Как состарить латунь?

Патина своими руками

Многие старинные бронзовые и медные изделия имеют красивое синевато-зеленое покрытие – это патина, возникшая вследствие длительного воздействия атмосферных факторов – осадков, ветра и т.д. По этим причинам на бронзе или меди образуется толстый слой углекислой меди, которая по своему составу схожа с малахитом. Именно поэтому внешний вид патины так похож на этот минерал. Настоящая патина (Patina antica) имеет не только похожий на малахит вид, но и общее происхождение.

Слой патины придает любому изделию налет благородной старины, поэтому патинирование часто применяют с целью декорирования.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта

Где используется патинирование

Сегодня по этой методике также чаще всего украшают мебель, предназначенную для жилых помещений. Иногда патинирование применяется для искусственного состаривания предметов декора в кабинетах деловых людей. Очень эффектно выглядят и отделанные таким образом кованые изделия. Патинированием могут украшаться металлические перила лестниц, заборы, парапеты балконов и т. д.

Также очень часто эта методика используется для искусственного состаривания медных и латунных чеканок. Как и в прошлом, патинирование иногда можно видеть на литых металлических (стальных, бронзовых и чугунных) предметах декора. Бывает, что подобным образом изготавливают сувенирные «старинные» монеты, медали, гербы и т. д. Очень часто искусственная патина покрывает медные люстры, бра, декоративные пластины для розеток и т. д.

Некоторые замечания:

  • Купорос для пропитки древесины от грибков не годится;
  • Удобно пользовать две емкости, потому как придется раствор фильтровать;
  • Купороса надо готовить всего пол-емкости, потому как потом будет бурное бурление;
  • Можно использовать и 10% нашатырный спирт;
  • Если хорошо промыть карбонат меди, то реакция идет намного быстрее;
  • Быстрее чернеют плоские детали, нежели колечки, гвозди, рымы и им подобные;
  • Если деталь передержать в растворе, на нее осядет карбонат меди в виде бирюзовых кристаллов, которые, в принципе, потом не составит труда соскрести ногтем, не повреждая чернение;
  • Ежели возникают трудности с удалением синего осадка с детали, рекомендую ее просто нагреть в пламени свечи или зажигалки. Осадок тут же отвалится сам.

Приступаем к работе

Как мы уже говорили, для обработки металла «под старину» лучше выбрать погожий солнечный день и выполнять все операции под открытым небом. Но если это невозможно, то позаботьтесь о том, чтобы помещение, где вы работаете, хорошо вентилировалось или, хотя бы, проветривалось. Процесс искусственного «ржавения» железа состоит из нескольких этапов:

  • Тщательно очистите железный предмет от пыли, масел и других загрязнений. Если его поверхность окрашена, то следует удалить лакокрасочное покрытие механическим или химическим способом.
  • Обработайте поверхность металла наждачной бумагой до легкой шероховатости. Это сделает реакцию окисления металла более активной.
  • Установите пластиковую емкость на ровное основание и поместите в нее подготовленную деталь.
  • Защитите глаза очками, а руки – резиновыми перчатками. Пренебрегая средствами защиты, вы подвергаете свой организм серьезной опасности.
  • Наносим уксус на предмет, помещенный в емкость, используя распылитель.
  • Дайте кислоте вступить в реакцию с металлом. Появление ржавчины станет заметно уже через несколько минут.
  • Смешайте два стакана перекиси водорода, четыре столовые ложки уксуса и полторы чайные ложки поваренной соли в пластиковой бутылке. Закрепите на емкости распылитель и начните наносить получившуюся смесь на металл. Если пропорции выдержаны правильно, то реакция будет мгновенной – на поверхности металла появятся пузыри, а уже начавшаяся появляться после первоначальной обработки ржавчина активизируется еще больше.
  • Оставьте изделие сохнуть с нанесенным на него составом на 5-10 минут. В случае, если обрабатывается большая площадь, может потребоваться несколько больше времени.
  • Для того, чтобы получить легкий налет старины, достаточно однократной обработки. Но в том случае, если нужно получить очень ржавую вещь, процесс придется повторить 2-4 раза.
  • После достижения ожидаемого результата, извлеките предмет из пластиковой емкости, а оставшийся в ней раствор разбавьте водой и вылейте в канализацию.
  • Чтобы сохранить получившийся эффект ржавчины, нанесите на «состаренную» поверхность прозрачный акриловый герметик. Защитный слой не только предотвратит окрашивание ржавчиной контактирующих с деталью предметов, но и остановить процесс коррозии, который может продолжиться уже без вашего участия и, в конце концов, полностью разрушить предмет.

Полученная в результате такой обработки ржавчина неотличима от образовавшейся естественным способом. Акриловый барьер позволит металлу сохранять стабильный внешний вид долгие годы и при этом сам будет незаметен.

Применение сернистого аммония

Медь нужно поместить в раствор серного аммония

Для того чтобы состарить медь можно использовать вещество сернистого аммония, смешивание которого с другими веществами может придать изделию патину разных оттенков:

Набор для состаривания поверхностей медных изделий фирмы Idigo

  • светло-коричневый – в одном литре воды смешиваются 5 г раствора сульфида аммония 18%, 124 г дихромата натрия, 15 г кислоты азота с плотностью 1 г на 1 см3, 5 г соляной кислоты. Смесь наносится кисточкой на изделие, смывается через 5 часов, а после высыхания повторить ещё 2 раза эту процедуру;
  • тёмно-коричневый – в одном литре воды смешиваются 9 г персульфата аммония и 50 г едкого натра. Раствор нагревается до 95 градусов. Изделие опускается в раствор на 5-25 минут в зависимости от желаемой насыщенности цвета, промывается, сушится. Процедура повторяется 3 раза.

Использование других различных веществ, которые помогают состарить предмет и дают патину разных оттенков:

  • золотистый – в одном литре воды смешиваются 1 г сульфида меди, 180 г едкого натра и 180 г молочного сахара. Раствор нужно греть 15 минут до 90 градусов. После чего в него опускается изделие также на 15 минут, а потом сушится.
  • золостисто-коричневый с малиновым отблеском – в одном литре воды смешиваются 50 г медного купороса и 5 г марганцово-кислого калия. Смесь нагревается до 80 градусов, а изделие держится в ней до получения необходимого результата.

Патинирование металла

Декоративная отделка металла. Исстари любое художественное изделие из металла декорировалось защитной пленкой, причем мастера учитывали назначение предмета и материал, из которого он выполнен

Возможно, кто-то из старых каслинских мастеров обратил внимание на черно-коричневый налет, образующийся от перегоревшего масла и жира на стенках чугунной посуды. Там, где была такая пленка, посуда не ржавела

Потом пленку стали намеренно наносить на скульптуру и другие художественные отливки из чугуна. Прочное покрытие надежно защищало металл от ржавчины и делало работу краше, своеобразнее.

Меры безопасности

При проведении патинирования необходимо соблюдать технику безопасности. Ведь многие применяемые вещества очень токсичны и могут нанести вред здоровью

Поэтому важно соблюдать следующие правила:

  • Использовать для работы специально оборудованный шкаф, в котором есть втяжка.
  • Во время процедуры надеть защитный костюм, перчатки, очки.
  • Избегать попадания используемых реактивов на кожу и в глаза.
  • Все емкости для работы должны быть чистыми. Запрещается использовать одну и ту же неочищенную посуду для нескольких экспериментов.
  • При нагревании пробирок с реактивами, емкости нужно держать так, чтобы их горлышко направлялось в сторону от себя.
  • Все опыты нужно проводить над столом.
  • Не оставлять бутылочки с реактивами открытыми, так как они могут перевернуться.
  • Все реактивы должны быть подписаны, чтобы не перепутать их.
  • В кабинете должен быть песок, который нужно использовать в случае пожара.

Таким образом, провести патинирование можно самостоятельно. Но при этом нужно действовать очень аккуратно, соблюдая технику безопасности.

Что значит «патинировать» изделие?

Что в терминологии значит «патинировать»? Это означает покрывать изделия из металла специальным налетом, который придаст предмету вид старинного. Патинировать металлические изделия можно с использованием химических составов, растворов, паров, после контакта с которыми изделие меняет цвет и становится особенным.

Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий.

Известны разнообразные натуральные оттенки патины на медных изделиях. Зеленый, оливковый, голубой, коричневый, красноватый, близкий к черному. Эти цвета появляются на меди и медесодержащих сплавах – латуни и бронзе. Патина, образующаяся на металле естественным путем, выглядит красиво и даже имеет эпитет «благородная».

Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный.

При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.

При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.

Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни.

Где используется термическое патинирование

Эту технологию очень часто применяют для изготовления красивых стальных изделий. К примеру, по очень простой методике производится воронение. Металл помещают в огонь и держат там до покраснения. Затем его очень быстро окунают в емкость с машинным маслом. В результате на стальной поверхности практически моментально образуется черный патиновый налет.

Вот таким вот образом и наносится на металлические и деревянные поверхности искусственная «патина». Что это такое мы с вами выяснили. По большому счету, естественная патина — это физическое отражение прошедших со дня изготовления изделия десятилетий, веков, а иногда и тысячелетий. Разного же рода искусственные технологии состаривания используются по большей мере для изготовления всевозможных декоративных изделий, способных сделать интерьер жилого помещения солидным и престижным.

Патинирование дерева

Несмотря на то, что обычно патина в виде цветного оксида появляется на медных сплавах под воздействием атмосферных факторов, получить такой декоративный эффект можно и на деревянных поверхностях. Такой прием используют, чтобы придать изделию древний, античный вид, подчеркнуть контуры и выпуклости, выделить поры и т.д. По своей сути патина может выступать как морилка для тонирования деревянного изделия.

Для получения эффекта патины на дереве понадобятся следующие материалы и инструменты: акриловые краски под золото и бронзу, плоская кисть шириной примерно 2,5-3 см, бумажное полотенце или поролоновая губка, мелкозернистая наждачная бумага, грунтовка, прозрачный лак.

  • Для начала обрабатываемую поверхность подготавливают для проведения работ: очищают, зашкуривают наждачной бумагой, покрывают слоем подходящей грунтовки.
  • Затем наносят на поверхность деревянного изделия базовый слой из золотой акриловой краски, которая наносится плоской широкой кисточкой. Эта краска наносится в два слоя, причем первый слой наносят, просушивают около часа, а потом зачищают шкуркой нулевкой для лучшей адгезией с последующим слоем. Затем прокрашивают еще раз золотой краской для получения насыщенного цвета и оставляют слой сохнуть.
  • На втором этапе патинирования на отдельные участки поверхности обрабатываемого изделия наносят бронзовую краску с помощью полусухой или сухой кисти, чтобы создать фактурный неоднородный слой, создающий видимость естественного старения. Наносить бронзовую краску следует так, чтоб она максимально заполнила все углы и впадинки обрабатываемой поверхности. Также при этом приглушается яркость золотистого цвета, нанесенного ранее.
  • Если краски было нанесено слишком много, излишки можно удалить с помощью влажной или сухой поролоновой губки. Также можно использовать бумажное полотенце или влажные салфетки. Краска должна наноситься как можно более равномерно.
  • После нанесения бронзовой краски ей дают полностью высохнуть, а для закрепления эффекта патины наносят на поверхность изделия слой прозрачного акрилового лака. Он может давать глянцевый блеск или матовость, в зависимости от выбранного вида и состава. Лак можно наносить в один или несколько слоев.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Состаривание кованых, чеканных и литых изделий химическими средствами

Патинирование реагентами часто используется при изготовлении металлических декоративных изделий. Для того чтобы получить благородную пленку на таких вещах, как чеканки, скульптуры, решетки и т. д. могут применяться самые разные химические вещества. Естественный зеленый налет на медных, бронзовых и латунных предметах сделать очень сложно. Зато можно получить патину других интересных расцветок. К примеру, иногда обработка медных изделий производится таким составом:

  • серная печень — 2-3 г;
  • поваренная соль — 2-3 г;
  • вода — 1 литр.

При контакте медных изделий с полученным раствором на них появляется светлая патина приятного серого оттенка.

Для искусственного состаривания латунных предметов декора часто применяют такой состав:

  • серноватистонатриевая соль (фиксаж для фотопленки) — 60 г;
  • азотная кислота — 5 г.

В результате смешивания этих ингредиентов начинается бурная реакция. Цвет патины в этом случае получается почти черным. Такой раствор мастера стараются использовать как можно быстрее (максимум в течение 20 минут). Иначе он теряет свойства и становится непригодным для патинирования.

Как видите, для состаривания металлических предметов декора химическим методом зачастую используются довольно-таки опасные для здоровья человека вещества. Поэтому производят такое патинирование только в перчатках и при открытых форточках.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°

), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Чернение латуни проводится для того, чтобы придать металлическим предметам состаренный вид. Так они будут выглядеть привлекательнее, и внешне будут казаться дороже. Притом есть несколько методов, как провести процедуру в домашних условиях.

Остекление веранды и террасы — видео

Патинирование: что это?

Для того чтобы выяснить суть патинирования, следует узнать об особенностях такого сплава, как латунь. Основная часть ее состава приходится на медь, а лигатура латуни представлена цинком. Также в сплав может добавляться цинк. При взаимодействии с воздухом и некоторыми химическими веществами, присутствующими в воздухе, многие металлы и их сплавы начинают покрываться закисями и окислами, имеющими вид буро-красного или зеленого налета. Такой налет называют патиной, образуется она в процессе окисления металла. Сам процесс образования патины называется оксидированием.

Как состарить сплав?

Чтобы нанести патину на металл своими руками, важно знать не только о том, как состарить латунь, но и как нужно работать с используемыми веществами и инструментами. Прежде всего следует позаботиться о соблюдении правил личной безопасности

Все дело в том, что в состав патинирующего средства и его аналогов входят химические вещества, которые могут нанести непоправимый вред здоровью человека. Поэтому в процессе работы руки и глаза должны быть защищены от случайного попадания на кожу (слизистые) агрессивных веществ. Организовывать работу необходимо в качественно вентилируемом помещении.

Работа над металлическим предметом начинается его подготовкой к патинированию. Прежде всего поверхность изделия следует обезжирить, а сделать это можно с помощью ацетона — достаточно нанести небольшое количество этого средства на ватный диск и тщательно протереть им изделие. Затем изделие из латуни следует промыть в проточной воде с мылом и высушить.

Металлический предмет можно запатинировать составом, который в народе называется «серная печень». Приготовить его просто:

  1. Берут 1 часть порошковой серы и смешивают ее с двумя частями поташа.
  2. Полученную массу кладут в стеклянную посуду, которую затем ставят на медленный огонь.
  3. Порошок должен расплавиться и спечься. Как только это случилось, следует отсчитать 15 минут и только по их истечении выключить огонь.
  4. Как только масса спечется, ее следует измельчить до консистенции порошка. Хранят порошок в банке, закрытой крышкой.

Существует несколько эффективных методов состаривания латуни с применением серной печени.

  1. Берут литр воды и добавляют в него 20 граммов порошка. Предмет из латуни окунают в сделанный раствор и следят за тем, как изделие будет менять цвет. После такой обработки латунь окрасится в нежно-золотистый оттенок.
  2. Чтобы сплав приобрел светло-серый оттенок, нужно взять литр воды и добавить в него по 3 грамма серной печени и хлористого натрия. За окрашиванием изделия из латуни нужно внимательно следить, и как только будет достигнут нужный эффект, предмет нужно достать из раствора и ополоснуть водой.
  3. В концентрированный раствор сульфата меди постепенно добавляют нашатырь и ждут, когда раствор приобретет ярко-синий оттенок. Очищенный предмет на несколько минут погружают в такой раствор, после чего достают его и немного подогревают. После такой обработки изделие приобретет бурый оттенок. Также этот способ подходит для состаривания меди.
  4. Для состаривания меди или латуни понадобится наждачная бумага, которой нужно тщательно обработать поверхность изделия. После шлифовки можно наносить на изделие раствор хлористой патины. Также можно окунуть в этот раствор изделие, нуждающееся в патинировании.
  5. Для чернения латуни можно применять раствор, состоящий из металлической меди и азотной кислоты.
  6. Для получения патины оливкового цвета следует приготовить раствор, состоящий из бертолетовой соли, хлорида аммония и нитрата меди. Раствор следует подогреть и на 15 минут окунуть в него изделие из латуни.
  7. Чтобы получить патину золотого цвета, следует обработать изделие из латуни раствором, состоящим из 180 граммов молочного сахара, 0,6 грамма сульфида меди и 180 граммов щелочи. Раствор подогревают до 90 градусов, после чего на 15 минут окунают в него изделие из латуни.
  8. Для придания латуни темно-серого цвета нужно использовать сурьму. Это вещество следует нанести на поверхность изделия и затереть ее жесткой щеткой. Как только будет создан желаемый оттенок, изделие следует тщательно вымыть и высушить, выложив его в древесные опилки.
  9. Также можно нанести на поверхность изделия из латуни азотную кислоту (для этого следует воспользоваться ватным тампоном, пропитанным кислотой).

Описанные рецепты средств, используемых для патинирования латуни, также можно применять к серебру и чистой меди.

«>

Чернение латуни, один из способов

Рецепт взят вот отсюда

Дополнительный материал по теме: Один из методов чернения латуни

Сразу оговорюсь, что я не химик, и все познания — это только те, которые остались еще со школы. Потому рецепт не был выдержан полностью и были допущены некоторые отклонения.

Синевато-черный цвет

25% растворр аммиака (нашатырный спирт) от 100 г/л до 1 л
Карбонат меди (CuCO3) 40-200 г/л

Обработка длиться 25-30 мин. при температуре 15-30°С.

Приготовление карбоната меди.

В данном случае, когда в рецептах упоминается карбонат меди, на самом деле, речь, как правило, идет об основном карбонате меди. Для его получения можно использовать сульфат, ацетат или нитрат меди.

К водному раствору одной из этих солей приливается раствор карбоната калия или натрия (поташ, сода).

Выпавший зелено-синий осадок состоит из основного карбоната меди переменного состава, nCuCO3 x mCu(OH)2, где n и m могут меняться в некоторых приделах, что для нас, в данном случае, не очень важно. Осадок отфильтровывается, промывается водой и может использоваться

Сам процесс.

Для чернения латуни данным методом вам понадобятся:

  • медный купорос;
  • пищевая сода;
  • нашатырный спирт;
  • две стеклянные баночки, желательного одинакового объема;
  • фильтровальная бумага или что-нибудь аналогичное;
  • палочка для помешивания.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Красно-коричневый

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Гамма от светло-коричневого до черного

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Светло-коричневый

Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Гамма от темно- до тепло-коричневого

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Благородный бело-зеленый

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Оксидирование в парах аммиака

Нашатырный спирт, или 10 % водный раствор аммиака, применяют для тонирования меди в коричневый, оливковый цвет (в углублениях — до синего и черного), пятнистый голубой с вкраплениями меди. Если перед обработкой опустить деталь в раствор поваренной соли, на темной поверхности проступят ярко-голубые или темно-голубые вкрапления.

Гладкая поверхность предварительно шлифуется наждачной бумагой или шлифмашинкой с насадками: тогда пленка ляжет ровнее и ее тон будет однороднее. Фактурную поверхность не шлифуют — перепады тона в углублениях и шероховатостях создают дополнительный художественный эффект.

Каждый из вариантов патинирования меди в парах аммиака имеет свои недостатки и преимущества, на цвет пленки это не влияет. Учитывайте, что нашатырь способен повредить тонированные агаты, малахит, натуральный жемчуг, бирюзу. Он безопасен для кварцев (аметисты, цитрины), гранатов, стекла, камней Сваровски.

1) Раствор наливают в рюмку (один колпачок пластиковой бутылки), ставят на дно контейнера, вокруг раскладывают предметы для обработки и закрывают крышку. Медь темнеет через 30-60 минут и приобретает темно-оливковый цвет. Таким способом удобно оксидировать большое количество деталей, но из-за низкой концентрации аммиака в воздухе процесс может длиться от 4 до 6-8 часов для других металлов.

2) Деталь погружают в раствор. А если нужно состарить части украшения, вставки которого неустойчивы к раствору аммиака, их подвешивают в стеклянную емкость, на дно которой наливают нашатырный спирт. Для этого применяют проволоку сечением 0,4 или 0,3 мм: ее свободный конец выводят через дырочки в крышке. При этом способе оксидирование происходит за 10-15 минут.

Если подвесить предмет не получится, мелкие детали кладут на подставки из колпачков, а крупные закрепляют на каркасе из деревянных палочек. При таком способе обработки одновременно окрашивают меньше предметов.

Получив нужный оттенок, достаньте и промойте деталь. Иногда процесс проходится повторять, так как окончательный цвет патины проявляется, когда медь высохнет. Готовое украшение покрывают воском или лаком в аэрозоле, например, Krylon Matte Finish.

Состав с серной печенью

Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:

  • расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
  • долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.

Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.

Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни — бирюза, агаты, яшма.

Технология изготовления

Патенированные изделия производятся в заводских условиях и в мастерских. Ассортимент может быть ограничен, но есть возможность сделать индивидуальный заказ. Ретро-зеркала изготавливаются по уникальным методикам искусственного состаривания. В результате получается интересный рисунок и оригинальные эффекты.

Важно! Винтажные изделия декорируются вручную. Применяются следующие техники:

Применяются следующие техники:

  • состаривание с использованием щелочей;
  • техника «Гламизе»;
  • нанесение рисунка в стиле ретро.

Чтобы получить винтажное изделие, определенные участки вытравливаются при помощи химического раствора. Процесс проводится вручную. На поверхности выступает рисунок, у которого нет аналогов. Обработка щелочами помогает создать эффект состаренности.

Французская техника «Гламизе» состоит в том, что мастер процарапывает иглой на зеркале узоры и рисунки. Затем изделие покрывается слоем краски. Оно хорошо смотрится в винтажном багете. На поверхность наносят узоры, имитирующие «потрепанность временем». Для усиления эффекта используют поталь. Это листы металла, имитирующие сусальное золото.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта

Мыльный раствор

Замачивание в мыльном растворе можно рассматривать не только как самостоятельный способ работы, но и как подготовительной этап, который рекомендуется для любого из вышеупомянутых способов. Если пятна свежие, то одного мыльного раствора будет достаточно. Для работы в таз наливается теплая вода, в ней растворяется стружка хозяйственного мыла и любое средство для мытья посуды. После предварительного вспенивания, изделия закладываются на несколько минут, пока жидкость не остынет. После этого вода сливается, а предметы под проточной водой обрабатываются щеткой с мягким ворсом.

Как состарить своими руками в домашних условиях?

Изготовить зеркало в стиле ретро несложно. Существует несколько простых и нетривиальных методов.

  1. Нужно развести водой акриловый клей (1:1), нанести его на стекло и сверху приклеить фольгу. Это способ отличается быстрым эффектом.
  2. Более сложный подход подразумевает нанесение на очищенную поверхность спрея с азотной кислотой. К зеркалу прижимаются стеклянные или пластиковые предметы, зубной щеткой натирается поверхность вокруг них. Можно применить зубочистку или какой-нибудь острый инструмент.
  3. Ретро-эффект достигается нанесением на поверхность патинированного лака или кракелюра.

Нужно помнить, что вода льется на кислоту, а не наоборот. Для разведения нужна дистиллированная вода.

Предлагаем посмотреть мастер-класс по изготовлению состаренного зеркала:

Акриловым спреем

Акриловый серебристый спрей подходит для состаривания поверхностей. Зеркало вынимают из рамы, обрабатывают баллончиком края.

Эффект старины достигается за счет того, что центральная часть изделия заметно светлее.

Метод максимально прост в исполнении. Можно сделать красивую и стильную вещь в домашних условиях.

Работу с баллончиком лучше проводить на улице или в другом помещении, но не в квартире.

Раму можно состарить для усиления эффекта.

Кислотой

Химикаты применяются для создания более реалистичного эффекта. В зависимости от того, какой результат хочется получить, выбирается тот или иной состав.

Для новичков подходит «царская водка». Ее советуют наносить на заднюю поверхность изделия. Обязательно использовать средства защиты, периодически проветривать помещение. Кислота сильно разъедает поверхность. Если перестараться, можно получить не винтажное зеркало, а обычное стекло.

Смотрите видео о то, как правильно состарить зеркало, при помощи “царской водки”:

Спреем для снятия краски

  1. Зеркало вынимают из рамы, обратную сторону покрывают спреем для снятия краски.
  2. Зеркальное покрытие удаляют с помощью шпателя. Можно повторить попытку, если краска плохо облазит.
  3. Поверхность, пока она влажная, протирают тряпочкой.
  4. Зеркальную поверхность обрабатывают из пульверизатора с соляной кислотой. Особенно тщательно обрабатывают края и промакивают поверхность тканью.
  5. Заключительный штрих – покрытие зеркала влажной краской.

Альтернативные методы

Быстро и эффективно состарить поверхность можно, потерев ее наждачкой мелкой абразивности и покрыв краской с эффектом серебра. Царапины делаются иглой. Чтобы избежать уничтожения амальгамы, подкладывают фольгу. Рисунок можно посмотреть в интернете или придумать самостоятельно. Должен получиться эффект потрескавшейся поверхности.

Состаренная рама – отличное дополнение к винтажному стеклу. Современные оправы не годятся для обрамления, поскольку выглядят эклектично и нелепо. Зеркало в стиле ретро само по себе является арт-объектом. Обыграть его можно, добавив в интерьер винтажных предметов декора.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий