Как сделать сабвуфер своими руками: расчет, теоретические основы и советы по выбору материалов и элементной базы (135 фото)

Разновидности коробов

О компьютерных расчетах

Не думайте, что JBL SpeakerShop или др. программа расчета акустики выдаст вам единственно возможный самый-самый правильный вариант. Компьютерные программы пишутся по устоявшимся проверенным алгоритмам, но нетривиальные решения невозможны только в богословии. «Все знают, что так делать нельзя. Находится болван, который этого не знает. Он-то и делает изобретение» – Томас Альва Эдисон.

SpeakerShop появился не так давно, разработано это приложение весьма основательно и то, что пользуются им очень активно, безусловный плюс как разработчикам, так и любителям. Но чем-то теперешняя ситуация с ним похожа на историю с первыми фотошопами. Кто юзал еще винду 3.11, помните? – тогда по обработке картинок просто с ума сходили. А потом оказалось – чтобы сделать хороший снимок, нужно все-таки уметь фотографировать.

Динамик

Динамик, по сути, является одной из самых простых по устройству комплектующих сабвуфера. Но, это идёт вразрез с тем, что динамик — самая важная часть всего механизма.

Динамики подразделяются на несколько разделов по разным параметрам. Во-первых, стоит выделить разделение динамиков по частотности. Конкретно в нужных вам сабвуферах применяются именно динамики с низкой частотностью.

Низкочастотные динамики с частотой ниже 150 Гц регулярно используются и встраиваются практически во всех сабвуферах, которые можно использовать для обустраивания домашнего кинотеатра.

Динамики продаются не по отдельности, а со специальными инструментами, которые после установки создают специальное акустическое оформление. Это позволяет создавать качественный и чистый звук, который будет приятно слушать и он будет радовать вас при домашнем просмотре фильмов или сериалов.

Динамики применяются не только в домашних кинотеатрах. Так же, подобную технику закупают при обустраивании музыкальных и звукозаписывающих студий, устанавливают в автомобилях для громкого проигрывания музыки.

Обратитесь к помощи специалистов и специальных технических служб. Да, приходится немного потратиться, но это того стоит, так как по итогу вы получите качественный сабвуфер, который будет дополнять ваш домашний кинотеатр и исправно работать долгое время.

Сабвуфер: выбор динамика для дома, авто, компьютера

Специалисты рекомендуют уделять внимание диаметру динамика:

  • 10-12-дюймовый – оптимальный вариант для транспортного средства при условии, что оно легковое;
  • 6-10-дюймовый – предельный диаметр динамика для сабвуфера, который будет располагаться по соседству с компьютером, т.к. пользователю сильная громкость будет только мешать и вредить;
  • 10-дюймовый и более – динамик среднего и большого диаметра позволяет полноценно наслаждаться музыкой, даже если слушатель находится в другой комнате (особенно, если жилье частное).

Вывод напрашивается сам собой: выбирая 10-12-дюймовый динамик для автомобильного сабвуфера, пользователь сразу решает вопрос, как сделать сабвуфер для дома своими руками, т.к. в домашних и автомобильных условиях требуемые громкость и качество звука совпадают.

Добавить комментарий Отменить ответ

Шаг 3: Начало

После изучения представленных схем, мы можем начать сборку. Чтобы точно вырезать заготовки из МДФ, автор использую циркулярную пилу, если у вас такого оборудования нет в наличии, можно использовать лобзик, а края полученных заготовок отшлифовать наждачной бумагой!

Чтобы вырезать окошко для панели управления усилителя, автор сначала разметил место где он будет установлен, затем просверлил четыре отверстия в каждом углу, для того что бы процесс пила был аккуратным и не повредить углы. Затем лобзиком отрезал как можно ближе к линии

Здесь нет необходимости быть точным, важно лишь, чтобы опорная панель усилителя находилась на краю. Так же необходимо вырезать отверстие для фазоинвертора, сделать это можно коронкой по дереву на 64 мм (2 1/2 «), главное что бы фазоинвертор плотно заходил в отверстие!

Антиакустика

Это очень важная часть при обустройстве домашнего кинотеатра и сабвуфера в частности. Нужно создать отличную антиакустику, особенно если вы живёте не в своём доме, а в многоквартирном.

Соседи могут пожаловаться на громкий звук, и они имеют право. Создайте качественную изоляцию звука и смотрите сериалы и фильмы, слушайте музыку столько, сколько хотите.

Первое, чем нужно запастись для создания грамотной изоляции звука — специальный акустический поролон. Это довольно популярный материал, который регулярно используют музыканты для оформления домашних музыкальных студий.

Отличается высокой эффективностью и малой стоимостью. Можно найти звукоизоляционный поролон на различных интернет-ресурсах от сторонних производителей, тогда цена будет и то меньше.

Так же, можно модернизировать уже имеющиеся стены в вашем доме так, чтобы они добавляли антиакустики и звукоизоляции. Есть специальный дизайн формы потолка, который не получится установить в домашних условиях, но если вы потратитесь и закажете оформление у профессионалов, то вы точно не пожалеете.

Делаем короб фазоинверторного типа

Итак, с выбором короба определились и пора переходить к процессу изготовления.

Материалы

В первую очередь, нам понадобятся материалы. Как правило, это должна быть составляющая, которая бы представляла собою прочный материал, отменно изолирующий звук. Многослойная фанера подойдет для этих целей лучше всего.

Кроме того, будет подготовить это:

  • Саморезы в количестве 100 штук, желательно 50-55 мм.
  • Какой-нибудь шумоизоляционный материал.
  • Жидкие гвозди или силикон.
  • Клей ПВА.
  • Герметик.
  • Кусок карпета на 3 метра.

Инструменты

Что касается инструментов, то подойдут следующие принадлежности:

  • Шуруповерт или дрель на крайний случай.
  • Клеммник.
  • Электрическая пила и желательно такой же рубанок.

Алгоритм проведения процесса

Итак, делаем короб фазоинверторного типа на динамик 12 дюймов. В этом случае рекомендуется сделать объем ящика равный 40-50 литрам.

Как самому сделать короб для сабвуфер

Ниже приведена таблица расчета:

Наружные размеры
ШхВхГ, мм 700х450х260
Размеры панелей
Сторона передняя, мм 700х450
Сторона задняя, мм 700х450
Боковина, мм 450х260
Верхняя, нижняя, мм 350х150
E, Xmin, мм 350×150/200

 Итак:

Делаем отверстие под динамик и под щель фазоинвертора.

Как сделать коробку под сабвуфер

  • Собираем щель фазоинвертора.
  • Крепим ее к сабвуферы(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы) – к передней панели.
  • По всем стыкам желательно пройтись силиконом, а лучше жидкими гвоздями. После этого, завернуть саморезы.

Как правильно собрать короб для сабвуфера

Как собрать коробку под сабвуфер

  • Создаем отверстие малого размера под клеммник.
  • Все части короба соединяем.
  • Все визуально осматриваем на обнаружение правильности вырезов и скрепления деталей.
  • Ставим динамик внутрь.

Как правильно сделать коробку для сабвуфера

  • Теперь надо заняться внутренней отделкой, проклеивая все щели специальным клеем или герметиком.
  • Обертываем короб шумоизоляционным материалом.

Как сделать короб для сабвуфера самому

  • Придаем и наружной части короба привлекательный внешний вид, обертывая карпетом.
  • Все готово.

Приведенная выше инструкция дает практическое понимание проведения данной манипуляции. Только в процессе работы своими руками рекомендуется изучить вдобавок видео и фото, соответствующего толка. Цена на самодельный короб для сабвуфера всегда высокая и на крайний случай, научившись делать такие изделия, можно создать и свой собственный бизнес.

Установка автомобильного сабвуфера

Сабвуферы в машину своими руками ставятся преимущественно в грузовой отсек. Есть и другой, менее популярный вариант, когда это приспособление крепится прямо по сиденье водителя. В обеих позициях обеспечивается отличная слышимость, акустика и качество звука, которое позволит без проблем слушать музыку в машине.

Конечно, сабвуферы под сиденье своими руками будет выглядеть лучше, нежели его аналог.

Преимущество установки сабвуфера в машину в том, что он не требует определенных дополнительных аксессуаров. Вам даже не нужно будет убирать какие-то составляющие вашего автосалона.

Типы сабвуферов в автомобилях бывают разные. Самым популярным являются экземпляры типа стелс. Они отличаются чистым звуком, независимо от басистости. Так , они довольно органичны, что следует из названия.

Установка автомобильный сабвуферов типа стелс не вызовут у вас абсолютно никаких проблем и поломок. Достаточно только подобрать подходящий по форме и размерам экземпляр и закрепить его плотно в салоне машины при помощи специальных креплений.

Сабвуфер своими руками в машину — это просто и очень эффектно.

Как сделать с нуля?

Сабвуфер – это мощное дополнение для акустической системы, которая вполне может стать частью домашнего кинотеатра. Но как быть, если денег на покупку готового оборудования нет, а насладиться качественным звуком хочется? В таком случае можно попробовать сделать сабвуфер для дома своими руками. Для этого требуется выполнить ряд действий:

Купить динамики и корпус (лучше всего деревянный).
Рассчитать размеры ящиков. Для этого можно воспользоваться компьютерными программами, в которых требуется указать ряд параметров – размеры динамика и фазоинвертора.
Изготовить детали. Уже после подсчетов можно приступать к созданию деталей будущего сабвуфера. Лучше всего использовать дерево высокого качества, фанеру: кроме натуральности, они идеально подходят для самой разной обработки.
Собрать корпус. После того как все детали будущего устройства выпилены, их нужно соединить между собой. Для большей надежности стенки удобнее всего скреплять саморезами.
Соединить динамик с усилителем и блоком питания. Для этого могут потребоваться чертежи сабвуфера для дома, на которых отмечены все нюансы подсоединения основных элементов

Структурная схема всей системы звучания играет важную роль, значит, этой стороне сборки нужно уделить пристальное внимание.
Вставить готовый и уже усиленный динамик в корпус. Обшить его

Вывести все провода наружу с задней части коробки через специальные разъемы.

Все, сабвуфер готов к эксплуатации, можно заниматься его проверкой. Если вдруг во время эксплуатации появятся неприятные звуки, шелест, есть смысл проверить, все ли отверстия в коробке закрыты. Они должны быть герметизированы – для этого можно использовать клей или герметик. В любом случае сделать сабвуфер для дома можно и самостоятельно, если разобраться в схемах и чертежах.

Просмотры:
89

Электросхема усилителя активного сабвуфера

   Сам усилитель — микросхема TDA1562Q. Чтобы усилитель лучше работал на низких частотах, необходимо ёмкость вольтдобавки поднять до 10000 — 20000uF (или больше) на плечо. В данном случае использовано 6 конденсаторов по 4700uF/16V. Повышение емкости конденсаторов выше 20000uF не дает заметного улучшения. Конденсаторов на напряжение 16 В вполне достаточно, потому что напряжение на них не больше, чем напряжение питания. При меньшей мощности усилитель работает в классе AB с мощностью до 20 Вт. В структуре микросхемы расположены также ряд функций безопасности, токовых, тепловых, перегрузки и измерение искажений. Схема имеет также выход для диагностики, но здесь они не нужны. Вывели только LED индикатор, который загорается, если система обнаружит какие-то нарушения работы.

Какими бывают короба для сабвуфера?

Существует несколько типов ящиков для сабвуфера. От конструкции короба напрямую зависит качество звука, которое Вы получите на выходе. Ниже представлены наиболее популярные типы сабвуферов:

Закрытый ящик — наиболее простой в изготовлении и проектировке, его название говорит само за себя. Низкочастотный динамик помещается в герметичный деревянный корпус, который улучшает его акустические характеристики. Изготовить сабвуфер в авто с таким корпусом довольно просто, однако он имеет самый низкий КПД.

Бандпас 4-го порядка — это тип сабвуфера, корпус которого разделен на камеры. Объемы этих камер разные, в одной из них размещен динамик, а во второй — фазоинвертор (воздуховод). Одной из особенностей этого типа сабвуфера является способность конструкции ограничивать частоты, которые воспроизводит диффузор.

Бандпас 6-го порядка отличается от 4-го порядка наличием еще одного фазоинвертора и еще одной камеры. Есть два типа бандпасов 6-го порядка — первый имеет один фазоинвертор, а второй два (один из них общих для обеих камер). Этот тип короба является наиболее сложным в проектировании, но выдает максимальный КПД.

Фазоинвертор — сабвуфер со специальной трубкой в корпусе. Она выводит воздух и обеспечивает дополнительное звучание от задней части динамика. По сложности в изготовлении и качеству звучания этот тип нечто среднее между закрытым ящиком и бандпасом.

Желая получить наиболее качественное звучание, можно остановить свой выбор на бандпасах. Но конструкция этого типа имеет множество деталей, которые надо тщательно спроектировать и просчитать. Все это можно сделать с помощью специальной программы WinlSD, которая не только определит оптимальный размер и объем сабвуфера, но и создаст его 3D модель, а также просчитает размеры всех деталей.

К сожалению, эта программа требует хотя бы минимальный знаний в этой сфере и рядовому автолюбителю навряд ли удастся сделать все верно с первого раза. Тем более, для того, чтобы программа правильно работала, ей необходимы некоторые параметры динамика, которые также известны не всем. Если Вы не планируете принимать участие в соревнованиях по авто-звуку советуем отбросить бандпасы.

Фазоинвертор будет наиболее оптимальным решением для самодельного сабвуфера. Этот тип короба хорош тем, что трубка (фазоинвертор) позволяет лучше воспроизводить самые низкие частоты. Фактически это дополнительный источник звука, который содействует звучанию сабвуфера и повышает КПД.

В подвале

Лучшее место для ДК в доме — подвальное помещение. Такую комнату просто затемнить (не забудьте про светящуюся табличку с надписью «Вход», подсветку пола и ступеней), естественная звукоизоляция разом решает почти все проблемы заглушки комнаты, остаются только вопросы подачи воздуха через вентиляционные каналы, двери и потолок. Для снижения уровня шумов за пределами такого ДК применяют специальные конфигурации заглушенных вентиляционных каналов, звукоизолирующие двери с тамбуром.

Однако есть и неочевидные проблемы с размещением кинотеатра в подвале. Например, из-за того, что практически все материалы, применяемые для акустической обработки, имеют отличные теплоизоляционные характеристики, мы получим «термос», тогда как хороший ДК может иметь выделяемые тепловые мощности на уровне нескольких киловатт. Другими словами, к вопросам охлаждения ДК в подвале нужно отнестись максимально серьезно. Я встречал такие проекты, когда температура просмотра повышалась настолько быстро, что там было трудно находится спустя полчаса после начала киносеанса.

Следующая проблема подвальных помещений — низкие частоты не поглощаются бетонными стенами цоколя, а практически полностью отражаются обратно в помещение. В таких условиях комната ведет себя как высокодобротный резонатор, и в результате амплитуды паразитных резонансов могут превысить полезный сигнал на 15-20 дБ! И так как низкие частоты стихают медленно, они продолжают «играть» еще долго после того, как основной сигнал закончился.

Эффективных материалов для звукопоглощения на низких частотах мало, они дороги и их требуется много. Так, чтобы эффективно заглушить бетонные стены на частотах ниже 80-100 Гц, потребуются многослойные конструкции, по принципу действия, кстати, схожие с многослойной броней, когда между собой чередуются вязкие отражающие и поглощающие слои. Вязкий слой частично пропускает НЧ и попутно переводит звук в тепло (звуковые волны заставляют материал изгибаться и вибрировать), а поглощающий слой из пористого продуваемого материала глушит межслойные отражения и, в свою очередь, преобразует в тепло движение воздуха в порах материала.

Есть одно универсальное решение для подавления НЧ резонансов. Делается облицовка бетонных стен с относом двойными листами ГВЛ с вибродемпфирующей прокладкой между ними, а получившуюся полость заполняют пористым или волокнистым звукопоглощающим материалом, например, минватой. Затем на эти фальшстены из ГВЛ наклеивают листы из распространенных акустических материалов типа поролона, панелей Heradesign и т.п. — это уже требуется, чтобы получить правильный уровень поглощения в средне- и высокочастотном диапазонах. В деле борьбы с «гуляющим» низом наиболее внимательно нужно отнестись к тыловой стене, где формируется первое отражение звуковой волны, приходящей от фронтальных динамиков и сабвуферов.

Существует еще т.н. SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response). Суть его в том, что первые отражения от близко расположенной стены приходят к зрителю с некоторой задержкой по отношению к прямому звуку, и определенные частоты встают в противофазу. В итоге в АЧХ получается сильный провал. Чтобы избежать этой проблемы, все ДК высокого класса выполняют на встраиваемой акустике, чтобы диффузоры динамиков находились в плоскости стены, тогда и условий для возникновения SBIR-эффекта не будет.

Выбор вида сабвуфера

Прежде чем устанавливать саб для акустической системы в авто, надо определиться с его видом. На сегодня различается два тип устройств — активные и пассивные. Первые оборудуются встроенной системой звукоусиливающего тракта, а также обладают возможностью регулировки баланса частот — эквалайзером. Благодаря использованию усилительного устройства такие сабвуферы не нуждаются в мощностных характеристиках штатной аудиосистемы. Динамик самостоятельно раскачает колонки до нужного значения.

К основным особенностям надо отнести и высокую надежность устройства. Это достигается благодаря заводской компоновки, а также инженерного расчета, присущего для производителей сабов. Если в приоритете приобрести качественное устройство, которое прослужит не один год, то рекомендуется выбрать активный вариант.

Такие сабвуферы обладают недостатками:

  1. В продаже динамики поставляются в готовом виде. Появляются сложности при установке в салоне транспортного средства. На практике это более характерно для оборудования, выполненного в универсальном корпусе. Его хоть и можно установить практически в любое место, но потребителю при монтаже придется столкнуться с неудобствами.
  2. Любители качественного звучания могут не оценить работу устройства. При изготовлении производители пытаются добиться нужных размеров, которые подходят для большинства салонов современных авто. Но это делается в ущерб высокой эффективности устройства. На практике материалы, из которых производится корпус, не всегда характеризуются значительным качеством.

Пассивный тип устройств отличается от активного тем, что в нем не реализован встроенный усилитель, а также отсутствует возможность корректирования частотного диапазона. Комплектация такого сабвуфера включает в себя только колонку и корпус, в который она устанавливается. Но и качество исполнения последнего не будет на высшем уровне. Рекомендуется приобрести более мощный динамик.

Отсутствие элементов управления рассматривается, как достоинство для проигрывания треков. Поскольку нет искажений, которые может добавить дополнительная электроника, точных результатов позволит добиться подстройка звуковых характеристик.

Канал «Sundown Russia» подробно сравнил все характеристики, преимущества и недостатки акустических приспособлений открытого и закрытого типа.

Фанера

Фанера (древесно слоистая плита) — многослойный материал, который изготавливают путём склеивания подготовленного шпона. Чтобы повысить прочность слои накладывают так, чтобы волокна древесины были строго перпендикулярны предыдущему листу.

Самый популярный материал для самостоятельного изготовления сабвуфера. Бывает: строительная, промышленная, упаковочная, мебельная и конструкционная. Использовать лучше мебельную, если повезет найти конструкционную — вообще здорово.

Фанера имеет высокую прочность, легко поддается обработке, при достаточной толщине придает хорошую жесткость корпусу, но может расслаиваться при сборке.

Шаг 7: Задняя панель

Обратите внимание, что задняя панель расположена не так, как в планах сборки. В составленных планах вы можете видеть, что нет опорных элементов панели, что упрощает процесс сборки, так что задняя панель может быть прикручена непосредственно к корпусу

Автор решил просверлить зенковки на задней панели, чтобы винты были на одном уровне. Затем поместил заднюю панель на место и просверлил отверстия для винтов

Обратите внимание, что сначала нужно просверлить сверлом меньшего диаметра, а затем использовать сверло большего диаметра, чтобы винты не вгрызались в заднюю панель, а только зажимали ее

Фото печатных плат

   Сама микросхема TDA1562 после сборки проверяется не на 50-ти амперном аккумуляторе, а дома с блоком питания ATX. Она без проблем работает с нагрузкой 4 Ома, также прекрасно справляется с нагрузкой 2 Ома. Конечно нельзя ожидать чудес от столь простой конструкции, но безусловно, эта микросхема достойна своей цены.

   Фильтр низких частот двухрядный (12 дб/октаву) с регулируемой верхней частотой отсечки от 20 до 200 Гц, что позволяет тщательно протестировать и подобрать рабочую частоту сабвуфера. Изначально регулировка производилась до 100 Гц, но изменение номинала двойного потенциометра с 2x10K на 2x20K увеличила этот диапазон. В общем это типичный фильтр, построенный на основе операционного усилителя типа NE5523, TL072, или LM358. Питание фильтра поступает через резистор и большой конденсатор 4700uF/16V шунтированный ёмкостью 100nF, препятствующей прохождению помех высоких частот. Кроме того, питание с точки BAT проходит через предохранитель 10 А. Убедитесь, что этот предохранитель надлежащего значения. Диод защищает всю схему от неправильной полярности питающего напряжения, он должен быть сильнее тока используемого предохранителя. На схеме это 1N4004, но нужно впаять диод большей мощности (например, от блока питания ATX).

   Схема усилителя загрузит аккумулятор током до 8 А, следовательно, соединительный кабель должен быть не менее 2,5 мм кв. Массу мы можем получить из любой точки, например, металлических деталей багажника. Микросхема требует охлаждения, для этого необходимо прикрепить к ней радиатор. Усилитель включается автоматически вместе с автомобильным проигрывателем, для этого используем вход MODE. Так что, когда радио выключено, то сабвуфер тоже. После того, как успешно собран и опробован УМЗЧ, перейдём ко второй части — изготовление коробки сабвуфера.

Из чего изготовить короб

Проектирование сабвуфера

c http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>lass=»adsense-box»>

Следующим шагом будет создание проекта будущего саба. Перед тем как собрать корпус, рекомендуется выполнить некоторые расчеты. Что-то можете подсмотреть на видео, изучить опыт изготовления сабов другими автолюбителями.

Но все же правильно делать проект конкретно под свои параметры динамиков и автомобиля. Для таких целей существует даже специальная практически профессиональная программа. Называется от Win ISD. В нее вносятся некоторые параметры, в результате чего вы получаете на выход проект оптимального саба.

Вам следует знать о:

Сабвуфер: назначение и классификация

Сабвуфер представляет собой звуковой усилитель, подсоединенный к динамику, который размещен внутри короба-колонки. Сабвуфер призван воспроизводить аудио на низких частотах, чтобы делать музыку громче и чище.

По мощности звука сабвуферы бывают:

  • Активными – со встроенными усилителем и кроссовером для получения высококачественного звучания и приема сигнала от разных источников.
  • Пассивными – без усилителя, подключаемыми к аудиосистеме напрямую, из-за чего последняя иногда перегружается и теряет прежнее качество звучания.

Преимущество первого вида перед вторым очевидно. Однако как сделать усилитель для сабвуфера своими руками, если соответствующую деталь можно приобрести за деньги отдельно? Платить – необязательно.

Укладка проводов

Фиксация кабелей питания и подача аудиосигналов становятся первоначальной планкой во время совершаемых настроек. Перед стартом монтажа следует определиться с начальным местом настройки усилителя: согласно стандартному правилу, кабель нужно укладывать под 300 мм (включая запасную часть), а сама укладка оставляется под обшивками салона. Заодно провод получится подключить к зажимам аккумуляторной батареи или к силовому кабелю стандартной электрической проводки (как дополнительный вариант).

В цепи непременно фиксируется защитный предохранитель: точка монтажа должна гарантировать свободный доступ для тщательного изучения или замены. Если при попытке подключить конденсатор, прокладку нужно направить через перегородку кузова, то ее стоит провести к нештатным каналам. В случае их отсутствия советуют создать отверстия, защищенные специальными пластиковыми фиксаторами.

Провода для подключения сабвуфера не должны напрямую пересекаться с заостренными кромками из металла, сдавливаться обшивками и находиться в зонах, подверженных повреждению конденсатом.

Заземление

Правильно подключить заземления или отрицательный провод питания можно параллельно с настройкой положительного проводника. Для монтажа рассматриваемого кабеля советуют применять специальные болты, которые есть в автомобиле (на кузове).

Край провода должен быть дополнен специальной клеммой, которая максимально сильно фиксируется гайкой.

Тонкая доводка

Итак, место для нового компонента найдено. Настало время доводки сабвуфера до приемлемых показателей количества баса и уровня громкости относительно общей системы. Для этого все современные сабы оснащены как минимум двумя регулировками: это уровень громкости и частота среза.

Для кино важно эффектное и масштабное озвучивание происходящего на экране. Также важно, чтобы сабвуфер и остальные компоненты системы минимально вмешивались в работу друг друга

Здесь кинотеатралам на помощь приходит внутренний функционал ресиверов. Воспользуйтесь встроенным в ресивер кроссовером, чтобы отсечь от фронтальных и тыловых колонок ненужный диапазон частот.

Если ваша акустика напольная — установите для нее нижний предел примерно в 80 Гц. Если вы используете полочные колонки — оставьте им звуки где-то от 100 Гц и выше. Для сабвуфера же, в свою очередь, установите такие же верхние лимиты: 80 или 100 Гц, соответственно. Касаемо уровня громкости сабвуфера — для начала установите регулятор на треть от возможной мощности. Далее, уже в «полевых» условиях, вы поймете, нужно ли добавить ему громкости или же наоборот — немного отнять.

В Hi-Fi-системе настройка саба отличается. Сперва нужно выяснить, какой частотный диапазон доступен для конкретной АС, которую мы хотим объединить в трифоник. Интересен нам, прежде всего, нижний порог АС. По нему и ориентируемся: если это, допустим, 40 Гц — сперва попробуйте установить срез сабвуфера на 40–60 Гц, чтобы образовалась некая «накладка» и плавная стыковка частот саба и акустики. Можно экспериментировать и поднимать частоту среза еще выше — вплоть до 100–120 Гц.

Здесь результат будет зависеть от того, насколько плотно ваши АС могут играть на той или иной частоте в нижнем регистре. В результате, можно получить как переизбыток верхнего баса, так и приятное его уплотнение, лучшую телесность и полновесность звука. Но по итогу такой настройки, скорее всего, нужно будет убавить уровень громкости сабвуфера. А это, в свою очередь, приведет к ослаблению звучания самых нижних частот, на которые способен ваш саб.

Также существует альтернативный вариант настройки, когда срез сабвуфера устанавливается в его минимальное положение, а тонкая доводка происходит регулировкой уровня громкости саба относительно стереопары. В этом варианте лучше звучат самые нижние герцы — сабвуфер не возьмет на себя ношу АС, или же возьмет, но только ее малую долю. Такой метод рекомендует одна из фирм-производителей сабвуферов.

В конечном итоге, в плане настройки «референсом» считается такое сочетание звука, когда сабвуфер и акустика дополняют друг друга и становятся на слух «одним целым». Но и вкусовые предпочтения никто не отменял: в любом случае, главное — чтобы нравилось лично вам.

Автосабвуферы

Автомобильные сабвуферы ставят обычно или в грузовой отсек, или под сиденье водителя, или за спинку заднего сиденья, поз. 1-3 на рис. В первом случае короб отнимает полезный объем, во втором саб работает в тяжелых условиях и может быть поврежден ногами, в третьем – не всякий пассажир сможет вытерпеть мощный бас прямо возле ушей.

Автомобильные сабвуферы

В последнее время автомобильный сабвуфер все чаще делают типа стелс (stealth), встроенным в нишу заднего крыла, поз. 4 и 5. Подбаса достаточной мощности добиваются, применяя специальные автодинамики диаметром 12” с жестким диффузором, мало подверженным мембранному эффекту, поз. 5. Как сделать сабвуфер для автомобиля путем отформовки крыльевой ниши, см. след. видео.

Оформление сабвуфера

Тут не получится всё максимально подробно описать, да ещё и так, чтобы каждому было понятно. Не все разбираются в такой сложной технике на одинаковом уровне.

Чтобы более подробно и доступно понять всё оформление динамиков, звуковых карт, различных аксессуаров, входящих в состав сабвуфера, следует найти на просторах интернета специальные технологические карты и схемы. Сделать это можно на любом тематическом форуме или ресурсе, или просто на случайном сайте на просторах сети.

На подобных изображениях во всех подробностях описывается структура и устройство подобной техники. Присутствуют условные обозначения, стрелки и расшифровки всех аббревиатур.

В целом, всё для того, чтобы вам было максимально понятно и доступно изучать этот вопрос. Чертежи и схемы для сабвуфера лучше брать готовые, чем делать своими руками.

Запуск и настройка схемы

При первом запуске не вставляйте в панельки операционные усилители и после включения питания проверьте, что на каждой панельке имеются правильные напряжения питания. Потом уже можно всунуть их по местам. Потенциометр громкости должен быть закручен на минимум (до упора влево), а на вход надо подать сигнал с mp3-плеера или компьютера. Усилитель хорошо работает как с динамиками (колонками акустических систем) с сопротивлением 4, так и 8 Ом.

В роли выходных усилителей мощности работают микросхемы TDA2050, TDA2030 или TDA2040, обеспечивая выходную мощность, соответственно 14, 20 или 30 Ватт на канал. Не обязательно все микросхемы усилители должны быть одинаковые. Вы можете установить те что слабее в роли УНЧ стерео, а более мощный усилитель оставить для сабвуфера. 

Стабилизаторы напряжения U1 и U2 обеспечивают симметричное двухполярное напряжение на уровне +/-15 В. Можно с успехом применить стабилизаторы на напряжение 12 В или даже 9 В. Это не вызовет изменений в работе предусилителя. Такая процедура будет необходима в случае, если мы хотим питать усилитель меньшим напряжением, чем +/- 18 В. Стабилизаторы 7815 и 7915 могут не хотеть нормально работать с малым падением напряжения. Скачать файлы печатных плат можно тут.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий