Содержание
Рабочий процесс
Очень важно делать все правильно, так как любые ошибки и недоработки сделают конструкцию непригодной к использованию. Мы разделим процесс на две основные стадии, чтобы вам было проще в нем разобраться
Резка и сборка конструкции
На этой стадии проводятся следующие работы:
В первую очередь нужно внимательно рассмотреть чертежи каяка из фанеры – своими руками вам надо перенести все выкройки на материал. Как отмечалось выше, лучше всего приобрести готовый комплект, чтобы избежать просчетов и ошибок при нарезке готовых элементов;
Лекала прикладываются к поверхности, после чего переносятся на нее с помощью шила. Чтобы линии были хорошо видны, вам необходимо отчертить их столярным карандашом
При отчерчивании особое внимание уделите точности линий, нужно чтобы они были как можно ближе к идеалу;
Готовые эскизы очень удобны в использовании, вам не нужно быть специалистом в судостроении, чтобы добиться хорошего результата
Инструкция по резке материала проста, но следует учитывать, что толщина используемой фанеры невелика, поэтому ее очень легко повредить. При распиловке не следует торопиться, нужно соблюдать аккуратность. Чем лучше вы проведете эту часть работ, тем качественнее и надежнее будет конечный результат;
Аккуратность резки очень важна
Очень важно собирать мелкие опилки при резке, для этого подстелите газеты, они пригодятся вам в дальнейшем при склеивании отдельных элементов;
Важно соблюдать правильную геометрию при стягивании
Стоит отметить, что другие варианты собираются аналогично – плоскодонка из фанеры своими руками делается так же, разница только в форме элементов.
Чертежи плоскодонки из фанеры своими руками сделать проще, чем каяка ввиду особенностей формы
Укрепление конструкции
Эта стадия также очень важна, нужно выполнить целый ряд работ:
- В первую очередь все швы заполняются эпоксидной смолой с наполнителем из древесных опилок. Делается это очень аккуратно, деревянная поверхность шлифуется после застывания;
- Затем обрабатываются наружные стыки – заполняются композицией, скругляются и выравниваются. Далее вырезается стеклоткань, прикладывается к поверхности и пропитывается эпоксидкой. После высыхания излишки обрезаются;
- Верхнее перекрытие делается из реек толщиной 4 мм, вначале вырезаются все элементы, а после они скрепляются поперечными брусками;
Верхняя палуба изнутри соединяется поперечинами
Далее все элементы соединяются, обрабатываются смолой и выравниваются. Последним этапом является нанесение лака для дерева на поверхность.
Конечно, такие конструкции, как яхта из фанеры своими руками также можно собирать, но это намного сложнее, чем небольшой каяк или плоскодонка.
Необходимые материалы
Для того чтобы провести работы, вам понадобится определенный набор комплектующих. Чтобы рассчитать их количество, нужно иметь под рукой чертежи байдарки из фанеры – своими руками сделать их сложно без наличия знаний в этой сфере, лучше купить готовый проект. Многие компании продают схемы с выкройками в натуральную величину, что очень удобно при работе и экономит очень много времени и сил.
Что касается материалов, то нужно следующее:
Фанера
Необходимо 3 листа размером 2440х1220 мм и толщиной 4 мм. Для работы подойдет только продукция высшего сорта без сучков и других изъянов. В идеале лучше использовать специальную морскую фанеру, она продается далеко не везде, но подходит для создания судов лучше всего, поэтому высокая цена не должна быть препятствием, лучше взять именно этот вариант
Стеклоткань
Необходим материал плотностью 130 гр/м2, он продается в рулонах разной длины. В среднем уходит от 15 до 20 погонных метров
Важно, чтобы стеклоткань была качественной, без изъянов и повреждений на поверхности
Эпоксидная смола
Для укрепления конструкции, повышения ее прочности и защиты от влаги используется эпоксидная смола, ее надо примерно 10 кг. Естественно, нужен и отвердитель, его количество зависит от пропорции, в которой смешиваются компоненты
Нужно всегда брать отвердитель с небольшим запасом, так как чаще всего его уходит на 10-15% больше нормы
Лак
В продаже есть специальные яхтные лаки, которые отлично противостоят как пресной, так и соленой воде и сохраняют свои свойства на протяжении длительного периода времени. Также не забудьте о приобретении растворителя, иногда лак нуждается в разбавлении, а также необходимо мыть руки и инструмент после окончания работ
Современным вариантом стяжек являются пластиковые хомуты – они надежны и стоят немного
Закупка материалов
Для строительства данной лодки понадобятся чертежи, приобрести их можно на сайте CLCBOATS, доставка займет, где-то пару недель, а стоимость составит в районе ста долларов. Сумма вроде бы и немалая, но они того стоят.
Великолепного качества, в масштабе 1 к 1. Останется только раскатать на фанерных листах и сделать перенос деталей.
Имеется возможность приобрести и остальные комплектующие на сайте этой компании, но откровенно говоря, цены у них не померные и для экономии можно попробовать найти материалы у отечественных компаний.
https://youtube.com/watch?v=xe5pm7nCDfc
Фанера
В спецификации указано, что фанера должна быть «морская» размера только 2240 на 1220 миллиметров. К сожалению, в обычных строительных магазинах и торговых точках данный вид фанерных листов приобрести практически невозможно.
Приобрести можно через интернет, торговлей занимается компания Пенрус.
Для строительства идеально подойдут 2 варианта:
- «Амесклао» китайского производства.
- «Лауро Вермельо» бразильского изготовления.
Из эстетических соображений воспользуемся цветовой расцветкой «Жатоба».
Как показала практика, фанера производства Бразилии оказалась по качеству намного лучше, нежели китайский материал. Отличается равномерной толщиной по всей плоскости, обладает хорошей жесткостью и отсутствием сучков.
Стеклоткань
Проект предусматривает использование стеклоткани с удельным весом 130 грамм на метр квадратный, однако широко представленные производители не предусматривают выпуска такого формата материала.
В отечественном самопальном судостроении, как правило, используется стеклоткань плотностью 100 или 200 грамм на метр квадратный. В данном проекте за основу будет использована ткань с маркировкой 200 гр.
В идеале следует приобретать ровно упакованные отрезки, так как упаковка в пачки приводит к образованию деформаций и сгибов, с которыми впоследствии могут возникнуть проблемы при покрытии смолой.
Смола эпоксидная
- Фанера «Амесклао» 1шт.
- Фанера «Лауро Вермельо» 1шт.
- Э-З-200 стеклоткань 20 метров.
- Аэросил А300 120 грамм.
- Отвердитель 5 килограмм.
- Смола 10 килограмм.
- Лак 1.5 литра Marshal Protex Yat Vernik.
- Разбавитель 0.5 литра Marshal.
Склейка корпуса судна
Часто бывают случаи, когда человек, чтобы сэкономить средства, берется самостоятельно проводить склейку. В виду малого опыта он задается вопросом о том, как построить каноэ своими руками. Это очень нелегкий и кропотливый процесс. Этап склейки корпуса лодки можно назвать наиболее ответственным.
Порядок операций следующий:
- Стрингеры вставляются в специально сделанные пазики в шпангоуте и укрепляются посредством проволочной стяжки. После завершения монтажа проволочка убирается.
- Листы фанеры, которые заготовили заранее, клеятся к силовому набору, шпангоутам и стрингерам.
- Листы склеиваются встык, и после того как первый слой полностью высох, накладывается второй.
Финальные операции по доводке и шлифованию корпуса делаются только тогда, когда корпус полностью досохнет. Чтобы придать судну дополнительные водостойкие свойства, его покрывают специальным лаком в несколько слоев.
Отличным дополнением к судну станет весло для каноэ, своими руками сделанное. Это будет не просто оригинальный, а необходимый аксессуар к плавательному средству.
Чтобы изготовить удобное весло из дерева, много времени не потребуется. Необходимые материалы всегда есть под рукой. А технология изготовления следующая:
- Подготавливается формирователь. С помощью шурупов и клея к раме крепится фанера, толщина которой 10 мм. Деталь из дерева сечением 25х75 мм, форма которой должна соответствовать очертаниям формирователя, – это отличный зажимной блок.
- По размерам вырезается влагостойкая фанера, толщина которой 3 мм.
- Зензубелем необходимо пройтись по соединяющимся поверхностям, а затем прочно склеить их специальным клеем.
- После того как клей высохнет, отмечается центральная ось фанеры и размечается лопасть.
- Затем необходимо подготовить материал для веслового валика и скруглить.
- Затем валик подгоняется к лопасти и присоединяется шурупами.
- Кромки лопасти весла скругляются, и надевается наконечник из меди.
- Затем наносится клей и деталь соединяется шурупами заподлицо с валиком весла.
- В качестве отделки можно покрыть весло яхтовым лаком в четыре слоя.
Детали продольного набора самодельной туристической байдарки
Позиции 1 — 12 обозначены на сборочном чертеже корпуса.
13 — язычок δ=4; 14 — овальная планка δ=2, дюраль Д16АТ: 15 — замок привального бруса; 16 — концевая планка стрингера и привального бруса; 17 — обойма крепления привальных брусьев к штевням; 18 — замок мидельвейса, нерж. сталь; 19 — угольник мидельвейса; 20 — обойма крепления кильсона к штевням, нерж. сталь; 21 — клиновая накладка, дюраль Д16АМ; 22 — боковые рейки кильсона; 23 — средняя рейка кильсона; 24 — поперечина δ=5, фанера; 25 — поперечина 5х25, фанера; 26 — язычок кильсона; размеры в скобках указаны для язычка стрингера; 27 — замок кильсона, δ=1,5 (для стрингера δ=0,8); 28 — рейка средней секции кильсона; 29 — шпангоут; 33 — заполнитель; 31 — скоба крепления фальшборта на шп. 3 и 4, дюраль Д1; 32 — скоба крепления мидельвейса на шп. 2 и 1, дюраль Д1; 33 — винт крепления привального бруса; 34 — скоба, фиксирующая стрингер на шпангоуте, дюраль Д1; 35 — защелка кильсона, дюраль Д1; 36 — винт защелки, нерж. сталь; 37 — штырек; 35 — держатель спинки; 39 — кормовой фальшборт, фанера δ=7; 40 — защелка фальшборта, Д16АТ; 41 — угольник из дюраля δ=2; 42 — петля фальшборта.
Привальные брусья и стрингера собираются по длине из четырех частей (по 1,03 м каждая) с помощью простейших язычковых замков. К восьми рейкам стрингеров приклепываются замки (дет. 27) к одному концу и язычки (дет. 26) к другому. У остальных восьми заготовок один конец остается свободным, к четырем приклепываются замки и к четырем — язычки. На заготовки привальных брусьев ставятся замки 15 из нержавейки и язычки 13 из дюраля.
Шпангоут и детали крепления набора к нему
Кильсон представляет собой ферму из трех продольных реек, соединенных поперечными планками. Замки и язычки для соединения секций кильсона, как и мидельвейса, изготовляются из нержавеющей стали. На все рейки двух средних секции кильсона приклепываются замки и язычки, на рейки двух концевых секций — только замки и только язычки. Собирать кильсон нужно на какой-либо ровной поверхности, предварительно наметив на ней положения ДП — осевой линии и шпангоутов 2 и 4 (для средних секций). Планки-поперечины кильсона длиной 200 и шириной 25 мм выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры. К рейкам они крепятся шурупами и на водостойком клее (лучше всего на эпоксидной смоле ЭД-5).
Секции кильсона
У штевней боковые рейки 22 кильсона приподнимаются и ложатся на клиновую накладку 21. Средняя рейка обрезается под накладкой, как показано на чертеже, и подгоняется окончательно уже во время подгонки и установки штевня. Отступя от накладки на 100—120 мм, боковые рейки нужно обрезать «на ус» с внутренней стороны, но таким образом, чтобы штевень не болтался, а входил плотно.
Штевни выпиливаются из хорошей 8—9-миллиметровой фанеры. Для крепления реек кильсона на штевнях крепятся обоймы 20.
Крепление кильсона к штевням
Шпангоуты самодельной туристической байдарки лучше всего согнуть из дюралевой трубки диаметром 14—15 мм. Трубку можно заменить П-образным профилем, который изготовляется из листового дюраля Д1 толщиной 1,5 мм; только один средний шп. 3 желательно изготовить усиленным — из 2-миллиметрового дюраля.
Сначала из полосы делается П-образный профиль. Для гибки его по обводу шпангоута необходимо заготовить стальные оправки-шаблоны, вырезанные по плазовой разметке для каждого шпангоута отдельно (от ДП на один борт, так как шпангоуты собираются каждый из двух частей). Профиль изгибается по оправке при помощи вращающегося ролика.
Сборка байдарки (каяка)
Перед тем как приступить к раскрою деталей будущей лодки, необходимо подготовить фанеру. Стандартные размеры 1 листа обычно составляют 1,5 на 1,5 метра, а для изготовления каяка необходимы полосы длиной 2,8 и шириной 0,75 метра. Их можно приобрести либо сразу у производителя, что обычно бывает совсем непросто, либо изготовить самостоятельно.
Для изготовления бортов листовую фанеру раскраивают на полосы по 0.75 метра. Для стыковки при помощи шлифовальной машинки снимают угловую фаску, точно подгоняя соседние листы. Из полос собирают один лист длиной 3,6 – 3,8 метра и проклеивают стыки эпоксидной смолой. Поверх шва для придания ему жесткости укладывается промазанная эпоксидной смолой стекловолоконная лента. Места стыков можно зафиксировать строительными скобами, а для качества склейки они прижимаются тяжелым грузом и оставляются до полного высыхания клея.
Пока происходит склейка материалов для борта можно продолжить распил фанеры на остальные детали корпуса будущей лодки. Нам понадобятся:
- 4 перегородки для разделения внутреннего пространства корпуса, которые придадут жесткость конструкции и не позволят затонуть при получении пробоины;
- заготовка для палубы;
- 4 заготовки для соединения палубы и бортов.
Придаем лодке форму и проклеиваем
После того как листы фанеры склеены, при помощи лобзика им придается необходимая форма. Затем заготовки бортов слаживаются рядом и начинают соединяться при помощи вязальной проволоки. Предварительно в месте соединения необходимо проделать отверстия дрелью. Соединять конструкцию необходимо от середины.
Форму будущей лодки придадут вырезанные заранее 4 переборки. Затем шов проклеивается при помощи стеклоткани и эпоксидной смолы с обеих сторон.
Когда корпус полностью высох на нем крепиться палуба и 4 боковые заготовки, которые обеспечивают герметичность каяка. Затем в палубе при помощи лобзика делается посадочное отверстие, которое дополнительно обклеивается стеклотканью.
После того как конструкция полностью высохла, ее проклеивают снаружи стеклотканью с эпоксидной смолой и после полного высыхания обрабатывается водостойким лаком.
Для того чтобы в каяке было удобно сидеть в корпусе под отверстием для посадки крепится лист фанеры, который и будет выполнять роль сидения.
Вот и всё! Сделать байдарку своими руками подсилу практически любому человеку, умеющему пользоваться стандартным набором инструментов. В конце предлагаем небольшое наглядное видео о том, как можно построить каяк из фанеры.
Знаете ли Вы, как правильно грести на байдарке?
Post Views:
3 366
Мастерим каяк самостоятельно
Что надобится?
Предварительно необходимо будет убедиться, что в наличии имеются все необходимые материалы и инструменты. Минимальный список инвентаря, который потребуется для самостоятельного изготовления каяка, приведен ниже:
Как поймать больше рыбы?
- Активатор клева . Привлекает
рыбу
в
холодной
и
теплой
воде
с
помощью
феромонов
, входящих
в
состав
и
стимулирует
ее
аппетит
. Жаль
, что
Росприроднадзор
хочет
ввести
запрет
на
его
продажу
. -
Более чувствительные снасти.
Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти
на
страницах
моего
сайта
. - Приманки на основе феромонов
.
- Электрический лобзик.
- Шлифовальная машинка ленточного типа.
- Дрель, шуруповерт.
- Строительный фен.
- Набор ножниц разных размеров, все они должны быть хорошо заточены.
- Нож с острым лезвием.
- Плоскогубцы, кусачки.
- Не менее четырех листов фанеры с рекомендуемой толщиной около 4мм.
- Стеклоткань, около 20 м 2 .
- Около 1,5л водостойкого лака.
- Около 120гр аэросила А300, который нужно будет добавить в эпоксидную смолу примерно за сутки до начала проведения любых работ сее задействованием.
- Около 10кг эпоксидной смолы.
- Шпатель, изготовленный из резины, который потребуется для работы с эпоксидной смолой.
- Прочная вязальная или соединительная проволока.
- Одноразовые стаканчики, изготовленные из пластика.
- Около 5 кистей разного размера.
- Около 0,5л растворителя.
- Около 5кг отвердителя.
- Одноразовые резиновые перчатки.
- Небольшие деревянные палочки, подойдут приспособления для мороженого.
- Груз.
- Малярная лента.
- Чертежи для строительства, которые на сегодняшний день можно приобрести, если не получается найти или подготовить их самостоятельно. Лучше всего, если они будут исполнены в соотношении 1:1, поскольку это значительно упростит процесс строительства: достаточно будет лишь сделать перенос каркаса и деталей на фанерные листы.
Закупка материалов
Особое внимание необходимо уделить закупке отдельных разновидностей материалов, в первую очередь это касается фанеры, эпоксидной смолы и стеклоткани. Все особенности, связанные с названными материалами, детально разбираются ниже
Фанера
Необходимо помнить, что для строительства каяка подходит далеко не любая разновидность фанеры: потребуется найти листы 2240х1120мм. В строительных магазинах такой материал не реализуется, потребуется оформлять заказ через интернет или обращаться в соответствующие компании для осуществления заявки на изготовления.
Сложность заключается в том, что далеко не все организации осуществляют розничную торговлю подобным материалом, поскольку изготовление всего лишь нескольких листов является затратным для них процессом.
На сегодняшний день сделать выгодную покупку через интернет можно воспользовавшись услугами компании «Пенрус», для строительства каяка подойдут две разновидности фанеры, которые можно найти среди их ассортимента:
-
«ЛауроВермельо»
производится в Бразилии, это материал очень высокого качества: сучки и различные дефекты фактически полностью отсутствуют, при этом фанера обладает внушительным показателем жесткости, а ее толщина равномерна по всей плоскости листов. -
«Амесклао»
представляет собой аналог китайского производства. Он отличается более низкой ценой, но и качество при этом значительно хуже.
Расцветка фанеры особого значения не имеет и на процесс строительства влияния не оказывает, но для изготовления лодок обычно используется «Жотоба».
Стеклоткань
С должным вниманием необходимо отнестись и к процессу выбора стеклоткани, основные рекомендации даны ниже:
- Технология изготовления каяка предполагает задействование стеклоткани, показатель удельного веса которой составляет 130гр/м 2 .
- Далеко не всегда удается найти необходимую разновидность стеклоткани, ее ближайшими аналогами являются материалы с показателями 100гр/м 2 или 200гр/м 2 , в таком случае потребуется отдать предпочтение второму варианту.
- Рекомендуется приобретать только те отрезки стеклоткани, которые были ровно упакованы. Использование пачек обычно приводит к формированию сгибов и иных механических дефектов и деформаций, что сказывается на качестве материала и вызывает целый комплекс проблем при покрытии его поверхности эпоксидной смолой.
Эпоксидная смола
Всего потребуется закупить около 10кг эпоксидной смолы. Во многих инструкциях и мануалах указан меньший объем, но, как показывает практика, расход близок именно к 10кг данного средства. Гораздо лучше, если после завершения строительства останется небольшой излишек, чем внезапная нехватка смолы в самый неподходящий момент, что парализует весь процесс изготовления.
Можно приобрести эпоксидную смолу Этал-370, поскольку это самый оптимальный вариант, если оценивать его по соотношению цены, качества и основных характеристик. Для данной разновидности подходит отвердитель под названием «Этал-47Ф5».
Этапы постройки
После подготовки рабочего места, а также всех материалов и инструментов, можно переходить непосредственно к процесс строительства.
Он будет разделен на следующие основные этапы:
- Первоначально необходимо изготовить на станке все необходимые детали, этот процесс осуществляется в соответствии с имеющимися чертежами.
- Осуществляется склейка различных деталей, для этого используется малярная лента.
- Осуществляется последовательный сбор деки и нижней части будущего плавательного средства.
- После того как обе части будут готовы, можно провести предварительный сбор и проверить, как они сочетаются друг с другом.
- Внутренние поверхности обоих частей обрабатываются эпоксидной смолой.
- В нижней части организуется отсек непотопляемости, который будет получен путем установки нескольких перегородок. Они также обрабатываются смолой.
- Осуществляется еще одна подгонка деки и нижней части конструкции, на этапе необходимо убедиться, что они идеально подходят друг к другу.
- Если никаких проблем обнаружено не было, то обе части склеиваются, после чего места стыков обрабатываются эпоксидной смолой. Затем эта процедура осуществляется со всех поверхностью каяка.
- Осуществляется обустройство лючков.
- На финальном этапе осуществляется покрытие стеклотканью, после чего строительство можно считать завершенным. Далее остается только покрасить каяк, изготовленный собственными руками.
Расчет плитки
Изготовление лекал
Рисунок 1. Штапель можно изготовить из любых подручных материалов, но чаще всего используется древесина.
Итак, когда все материалы и инструменты куплены, можно приниматься и за работу. Сначала необходимо установить штапель. Это специальное сооружение из очень крепких досок, на котором каноэ будет изготовляться. Чтобы не заморачиваться с изготовлением штапеля, лучше всего взять его напрокат, так как вам это обойдется намного дешевле. Выглядит конструкция примерно так (рис. 1).
Теперь принимаемся за раскрой деталей. Начинаем с лекал, которые необходимо сначала изготовить на больших кусках картона. Сначала расчерчиваем все карандашом, а лучше всего делать такую работу при помощи компьютерной программы для чертежей. Так вы получите более совершенные линии. Потом печатаем и вырезаем шаблоны. Вид лекал примерно такой (рис. 2).
Когда вы вырежете картонный шаблон, можно переносить его на фанеру и вырезать при помощи лобзика. При этом старайтесь хорошо обработать края, чтобы потом о них не пораниться. Теперь по этим шаблонам нужно вырезать доски для изготовления силового каркаса. В идеальном варианте для небольшого каноэ должно быть по 4 каркасных планки с каждой стороны. При этом верхняя планка должна быть более толстой.
Рисунок 2. Для изготовления лекал из фанеры необходимо использовать электролобзик.
Тяжелее всего сделать днище, которое плавно переходит в высоту каноэ. Выглядеть каркас будет следующим образом (рис. 3). Если основную часть не получится вырезать самостоятельно, что может оказаться очень тяжело за счет требуемой плавности линий, то лучше обратиться к специалистам. Еще одна планка нужна будет для задней части, чтобы расположить ее поперечно основанию. Скрепление всего каркаса осуществляется при помощи специальных металлических пластинок и уголков, которые посредством саморезов соединяют доски, как это показано на рис. 3.
В последнюю очередь крепятся перепонки внутри каноэ между его боковушками. Они нужны для того, чтобы со временем каркас не разваливался и не деформировался. Крепить их нужно на саморезы или все те же металлические уголки. Перепонок всего должно быть три, а расположить их необходимо друг от друга на равном расстоянии.
Необходимость каяка для рыбака
Лодки нужны рыболовам, чтобы перемещаться по водоемам в поисках перспективных мест, а также ловли рыбы, из этих плавсредств. Наличие лодки делает процесс рыбалки более динамичным и результативным. Это связано с тем, что расширяется акватория рыбалки и становятся доступными самые недоступные участки водоема. Каяки пользуются гораздо большей популярностью среди рыболовов, по сравнению с другими видами подобных плавсредств, благодаря лучшим техническим характеристикам.
Это связано с целым рядом достоинств, о которых имеет смысл поговорить. Например:
- Они удобные в эксплуатации, что связано с безопасностью как нахождения в лодке, так и при перемещении внутри нее.
- Устойчивость лодки играет очень важную роль, особенно, когда нужно вытащить из воды крупный экземпляр или покинуть лодку, переместившись в воду. В любой момент можно так же легко залезть в лодку из воды.
- Из нее не нужно вычерпывать воду, поскольку она сама вытечет из лодки через отверстия, которые расположены выше уровня дна.
- Правильно сделанная конструкция, никогда не затонет, даже если она и перевернется по каким-то причинам, благодаря наличию специальных перегородок.
- Каяк легко транспортировать на любые расстояния, поскольку он не влияет на аэродинамические свойства автомобиля.
- Это плавсредство не требует особых условий для хранения. Его достаточно подвесить, как можно выше в гараже или другом помещении.