Все о прочности болтов

Области применения

Некоторые области использования особо прочного крепежа уже названы. Но его можно использовать не только для металлоконструкций в строительстве и машиностроении, как часто думают. Эти изделия нужны также для сельскохозяйственной техники и для железнодорожных креплений. Главная особенность — пригодность для таких монтажных соединений, которые подвергаются очень большой нагрузке, и где поэтому нельзя применять стандартные способы фиксации. Подобный крепеж востребован даже в самом «тяжелом» строительстве — при сооружении мостов, туннелей, высоких башен и вышек.

Любые части высокопрочных болтов, разумеется, должны иметь повышенную надежность и механическую крепость. Все соединения, где использован такой крепеж, относят к сдвигоустойчивой категории. При использовании подобного крепежа рассверливать либо прочищать отверстия не потребуется. Ввинчивать высокопрочный болт можно не только в металл, но и в железобетон. Отдельно стоит сказать о болтах под шестигранник.

Есть еще изделия с уменьшенной высотой головки (а один их подвид рассчитан под маленькие ключи). Однако изделия с внутренним шестигранником хороши благодаря:

  • большему удобству;

  • повышенной прочности;

  • оптимальной надежности.

Чем отличается болт от винта

Чтобы понять, в чем состоят различия между винтом и болтом, следует начать с определений и разобрать тонкости применения этих видов крепежа.

Винт строительный — вид крепежа, используемый для взаимной фиксации двух деталей, одна из которых снабжена резьбой. Внешне винт выглядит как стержень, на одном конце которого имеется резьба с определенными параметрами (шаг, глубина, профиль), на другом расположена шляпка со шлицем для передачи крутящего момента (завинчивания с помощью отвертки). Существуют две конструктивные разновидности винтов:

  • Шуруп — сужается к нижнему концу стержня как конус, имеет более редкую резьбу по сравнению с типовым винтом.
  • Саморез — тип винта, который создает резьбу при закручивании.

Размеры винта можно узнать по маркировке: 5*40 означает, что диаметр стержня под шляпкой составляет 5 мм, длина винта внутри детали составляет 40 мм. Если винт имеет потайную головку, показатель длины указывается вместе с толщиной головки. Для винтов, у которых головка имеет полукруглую форму, толщина шляпки в длину изделия не входит.

Болт строительный — крепежный элемент, который используют для взаимной фиксации деталей и предметов. Болт состоит из головки и цилиндрического стержня с наружной резьбой. Обычно шляпка болта имеет форму шестигранника и оснащена фаской (скруглением) по верхнему краю головки. Для выполнения крепежного соединения с помощью болта используют гайку соответствующего диаметра и шайбу. В отверстии, куда закручивается болт, должна быть внутренняя резьба. Шлицевого отверстия в шляпке для закручивания болт стандартно не имеет.

Основным материалом для производства болтов является сталь. В зависимости от требований к прочности соединения и условий эксплуатации крепежа болты делают из нержавеющей, инструментальной или легированной стали. Наиболее устойчивы к внешним воздействиям (повышенная влажность, химическое и физическое воздействие) изделия из легированной стали. Реже в производстве крепежных болтов используют латунь и медь.

Сходства

Если опираться исключительно на терминологию, разница между болтами и винтами заключается только в том, что у винта есть шлиц на шляпке, а у болта головка шлицевого отверстия не имеет. В остальном между данными видами метизов имеются следующие сходства:

  • Назначение болтов и винтов — скрепление деталей вместе с помощью резьбового соединения.
  • Деталь состоит из шпильки с резьбой и головки.
  • Болты и винты делают из металла, в основном из стали с различными добавками.

Различия

  • Болт применяют для сквозного соединения. Второй конец болта может насквозь проходить детали и завинчивается гайкой. Винт полностью находится внутри деталей, которые он фиксирует.
  • Болт, в головке которого отсутствует шлиц под отвертку или биту, закручивают с помощью накидного ключа или обычного ключа. Для вкручивания винтов используют отвертки либо шуруповерты с соответствующими битами.
  • Болт, который проржавел и не выкручивается ключом, можно сорвать с помощью специального ключа. Закисший от ржавчины винт (особенно с потайной конической головкой) сорвать невозможно.
  • При использовании самореза, который является разновидностью винта, нет необходимости насверливать отверстие с резьбой. При установке болта отверстие обязательно нужно предварительно рассверлить.
  • На конец болта всегда накручивают гайку. Винт используют без гайки.
  • Болты, в силу области применения, имеют широкий размерный ряд в сторону увеличения деталей. Винты особо крупных размеров не выпускают, в основном этот вид крепежа имеет мелкий размер.

Ключевое отличие болта от винта заключается в том, как распределяется нагрузка в этом виде крепежа. Болт удерживает скрепляемые детали в статичном положении. Нагрузка распределяется перпендикулярно расположению деталей. Прочность крепежа обеспечивает утолщение цилиндрической части стержня выше резьбы и ниже шляпки. При подготовке отверстия для болтового соединения обязательно соблюдать размерность, иначе крепеж не будет достаточно статичным.

У винта резьба нарезается по всей длине шпильки, поскольку нагрузка распределяется параллельно линии соединения деталей. Для обеспечения прочности винтового соединения главным параметром является прочность метиза на растяжение. В это состоит главное отличие болта и винта.

Классификация средств крепления

Все крепежные элементы изготавливаются по утвержденным стандартам и технологиям. Болты имеют классификацию по видам:

  1. Форме – в зависимости от того, какие элементы надо соединять, болты бывают классическими – откидными, анкерными или рым. Различают шестигранную, потайную, полукруглую форму головки или с фланцем.
  2. Типу — размеру (длина стержня) от маленького диаметра М6 (10-90 мм) до большого диаметра М14 (22 – 300 мм).
  3. Материалу изготовления – высокопрочные углеродистые, легированные, нелегированные сплавы стали по ГОСТу.
  4. Назначению – для использования в креплении сельхозтехники (лемешные), а также в машиностроении, мебельной промышленности, дорожных конструкциях.
  5. Классу прочности, покрытию верхнего слоя – различают 11 классов с 3,6 по 12,9. Высокий класс прочности (с 6,8 до 12,9) достигается благодаря современным технологиям изготовления (горячая — холодная высадка), включающим специальную термообработку и нанесение спецпокрытий.

Шпильки строго стандартизированы по размерам и конструкции. Размеры от минимальных (2 мм) до больших (52 мм), с разной резьбой. Они могут иметь резьбу:

  • одинаковую по всей длине;
  • разную по сторонам – с одного конца для изделий из дерева, с другой стороны – для металлических (для соединения деталей из разных материалов).

Есть разновидности анкерной шпильки, состоящие из:

  • элемента с коническим концом;
  • анкерной гильзы;
  • шестигранной гайки и шайбы.

Материал изготовления этого крепежа, класс прочности с покрытием, назначение соответствует болтовому. Изготовление производится на станках-автоматах.

Какие виды бывают у РЗЭ? Фракционная кристаллизация и частичное плавление.

Формулы разболтовки

Чтобы точно определить, будут ли совместимы комплект и марка авто, применяются формулы разболтовки, указывающие на параметры дисков. Бывают сокращенные и полные значения, но абсолютно все параметры указываются только в последних.

Полная

Эта формула применяется производителями дисков, наносящими соответствующую маркировку на свои изделия. Она выглядит как: 8Jх15 H2 4х100 ET0 D54,1 и для неопытного автовладельца является случайным набором цифр и букв. На самом деле каждый параметр можно расшифровать:

  1. 8 Jx15 — первая цифра обозначает ширину обода, диаметр при этом равняется 15 дюймам. Х здесь демонстрирует тип диска, в данном случае они литые или кованые. Буква J сообщает о возможности применения колеса только на авто с моноприводом — задним или передним, ведь полный привод обозначается как JJ.
  2. H2 — отображает количество хапов, которые иначе называются коневыми выступами. Они удерживают бескамерные шины на диске и встречаются изделия с одним хапом, либо вообще без него. Данные элементы фиксируют шину, не допуская ее разгерметизации, а также помогают эффективнее входить в поворот.
  3. 4х100 — это показатель PCD, первая цифра в котором отражает количество болтовых гнезд, вторая — поперечный диаметр окружности.
  4. ET0 — дает понимание о вылете диска, в данном случае он нулевой. Если же стоит цифра 40 — это положительный вылет, а обозначение ET-40 демонстрирует отрицательный вылет.
  5. D54,1 — таким обозначением указывается диаметр ступичного окна, цифра дана в миллиметрах.

Диаметр и ширина колесного обода указываются в дюймах, другие же характеристики отражаются в миллиметрах.

Сокращенная

Сокращенная цифровая характеристика упрощена, в ней есть всего два показателя. формула 4х98 отражает, что в колесе есть 4 болта, расположенные по 100 мм окружности. Это стандартная разболтовка ВАЗ 2110, в других машинах также встречаются окружности от 100 до 139,7.

Перед тем, как приобретать диски, измеряют ступицу. Отличий может не быть, к примеру, диск 98-й окружности визуально сядет на ступицу с диаметром 100. На практике такой диск не будет плотно прилегать к ступице, колесо будет перекошено, а безопасность окажется под угрозой.

Как измерять гайку

Большинство гаек имеют метрическую резьбу. Для измерения показателя диаметра резьбы потребуется чуть больше действий, чем в остальных случаях. По возможности рекомендуется проверять размер не самой гайки, а болта или винта, используемого для нее. Так можно добиться более точного результата.

Значение, которое получилось после измерения внутренней резьбы, является показателем внутреннего диаметра dвн.

Для того, чтобы точно определить диаметр метрической резьбы метиза, потребуется узнать соответствие dвн наружному диаметру используемого болта. Это производится с помощью специальной таблицы.

Точность контролируется за счет применения определенных калибров “проход-непроход”. Одна часть должна хорошо соединяться с гайкой, вторая часть наоборот, не должна.

Гайки отличаются по своему виду, и его легко определить при детальном осмотре. Чтобы узнать стандарт крепежного элемента, может потребоваться измерение высоты метиза, поскольку встречаются высокие, низкие, особо высокие и другие варианты.

Также для классификации шестигранных гаек используются габариты “под ключ”. Это объясняется тем, что метизы также различаются своими видами.

Для точного измерения шага резьбы допускается применение способа, рассматриваемого в случае с болтом. Понадобится резьбомер или придется посчитать количество витков на необходимом промежутке.

Определение размеров дюймовых гаек

Чтобы проверить размеры резьбы дюймовой гайки, необходимо рассмотреть резьбу болта или другого метиза, используемого с ней. Если подходящего нет под рукой, но есть информация о наличии дюймовой резьбы, то воспользуйтесь соответствующим резьбомером. При этом не забывайте разделять полученное значение на 25,4 мм.

Определение размеров шайбы

Для шайб используется короткое обозначение в виде D, что расшифровывается как диаметр метрической резьбы метиза, который применяется для крепежного элемента.

Чтобы точно измерять показатели, подойдет линейка или штангенциркуль. В результате получается значение, которое немного превышает показатель в обозначении. Это объясняется тем, что при монтаже требуется свободный ход, для чего выполняется небольшой зазор.

“>

Способы измерения

Существует довольно большое количество различных способов определения шага резьбы. Все они характеризуются своими определенными особенностями, которые нужно учитывать. Распространенными способами можно назвать:

  1. Использование обычной линейки.
  2. Применение специального инструмента, который может применяться для определения рассматриваемого значения. Измеритель шага резьбы можно приобрести в специализированном магазине.
  3. Штангенциркуль является точным инструментом. Он применяется довольно часто по причине высокой точности и универсальности в применении.

Резьбомер

Все приведенные выше методы позволяют получить довольно точные данные. Проще всего провести измерения при применении инструмента, определяющего резьбу, но можно обойтись и обычным штангенциркулем.

Особенности буквенно-цифровых обозначений высокопрочных метизов

Крепежные изделия с классом 8.8 и выше относятся к группе высокопрочного крепежа. К таким элементам предъявляются особые требования, в том числе касающиеся обозначений. Маркировку головок высокопрочных метизов из углеродистой стали согласно ГОСТ Р 52644-2006 обозначают, к примеру, так: D 11.14  8.8  S ХЛ, где

  • Клеймо производителя в виде буквы D.
  • Обозначение номера плавки (11.14);
  • Класс прочности: 5.8, 8.8, 10.9 и т.д., в котором первая цифра, умноженная на 100, означает величину максимальной нагрузки на резьбу. Например, по маркировке 8.8 надо понимать, что данный крепеж имеет прочность при разрыве 800 МПа или 80 кг/мм2  Вторая цифра указывает на соотношение предела текучести к размеру предела прочности, увеличенное в 10 раз.
  • Буквой S обозначается принадлежность  к высокопрочной группе крепежных элементов с шестигранной увеличенной шляпкой.
  • Климатическая рекомендация (ХЛ – холодный регион).

Мы постарались разъяснить, что за обозначения нанесены на головке болта из обычной стали.

Нюансы выбора крепежа

К выбору крепежа следует относиться с большой ответственностью. Это связано с тем, что показатель их прочности может существенно отличаться. Подбор проводится с учетом того, какая марка стали болтов обладает более подходящими эксплуатационными качествами. К ключевым моментам отнесем следующую информацию:

  1. Тип применяемого материала при изготовлении.
  2. Класс точности.
  3. Применяемые методы термической и химической обработки.

Высокопрочные болты могут изготавливаться из различных металлов. Ключевыми моментами назовем:

  1. В большинстве случаев применяются следующие металлы: 10КП, 20КП, сталь 10, сталь 20, 20Г2Р, 40Х. Эти металлы соответствуют всем установленным требованиям по физико-механическим качествам.
  2. Для повышения эксплуатационных качеств может проводится термическая обработка. Для выполнения подобной операции применяются специальные электрические печи. За счет создания специальной защитной среды обеспечиваются требуемые эксплуатационные качества.
  3. Углеродистые стали получили самое широкое распространение. Это связано с их относительно невысокой стоимостью, а также высокими эксплуатационными качествами.

Оцинкованые болты

Диаметр болтов также является важным критерием выбора. Диаметральные размеры могут варьироваться в достаточно большом диапазоне. С увеличением показателя площади поперечного сечения повышается прочностью и надежность соединения. Длина болтов считается важнейшим геометрическим показателем, который нужно учитывать

Применяемые материалы могут иметь самые различные характеристики К примеру, уделяется внимание тому, какова твердость болтов

Перед выбором наиболее подходящего крепежного элемента нужно учитывать особенности соединения деталей при применении этого крепежного материала:

  1. Проведенные исследования указывают на то, что при правильном выборе класса прочности и момента затяжки можно обеспечить наиболее качественное соединение. Кроме этого, обеспечивается защита от самопроизвольного откручивания и длительный срок службы изделия.
  2. Качественный крепеж выдерживает поперечные и осевые нагрузки. При изготовлении крепежа применяются специальные металлы и сплавы, которые хорошо противодействуют нагрузкам, воздействующим в любом направлении.
  3. Существенно упрощается процесс монтажа и демонтажа. Стоит учитывать, что некоторые металлы могут окисляться, и через некоторое время пройти демонтаж конструкции будет сложно. Однако, упростить задачу можно при применении специального вещества.
  4. Есть возможность получить разъемные соединения. Очень часто можно встретить ситуацию, когда для выполнения различных работ требуется провести разбор конструкции. Для проведения демонтажных работ требуются простые инструменты, на выполнение работы, как правило, уходит немного времени.
  5. Существенно снижается стоимость получаемого изделия. Сварочное соединение обходится дорого, так как предусматривает использование специального сварочного аппарата.

Качество соединений можно существенно повысить при применении дополнительных различных элементов. К примеру, используются шайбы и контргайки, которые существенно повышают качество и надежность соединения. Однако, у резьбовых соединений есть и несколько существенных недостатков:

  1. Концентрация напряжения в месте впадины профиля резьбы. Стоит учитывать, что применение специального металла позволяет существенно повысить надежность резьбовой поверхности.
  2. Есть вероятность того, что гайка открутится при сильном механическом воздействии. Конечно, для исключения подобной вероятности могут применяться различные методы фиксации.

Кроме этого, выделяют несколько видов резьбового крепления. Примером можно назвать болтовое и винтовое соединение. Некоторые соединения могут проводиться при помощи шпилек. Выбор более подходящего крепежного элемента проводится с учетом того, какими качествами должно обладать изделие.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТОВАРЫ

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Выбирая динамометрический ключ, нужный момент затяжки должен быть на 25-30% меньше

чем максимальный для вашего ключа. В противном случае, работая под максимальной нашрузкой, ключ быстро потеряет точность и выйдет из строя.

Таблица затяжки резьбовых соединений

Болт/Гайка Резьба Класс прочности
8.8 10.9 12.9
22 M 14 138 Нм 194 Нм 235 Нм
24 M 16 211 Нм 299 Нм 358 Нм
27 M 18 289 Нм 412 Нм 490 Нм
30 M 20 412 Нм 579 Нм 696 Нм
32 M 22 559 Нм 785 Нм 941 Нм
36 M 24 711 Нм 1000 Нм 1196 Нм
41 M 27 1049 Нм 1481 Нм 1775 Нм
46 M 30 1422 Нм 2010 Нм 2403 Нм
50 M 33 1932 Нм 2716 Нм 3266 Нм
55 M 36 2481 Нм 3491 Нм 4197 Нм
60 M 39 3226 Нм 4531 Нм 5443 Нм
65 M 42 3991 Нм 5609 Нм 6727 Нм
70 M 45 4992 Нм 7012 Нм 8414 Нм
75 M 48 6021 Нм 8473 Нм 10150 Нм
80 M 52 7747 Нм 10885 Нм 13092 Нм
85 M 56 9650 Нм 13582 Нм 16279 Нм
90 M 60 11964 Нм 16867 Нм 20202 Нм
95 M 64 14416 Нм 20300 Нм 24320 Нм
100 M 68 17615 Нм 24771 Нм 29725 Нм
105 M 72 21081 Нм 29645 Нм 35575 Нм
110 M 76 24973 Нм 35118 Нм 42141 Нм
115 M 80 29314 Нм 41222 Нм 49467 Нм
130 M 90 42525 Нм 59801 Нм 71761 Нм
145 M 100 59200 Нм 83250 Нм 99900 Нм

Маркировка класс прочности указана на головках болтов.

Для изделий из углеродистой стали класса прочности — 2 на головке болта указаны цифры через точку. Пример: 3.6, 4.6, 8.8, 10.9, и др. Первая цифра обозначает 1/100 номинальной величины предела прочности на разрыв, измеренную в МПа. Например, если на головке болта стоит маркировка 10.9 первое число 10 обозначает 10 х 100 = 1000 МПа. Вторая цифра — отношение предела текучести к пределу прочности, умноженному на 10. В указанном выше примере 9 — предел текучести / 10 х 10. Отсюда Предел текучести = 9 х 10 х 10 = 900 МПа.

Предел текучести это максимальная рабочая нагрузка болта!

Для изделий из нержавеющей стали наносится маркировка стали — А2 или А4 — и предел прочности — 50, 60, 70, 80, например: А2-50, А4-80.

Число в этой маркировке означает — 1/10 соответствия пределу прочности углеродистой стали.

Перевод единиц измерения: 1 Па = 1Н/м2; 1 МПа = 1 Н/мм2 = 10 кгс/см2. Предельные моменты затяжки для болтов (гаек).

Таблица сооветствий диаметров болтов/шпилек

Английская система измерений (дюймы ) Метрическая система измерений (мм )
Болт (гайка) Резьба Болт Шпилька
1.1/4“ 3/4“ 32 M 22
1.5/16“ 7/8“
1.3/8“ 13/16“
1.7/16“ 7/8“ 36 M 24
1.1/2“ 1“
1.5/8“ 1“ 41 M 27
1.11/16“ 1.1/8“
1.3/4“
1.13/16“ 1.1/8“ 46 M 30
1.7/8“ 1.1/4“
2“ 1.1/4“ 50 M 33
2.1/16“ 1.3/8“
2.3/16“ 1.3/8“ 55 M 36
2.1/4“ 1.1/2“
2.3/8“ 1.1/2“ 60 M 39
2.7/16“ 1.5/8“
2.9/16“ 1.5/8“ 65 M 42
2.5/8“ 1.3/4“
2.3/4“ 1.3/4“ 70 M 45
2.13/16“ 1.7/8“ 75 M 48
3“ 2“
3.1/8“ 2“ 80 M 52
3.3/8“ 2.1/4“ 85 M 56
3.1/2“ 2.1/4“ 90 M 60
3.3/4“ 2.1/2“ 95 M 64
3.7/8“ 2.1/2“
100 M 68
4.1/8“ 2.3/4“ 105 M 72
4.1/4“ 2.3/4“ 110 M 76
4.1/2“ 3“ 115 M 80
4.5/8“ 3“
4.7/8“ 3.1/4“
5“ 3.1/4“
5.1/4“ 3.1/2“ 130 M 90
5.3/8“ 3.1/2“
5.5/8“ 3.3/4“
5.3/4“ 3.3/4“ 145 M 100
6“ 4“ 150 M 105
6.1/8“ 4“ 155 M 110
165 M 115

Определение длины шпильки.

Чертеж шпильки 1.

Длина шпильки равна расстоянию от концевой фаски одного до концевой фаски другого конца резьбового стержня (длина всего изделия):

К каким резьбовым шпилькам применимо:
• Шпильки резьбовые DIN 975;
• Шпильки размерные DIN 976-1.

Чертеж шпильки 2.

Длина шпильки равна расстоянию от концевой фаски одного конца резьбового стержня до концевой фаски другого (длина всего изделия):

К каким резьбовым шпилькам применимо:
• Шпильки для гладких отверстий ГОСТ 22042-76, 22043-76;
• Шпильки для фланцевых соединений ГОСТ 9066-75.

Чертеж шпильки 3.

Длина шпильки не учитывает длину ввинчиваемого конца:

К каким резьбовым шпилькам применимо:
• Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1d ГОСТ 22032-76, 22033-76;
• Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,25d ГОСТ 22034-76, 22035-76;
• Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,6d ГОСТ 22036-76, 22037-76;
• Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 2d ГОСТ 22038-76, 22039-76;
• Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 2,5d ГОСТ 22040-76, 22041-76.

Определение длины шпильки.

Чертеж шпильки 1.

Длина шпильки равна расстоянию от концевой фаски одного до концевой фаски другого конца резьбового стержня (длина всего изделия):

К каким резьбовым шпилькам применимо: • Шпильки резьбовые DIN 975; • Шпильки размерные DIN 976-1.

Чертеж шпильки 2.

Длина шпильки равна расстоянию от концевой фаски одного конца резьбового стержня до концевой фаски другого (длина всего изделия):

К каким резьбовым шпилькам применимо: • Шпильки для гладких отверстий ГОСТ 22042-76, 22043-76; • Шпильки для фланцевых соединений ГОСТ 9066-75.

Чертеж шпильки 3.

Длина шпильки не учитывает длину ввинчиваемого конца:

К каким резьбовым шпилькам применимо: • Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1d ГОСТ 22032-76, 22033-76; • Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,25d ГОСТ 22034-76, 22035-76; • Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,6d ГОСТ 22036-76, 22037-76; • Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 2d ГОСТ 22038-76, 22039-76; • Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 2,5d ГОСТ 22040-76, 22041-76.

3 Соединения на ВПБ – ключевые положения СниП III-18-75

Указанные Саннормы описывают правила производства металлических конструкций. В них рассматриваются все существующие соединения на высокопрочных болтах:

  1. С несущими метизами. В них передача сдвигающих усилий осуществляется через смятие, срез и трение.
  2. Фрикционное. В этом случае усилия передаются исключительно посредством трения.
  3. Болтосварное, болтозаклепочное и болтоклеевое.
  4. Фланцевое. Такие соединения на высокопрочных болтах используются в конструкциях, в которых крепеж работает только на изгиб (фланцы податливого типа) либо на растяжение (жесткие фланцы).

Отдельно отметим, что любое фрикционное соединение проектируется по спецнормативам. Они изложены в СНиП II-В.3-72. Прочие виды соединений разрабатываются по техусловиям конкретного производителя работ. Они могут быть разными. Все болтовые соединения имеют собственное обозначение на чертежах. Оно остается неизменным, начиная с 1968 года, когда был введен в действие Госстандарт 2.315.

Крепление высокопрочных болтов

Обозначение ВПБ при фрикционном соединении имеет вид обычного треугольника. В чертежах металлоконструкций, которые собираются при помощи ВПБ, указываются методы просверливания отверстий и их номинальные сечения, а также вид соединения. Эти данные присутствуют в первую очередь. Кроме того, в чертежах СНиП требуют указывать следующие характеристики:

  • марку сплава, из которого делаются болты (40Х Селект или другие стали), а также ГОСТ на изготовление последних;
  • осевое усилие и способ натяжения ВПБ;
  • коэффициент трения;
  • вариант обработки соприкасающихся деталей;
  • спецификацию болтов, шайб и гаек;
  • коэффициент сопротивления (временного) на разрыв крепежных элементов.

СНиП выдвигают специальные требования к отправочным частям металлоконструкций, которые соединяются рассматриваемыми в статье болтами. Они обычно собираются в предназначенных для этого приспособлениях (чаще всего в кондукторах), располагающих крепежными фиксаторами. Отверстия для монтажа метизов высверливаются под проектное сечение ВПБ (оно указывается на чертежах). Диаметры отверстий подбираются с учетом условий эксплуатации конструкции

Также в данном случае принимается во внимание коэффициент сдвигоустойчивости сооружений

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий