Рихтовка. основные этапы и понятия

Содержание

Методы рихтовки

Тех­ни­ка «моло­ток вне поддержки»

В этой тех­ни­ке моло­ток дол­жен иметь неболь­шое рас­сто­я­ние (сме­ще­ние) от под­держ­ки. Под­держ­ка давит на центр углуб­ле­ния на метал­ле, в то вре­мя как Вы про­дол­жа­е­те про­сту­ки­вать воз­вы­шен­но­сти вокруг вмя­ти­ны. Таким обра­зом, воз­вы­шен­но­сти опус­ка­ют­ся, а углуб­ле­ния под­ни­ма­ют­ся при каж­дом отска­ки­ва­нии под­держ­ки. В боль­шин­стве слу­ча­ев при гру­бой рих­тов­ке нуж­но при­ме­нять метод «моло­ток вне под­держ­ки». Он исполь­зу­ет­ся при устра­не­нии боль­шин­ства вмятин.

По воз­мож­но­сти нуж­но все­гда исполь­зо­вать гла­дил­ку вме­сто молот­ка. Гла­дил­ка боль­ше про­ща­ет уда­ры с непра­виль­ным уси­ли­ем при рихтовке.

Гла­дил­ка и под­держ­ка в этом мето­де не кон­так­ти­ру­ют друг с дру­гом. Этот метод хоро­шо под­хо­дит в ситу­а­ции, когда металл не полу­чив зна­чи­тель­но­го повре­жде­ния, может быть немно­го пере­на­прав­лен незна­чи­тель­ным уси­ли­ем для вос­ста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­ной фор­мы. Мето­ди­ка «моло­ток вне под­держ­ки» исполь­зу­ет­ся для под­ня­тия углуб­ле­ний и воз­вы­шен­но­стей одно­вре­мен­но. Эта мето­ди­ка при­ме­ня­ет­ся в основ­ном на сла­бо­вы­пук­лых или плос­ких пане­лях, где металл доста­точ­но подат­ли­вый, в отли­чие от силь­но­вы­пук­лых панелей.

Тех­ни­ка «моло­ток на поддержке»

Может при­ме­нять­ся как для опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей, так и для выправ­ле­ния неболь­ших вмя­тин. В этой тех­ни­ке нуж­но рас­по­ло­жить под­держ­ку пря­мо напро­тив повре­жде­ния. Молот­ком нуж­но не силь­но про­сту­ки­вать металл, рас­по­ло­жен­ный над под­держ­кой. При силь­ных уда­рах есть опас­ность рас­тя­нуть рих­ту­е­мый металл. Нуж­но посто­ян­но про­ве­рять металл про­щу­пы­ва­ни­ем, после чего про­дол­жать рих­то­ва­ние до пол­но­го выправ­ле­ния повре­жде­ния. По воз­мож­но­сти при­ме­няй­те вме­сто молот­ка гла­дил­ку. Боль­шое пре­иму­ще­ство гла­дил­ки над молот­ком заклю­ча­ет­ся в том, что она воз­дей­ству­ет на боль­шую пло­щадь за один раз и удар рас­пре­де­ля­ет­ся более рав­но­мер­но, чем удар молот­ком. Как было напи­са­но выше, гла­дил­ка хоро­ша тем, что, бла­го­да­ря сво­ей пло­ща­ди, может одно­вре­мен­но под­ни­мать углуб­ле­ния и опус­кать воз­вы­шен­но­сти на рих­ту­е­мом участ­ке. При про­сту­ки­ва­нии вмя­ти­ны, нажи­май­те на металл под­держ­кой с доста­точ­ной силой. Если не надав­ли­вать с пра­виль­ным уси­ли­ем, то мож­но толь­ко уве­ли­чить повре­жде­ние. При про­сту­ки­ва­нии воз­вы­шен­но­сти под­держ­ку нуж­но дер­жать наобо­рот сво­бод­но, без усилия.


Пока­за­но отска­ки­ва­ю­щее дей­ствие под­держ­ки после уда­ра молот­ка при выправ­ле­нии вмятины.

Метод «моло­ток на под­держ­ке» при­ме­ня­ет­ся при чисто­вой (финиш­ной) прав­ке. Так­же этот метод очень эффек­ти­вен при вырав­ни­ва­нии кра­ёв панели.

Насто­я­тель­но реко­мен­ду­ет­ся, что­бы обрат­ная сто­ро­на повре­ждён­ной пане­ли была чистой, ина­че это отра­зить­ся на каче­стве рих­тов­ки. Под­держ­ка долж­на быть пра­виль­но выбра­на по фор­ме. Слиш­ком выпук­лая фор­ма под­держ­ки сде­ла­ет панель более выпук­лой, а плос­кая – плоской.

При при­ме­не­нии молот­ка с под­держ­кой долж­на быть раз­ви­та коор­ди­на­ция. Под­держ­ка долж­на нахо­дить­ся непо­сред­ствен­но под молотком.

Выправ­ле­ние вмя­ти­ны молот­ком с ост­рым бойком

Ино­гда, для выправ­ле­ния вмя­ти­ны, мож­но при­ме­нять моло­ток с ост­рым бой­ком без под­держ­ки. Такую тех­ни­ку нуж­но исполь­зо­вать очень осто­рож­но, так как мож­но толь­ко усу­гу­бить повре­жде­ние. Идея заклю­ча­ет­ся в том, что­бы под­нять вмя­ти­ну сери­ей хоро­шо постав­лен­ных уда­ров молот­ком с ост­рым бой­ком с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли. Вмя­ти­на долж­на выправ­лять­ся не до кон­ца. Вме­сте с под­ня­ти­ем вмя­ти­ны полу­ча­ют­ся ост­рые воз­вы­шен­но­сти от молот­ка, кото­рые потом уби­ра­ют­ся допол­ни­тель­ным вырав­ни­ва­ни­ем. Нера­зум­ное при­ме­не­ние такой тех­ни­ки может зна­чи­тель­но рас­тя­нуть металл и не дать удо­вле­тво­ри­тель­но­го результата.

Оборудование и инструменты: прессы, листоправильные машины, вальцы и прочее

Наковальня RIDGID. Фото 220Вольт

Для правки металла используется следующее оборудование:

  • правильная плита;
  • рихтовальные бабки.

В качестве инструмента используются молотки, имеющие круглые, радиусные или вставные из мягкого металла бойки. Тонкий листовой металл правят деревянным молотком (киянкой).

Правильная плита должна быть массивной. Поэтому, она может иметь размеры, мм: 400 х 400… 1500 х 3000. Устанавливается этот инструмент на деревянные или металлические опоры, обеспечивающие устойчивость и горизонтальность ее положения.

Для правки деталей, прошедших закалку, используют рихтовальные бабки, которые изготавливаются из стали с последующей закалкой. Бабки имеют рабочую поверхность сферической или цилиндрической формы, радиус которой 150…200 мм.

Высокопроизводительное оборудование позволяет выполнять правку большого количества заготовок в короткие сроки. Гидравлические и механические пресса, листоправильные вальцы и правильно-отрезные станки обрабатывают большие по размерам и значительные по отклонениям от необходимой формы заготовки.

Пресс гидравлический одностоечный ПБ6334. Фото ПромСтройМаш

На вальцах выполняется правка листов, в редких случаях и профильного металла. Правка осуществляется посредством пропускания деформированной детали между верхним и нижним рядами валков. Передний и задний рольганги служат для подачи заготовки в вальцы и поддержания изделия после его обработки соответственно.

Прессы применяются для правки валов и толстостенных листов, обработка деталей первого типа выполняется в холодном и горячем состоянии. Гидравлические прессы пользуются большей популярностью, так как обеспечивают лучшее качество.

Правильно-отрезные станки предназначены для правки и резки прутков и арматуры, предназначенные для обработки деталей разного диаметра.

Кроме этого, на рынке присутствуют универсальные машины, позволяющие выполнять сразу несколько операций по обработке. Востребованы, например, станки с функциями резки, гибки и правки.

Основные приемы правки металла вручную

Поступающие на слесарную обработку заготовки могут быть деформированы и нуждаются в правке, иногда говорят, в рихтовке. Заготовка из листового проката может быть деформирована во время погрузочных работ и транспортировки или деформация может возникнуть в результате остаточных напряжений после механической или термической обработки и др. Волнистая поверхность заготовки из листа может образоваться в результате наличия сжатых волокон, остаточных напряжений на одной из поверхностей листа, что определяет направление вогнутости; изгиб по длине в плоскости; изгиб на ребро свидетельствует о том, что край заготовки, куда направлена изогнутость, сжат или деформирован больше противоположного; если у заготовки деформация в виде спирали, то это свидетельствует о том, что у заготовки края более вытянуты, чем осевая линия, и т.д.

Выяснить причину деформации заготовки необходимо для принятия решения о методе ее правки, рихтовки.

Правка полосового материала по плоскости производится в следующей последовательности. Искривленною полосу кладут на плиту и, придерживая ее левой рукой, по выпуклым местам полосы наносят удары молотком, при этом удары наносят сначала по краям выпуклости широкой стороны и постепенно приближаются к середине выпуклости, поворачивая по мере необходимости полосу с одной стороны на другую. Сила удара регулируется в зависимости от размеров полосы и степени искривления.

Молоток при правке держат за конец рукоятки, несильно зажимая ее в руке. При ударе молоток нужно опускать на лист вертикально всей площадью бойка. В момент удара молоток будет обязательно отскакивать. Этим движением следует научиться управлять так, чтобы отскакивание молотка от листа вверх было направлено по вертикали к плите.

Результаты правки (прямолинейность заготовки) оценивают на глаз или же на правильной плите с помощью линейки.

Выправив широкую сторону заготовки, приступают к правке ребер. После одного-двух ударов полосу поворачивают с одного ребра на другое.

При правке полосы, изогнутой на ребро, удары наносят по широкой плоскости. Прижав левой рукой полосу к плите, наносят удары молотком по всей длине полосы, постепенно переходя от нижней кромки к верхней. На рис. 3 указана стрелками схема направлений и последовательности ударов при правке изогнутости заготовки на ребро.

Рис. 3. Схема правки изогнутости заготовки на ребро

У нижней кромки наносят сильные удары, а по мере приближения к верхней силу ударов уменьшают, но увеличивают их частоту. При таком способе правки нижняя кромка постепенно вытягивается больше, чем верхняя, и полоса выравнивается. Правку прекращают, когда верхняя и нижняя кромки становятся прямолинейными.

Правку изогнутого листа, имеющего поперечные волны — волнистость, выполняют на правильной плите, придерживая его одной рукой, а другой — наносят легкие удары молотком по выступающим частям листа вдоль поперечных волн. Сначала правят лист с одной стороны, а затем его переворачивают и правят с другой стороны.

При наличии выпуклости в середине заготовки ее кладут на плиту и выпуклости обводят мелом. Затем наносят частые удары молотком от края листа по направлению к выпуклости. По мере приближения к выпуклости удары молотком следует делать чаще и слабее. Если на заготовке имеется волнистость по краям, то удары молотком наносят по направлению от середины заготовки к ее краям.

После устранения выпуклостей и волнистости лист переворачивают и легкими ударами молотка окончательно восстанавливают его прямолинейность.

В процессе правки нужно следить за тем, чтобы на поверхности листа не оставались следы от ударов молотком. Эту работу удобно выполнять, перемещая заготовку вдоль рихтовальной бабки или по поверхности рельса, на котором производится правка.

При правке тонкого листового материала пользуются легкими деревянными, медными, латунными или свинцовыми молотками. Приемы правки такие же, как и стальными молотками.

Правку весьма тонкого листового материала осуществляют на чистой, ровной (без забоин и других неровностей) поверхности скольжением без особой нагрузки металлических или деревянных брусков-гладилок, имеющих ровную и гладкую поверхность. При правке лист периодически переворачивают.

5.1. Суть правки и рихтовки. Оборудование и инструмент для ручной правки и рихтовки

Правка — слесарная операция по обработке металлов давлением с целью устранения на заготовках и деталях вмятин, выпучин, волнистостей, искривлений, короблений и других дефектов. Это подготовительная операция, предшествующая дальнейшей технологической обработке заготовки.

Правка осуществляется при холодном либо горячем состоянии заготовки (при больших ее сечениях); она выполняется ручным или машинным способом.

Горячая правка производится при температуре 850. 1100 °С для стальных заготовок, 350. 470 °С для заготовок из дюралюминия. Нагрев выше указанных температур приводит к перегреву, а затем и к пережогу заготовок. Правке подвергают только пластичные металлы и сплавы. Бронза и чугун правке не подлежат.

Рихтовка — слесарная операция по правке закаленных деталей, а также деталей, изогнутых через ребро жесткости. Устранение дефектов при рихтовке происходит за счет растяжения (т.е. удлинения) той или иной части металла детали. Рихтовка обычно выполняется ударами носком молотка или специальным рихтовальным молотком по детали; при этом

Рис. 5.1. Правильные приспособления: а — рихтовальные бабки; б— правильная плита; в — наковальня

используют рихтовальные бабки (рис. 5.1, а). Рабочая часть поверхности рихтовальной бабки может быть цилиндрической или сферической формы с радиусом закругления 150. 200 мм. Точность рихтовки достигает 0,05 мм.

Ручная правка выполняется на стальных или чугунных правильных плитах (рис. 5.1, б), имеющих ровную и чистую рабочую поверхность. Самые распространенные размеры плит — 400 х 400, 750 х 1000, 1000 х 1500 мм. Устанавливают плиты на металлические или деревянные подставки высотой 800. 900 мм. Мелкие детали правят на наковальнях (рис. 5.1, в).

В качестве инструмента для ручной правки используют слесарный молоток с круглым полированным бойком (молоток с квадратным бойком оставляет на заготовке вмятины); молотки со вставными бойками (рис. 5.2, а) из мягких металлов — меди, свинца, а также дерева; деревянные молотки (киянки) (рис. 5.2, б); гладилки (деревянные или металлические бруски). Для правки закаленных деталей применяют рихтовальные молотки с радиусными бойками массой 400. 500 г (рис. 5.2, в). На рис. 5.3 показан рихтовальный молоток, в корпус которого вмонтирован рабочий носок из твердого сплава.

Рис. 5.2. Молотки для правки:

а — со вставными бойками из мягких металлов (1 — штифт; 2 — боек; 3 — корпус; 4 — ручка); б — деревянный молоток (киянка); в — рихтовальный с радиусными бойками

Рис. 5.3. Рихтовальный молоток со вставкой из твердого сплава

Молотки со вставными бойками из мягких металлов применяют при правке деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей или заготовок из цветных металлов и сплавов, а гладилки и киянки — для правки тонкого листового и полосового металла и сплавов.

Холодная правка валов

При эксплуатации машин у валов возникают дефекты: изгиб; износ рабочих поверхностей; повреждение резьбы, шпоночных канавок и шлицев. Изгиб валов определяют в центрах токарного станка, специальных приспособлений или на призмах с использованием стоек с индикаторами (рис. 2).

Рис. 2. Определение изгиба вала индикаторной головкой на призмах

Изгиб валов устраняют правкой: холодной или горячей. Холодную правку выполняют под прессом. Следует иметь в виду, что при холодной правке в результате появления наклепа в металле возникают внутренние напряжения, величина которых тем выше, чем больше величина деформации при правке. Кроме того, при холодной правке не всегда сохраняется требуемая форма вала (валы могут вновь принимать свою искаженную форму). Поэтому рекомендуется после холодной правки нагреть валы до 400…450 °С, выдержать 1 час и медленно охладить.

Правка по методу Буравцева. Его назвали «поэлементной холодной правкой». В процессе правки по методу Буравцева также используется пресс (рис. 3). Ноу-хау заключается в специальном приспособлении, с помощью которого поверхностный слой шейки вала пластически деформируется так, что в нем вместо обычных напряжений растяжения создаются напряжения сжатия. Галтель при этом не затрагивается, а значит, усталостная прочность коленчатого вала после правки не только не уменьшается, но даже возрастает. Более того, избавившись от недостатков ранее известных способов, поэлементная холодная правка позволяет восстановить любые коленчатые валы (и чугунные, и стальные) любых двигателей (от мотоциклов до экскаваторов), имеющих практически любой прогиб. При этом точность правки очень высока. Например, удается обеспечить взаимное биение коренных шеек 0,01 мм при исходном биении свыше 1 мм.

Рис. 3. Правка вала по методу Буравцева

За годы использования способа поэлементной правки на практике накоплен фактический материал о дальнейшей «судьбе» выправленных коленчатых валов как отечественных автомобилей, так и иномарок, включая грузовики и автобусы. Статистика показала, что эти коленчатые валы не возвращаются в изогнутое состояние со временем. Не было и рекламаций, связанных с поломкой валов, что косвенно свидетельствует об их высокой усталостной прочности.

Правка валов наклёпом. Способ целесообразен для правки коленчатых валов, биение которых не превышает 0,03…0,05 % от длины вала. Он производится наклепом щек пневматическим молотком со специальной головкой. Коленчатый вал укладывается на призмы верхними коренными шейками или устанавливается в центрах. Продолжительность правки и глубина наклепа (деформации щеки) зависят от силы и числа ударов в единицу времени. По одному и тому же месту не рекомендуют делать более трех-четырех ударов; контроль эффективности правки осуществляют измерением биения вала. Наклепу подлежат внутренняя и наружная стороны щеки (со стороны шатунной шейки) в зависимости от направления биения вала. Правка наклепом щек коленчатого вала не снижает его усталостной прочности.

Что такое твистер?

Правка кузова автомобиля

Рихтовка необходима для избавления поверхности от небольших, но явных изгибов, растяжений металла кузова. Основной задачей рихтовки является восстановление формы поверхности детали. Кривизна, присущая определенным элементам кузова, должна быть плавной, выглядеть так, словно деталь отштампована на заводе.

Порядок действий при проведении рихтовки своими руками:

  • внешний осмотр;
  • определение вида и уровня появившихся изъянов;
  • правка, придание деталям первоначальной формы.

Чтобы диагностировать кузовные неисправности автомобиля, сначала проводится осмотр. Если есть возможность, используйте помощь специалистов-кузовщиков. О том, как проводится рихтовка, также можно узнать из видео в конце статьи.

Стабильность результата

При рихтовке без покраски воздействие на металл минимальное. Если все делается правильно, то участок с вмятиной испытывает нагрузки, обратные тем, при которых она возникла. Таким образом, металл восстанавливает свое исходное положение, при котором отсутствуют внутренние напряжения.

Если сравнивать беспокрасочную технологию с классической, то с точки зрения стабильности результата, она более надежна. Металл отыгрывает назад, при этом структурные изменения минимальны. Не зря такая рихтовка называется деликатной.

При обычной рихтовке накладываются слои шпаклевки, а сам металл испытывает напряжения, хотя они и рассредоточены по большой площади. Однако в результате постоянной вибрации, которую испытывает кузов во время движения автомобиля, отрихтованная классическим способом поверхность может незначительно изменять свою конфигурацию. При рихтовке без покраски такая ситуация практически исключается, поскольку металл занял свое «равновесное» положение.

Устранение вмятин в труднодоступных местах кузова.

Устранение таких вмятин производят при помощи рычагов, опорных плит и
специального приспособления ударного типа. 

Исправление вмятин на лицевых поверхностях в зоне
расположения усилителей производят при помощи рычагов, выбор которых
зависит от расположения и характера вмятины. На рис. 6.7 приведены схемы
правки и примеры исправления элементов кузовов с использованием рычагов.
Вмятины, расположенные под усилителями, устраняют плоскими рычагами.
Выштам-повки и ребра жесткости на открытых участках восстанавливают при
помощи опорных плит и специального зубила. Заломы и вмятины панелей
дверей, а также крыльев выправляют рычагами, используя в качестве опоры
внутренние элементы панелей капота, дверей, щитка брызговика и т. д.

Устранение деформации панели порога (рис. 6.8) производят
его вскрытием, правкой, зафланцовкой и сваркой. На рис. 6.8, а, б
показаны приемы вскрытия порога. Для вскрытия применяют дрель,
твердосплавное сверло или цельный зенкер, зубило, рычаг и молоток.
Правку деформированной панели порога и восстановление его формы
производят рычагом-прижимом и рихтовочным молотком. За-фланцовку
восстановленной панели порога выполняют молотком с использованием
опорной плиты в качестве поддержки. В заключение выполняют сварку
наружной панели порога с накладкой боковины и панелью пола.

Неглубокие пологие вмятины иногда удается выправить, не
вскрывая скрытой полости. Для этого в наиболее глубокой части вмятины
сверлят отверстие диаметром 6 мм, через которое вставляют изогнутый
конец стержня и вытягивают вогнутую часть панели до нормального ее
положения. Затем отверстие заполняют припоем или эпоксидной
шпатлевкой.

Рис. 6.6. Устранение обширных выпуклостей (вмятин) на
поверхности кузова методом нагрева в сочетании с ударным
воздействием:
а — нагрев металла; 6 — осаждение выпуклости киянкой
на плите; в — устранение вмятин молотком на фасонной плите; г —
последовательность нагрева и осаждения металла при устранении
выпуклостей (вмятин) 

Устранение глубоких вмятин проводят приспособлением
ударного типа. Приспособление состоит из ударного молотка, движущегося
по направляющему стержню и заканчивающегося рукояткой с упорной
площадкой. Рабочим органом является комплект сменных наконечников,
предназначенных для исправления вмятин на панелях кузова. Сменные
наконечники со стержнем приспособления соединяют резьбой.

Ручная и механическая правка и гибка металла

Ручная и механическая правка и гибка металла

Назвать инструмент и приспособления для правки фасонного, листового и полосового металла.

Для правки фасонного, листового и полосового металла используют разного рода молотки, плиты, наковальни, валки (для правки жести), ручные винтовые прессы, гидравлические прессы, валковые приспособления и вороты.

Назвать инструмент и приспособления для гибки фасонного, листового и полосового металла.

Гибка металла в зависимости от его толщины, конфигурации или диаметра выполняется с использованием слесарных щипцов или кузнечных клещей с помощью молотка, на плите для правки, в тисках или в формах и на наковальне. Можно также гнуть металл в разного рода гибочных приспособлениях, гибочных машинах, в штампах на гибочных прессах и на другом оборудовании.

Что такое молоток, из каких частей он состоит и для чего служит?

Молоток — это ударный инструмент, состоящий из металлической головки, рукоятки и клина (рис. 13).

Металлическая часть состоит из следующих элементов: клиновидной части, слегка закругленного обуха (часть, которой бьют) и отверстия. Рукоятку для молотка делают из твердого дерева с сечением и длиной, зависящими от величины отверстия в молотке и от его веса. После насадки молотка на рукоятку в нее вбивается деревянный или металлический клин, который предохраняет молоток от спадания с рукоятки.

Молотки бывают с круглым и с квадратным бойком. Молоток широко используется при выполнении разных операций, а в слесарном деле — это основной инструмент при выполнении слесарных работ.

Назвать вес слесарных молотков и сорт стали, из которой они изготовляются.

Слесарные молотки изготовляются из инструментальной углеродистой стали У7 или У8 (табл. 1). Рабочая часть молотков подвергается закалке до твердости HRC 49—50.

Что такое правка металла?

Правкой называют операцию возвращения кривым или погнутым металлическим изделиям первоначальной прямолинейной или другой формы.

Слесарный молоток

Назвать способы правки металлов.

Правку можно проводить горячим или холодным способом вручную, а также с использованием приспособлений или машин.

Какие виды повреждений подлежат рихтовке?

Все повреждения делятся на следующие виды: прямое и непрямое, то есть второстепенное.

Прямое повреждение – область кузова, которая имела непосредственный контакт с объектом, нанёсшим повреждение. В данном месте может возникнуть нарушение целостности слоя краски или разрыв самого металла.

Непрямое повреждение – погнутый металл, располагающийся в области, которая прилегает к прямому повреждению. В некоторых случаях второстепенная деформация находится на расстоянии десятков сантиметров от зоны прямого повреждения.

Современное оборудование позволяет справиться с повреждениями любой сложности. Выполняя ремонт, выбирайте более простые способы для восстановления детали. Наличие у вас специального оборудования не означает, что вам необходимо всегда и везде его использовать. Бывают случаи, когда вмятину можно просто «выдавить» рукой с обратной стороны.

Где применяется процесс: в судостроении и прочие отрасли

Помимо штатной технологической операции в изготовлении некоторых изделий, правка широко применяется в ремонте. В кузовном ремонте автомобилей ей, пожалуй, принадлежит ведущее место. Ручная рихтовка элементов кузова без нарушения лакокрасочного покрытия требует у исполнителя высокой квалификации и наличия специального инструмента.

Работоспособность механизмов, которые состоят из балочных конструкций обшитых листами, во многом зависит от высокой степени плоскостности и прямолинейности заготовок. Поэтому такие отрасли как судостроительная, авиационная и другие, где корпусные детали изготавливаются из профильного металла и листов, дополнительно доводят правкой до требуемых параметров.

Какую нагрузку могут выдержать винтовые сваи: несущая способность

Шлифовка

Как шлифовальное приспособление, очень часто применяется электродрель. С этой целью, в ее патрон зажимается стальной стержень, имеющий резьбу. На нем фиксируется диск, сделанный из твёрдой резины, который имеет толщину в 8-15 мм.

Также, вы можете применять башмачные шлифмашины, они особенно эффективны при выравнивании больших плоских площадей. Когда ни электродрели, ни шлифовальной машинки у вас под рукой нет, то возникает необходимость производить шлифовку вручную – при помощи листовой шкурки. Чтобы было удобно работать, можете натянуть ее на брусок из дерева либо отрезок жесткой резины.

Дорожно-транспортное происшествие – событие неприятное, и от него никто не застрахован. От удара страдают различные кузовные части кузова, и часто требуется замена деталей. В некоторых случаях кузовные части удается спасти – рихтовка авто позволяет сэкономить на ремонте, избежать замены.

Восстановление геометрии кузовных элементов – дело непростое, но при определенных навыках, аккуратности и терпении рихтовку можно выполнить самостоятельно.

Технология устранения деформаций кузова зависит от вида перекоса и характера деформаций деталей.

Вмятины в панелях кузова и
оперения, у которых металл после удара не растянут, чаще всего
выравнивают выдавливанием или вытягиванием вогнутого участка до придания
ему правильной кривизны и при необходимости последующей рихтовкой
выдавленной поверхности. Образующиеся в панели при большом растяжении
металла выпучины нельзя выправить рихтовкой, поскольку в процессе ее
выполнения вершина выпучины может потерять устойчивость и переместиться
на другую сторону листа. Это обстоятельство, если учесть, что для
устранения выпучины необходимо осадить излишек металла, определяет
способ ее правки.
Устранение деформаций в кузовных деталях рихтовкой.
Для исправления вмятин и восстановления формы поверхностей элементов
кузова используют ручной инструмент, представленный в разд.
5.3.
Большая номенклатура рихтовоч-ных молотков предполагает
применение того или иного молотка в зависимости от характера вмятины и
формы поверхности. Ряд молотков имеет отполированную бойковую часть, что
позволяет достичь высокой чистоты правки, а в отдельных случаях
производить устранение повреждений без разрушения лакокрасочного
покрытия.

Наковальни и фасонные плиты служат для поддержки листа во
время выправления вмятины молотком. Форма и размеры плит и наковален
выполнены с учетом наиболее часто встречающейся кривизны деталей кузова
и дают возможность применять их при восстановлении различных участков
кузова.

Рычаги предназначены для исправления различных вмятин.
Конструкция рычагов и длина некоторых из них предусматривает их
применение в труднодоступных местах через технологические окна и
отверстия в деталях кузова.

Механизация при правке. Правильные машины. Слесарное дело |

Для механизации работ при правке используют различные правильные машины.

Простейшим устройством для механизации правки является ручной пресс (рис. 2.34), с помощью которого осуществляют правку профильного проката и пруткового материала. Правку пруткового материала на этом прессе производят в центрах (рис. 2.34, а) или на призмах (рис. 2.34, б). Профильный прокат правят только на призмах.

Правильные машины

В большинстве случаев для правки листового и профильного проката используют специальные правильные машины (рис. 2.35, а), в которых основными рабочими органами являются правильные вальцы (рис. 2.35, б). При правке лист подается в валки и благодаря силе трения, возникающей между валками и листом, втягивается между ними. Проходя между валками, лист перегибается то в одну, то в другую сторону, и его волокна выравниваются. Для исправления лист пропускают через валки многократно, иногда до пяти раз и более.

Кроме того, в правильных вальцах можно править и профильный прокат- Вальцы для правки профильного проката практически не отличаются от вальцов для правки листового материала. Различие состоит в конструкции правильных вальцов, которые должны иметь профиль, соответствующий профилю материала, подвергаемого правке (рис. 2.36).

Основные правила выполнения работ при правке

1. При правке полосового и пруткового материала (круглого, квадратного или шестигранного сечения) выправляемая деталь должна касаться правильной плиты или наковальни не менее чем в двух точках (рис. 2.37). Правку деформированной заготовки при этом нужно осуществлять за счет ее изгиба в сторону, противоположную имеющейся деформации.

2.   Силу ударов молотком или кувалдой распределять по длине деформированного участка и регулировать в зависимости от площади поперечного сечения материала, подлежащего правке, и величины деформации.

3.  При правке обработанных валов во избежание появления вмятин на обработанной поверхности необходимо пользоваться опорными призмами и прокладками из мягкого металла (рис. 2.38).

4.                  Правку листового материала толщиной 0,5… 0,7 мм необходимо производить при помощи деревянных молотков — киянок (рис. 2.39). При отсутствии киянок допускается использование обычного стального молотка, но при этом необходимо между молотком и выправляемой поверхностью помещать деревянную проставку.

5.   При правке полос, изогнутых по ребру (рихтовке), а также листового материала со значительными деформациями необходимо применять способ правки растяжением (рис. 2.40).

6.   Правку полос с винтовым изгибом необходимо выполнять в ручных тисочках (рис. 2.41, б).

7.   Контроль качества правки следует производить в зависимости от конфигурации заготовки и ее исходного состояния: на «глаз» (рис. 2.42) — визуально, линейкой, перекатыванием по плите; «на

карандаш» (рис. 2.43) — путем вращения выправленного вала в центрах ручного винтового пресса.

8. При правке полосового и пруткового материала на плите (наковальне) необходимо пользоваться рукавицами, правку выполнять молотком или кувалдой, прочно насаженной на рукоятку.

Типичные дефекты при правке, причины их появления и способы предупреждения приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Дефект

Причина

Способ предупреждения

После правки обработанной детали в ней имеются вмятины

Правка производилась ударами молотка или кувалды непосредственно по детали

Правку производить через прокладку или наставку из мягкого металла, при правке обработанные цилиндрические детали устанавливать на призмы

После правки листового материала киянкой или молотком через деревянную наставку лист значительно деформирован

Применялись недостаточно эффективные способы правки

Применить способ правки путем растяжения металла по краям выпуклости, чередуя этот способ с правкой прямыми ударами

После рихтовки полоса непрямолинейна по ребру

Процесс правки не окончен

Правку заканчивать ударами по ребрам полосы, переворачивая ее в процессе правки на 180°

Виды рихтовки кузова

Рихтовка кузова своими руками требует от автолюбителя специфических знаний и опыта. Такой ремонт можно разделить на три вида:

  1. Корректировка вмятин. В большинстве случаев именно с такой проблемой сталкиваются многие автолюбители. Любой удар приводит к смятию металла и автомобилю требуется рихтовка капота или ремонт крыла. Вмятины – самый распространенный тип дефекта. Их можно устранить при помощи вакуумного метода.

  2. Ликвидация выпуклостей. Металл кузова автомобиля во время удара прогибается не во всех местах – в некоторых действующие силы заставляют металл, наоборот, выгибаться. Такие дефекты устраняет рихтовка авто своими руками с использованием молотков.

  3. Локальная рихтовка. Этот вид рихтовки вмятин своими руками подразумевает исправление геометрии металла без демонтажа детали, а используя только технологические отверстия в кузове авто.

Оборудование и инструменты: на вальцах, прессах и не только

Для ручной правки основными инструментами являются правильные плиты, наковальни, рихтовальные бабки, которые выступают в качестве базовой поверхности для заготовок.

Для приложения усилия к месту правки применяют различные виды молотков. Для листовой и полосовой стали с черновой обработкой поверхности применяют молотки из углеродистой стали с круглым бойком, который в отличие от квадратного, не оставляет вмятины на поверхности. Обработанные поверхности правятся деревянными киянками или молотками с мягкими вставками (из медных или алюминиевых сплавов). При праве тонколистового металла используются гладилки, изготовленные из твердых пород дерева.

Вальцы гидравлические STALEXHER-2070×4.5. Фото Сталекс

В производственных условиях, где широко применяется прокат в виде листов, полосы, прутков и других разнообразных профилей, применяется оборудование для правки заготовок. В зависимости от размеров и формы заготовок можно выделить несколько видов.

  • Правильные прессы с механическим или более мощным гидроприводом. На этом оборудовании правят крупный прокат: круглый, квадратный, швеллера и другой профиль, включая трубы диаметром до 300 мм. Правку толстых листов и полос выполняют на специализированных гидравлических прессах.
  • Роликовые правильные машины, использующиеся для работы с мелким и средним профильным прокатом. Роликовые листоправильные машины исправляют дефекты листов и полос небольшой толщины.
  • Растяжные правильные машины. Применяются для правки листов из специальных сплавов и цветных металлов.
  • Ротационные косовалковые машины. Применяются для правки труб и прутков от простой формы профиля до сложной.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий