Содержание
- 1 Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
- 2 ЗУ из лампового телевизора
- 3 Советы бывалых
- 4 П О П У Л Я Р Н О Е:
- 5 Зарядное из компьютерного блока питания
- 6 Пэнп и пэвп.
- 7 Зарядное устройство для аккумулятора своими руками из блока питания
- 8 Можно ли заряжать аккумулятор автомобиля блоком питания от ноутбука
- 9 Зарядка из БП компьютера
- 10 Соединитель вспомогательного оборудования
- 11 Переделка БП ATX в регулируемый или лабораторный блок питания
- 12 Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой
- 13 Где 12 вольт, а где 5? Разбираемся с цветовой маркировкой
- 14 Виды БП для компьютера
- 15 Зарядное устройство из блока питания ноутбука своими руками
- 16 Напряжения питания компьютера
- 17 Подготовительные работы
- 18 Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
- 19 Как можно зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях
- 20 Краткие выводы
- 21 Заключение
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя АКБ, надо учитывать определенные нюансы по правильной подзарядке.
Сначала отключите клеммы батареи от зажимов. Открутите болты, которые крепят фиксирующую планку аккумулятора.
Демонтируйте устройство из посадочного места, отнесите домой или в гараж.
Прочистите корпус от загрязнений
Обратите внимание на сами клеммы. Если на них есть окисления, их следует очистить
Используйте зубную или строительную щетку, подойдет наждачная бумага мелкой зернистости. Главное — не счистить рабочий налет.
Если аккумулятор обслуживаемый, откройте все его банки и проверьте в них уровень электролита. Рабочий раствор должен покрывать все секции. Если это не так, то заряд батареи может привести к быстрому испарению кипящей жидкости, что отразится на функциональности батареи и ее исправности в целом. При необходимости добавьте в банки дистиллированную воду. Визуально осмотрите корпус батареи на предмет дефектов, иногда утечка жидкости связана с наличием трещин. Если повреждения серьезные, то АКБ подлежит замене.
Подключите зажимы самодельного ЗУ к клеммам АКБ, соблюдая полярность. После этого девайс можно подключать к бытовой сети. Пробки на банках при этом откручивать не надо.
Когда процедура заряда будет завершена, проверьте уровень электролита и если все нормально, то закрутите банки. Установите батарею в автомобиль и убедитесь, что она в рабочем состоянии.
ЗУ из лампового телевизора
Первой будет схема, пожалуй, самая простейшая, и справиться с ней сможет практически любой автолюбитель.
Для изготовления простейшего зарядного устройства понадобиться всего лишь две составные части – трансформатор и выпрямитель.
Главное условие, которым должно соответствовать зарядное устройство – это сила тока на выходе из прибора должна составлять 10% от емкости АКБ.
То есть, зачастую на легковых авто применяется батарея на 60 Ач, исходя из этого, на выходе из прибора сила тока должна быть на уровне 6 А. При этом напряжение 13,8-14,2 В.
Если у кого-то стоит старый ненужный ламповый советский телевизор, то лучше трансформатора, чем из него не найти.
Принципиальная схема зарядного устройства из телевизора имеет такой вид.
Зачастую на таких телевизорах устанавливался трансформатор ТС-180. Особенностью его являлось наличие двух вторичных обмоток, по 6,4 В и силой тока 4,7 А. Первичная обмотка тоже состоит из двух частей.
Вначале потребуется выполнить последовательное подключение обмоток. Удобство работ с таким трансформатором в том, что каждый из выводов обмотки имеет свое обозначение.
Для последовательного соединения вторичной обмотки нужно соединить между собой выводы 9 и 9\’.
А к выводам 10 и 10\’ – припаять два отрезка медного провода. Все провода, которые припаиваются к выводам должны иметь сечение не менее 2,5 мм. кв.
Что касается первичной обмотки, то для последовательного соединения нужно соединить между собой выводы 1 и 1\’. Провода с вилкой для подключения к сети нужно припаять к выводам 2 и 2\’. На этом с трансформатором работы завершены.
Далее нужно сделать диодный мост. Для этого потребуется 4 диода, способных работать с током в 10 А и выше. Для этих целей подойдут диодные мосты Д242 или аналоги Д246, Д245, Д243.
На схеме указано, как должно производится подключение диодов – к диодному мосту припаиваются провода, идущие от выводов 10 и 10\’, а также провода, которые будут идти к АКБ.
Не стоит забывать и о предохранителях. Один из них рекомендуется установить на «плюсовом» выводе с диодного моста. Этот предохранитель должен быть рассчитан на ток не более 10 А. Второй предохранитель (на 0,5 А) нужно установить на выводе 2 трансформатора.
Перед началом зарядки лучше проверить работоспособность устройства и проверить его выходные параметры при помощи амперметра и вольтметра.
Иногда бывает, что сила тока несколько больше, чем требуется, поэтому некоторые в цепь установить 12-вольтовую лампу накаливания с мощностью от 21 до 60 Ватт. Эта лампа «заберет» на себя излишки силы тока.
Советы бывалых
На самом деле вариантов приспособления блока питания под собственные нужды множество. Любители поэкспериментировать с удовольствием делятся своим опытом. Предлагаем несколько хороших советов.
Пользователям не стоит бояться модернизировать коробку блока: можно добавить светодиоды, наклейки или все, что нужно для совершенствования. Разбирая провода, нужно убедиться, что используется блок питания ATX. Если это AT или более старый источник питания, у него, скорее всего, будет другая цветовая схема для проводов. Если у пользователя нет данных об этих проводах, ему не стоить переоборудовать блок, так как схема может быть собрана неправильно, что приведет к аварии.
Некоторые современные источники питания имеют провод связи, который должен быть подключен к источнику питания для его работы. Серый провод подключается к оранжевому, а розовый — к красному. Силовой резистор с высокой мощностью может стать горячим. В этом случае нужно использовать в конструкции радиатор для охлаждения.
П О П У Л Я Р Н О Е:
Светодиодный куб — популярная в последнее время из-за своей красоты электронная игрушка. Множество завораживающих световых эффектов можно увидеть на кубе начиная с 3 x 3 x 3 и более.
Многие просили меня сделать простой светодиодный куб. Можно сделать куб на Arduino, размером 3 х 3 х 3, 4 х 4 х 4, 5 х 5 х 5 и т. д., микроконтроллер может давать сложные световые эффекты, но мы сегодня будем делать куб на двух простых интегральных микросхемах, не нуждающихся в программировании.
Подробнее…
Переносной мини-холодильник своими руками
Простейший самодельный холодильник
Переносной холодильник летом незаменимое устройство. Его можно взять с собой в поход, поездку и наслаждаться прохладительными напитками
Сегодня будем делать небольшой переносной холодильник своими руками, а также проведём исследование его характеристик в домашних условиях.
Будут предлагаться различные варианты в процессе изготовления, каждый для себя подберет — какой ему больше подходит.
Подробнее…
Диагностические коды ошибок копиров, принтеров, МФУ PANASONIC
У Вас перестал работать копировальный аппарат, принтер, МФУ или ксерокс? Он на дисплее выдаёт ошибку? По ниже приведённой таблице Вы можете определить неисправность аппарата. Некоторые простые неисправности можно устранить своими руками. Например, замятие или кончилась бумага в лотке, неплотно закрыта дверца или крышка, закончился тонер в катридже и т.п. Подробнее…
Популярность: 188 456 просм.
Зарядное из компьютерного блока питания
Первым делом, о чем хочется сообщить, это то, что многие элементы в блоке находятся под опасным для жизни напряжением, если есть сомнения в правильности ваших действий – не рискуйте, ни своим здоровьем, ни работоспособностью вашего БП.
Для переделки подойдет практически любой блок питания ATX
Но стоить обратить внимание на то, что есть более геморройные блоки, а есть менее. Для выбора «удобного» для переделки блока необходимо убедиться в том, что в блоке установлен ШИМ контроллер TL494 или его аналог (KA7500B)
По сути, этот ШИМ использовался практически на всех старых блоках AT и ATX мощностью 200 – 300 Вт.
Одни из самых распространенных и дешевых блоков являются блоки Codegen 300X и Codegen 300XA. Вот на них мы и остановимся более подробно. К стати, блоки питания Codegen 200, 250, 300 Вт имеют практически одинаковую схему и отличаются лишь номиналом некоторых элементов, они отлично подходит для переделки в зарядное.
Зарядное из компьютерного блока питания Codegen 300XA
Переделка такого блока будет включать в себя несколько шагов. Разбираем блок питания.
Выпаиваем все провода, которые использовались для подключения. Оставляем лишь черный провод (минус) и желтый провод (шина +12 В). Зеленый провод (Power ON) просто обрезаем и подключаем свободный конец на минус. С помощью замыкания зеленого провода на минус мы добьемся автоматического старта блока при включении в сеть.
Далее необходимо подключить вентилятор охлаждения на шину (– 12 В). В принципе, это можно и не делать, но будет один неприятный момент при подключении АКБ к зарядке. Вентилятор изначально питается с шины +12 В, при подключении АКБ к зарядке на шине + 12 В появляется напряжение и включается вентилятор. Некоторым это может очень не понравиться, так, что рекомендуем подключить красный провод вентилятора на минус блока, а черный на шину (– 12 В, бывший синий провод).
Проверяем работоспособность блока. Блок должен запуститься автоматически, а на выходе должно быть напряжение 12В.
Перед всеми дальнейшими манипуляциями желательно найти схему блока или подобрать наиболее близкую. Ниже изображена схема Codegen 300XA.
Находим резистор, через который первая нога TL494 соединяется с шиной +12 В., на схеме он помечен красным.
Выпаиваем его и измеряем сопротивление, оно составило 39 кОм. На место этого резистора ставим многооборотный подстроечный резистор максимальным сопротивлением на 200 кОм, предварительно выставив на нем сопротивление также 39 кОм.
Запускаем блок питания. На выходе напряжение должно быть около 12 В.
Последним шагом станет поднятие напряжения до 14,2 В с помощью регулировки подстроечного резистора.
Подстроечный резистор лучше всего брать многооборотный, это даст легкую и точную настройку выходного напряжения.
Зарядное из компьютерного блока питания Codegen 300X
Манипуляции, по сути, будут такими же, добавятся лишь пара дополнительных шагов.
Отключаем все провода от блока. Оставляем только черный (минус) и желтый (шина +12 В). Зеленый (Power ON) обрезаем и подключаем свободный конец на минус. Далее подключаем питания вентилятора охлаждения на шину (– 12 В). Красный провод вентилятора на минус блока, а черный на шину (– 12 В, бывший синий провод).
Тестируем работу. На выходе напряжение 12 В.
На схеме Codegen 300X находим резистор, через который первая нога TL494 соединяется с шиной +12 В., на схеме он помечен красным.
Далее выпаиваем его и измеряем сопротивление, у нашего блока оно составило 38 кОм. На место этого резистора ставим многооборотный подстроечный резистор максимальным сопротивлением на 200 кОм, предварительно выставив на нем сопротивление также 38 кОм.
Важно найти стабилитрон ZD1 и удалить его из платы. На схеме он зачеркнут
Если его не выпаять, мы не сможем поднять напряжение выше 13 В, т.к. блок уйдет в защиту.
Запускаем блок питания. На выходе напряжение должно быть почти 12 В.
Финишным этапом будет поднятие напряжения до 14,0 В с помощью регулировки подстроечного резистора. Выше 14,0 В напряжение не стоит подымать на этом БП без дальнейших изменений схемы, т.к. уже при напряжении 14,2 В будут наблюдаться проблемы с запуском блока. А 14,0 В это вполне достаточно для зарядки автомобильного АКБ.
Стоит отметить, что при неправильном подключении АКБ зарядное из блока питания ATX выходит из строя моментально, важно оснащать его хоть самыми простыми защитными схемами от переполюсовки на реле или полевику. Также в такое зарядное можно добавить вольтамперметр, защиту от переполюсовки или просто плату индикации заряда
Также в такое зарядное можно добавить вольтамперметр, защиту от переполюсовки или просто плату индикации заряда.
comments powered by HyperComments
Пэнп и пэвп.
Зарядное устройство для аккумулятора своими руками из блока питания
В современном мире, где каждый человек пользуется гаджетами и другой электроникой, соорудить мобильную зарядку для аккумулятора не составит труда. Некоторые автовладельцы предпочитают использовать трансформатор со старого лампового телевизора, другие берут диодную ленту. Но наиболее популярным вспомогательным средством являются БП различных гаджетов.
Главное, подобрать устройство с необходимым параметром напряжения на выходе, иначе мощности для заряда может просто не хватить. Экстремальный метод зарядки АКБ подразумевает использование розетки. Поэтому к нему стоит прибегать только в крайних случаях, когда под рукой не окажется блока питания, который бы соответствовал всем требованиям.
Для ЗУ необходимо подготовить:
- Осветительную лампочку на 100 Вт (для сокращения периода заряда можно использовать сразу 3 последовательно соединенные лампы).
- Выпрямительный диод, который есть в каждой энергосберегающей лампе.
Как и при использовании БП от гаджета, данный способ подразумевает соблюдение полярности. В ходе подключения, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- «Плюс» розетки соединяем с лампочкой.
- Подключаем диод, который должен контактировать с «плюсом» АКБ.
- Соединяем «минуса» розетки и аккумулятора друг с другом.
Вместо лампы некоторые водители предпочитают использовать электроплиту на минимальной мощности. Но такая замена является небезопасной.
Можно ли заряжать аккумулятор автомобиля блоком питания от ноутбука
В комплекте с ноутбуком идет блок питания, который с помощью дополнительных манипуляций, можно переделать в ЗУ для аккумулятора. Для заряда АКБ от блока ноутбука, следует подготовить несколько ламп накаливания, которые будут служить неким балластом цепи. Именно их горение будет говорить о том, что цепь подключена верно.
Схема цепи достаточно проста, главное, не забыть про полярность
Цепь нуждается в одном балласте, но его необходимо правильно подобрать
Поэтому важно начинать с лампы минимального наминала. Если при проверочном подключении она будет гореть, значит можно попробовать более мощный аналог
Правильным выбором станет лампа с максимально допустимым номиналом.
Схема цепи достаточно проста, главное, не забыть про полярность. Так, для получения самодельной зарядки, следует «минус» БП соединить сначала с лампой, а потом непосредственно с «минусом» АКБ. Плюсовые полюса двух устройство соединяются друг с другом напрямую, без перемычек.
Зарядка из БП компьютера
Блок питания компьютера представляет собой импульсный преобразователь напряжения, соответственно +5, +12, -12, -5 В. Путем определенных манипуляций, можно из такого БП сделать своими руками вполне рабочее зарядное устройство для своего автомобиля. Вообще, зарядки бывают двух типов:
Зарядные устройства со множеством опций (пуск двигателя, тренировка, подзарядка и т.д.).
Устройство для подзарядки АКБ — подобные зарядки нужны для автомобилей, у которых небольшой километраж между пробегами.
Нас интересует именно второй тип зарядных устройств, потому что большинство транспортных средств эксплуатируются короткими пробегами, т.е. автомобиль завели, проехали определенное расстояние, а затем заглушили. Подобная эксплуатация приводит к тому, что у аккумуляторной батареи автомобиля довольно быстро заканчивается заряд, что особенно характерно для зимнего времени. Поэтому и оказываются востребованными подобные стационарные агрегаты, с помощью которых можно очень оперативно зарядить АКБ, вернув его в рабочее состояние. Сама зарядка осуществляется при помощи тока порядка 5 Ампер, а напряжение на клеммах колеблется от 14 до 14,3 В. Мощность зарядки, которая рассчитывается путем умножения значений напряжения и тока, может быть обеспечена из блока питания компьютера, ведь средняя мощность его составляет порядка 300-350 Вт.
Переделка компьютерного БП в зарядное устройство
Соединитель вспомогательного оборудования
Разъем SATA – современная замена устаревшего Molex. Все современные DVD-плееры, жесткие диски и SSD работают от мощности SATA. Разъем Mini-Molex / Floppy полностью устаревший, но некоторые БП все еще поставляются с разъемом mini-molex. Они были использованы для питания дисководов гибких дисков до 1,44 МБ данных. В основном, они сегодня заменены USB-накопителем.
Адаптер Molex-PCI-E 6-контактный для питания видеокарты.
Используя адаптер 2x-Molex-1x PCI-E 6-контактный, предварительно нужно убедиться, что подключаются оба «Молекса» к различным кабельным напряжениям. Это снижает риск перегрузки источника питания. С введением ATX12 V2.0 были внесены изменения в систему с 24-контактным разъемом. В старых ATX12V (1.0, 1.2, 1.2 и 1.3) использовался 20-контактный разъем.
Всего есть 12 версий стандарта ATX, но они настолько похожи, что пользователю не нужно беспокоиться о совместимости во время монтажа зарядного устройства из блока питания компьютера. Для обеспечения обратной совместимости большинство современных источников позволяют отсоединить последние 4 контакта основного разъема. Также возможно создать передовую совместимость с помощью адаптера.
Переделка БП ATX в регулируемый или лабораторный блок питания
А теперь самое время сделать из БП компьютера своими руками импульсный лабораторный блок питания. Дорабатывать будем блок питания, ШИМ контроллер которого собран на специализированной микросхеме TL494 (она же: μА494, μPC494, M5T494P, KIA494, UTC51494, AZ494AP, KA7500, IR3M02, AZ7500BP, КР1114ЕУ4, МВ3759 и подобные аналоги).
Для примера мы доработаем блок питания, схема которого приведена ниже. Поняв идею вносимых изменений, подобрать алгоритм переделки любого другого блока не составит особого труда.
Разбираем БП, вынимаем плату. Сразу же отпаиваем все ненужные провода шлейфов питания, оставив один желтый, один черный и зеленый.
Также выпаиваем сглаживающие электролитические конденсаторы по всем линиям питания. На схеме они обозначены как С30, С27, С29, С28, С35. Мы собираемся существенно (до 25 В по шине +12 В) поднять выходное напряжение, на которое эти конденсаторы не рассчитаны. На место того, что стоял по шине +12 В, устанавливаем конденсатор той же или большей емкости на напряжение не менее 35 В. Остальные места оставляем пустыми. Зеленый провод припаиваем на место, где был любой черный, чтобы разрешить блоку питания запускаться. Теперь можно заняться доработкой контроллера.
Взглянем на назначение выводов микросхемы TL494. Нас интересуют два узла – усилитель ошибки 1 и усилитель ошибки 2. На первом собран стабилизатор напряжения, на втором — контроллер тока. То есть нас интересует обвязка выводов 1, 2, 3, 4, 13, 14, 15, 16.
Изменим схему обвязки таким образом, чтобы усилитель ошибки 1 отвечал за регулировку выходного напряжения, а усилитель 2 – за регулировку тока. В первую очередь перережем дорожки, обозначенные на приведенной ниже схеме крестиками.
Теперь находим резисторы R17 и R18. Первый имеет сопротивление 2.15 кОм, второй 27 кОм. Меняем их на номиналы 1.2 кОм и 47 кОм соответственно. Добавляем в схему два переменных резистора, один постоянный на 10 кОм (отмечены зеленым), клеммы для подключения внешнего потребителя, амперметр и вольтметр. В результате у нас получится вот такая схема.
Как видно из схемы, резистор на 22 кОм позволяет плавно регулировать напряжение в пределах 3-24 В, резистор 330 Ом – ток от 0 до 8 А. Кл1 и КЛ2 служат для подключения нагрузки. Вольтметр имеет предел измерения 25-30 В, амперметр – 10 А. Приборы могут быть как стрелочными, так и с цифровыми шкалами, главное, малогабаритными – ведь они должны войти в корпус блока питания. Можно начинать проверку и градуировку.
Все в порядке? Включаем БП напрямую в сеть, выводим движки резисторов в нижнее по схеме положение. К клеммам КЛ1, Кл2 подключаем нагрузку — 2 лампы дальнего света, включенные последовательно. Вращаем резистор регулировки напряжения и убеждаемся по встроенному вольтметру, что напряжение плавно изменяется от 3 до 24 вольт. Для верности подключаем к клеммам контрольный вольтметр, к примеру, тестер. Градуируем ручку регулятора напряжения, ориентируясь по показаниям приборов.
Возвращаем движок в нижнее по схеме положение, выключаем блок питания, а лампы соединяем параллельно. Включаем блок питания, устанавливаем регулятор тока в среднее положение, а регулятор напряжения — на отметку 12 В. Вращаем ручку регулятора тока. При этом показания амперметра должны плавно изменяться от 0 до 8 А, а лампы — плавно менять яркость. Градуируем регулятор тока, ориентируясь по показаниям амперметра.
Отключаем устройство и собираем его. Наш лабораторный блок питания готов. С его помощью мы можем получить любое напряжение от 3 до 24 вольт и устанавливать ограничение тока через нагрузку в пределах 0-10 А.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой
Собирая зарядное устройство самостоятельно, всегда следует помнить о мерах предосторожности
Есть ряд правил, которые важно соблюдать при использовании зарядки, собранной в ручную. В противном случае батарея может испортиться, а вся работа будет проделана напрасно
Основные правила:
- Перед зарядкой аккумулятор необходимо отсоединить от автомобиля, и занести в теплое помещение.
- Очищение устройства от загрязнений – обязательный этап его подготовки к зарядке. В качестве инструмента можно использовать наждачную бумагу с тонким абразивом или зубную щетку.
- Электролиты в банках АКБ должны полностью покрывать металлические пластины. При недостатке жидкости можно воспользоваться обычной дистиллированной водой.
- Устройство с глубокими трещинами или сколами заряжать нельзя.
Если автомобильный аккумулятор разряжен, а специальное зарядное устройство отсутствует, его можно сделать самостоятельно. Но для этого необходимо иметь не только знания в радиотехнике, но и опыт работы со схемами электрической цепи.
Где 12 вольт, а где 5? Разбираемся с цветовой маркировкой
Как узнать, на каких проводах какие напряжения формируются? Где, к примеру, 12 вольт на блоке питания компьютера? Для этого не понадобится тестер, поскольку все провода, выходящие из компьютерного блока питания, имеют строго определенную общепринятую расцветку. Поэтому вместо тестера мы вооружаемся табличкой, приведенной ниже.
Расцветка и назначение проводов блока питания ATX
Цвет | Назначение | Примечание |
черный | GND | провод общий минус |
красный | +5 В | основная шина питания |
желтый | +12 В | основная шина питания |
синий | -12 В | основная шина питания (может отсутствовать) |
оранжевый | +3.3 В | основная шина питания |
белый | -5 В | основная шина питания |
фиолетовый | +5 VSB | дежурное питание |
серый | Power good | питание в норме |
зеленый | Power on | команда запустить БП |
Табличка особых пояснений не требует. С зеленым проводом (Power on) мы познакомились в предыдущем разделе – на него материнская плата подает сигнал низким уровнем (замыканием на общий) на включение БП. Синий провод в новых моделях БП может отсутствовать, поскольку производители материнских плат отказались от интерфейса RS-232C (COM-порт), требующего -12 В.
Фиолетовый провод (+5 VSB ) – это как раз дежурные +5 В, питающие дежурные узлы материнской платы. По серому проводу (Power good) блок питания сообщает, что все напряжения в норме и компьютер можно включать. Если какое-то из напряжений в процессе работы выходит за допустимые пределы или пропадает, то сигнал снимается. Причем это происходит до того, как успеют разрядиться накопительные конденсаторы БП, давая процессору время на принятие экстренных мер по аварийной остановке системы. Остальные провода – это провода питания материнской платы и периферийных устройств – дисководов, внешних видеокарт и т. д.
Виды БП для компьютера
Сегодня существует два основных типа БП для настольных компьютеров:
- AT;
- ATX.
БП формата AT, или так называемый старый, выпускался в трёх форм-факторах для работы с материнскими платами формата AT.
- AT — для корпуса «башня».
- Baby AT — для корпуса «мини-башня».
- LPX — для плоского корпуса.
Формат AT снят с выпуска в 2001 году, но вполне успешно работает в стареньких ПК до сих пор.
Блок питания формата AT
БП ATX пришёл на смену AT в 2001 году с появлением материнских плат одноимённого формата. Имеет много модификаций, которые различаются в основном наличием или отсутствием дополнительных силовых разъёмов для питания материнской платы и периферии.
ATX2 появился ещё позже и отличается от ATX разъёмом питания материнской платы. Вилка на нём несколько больше и имеет 24 контакта вместо 20 для ATX.
Основные отличия «старых» БП от «новых»:
- Типы и количество разъёмов.
- Шины управления
Типы разъёмов
Это касается разъёмов питания материнской платы. В «старом» AT для этих целей использовались два 6-контактных разъёма, которые подключались к одному 12-контактному разъёму на материнской плате.
Блок питания ATX оснащён более мощным 20-контактным разъёмом для подачи тока на материнскую плату.
У ATX2 есть вилка для подключения материнской платы на 24 контакта.
Разъёмная 24-контактная вилка БП ATX2
Кроме того, БП типа ATX часто содержат дополнительные колодки для служебных сигналов и питания мощных потребителей, расположенных на материнской плате – например, процессора и видеокарты.
На фото цифрами обозначены:
- «PCIe8 connector» для питания видеокарты.
- «PCIe6 connector» для питания видеокарты.
- «EPS12V» для запитки процессора.
- «ATX PS 12V» для запитки процессора.
Изменения произошли и в колодках питания периферии. В блоке ATX появился разъём для питания SATA устройств, а в последних версиях исчезла вилка питания НГМД (флоппи-дисков).
На фото цифрами обозначены:
- AMP 171822-4 — мини для питания слаботочной периферии (обычно НГМД).
- Molex 8981 — для питания относительно мощной периферии (накопитель на жёстких магнитных дисках и CD-привод с IDE-интерфейсом).
- Molex 88751 — для питания устройства с интерфейсом SATA.
Шины управления
Сразу оговоримся, в блоках питания AT таких шин всего одна — PG (Power good). Сигнал на ней становится высоким после того, как на всех шинах питания устанавливаются напряжения требуемого уровня. То есть этот сигнал появляется с некоторой задержкой после включения БП, не давая процессору работать, пока не пройдут переходные процессы в источнике питания.
Исчезает сигнал PG практически мгновенно при сбое питания по любой из шин, причём он реагирует раньше, чем успеют разрядиться накопительные конденсаторы неисправной линии. Это даёт небольшое время процессору для принятия тех или иных экстренных мер для уменьшения вероятности потери данных.
БП ATX стали более «умными» — обзавелись дополнительными шинами управления:
Power on. В модификациях с этой шиной блок питания включается подачей сигнала низкого уровня на вход «Power on». То есть включение и выключение ПК можно доверить материнской плате. Благодаря этому входу после команды «Завершить работу» ПК выключается сам. В AT-моделях ПК после такой команды просто выводил сообщение: «Теперь питание ПК можно выключить».
+3,3 V sense. Вход контроля напряжения и компенсации потерь по шине 3,3 В. При помощи этой шины материнская плата корректирует напряжение (+3,3 В) и при необходимости даёт команду БП на увеличение его или уменьшение.
FanC. При помощи этой шины материнская плата может управлять скоростью вращения вентилятора охлаждения блока питания вплоть до его полного выключения в ждущем или спящем режиме. Шина появилась лишь в поздних моделях блоков ATX/NLX.
FanM. Сигнал контроля вентилятора (fan monitor) позволяет материнской плате следить за текущей скоростью вентилятора блока питания. В частности, с его помощью можно оповестить пользователя о выходе из строя основного охлаждающего вентилятора в блоке питания. Шина появилась лишь в поздних модификациях блоков ATX/NLX.
Зарядное устройство из блока питания ноутбука своими руками
Для этого нам потребуется
- Зарядное устройство от ноутбука;
- Провод, желательно медный двужильный;
- Лампочка 12 В, 55 Вт;
- Мультиметр.
Теперь о том, как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства зарядкой от ноутбука. Для этого потребуется зарядка от ноутбука, лампочка или резистор, медные провода. На изображении ниже схематически показано самодельное зарядное устройство с использованием зарядки от ноутбука.
В общем кто не понял из картинки то смысл такой
- Подключаете два провода к ноутбучной зарядке – один к плюсу, второй соответственно к минусу
- Эти провода накидываете на такие же клеммы аккумулятора – то есть плюс к плюсу минус к минусу (в сеть пока зарядку не включаем)
- Один из проводов разрезаем посредине и приматываем в этот разрыв лампу, она послужит и нагрузкой для блока питания и компенсатором в случае частичного перезаряда аккумулятора автомобиля
Напряжения питания компьютера
В компьютере требуется три типа постоянного напряжения. 12 вольт необходимо для подачи напряжения на материнскую плату, графические карты, для вентиляторов, процессора. Для USB-портов требуется 5 вольт, а для самого ЦП используется 3,3 вольта. 12 вольт также применимы для некоторых «умных» вентиляторов. Электронная плата в блоке питания отвечает за пересылку преобразуемого электричества через специальные кабельные наборы для питания устройств внутри компьютера. С помощью перечисленных выше компонентов переменное напряжение преобразуется в чистый постоянный ток.
Почти половина работы, выполняемой блоком питания, осуществляется с помощью конденсаторов. Они хранят энергию, которая будет использоваться для непрерывного рабочего потока. Изготавливая зарядное устройство аккумулятора из блока питания компьютера, пользователь должен быть осторожным. Даже если компьютер отключен, есть вероятность того, что электричество будет храниться внутри блока питания в конденсаторах, даже через несколько дней после отключения.
Подготовительные работы
Если мы прикупили нерабочий блок питания, нам потребуется для начала найти поломку и устранить её.
Для этого включаем БП в сеть и проверяем напряжение на 9 контакте (фиолетовый провод, идущий к большому разъёму). Если есть 5 В – приступаем к следующему шагу, иначе ищем поломку в цепи источника дежурного питания.
При наличии 5 вольт проверяем напряжение на выводе 12, оно должно быть в пределах 7–41 В.
Самая распространённая неисправность дежурки – высохшие конденсаторы, но следует проверить на наличие КЗ и диоды, и транзисторы, а также обмотки трансформатора.
Если дежурный БП исправен, но ШИМ всё равно не запускается, проверяем работоспособность источника опорного напряжения.
Нередко бывает достаточно заземлить вывод 4 микросхемы, после чего ШИМ благополучно стартует. Это означает, что проблему следует искать в цепи защиты блока от перегрузок, или же в контуре формирования служебных сигналов. Но поскольку защита от перегрузок нам не потребуется, проверять её мы не будем. Аналогичным образом поступаем и со схемой формирования служебных сигналов.
Можно увеличить
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы батарея не вышла из строя, при восстановлении заряда соблюдают такие правила:
АКБ отсоединяют от бортовой сети автомобиля. Для этого снимают болты, удерживающие фиксатор аккумулятора. Устройство вынимают из гнезда и относят в отапливаемое помещение.
Корпус АКБ очищают от загрязнений
Особое внимание удаляют клеммам. Их очищают от остатков электролита зубной щеткой или наждачной бумагой
Главное — не удалить рабочее напыление.
Открыв банки АКБ, проверяют уровень электролита. Раствор должен полностью скрывать металлические пластины. При снижении уровня жидкости образуются газы, приводящие к взрыву. При необходимости банки заполняют дистиллированной водой.
Корпус осматривают на наличие сколов и трещин. При обнаружении крупных дефектов батарею заряжать нельзя.
При подключении зарядного прибора соблюдают полярность. Если все выполнено правильно, устройство подключают к сети. Снимать колпачки банок не нужно.
После восстановления заряда оценивают количество электролита. Если оно не изменилось, аккумулятор можно устанавливать в автомобиль.
Как можно зарядить автомобильный аккумулятор в домашних условиях
Аккумулятор транспортного средства устроен таким образом, что до определенного момента он может получать питание непосредственно от автомобиля. Но всем водителям известно, что чем дольше эксплуатируется устройство, тем чаще оно нуждается в дополнительной подзарядке. Поскольку генератор выдает напряжение 14,1 В, а этих значений достаточно лишь для поддержания работоспособности аккумулятора, а для полной зарядки необходимо получить напряжение 14,4 В.
Существует множество вариантов сбора самодельных зарядок, которые способны вернуть автомобиль в строй. Одни из них подразумевают использование сложных механизмов, таких как импульсивные схемы с автоматическими выключателями, другие наоборот предельно просты, и не требует глубоких знаний в сфере радиотехники.
Дома практически всегда можно найти составные части электроприборов, которые используются для сбора зарядки. Так, можно использовать компьютерный блок питания, отключенный от устройства. Его достаточно подсоединить к АКБ с помощью двух метровых проводов, которые необходимо замкнуть между собой, формируя перемычку. В качестве источника напряжения можно также использовать ЗУ от других гаджетов, которое на выходе имеет напряжение 12 В.
Второй способ подразумевает использование выпрямительного диода с обратным напряжением более 1000 В и током более 3 А. Главное, соблюдать последовательность подключения деталей, чтобы устройство не замкнуло. Так плюсовый вывод диода должен подключаться к ограничительной нагрузке, в качестве которой можно использовать обычную лампочку на 220 Вт.
Вне зависимости от вида ЗУ, при его подключении к аккумулятору, важно соблюдать полярность. В противном случае АКБ будет терять свой заряд
Краткие выводы
Сделанное своими руками зарядное устройство для авто из компьютерного БП обладает целым рядом достоинств:
- отличной надёжностью и живучестью: современные импульсные БП отличаются высоким КПД, на уровне 80–85%, при этом наработка на отказ вместе с вентилятором составляет около 50000 часов, что для зарядного устройства фантастически много. Другими словами, такое ЗУ можно использовать и в качестве профессионального зарядника, способного работать сутками напролёт. Более того, поскольку в нём удалены схемы 3.3 и 5 В, его ресурс получается ещё большим;
- отметим и достаточно высокий уровень стабилизации выходного напряжения, в пределах 5% (для 12В это 0.6 В);
- ограничение по току позволяет использовать такое самодельное ЗУ даже для зарядки гелевых АКБ, не опасаясь их перегрева;
- имеется возможность зарядки аккумулятора на работающем автомобиле.
Но есть и недостаток. Это плата за высокую автономность устройства: на полную зарядку АКБ придётся потратить больше времени, поскольку уменьшение тока заряда носит не линейный, а экспоненциальный характер. Зато вы не сможете довести батарею до кипения, как это могло бы случиться при зарядке постоянным током.
Заключение
Основным преимуществом описанного выше способа считается то, что автомобильная АКБ никогда не будет перезаряжаться и, соответственно, это не повлияет на ее ресурс эксплуатации
При этом неважно, сколько времени батарея проведет во включенном состоянии с ЗУ. Из минусов следует выделить то, что данное ЗУ не подразумевает использование индикаторов, которые позволят определить степень зарядки и, соответственно, необходимость отключения прибора
Так что фактически вы не будете точно знать, зарядилась ли ваша батарея или нет. Но в среднем, как отмечают наши соотечественники, уже воспользовавшиеся таким ЗУ, время заряда составляет около суток. Помните о том, что при подключении всегда нужно соблюдать полярность, если вы перепутаете плюс с минусом, то ЗУ просто перегорит.