Содержание
- 1 Назначение и применение
- 2 Описание
- 3 1 Токарный станок ДИП 300 – технические характеристики
- 4 2 Особенности токарного станка и его ключевые достоинства
- 5 Устройство токарного станка
- 6 3 Коробка скоростей – важный механизм станка
- 7 Техника безопасности при работе с ним
- 8 Обзор токарного станка ДИП-300: компоненты и характеристики
- 9 Общая характеристика токарно-винторезного станка по металлу 1М63 (ДИП300)
Назначение и применение
Использование сверхпрочных резцов, произведенных из быстрорежущей стали делало данный токарный станок идеальным для резания заготовок из цветных и черных металлов. Автоматическое передвижение станины обеспечивает возможность сверхточной обработки внутренних и внешних поверхностей, деталей конусообразной формы разной длины. Токарный станок разработан специально для профессиональной работы с торцевыми поверхностями заготовок различных форм, таких как цилиндр и конус.
Основные узлы
Токарно-винторезный станок состоит из следующих основных компонентов: • Электродвигатель; • Станина; • Сменные шестерни; • Передняя и задняя бабки; • Ограждения патрона; • Суппорт (характерной особенностью является возможность перемещения как в продольном, так и поперечном направлении); • Фартук; • Коробка подач (используется при точении заготовок с формой разной степенью сложности, нарезания различных типов резьбы); • Защитный кожух.
Основные узлы токарного станка по металлу
Описание
Этот агрегат имеет достаточно большой вес и крупные габариты. Предназначен для работы с деталями из металла больших и средних размеров. Токарный станок ДИП300 является одной из наиболее востребованных моделей, может выполнять такие функции:
- внутреннее и наружное точение, в том числе и обработка конусовидных деталей;
- растачивание;
- сверление;
- нарезание резьбы метрического, дюймового или модульного типа.
Обратите внимание! Во всех агрегатах этой серии есть возможность механическим способом перемещать верхнюю часть суппорта, благодаря чему можно точить и обрабатывать конусы значительной длины. А непосредственно суппорт перемещается в двух направлениях — поперечном и продольном
1 Токарный станок ДИП 300 – технические характеристики
163 серия токарно-винторезных агрегатов считалась одной из самых распространенных на территории Советского Союза.
Жесткая станина 1М63, надежные конструкции шпинделя и каретки, а также высокие технические параметры установки дают возможность выполнять на высоких скоростях такие операции, как растачивание, точение конусов, сверление и нарезание дюймовых, метрических, питчевых и модульных резьб, наружное и внутреннее точение.
На станке используются сверхпрочные резцы, изготовленные из быстрорежущей стали, которые идеальны для резки заготовок из цветных и черных металлов. Также нередко применяются и резцы с твердосплавными пластинами. На станке допускается обработка длинных конусов, так как его станина в верхней части агрегата может перемещаться механически. А индивидуальный электрический двигатель обеспечивает суппорту быстрое поперечное и продольное перемещение.
К основным теххарактеристикам описываемого токарного агрегата относят следующие показатели:
- максимальный диаметр детали: над выемкой – 900 мм, над станиной – 700 мм, над суппортом – 350 мм;
- высота центров – 315 мм;
- максимальный вес заготовки, которую можно обрабатывать – 2000 кг;
- шпиндель: сечение отверстия в нем – 70 мм, число обратных и прямых скоростей – 11 и 22, частота вращения обратных и прямых скоростей – от 18 до 1800 об/мин и от 10 до 1250 об/мин, мощность привода основного движения – 13 кВт;
- пределы/число шагов: 1–192 мм/56 для метрических резьб, 0,5–48/55 для модульных резьб, 24–0,25/33 для дюймовых резьб (пределы указаны в нитках на дюйм), 96–7/52 для питчевых резьб (диаметральный питч);
- максимальное передвижение салазок (резцовых) – 220 мм;
- максимальное передвижение подачи: поперечное – 400 мм, продольное – 1260 мм;
- мощность электрических двигателей (их смонтировано три штуки): 0,12 кВт (насос СОЖ), 1,1 кВт (двигатель быстрых передвижений), 13 кВт (главный двигатель);
- скорость передвижений (быстрых): поперечных – 1,6 м/мин, продольных – 4,5 м/мин;
- максимальное передвижение пиноли задней бабки – 240 мм;
- вес агрегата – 4300 кг.
2 Особенности токарного станка и его ключевые достоинства
К главным преимуществам 1М63, обуславливающим его востребованность на протяжении не одного десятка лет, относят:
изготовление зубчатых силовых колес из легированных сталей (производится закалка металла и его шлифование);
температурную стабильность и устойчивость против вибрации станка (гарантия высокоточной обработки деталей);
высокую частоту вращения шпинделя в обратном направлении (в 1,3 раза больше, нежели в прямом), что снижает время, требуемое для нарезания резьбы;
ограждение патрона и области резки (имеющиеся механические и электрические блокировки обеспечивают безопасность эксплуатации агрегата);
станина имеет 2–ух-призменные направляющие, которые в комбинации с превосходным уровнем надежности прочих элементов конструкции дают гарантию на продолжительный срок службы станка (при этом, что важно, токарная установка сохраняет начальную точность выполнения технологических операций);
коробка подач агрегата оснащена электромагнитными муфтами (две штуки), которые позволяют без остановки работы осуществлять переключение (дистанционно) станка, при этом коробка характеризуется отличной жесткостью кинематической цепи;
достаточно простая регулировка фрикциона токарного станка ДИП 300 (немаловажный факт, если учесть, что установка активно используется небольшими фирмами с ограниченным штатом специалистов и ремонтников);
длинные конусы точатся одновременно с движением резцовых салазок и суппорта в продольном направлении.
Коробка подач агрегата представляет собой двухосную закрытую конструкцию. Настройка ее механизма подач выполняется при помощи рукояток, а также монтажом зубчатых сменных колес. Это дает возможность производить резку полного стандартного ряда модульных, метрических, питчевых и дюймовых резьб. А если ходовой винт включать напрямую, используя комплект специализированных колес, станок позволяет нарезать специальные и особо точные резьбы.
Отдельного описания заслуживает и суппорт рассматриваемой нами токарной установки, имеющий крестовое исполнение. Далее приводятся его основные характеристики:
- максимальная дистанция от кромки держателя резца до оси центров – 320 мм;
- число резцов в головке – 4;
- поперечное передвижение на оборот лимба – 5 мм, продольное – 300 мм;
- при передвижении (поперечном) на диаметр цена деления лимба составляет 0,05 мм;
- ускоренное передвижение суппорта – 1,6 м/мин (поперечный ход), 4,5 м/мин (продольный ход).
По направляющим каретки происходит поперечное перемещение суппорта, по направляющим станины – продольное. Передвижения могут быть как механическими (ускоренными и стандартными), так и ручными. Верхняя часть узла, на которой размещается резцовая головка (поворотная) тоже передвигается механически или вручную.
Устройство токарного станка
Оборудование такого типа облегчает выполнение стандартных операций вроде точения, обработки конусов, создание резьбы разных видов. Они становятся доступны пользователям благодаря имеющимся приспособлениям.
Передняя бабка
Переднюю бабку крепят на одном из концов станины, расположенном слева. Одновременно эта же деталь выполняет функцию коробки скоростей по отношению к главному движению. Асинхронный электрический двигатель трёхфазного тока – главный источник движения для привода, передающий энергию по клинноременной передаче.
Есть шпиндель, к которому добавляют сквозное отверстие. По концам монтируются специальные конусы, происходит вращение внутри двух опор. Шпиндельной опорой становится двухрядный роликовый подшипник, с дополнением в виде роликов-конусов. Однорядный подшипник высокой точности сзади заслуживает отдельного рассмотрения. Две основные детали отвечают за предварительный натяг:
- Конические ролики.
- Пружины.
Переключение шестерни специальной рукояткой приводит к поддержанию реверса за счёт ходового винта, вала. Другие дополнительные рукоятки отвечают за управление механизмом подач, увеличение шагов во время основного рабочего процесса.
Суппорт
Назначение элемента – в том, чтобы фиксировать режущие конструкции. Отличается крестовидными формами. Допускает собственное перемещение по нескольким схемам:
- У несущей станины, вдоль направляющих оси.
- Перпендикулярно.
Перемещение предполагает применение ручного, либо механического способа, с активацией специального механизма.
Задняя бабка
2 планки и 4 болта становятся незаменимыми помощниками при креплении этой части конструкции. Несущие станины снабжены направляющими, выступающими местом монтажа. Четыре радиальных шарикоподшипника устанавливаются в мостик, что способствует более лёгкому движению по направляющим для бабки. При сверлении изделий из металла удалённость пиноли становится важным фактором. Для этого приступают к монтажу специального винтового лимба. Перемещение по оси пиноли имеет основу в виде маховика.
Коробка подач станка
Отличается закрытым видом устройства. Процесс подач отлаживают следующими действиями:
- Применение необходимых рычагов.
- Меняют шестерёнчатые механизмы с зубцами.
Облегчается создание нормального ряда резьбы по разным схемам. При обработке на станке деталей упрощается получение подачи с правильными характеристиками
Переход к прямому включению винта рекомендован, когда важно создать индивидуальную резьбу, для которой важна высокая точность
Гитара токарного станка
Основное назначение – передача крутящего движения. Источник – вал выхода у скоростной коробки, адресат – вал входа коробки подач. Сменные зубчатые колёса могут быть установлены в различной комбинации. Проще становится регулировать станок, когда создают разную резьбу.
Кинематическая схема
В левой тумбе станка обычно размещают главный электрический двигатель. Клиновые ремни участвуют в передаче движения к приводному шкиву первого вала коробки скоростей.
В устройстве есть несколько кинематических цепей, включающих муфты и валы. Зубчатые колёса и шпиндели тоже принимают непосредственное участие в процессе передачи энергии движения от одного элемента к другому. Паспорт это подтвердит.
Электрическая схема
Всего у винторезного станка этой группы есть четыре двигателя:
- Специальный насос. Подаёт жидкость, участвующую в смазке деталей. На него устанавливают специальный фильтр, делающий работу более удобной.
- Движок, благодаря которому каретка движется ускоренно.
- Силовой агрегат, относящийся к охлаждающей системе.
- Основной движок, степень вращения у которого доходит до 1750 оборотов в минуту.
Только при включенном фрикционе в устройстве будет запускаться основной двигатель, как говорит электросхема.
3 Коробка скоростей – важный механизм станка
Данный узел агрегата крепится к станине, а именно к его головной левой части. Движение от двигателя передается на приводной шкив посредством клиноременной передачи. Коробка скоростей обеспечивает ступенчатое регулирование устройства основного движения 1М63. Шкив, вращаясь, инициирует перемещение множества шестерен в коробке скоростей.
Переключая последовательно шестерни, добиваются различных скоростей вращения шпинделя (всего их 24). Ощутимое снижение шума от работы агрегата и максимальная эффективность его функционирования отмечается при высоких скоростях (к ним относят первые шесть). Это обусловлено тем, что их вал передает прямо на шпиндель.
Коробка скоростей располагает специальными устройствами, которые позволяют увеличить в 4 либо 16 раз шаг резьбы, а также реверсировать перемещение суппорта. Конкретные частоты шпинделя устанавливаются с помощью рукояток передвижением по валам колес (зубчатых), которые выпускаются из термообработанной высококачественной стали. Зубчатые колеса закреплены на вращающихся в роликовых и шариковых подшипниках валиках.
Сам шпиндель является пустотелым (он также сделан из качественных марок сталей). Передней его опорой выступает регулируемый двухрядный радиальный подшипник роликового типа (непосредственно ролики имеют цилиндрическую форму). Функцию задней опоры выполняет шарикоподшипник радиально-упорного вида, который принимает нагрузку на шпиндель.
Чтобы запустить шпиндель, включить обратный ход, остановить механизм, необходимо при помощи рукоятки ввести в действие пластинчатую фрикционную муфту. А торможение шпинделя происходит в автоматическом режиме тогда, когда оператор станка электромагнитной муфтой отключает пластинчатую муфту.
Техника безопасности при работе с ним
Соблюдение техники безопасности — неотъемлемая часть при работе с любым винторезным станком:
- перед работой проверять технические составляющие безопасности: сменяемые шестеренки, ограждения основного привода, автомат включения и выключения, защита от стружки, отключающее устройство;
- надежно закреплять обрабатываемые детали;
- при работе с длинными деталями использовать люнеты;
- не прикасаться руками к вращающимся деталям и частям станка, работать в заправленной одежде.
Повышенный спрос на ДИП300 привел к тому, что начали производиться новые модифицированные аналоги. Ежедневно такими станками обрабатывается значительное количество деталей на различных предприятиях.
Обзор токарного станка ДИП-300: компоненты и характеристики
Разработкой токарного станка серии ДИП-300 занималось государственное предприятие «Рязанский станкостроительный завод». Но помимо него это оборудование изготавливалось на Тбилисском станкостроительном заводе. Станок марки ДИП-300 относится к серии 1М63.
Конструктивные компоненты станка
Модель характеризуется стандартной компоновкой элементов. Это обусловлено универсальностью оборудования и возможностью его применения на мелкосерийных производствах, а также специализированных ремонтных мастерских.
К особенностям оборудования можно отнести максимальный показатель устойчивости к вибрации. Станина изготовлена из чугуна, что не только повышает массу станка, но и благоприятным образом сказывается на времени безремонтной эксплуатации. Также в станине установлены две призменные направляющие. Благодаря им повышается точность выполнения операции.
Описание конструктивных элементов, установленных на станок ДИП-300:
- коробка скоростей. Она установлена в левой части станка и соединена с электродвигателем главной подачи с помощью клиноременной передачи. Характеризуется ступенчатым регулированием механизма главного движения. Активация быстрого обратного хода происходит с помощью фрикционной муфты;
- фартук. Он закрытого типа, передняя крышка снимается. Электромагнитные муфты облегчают управление, так как она находится на одной рукояти. Обгонная муфта дает возможность активировать ускоренный ход при включенной рабочей подаче;
- коробка передач. Представляет собой закрытый блок, внутри которого размещены две оси. На них устанавливаются зубчатые колеса. Для формирования точных и специальных резьб можно задействовать прямое включение ходового винта;
- суппорт. Имеет крестообразную форму. В продольном направлении смещается по направляющим станины, в поперечном — по каретке. Это можно осуществлять в механическом или ручном режиме.
Для обработки крупных деталей станок комплектуется подвижными и неподвижными лютенами. Благодаря им можно осуществлять точение заготовок диаметром от 20 до 150 мм. Также в конструкции есть продуманная система охлаждения. Бак находится в правой тумбе. С помощью циркуляционного насоса СОЖ подается в зону обработки заготовки.
Для повышения производительности в конструкции фартука ДИП-300 встроена система смазки. Масло подается по циркуляционной магистрали.
Технические характеристики
Станок серии ДИП-300 является последней моделью, которая изготавливалась без комплектации числовым программным управлением. Несмотря на этот недостаток, обучение персонала для работы на оборудовании упрощено. Главное — детально ознакомиться с техническими и эксплуатационными характеристиками станка.
Масса станка при полной комплектации составляет 4300 кг. Его габариты не превышают размеров 353*168*129 см. Поэтому при выборе места установки следует учитывать эти факторы. Обязательным условием является подготовка основания для монтажа, а также обеспечение свободного пространства для рабочего и механизмов подачи заготовки для установки на станок.
Токарно-винторезный станок ДИП-300 обладает следующими техническими характеристиками:
- максимально допустимый диаметр заготовок. Над станиной — до 63 см; над суппортом — до 35 см; над выемкой — 90 см;
- допустимая длина детали — до 140 см;
- масса изделия не должна превышать 2 тонн;
- частоты вращения шпинделя на головке при прямых оборотах — от 10 до 1250 об/мин. Для обратных это значение варьируется от 18 до 1800 об/мин;
- диаметр отверстия шпинделя — 70 мм;
- число скоростей. Для прямого входа — 22; обратного — 11;
- резцовые салазки перемещаются на расстояние до 22 см;
- количество подач одинаково для всех направлений и равно 44;
- смещение пиноли задней бабки составляет 24 см.
Для полноценной работы оборудования конструкции предусмотрено три электродвигателя. За главный привод отвечает силовая установка, мощность которой составляет 13 кВт. Для быстрых смещений применяется двигатель 1,1 кВт. Мощность насоса системы охлаждения равна 0,12 кВт. При выборе режима обработки следует учитывать, что значение тока электродвигателя напрямую зависит от подаваемого напряжения.
С примером выполнения восстановительных работ модели ДИП-300 можно ознакомиться из содержания видеоматериала:
stanokgid.ru
Общая характеристика токарно-винторезного станка по металлу 1М63 (ДИП300)
За выпуск разработки отвечал станкостроительный завод из Рязани. Станок отличается поддержкой самых современных технологий, доступных для того времени. Характерно улучшение электрической, кинематической схем, расширение функций. Новые характеристики позволили оборудованию сохранить актуальность до настоящего времени.
Устройство обладает такими базовыми характеристиками со времён СССР:
- Обработку проводят для заготовок не больше 2-тонной массы.
- 1400 миллиметров – предел по длине.
- 315 миллиметров – высота центров у станка.
- 350 миллиметров – диаметр заготовки, максимально допустимый при установке над суппортом.
- Над станиной тот же параметр составляет уже 630 миллиметров.
- Н – обозначение класса точности.
- Порядка 4,3 веса у самого токарного станка.
- В сантиметрах оборудование имеет такие габариты: 129 на 168 на 353.
13 кВТ – общая мощность двигателя для установки со шпинделем. Всего поддерживается 11 обратных скоростей, и 22 – прямых.