Отличие винта от болта в определении и назначении: общие признаки

Классификация винтов

Рассмотрим теперь винты, имеющиеся в ассортименте ЦКИ. Самая большая группа из них – винты общего назначения. Это с ними мы встречаемся ежедневно в быту и на производстве. Все они имеют стержень с полной резьбой (хотя бывают и исключения) и головки различной формы. На головках имеются шлицы или углубления под ключ разного типа.

Винт с цилиндрической головкой (на самом деле, слегка скошенной на конус) и прямым шлицем DIN 84.

Винт с цилиндрической скругленной головкой и прямым шлицем DIN 85.

Винт с полукруглой головкой и шестигранным углублением под ключ ISO 7380.

Винт с полукруглой головкой, буртиком и шестигранным углублением под ключ ISO7380 исп. 2.

Винт с цилиндрической головкой, со сферой и крестообразным шлицем Pz, Ph DIN 7985.

Винт с цилиндрической головкой, со сферой, радиальными отверстиями и прямым шлицем. Пломбировочный, DIN 404.

Винт с потайной головкой и прямым шлицем DIN 963.

Винт с потайной головкой и крестообразным шлицем DIN 965.

Винт с потайной головкой и шестигранным углублением под ключ DIN 7991.

Винт с полупотайной головкой и прямым шлицем DIN 964.

Винт с полупотайной головкой и крестообразным шлицем DIN 966.

Винт с увеличенной плоской цилиндрической головкой и прямым шлицем DIN 921.

Винт с полукруглой низкой головкой, с буртом и крестообразным комбинированым шлицем.

Винт с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ DIN 912.

Винт с низкой цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ DIN 7984.

Винт с низкой цилиндрической головкой, шестигранным углублением под ключ и направляющей для ключа DIN 6912.


Другая большая группа винтов – винты установочные.  Название пошло от их назначения. В своем большинстве они предназначены для точной установки и фиксации деталей в механизмах. Для этого на своих концах они имеют различные выступы или углубления.
По ГОСТ 12414-94 (ISO 4753:1999): «Концы болтов, винтов и шпилек. Размеры» предусматриваются следующие концы установочных винтов:

Привод крутящего момента осуществляется следующими элементами:

В сводной таблице представлены реально существующие, наиболее распространённые сочетания головок и концов установочных винтов с указанием стандарта DIN.

  Конический Плоский Цилиндрический Засверленный
Прямой шлиц DIN 438
Шестигранная с углублением под ключ

Мебельные винты представлены двумя изделиями:

винтом для мебельных ручек с полукруглой головкой, буртиком и комбинированным шлицем;

винтом мебельным с плоской головкой и шестигранным углублением под ключ:


Группа винтов имеет головки в форме крючков и петель разного вида:

винт с крючком

винт с петлей

винт с L-образным крючком

винт с крючком спиральным (витым)


Винт-барашек DIN 316 представлен двумя модификациями, отличающимися формой крылышек. Более остроконечные относятся к т.н. «американской» форме.

Классический винт-барашек       «Американская» форма винта-барашка
 

Резьбонарезающий винт DIN 7516 имеет конец в виде метчика, которым он нарезает метрическую резьбу в предварительно высверленном отверстии.


 

Что касается головок, то их используется довольно много:
 

  • АЕ – цилиндрическая головка со сферой и крестообразным шлицем;
  • DЕ – потайная головка с крестообразным шлицем;
  • ЕЕ – полупотайная головка с крестообразным шлицем;
  • А – шестигранная головка;
  • ВЕ – цилиндрическая головка с прямым шлицем;
  • FЕ – потайная головка с прямым шлицем;
  • GЕ – полупотайная головка с прямым шлицем.

Еще один винт, самостоятельно образующий резьбу – DIN 7500 выдавливает ее в первоначально нанесенном гладком отверстии. Это удобно при установке изделий в условиях односторонне доступом и существенно увеличивает плотность соединения, особенно с металлическим листом. Его конец имеет форму трехгранного стержня с заходной частью и плавным сбегом резьбы.


 

Другие важные параметры и показатели работы гребного винта:

От скорости вращения движителя зависит интенсивность хода судна, на котором он установлен, но и этот параметр имеет оптимальные показатели. В среднем это до 300 оборотов в минуту, для крупных лайнеров оптимальны показатели не выше 200. Обусловлено это тем, что высокие скорости увеличивают износ деталей двигателя, ощущающих наибольшую нагрузку, а это приводит к поломкам, незапланированным ремонтам или окончательному прихода в негодность дорогостоящего механизма.

Устанавливать ось вращения гребного винта рекомендуется в горизонтальной плоскости, это улучшает параметры его работы. При наличии наклона гребного вала возникает «косой» поток воды, обтекающий лопасти, в результате чего производительность движителя снижается, и чем выше этот угол, тем больше снижение КПД. Первые потери мощности ощутимы уже при появлении разницы в 10 градусов.

Особого внимания требует оснащение крупных и тяжелых водных судов, используемых в промышленности или обороне. Так, для танкеров, атомных ледоколов, авианосцев и прочих судов большого водоизмещения актуально наличие и возможность передачи высокой мощности. Для этого их оборудуют двух или трех вальными установками, а также устанавливают по несколько винтов. Чаще всего это 4 движителя, расположенные симметрично. Одним же из важных параметров винтов для арктических ледоколов считает прочность, т.к. они должны иметь возможность дробить толщи льда при движении не только вперед, но и назад.

3 Коротко об основных положениях Госстандарта 1478–75

Винты с прямым шлицем и концом цилиндрической формы по стандарту 1478–75 незаменимы в отечественных промышленно-производственных сферах. Чаще всего их применяют приборо- и машиностроительные предприятия. Торец таких установочных изделий располагает особой формой, которая гарантирует простую фиксацию деталей. Используются УВ по стандарту 1478–75 вместе с шайбами и гайками с подходящими геометрическими параметрами.

Фото установочных винтов стандарта 1478–75

Винты с прямым шлицем и цилиндрическим концом имеют номинальное сечение 1,6–12 мм, могут выпускаться двух классов – А и Б (учитывается точность размеров изделий). В Госстандарте 1478–75 указываются и другие важные параметры УВ:

  • шаг резьбы (в миллиметрах) – от 0,35 (винты сечением 1,6 мм) до 1,75 (сечение – 12 мм);
  • вес (теоретический) 1000 штук установочных изделий – от 0,008 (сечение – 1,6 мм) до 44,64 (сечение – 12 мм) кг.

УВ с цилиндрическим торцом и шлицем прямой формы изготавливаются из сталей с классом прочности 14Н, 45Н, 33Н и 22Н, из нержавеющих сталей прочностью не ниже 21–26 класса и цветных сплавов (уровень прочности – 31–35). Указанный выше теоретический вес винтов приведен для изделий, сделанных из углеродистой стали.

На фото — УВ из углеродистой стали с прямым шлицем

При использовании других материалов для расчета массы УВ следует применять такие коэффициенты:

  • для латуни – 1,08;
  • для бронзы – 0,97;
  • для сплавов на основе алюминия – 0,356.

Покрытие винтов могут быть следующим: фосфатное и окисное с добавочной пропиткой маслом, никелевое и хроматированное цинковое.

Предохранение винтовых соединений от самоотвинчивания

Пружинная шайба

Пружинная шайба

Предохранение от самоотвинчивания с помощью шплинта

Несмотря на то, что крепёжные резьбы изготавливаются таким образом, чтобы угол подъёма винтовой линии был меньше, чем угол трения, винтовые соединения всё же имеют склонность к самоотвинчиванию. Причиной этого служит работа таких соединений под действием динамических нагрузок. Вибрация, тряска, удары приводят к тому, что трение по резьбе между винтом и ответной деталью резко уменьшается

Самоотвинчивание является важной проблемой, которая может привести к серьёзным последствиям. Было разработано большое количество самых разнообразных способов, предотвращающих самоотвинчивание

Их можно разбить на следующие группы:

Предохранение путём создания повышенного трения у посаженного винта. Добиваются повышения трения либо по резьбе, либо между головкой винта и деталью. Этих целей достигают созданием дополнительного давления на винт. К подобным способам можно отнести использование контргаек (когда на основную гайку сверху сажают ещё одну, чаще меньшей высоты), использование разрезных гаек (гайка состоит из двух частей с отдельными резьбами, отдельные части иногда могут дополнительно стягиваться между собой винтом), использование гаек с упругим уплотнением (в гайках проложено кольцо упругого материала, которое после установки давит на винт), использование резиновых шайб (увеличивается трение под головкой винта), использование поджима соединяемых деталей пружинами (внизу отверстия, куда сажается винт, может быть установлена пружина, которая сжимается при завинчивании винта и затем давит на него, повышая трение по резьбе). Следует отметить, что использование контргаек является не самым эффективным способом, как по эксплуатационным характеристиками, так и вследствие того, что это приводит к перерасходу материала — требуется не только дополнительное количество гаек и более длинные винты, но зачастую и увеличение габаритов конструкции.

  • Применение пружинящих шайб, устанавливаемых под головки винтов. Прижатая в ходе завинчивания, такая шайба стремится вернуть прежний объём, создавая дополнительное давление на резьбу в продольном направлении. В качестве подобных шайб используются разрезные шайбы, фасонные шайбы с упругими звеньями, специальные шайбы упругого профиля. При применении пружинящих шайб следует иметь в виду, что их толщина не должна быть слишком большой. В противном случае существует вероятность появления эксцентриситета в направлении удерживающего усилия в винте, что может привести к отрыву головки. Также к этой группе можно отнести самостопорящиеся гайки, которые имеют на нижней поверхности острые края. Врезаясь в материал детали, такие гайки обеспечивают более прочную фиксацию. Однако, это справедливо только для небольших нагрузок.
  • Применение парных шайб типа «NordLock».

Использование шплинтов, штифтов, винтов и пластинчатых пружин.

Применение деформируемых деталей. Подобные детали, шайбы и гайки имеют отгибаемые части, с помощью которых можно создавать упор, препятствующий самоотвинчиванию.

Изменение формы головки или конца винта, а также изменение формы соединяемых деталей. В этом случае концы винта могут быть расклёпаны, раскернованы или разогнуты в случае специальных винтов. Недостатком подобного рода защиты является плохой демонтаж (разборка) соединения, и чаще всего невозможность вторичного использования винтов.

Применение проволочных замков. Несколько винтов, установленные на место, могут быть скреплены между собой с помощью проволоки, пропущенной через отверстия в их головках. Крепко закрученная, проволока будет препятствовать самоотвинчиванию.

  • Применение лаков или красок. В этом случае у головки винта или гайки наносятся капли лака или краски, которые сцепляют винт с деталью. Также может быть применена заливка краской утопленной головки винта.
  • Применение анаэробных фиксаторов резьбовых соединений.

Основные типы болтов

В соответствии с ГОСТ 27017-86 «Изделия крепежные. Термины и определения» болтом называется крепежное изделие в форме стержня с наружной резьбой на одном конце, с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия в одном из соединяемых изделий. Отметим, что похожее определение в стандарте получает и винт: крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом.

Полной ясности в вопросе, чем отличается болт от винта, нет до сих пор. Например, иногда признаком болта считают неполную резьбу, хотя существуют болты и с полной резьбой. Если резьба выполнена не по всей длине болта, то диаметр гладкой части стержня примерно такой же, как и диаметр резьбы, измеренный на вершинах ее витков. Но бывают и исключения.

Иногда говорят, что болт должен обязательно иметь шестигранную головку. Но, в то же время, болтами называют изделия с полукруглой и потайной головкой. Рассмотрим наиболее популярные варианты болтов, имеющиеся в ассортименте ЦКИ.

Шестигранная головка производится в нескольких модификациях: основная, с опорным выступом, с буртом, с фланцем.


 

Болты с шестигранной головкой и основной резьбой разделяют на  болты с полной (DIN 933) и неполной резьбой (DIN 931) и мелким и сверхмелким шагом резьбы (DIN 960 и DIN 961).

Отдельно могут быть выделены болты с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для высоконагруженных предварительно напряженных резьбовых соединений стальных конструкций DIN 6914.

Болты с уменьшенным размером под ключ отличаются разнообразием исполнений.

Наряду с шестигранными головками болты могут иметь полукруглую головку:

низкую с квадратным подголовком (DIN 603)                                              с усом (DIN 607)

     И потайную головку:

 с усом (DIN 604)                      с высоким и низким квадратным подголовком (DIN 608)

К таким болтам устойчиво применяется определение «мебельный». Отчасти это объясняется тем, что некоторые из них широко применяются при производстве мебели. При этом усы и подголовки препятствуют проворачиванию изделия при сборке.
Примерами болтов называемых по назначению являются «откидной» и «приварной».
У откидного болта DIN 444 вместо привычной головки расположена втулка со сквозным отверстием – её еще называют кольцом. Как  правило, втулка сидит на оси и болт вращается вокруг нее. Толщина кольца и длина резьбы в конструкции могут варьироваться.

Приварной болт вообще мало похож на болт. На месте головы у него расположен маленький цилиндрический выступ. Часто это изделие называют ещё шпилька приварная.

Именно он обеспечивает стыковую сварку болта и основания. Вместо цилиндра с резьбой привариваться могут и другие внешние элементы.
Под формальное наименование «болт» попадают также болты анкерные и призонные.Анкерные болты предназначены для замуровывания в бетон. Их стержень имеет резьбу на одном конце –  том, который выходит наружу. Форма другого конца может быть разной.

Его задача –  обеспечить максимальное сопротивление вырыву анкера из основания. Поэтому второму концу придают расширяющуюся форму. При установке болта эта часть опускается в шурф и заливается бетоном.Призонный болт – это болт, диаметр гладкой части стержня которого обеспечивает его установку по посадке без зазора в точно обработанное отверстие. Для этого резьбовая часть исполняется заведомо меньшего диаметра.

«Призонный» болт  DIN 609  — это искаженное «прецизионный», то есть высокой точности. Также в качестве призонных применяются «Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности А для отверстий из-под развертки. ГОСТ 7817-80».

Классификация по прочности

В зависимости от назначения, выделают 11 отличающихся между собой классов прочности крепежа. Они маркируются как 3.6, 5.8, 12.9, где первое числовое значение — это временное сопротивление, разделённое на 100, а второе — это частное от предела текучести и временного сопротивления, разделённое на 10. То есть первое число характеризует усилие на разрыв, чем оно больше – тем большую нагрузку способен выдержать крепёж. А второе показывает то, насколько он будет растягиваться при нагрузке. Высокопрочный крепёж используются в ответственных узлах техники или при строительстве мостов.

Класс прочности болтов

Для надёжной фиксации дополнительно учитывают момент затяжки болтов. Он не должен превышать допустимые пределы, иначе сталь начинает тянуться и в самый неподходящий момент соединение может лопнуть. Это приведёт к печальным последствиям.

Как изготавливается болт под шестигранный ключ?

Болты с шестигранной головкой – это многогранные болты, которые применяются для фиксации между собой элементов из материалов различной природы. Их создают из стальной катанки, а после 30-ти часов в печи изделия из смягченной и расположенной к обработке катанки опускают в серную кислоту ради того, чтобы убрать все частицы ржавчины. После этого промывают в токе воды и обрабатывают фосфатами (соли фосфорной кислоты). Так сталь становится устойчивой к ржавчине уже перед запуском формовки болтов.

Болты получают холодной штамповкой. Сталь при комнатной температуре, но под повышенным давлением пропускают через несколько пресс-форм. Формовочная машина, прежде всего, растягивает катанку, далее режет на части чуть длиннее болта (лишнее затем станет его головкой). Каждая заготовка идет через форму, где будущая головка делается идеально круглой, затем через ряд форм, которые потихоньку формуют головку болта. Машина снабжает головками до 300 изделий в минуту, где на последней стадии обработки форма их становится шестигранной.

Дальше машина формирует другой конец болта. Это называется скошенная кромка, т. е. часть, на которую надевают гайку. Кроме того, необходима резьба, чтобы накручивать гайку, поэтому снова применяют способ холодной штамповки. Под высоким давлением валики накатывают резьбу. И тут скорость также достигает 300 штук в минуту. Из каждой партии берут один образец для анализа параметров. Используют различные измерительные приборы: микрометр (измеряет длину детали), калибр (измеряет ширину головки), кольцевой калибр (проверяет резьбу).

Что такое гребной винт в лодочном моторе?

Движение становится возможным, когда вращательный момент двигателя передает потенциальную энергию лопастям, которые создают тягу, опираясь на воду. Гребной винт передает усилие, возникающее при работе корпусу мотора, закрепленного на конструкции лодки.

Чем больше количество воды за единицу времени будут перемещать лопасти, тем мощнее будет движение. Габариты и форма гребного винта должны соответствовать поставленным задачам и возможностями силового агрегата.

Неправильно подобранный он может приводить как к снижению КПД, так и к рискам преждевременного выхода из строя двигателя.

Технические характеристики

Обращать внимание при выборе винта нужно на следующие показатели:

  • Диметр винта. Измеряется он по краям противолежащих лопастей если это четырехлопастной винт, а когда их три, то умножение на два значения от центра до дальней точки;
  • Шаг винта. Фактически это угол расположения лопасти относительно оси вращения. Шагом называют расстояние, которое преодолеет винт за один полный оборот. При этом не учитывается момент проскальзывания. Достигнуть паспортного значения можно это только в твердой среде. Практические показатели в воде ниже теоретических;
  • Количество лопастей. Их может быть 2, 3, 4 и более. Двухлопастные используются крайне редко. Слишком много побочных эффектов возникает в процессе эксплуатации, поэтому применяют их толь ко для специальных целей. Самые популярные сегодня трехлопастные винты. Оптимальной сочетание геометрических особенностей для решения большинства задач. Винт с четырьмя лопастями и более имеет некоторое нюансы и применятся чаще на судах с большим водоизмещением и мощными моторами;
  • Дисковое отношение. Значение показывает площадь поверхности лопастей в сравнении с аналогичным показателем диаметра. Измеряют спрямленные контуры. Конструкции винтов могут быть выполнены с перекрытием одной лопасти другой, поэтому значение дискового отношения может быть больше 1. Существуют модели с показателем 1, 5. Это означает что площадь лопастей превышает площадь диаметра на 50%. Практическое применение винтов на большинстве частных водно-моторных средств получили изделия с отношением 0,6 – 1, 2. Значения больше единицы актуальны для мощных моторов, способных приводить в движение большие массы воды за единицу времени, и соответственно развивать большую скорость.

Аббревиатура на имеет единого стандарта. Встречаются обозначения, где первой цифрой указывается количество лопастей. Потом следует диаметр. Затем идет значение шага винта и направление вращения. Например, 3х10х15R. Означает это, что винт трехлопастной, диаметром 10 дюймов с шагом 15, правого вращения. Часто торговая маркировка бывает иной.

Отметим! Первым указывается диаметр, а количество лопастей прописывают в конце. Уточнить все значения нужно в спецификации детали, которая имеется в сопроводительных документах, на упаковке изделия.

Для чего нужен?

Ходовой винт применяется чаще всего в станках, где нарезают резьбу. Вращение его превращается в поступательное перемещение суппорта за счет маточной гайки. Чтобы контролировать темп кручения, то есть интенсивность подачи, используют специальную коробку. Для работы ходовых винтов требуется особая гайка. Современные конструкции гарантируют передвижение деталей с четко заданной точностью.

Что касается ходовых винтов для болотоходов, то в этом случае они играют совершенно другую роль — это литые гребные конструкции. Такими изделиями оснащают подвешиваемые моторы. Крупные поставщики имеют обычно на складах солидные запасы таких запчастей.

Рассчитывать на получение ходового винта в домашних условиях нельзя. Даже если можно купить ту или иную модель токарного станка, понадобятся еще другие инструменты, специальные резцы, позволяющие сформировать резьбу требуемых размеров и видов. Главная роль винта — поддержание поступательно-прямолинейного хода. Величина деталей имеет свои ограничения, которые определяются конструктивным исполнением тисков. Но ходовые винты могут применяться еще для ЧПУ различных типов. Эти детали вновь исполняют важнейшую функцию — преобразование движения.

Ходовой винт в современных станках может отличаться различным исполнением. В самодельных образцах иногда применяют резьбовую шпильку. Более совершенный вариант – «винт-гайка». Иногда берут еще трапециевидный винт, но несмотря на повышенную прочность, этот тип связки достаточно дорог, и потому используется все реже. Ходовой винт может применяться и как часть подъемного механизма. Также подобные компоненты являются обычными деталями:

  • привода резьбы в винтовом прессе;
  • прессов других типов;
  • подающих механизмов разнообразных инструментов.

Чем отличается шуруп от самореза: сравнение, фото

Собственно саморез является разновидностью шурупа, но отличается некоторыми признаками. Дело в том, что технология изготовления саморезов несколько сложнее. Так как для изготовления применяются более твердые, прочные материалы, которые могут при определенном усилии разрушать поверхность. Например, саморез можно вкрутить без изготовления отдельного отверстия, достаточно приложить усилия. Ввинчивается от определенной силы. Таким образом саморез плотно войдет в поверхность дерева или другого материала. Для того чтобы ввести шуруп, необходимо предварительно сделать отверстие на поверхности.


Шуруп

То есть сам по себе шуруп без изготовления дополнительного отверстия ввинтить нельзя. Так как материал достаточно хрупкий и не такой прочный край. Они не такие острые, поэтому винтить без дополнительного отверстия достаточно затруднительно. Кроме того, шуруп имеет не такую большую высоту и меньше шаг резьбы. При этом кончик самореза более острый, нежели у шурупа.


Саморезы

Структура полимеров

Вред для здоровья

Люди, употребляющие первитин, платят дорогую цену. И она заключается далеко не в денежном эквиваленте. Вопрос жизненно важный, потому что от него напрямую зависит здоровье человека, его способность продолжить свое бытие.

Наркотик комплексно действует на человека, затрагивая его физическое и психическое состояние. Из-за приема препарата возникает возбуждение нервных клеток, что может стать причиной отека мозга разной степени. И исход тут один – летальный. Психическое состояние меняется коренным образом. Из примерного семьянина, хорошего друга и товарища человек может превратиться в нечто такое, что трудно описать словами. Зависимы от первитина люди испытывают галлюцинаторно-бредовые психозы. Один из них имеет название “Измена”. После него следует либо смерть наркомана, либо его опадение в психиатрическую больницу для длительного лечения. Выражаться такое состояние может разными способами. Например, больной может подозревать других в измене, обыскивать дом, квартиру по 10-15 раз в сутки. Тратить часа и дни для того, чтобы найти признаки измены в постельном белье и проводить другие сумасшедшие манипуляции.

Также у зависимых появляется страх. Они боятся всего, что их окружают. В таком состоянии человек сутками может находиться в замкнутом, темном пространстве, боясь выбраться наружу. Не редко такое поведение доводило наркомана до смерти от истощения, так как страх подавляет все жизненно важные потребности организма. Так как первитин изготавливается самостоятельно, раствор может быть заражен. Внутривенное введение такой инъекции вызывает судороги, припадки, высокую температуру в 40 градусов. Последствием становятся смерть наркомана, отек внутренних органов и мозга, эпилептические припадки.

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора?

Поиск нового винта может быть продиктован желанием изменить характеристики водно-моторного средства, либо необходимостью покупки в следствии поломки.

Для оптимального выбора необходимо знать:

  • Характеристики мотора, его мощность, количество оборотов;
  • Особенности конструкции лодки;
  • Целевое назначение водно-моторного средства;
  • Материал изготовления;
  • Особенности посадочного места винта, диаметр, количество шлицов.

Как ловить больше рыбы?

Каждый ярый рыбак несомненно имеет свои секреты успешной рыбалки. Я и сам за время осознанного рыболовства нашел не мало способов, как улучшить клев. Делюсь своим ТОПом:

  1. Активатор клева. Стимулирует сильный аппетит у рыбы, привлекая ее даже в холодной воде. Всему виной феромоны, входящие в его состав. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
  2. Правильный подбор снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта.
  3. Приманки на основе феромонов.

Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте. Рекомендуется найти данные о штатном винте, который устанавливает производитель на имеющийся мотор. В описании характеристик имеются указания на какой тип лодки рассчитан двигатель, ее водоизмещение, осадку, массу.

Важна конструкция и материал изготовления водно-моторного средства. Если мотор мощностью 30-60 л.с. установлен на надувной лодке рассчитанной да двух человек, то в данном случае имеется запас мощности, который вычисляют по формуле 25 кг на одну лошадиную силу.

Можно увеличивать шаг винта. Такой же двигатель на катере для 5-х человек будет нуждаться в бережном отношении и для долгой безаварийной работе потребуется винт с более низким показателем шага.

Отметим! Для достижения скорости будет недостаточно увеличивать шаг. Здесь необходимо менять двигатель на более мощную модель. Считается, что при 80% загрузке лодки мотор должен выходить на паспортные значения оборотов.

Материалы изготовления гребного винта

Кроме технических характеристик, геометрии, количества лопастей, винты могут изготовляться из различных материалов:

  • Пластик. Самый дешевый вариант, но это не значит, что этот выбор плох. Для моторов малой мощности пластиковый винт выглядит оптимальным решением. Он пластичен, долговечен, способен выдерживать ударную нагрузку без повреждений. Не подойдет для мощных оборотистых двигателей. При сильной нагрузке начинает деформироваться, менять геометрию, что приводит к снижению скорости, увеличению расхода топлива;
  • Алюминий. Винты выполняются из сплавов с добавлением металлов, улучшающих показатели изделия. Алюминий при этом становится не таким пластичным, как чистое вещество. Металл приобретает твердость и вместе с тем хрупкость. При поломке можно обнаружить сколы с зернистой, кристаллической структурой. Невысокая цена при хороших эксплуатационных характеристиках делает этот винт очень популярным среди владельцев водно-моторных средств;
  • Сталь. Чаще это нержавеющий сплав. Винт прочен, надежен. Рассчитан на предельные нагрузки. Отличный выбор для скоростной лодки. Форма лопастей и тщательная обработка поверхности для уменьшения коэффициента трения делают его характеристики недостижимыми в конкуренции с изделиями из других материалов. Цена высокая, но и технические параметры, долговечность также превышают аналогичные значения у винтовиз пластика и алюминия;
  • Карбон. Изделий из этого материала пока не так много на рынке, но популярность их растет. Прочные винты из карбона имеют практически такие же характеристики, как металл, но они существенно легче. Стоимость сравнима с высококачественными изделиями из нержавеющей стали.

Выбирать винты на лодку следует с учетом особенностей эксплуатации. Для прогулочного катера достаточной мощности подойдут изделия из нержавеющей стали.

Отметим! Рыбацкая лодка, особенно если использоваться она будет в водоемах с большим количеством растительности, может оборудоваться винтами из пластика и алюминия. Это практично и недорого.

Вы здесь

2 ГОСТ и DIN на основные виды винтов

На данный момент наибольшее распространение получили следующие типы УВ. С засверленным концом и внутренним шестигранником по ГОСТу 28964 и DIN 916. Класс прочности таких изделий – 12.9, для их монтажа следует выполнить сверление (предварительное) и нарезание резьбы. Чаще всего их используют для стопорения между собой элементов каких-либо конструкций.

С цапфой и внутренним шестигранником по ГОСТ 11075 и DIN 915. Применяются эти винты для тех же целей, что и изделия с засверленным концом. Их аналогом являются УВ с коническим хвостом и внутренним шестигранником (ГОСТ 8878, DIN 914).

Фото установочных винтов DIN 915

С плоским концом по ГОСТу 11074 и DIN 913. На данные винты наносят цинковое покрытие. Немецкий стандарт DIN 913 позволяет выпускать установочные изделия без дополнительного покрытия. Аналогичную возможность предоставляет и отечественный Госстандарт. Винты по DIN 913 могут иметь три степени прочности – 10.9, 8.8 и 12.9. Они широко применяются в станко- и машиностроении, а также в качестве простых в использовании строительных элементов. Бытовые пользователи обычно приобретают УВ зарубежного производства, производимые по DIN 913. Диаметр таких винтов варьируется в пределах от 3 до 16 мм. Площадь их конца равняется 1,5–8 мм, длина – 3–100 мм. Вес одной тысячи штук УВ по DIN 913 – 0,13–72 кг. Немецкий 913 стандарт позволяет производить особые отверстия, рассчитанные на торцы винтов.

С цилиндрическим концом и плоским шлицем по ГОСТ 1478–75 и DIN 417. Подобные винты пользуются широким спросом в России. О стандарте 1478–75, по которому они выпускаются, мы поговорим ниже.

На фото — установочный винт DIN 417

К другим востребованным винтам относят изделия с:

  • прямым шлицем и цилиндрической головкой;
  • буртиком, головкой квадратной формы и закругленным концом;
  • подголовком и квадратной головкой;
  • буртиком и квадратной головкой;
  • прямым шлицем и коническим острым торцом;
  • прямым шлицем и плоским торцом;
  • прямым шлицем и засверленным концом;
  • неполной резьбой и прямым шлицем.

Все эти винты не располагают внутренним шестигранником. Как правило, они используются для выполнения специальных установочных операций. Впрочем, сейчас многие предприятия пытаются перейти на более удобные винты по DIN 913 и ГОСТу 1478–75. Их применение считается экономически более целесообразным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий