Содержание
- 1 Терпение, дисциплина и правильные настройки
- 2 Почему снимают на плёнку?
- 3 Оцифровка негативов зеркальной камерой
- 4 Съёмка непосредственно с экрана
- 5 Оцифровка плёнки с помощью смартфона
- 6 Советы для фотографов
- 7 Оцифровка фотопленок в домашних условиях
- 8 Как правильно сканировать старые фотографии и пленки
- 9 Выцветание и цветовой баланс
- 10 Оборудование
- 11 Как оцифровать с помощью сканера?
- 12 Оцифровка фотопленки на сканерах разного типа
- 13 Как сканировать фотографии для получения наилучшего разрешения и глубины цвета
- 14 Дальномерные камеры
- 15 Как правильно переснять с помощью фотоаппарата?
Терпение, дисциплина и правильные настройки
Одно из основных отличий между съемкой на цифру и на пленку состоит в том, что в случае с пленкой у вас нет возможности оценить ваши кадры во время работы. Некоторым из вас может быть тяжело к этому привыкнуть. Вы больше не сможете использовать метод проб и ошибок. Мне кажется, это неплохо.
Когда вы снимаете на пленку, вам нужно потратить немного больше времени, чтобы убедиться, что вы настроили экспозицию корректно, в соответствии с доступным светом, для чего очень полезен будет экспонометр. Вам нужно будет проверить, что вы выстроили композицию именно так, как вы хотите, и что вы будете довольны снимком, который собираетесь сделать. Для всего этого вам необходимо хорошо разбираться в своей камере. Так что убедитесь, что ознакомились с инструкцией или потратили достаточно времени на ее освоение.
Дисциплина и терпение приведут к тому, что гораздо больший процент сделанных вами пленочных кадров будет хорошего качества, а практика помогла мне значительно улучшить мою фотографию в целом, поскольку я стал тратить на каждый кадр время, а не просто щелкать в надежде, что получу тот снимок, который мне хотелось.
Почему снимают на плёнку?
Так почему кто-то отказывается от высокого разрешения, предварительного просмотра изображения и почти мгновенной загрузки на вашу любимую страницу социальной сети? Действительно, работа с плёнкой может быть очень хлопотна, но на мой взгляд она того стоит. Вы больше задумываетесь о том, что делаете. Каждый кадр имеет реальную стоимость, так что вы будете чуть больше стараться, работая над каждым снимком.
Кроме того, вы не получите никакой обратной связи от вашей камеры, так что если снимок важен – лучше дважды проверить правильность настроек. Также в эпоху немедленного исполнения желаний вы будете приятно удивлены. Вы должны ждать результатов съемки на плёнку, иногда всего час, но все равно придется ждать. Каждая съемка на плёнку – это как ваш День рождения или Рождество – вы не уверены, что получите, но совершенно точно знаете, что это будет нечто. Так и бывает. После небольшой практики съёмка на плёнку может быть даже проще чем съёмка на цифру.
Другие преимущества: ваши друзья не смогут удалить смешные фотографии, на которых они вытворяли глупости, ваша подруга не будет останавливать вас после каждого снимка чтобы убедиться, что ее волосы правильно уложены и требовать переделать снимок если это не так. И это действительно трудно — прийти домой с попойки, проявить плёнку, отсканировать негативы и затем загрузить фотографии в интернет, где их увидят родители и жених. Зато это легко делается с помощью цифровой фотокамеры. Наконец, бывают счастливые случаи, как на фото ниже, где достигнув конца плёнки камера экспонировала один кадр на другой, создав панораму.
Оцифровка негативов зеркальной камерой
Многие считают, что этот способ работы с негативами для любителей является оптимальным. На камеру снимается негатив, после чего производится его обращение и обработка. Технически процедура выглядит следующим образом: фотокамера прочно фиксируется перед рабочей площадкой, устанавливается светодиодная лампа (с фильтрами при необходимости), и настраивается экспозиция. Такая оцифровка фотопленок может быть потоковой, но только при условии, что у кадров одинаковые условия освещения. В остальных случаях для каждого кадра баланс белого, к примеру, подбирается индивидуально. Собственно, этот аспект персональной доработки и настроек по каждому снимку можно рассматривать как плюс: во-первых, это свобода творчества, во-вторых, отрабатываются навыки работы с фотоматериалами.
Съёмка непосредственно с экрана
Самый простой и малозатратный способ — это прямая пересъёмка проецируемого кинопроектором изображения непосредственно с экрана. Съёмка осуществляется в следующих вариантах:
- съёмка с абсолютным затемнением с расстояния в пару метров от экрана;
- проекция кинокадров с незначительного расстояния на белый бумажный лист, используемый в качестве экрана;
- съёмка камерой с передачей видео непосредственно в компьютер, а можно перегнать в компьютер позже с кассеты видеокамеры.
Способ не потребует особых ухищрений и доработок, при этом позже не надо почти ничего делать — получается практически полноценная копия изображения.
Практическая сторона
Для того чтобы осуществить на практике эти методы, понадобится 8-миллиметровый проектор советских времён, к примеру, «Луч» или «Русь». Скорей всего, такой проектор у владельцев архивов сохранился.
Дорабатывать его для такого способа пересъёмки не потребуется. Разве что надо будет заменить пассики, если они не хранились отдельно, смазанные силиконовой смазкой. Скорей всего, они потрескались за долгие годы и пришли в негодность. Ну и, конечно, смазать и почистить сам аппарат.
В качестве экрана можно применить специальный экран или же белую простыню. Можно и просто побеленную стену. Но более высокое качество получается при использовании листа белой бумаги. Единственный нюанс — бумага не должна быть глянцевой.
Камера при съёмке находится на очень близком расстоянии от экрана, что позволяет добиться хорошего качества резкости. Изображение выходит более ярким, и не требуется абсолютное затемнение. Но при этом могут возникнуть искажения изображения, так как получается большой угол оптических осей.
Многие пытались решить эту проблему, используя молочного цвета стекло, как экран. Оптические оси камеры и проектора совпадали, а съёмка осуществлялась на просвет. Но метод себя не оправдал, так как ровного освещения достичь очень непросто — центральная часть экрана освещается намного сильнее.
Передача изображения на компьютер
Для того чтобы оцифровать киноплёнку, подходят любые типовые видеокамеры стандартного образца. Рассматривать всерьёз видеоресурсы цифровых фотоаппаратов, планшетов и других гаджетов не стоит.
Лучше всего, если это будет цифровая видеокамера, так как при этом изображение уже получится в нужном цифровом формате. Но вполне сгодятся и аналоговые видеокамеры, правда, потом надо будет оцифровывать аналоговое изображение при помощи плат оцифровки телетюнера или специальной платы для видеомонтажа.
Снимать на цифровую камеру гораздо удобнее, так как снимается изображение сразу на носитель камеры и потом сбрасывается на компьютер. При этом в стоящем рядом компьютере нет необходимости.
При съёмке аналоговой камерой в любом случае возникнут помехи во время записи и дальнейшего считывания с неё. Поэтому лучше всего изображение передавать сразу на компьютер.
Минусы метода
ВАЖНО. Независимо от вышеперечисленных вариантов, такой «пиратский» способ переснять старую киноплёнку не даёт необходимого качества полученного изображения. . Обычно человеческий глаз воспринимает перерыв между сменами кадров как мерцание
Чтобы это мерцание было незаметным, пионеры кинематографии придумали обтюратор. При проецировании кадров на экран он своими тремя лопастями перекрывает пучок света, идущий от проекционной лампы. И именно в одно из таких перекрытий света происходит та самая смена кадра. Человеческие глаза при этом видят ровное изображение на своём экране
Обычно человеческий глаз воспринимает перерыв между сменами кадров как мерцание. Чтобы это мерцание было незаметным, пионеры кинематографии придумали обтюратор. При проецировании кадров на экран он своими тремя лопастями перекрывает пучок света, идущий от проекционной лампы. И именно в одно из таких перекрытий света происходит та самая смена кадра. Человеческие глаза при этом видят ровное изображение на своём экране.
Но светочувствительность видеокамеры во много раз выше, чем у человеческого глаза, поэтому в итоге на отснятых кадрах будут видны то нормальные кадры, то чёрные, то перекрытые частично обтюратором. К тому же автоэкспозиция самой камеры зачастую не может нормально настроиться на смену чёрному обычному кадру, поэтому возникают колебания яркости. Дополнительная обработка такого изображения ни к чему не приведёт.
Поэтому энтузиасты методом проб и ошибок, разработали другие способы оцифровки киноплёнки 8 мм в домашних условиях, которые дают очень неплохие результаты.
Оцифровка плёнки с помощью смартфона
Качество картинки, снятой на телефон, будет ниже, чем при сканировании или применении профессиональных технических средств, но и такой способ оцифровки фотоплёнки можно использовать, если из техники в наличии только смартфон. Другие подручные средства, участвующие в процессе, добыть несложно.
Для оцифровки плёнки кроме телефона и фоторедактора (для постобработки) нам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- Коробка размером примерно 20х15 см.
- Два листа плотного картона, размерами немного превышающих габариты дна коробки.
- Пластинка тонкого белого или матового пластика.
- Ножницы, канцелярский нож.
- Линейка.
- Карандаш.
- Небольшая лампа или фонарик.
Процесс оцифровки фотоплёнки подразумевает следующие действия:
- Посредством линейки и карандаша в середине первого листка картона чертим прямоугольник, соответствующий по длине и ширине размерам одного кадра на плёнке. Вырезаем прямоугольник.
- Со вторым листом проделываем те же действия.
- По бокам получившегося окошка отступаем по 1 см и делаем надрезы, которые будут чуть больше ширины отверстия.
- От каждого из надрезов делаем ещё по надрезу, отступив по 1 см. от предыдущего.
- Следующая часть конструкции будет выполнять функцию рассеивания света от фонаря. Из куска пластика вырезаем ленту, по ширине соответствующую ширине сделанных надрезов и по длине около 8-10 см.
- В первые, от окошка надрезы продеваем пластиковую ленту.
- Далее в надрезы пропускаем плёнку (она должна быть заведена поверх пластика).
- Теперь в коробку помещаем включённый фонарик, а сверху ставим часть конструкции с пропущенной через неё плёнкой.
- Второй лист картона накладываем сверху (совмещаем окошки), чтобы избежать попадания лишнего света в фотокамеру.
- Выбираем нужный кадр и снимаем его в режиме макросъёмки. Картинка получается в негативе, поэтому дальнейшие действия по обработке выполняются в фоторедакторе.
Переснять уже распечатанное изображение с помощью смартфона куда проще. В магазине приложений можно найти специализированный софт, позволяющий обойтись без профессионального фотоаппарата (например, «Фотосканер от Google Фото). Переснятое фото обрабатывается прямо в приложении, что позволяет убрать блики, шумы с картинки и упростить задачу дальнейшего редактирования с использованием полноценного фоторедактора.
Как видим, рассмотренные методы перенесения плёночного изображения в цифровое довольно доступны и выполнимы в домашних условиях, поэтому, как оцифровать фотоплёнку, решать вам. Сканирование, фотоаппарат, фотолаборатория или смартфон — выбор остаётся за вами. Главное, чтобы результат оправдал ожидания и доставил удовольствие от полученных и просмотренных снимков.
Советы для фотографов
Опытные фотографы знают различные лайфхаки, которые значительно упрощают жизнь или позволяют создать интересные эффекты на снимках. Поделимся некоторыми из них.
Совет 1. Морально готовьтесь к проявке
Профессиональная съемка почти всегда предполагает проявку в собственной лаборатории — так можно исправить огрехи или получить оригинальные эффекты на фото. Если вы берете обычную негативную цветную пленку или монохромную черно-белую, настраивайтесь на то, что когда-нибудь вы захотите заняться проявкой самостоятельно. Это не так сложно, как кажется: сегодня есть и недорогое оборудование, и готовые растворы от разных производителей.
Совет 2. Серии — на одной пленке
Если вы работаете над серией фото, обязательно берите одну и ту же пленку, иначе вы получите диссонанс в кадрах. Исключения возможны, но очень редко — вы должны четко понимать, зачем меняете пленку и какого эффекта хотите добиться.
Совет 3. Не покупайте пленку вслепую
При сомнениях, стоит ли покупать фотопленку, ищите снимки на нее перед заказом. Гуглом пользоваться не стоит, а вот на Flickr можно найти много кадров, в которых прописаны технические данные (на какую камеру, оптику и пленку снимал фотограф) и есть фильтрация по рейтингу. Фотографы даже объединяются в группы, куда выкладывают фотографии, сделанные на одну и ту же пленку. Пример такой общей коллекции — ISO 1600 Film.
Совет 4. Не бойтесь просрочки
В нас заложен страх, что если что-то просроченное, значит — этим нельзя пользоваться. С фотографией не все так просто. В любой пленке идут определенные химические процессы (кстати, чтобы замедлить их, храните фотопленку в холодильнике, там оптимальная температура, позволяющая дольше использовать закупленные расходники). Чем старше пленка, тем больше она изменяется. К примеру, она уже не может захватить изображение в темноте или дать четкую картинку быстро бегущего человека. Ниже — пример фото на просроченную пленку Kodak 100.
Из-за недостатка света фотография получается темная, отчетливо видно зерно. Но при этом для улицы эта фотопленка отлично подходит: она не только создает красивую картинку, но и позволяет добавить ей определенного шарма за счет повышенной зернистости. Посмотрите на атмосферное фото, получившееся на той же просроченной Kodak 100.
Это яркий пример того, что просрочка — не приговор. Просто при ее использовании нужно учитывать специфику пленки и выбирать соответствующие кадры.
Совет 5. Разбирайтесь с экспозицией
Ошибки с экспонированием пленки — главная беда всех начинающих фотографов. Учитесь, разбирайтесь, пользуйтесь экспонометрами. Помните, что профессиональный фотограф может повернуть себе на пользу любые недостатки дешевой или просроченной фотопленки, а вот если нет понимания процесса и нет желания учиться, то можно стабильно «запарывать» фотографии даже сделанные на профессиональных расходниках. Но и не нужно сразу требовать от себя слишком много — все приходит с опытом.
Оцифровка фотопленок в домашних условиях
Существуют способы оцифровки фотопленки, которыми пользуются как специалисты, так и любители, создавая всю необходимую инсталляцию у себя дома.
Среди них следующие:
- при помощи специализированного фотосканера;
- с использованием цифрового фотоаппарата и созданного своими руками сооружения для фиксации пленки;
- с тем же фотоаппаратом, на который устанавливается специальная насадка, в миниатюре повторяющая собственноручно созданные установки.
Оцифровка – это процесс, при котором изображение, зафиксированное на негативе, фотокарточке (в том числе, и черно-белой), пленке фотоаппарата разбивается на пиксели – цифровую информацию. В таком виде изображение сохраняется на носителе. Напрямую, без использования подручных материалов, данный процесс осуществляется с помощью сканера для фото.
Качество исходника основательно влияет на трудность дальнейшей работы. То есть, старые черно-белые фотокарточки зачастую представляют довольно расплывчатое изображение – оно может быть затемненным или, наоборот, иметь слабую насыщенность. Раньше все зависело от мастерства фотографа, который занимался проявлением позитивов. Малейшая невнимательность приводила к отраженным на них необратимым последствиям. Оставалось только принять результат в готовом виде или переделать всю работу еще раз, что стоило денег. Цифровую же фотографию можно корректировать и менять бесконечное количество раз.
Как правильно сканировать старые фотографии и пленки
Оцифровка фотографий при помощи телефона
Обычно недостаточно просто использовать камеру телефона, чтобы отсканировать старую фотографию. Получившийся снимок скорее всего будет искажен из-за неровного положения телефона, а на самой фотографии с большой долей вероятности будут заметны нежелательные отражения и блики. Чтобы избавиться от этих проблем, достаточно воспользоваться специальным приложением.
PhotoScan от Google Photos – совершенно бесплатное приложение для оцифровки фотографий. Сначала вы просто делаете фотографию. Затем нужно поочередно навести камеру телефона на четыре точки по краям фотокарточки – каждый раз приложение автоматически будет делать новый снимок. Когда процесс сканирования закончится, приложение совмещает все версии в одну, избавляясь от бликов и отражений, а также корректируя цвета и дисторсию. У PhotoScan много аналогов, поэтому вы обязательно найдете что-то подходящее для себя.
Лучше ли использовать сканер или камеру для оцифровки фотографий?
Более продвинутый способ после оцифровки при помощи телефона – использовать камеру. Вам понадобится макрообъектив, чтобы подобраться достаточно близко, а сама камера должна находиться параллельно поверхности. Для освещения можно использовать настольную лампу, а лучше две – по одной с каждой стороны. Естественный свет из окна тоже подходит. Таким образом можно оцифровать только напечатанные фотографии. Чтобы перевести пленку в цифровой вид, вместо ламп нужно использовать лайтбокс.
Сканеры – гораздо лучший способ оцифровки старых фотографий. В случае с планшетным сканером фотография помещается на стекло, после чего специальное ПО генерирует предварительную версию, затем выбирается корректное кадрирование, разрешение и глубина цвета, после чего готовое изображение сохраняется на жестком диске. Сканер также можно использовать для оцифровки пленки.
Помимо бытовых планшетных сканеров существуют специальные сканеры для пленок и негативов, обычно заточенные под формат 35мм, хотя некоторые модели позволяют работать с более крупными форматами. Рулон пленки подается на вход такого сканера и затем покадрово сканируется.
Как отрегулировать цветовой баланс
Если вы оцифровываете фотографию, используя искусственное освещение, в результате есть вероятность столкнуться с желтым/оранжевым оттенком. Это происходит поскольку в стандартном режиме камера настроена на съемку в дневном свете, а искусственный свет зачастую имеет более теплый оттенок. Установив автоматический баланс белого, вы скорее всего получите приемлемый результат, однако, в некоторых случаях имеет смысл задать его вручную. Напомним, что дневной свет и электронные вспышки имеют температуру 5000 К, а лампа накаливания – 2700-3000 К. Установите соответствующую температуру вручную и посмотрите, помогло ли это.
Еще один вариант – использовать лампы дневного света, они как раз имеют температуру в районе 5000 К. Также всегда можно поправить баланс белого на этапе постобработки в Lightroom.
Выцветание и цветовой баланс
Ультрафиолетовая составляющая дневного света разрушает химические соединения в краске, которой напечатаны фотографии, приводя к их выцветанию. При этом разные цвета по-разному поддаются влиянию ультрафиолета, из-за чего старые фотографии обычно имеют пурпурный оттенок. Выцветание можно исправить при помощи Уровней. Для этого перейдите в меню Изображение > Коррекции > Уровни (Image>Adjustments>Levels). Для коррекции оттенка фотографии также используется соответствующий инструмент, находящийся в меню Изображение > Коррекции > Цветовой баланс (Image>Adjustments>Color balance). Достаточно перетянуть ползунки вправо для цветов, являющихся комплементарными оттенку, который вы хотите исправить. Зеленый является комплементарным для пурпурного, голубой – для красного, а желтый – для синего.
Исправить трещины и помятости лучше всего при помощи инструментов Штамп (Clone Tool) и Лечащая кисть (Healing Brush). Штамп позволяет вручную выбрать пиксели из определенного участка и заполнить ими трещины. Лечащая кисть автоматически выбирает наиболее подходящие пиксели вокруг обрабатываемого участка.
Эти простые техники помогут фотографиям, хранящимся в вашем цифровом активе, выглядеть даже лучше, чем оригиналы.
Оборудование
- Штатив. Нужна такая модель, которая позволит зафиксировать камеру прямо над фотографией или установить её между ногами штатива и положить под него лайтбокс.
- Лайтбокс или аналог. Старомодные модели можно найти на eBay или купить с рук. Более современные эквиваленты можно купить в большинстве магазинов.
- Спиртовой уровень. Такой уровень можно найти в строительном отделе и понадобится он, чтобы установить камеру параллельно поверхности, на которую вы будете класть негативы или фотографии.
- Кисть с мелкой щетиной. Если у вас уже есть кисть, которой вы чистите объектив, она отлично подойдет, чтобы смахнуть пыль и волосы с негативов и слайдов.
- Сканер. Идеально подходит для оцифровки черно-белых и цветных фотографий любого формата.
- Специальный сканер для пленки. Подходит в основном для оцифровки 35мм негативов и слайдов. Только учитывайте, что при использовании дешевых моделей разрешение оцифрованных фотографий очень низкое. Если собираетесь покупать сканер для оцифровки пленки, лучше выбрать более дорогую модель с высоким разрешением и лучшей цветопередачей.
Как оцифровать с помощью сканера?
С самого начала стоит указать — оцифровка фотопленок в домашних условиях вполне доступна даже для непрофессионалов. Логично начать разбор этой темы со сканирования аналоговых изображений. Для решения подобной задачи обычно рекомендуют применять особые миниатюрные сканеры. Они работают сравнительно быстро и гарантируют приличное качество съемки. Эксперты советуют прежде всего Dimage Scan Dual IV, MDFC-1400.
Некоторые версии даже имеют особое отделение для фиксации фотопленки. Такая опция есть в продвинутых сканерах Epson и Canon. Пленки закрепляют в держателе, сканируют, а после этого сохраняют негатив на компьютер и проводят постобработку.
Но тут стоит сделать еще одно отступление — а именно указать, что работать приходится с достаточно разными пленками. Позитивное изображение, или сокращенно позитив, передает цвета и оттенки максимально реалистично, в естественной гамме. Подавляющее большинство фотоизображений на пленке, однако, представляет цветной негатив. Затененные в реальности участки будут переданы с осветлением, а те места, которые на негативе темны, в реальности максимально хорошо освещены. Изредка приходится встречать и черно-белые негативы на основе традиционных соединений серебра.
Качественно оцифровать любую фотопленку своими руками можно, воспользовавшись планшетным оборудованием. Разумеется, если сканер имеет функцию работы с фотоматериалами. В результате просвечивания кадров на воспринимающий элемент попадает отраженный свет. Преобразование полученных сигналов в цифровой вид происходит сравнительно просто.
Однако проблемы доставляет стеклянная поверхность. Она не будет рассеивать световые лучи, а станет их беспрепятственно пропускать. В результате контрастность цифровой картинки заметно понижается. Альтернативу представляют слайд-сканеры закрытого исполнения – пленка в таких системах крепко удерживается в рамке. Она далее заходит внутрь сканера, где просвечиванию ничего не мешает.
Суть их проста. Когда соприкасаются не идеальные по степени выравнивания прозрачные поверхности, стыкующиеся участки провоцируют интерференцию света. В «лабораторных» условиях на фотопленке она проявляется радужными кольцами концентрической формы. Но при реальных съемках на форму и величину таких участков влияет огромное количество факторов, и потому они могут выглядеть очень необычно.
Правда, фотографы не в восторге от такой «игры света». И рамки для сканирования тоже решают проблему лишь частично. Они не смогут выровнять поверхность на 100%. И потому как раз нужно антиньютоновское стекло, которое позволит частично компенсировать интерференционные искажения. Но самый лучший результат, судя по отзывам, дает применение тонкоматированных стекол.
Возвращаясь к главной теме, обязательно стоит упомянуть и возможность использования псевдобарабанных сканеров. Фотопленка туда кладется не прямо, а дугообразно. Специальный изгиб помогает устранить неоднородную резкость снимков. Важным побочным эффектом оказывается, кстати, и повышение четкости картинки в целом. Отлично подойдет для размытых и сделанных в условиях плохой освещенности фотографий.
В барабанных фотографических сканерах применяют самые чувствительные к световому потоку фотоэлементы. Оригинальные изображения закрепляют на особом цилиндре (барабане). Они размещаются снаружи, но просвечиваются после прокручивания внутри. Работа будет происходить быстро, и можно получить резкий, четкий кадр при минимальных усилиях.
Радикальный способ экономии — использование «обычных» (неспециализированных) сканеров. Для этого придется немного поработать руками. Берут лист картона А4 с серебристой стороной. Рисуют шаблон для будущего отражателя, затем разрезают заготовку и складывают серебристой гранью внутрь. После высыхания «клина» с одной открытой стороной можно сразу начинать его использовать.
Оцифровка фотопленки на сканерах разного типа
Сегодня существуют различные типы сканеров с возможностью оцифровки пленок, слайдов и прочих прозрачных фотоматериалов. Все эти устройства предназначены для работы с пленкой, однако возможности у них у всех разные, соответственно, и цена тоже.
Оцифровать пленку дома можно с помощью двух типов сканера: первый — со слайд-модулем, а второй – фильм-сканер.
Конечно, планшетный с встроенным слайд-модулем значительно дешевле, но это не значит, что он будет плохо выполнять свою работу: он позволяет получить хорошую качественную картинку, причем он оцифровывает не только фотопленки, но и фотографии. Теперь, когда вы знаете, как оцифровать фотопленку, для сохранения домашних фотоархивов смело можете использовать сканеры данного типа. Они компактны и многофункциональны.
Если же вы остаетесь приверженцем пленочной фототехники и задумываетесь о том, как оцифровать в домашних условиях фотопленку в больших количествах, то вам однозначно нужно делать выбор в пользу фильм-сканера. И пусть его стоимость значительно выше, чем у первого типа, он более удобный. Безусловно, качество изображения тоже на высоком уровне.
Существует еще два вида сканеров, которые могут оцифровать как цветную фотопленку, так и черно-белую. Это барабанные фотосканеры и минилабы. В том случае, если оцифровка фотографий для вас — дело не столь частое, сканер – дело вторичное, и легче заплатить за данную услугу в фотокиоске. Качественного изображения можно добиться только в профессиональной лаборатории, поэтому будьте предельно внимательны, обращаясь к профессионалу.
Как сканировать фотографии для получения наилучшего разрешения и глубины цвета
При использовании сканера, задаваемое в программе разрешение зависит от размера оригинала и последующего использования оцифрованных фотографий. Большинство программ для сканирования измеряют разрешение в точках на дюйм (dpi).
Если вы планируете просто просматривать оцифрованный снимок на экране компьютера или цифрового проектора, размер должен быть не более 600х800 пикселей. Это означает, что негатив или слайд формата 35мм нужно сканировать при 600 dpi, а в случае с крупной распечаткой формата А4 достаточно будет 72 dpi для достижения такого же количества пикселей.
Если же вы планируете печатать отсканированные фотографии, разрешение должно быть гораздо выше, в районе 3500х2500 пикселей. В таком случае 35мм пленку нужно сканировать при 2500 dpi, а для формата А4 достаточно будет 300 dpi.
Программное обеспечение для сканирования также позволяет настроить глубину цвета, обычно в диапазоне от 16 до 48 бит цветности. Это значение соответствует количеству информации о цвете, хранимой в изображении. Чем больше бит отводится на хранение цветовой информации, тем выше будет качество и точность цветопередачи. Для большинства ситуаций достаточно 24 бит.
Дальномерные камеры
Дальномерная камера – двоюродная сестра зеркалки. Оба термина (дальномерная и зеркальная однообъективная камера) используются для описания системы фокусировки камеры. В зеркалке призма и зеркало позволяют смотреть прямо через объектив, а матированное стекло позволяет сфокусироваться. В дальномерке используется небольшое поворотное зеркало и два окошка для оценки расстояния.
Когда фокусируешь зеркалку, предметы обычно выглядят или сфокусированными или нет. Когда фокусируешь дальномерку – всё выглядит резко потому что ты просто смотришь в окошко. Но видна также часть изображения с более слабой картинкой поверх основной. Поворачивая фокусировочное кольцо, мы перемещаем ослабленное изображение влево и вправо. Просто совместите эти изображения и снимайте.
Дальномерки обычно чуть легче фокусируются в темноте и более компактны чем зеркалки. Дальномерки, такие как Лейка, ценятся матерыми фотожурналистами и используются для съёмки практически всех важных событий в мире в последние 70 лет. Фото ниже было снято на «Зоркий 4К» на президентских выборах в США в 2004 году.
Зоркий 4К
Если вы никогда не слышали о камерах Leica, просто знайте, что они знамениты и очень дороги. Компания существует почти вечность и её камеры становились культовыми практически сразу с начала продаж. Безумие. Но после Второй мировой войны, немецким компаниям пришлось расстаться со многими из своих патентов. В результате русские компании начали производить копии немецких камер. Многие из них были переизданными Лейками и сегодня продаются как подделки. Хотя дизайн был тем же, качество и точность изготовления были немного не на должном уровне.
Несмотря на это, было выпущено несколько русских жемчужин в эту эпоху. Зоркий 4К – это танк, выпускавшийся с русским и английским названием. В нем самая суть. Нет экспонометра, только ручные настройки. Но у него невероятные объективы с байонетом Leica. И всё это за копейки. Я купил свой с почтовой доставкой из Украины. Камера пришла через месяц в упаковке перевязанной бечевкой. Все это стоило $30. И разве может не понравится хромированная камера? Но стоит предупредить о необходимости взвода затвора и перемотки кадра до установки параметров выдержки. Если сделать это в обратной последовательности – можно повредить механизм затвора.
Minolta Hi-Matic E
А что, если у вас нет экспонометра и очень хочется взять крутую камеру на диско-вечеринку на выходных? Нет проблем. Эта Minolta имеет отлично работающую полуавтоматическую экспозицию с приоритетом диафрагмы. В линейке Hi-Matic есть и другие камеры, но мне больше нравится эта из-за лучшего размера. У нее светосильный объектив и она действительно компактна.
Объектив не сменный, но это вполне компенсируется системой экспозамера со вспышкой. Многие старые камеры при съемке со вспышкой приходилось настраивать с помощью специальной шкалы на задней стороне внешней вспышки для получения правильной экспозиции. Эта камера имеет специальный датчик, позволяющий отслеживать количество света во время экспонирования почти как в культовых камерах Ломографического сообщества. Эта система была придумана фирмой Yashica была названа «Электро». Она потребляет батареи, но работает прекрасно. Моргает вспышка и всё – камера сама сделает всю работу. Так что с этой маленькой камерой вы получаете хром, мануальный фокус, прекрасную съемку со вспышкой и, если повезет, красивый чехол из кожезаменителя.
Как правильно переснять с помощью фотоаппарата?
К сожалению, сканирование возможно не всегда. Ведь воспользоваться домашним либо рабочим сканером могут сравнительно немногие люди. Это не значит, что нужно смириться, бросить все и отложить старые фотографии до лучшего момента. Их вполне можно перевести в цифровой формат путем пересъемки. Подобная задача разрешается как при помощи внешней фотокамеры, так и с использованием смартфонов.
Разумеется, не каждый смартфон подойдет. Желательно выбирать модели с максимально высоким разрешением, иначе рассчитывать на четкие фотографии не приходится. Перед съемками рекомендуется отключать вспышку и выставлять максимально возможное разрешение. В качестве подсветки используют:
- настольные лампы;
- электрические фонари;
- фары автомобилей и мотоциклов;
- экраны ноутбуков или мониторы компьютеров (которые выставляют на максимально возможную яркость).
Это позволит увеличить разрешение кадра
Важно: перефотографирование стоит проводить на белом фоне, а после этого — скорректировать полученное изображение при помощи специальных программ. Часть моделей фотокамер уже имеет специализированные насадки на объектив, потому особой необходимости «растягивать простыни» и делать что-то еще подобное нет
Цилиндрическую насадку вполне можно изготовить и самостоятельно. Для этой цели берут цилиндр, диаметр которого чуть больше сечения объектива. Используют консервные, чайные, кофейные и тому подобные металлические банки. Иногда применяют даже тару для рыбьего корма. На одной стороне цилиндра крепится отрез картона либо пластмассы. В такой «площадке» (термин фотографов) прорезают отверстие точно по размеру кадров (чаще всего 35 мм).
Нанизывать цилиндр на объектив нужно другой стороной. Фотоаппарат на штативе ставят точно перед источником света. Никаких других источников быть не должно, обязательна абсолютная темнота. Фотопленку ставят на определенном расстоянии от светильника (но не более 0,15 м). Это позволит гарантировать оптимальные условия для пересъемки цветных и черно-белых кадров, а также исключить тепловое воздействие осветительных приборов.