§ 4. техника притирки

Популярные марки ПП на российском рынке

В России в продаже имеется множество фабричных марок ПП, которые могут иметь сильные отличия. Ниже мы рассмотрим несколько популярных марок паст.

ВМП Классическая

Самая популярная марка притирочных абразивов на российском рынке. Этим материалом можно обрабатывать как дизельные, так и бензиновые двигатели. Можно применять как для черновой, так и финальной отделки. Средний размер зерна составляет 70-90 микрометров, однако в процессе обработки зерно уменьшает в 5-10 раз, что является большим плюсом (за счет этого обеспечивается универсальность пасты). ПП не портится при хранении, ее легко использовать. Марка выпускается в виде пластиковых тюбиков с носиком, а также в пакетах. Стоимость большого тюбика весом 400 грамм составляет 700-800 рублей.

ВМП Профессиональная

Является усовершенствованной модификацией предыдущей марки. Подходит только для обработки бензиновых двигателей (для обработки дизеля рекомендуется использовать другую марку ВМП Алмазная). Можно применять для черновой или финальной обработки. Средний размер фракции составляет 45-75 микрометров, а в процессе обработки фракции уменьшаются в размере. Марка является профессиональной — с ее помощью можно обрабатывать двигатели как простых машин, так и гоночных. Также пастой можно затирать клапаны грузовиков, автобусов, различной военной техники. Выпускается паста в виде тюбиков, а также в пакетах. Стоимость тюбика весом 400 грамм находится в пределах от 900 до 1200 рублей.

ВМП Алмазная

ПП этой марки содержит алмазную крошку. Поэтому с ее помощью можно обрабатывать прочные дизельные движки. А вот применять ее для затирки бензиновых двигателей не рекомендуется — зернышки материала будут оставлять царапины, что может привести к растрескиванию клапанов. Марку применяют для черновой или чистовой обработки. ПП не рекомендуется смешивать с другими составами. Выпускается в четырех различных разновидностях (тюбики с составом + пакет 1 кг). Стоимость крупного тюбика весом 400 грамм составляет от 1300 до 1800 рублей.

ABRO GP-201

ABRO GP-201 выпускается в виде небольших баночек, где общий вес двух смесей которых составляет 140 г. Каждая баночка разделена на две секции:

  • В первой секции содержится паста COARSE. Этот состав является крупнозернистым, а используется он для выполнения черновых работ, а также для обработки сверхпрочных клапанов.
  • Во второй секции содержится другая ПП, которую называют FINE. Этот состав относится к категории мелкозернистых, а с его помощью выполняются финальные работы.
  • Пользоваться ПП просто — сперва Вы применяете COARSE, а потом используете FINE. Такой способ обработки позволяет выполнить зачистку качественно, удобно, быстро.

ABRO GP-201 не портится при хранении. ПП относится к категории термоустойчивых, поэтому она переносит высокие температуры, которых может достичь мощный двигатель во время работы. Стоимость одной такой баночки составляет 200-400 рублей.

Притирочно-абразивный материал Done Deal

По композиции этот материал похож на пасту ABRO GP-201:

  • Упаковка разделена на две автономных секции.
  • В первой секции хранится универсальная среднезернистая смесь.
  • Во второй секции хранится мелкозернистая смесь.
  • Для затирки человек используется сперва среднюю смесь, а потом — мелкую.

Done Deal подходит для обработки бензиновых двигателей. Смесь не содержит крупные фракции, поэтому ее не рекомендуется использовать для обработки сильно поврежденных клапанов. В состав одной упаковки входит 2 одинаковых тюбика общей массой 50 г. Стоимость одной упаковки — 300-500 рублей.

ГОИ

Представляет собой притирочную пасту на основе оксида хрома и стеарина. Подходит для обработки всех бензиновых двигателей. Средняя стоимость 1 упаковки — 100-200 рублей. Выпускается в трех разновидностях в зависимости от крупности зерна:

  • Опытным следует покупать крупнозернистую и мелкозернистую ГОИ, а обработку следует выполнять в два этапа.
  • Новичкам рекомендуется отдать свое предпочтение универсальной среднезернистой ПП, а обработку можно выполнять в один заход.

Способы притирки

Существует несколько способов притирки. Каждый имеет свои особенности, которые описаны ниже.

Будет полезно: Как отбалансировать карданный вал своими руками?

Ручные фрезы

Ручная фреза представляет собой палочку с присоской на конце. Процедура проста, как добывание огня. Резиновая присоска устанавливается на тарелку клапана, фаска тарелки и седло предварительно обрабатываются специальной притирочной пастой и начинается вращение полоски между ладонями – влево, вправо. На нормальный клапан, обычно уходит от 15, до 20 минут.


Применяют такой способ самые настоящие ценители раритетных авто, получая от этого процесса моральное удовольствие. При таком способе притирки невозможно испортить саму тарелку, шток клапана или седло. Визуально, после обработки фаска тарелки становится матовой, как и седло.

Станки

Существуют специальные мобильные станки для притирки клапанов. Применяют их профессиональные автослесари, в своих мастерских. Это устройства типа: VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600. Отличаются они размерами обрабатываемых тарелок и глубиной погружения. Есть также специальные стенды для притирки клапанов, типа Р-23.74, они способны обрабатывать сразу по 8 клапанов, и рассчитаны на самые разные модели автомобилей – от легковых до большегрузов.

Верстак и трубка с Т-образной ручкой

Трубка с Т-образной ручкой – ещё одно устройство используемое для бережной притирки клапанов раритетных авто. В данном случае на конце трубки имеется крепление для стержня, а за ручку производится вращение клапана в седле. Способ не терпит спешки и силы. Он снимает минимальный слой с хрупкой и тонкой тарелки клапана. Но времени при таком способе затрачивается довольно много.

Использование дрели

Использование электрической дрели – самый спорный способ в среде профессиональных автомастеров. При этом способе шток клапана зажимается в самом патроне дрели или через гибкий резиновый шланг. Дрель при этом должна быть реверсивной, с возможностью вращать шток в обе стороны на сверхмалых скоростях. Несомненно, данный способ значительно сокращает время на притирку – на один клапан уходит от 1 до 2 минут. Но есть риск поцарапать тарелку или седло, оставить на них глубокие царапины или вообще, сломать шток клапана.

Как притереть клапана на станке

Если есть доступ к станку, лучше воспользоваться им.1. Зажмите клапан в специальном фиксаторе, включите станок. Шлифовальный круг быстро вращается в одну сторону, клапан — в другую, медленнее. Аккуратно подводите изделие к кругу и притирайте его.2. Не шлифуйте изделие слишком сильно. Прекратите обработку, как только процесс шлифовки станет непрерывным.3. Остановите агрегат, снимите клапан и протрите его керосином.4. После этого нужно осмотреть головку блока цилиндров. Изучите седла, запрессованные в головке. Притирать их можно только при отсутствии повреждений. Если на сёдлах имеется прогар, обработайте его шарошкой — пока серое кольцо не возникнет по всему кругу.

Чтобы обработать седла, нужна вот такая шарошка

Зачем нужно притирать клапана

Немного теории. Клапаны открывают и закрывают каналы подачи топливно-воздушной смеси и отвода отработавших газов. Чем надежнее запирает клапан канал, тем полноценнее в моторе проходит газообмен. Двигатель работает в штатном режиме и выдает номинальную мощность.

Контактная поверхность клапана с головкой блока выполнена в виде кольцевой фаски с углом наклона от 30 до 60 градусов по отношению к плоскости соединения ГБЦ с блоком цилиндров. В заводских условиях эти две поверхности прирабатываются индивидуально для каждой контактной пары. В итоге клапан в закрытом состоянии настолько плотно прилегает к посадочной поверхности в головке блока (седлу), что полностью исключает прорыв газов.

фаска клапана

Со временем седла в головке блока и рабочие поверхности на клапанах перестают плотно прилегать друг к другу. На них появляются раковины, сажевые и маслянистые отложения. Из-за этого клапаны не обеспечивают полную изоляцию камеры сгорания, происходит частичный прорыв газов. Это снижает мощность и КПД двигателя, повышает расход топлива и ускоряет загрязнение и износ мотора.

Притирка клапанов в большинстве случаев восстанавливает плотность закрытия клапанов. Создание полной герметичности в камере сгорания на любом такте и есть та единственная цель, которую преследует эта процедура.

Керамическую плитку какой фирмы лучше купить

https://youtube.com/watch?v=PCw2v5sEcGk

1. Любая из рассмотренных сегодня компаний может порадовать вас своей продукцией. Откровенный брак этими производителями практически не выпускается. Случаются лишь редкие отклонения в размерах, но и те практически никогда не превышают 1 мм. А у польской компании Ceramica Paradyz нет и этого недостатка.

2. Однако следует понимать, что хорошая плитка стоит весьма больших денег. Ведь производителям следует оплачивать услуги дизайнерского бюро, а также им нужно тратить деньги на модернизацию оборудования. Даже у компаний Cersanit, Kerama Marazzi и Golden Tile имеются определенные коллекции, стоящие приличных денег. Рекомендуется к приобретению именно такая плитка — она является самой долговечной. Бросить взгляд можно и на продукцию Fap Ceramiche, которая тоже не имеет особых изъянов.

Суть технологии и описание процесса

В основе притирочной технологии лежит процесс механического или химико-механического удаления микровыступов с поверхности обрабатываемой детали посредством применения твердых, порошковых и пастообразных абразивных материалов. При обработке плоских и криволинейных поверхностей притиранием должны обеспечиваться не только параметры шероховатости, но и заданные показатели по линейным размерам. Поэтому точность результирующей поверхности во многом зависит от точности и жесткости применяемого притира, а также вида и размера абразивных зерен.

Самый распространенный вид притиров — это изготовленная с высокой точностью чугунная притирочная плита с пазами, которые служат для отвода излишков абразива и срезанных частиц металла. Перед началом притирки на нее наносят абразивный порошок, смешанный со смазочно-охлаждающей жидкостью. Твердость притирочной плиты всегда выше, чем у обрабатываемого металла. Поэтому тонкий слой абразива, которым деталь и плита отделены друг от друга, при определенном давлении на деталь во время ее возвратно-поступательного движения будет срезать микровыступы более мягкого металла (см. рис. ниже).

Технология притирки

Притирочная плита

Технические характеристики.

В ходе притирки, наносится мелкозернистый абразивный порошок, для того чтобы снять с детали, которая обрабатывается, тонкий слой метала. Этим может служить наждак, электрокорунд, алмазная пыль. Для того, чтобы материалы удерживались — во время работы они смазываются керосином или скипидаром. Его комбинируют со специальной жидкостью — смазкой или пастой (окись алюминия или хрома, крокус, венскую известь).

Выполняется это действие притирами, которые изготавливаются с разного материала: серого чугуна, стали мелких сортов, бронзы, меди, свинца, дерева и других материалов. Главное, чтобы они были достаточно твердые. К примеру, если требуется особо точная доводка — притирать придётся стеклом, а стальные предназначены для тонких и длинных деталей. Самые распространенные притирочные плиты делаются из чугуна, твёрдость которых HB 190-230. На притирку оставляется припуск примерно 0.005-0.02 мм.

Существуют инструменты для выполнения чистовой и черновой операции. В конструкции притиры для черновой операции, в отличии от чистовых, сделаны отверстия куда заливается паста, и отдельное – для отходов после обработки. Формы этой детали могут быть самые разнообразные: вал, диск, плита, кольцо. Для плоских деталей используется плоская, для цилиндрических – круглая притира. Различают вертикальные и горизонтальные машины для притирки. Первые служат для обработки наружных, вторые – для наружных и внутренних поверхностей.

Если требуется обработать отверстие – применяются специальные притиры. Они имеют вид втулки, которая надевается на отправку.

Стоит заметить, что доводочный инструмент бывает с притирами, которые регулируются, и не регулируются. В первом случае имеется разрезная рубашка, внутренний конус и раздвижное устройство, за счёт которых, когда перемещается конус — инструмент увеличивается в диаметре.

Такие станки позволяют обработать как разнообразные внешние, внутренние и плоские поверхности, так же и шейки коленчатых валов, кулаки распределительных валов, кольцевые меры зубчатые колеса и т.п.Совет. То, что притирочные станки во многом помогают работе слесарю – не означает что без навыков можно ими пользоваться. Данные инструменты имеют свои особенности. Необходимо пройти обучение и практику, чтобы по назначению его эксплуатировать.

Эти станки бывают универсальными и специального назначения. К примеру, универсальный притирочной станок 3816 служит для обработки плоских и цилиндрических поверхностей. А ко второму относится модель 3893. Он имеет один шпиндель, для плоского притира.

Слесарное дело

§ 2. Абразивные материалы, применяемые для притирки

Абразивными материалами называются кристаллические мелкозернистые или порошкообразные вещества высокой твердости, служащие для обработки металлов. Эти вещества характеризуются одновременным участием в процессе резания большого количества случайно ориентированных граней абразивных зерен.

Различают природные (естественные) абразивы (алмаз, корунд, наждак, гранит, кварц) и искусственные, или синтетические (карбид бора, карбид кремния, электрокорунд, измельченное стекло, крокус).

Абразивы применяются в виде порошков, шлифовальных кругов и брусков, точильных камней, шкурок, полировальных и доводочных паст.

По твердости абразивные материалы, применяемые для притирки, можно разбить на две группы: твердые и мягкие. К твердым абразивным материалам относятся материалы, имеющие твердость выше твердости закаленной стали; к ним относятся алмазная пыль, наждак, электрокорунд, карбид бора, карбид кремния и др.

К мягким абразивным материалам относятся материалы, имеющие твердость ниже твердости закаленной стали. К ним относятся: порошки окисей хрома, железа (крокус), а также пасты ГОИ и др.

Зернистость абразива. Абразивные порошки различаются по величине зерна. В зависимости от этого они делятся на три группы: шлифзерно, шлифпорошки и микропорошки. В пределах каждой группы абразивы различаются по номерам.

Номер зернистости для шлифзерна и шлифпорошков указывает величину зерна в сотых долях миллиметра. В обозначении микропорошков цифра показывает размер зерна в микронах (0,001 мм) .

Для грубой притирки применяют шлифпорошки с номерами зернистости 3 и 4; для чистовой притирки — микропорошки М28; М20; для отделочной — М14; М10; М7.

Из мягких абразивных материалов наиболее широко применяют пасты ГОИ. В их состав входят абразивные материалы и поверхностно активные вещества.

Пасты ГОИ изготовляют трех сортов:

  • грубая паста с абразивной способностью 45; 40; 35; 30; 25 и 18 мк, темно-зеленого, почти черного цвета; эта паста оставляет заметные штрихи и матовость;

  • средняя паста с абразивной способностью 17; 15; 10 и 8 мк, темно-зеленого цвета;

  • тонкая паста с абразивной способностью 7; 6; 4 и 1 мк, светло-желтого цвета; эта паста позволяет получить зеркальный блеск.

Абразивная способность паст выражается в микронах и определяется толщиной слоя металла, снимаемого с детали пастой при прохождении ею пути, равного 40 М.

В состав паст ГОИ входят абразивные материалы (окись хрома), связующие вещества (силикагель, стеарин, олеиновая кислота, расщепленный жир, керосин).

Различают пасты: электрокорунд, карбид бора и окись хрома.

Электрокорунд имеет светло-желтый цвет, зернистость 270; 320, применяется для грубой предварительной притирки.

Карбид бора имеет черный цвет, зернистость 270; 320; М28; М20; М14; М10; М7, применяется для предварительной и окончательной притирки.

Окись хрома имеет серо-зеленый цвет. Грубая паста М40; М35; М30; М25 применяется для получистовой притирки и полирования, а паста, имеющая темно-зеленый цвет, является средней пастой М17; М15; М10; М8, применяемой для получистовой притирки и полирования. Паста светло-зеленого цвета является тонкой пастой М7; Мб; М4; M1 и применяется для окончательной притирки и наведения глянца.

Применение паст ГОИ при притирке по сравнению с другими абразивными материалами повышает производительность труда в 1,5—2 раза и улучшает качество поверхности.

При притирке применяют грубую пасту, гораздо реже среднюю. После шабрения наносят разведенную керосином пасту на поверочную плиту, накладывают последнюю на поверхность детали и начинают притирку. Притирку ведут до тех пор, пока паста из зеленой не превратится в черную массу. Вытерев начисто пришабриваемую поверхность, снова наносят пасту и повторяют процесс притирки 3—4 раза.

Крепежи для металлочерепицы: схема и особенности крепления

При проведении монтажных работ нужно соблюдать следующие правила:

  • Стыковка черепицы по волнам. Такое соединение производится для защиты кровельного покрытия от воздействия ветровой нагрузки и для того, чтобы крыша имела эстетичный вид. Саморезы вкручивают в нижний ряд на участке от вершины волны до внешнего края верхней черепицы.
  • Соединение по рядам. Производится по доске обрешетки. Саморезы устанавливают в штатные участки в каждую волну, по скату – распределяют равномерно, через каждые две волны.
  • Работы на карнизе. Нижний штатный рез должен выступать за край карнизной планки на 5,0 см.
  • Фиксация черепицы по торцам. Крепления делают в штатных точках в каждую волну.

Настольные станки Lapmaster-Wolters

Станки Lapmaster-Wolters настольного типа это самая популярная модель станков. Они небольшого размера, но являются универсальными станками, которые идеально подходят для небольших мастерских, цехов и лабораторий. В определённых условиях станок можно приспособить для обработки деталей большего размера. Станки имеют прямой привод и сварную станину, чтобы минимизировать шум и вибрацию. Ножки станка устраняют вибрацию. Такая конструкция удобна для работы оператора и упрощает доступ к станку для обслуживания. Главная притирочная плита вращается против часовой стрелки, а формовочные кольца автоматически вращаются по часовой стрелке. Станки работают с различными абразивными смесями различной зернистости, на масляной или водной основе.

Станки можно дополнительно оснастить:

• устройством подачи и распределения алмазной суспензии • различными притирочными плитами • водяным охлаждением • пневматической системой регулирования нагрузки на заготовки • приводом с бесступенчатой регулировкой скорости вращения • мягким стартом • детали, вступающие в контакт с водой, могут быть изготовлены из нержавеющей стали.

Станок поставляется полностью оборудованный и готовый к работе. Управление станком осуществляется с панели управления, прикреплённой к каркасу станка на удобной высоте. Размеры притирочной плиты от 381 мм до 508 мм диаметром.

Lapmaster 15 — доводочный, полировальный, притирочный настольный станок с размером притирочной плиты 381 мм, который идеально подходит для небольших мастерских и лабораторий.

Параметры:

• диаметр притирочного диска: 381 мм • скорость вращения плиты: до 70 об/мин • диаметр обрабатываемой детали: 135 мм • вес загрузки: 39 Кг на рабочее место (Если загружены все три рабочих места, загрузку каждого места необходимо снизить на 50%) • габариты станка: ширина – 830 мм, глубина – 675 мм, высота – 480 мм • вес станка: 140 Кг (Включая плиту и кольца) • уровень шума: 62 Дцб макс. • таймер: от 0.1 секунды до 999 часов • напряжение: 400 В, 3 Фазы, 50Гц

Lapmaster 20 — доводочный, полировальный, притирочный настольный станок с диаметром притирочной плиты 508 мм, который идеально подходит для небольших мастерских и лабораторий.

Параметры:

• диаметр притирочного диска: 508 мм • скорость вращения плиты: до 70 об/мин • диаметр обрабатываемой детали: 180 мм • вес загрузки: 53 Кг на рабочее место (Если загружены все три рабочих места, загрузку каждого места необходимо снизить на 50%) • габариты станка: ширина – 990 мм, глубина – 770 мм, высота – 660 мм • вес станка: 260 Кг (Включая плиту и кольца) • уровень шума: 63 Дцб макс. • таймер: от 0.1 секунды до 999 часов • напряжение: 400 В, 3 Фазы, 50Гц

Что необходимо для притирки

Процесс притирки выполняется при демонтированной головке блока цилиндров. Поэтому кроме инструментов для притирки клапанов автовладельцу также понадобится инструмент для демонтажа ГБЦ. Как правило, это обычные слесарные ключи, отвертки, ветошь. Однако также желательно иметь и динамометрический ключ, который понадобится на этапе обратного монтажа головки на место. Необходимость в нем возникает, поскольку крепежные болты, держащие головку на ее посадочном месте, должны быть закручены с определенным моментом, который как раз и можно обеспечить лишь при помощи динамометрического ключа. В зависимости от того, какой будет выбран способ притирки клапанов — ручной или механизированный (о них немного позже), отличается и набор инструментов для работы.

Непосредственно для выполнения притирки клапанов автовладельцу понадобится:

  • Ручной держатель клапана. В автомагазинах или автомастерских имеются в продаже уже готовые такие изделия. Если вы по каким-либо причинам не хотите или не можете купить подобный держатель, то его можно изготовить самостоятельно. Как его сделать, рассказано в следующем разделе. Ручной держатель клапана используется при ручной притирке клапанов.
  • Паста для притирки клапанов. В большинстве случаев автовладельцы покупают уже готовые составы, поскольку в настоящее время этих средств в автомагазинов достаточно много, в том числе по разным ценам. В крайнем случае можно сделать подобный состав и самостоятельно из абразивной стружки.
  • Дрель или шуруповерт с возможностью реверса (для выполнения механизированной притирки). Как правило, притирка выполняется в обе стороны вращения, поэтому дрель (шуруповерт) должна вращаться как в одну, так и в другую стороны. Также можно воспользоваться ручной дрелью, которая сама по себе может вращаться в одном и другом направлении.
  • Шланг и пружинка. Эти устройства необходимы для выполнения механизированной притирки. Пружинка должна иметь невысокую жесткость, и диаметр на два-три миллиметра больше диаметра стержня клапана. Аналогично и шланг, чтобы его можно было впритык надеть на стержень. Также для его закрепления можно воспользоваться маленьким хомутом. Еще необходим какой-нибудь недлинный металлический стержень по диаметру аналогичный стержню поршня, чтобы он также впритирку подходил для резинового шланга.
  • Керосин. Его используют в качестве очистителя и впоследствии для проверки качества выполненной притирки.
  • «Шарошка». Это специальное приспособление, предназначенное для снятия поврежденного металла в посадочном гнезде клапана. Такие приспособления продаются в готовом виде в автомагазинах. В настоящее время в автомагазинах можно найти эту деталь практически для любого двигателя (тем более для распространенных автомобилей).
  • Ветошь. Впоследствии с ее помощью нужно будет вытереть насухо обработанные поверхности (заодно и руки).
  • Растворитель. Нужен для очистки рабочих поверхностей.
  • Скотч. Является нужной составляющей при выполнении одного из методов механизированной очистки.

Приспособление для притирки клапанов

Если у автовладельца нет возможности/желания покупать заводское приспособление для притирки клапанов своими руками (вручную), аналогичное устройство можно сделать самостоятельно с помощью подручных средств. Для этого понадобится:

  • Металлическая трубка с полостью внутри. Ее длина должна составлять около 10…20 см, а диаметр внутреннего отверстия трубки должен быть на 2…3 мм больше, чем диаметр стержня клапана двигателя.
  • Электродрель (или шуруповерт) и сверло по металлу диаметром 8,5 мм.
  • Контактная или газовая сварка.
  • Гайка и болт диаметром 8 мм.

Алгоритм изготовления устройства для притирки клапанов будет следующим:

  • С помощью дрели на расстоянии около 7…10 мм от одного из краев необходимо просверлить дырку указанного выше диаметра.
  • С помощью сварки необходимо приварить гайку ровно над просверленным отверстием. При этом работать нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу на гайке.
  • Вкрутить болт в гайку так, чтобы его край достал внутренней поверхности противоположной от отверстия стенки трубки.
  • В качестве рукоятки для трубки можно либо загнуть противоположный кусок трубы под прямым углом, либо же доварить еще один кусок трубы или любой другой металлической детали, похожей по форме (прямой).
  • Выкрутить болт обратно, а в трубку вставить стержень клапана, и с помощью болта зажать его крепко с помощью гаечного ключа.

§ 10. ПРИТИРКА. Притирочные инструменты и материалы.

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Короткий путь https://bibt.ru <<�Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

Общие сведения.

Притиркой называется обработка поверхностей деталей абразивными порошками и пастами с целью получения плотных герметичных разъемных и подвижных соединений.

Поверхность под притирку должна быть тщательно подготовлена. Припуск на притирку обычно составляет от 0,01 до 0,02 мм. Детали притирают с точностью до 0,001-0,002 мм.

Разновидностью притирки является доводка, обеспечивающая получение не только правильных заданных геометрических форм и заданной чистоты, но и заданных размеров детали с точностью до 0,001 мм. Эту операцию применяют при изготовлении калибров, шаблонов, лекал. Иногда доводят резцы, шаберы и другие инструменты для получения поверхности.

Сущность процесса заключается в том, что очень мелкими зернами абразивного материала, располагающимися либо на поверхности специальных инструментов (притиров), либо между притираемыми деталями, с поверхности снимаются мельчайшие неровности и она приобретает нужную точность и чистоту.

Притирочные инструменты и материалы. Основным инструментом для притирки или доводки являются притиры, формы которых должны соответствовать форме притираемой поверхности. Притиры изготовляют из мягкого мелкозернистого чугуна, меди, латуни, бронзы, свинца и др. В рабочую поверхность притира вдавливают абразивный порошок или пасту.

Вдавливание абразива в притир называют «шаржированием» притира. Шаржируют притир следующим образом: если притир круглый, его катают по стальной закаленной плите, на которую нанесен слой абразива; если притир плоский, его посыпают тонким слоем абразива и вдавливают зерна абразива стальным закаленным катком.

Материалами для притирки служат абразивы в виде порошков или паст. К числу порошкообразных абразивов относятся наждак, корунд, карбид кремния, окись железа, окись хрома, толченое стекло и другие материалы.

В настоящее время широко применяют пасты ГОИ. По сравнению с порошкообразными абразивами пасты ГОИ увеличивают производительность процесса притирки во много раз.

Притирку и доводку выполняют, как правило, со смазкой. Смазывающая среда не только повышает скорость притирки и доводки, но и улучшает качество их.

В зависимости от материала, из которого сделан притир, применяют различные смазки: для чугунных притиров — бензин или керосин, для стальных — машинное масло. При притирке медных сплавов применяют смесь машинного масла с животным жиром. Выбранную смазку смешивают с абразивными порошками и тщательно растирают.

Перейти вверх к навигации

Проверка качества выполненных операций

Проверить качество выполненной работы можно несколькими средствами:

  • керосином;
  • воздухом;
  • карандашом.

Самый эффективный способ проверки — применение вакуум-тестера, который имитирует процессы, проходящие в двигателе автомобиля. Пропускаемый газ вырывается через возможные щели.

Проверку ГБЦ вакуум-тестером лучше осуществлять в специализированном сервисе, приобретение тестера достаточно накладно

Со стороны как впускного, так и выпускного коллекторов подключается прибор, в результате чего образуется вакуум. При плохой притирке клапанов манометр будет фиксировать минимальный уровень давления, поскольку через щели проходит воздух, чего в норме не должно быть.

Ещё один способ проверки — использование керосина. ГБЦ располагается таким образом, чтобы камера сгорания была направлена вверх, а поверх наливают керосин. Бытует мнение, что за ночь керосин при неправильно проведённой притирке должен вытечь, однако на деле это не совсем так и названный метод не является достаточно эффективным.

Проверка герметичности ГБЦ керосином — не самый достоверный метод контроля

Равномерность распределения специального маркирующего вещества — ещё один вариант проверки. По всей окружности клапанного седла рисуются радиальные риски, после чего деталь вставляется на место, прижимается и прокручивается. Затем её вынимают и осматривают сложившийся узор. Если риски были стёрты и всё основание седла прокрасилось равномерно, то клапан можно пускать в эксплуатацию. В противном случае притирку проводят ещё раз.

Притирка клапанов — необходимая процедура, обеспечивающая нормальное функционирование ГБЦ автомобиля. Проводить её, несмотря на всю простоту работы и доступность материалов, лучше всего при помощи специалистов: это гарантирует длительный срок эксплуатации не только клапанов, но и двигателя машины в целом.

Что необходимо для притирки

Процесс притирки выполняется при демонтированной головке блока цилиндров. Поэтому кроме инструментов для притирки клапанов автовладельцу также понадобится инструмент для демонтажа ГБЦ. Как правило, это обычные слесарные ключи, отвертки, ветошь. Однако также желательно иметь и динамометрический ключ, который понадобится на этапе обратного монтажа головки на место. Необходимость в нем возникает, поскольку крепежные болты, держащие головку на ее посадочном месте, должны быть закручены с определенным моментом, который как раз и можно обеспечить лишь при помощи динамометрического ключа. В зависимости от того, какой будет выбран способ притирки клапанов — ручной или механизированный (о них немного позже), отличается и набор инструментов для работы.

Непосредственно для выполнения притирки клапанов автовладельцу понадобится:

  • Ручной держатель клапана. В автомагазинах или автомастерских имеются в продаже уже готовые такие изделия. Если вы по каким-либо причинам не хотите или не можете купить подобный держатель, то его можно изготовить самостоятельно. Как его сделать, рассказано в следующем разделе. Ручной держатель клапана используется при ручной притирке клапанов.
  • Паста для притирки клапанов. В большинстве случаев автовладельцы покупают уже готовые составы, поскольку в настоящее время этих средств в автомагазинов достаточно много, в том числе по разным ценам. В крайнем случае можно сделать подобный состав и самостоятельно из абразивной стружки.
  • Дрель или шуруповерт с возможностью реверса (для выполнения механизированной притирки). Как правило, притирка выполняется в обе стороны вращения, поэтому дрель (шуруповерт) должна вращаться как в одну, так и в другую стороны. Также можно воспользоваться ручной дрелью, которая сама по себе может вращаться в одном и другом направлении.
  • Шланг и пружинка. Эти устройства необходимы для выполнения механизированной притирки. Пружинка должна иметь невысокую жесткость, и диаметр на два-три миллиметра больше диаметра стержня клапана. Аналогично и шланг, чтобы его можно было впритык надеть на стержень. Также для его закрепления можно воспользоваться маленьким хомутом. Еще необходим какой-нибудь недлинный металлический стержень по диаметру аналогичный стержню поршня, чтобы он также впритирку подходил для резинового шланга.
  • Керосин. Его используют в качестве очистителя и впоследствии для проверки качества выполненной притирки.
  • «Шарошка». Это специальное приспособление, предназначенное для снятия поврежденного металла в посадочном гнезде клапана. Такие приспособления продаются в готовом виде в автомагазинах. В настоящее время в автомагазинах можно найти эту деталь практически для любого двигателя (тем более для распространенных автомобилей).
  • Ветошь. Впоследствии с ее помощью нужно будет вытереть насухо обработанные поверхности (заодно и руки).
  • Растворитель. Нужен для очистки рабочих поверхностей.
  • Скотч. Является нужной составляющей при выполнении одного из методов механизированной очистки.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий