Содержание
- 1 «Башня» (The Tower)
- 2 «Большие коробки»
- 3 Компьютерные воплощения
- 4 Это популярная игра?
- 5 Подробнее о допах
- 6 Каркассон. Средневековье (Новое Издание): чуть больше об игре
- 7 Болезни и вредители лаврового дерева
- 8 Настольная игра Каркассон: правила игры
- 9 Ход игры
- 10 Немного о тактике
- 11 Правила
- 12 Процесс и цель в настольной игре Каркассон
- 13 Как выставить мипла
- 14 Как сыграть тайл
- 15 «Торговцы и Строители»
- 16 «Купцы и умельцы» (Traders & Builders)
«Башня» (The Tower)
Самая заметная часть дополнения — это сборная картонная башнядля хранения всех тайлов во время игры.
Но более интересна другая его часть — 18 тайлов с изображением фундаментов башен. Перед игрой они замешиваются с остальными плитками, а каждый игрок получает определенное количество этажей башни (а всего их 30), зависящее от числа участников. Основные правила сохраняются, однако теперь, помимо размещения подданного на только что выложенной земле, у игроков на выбор появляется 3 новых действия: 1. Поместить один из своих этажей башни на любую землю с фундаментом независимо от того, когда она была сыграна. 2. Поместить один из своих этажей башни на уже начатую башню. В обоих случаях игрок может в качестве заключенного забрать одного из подданных оппонента, стоящегов пределах видимости на одной линии с башней. Чем выше башня, тем дальше она действует. 3. Завершить башню, поместив одного из своих подданных на уже начатую башню. Подданный остается на башне до конца игры и при этом ее больше нельзя строить. Таким образом вы можете защищать свои владения, если расположение данной башни могло вам угрожать.
Если два игрока имеют в заложниках подданных друг друга, то немедленно происходит автоматический обмен пленными и подданные возвращаются на службу к своим лордам. Кроме этого, во время своего хода, игрок может забрать одного из своих заключенных заплатив за это 3 победных очка, которые отнимаются у него и переходят к оппоненту.
«Большие коробки»
Популярность игры и регулярность выхода дополнений естественным образом привели к тому, что издатели стали выпускать комплекты, объединяющие базовую игру с несколькими расширениями. Комплекты эти получили название больших коробок (Carcassonne Big Boxes). По состоянию на май 2011 их вышло три.
Первая коробка была самой маленькой; она включала первое речное расширение, «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», а также «Принцессу и дракона». Ко всему этому ещё прилагалась «Башня».
Во второй коробке речное расширение сменилось на вторую версию, а вместо «Башни» издатели включили в него «Аббата и мэра», «Графа», «Короля» (без тайлов, относящихся к «Охотникам и собирателям) и «Культ» (только ту часть дополнения, что связана с еретиками). Эта коробка была самой большой.
Из третьей коробки убрали «Реку», а три малых расширения — «Граф», «Культ» и «Король» — заменили на одно побольше, «Крепости, мосты и базары».
Российская большая коробка, согласно официальному анонсу, будет включать в себя «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», «Аббата и мэра», «Короля и разведчика» (в том числе тайлы для «Охотников и собирателей»).
Компьютерные воплощения
На тему «Каркассона» выпущены три игры для РС, а также версии для Xbox 360 и устройств на базе iOS. Все три PC-игры локализованы.
Первой РС-реализацией были «Рыцари и купцы» (2004), где воплотили в цифру только базовую игру и первое речное расширение. За ней последовало «Новое королевство» (2006) с добавленными расширениями «Таверны и соборы», «Купцы и умельцы», «Король». Тогда же, в 2006, вышла «Эпоха мамонтов» — как нетрудно догадаться, за этим названием скрываются «Охотники и собиратели». Реализации качественные, с приятной графикой, удобным управлением и хорошим искусственным интеллектом; особо следует отметить замечательный звуковой фон. По нынешнему времени эти игры считаются устаревшими, они более не продаются и не поддерживаются. Однако найти образы дисков не составляет особого труда, и под современными операционными системами они работают нормально (хотя без явного прописывания некоторых прав не будет сохраняться игровой рейтинг; кроме того, не поддерживаются разрешения выше 1280×1024).
В 2007 вышла версия для Xbox от Sierra Online — помимо базовой игры, она включала первое речное расширение. В том же году, чуть позднее, к этой игре выпустили второе речное расширение, а затем расширение «Король».
Наконец, в 2010 опубликована исключительно качественная реализация под iOS. Поддерживается только базовая игра (что частично объясняется малыми размерами экрана у данных консолей); возможна как коллективная игра нескольких участников на одном устройстве, так и игра через Bluetooth/Wi-Fi (в последнем случае — как локально, так и через интернет). Искусственный интеллект на высоких уровнях очень силён. По заявлениям разработчиков, рассматривается вопрос о включении в игру дополнений.
Это популярная игра?
Да, очень. В начале двухтысячных настольная игра «Каркассон. Средневековье» («Сarcassonne») была признана игрой года. Она продается по всему миру огромными тиражами.
В России оригинальный «Каркассон» вначале вышел как просто «Средневековье», мгновенно обретя популярность. Сейчас можно, помимо стартового набора, приобрести множество дополнений (таких как «Каркассон. предместья и обитатели», обзор которых будет чуть ниже. К ним примыкает подарочное издание, набор с упрощенными правилами «дети каркассона» и дуэльный сет «Каркассон. Крепость».
Так как дополнений довольно много, в сумме их покупка выйдет в немалую копеечку, поэтому в сети довольно много советов, как сделать игру самостоятельно. Чаще всего они идут под заголовком «Каркассон. Распечатай и играй» Варианты – от распечатать сканы карточек на самоклеющейся пленке и наклеить ее на покупной картон, а фигурки слепить из полимерного пластика до нарисовать карточки самим. Впрочем, любителям экономить регулярно дают совет просто купить игру с рук.
Различные уровни сложности
Подробнее о допах
В Коробку «Каркассон. Королевский подарок» входят сразу несколько дополнений: «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Купцы и строители», «Король».
«Таверны и соборы» — наше любимое дополнение, оно включает в себя тайлы дорог с тавернами у озера, которые, будучи законченными, приносят по два очка за тайл (вместо одного в базовом варианте). Тайл аббатства ставится в город, который при постройке начинает приносить по три очка за тайл города. Однако, следует учесть, что незаконченная дорога с таверной и город с аббатством в конце игры очков не принесут!
Дополнение делает более ценными дороги и добавляет остроты – ведь не завершив задуманное можно остаться без победных очков.
Также в коробке есть набор миплов на шестого игрока и большой Мипл, который учитывается за двоих при выяснении прав собственности.
«Аббат и мэр» — включает в себя миплы рабочих, фишки повозок и амбаров, а также новые тайлы. К сожалению, миплы из данного дополнения у нас не прижились — использование их очень специфично (например, мэр ставится в город и при выяснении прав собственности учитывается за столько миплов, сколько в городе щитов) и скорее убирает что-то хорошее из базовой игры, чем привносит что-то необходимое в нее. Вместо этого мы просто замешиваем тайлы из дополнения вместе с базовыми для разнообразия.
«Купцы и строители» — включает новые тайлы со значками товаров, новые разновидности миплов (свиньи, строители). Любой игрок, достроивший город, в котором есть тайлы со значками товаров, получает фишки данных товаров. Чем больше фишек товаров заработаешь за игру – тем больше дадут победных очков. Дополнение интересное, но у нас оно не прижилось — собственно, как и миплы из дополнения — в связи с тем, что в нашем понимании они «ломают» базовую стратегию игры.
«Король» — мини дополнение, включающее несколько тайлов. Данное дополнение не меняет стратегий в игре и просто позволяет получать дополнительные очки за самый большой город и самую длинную дорогу.
Таким образом, дополнений в игре достаточно, чтобы составить идеальную игру, опираясь на свои предпочтения. Для нас самым любимым является «Таверны и соборы» — ее мы используем всегда.
Стартовый тайл отличается более темной рубашкой
Каркассон. Средневековье (Новое Издание): чуть больше об игре
В Каркассоне игровое поле изначально отсутствует. Оно выкладывается в процессе игры самими игроками из карточек-тайлов, благодаря чему каждый раз в каждой новой игре создаётся мир, отличный от предыдущего. Ваша задача – захватить максимум вновь открывающихся территорий таким образом, чтобы набрать максимальное количество очков. Вы можете выбирать роли разбойников, рыцарей, крестьян или монахов, чтобы захватывать дороги, замки, землю или монастыри соответственно.
Здесь и сельское хозяйство может принести немалый доход, а негодяи-бандиты могут остаться у разбитого корыта, если будут «держать» недостаточно прибыльную дорогу. Каждая роль находит свое воплощение в маленьком деревянном человечке (т.н. «мипл» – от англ. meеple). Миплы размещаются на рисунках дорог, замков, монастырей или участков земли. Количество миплов ограничено, а очки вы получаете, только полностью освоив всю подконтрольную миплу территорию.
Какую территорию занять? Куда поставить мипла? Ставить ли его? Или лучше поберечь? Помогать ли сопернику? А вдруг он не ответит взаимностью? А может, испортить ему всю игру? Хотя он мне в ответ точно все испортит… На эти вопросы вам придется отвечать каждый раз, когда вы делаете свой ход. Как вы видите, победить в игре будет не очень просто, несмотря на то, что правила игры Каркассон весьма просты и понятны даже новичкам.
Игра интересна практически всем — и взрослым, и совсем юным игрокам. Обладая очень простыми правилами, настольная игра Carcassonne тем не менее имеет некоторую стратегическую глубину, и уже через несколько минут после начала первой игры вы начнёте продумывать и планировать свою стратегию. Но даже если у вас нет настроения продумывать и просчитывать ходы, удовольствие вы все равно получите 🙂
Компоненты игры сделаны добротно: толстый картон, хорошее качество полиграфии. Особенно радуют фигурки миплов, сделанные из дерева и качественно окрашенные.
P.S.: Каркассон — город на юге Франции, известный своими уникальными крепостными сооружениями эпохи Средневековья.
Если вы хотите разобраться во всех тонкостях этой игры и посмотреть, как увлекательно и весело могут проходить партии в нее, вот вам выпуск легендарного шоу TableTop, посвященное классической настольной игре Каркассон – это видео поможет вам изучить базовые правила игры и насладиться искрометным юмором Уила Уитона и его гостей. Правда, ребята играют в старое издание этой замечательной игры, но это не помешает вам понять сути. 🙂 Приятного просмотра!
Болезни и вредители лаврового дерева
Лавр мало подвержен болезням, однако есть некоторые вредоносные насекомые, которые могут привести к гибели растения.
Например:
Щитовка, насекомое селится на поверхности листа и постепенно высасывает сок. Снаружи это выглядит в виде желтого или белого пятна, постоянно увеличивающегося в размерах, до тех пор, пока не покроет весь лист, который иссыхает и скручивается. Щитовки отличаются цветом панциря (щита), за счет которого вредитель получил название. Насекомые бывают белого и светло-желтого оттенка, они быстро размножаются и расселяются по соседним растениям
Поэтому очень важно изолировать зараженное растение от здоровой растительности
Щитовка не гибнет от обработки инсектицидами, насекомое защищает панцирь. Их можно удалить лишь вручную, избавляясь от них обработанным Анкарой бинтом или настоем чеснока с водкой.
Обработку следует проводить по всем пораженным участкам растения, с заменой верхнего слоя почвы, чтобы избавится от возможного наличия в ней личинок.
Другой не мене опасный вредитель – паутинный клещ. Мелкое насекомое, которое очень сложно увидеть невооруженным взглядом, но паутина в горшке и белый налет на растении должны насторожить.
Профилактикой послужат опрыскивания почвы слабым раствором марганца. В запущенном состоянии лавровое дерево опрыскивают инсектицидами или протирают листву мыльным раствором, с последующим ополаскиванием.
Сажистый грибок, грибковое заболевание сопровождающееся налетом черного оттенка. Не приводит к гибели растения, однако заметно портит внешний вид самого дерева, поражая листву черными и крупными пятнами.
Победить грибок могут фунгицидные препараты для домашних растений, а также обработка бордосской жидкостью.
Помимо вредителей, лавровое дерево может сбрасывать листья или желтеть, чтобы предотвратить нежелательное явление деревце необходимо опрыскивать, проводить еженедельные купания. Беречь от длительного нахождения на солнце, вносить удобрения, не превышать температурный режим, избегать застоя воды в горшке.
Если соблюдать все вышеперечисленные меры, здоровое растение долго будет радовать глаз.
Настольная игра Каркассон: правила игры
Подготовка к игре
Для начала игры необходимо положить стартовый квадрат на середину стола (в фирменной синей коробке он выделяется расцветкой рубашки). Остальные карточки тасуются и складываются рубашкой вверх. Порядок хода определяется по договору.
Ход игры
- Вначале ходящий вытягивает из колоды один квадрат, переворачивает и показывает его всем игрокам. Затем выкладывает его на стол к уже имеющимся, соблюдая при этом условие, что бы он соприкасался хотя бы с одной стороной из выложенных карт и эти стороны соответствовали бы друг другу. При невозможности выложить квадрат, он сбрасывается и берётся другой.
- Далее выставляются фишки. Изначально у каждого имеется 8 миплов. За один ход можно поставить лишь одну фишку на любую пустующую карточку. Выставлять можно на дорогу, поле, город, монастырь, при этом нельзя, чтобы на одном объекте располагалось более одного мипла. Соприкасающиеся объекты одно типа объединяются в один. Также, если соединяются объекты, на которых ранее стояли фишки, в целое, то эти фишки сохраняют своё место.
- По окончанию строительства объекта происходит подсчёт набранных очков и возврат фишек данного объекта игроку.
- Строительство объекта завершается, если:
- Дорога – оба конца заканчиваются на городе, монастыре или перекрёстке;
- Город – со каждой из сторон окружён стенами;
- Монастырь – при условии, что вокруг него находится все 8 квадратов
- Фишки и приносящие ими очки
- Город – рыцарь (2 очка за квадрат + 2 очка за каждый щит на территории города)
- Дорога – разбойник (число очков равно количеству карточек, из которых состоит дорога)
- Монастырь – (9 очков)
- Если на городе или дороге находятся фишки двух игроков, очки присуждаются тому, у кого большее количество миплов. При равенстве каждый игрок получает победные очки, дающиеся данным объектом.
- Крестьяне размещаются на полях, которые ограничиваются дорогами, городами и своими текущими границами. Они не приносят баллы в ходе игры, и соответственно не снимаются с поля по окончании строительства.
- Крестьяне обеспечивают города провизией.
Конец игры
- После того как выложены все квадраты, происходит подсчёт очков:
- Очки за ходы + очки за недостроенные объекты + очки за поля =
- Недостроенные объекты:
- По очку за каждый участок дороги, на котором у игрока имеется разбойник
- По очку за каждый участок и 1 очку за каждый щит города, на котором у игрока имеется рыцарь
- По очку за каждый участок, окружающий монастырь, включая его самого.
- При нахождении на дороге или в городе фишек двух и более игроков, очки присуждаются тому, кто имеет численное превосходство. В противном случае очки объекта присуждаются всем.
Поля:
На каждом отдельном поле определяется хозяин по численному преимуществу крестьян (при равном количестве, каждый игрок объявляется хозяином поля).
- По 3 очка за каждый отдельный достроенный город, находящийся на границе с данным полем
- очки приносятся каждому полю, граничащему с данным городом.
Ход игры
Разобраться, как играть, проще всего на практике. Да, дороги, деревни и монастыри, настоящее средневековье – это очень интересно, но делать-то что?
Разобраться, как играть, проще всего на практике.
Для начала цветные фигурки делятся между игроками, лишние убираются в коробку. Счетчики очков кладутся где-нибудь сбоку, по одной фигурке выставляется на старте, где число «0». Все квадраты перемешиваются и выкладываются стопкой рубашкой вверх. Верхний тайл снимается, переворачивается и кладется в центр стола – от него вы будете «плясать». Теперь необходимо определить, кому ходить первым (например, бросить кубик или сыграть в «Камень, ножницы, бумага, ящерица, Спок»), и начинать.
По ходу игры участники по очереди тянут карточки земли и выкладывают их на стол. На выложенные вами тайлы можно ставить свои фишки. За завершенный участок начисляются баллы.
Немного о тактике
Отыграв уже довольно большое количество партий, как в базовую версию, так и версию с дополнениями, хотел бы поделиться несколькими советами для достижения победы.
- Не бойтесь использовать миплов — чем больше миплов работают, тем больше очков вы потенциально можете получить.
- Дорога приносит меньше очков и при выборе обладает наименьшим приоритетом. Однако, в дополнении «Таверны и соборы» — законченная дорога с таверной у озера начинает приносить по два очка за тайл – здесь ценность её значительно возрастает.
- Города – зачастую основной источник дохода. Иногда очень выгодно попытаться пристроить свой тайл к городу (дороге, полю) соперника и получить очки за его строительство вместе с ним. Конечно, такой стиль игры повышает градус конфликтности, но и интерес прибавляет соразмерно.
- Цените крестьян — выложенный в нужное место и время крестьянин может принести очков больше, чем несколько монахов, разбойников и рыцарей вместе взятых. Конечно, противники тоже будут использовать крестьян и тут главное не увлечься, ведь крестьяне кладутся на поле до конца игры, и, в погоне за влиянием, можно сложить всех миплов, оставшись без перспектив на города, монастыри и дороги.
- Используйте дороги, чтобы отгородить поля с крестьянами соперника от замков. Иногда выгоднее не дать получить очки противнику, чем получить их самому.
Правила
Создание поля
В начале игры на поле выкладывается «стартовый квадрат». В фирменной версии он отличается от прочих другой расцветкой рубашки. Стартовый квадрат содержит все возможные элементы местности, что исключает проблему нестыковки квадратов. После этого игроки определяют очерёдность хода и начинают выкладывать игровое поле. Квадраты можно ставить только так, чтобы они касались рядом стоящих квадратов. Причём местность на них должна состыковываться (дороги с дорогами, города с городами, поля с полями).
Фишки подданных
Фишки
Каждый игрок располагает 8 фишками подданных (одна из них используется для подсчёта очков). После того, как игрок выставил очередной «квадрат» поля, он может выставить одного своего подданного на этот квадрат. При этом игрок не может ставить фигурку на объект (город, дорогу или поле), уже занятый другим игроком. Но в процессе игры объекты могут объединиться в единое целое. Фигурки возвращаются к игроку после того, как их объект закончен. Соответственно фишка может принести очки несколько раз за игру. Исключение составляют крестьяне — они остаются на поле до конца игры.
Очки победы
Выставленные на поле фишки приносят очки, как только объект, который они занимают, закончен. То есть, как только дорога дошла до какого-то конца, город полностью окружён стенами, а монастырь — полностью окружён любыми квадратами. Недостроенные объекты приносят очки в конце игры, однако в некоторых случаях меньше, чем достроенные.
Конец игры
Игра заканчивается, как только заканчиваются все не выставленные на поле квадраты. После этого выполняется подсчёт очков для оставшихся на поле фишек. Выигрывает игрок, набравший больше всего очков.
Процесс и цель в настольной игре Каркассон
- Игра предлагает самостоятельно построить как игровое поле, так и свои владения с размещением на них своих подданных.
- Игра заканчивается после выкладки всех квадратов.
- Целью является набрать наибольшую сумму очков.
Особенности
- Квадратные сектора с расположенными на них объектами: дорогами, замками и монастырями, полями.
- Стратегическое ограничение в фигурках – необходимость тактического мышления.
- Подсчёт очков комбинированный, по усмотрению игроков.
- Имеет множество оригинальных дополнений: наборы «Каркассон. Предместья и Обитатели» (5 нововведений), «Каркассон. Дворяне и Башни» (6 нововведений), «Каркассон. Наука и Магия» (7 нововведений).
Как выставить мипла
Миплы, фишки или миниатюрные фигурки, можно выставлять только на выложенный вами тайл, на своем ходу и не больше одного за ход. Нельзя перемещать с места на место уже выставленные фишки – только брать новые из запаса. Закончились? Увы, ничем не можем помочь, нужно было лучше планировать.
Миплы ставят не просто на карточку, а на ее конкретную часть. Стоящий на дороге человечек превращается в разбойника, в монастыре – в монаха, в городе – в рыцаря, а на поле – в крестьянина. Но если на этой конкретной дороге/в городе (не карточке, а географическом объекте) уже стоит чужая фишка или ваша собственная, то вам туда нельзя, место занято (исключение – когда соединяются два ранее независимых участка, на которых уже стоят чьи-то фишки).
Строительство дороги
Как сыграть тайл
Тайл, он же квадрат, он же карточка земель, – центральная вещь там, где действуют правила каркассона. Тайлы изначально лежат вверх рубашкой, из них формируется игровое поле. На каждой карточке изображен отрезок дороги или перекресток, на них также могут быть части монастыря, поля или города, а дорога в этом месте заканчиваться.
Игрок берет верхний квадрат, смотрит, что на нем изображено, и, как в домино, прикладывает подходящей по рисунку свободной стороне любой из уже лежащих карточек. То есть дорога должна продолжаться дорогой, поле – полем, и так далее. Другие игроки могут высказывать свое мнение, куда вам лучше ее пристроить, но слушать их или нет – дело ваше.
Если места для тайла так и не нашлось (такое бывает), его необходимо сбросить и взять новый.
«Торговцы и Строители»
Торговцы и строители
Помимо новых квадратов земель, это дополнение содержит фишки строителей и свиней и жетоны товаров. Если выставить строителя на новый квадрат с дорогой, примыкающей к городу, или в сам город, то можно получить дополнительный ход. Другие фишки ему не мешают. Строитель стоит на дороге, пока она не завершена. Свиньи ставятся на только что выложенный квадрат строго в поле и строго рядом с фигуркой своего крестьянина. При финальном подсчете очков свинья позволяет получать не 3, а 4 за обеспеченный провизией город.
На новых тайлах с частями города, в частности, есть знаки товаров. Когда строительство города завершено, игрок берет по соответствующему жетону за каждый такой знак, вне зависимости, есть ли в городе рыцарь и чей. В конце игры сравнивается количество жетонов по видам (вино, зерно, ткани) – тот, у кого больше жетонов конкретного вида, получает 10 очков. Если поровну, то оба игрока получают по 10.
«Купцы и умельцы» (Traders & Builders)
Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 24 новых тайла и новые фигурки. Добавленные тайлы городов несут на себе изображения товаров трёх видов, и замыкающий город игрок получает жетоны товара в этом городе (даже если не имеет там своих миплов!). В конце игры наторгованные товары могут приносить дополнительные очки (если их больше, чем у других).
Дополнительно каждый игрок получает фигурку умельца (который в оригинале строитель) и фигурку свиньи. Умельца можно выставить на строящуюся дорогу или город, и он позволит ускорить их строительство. Свинью можно выставить на поле, и в конце игры она увеличит очки, причитающиеся за это поле (при условии, что выставивший игрок останется его хозяином!).
Три только что описанных дополнения большинством игроков считаются безусловно удачными, и — при условии, что вам действительно нравится «Каркассон» — смело могут быть рекомендованы к покупке. Остальные дополнения, особенно самые поздние, такой безусловной репутации не имеют.