы Божидара Вуковича; первая напечатанная им книга — Служебник.

В XVI веке для печатания книг на церковнославянском языке были основаны типографии в Кракове, Терговище (), а также в городах Великого княжества Литовского — в Заблудове, Несвиже, Львове и Супрасле.

Почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. Первый миссал неизвестной типографии издан в 1483 году. В 1507 году в городе Сене (в Далмации) напечатана книга «Počinu miraculi slavne dêve Marie»; в том же веке в Венеции и в Риеке напечатано несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. В первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе Европы, «друкари», или «печатники», часто бывали переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.

Кратко рассмотрим зарубежный опыт развития книжного дела.

История развития мировых цивилизаций подтверждает существование письменности еще до рождества Христова.

Так, всем известные произведения «Одиссея» и «Илиада» были написаны в Афинах на изображены на свитках около 510 г. До н.э. Древнейшие сказатели южной Америки для передачи и сохранения информации пользовались узелковым письмом — кипу.

Также к первым зачаткам письменности в Мире относятся и рисунки на скалах и в пещерах, сделанные первобытным человеком. Это отражало их отношение к миру. Все это можно назвать зачатками письменности, которые помогали человеку выразить свои мысли.

Заслуживает внимания и появление пиктографии (рисуночное письмо) – следующего этапа развития письменности, по которому прошли свое развитие многие народы мира (шумеры, майя, египтяне, индейцы, китайцы). После пиктография постепенно превратилась в идеографическое письмо — каждый знак выражал отдельное понятие, идею. Далее появилось слоговое письмо, оно было распространено среди ассирийских, хеттских, вавилонских народов. В этом виде письма ключевое значение имел слог.

Имела место быть и система письма с помощью иероглифов или «Резьба жрецов». Что же привело к созданию буквенного письма в Мире?

Предпосылкой стало появление демотического письма, где число графем уменьшилось. Самый первый буквенный алфавит возник возник в древней Греции около XIV в. До н.э.

Он явился родоначальником для всех алфавитов мира. Латинский, этрусский и древнегреческий народы уже имели алфавит, состоящий из 24 символов.

В IV в. Уже нашего времени родился армянский алфавит, который создал Месроп Маштоц. Его применяют и сегодня.

Сегодня в общей совокупности среди всех народов существует и живет около 8000 алфавитов, которые применимы к разным языкам и диалектам. Конечно, самые распространенные алфавиты, которые имеют латинское происхождение и состоят из 26 букв.

В античности материалом для создания первых книг скорее всего была глина и ее производные. Из нее делали каменные таблички и писали палочками, после чего таблички высушивали на солнце.

В Египте появился тростник-папирус, который дал толчок для развития письменности и книготворения. Как известно, папирус очень хрупкий материал, поэтому, Египтяне склеивали листы и сшивали их в свитки, которые хранились в специальных футлярах. «Папирусный век» закончился в X-XI в.

Нашего времени. Самая большая библиотека античности была в Александрийской библиотеке царей Птолемеев, она насчитывала 70 000 свитков.

Большое распространение получил и пергамен – материал для письма, сделанный из шкур животных, по сути своей — это кожа. Пергамен начали применять с наступлением эры христианства. Он же был основным материалом для создания книг и ведения переписки в средние века.

Дальнейшее развитие книгописания привело к появлению бумаги, которые изобрели китайцы, далее бумага попадает в страны Европы и уже в XII-XIII в. В Испании появляются первые бумажные мельницы. В Европе, к периоду наступления книгопечатания уже около двух третей книг создавалось на бумаге.

Появление первых печатных книг, как утверждают исследователи и историки, произошло в Египте и Византии. Но, к большому сожалению, эти книги не сохранились до наших дней.

К 1440 году уже начали появляться первые типографские книги. Появились они в Германии, в мастерской известного всем создателя книгопечатания Иоганна Гуттенберга. Его успех в книжном деле очень быстро распространился по всей Европе.

Гуттенберг применял технологию изготовления матриц и отливки шрифтов из нескольких металлов: олова, свинца, сурьмы. Им же были изобретены первые типографские станки.

Как мы видим, в Европе стремительно развивалось книгопечатание и уже к XIX в. Оно дошло до своего расцвета.

В это время появилось много книжных издателей.

Выдающимися издателями того времени считаются Наполеон Шэ (монополист издательского дела), Эрнест Зееман — основатель первой в Германии организации по продаже изобразительной продукции, Пьер Жуль Этцель — детский писатель, Пьер Ларусс (имел собственное издательство) и другие великие люди.

Какой же вывод можно сделать?

Книга — величайшее богатство и наследие всего человечества, мира, вселенной.

Это то достояние, которое будет с нами всегда и без которого невозможно существование современного человека, так как только через письмо можно выразить все то, что нельзя выразить обычными словами, мимикой. Только через книги можно обучаться новым наукам, познавать мир, просто приятно проводить свой досуг.

И чтобы не диктовал нам современный мир, наполненный разнообразной электроникой и инновациями, ничто не доставляет истинного удовольствия, как запах свежей типографской краски и шуршание книжных страниц.

Начало книгопечатания

Общеизвестно, что эпоха белорусского книгопечатания началась с 1517 года, когда Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу — «Псалтырь». Первой типографией на территории современной Беларуси была типография в Бресте, основанная в 1553 году известным ученым-гуманистом Бернардом Воевудкой. В 1562 году Сымон Будный выпустил в свет свой «Катехизис» — первую на территории Беларуси книгу, изданную на белорусском языке.
 

Титульный лист «Псалтыря» Франциска Скорины, 1517 год

Однако еще раньше, в 1480 году, выходец из Великого княжества Литовского Ян Литвин основал в Лондоне типографию, в которой издал на латинском языке индульгенцию папы римского Сикста IV, потом «Размышления о XII книгах метафизики Аристотеля», комментарии к псалмам и др.
Первыми же книгами, напечатанными «русскими буквами» на церковнославянском языке, были изданные в 1491 году в Кракове печатником Швайпольтом Фиолем богослужебные сборники для православной церкви — «Октоих», «Часослов», «Триодь постная», «Триодь цветная».
 

«Октоих» Швайпольта Фиоля, богослужебная книга, изданная в 1491 году в Кракове

Распространение Реформации и обострение церковно-религиозной борьбы на территории ВКЛ в XVI веке сильно увеличило спрос на книги. Белорусские магнаты, общественные деятели, религиозные организации начали активно создавать типографии и печатать книги на различных языках, предназначенные как для высших слоев общества, так и для простого люда.
 

Европейская типография XVI века

Что известно о первопечатнике Федорове

Точных сведений о дате, месте рождения и социальном происхождении Ивана Федорова нет. Считается, что он закончил Краковский университет: там в 1532 году ученой степени бакалавра был удостоен некий Johannes Theodori Moscus. Исследователи расшифровывают это имя как «Иван Федоров Москвитин», из чего делают вывод, что будущий первопечатник родился около 1510 года.

В послесловии к первому «Апостолу» он упоминается как дьякон церкви Николы Гостунского. Этот храм существовал в Московском Кремле с конца XV века до 1817 года. Затем его за одну ночь снесли, чтобы не мешал проведению парадов.

В Москве в 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец еще успели выпустить два издания «Часовника», после чего отправились в Великое княжество Литовское. По одной из версий, причиной их поспешного отъезда стало преследование со стороны переписчиков книг. Разгневанные переписчики, осознав, что у них отбирают хлеб, подожгли печатный двор, находившийся неподалеку от Никольских ворот.

Беглецы основали новую типографию в имении известного ревнителя православия гетмана Григория Ходкевича в Заблудове (сейчас этот город находится на территории Польши). Там они напечатали «Учительное Евангелие» (1569) и «Псалтырь с Часословцем» (1570).

После образования Речи Посполитой с его усиленной ролью католической церкви Федоров был вынужден переехать во Львов, где в 1574 году напечатал второе издание «Апостола» и первую русскую азбуку.

В 1576 году он обосновался в Остроге, вотчине князя Константина Острожского. Там он издал еще пять книг, в том числе знаменитую Острожскую Библию 1581 года — первое полное издание Библии на церковнославянском языке.

Московский первопечатник скончался во Львове 5 декабря 1583 года и был похоронен в местном Свято-Онуфриевском монастыре. За свою жизнь он успел выпустить тринадцать различных печатных изданий, первые четыре — совместно с Петром Мстиславцем.

До нас не дошло ни одного прижизненного изображения или описания внешности Ивана Федорова. Открытый в Москве в 1909 году у Китайгородской стены памятник первопечатнику работы скульптора Сергея Волнухина является обобщенным образом и никаких индивидуальных черт этого выдающегося человека не несет.

Изобретение книгопечатания

Затем в XV веке в книжном деле состоялась еще одна грандиозная революция, талантливый немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг смастерил печатный станок, на котором была напечатана первая книга, разумеется, это была Библия. Так появилось книгопечатание.

Маленькое уточнение, на самом деле книгопечатание появилось еще задолго до Гутенберга, опять изобретательные китайцы тут были первыми, еще в Х веке они научились печатать книги, но есть одно но. Способ книгопечатания, изобретенный Гутенбергом, радикально отличался от китайского невероятным ускорением процесса печати. С неподвижных досок Китая можно было до бесконечности печатать один и тот же труд Лао-цзы или Конфуция. Для того же, чтобы отпечатать сборник стихов Ли-Бо или Цзюй-и, надо было вырезывать новые доски.

А Гутенберг с одним и тем же запасом подвижных букв, которые имелись в его печатном станке, мог печатать Библию, латинскую грамматику и календарь. Меньшая затрата труда и в разы большая продуктивность.

Трогательная любовная история

Терри Пеллегрино влюбился в прелестную графиню Каролину Фантони. Молодая девушка вдруг ослепла, но ее избранник оказался верным и довольно-таки предприимчивым человеком. Для своей незрячей любимой Терри создал первую печатную машинку. На ней слепая Каролина Фантони писала письма возлюбленному и сочиняла поэмы.

Устройство работало следующим образом. Графиня пальцами находила клавишу с выгравированной на ней необходимой буквой, легко нажимала, а литера опускалась, оттискивая через копирку букву на бумаге. После смерти Каролины сама машинка затерялась, но сохранилось несколько напечатанных на ней писем.

Функции и подход

Ранняя пресса, гравюра из ранней типографии Уильяма Скина

На этой гравюре 1568 года показано, как левый принтер вынимает страницу из печатной машины, а правый печатает текстовые блоки. Такой дуэт может достигать 14 000 движений рук за рабочий день, печатая ок. 3600 страниц в процессе.

Печатный станок в своей классической форме представляет собой стоячий механизм, длиной от 5 до 7 футов (1,5-2,1 м), шириной 3 фута (0,91 м) и высотой 7 футов (2,1 м). Маленькие отдельные металлические буквы, известные как шрифт, будут вставлены наборщиком в нужные строки текста. Несколько строк текста располагались одновременно и помещались в деревянную рамку, известную как камбуз. После того, как будет составлено правильное количество страниц, гранки будут уложены лицевой стороной вверх в рамке, также известной как форма, которая сама помещается на плоский камень, «кровать» или «гроб». Текст набран двумя шариками, накладки на ручки. Мячи были сделаны из кожи собаки, потому что она не имеет пор, набита овечьей шерстью и покрыта тушью. Затем эти чернила были равномерно нанесены на текст. Затем из кучи бумаги вынули один влажный листок и положили на тимпан. Бумага была влажной, чтобы шрифт лучше «вгрызался» в бумагу. Маленькие булавки удерживают бумагу на месте. Бумага теперь удерживают между frisket и tympan (два кадра покрыты бумагой или пергаментом).

Они складываются так, чтобы бумага лежала на поверхности написанного чернилами. Кровать подкатывается под плиту с помощью механизма брашпиля. Для этого используется небольшая вращающаяся ручка, называемая «рулетом», а слепок создается винтом, который передает давление через валик. Чтобы повернуть винт, поворачивают прикрепленную к нему длинную ручку. Это называется полосой или «хвостом дьявола». В хорошо настроенном прессе упругость бумаги, фрискета и тимпана заставила штангу отскочить назад и поднять валик, лебедка снова повернулась, чтобы вернуть кровать в исходное положение, тимпан и тарелка поднялись и открылся, и распечатанный лист был удален. Такие прессы всегда работали вручную. Примерно после 1800 года были разработаны железные прессы, некоторые из которых могли работать от пара.

Функция пресса на изображении слева была описана Уильямом Скином в 1872 году.

История книгопечатания

Основная статья: История книгопечатания

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в Корее и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 935 и 993 годами (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.
Печатный амулет, датированный 704—751 годами, был найден в 1966 году при раскопках храма в Кёнджу, Корея .

Штучная печать

Техника штучной печати для воспроизведения текста, рисунков и изображений широко использовалась по всей Восточной Азии. Она возникла в Древнем Китае как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, являются китайскими и датируются не позднее 220 года н. э. Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку и принадлежат Древнему Египту эпохи римского правления.

В Восточной Азии

Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится в середине седьмого столетия.

В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга — Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке). В десятом веке были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за один день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц.

Из Китая книгопечатание распространилось в Корею и Японию, которые использовали китайские логограммы; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме с использованием других шрифтов. Однако в отличие от другого изобретения — бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром.

На Ближнем Востоке

Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX—X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова, свинца или глины. Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа.

В Европе

Основная статья: История книгопечатания в Европе

Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года.

См. также: История книгопечатания в России

Как делали литеры

На конце металлического прута гравировалась перевернутая буква. Ее обмакивали в размягченную медь, получая в ней отпечаток. Получалась матрица, являющаяся формой для шрифта, который отливали из свинца. Чтобы процесс изготовления букв не занимал много времени, Гутенберг придумал инструмент для ручного литья. Саму матрицу можно было использовать для производства неограниченного количества литер.

Из них наборщик составлял макет зеркального отображения страницы. Его смазывали типографской краской – смесью яичного белка, лака и копоти. После этих приготовлений можно было начинать печатать. Принцип механического станка Гутенберг заимствовал у винного пресса.

Все это произошло в 1450 году. Изобретение книгопечатания, таким образом, связывают именно с этой датой. Первыми печатными работами немецкого мастера были учебники, папские декреты, официальные документы и индульгенции.

Американские изобретения

В 1829 году американский гражданин Уильям Остин Берт запатентовал пишущую машинку для незрячих под названием «Тайпограф» («печатник»). Методом специального тиснения заготовки букв оставляли четкий след на толстой бумажной ленте. В 1843 году патент на печатное устройство получил Чарльз Тобер.

Изобретателя волновала судьба слепых. Как и его предшественники, американец хотел обеспечить работой слепых людей, которые до этого никак не участвовали в социальной жизни. Машинка Тобера не нашла отклика у производителей, но в его изобретении используется плодотворная идея рычажной передачи движения букв.

Следующая «первая» печатная машинка — изобретение Сэмюэла Френсиса. В его машинке 1856 года были и подвижная каретка, и рычаги с заготовками букв, и лента, пропитанная специальной типографской краской, и даже звонок, который предупреждал о конце строки.

История

Исторически печатные машины возникли в виде следующих печатных устройств:

Ручной типографский станок

Основная статья: Ручной типографский станок

Создание первого ручного печатного станка в Европе Иоганном Гутенбергом относят к середине XV века. Зеркально отображенные литеры собирались в клише и отпечатывались на бумаге, по технологии, прототипом которой считаются винный пресс и пресс бумагоделательного производства.

Считается, что печатный станок и сменные литеры стали одним из ключевых факторов, ускоривших наступление Ренессанса.

Ротационная печатная машина

Основная статья: Ротационная печатная машина

Ротационная печатная машина — печатная машина, имеющая цилиндрическую формную и печатную поверхности. Такие машины — основной вид оборудования для печатания средне- и крупнотиражной продукции. Ротационная печатная машина может быть листовой и рулонной. Скорость печатания листовых машин достигает 10—15 тыс. циклов в час, а рулонных — до 30 тыс. оборотов в час.

Рулонные и листовые печатные машины подразделяются на следующие основные виды:

  • по способу печати (машины высокой, плоской и глубокой печати);
  • по числу красок, наносимых за один прогон (одно-, двух- и четырёхкрасочные машины);
  • по числу запечатываемых сторон листа (машины одно- и двусторонней печати).

Рулонные машины могут быть постоянного и переменного форматов. Рулонные ротационные печатные машины постоянного формата характеризуются тем, что длина листов, отрезаемых от отпечатанной ленты, неизменна и равна части или всей длине окружности формного цилиндра. В рулонных ротационных печатных машинах переменного формата, применяемых для печатания специальной продукции (например, формуляров, билетов, банковских документов и т. п.), длину печатных листов можно изменять.

Тигельная печатная машина

Основная статья: Тигельная печатная машина

Тигельная печатная машина — печатная машина, в которой печатный аппарат образуют 2 плиты. На одной плите (талере) закрепляется форма, а др. плита (тигель) служит для прижимания к форме листа бумаги. Тигельные печатные машины составляют сравнительно небольшую группу малоформатных листовых однокрасочных машин высокой печати и предназначены для выпуска малотиражной продукции.

Тигельные машины имеют достаточно низкую производительность и сейчас в основном используются для высечки и тиснения. Производительность простой тигельной печатной машины 20 — 25 циклов в минуту, тигельных автоматов — 50 — 80 циклов в минуту. Ввиду этого они в основном используются для высечки с помощью штанцформ и тиснения, а не для печати.

Плоскопечатная машина

Вид печатного аппарата машины с плоским талером (на котором закреплена печатная форма высокой печати) и цилиндром с декелем. В настоящее время практически не применяются по назначению, а переделаны в машины для тиснения фольгой и конгрева. Из отечественных: Пионер,ПС-1, ПС-1М, Виктория, ПД-5, 2ПД-5, ПС-А3, 2ПС-А3. Из иностранных: Original Heidelberg Cylinder.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий