Содержание
- 1 Как прозвонить коллекторный двигатель
- 2 Обмотка электродвигателя: лучшие схемы соединения и подключения. Инструкция как сделать и прозвонить обмотку своими руками
- 3 Как определить мощность электродвигателя?
- 4 Испытание изоляции обмоток
- 5 Однофазные электродвигатели 220в: особенности подключения
- 6 Причины низкого сопротивления
- 7 Электродвигатели переменного тока
- 8 Как отличить на однофазном двигателе
Как прозвонить коллекторный двигатель
Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.
Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.
Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.
Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.
Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.
В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.
Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.
Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.
Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.
Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.
Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.
Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.
Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.
Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.
Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.
Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.
Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.
Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.
Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.
При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.
Обмотка электродвигателя: лучшие схемы соединения и подключения. Инструкция как сделать и прозвонить обмотку своими руками
Электрический двигатель постоянно работает на больших мощностях, поэтому неудивительно, что механизм часто выходит из строя. Больше всего страдает так называемая обмотка — расположенная в пазах и соединенная на концах заворачивающими кольцами медная, алюминиевая или бронзовая проволока.
При скачках напряжения, гидравлических ударах, перегревах из-за превышения допустимой нагрузки изоляция на обмоточном слое нарушается, а происходящее замыкание плавит металлические стержни.
А вся необходимая для этих действий информация — вплоть до пошаговой инструкции — представлена ниже.
Какой должна быть намотка
Обмотка — это кусок проводника, зафиксированный кольцами в корпусе двигателя. Ее установка требует соблюдения ряда условий:
- Проволока однородная на всем покрываемом участке;
- Форма и площадь сечения проводника соответствуют друг другу;
- Поверх наносится слой изоляции (лака);
- Соединение должно обеспечивать надежный контакт.
Если хоть одно из требований нарушено, то происходящие в двигателе процессы работают на износ, теряя мощность, обороты и ломаясь.
В большинстве случаев схема соединения обмоток двигателя представлена в виде звезды или треугольника, однако существуют и другие варианты. Концы проводников подключают на специальные внешние колодки с клеммами, редко соединения наблюдаются внутри корпуса.
Возможные неполадки
Обмотка достаточно хрупкий элемент мотора, поэтому его нестабильная работа может вылиться во многие неисправности:
- Обрыв провода и прекращение передачи тока;
- Короткое замыкание из-за поврежденной изоляции;
- Замыкание между отдельными витками, их самостоятельное «отключение» от системы;
- Повреждение изоляции.
Как определить неисправность
На представленных фото обмотки электродвигателей видно, что нередко поломку можно заметить невооруженным взглядом: провода плавятся, чернеют, присутствует влага, запах гари, сломанные детали. В случае обнаружения неприятных признаков сомнения о необходимом ремонте отпадают, а движок отправляется в ремонтную мастерскую.
Помимо осмотра существуют и другие способы, как проверить обмотку электродвигателя, если отсутствуют внешние «симптомы». Для этого требуется специальный прибор, который в домашних условиях можно заменить обычным мультиметром. К примеру, сообщить о проблемах с обмоткой может следующее:
Сравнить токи на фазах двигателя под нагрузкой (если механизм исправен, то значения будут одинаковыми).
Измерить показатели на различных значениях тока на каждом участке с обмоткой, занести сведения в таблицу или представить в виде графика. Сравнить данные, которые в нормальном режиме не должны иметь сильные отклонения от единой схемы.
Метод с шариком
- Подключить симметричное напряжение от трех фаз с низким номинальным током.
- Присоединить к каждой фазе понижающий трансформатор, имеющие одинаковые рабочие значения.
- Подать напряжение (и ни в коем случае не допустить превышения токовой нагрузки!).
- Одновременно ввести в созданное магнитное поле небольшой стальной шарик (диаметром 1-3 см).
- Проследить за совершаемыми предметом действиями: если шарик крутится синхронно — все исправно, если остановился — в этом месте замыкание.
Как произвести обмотку
Пошаговая инструкция для обмотки двигателя выглядит следующим образом:
- Произвести осмотр механизма по представленным выше схемам, выявить проблемные участки, наметить фронт работы.
- Приготовить расходные материалы (подходящий вид проволоки, изоляции и соединяющей пропитки).
- Подготовить к работе кантователь (станок для намотки).
- Надежно зафиксировать на машине стартер движка.
- Произвести соответствующую намотку.
- Густо обработать всю поверхность пропиточным средством.
- Установить изоляционный слой.
- Пропитать изоляцию.
- Высушить устройство в специальном сушильном шкафу.
- Проверить качество произведенной обмотки.
Обмотка электродвижка — это важный элемент системы, обеспечивающий непрерывную и равномерную подачу тока от стартера до всех остальных частей мотора. Ее повреждение ставит под угрозу всю работоспособность устройства, а несвоевременный ремонт способен и вовсе погубить механизм.
Регулярная диагностика позволит сразу определить неполадку, устранить ее, тем самым повысив срок службы двигателя.
Как определить мощность электродвигателя?
При отсутствии техпаспорта или бирки на двигателе возникает вопрос: как узнать мощность электродвигателя без таблички или технической документации? Самые распространенные и быстрые способы, о которых мы расскажем в статье:
- По диаметру и длине вала
- По габаритам и крепежным размерам
- По сопротивлению обмоток
- По току холостого хода
- По току в клеммной коробке
- С помощью индукционного счетчика (для бытовых электродвигателей)
Определение мощности двигателя по диаметру вала и длине
Простейшие способы определения мощности и марки двигателя – габаритные размеры – вал или крепежные отверстия. В таблице указаны длины и диаметры валов (D1) и длина (L1) для каждой модели асинхронного промышленного трехфазного мотора. Перейти к подробным габаритным размерам электродвигателей АИР
Р, кВт |
3000 об. Мин |
1500 об. мин |
1000 об. мин |
750 об. мин |
||||
D1, мм |
L1, мм |
D1, мм |
L1, мм |
D1, мм |
L1, мм |
D1, мм |
L1, мм |
|
1,5 |
22 |
50 |
22 |
50 |
24 |
50 |
28 |
60 |
2,2 |
24 |
28 |
60 |
32 |
80 |
|||
3 |
24 |
32 |
80 |
|||||
4 |
28 |
60 |
28 |
60 |
38 |
|||
5,5 |
32 |
80 |
38 |
|||||
7,5 |
32 |
80 |
38 |
48 |
110 |
|||
11 |
38 |
48 |
110 |
|||||
15 |
42 |
110 |
48 |
110 |
55 |
|||
18,5 |
55 |
60 |
140 |
|||||
22 |
48 |
55 |
60 |
140 |
||||
30 |
65 |
|||||||
37 |
55 |
60 |
140 |
65 |
75 |
|||
45 |
75 |
75 |
||||||
55 |
65 |
80 |
170 |
|||||
75 |
65 |
140 |
75 |
80 |
170 |
|||
90 |
90 |
|||||||
110 |
70 |
80 |
170 |
90 |
||||
132 |
100 |
210 |
||||||
160 |
75 |
90 |
100 |
210 |
||||
200 |
||||||||
250 |
85 |
170 |
100 |
210 |
||||
315 |
– |
– |
Проверить мощность по габаритам и крепежным размерам
Таблица подбора мощности двигателя по крепежным отверстиям на лапах (L10 и B10):
Р, кВт |
3000 об. |
1500 об. |
1000 об. |
750 об. |
||||
L10, мм |
B10, мм |
L10, мм |
B10, мм |
L10, мм |
B10, мм |
L10, мм |
B10, мм |
|
1,5 |
100 |
125 |
100 |
125 |
125 |
140 |
140 |
160 |
2,2 |
125 |
140 |
140 |
160 |
190 |
|||
3 |
125 |
140 |
112 |
160 |
190 |
|||
4 |
112 |
160 |
140 |
216 |
||||
5,5 |
140 |
190 |
216 |
178 |
||||
7,5 |
190 |
216 |
178 |
254 |
||||
11 |
178 |
216 |
178 |
254 |
210 |
|||
15 |
254 |
254 |
210 |
241 |
279 |
|||
18,5 |
210 |
210 |
241 |
279 |
267 |
318 |
||
22 |
203 |
279 |
203 |
279 |
267 |
318 |
310 |
|
30 |
241 |
241 |
310 |
311 |
356 |
|||
37 |
267 |
318 |
267 |
318 |
311 |
356 |
406 |
|
45 |
310 |
310 |
406 |
349 |
||||
75 |
311 |
406 |
311 |
406 |
368 |
457 |
419 |
457 |
90 |
349 |
349 |
419 |
406 |
508 |
|||
110 |
368 |
457 |
368 |
457 |
406 |
508 |
547 |
|
132 |
419 |
419 |
457 |
610 |
355 |
|||
160 |
406 |
508 |
406 |
508 |
610 |
355 |
||
200 |
457 |
457 |
560 |
610 |
||||
250 |
610 |
355 |
610 |
355 |
560 |
610 |
||
315 |
630/800 |
686/630 |
– |
– |
Для фланцевых электродвигателей
Таблица для подбора мощности электродвигателя по диаметру фланца (D20) и диаметру крепежных отверстий фланца (D22)
P, кВт |
3000 об. |
1500 об. |
1000 об. |
750 об. |
||||
D20, мм |
D22, мм |
D20, мм |
D22, мм |
D20, мм |
D22, мм |
D20, мм |
D22, мм |
|
1,5 |
165 |
11 |
165 |
11 |
215 |
14 |
215 |
14 |
2,2 |
215 |
14 |
265 |
|||||
3 |
215 |
14 |
365 |
|||||
4 |
265 |
300 |
19 |
|||||
5,5 |
265 |
300 |
19 |
|||||
7,5 |
265 |
300 |
19 |
|||||
11 |
300 |
19 |
||||||
15 |
350 |
|||||||
18,5 |
350 |
400 |
||||||
22 |
350 |
350 |
400 |
|||||
30 |
500 |
|||||||
37 |
400 |
400 |
500 |
|||||
45 |
400 |
|||||||
55 |
500 |
500 |
550 |
24 |
||||
75 |
500 |
550 |
24 |
|||||
90 |
500 |
28 |
||||||
110 |
550 |
24 |
550 |
24 |
28 |
|||
132 |
550 |
680 |
||||||
160 |
550 |
28 |
28 |
680 |
||||
200 |
550 |
740 |
24 |
|||||
250 |
680 |
680 |
740 |
24 |
– |
|||
315 |
680 |
– |
Расчет по току
Электродвигатель подключается к сети и замеряется напряжение. С помощью амперметра поочередно замеряем ток в цепи каждой из обмоток статора. Сумму потребляемых токов умножаем на фиксированное напряжение. Полученное число – мощность электродвигателя в ваттах.
Как проверить мощность электродвигателя по току холостого хода
Проверить мощность по току холостого хода можно с помощью таблицы.
Р двигателя, кВт |
Ток холостого хода (% от номинального) |
||||
Обороты двигателя, об/мин |
|||||
600 |
750 |
1000 |
1500 |
3000 |
|
0,75-1,5 |
85 |
80 |
75 |
70 |
50 |
1,5-5,5 |
80 |
75 |
70 |
65 |
45 |
5,5-11 |
75 |
70 |
65 |
60 |
40 |
15-22,5 |
70 |
65 |
60 |
55 |
30 |
22,5-55 |
65 |
60 |
55 |
50 |
20 |
55-110 |
55 |
50 |
45 |
40 |
20 |
Расчет по сопротивлению обмоток
Соединение звездой. Измеряем сопротивление между выводами (1-2, 2-3, 3-1). Делим на 2 – получаем сопротивление одной обмотки. Мощность одной обмотки расчитывается так: P=(220V*220V)/R. Цифру умножаем на 3 (количество обмоток) – получаем мощность двигателя.
Соединение треугольником. Измеряем сопротивление в начале и в конце каждой обмотки. По той же формуле определяем мощность и умножаем на 6.
Статья о схемах подключения электродвигателей к сети
Если нет возможности определить мощность двигателя самостоятельно
Мы все же рекомендуем доверить определение мощности электродвигателя или подбор профессионалам. Это существенно сэкономит Ваше время и позволит избежать досадных ошибок в эксплуатации оборудования.
Сервисный центр «Слобожанского завода» – профессиональный подбор двигателя, дефектовка, капитальный и текущий ремонт и перемотка электродвигателей любых типов и любой мощности. Доверяйте профессионалам.
Испытание изоляции обмоток
Независимо от конструкции, электродвигатель нужно проверить при помощи мегомметра на пробой изоляции между обмотками и корпусом. Проверки при помощи одного только мультиметра может быть недостаточно для выявления повреждения изоляции, поэтому используют высокое напряжение.
В паспорте электродвигателя должно указываться напряжение для испытания изоляции обмоток на электрическую прочность. Для двигателей, подключаемых к сети 220 или 380 В, при их проверке используются 500 или 1000 Вольт, но за неимением источника, можно воспользоваться сетевым напряжением.
Изоляция обмоточных проводов низковольтных двигателей не рассчитана выдерживать такие перенапряжения, поэтому при проверке нужно свериться с паспортными данными. Иногда у некоторых электродвигателей вывод обмоток, соединённых звездой, может быть подключён на корпус, поэтому следует внимательно изучать подключение отводов, делая проверку.
Проверка обмоток на обрыв и междувитковое замыкание
Чтобы прозвонить обмотки на обрыв нужно переключить мультиметр в режим омметра. Выявить междувитковое замыкание можно сравнив сопротивление обмотки с паспортными данными или с измерениями симметричных обмоток проверяемого двигателя.
Поэтому нужно собрать измерительное приспособление из аккумулятора и реостата, (приблизительно 20 Ом) выставив ток 0,5-1А. Измеряют падение напряжения на резисторе, подключенном последовательно в цепь аккумулятора и измеряемой обмотки.
https://youtube.com/watch?v=3V0zbYIOfZY
Измерения можно производить любым мультиметром
Ниже приведены алгоритмы проверки электродвигателей, у которых необходимым условием работоспособности является симметричность обмоток.
Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором
У подобных двигателей можно прозвонить только статорные обмотки, электромагнитное поле которых в замкнутых накоротко стержнях ротора наводит токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с полем статора.
Неисправности в роторах данных электродвигателей случаются крайне редко, и для их выявления, необходимо специальное оборудование.
Чтобы проверить трёхфазный мотор, нужно снять крышку клеммника – там находятся клеммы подключения обмоток, которые могут быть соединены по типу «звезда»
или «треугольник».
достаточно измерить сопротивление между фазными клеммами – все три показания омметра должны совпадать.
При несовпадении показаний необходимо будет разъединить обмотки и проверить их по отдельности. Если расчётное сопротивление у одной из обмоток меньше, чем у остальных – это указывает на наличие междувиткового замыкания, и электродвигатель нужно отдавать на перемотку.
Проверка конденсаторных двигателей
Чтобы проверить однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, по аналогии с трёхфазным мотором, необходимо прозвонить только статорные обмотки.
Но у однофазных (двухфазных) электродвигателей имеются только две обмотки – рабочая и пусковая.
Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой
Таким образом, измеряя сопротивление, можно идентифицировать выводы, если табличка со схемой и обозначениями затёрлась или затерялась.
Принадлежность выводов идентифицируют следующим образом – сумма сопротивлений, измеренных от общего отвода должна соответствовать суммарному сопротивлению обмоток.
Проверка коллекторных двигателей
Поскольку коллекторные электродвигатели переменного и постоянного тока имеют схожую конструкцию, то алгоритм прозвонки будет одинаков.
Сначала проверить обмотку статора (в двигателях постоянного тока её может заменять магнит). Потом проверяют роторные обмотки, сопротивление которых должно быть одинаково, коснувшись щупами щёток коллектора, или противоположных контактных выводов.
Удобней проверять обмотки ротора на выводах щёток, прокручивая вал, добиваясь, чтобы щётки контактировали только с одной парой контактов – таким способом можно выявить подгорание у некоторых контактных площадок.
Проверка моторов с фазным ротором
Асинхронный двигатель с фазным ротором отличается от обычного трёхфазного электродвигателя тем, что в роторе также имеются фазные обмотки,
соединённые по типу «звезда»,
которые подключаются при помощи контактных колец на вале.
Статорные обмотки проверяются как у обычного трёхфазного двигателя.
Фотографии позаимствованы с сайта http://zametkielectrika.ru
Однофазные электродвигатели 220в: особенности подключения
В наше время трудно найти человека, который бы не знал что такое однофазный электродвигатель. Однофазные электродвигатели 220 в выпускаются серийно уже довольно много лет. Они востребованы в сельском хозяйстве, быту человека, на производстве, в частных и государственных мастерских. Однофазные двигатели 220 В пользуются высокой популярностью.
Общие понятия
Асинхронный двигатель 220 вольт, однофазный, требует питания переменным электрическим током, сеть для подключения такого агрегата должна быть однофазной. Однофазные двигатели 220 в работают при напряжении в сети 220 вольт, частоте 50 герц.
Эти электрические величины поддерживаются во всех бытовых электрических сетях, в домах, квартирах, дачах, коттеджах, по всей территории России, а в США напряжение в бытовой электрической сети составляет 110 вольт.
На производстве же в нашей стране сетевое напряжение имеется однофазное, трёхфазное, и другие виды электрических сетей.
Применение однофазных моторов
Такой тип моторов применяют для работы устройств с малой мощностью.
- Бытовая техника.
- Вентиляторы небольшого размера.
- Электронасосы.
- Станки, предназначенные для обработки сырья.
Заводы производят электродвигатели однофазные 220 В малой мощности различных моделей, с разным числом оборотов и мощностью. Стоит отметить, что однофазные моторы уступают трёхфазным в нескольких параметрах.
- Эти моторы имеют меньшие значения КПД.
- Пускового момента.
- Мощности.
- Способность выдерживать перегрузку у трёхфазных электромоторов выше, чем у однофазных.
Эти параметры меньше при условии, когда трёхфазные моторы имеют такой же размер.
Устройство электродвигателя
Однофазные двигатели 220 В имеют две фазы, но основная работа выполняется одной, и такие моторы стали называть однофазными. В состав мотора входят следующие детали.
- Статор, или неподвижная часть мотора.
- Ротор, или подвижная (вращающаяся) часть мотора.
Однофазный электромотор можно охарактеризовать как асинхронный электрический мотор, в котором имеется рабочая обмотка на его неподвижной части, она подключается к сети переменного однофазного тока.
Пусковая катушка
Для того чтобы однофазный мотор мог самостоятельно запускаться и начинать вращение, на них устанавливается ещё одна катушка. Она разработана для запуска двигателя.
Пусковая катушка устанавливается по отношению к рабочей со смещением на 90 градусов. Для того чтобы получить сдвиг токов, следует установить в цепь звено, которое будет сдвигать фазы.
В качестве фазосдвигающего звена могут выступать несколько средств.
- Активный резистор.
- Конденсатор.
- Катушка индуктивности.
Ротор и статор мотора металлические. Для того чтобы изготовить ротор или статор, нужна специальная электротехническая сталь марки 2212.
Двух и трёхфазные моторы
Существует возможность 2 или 3-фазный мотор подключить к однофазному источнику питания. Иногда по ошибке такие моторы называют однофазными. Это заблуждение, правильно будет называть это «двух (или трёх) фазный электромотор, подключённый в однофазную сеть питания переменного тока». Просто подключить двух или трёхфазный мотор в однофазную сеть не получится. Нужна схема согласования.
Таких схем есть несколько, согласование можно реализовать при помощи конденсаторов. После подключения к мотору конденсаторов согласно схеме, мотор будет работать, причём все фазы мотора будут работать, они всё время будут находиться под напряжением и выполнять работу по вращению ротора.
Причины низкого сопротивления
Есть несколько причин низкого сопротивления изоляции.
Перегрев электромашины
Эта ситуация возникает из-за перегрузки электромашины или обрыва одной из фаз в трёхфазных электродвигателях. Устранить эту проблему в условиях мастерской невозможно и аппарат приходится отправлять для замены обмоток в специализированное предприятие.
Предотвратить такую неисправность помогают устройства защиты:
- тепловое реле отключает электромашину при перегрузке;
- реле напряжения отключает установку при отсутствии одной из фаз или пониженном напряжении сети.
Важно! Для лучшей защиты внутри электродвигателей встраиваются датчики температуры. В новых машинах они устанавливаются при изготовлении, а в старых такие приборы можно поставить при плановом или капитальном ремонте
Электродвигатели переменного тока
1.8.15. Электродвигатели переменного тока до 1 кВ испытываются по п. 2, 4, 6, 10, 11. ¶
Электродвигатели переменного тока выше 1 кВ испытываются по п. 1-4,7,9-11. ¶
По п. 5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде. ¶
1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства» Госстроя России. ¶
2. Измерение сопротивления изоляции. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать требованиям инструкции, указанной в п. 1. В остальных случаях сопротивление изоляции должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.8. ¶
Таблица 1.8.8. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока. ¶
Напряжение мегаомметра, кВ
Обмотка статора напряжением до 1 кВ
Не менее 0,5 МОм при температуре 10-30 °С
Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором
Не менее 0,2 МОм при температуре 10-30 °С (допускается не ниже 2 кОм при +75 °С или 20 кОм при +20 °С для неявнополюсных роторов)
Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ
Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах)
3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. Производится на полностью собранном электродвигателе. ¶
Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса. ¶
Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.9. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин. ¶
4. Измерение сопротивления постоянному току: ¶
а) обмоток статора и ротора. Производится при мощности электродвигателей 300 кВт и более. ¶
Измеренные сопротивления обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2%; ¶
б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значение сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10%. ¶
5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. Размеры воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках или точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны отличаться не более чем на 10% среднего размера. ¶
Таблица 1.8.9. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока. ¶
Испытательное напряжение, кВ
Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 1 кВ
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение до 3,3 кВ
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 6,6 кВ
Обмотка ротора синхронного электродвигателя
8Uном системы возбуждения, но не менее 1,2
Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором
Реостат и пускорегулировочный резистор
Резистор гашения поля синхронного электродвигателя
6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. Размеры зазоров приведены в табл. 1.8.10. ¶
7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более значений, приведенных ниже: ¶
Синхронная частота вращения электродвигателя, Гц
Допустимая вибрация, мкм
8. Измерение разбега ротора в осевом направлении. Производится для электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег не должен превышать 2-4 мм. ¶
9. Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением. Производится избыточным гидравлическим давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см 2 ). Продолжительность испытания 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижение давления или утечки жидкости, применяемой при испытании. ¶
10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. Продолжительность проверки не менее 1 ч. ¶
11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. ¶
Таблица 1.8.10. Наибольший допустимый зазор в подшипниках скольжения электродвигателей. ¶
Как отличить на однофазном двигателе
Однофазные двигатели оснащаются двумя типами обмотки для того, чтобы их ротор мог вращаться, поскольку только одной для этого недостаточно. Поэтому перед подключением двигателя необходимо разобраться, какой моток является основным, а какой вспомогательным. Сделать это можно несколькими способами.
По цветовой маркировке
К какому типу относится конкретный моток, можно определить по цветовой маркировке во время визуального осмотра двигателя. Как правило, красные провода относятся к рабочему типу, а вот синие – вспомогательному.
Но во всех правилах есть свои исключения, поэтому всегда необходимо обращать внимание на бирку электродвигателя, на которую наносится расшифровка всех маркировок
Однако если двигатель уже был в ремонте или на нем отсутствует бирка, данный способ проверки является не эффективным. В первом случае во время ремонтных работ могло полностью поменяться внутреннее содержимое мотора, а во втором – нет возможности безошибочно расшифровать цветные обозначения. К тому же иногда маркировка может вообще отсутствовать. Поэтому в таких ситуациях, лучше прибегнуть к другому, более достоверному способу.
По толщине проводов
Толщина проводов, которые выходят из электромашины небольшой мощности, поможет отличить пусковую катушку от рабочей. Поскольку вспомогательная работает непродолжительное время и не испытывает серьезной нагрузки, то провода, относящиеся к ней, будут более тонкими.
Но даже если она бросается в глаза, опираться только на это не стоит. Поэтому многие всегда измеряют сопротивление проводов.
При помощи мультиметра
Мультиметр – специальный прибор, позволяющий измерить сопротивление проводов, а также их целостность. Для этого необходимо следовать следующему алгоритму:
- Возьмите мультиметр и выберите нужную функцию.
- Снимите изоляцию с проводов двигателя, и соедините два любые из них со щупами прибора. Так происходит замер силы сопротивления между двумя проводами мотора.
- Если на экране прибора не появилось никаких числовых значений, то необходимо заменить один из проводов, и после этого повторить процедуру. Полученные показания будут относиться к выводам одного мотка.
- Подключите щупы измерительного прибора к оставшимся жилам и зафиксируйте показания.
- Сравните полученные результаты. Электропровода с более сильным сопротивлением будут относиться к пусковой катушке, а с более слабым – к рабочей.
После того, как замеры будут определены и станет понятно, какие электропровода к какой катушке относятся, рекомендовано промаркировать их любым удобным способом. Это позволит в дальнейшем пропускать процедуру измерения сопротивления при подключении двигателя.
Отличить, где находиться пусковая, а где рабочая обмотка однофазного мотора, можно несколькими способами. Однако наиболее действенным из них является измерение сопротивления электропроводов, отходящих из электромотора малой мощности, с помощью мультиметра.