Чем покрасить металл: выбор подходящей краски

Ремонт автомобилей: удаляем ржавчину ортофосфорной кислотой

Сегодня автомобиль не является каким-то особенным предметом роскоши. Он давно стал обыкновенным средством передвижения, популярность которого растет с каждым годом. Однако чтобы машина дольше оставалась в идеальном виде, за ней требуется внимательно следить, производить своевременный ремонт и техобслуживание

Особое внимание необходимо уделять состоянию металлических деталей автомобиля, а также кузову. Именно здесь встречается чаще всего такая проблема, как ржавчина

Этот дефект может привести в негодность не только какую-то определённую деталь, но и сократить срок эксплуатации всего автомобиля. Чтобы этого не допустить, следует периодически осматривать состояние транспортного средства и с помощью современных средств устранять все имеющиеся недостатки. По мнению многих автолюбителей, с ржавчиной лучше всего справляется ортофосфорная кислота, главное правильно ее использовать.

Почему образуется коррозия, чем она опасна?

Ржавчина – это результат окисления металла. Химическая реакция запускается при контакте железа с водой. Для появления коррозии достаточно той влаги, которая присутствует в воздухе. Чем ее больше, тем интенсивнее этот процесс.

Способствуют ее распространению следующие факторы:

  1. Сколы на лакокрасочном покрытии. Большинство металлических изделий обрабатывают краской, которая защищает их от ржавчины. Если какой-то участок оказывается открытым, на нем быстро формируется коррозия.
  2. Царапины и микротрещины на металле. Чем они глубже, тем сильнее он будет поврежден.
  3. Отсутствие антикоррозийной обработки. Если не защитить изделие, то со временем оно заржавеет.

Различают 4 типа коррозии:

  • желтую (появляется во влажной среде с дефицитом кислорода),
  • коричневую (встречается редко, растет без воды),
  • черная (распространяется без воды и кислорода, растет медленно),
  • красную (самая распространенная, возникает из-за влияния на металл кислорода и воды).

Главная опасность ржавчины – это то, что она разрушает металл. Постепенно изделие приходит в негодность, прогнивает, покрывается дырами.

Если коррозия повреждает детали механизмов, они быстрее изнашиваются, хуже функционируют. А еще ржавчина портит вид любого изделия.

Чем красить металл?

Подходящая продукция – залог успеха, поэтому при работе с металлическими основаниями именно данному фактору отводится важнейшая роль.

Универсальные материалы

Покраска может осуществляться следующими распространенными видами продукции:

  1. Эпоксидные. Для изготовления таких составов используются силиконовые смолы, которые дополняются отвердителем. Из-за высокой токсичности их применяют только для работ снаружи. Отличаются сложностью нанесения.


Масляные. Традиционный вариант, в основе которого лежит органическое вещество. Перед обработкой таким составом металл предварительно покрывают грунтом. Из-за токсичности и едкого запаха окрасить детали получится только при хорошей вентиляции.
Алкидные. Обладают устойчивой востребованностью в случаях, когда нужно обработать металлоизделие. Подходят для внутренних и внешних мероприятий. Если основа хорошо подготовлена и не имеет проблем, то состав может наноситься без предварительного грунтования.
Акриловые. Современная разновидность на основе полимеров. Нетоксичность и легкость нанесения обеспечивают популярность материала. Состав подходит для покраски металлических поверхностей при условии тщательной подготовки.
Резиновые. Применяются для наружных работ, отлично подходят для крыш или участков, подвергающихся воздействию атмосферных осадков.

Эти растворы считаются классическими и применяются повсеместно. Отдельно стоит порошковый метод окраски. Он сложен тем, что требует задействования специального оборудования и инструментов.

Специализированые варианты

Для обеспечения надежности и долговечности в некоторых случаях требуются специальные материалы:

  1. Составы, используемые при наличии ржавчины. Представляют собой эпоксидную разновидность с особыми добавками. Создают надежную пленку, предотвращая дальнейшее разрушение. Их наносят без предварительной обработки основания прямо на ржавые участки.


Для предупреждения коррозии. Такие материалы дают поверхности дополнительную защиту от влаги и кислорода, то есть не позволяют деталям ржаветь.
Молотковые составы. Образуют интересное декоративное покрытие, напоминающее следы множественных ударов молотка. Обладают хорошей устойчивостью. Для производства применяются различные варианты основы: эпоксидная, акриловая, алкидная.
Грунт-эмаль. Универсальная разновидность продукции, которая совмещает в себе грунт, защиту от коррозии и краску.
Кузнечные смеси. В их изготовлении участвуют полимерные соединения, что придает покрытиям прекрасную износоустойчивость. Демонстрируют хорошую адгезию.

Кузнечная краска Certa Plast
Нитрокраска. Продается в баллончиках. Обладает высокой токсичностью.

Существуют и другие виды красящих смесей – лак и эмаль, которые используются при обработке печей и прочих подобных изделий. Они относятся к термостойким материалам.

Зачем это делать

Перед обработкой поверхностей из металла алкидной краской, порошковой или акриловой краской, требуется обезжирить поверхность. Этот самый жир представляет собой обычно следы масла, разного рода загрязнения, остатки ранее используемых средств.

Обезжиривание осуществляется различными методами и с использованием разнообразных средств. Но не всегда четко указывается, можно ли керосином это делать, стоит ли пользоваться уайт спиритом или хамерайтом. Просто говорят, что так нужно. В действительности подобная процедура серьезно влияет на качество последующего лакокрасочного слоя. Если не очистить металл, оставшийся жир, загрязнения и масло станет барьером для адгезии между краской и металлом. В итоге начнутся процессы разрушения, краска может вздуться, растрескаться, быстро потерять изначальный внешний вид.

Чтобы этого не допустить, все окрашиваемые поверхности, включая металл, подвергаются предварительному обезжириванию. Как именно это можно сделать и какой обезжириватель использовать, поговорим дальше.

Как подготовить поверхность бетонных плит под покраску

Плиты — на цементной основе, асбестовые и из минерального волокна — имеют пористую поверхность и окрашиваются эмульсионными составами. Влажный пар проходит через слой краски, и покрытие при этом не вздувается. Плиты во время хранения могут впитать в себя большое количество влаги, поэтому их хранение должно осуществляться на специальных распорках или прокладках, чтобы не было непосредственного контакта с почвой. Плиты, пропитанные влагой, не высушенные и не прошедшие специальную подготовку поверхностей под окрашивание, могут стать причиной порчи красочного слоя. У асбестовых плит и плит на цементной основе высок показатель щелочности, поэтому перед окрашиванием необходимо тщательно просушить их поверхность и после этого использовать эмульсионную краску.

Неокрашенные бетонные плиты, находящиеся длительное время на открытом воздухе, чаще всего оказываются покрытыми плесенью, лишайниками или водорослями. Перед окрашиванием они должны быть удалены, а зачищенные участки обработаны фунгицидным раствором. Если наросты достигли больших размеров, эти участки обрабатываются несколько раз. После того как раствор высохнет, поверхность промывается водой для удаления остатков образований.

Крошащиеся или рыхлые поверхности плит, изготовленных на основе цементно-песчаной смеси или асбеста, очищаются до достижения чистой и прочной поверхности. Работа выполняется вручную, чтобы не допустить появления большого количества пыли. Поверхность должна быть хорошо увлажнена. Прежде чем наносить краску, бетон следует тщательно просушить. Если и после этого поверхность остается рыхлой, на нее наносится защитный слой или подходящая грунтовка.

Технология подготовки под окрашивание поверхностей, ранее подвергавшихся окрашиванию, зависит от состояния и вида и сохранности старой краски. Если состояние удовлетворительное, используются аналогичные лакокрасочные материалы.

В случае если исходное покрытие и штукатурка держатся хорошо, вполне достаточно промыть поверхность 2%-м раствором соды. В местах, где масляная краска ослабела, ее необходимо частично или полностью соскрести.

Если старая краска потрескалась и удалить ее не получается, при подготовке и обработке поверхностей под окраску их следует обработать специальной смывкой, которая поможет снять краску. Через некоторое время после нанесения смывки (от 30 минут до 2 часов) краска размягчается и ее можно без труда снять шпателем. Слой старой краски также можно удалить с помощью паяльной лампы, специального фена (температура воздушного потока в таких устройствах достигает 300 С), а также утюга, предварительно защитив его подошву алюминиевой фольгой, чтобы не испортить.

Плохо держащаяся краска и крошащийся слой плиты удаляются до твердой поверхности. Если поверхность загрязнена, с нее удаляют пыль, жир и грязь, а затем шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Поверхности, оставшиеся без краски, грунтуются

Все работы проводятся с осторожностью, чтобы не повредить мягкую или ломкую поверхность, такую как, например, у волокнистой плиты

Преимущества и недостатки метода

Плюсы и минусы покраски металла зависят от вида используемого красящего состава. Преимущества покраски металлических поверхностей при условии соблюдения технологии:

  1. Получение необходимого оттенка. В продаже можно найти разные цвета.
  2. Доступность расходных материалов.
  3. Простота нанесения краски с помощью кисти или валика.
  4. Защита от образования ржавчины.

Недостатки:

  1. Многие виды красящих составов выделяют стойкий, неприятный запах. Помещение нужно длительное время проветривать.
  2. Для порошковой окраски понадобится специальное оборудование, покрасочная камера.
  3. Не все виды краски защищают металл от коррозии.

Покрасочная камера (Фото: Instagram / pokraska_derevoobrabotka)

Рекомендации в помощь

Для более успешной работы по устранению ржавчины с металла, рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  1. Если слой ржавчины составляет более 0,1 мм, просто зачистка поверхности может не помочь – нужно использовать преобразователь.
  2. Использование любых химикатов должно проводиться только после изучения инструкции к конкретному средству.
  3. Чем тщательнее втереть и качественнее распределить преобразователь, тем выше будет эффект.
  4. Замасленные участки следует обязательно обезжиривать до начала обработки.
  5. Нанесение лакокрасочного покрытия следует делать только после полного высыхания смывки.

Все, что необходимо знать о преобразователях ржавчины, найдете в этом разделе.

Современные антикоррозийные средства

Правильный выбор качественной автомобильной химии – необходимое условие для успешной антикоррозионной обработки кузова и порогов автомобиля. А выбрать и не так просто – на рынке представлено множество антикоров с разным уровнем эффективности.  Как сделать правильный выбор?

Как уже отмечалось, удаление ржавчины лучше производить ортофосфорной кислотой, нейтрализатором ВСН-1, либо цинкоровым комплектом. А вот для последующей антикоррозионной защиты разных поверхностей кузова (внешних и внутренних) используются разные химикаты.

Внешняя обработка

Для обработки внешних кузовных поверхностей оптимально подойдут жидкий пластик, ПВХ-пленка на основе каучуковых смол и комбинированная битумная мастика. Это плотные синтетические составы, которые выдерживают серьезные температурные перепады, высокий уровень влажности и воздействие агрессивных химикатов.

Из лучших вариантов посоветуем мастики брендов Dinitrol, Liqui Moly, Body 930, Tectyl Bodysafe. Они наносятся слоем до 4 мм, создают внутренний эластичный слой и способны до 18 месяцев обеспечивать надежную защиту поверхностей от ржавчины.

Внутренняя обработка

Обработку внутренних и скрытых поверхностей и деталей кузова лучше производить пушечным салом, Мовилем, а также составами на основе масла и парафина. Это плотные мастики, которые заливают микротрещины в детали и образуют герметичную и долговечную пленку, способную надежно «законсервировать» очаги коррозии и защищать поверхности до 18-36 месяцев.

При выборе, обратите внимание на антикоры и мастики Tectyl, Rust Stop, Body, Amercasol. Они есть в магазинах автохимии, имеют доступную стоимость и неоднократно подтвердили свою эффективность

Защита автомобиля от коррозии

Лучший способ избавить кузов автомобиля от ржавчины – не заводить ее! Меры профилактики коррозии авто не менее важны, чем своевременная реакция на ее появление

Что важно знать?. Во-первых, обязательный контроль состояния поверхностей кузова машины

Необходимо осматривать бамперы, тормозные колодки, колеса, места механических сочленений и стыки кузовных деталей, днище машины, состояние ЛКП. Для подержанных авто – не одного раза в 2-3 года полный антикоррозионный осмотр с устранением всех мелких очагов ржавчины и обновлением антикоров, а для новых машин такая процедура должна проводиться не реже, чем раз в 3-4 года

Во-первых, обязательный контроль состояния поверхностей кузова машины. Необходимо осматривать бамперы, тормозные колодки, колеса, места механических сочленений и стыки кузовных деталей, днище машины, состояние ЛКП. Для подержанных авто – не одного раза в 2-3 года полный антикоррозионный осмотр с устранением всех мелких очагов ржавчины и обновлением антикоров, а для новых машин такая процедура должна проводиться не реже, чем раз в 3-4 года.

Во-вторых, следите за гигиеной автомобиля, регулярно мойте его и удаляйте с поверхностей излишки влаги, капли бензина и масла, налет снега и антиледовых реагентов – они ведут к развитию коррозионных процессов. После каждой мойки следует давать машине высохнуть, тщательно протереть ее ветошью и покрыть защитным воском.

В-третьих, защитите авто от механических повреждений и попадания воды и грязи. Для этого следует установить защиту порогов и брызговики, постоянно прочищать внешние водостоки.

В-четвертых, регулярно обрабатывайте кузовные поверхности и детали антикорами. Также следите за сроком действия антикоррозионной защиты и своевременно обновляйте ее. Не пользуйтесь дешевыми мастиками неизвестного происхождения и качества – выбирайте проверенные средства.

Соблюдение перечисленных правил позволит защитить кузов автомобиля от появления и распространения пятен ржавчины, упростит борьбу с коррозионными процессами и значительно увеличит срок службы транспортного средства.

Механический способ

Эффективным и надежным считается механический метод антикоррозионной очистки с применением ручного инструмента или специального оборудования. Используют проволочные щетки, зачистные и шлифовальные круги, гидропескоструйное устройство, установку пескоструйной обработки.

Строение пескоструйного аппарата

Незначительные участки поражения зачищают перед покраской проволочными щетками. Щетки также пригодны для предварительной очистки толстых слоев ржавчины и сварных швов.

Работа сопровождается образованием большого количества пыли, что является существенным недостатком.

Использование шлифовальных и зачистных кругов дает лучший результат по качеству очищенной поверхности. Круги эффективны при обработке небольших и средних по размеру участков.

Абразивный инструмент для удаления следов коррозии и очистки поверхности под окрашивание от следов краски выбирают с соблюдением нескольких условий:

  • твердость обрабатываемого материала должна быть значительно ниже твердости круга;
  • зернистость подойдет средняя;
  • диаметр круга подбирают в соответствии с площадью обработки.

Подготовка поверхности цветного металла под покраску

В строительстве не используются цветные металлы, поскольку они не имеют требуемой прочности. Но если использование стали невозможно, в ход идет цветной металл. Цинк, алюминий и магний не ржавеют, но могут подвергаться коррозии в обычной или морской воде, а также в промышленной среде. В обычных условиях эксплуатации продукты коррозии могут выступать в качестве защитного слоя, но одновременно с этим коррозия снижает адгезионные характеристики нанесенного на поверхность покрытия. В загрязненной окружающей среде цветные металлы не используются, поскольку весьма подвержены негативному химическому воздействию.

Строительная сталь оцинковывается посредством погружения изделия в расплавленный цинк. Сначала удаляется оксидная пленка (путем погружения стали в кислотный раствор), затем металл погружается в цинк.

Цинковое покрытие не обеспечивает достаточной адгезии слоя краски. Если обработать оцинкованную сталь грунтовкой на базе алкидной смолы, на открытом воздухе она будет взаимодействовать с цинком и это приведет к потере адгезии и отслаиванию краски. Хроматная обработка также может привести к отслаиванию краски.

Чтобы увеличить адгезию, металл обрабатывается специальными едкими кислотными растворами или грунтом, содержащим кислоту. Едкая грунтовка наносится непосредственно на поверхность, при этом необходимо учитывать ее чувствительность к влажности.

Если площадь в процессе эксплуатации подвергается механическому воздействию, подготовка металлической поверхности перед окрашиванием должна быть более тщательной. При этом первостепенное значение имеет грунтовка, поскольку она представляет собой основу для нанесения краски. Грунтовка должна быть совместима с технологией подготовки поверхности и самой металлической поверхностью.

Способы фосфатирования

Образование фосфатной защитной пленки на поверхности металла получается несколькими способами, возможность и целесообразность реализации которых зависит от размеров конструкции и области ее применения.

Чаще всего используются такие методы:

  • обработка поверхности препаратом «Мажеф», допускающаяся даже для низкоуглеродистой стали, в результате образуется качественная грунтовка с антикоррозийными свойствами;
  • использование фосфорной кислоты или «холодное фосфатирование», при котором толщина защиты составляет не более 5 мкм;
  • применение монофосфата цинка, использующегося преимущественно в машиностроительной и электроэнергетической отраслях;
  • обработка фосфатирующей пастой.

Для подготовки металла под покраску необходимо выполнять ряд обязательных процедур, без которых невозможно качественное окрашивание и, соответственно, продолжительная эксплуатация металлических конструкций.

Вам также может быть интересно узнать, какая краска для забора металлического подходит лучше всего в вашем случае. Об этом читайте в статье о покраске металлических ограждений.

Что нужно знать перед использованием?

Преобразователи продуктов коррозии – это средства, которые в результате химической реакции останавливают распространение ржавчины и образуют надежную полимерную пленку на металле.

Производятся они в форме:

  • паст,
  • жидкостей,
  • гелей.

Создаваемое преобразователями покрытие служит промежуточным слоем между металлом и завершающим лакокрасочным покрытием. Без использования преобразователя металл остается незащищенным и может подвергаться ржавлению даже под слоем краски.

Изучение инструкции к выбранному преобразователю ржавчины – обязательное условие успешности проведения работ.

Чтобы средства от ржавчины подействовали максимально эффективно, металл необходимо подготовить к обработке. Его нужно не только очистить от грязи, но и снять рыхлые фрагменты.

В зависимости от размера поврежденной площади и вида предмета, который нуждается в восстановлении, могут использоваться для воздействия:

  • металлические щетки;
  • скребки;
  • шлифовальные машинки;
  • наждачная бумага и т.д.

После очищения металла механическим способом, поверхность становится подготовленной к обработке преобразователем. Если зачистка проведена неаккуратно, то даже после использования химиката, могут оставаться участки с активной ржавчиной.

Результатом халатного отношения к зачистке может стать возвращение коррозии.

Где применяется

Так же, как и лимонная кислота, фосфорная производится в больших количествах – около 50 миллионов тонн ежегодно во всем мире. Для чего же так много, спросите вы?

90 процентов фосфорной кислоты используется для производства удобрений.

Вы все еще продолжаете думать, что удобрения – это яд, от которого нужно бежать как от чумы? Зря. Честно скажу, даже я, как химик, настороженно отношусь к использованию удобрений, но дело здесь не в них, а в людях. Убивает не оружие, а руки, которые это оружие держат и голова, которая отдает команду рукам. Так же и с удобрениями – все должно быть в меру и строго по показанием, как с лекарством.

Нужно очень тщательно соотносить пользу и вред, продумывать возможные последствия, рассчитывать необходимые дозы, короче – грамотно подходить к использованию любых химических веществ, в том числе и удобрений.

В связи с этим мне вспоминается где-то прочитанная то ли шутка, то ли действительно случившаяся история. Я уже забыла, где мне это попалось. Если кто-то из вас знает первоисточник, поделитесь информацией.

Но возвращаемся к удобрениям. Какие они бывают? Самые распространенные фосфорные удобрения – это:

  • простой суперфосфат,
  • двойной суперфосфат.

Отличие в том, что в первом содержится двадцать процентов полезного компонента, во втором – сорок.

Их получают из природных минералов фосфорита и апатита. Они тоже содержат фосфор в виде фосфата кальция, но в нерастворимой форме, то есть растения не смогут его усвоить. Поэтому эти минералы перерабатывают и получают легко растворимые вещества, из которых фосфор хорошо усваивается растениями.

Думаю, чуть позже я обязательно напишу и про микроэлементы, необходимые растениям для нормального роста и развития, а также про удобрения.

А сейчас переходим к другим областям применения фосфорной кислоты. Напоминаю, на них остается всего 10 процентов от ее общего количества. Это:

  • использование в качестве катализатора в некоторых органических синтезах,
  • создание антикоррозионных покрытий на металлах,
  • осветление сахарозы,
  • очистка от ржавчины металлических изделий,
  • при паянии в качестве флюса,
  • получение разных химических реактивов,
  • некоторые соли этой кислоты используют при производстве эмалей,
  • соли также используются в фармацевтической промышленности.

Ну и, конечно же, это наша «любимая» пищевая добавка Е338. Используется она как регулятор кислотности, причем, чаще всего, в газированных напитках.

Кроме них она также часто добавляется в:

  • сыры (чаще всего плавленые).
  • колбасы,
  • сдобу,
  • мармелад,
  • детское питание,
  • молоко,
  • и многие другие продукты.

Например, в вареной колбасе содержится 0,4 г этого вещества на 100 г колбасы. В «Коле» — всего 0,06 г. Как видите, концентрации очень низкие. Эта кислота изучена уже давно и очень тщательно, поэтому все нормы ее в продуктах тщательно высчитаны и много раз перепроверены. Так что, не нужно бояться, что эти добавки принесут какой-то вред организму.

А вот если их не будет, то продукт послужит прекрасным домом для размножения самых разных микроорганизмов, и вот это уже точно не принесет вам никакой пользы.

Правда, нужно учесть, что сладкие газированные напитки – сами по себе не полезны. Здесь тандем «ортофосфорная кислота + сахар» однозначно вреден для человека. Точнее, для зубов. Кислота разрушает эмаль, а сахар охотно поедают бактерии, живущие на зубах. Я об этом уже упоминала в статье про фтор в зубных пастах. Увлекаетесь такими напитками? Тогда либо тщательнее ухаживайте за зубами, либо будьте готовы к быстрому развитию кариеса.

Это было небольшое отступление от темы. Теперь предлагаю подробнее остановиться на страшилках про «Кока-колу».

Что будет, если средство не будет смыто?

Удаление большей части преобразователя – процесс необходимый. Активные компоненты средства, которые остались на металле, сами могут служить источником разрушения поверхности — коррозии.

Если нанесенное ранее средство не было смыто, то последующее лакокрасочное покрытие не будет прочным, а коррозийные процессы могут продолжаться прямо под ним.

Кислотосодержащие преобразователи, например, на основе ортофосфорной кислоты, могут частично оставаться на поверхности, не полностью прореагировав с продуктами коррозии.

Не вступившие в реакцию, они будут продолжать оказывать едкое воздействие. В результате ржавление вернется, и может даже стать более интенсивным.

Многие удалители ржавчины не являются грунтом и не дают надежную адгезию.

Где до окраски необходимо ликвидировать ржавчину

Ржавые поверхности красить бесполезно – покрытие начнет вздуваться и шелушиться

От коррозийного влияния страдают практически все предметы из металла: инструменты, электроприборы, предметы быта. Решением проблемы часто заняты автолюбители: ржавые пятна никак не красят кузова машин. Но и предметы быта подвержены этой «болезни»: смесители, металлические трубы, оконные решетки, дверные ручки, батареи.

Причина, по которой образуется слой ржавчины – влияние неблагоприятных внешних факторов, прежде всего, воды.

На металлической поверхности идет химическая реакция, из-за нее пропадает прежний облик вещи и ее функциональные качества. Перед окрашиванием обработка ржавчины обязательна. Иначе новое покрытие начнет вспучиваться и отшелушиваться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий