Содержание
- 1 Инопуллер (обратный молоток) для самодельного споттера
- 2 Основные компоненты для сборки
- 3 Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками
- 4 Изготовление рабочих частей
- 5 Виды споттеров
- 6 Как сделать споттер для кузовного ремонта
- 7 «Хаммер»
- 8 1 Redhotdot HAMMER IT
- 9 SKODA RAPID – любая поездка в удовольствие
- 10 Как сделать споттер?
- 11 Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
- 12 Корпус и комплектующие
- 13 Сварочный аппарат на основе инвертора
- 14 Назначение и сферы применения оборудования
- 15 Как выбрать споттер?
- 16 Параметры, от которых зависит цена споттера
- 17 Как он работает: нюансы
- 18 Комплектность споттерного оборудования
- 19 В завершение
- 20 Свойства конструкции агрегата
- 21 Назначение споттера
- 22 Рихтовка авто своими руками
- 23 Онлайн калькулятор LM317
Инопуллер (обратный молоток) для самодельного споттера
Если вы разберетесь, как сделать споттер, то изготовить для него своими руками обратный молоток не составит для вас больших проблем. Не бойтесь потерять время на работу над таким устройством, потому что заводские модели инопуллеров стоят достаточно дорого.
В качестве основы для изготовления такого приспособления можно взять монтажный пистолет. От него отрезается та часть, в которую вставляется баллон с монтажной пеной или герметиком. На освободившуюся после этого крышку необходимо приварить три прутка диаметром 6–10 мм, которые будут выступать в качестве стоек. На свободные концы стоек приваривается кольцо, выполненное из прутка с таким же сечением. Диаметр кольца, которое после монтажа необходимо обмотать несколькими слоями изоляционной ленты, что исключит его приваривание к выравниваемой поверхности, должен составлять примерно 100 мм.
У штока монтажного пистолета также необходимо обрезать его изогнутую часть и упор. Вместо отрезанного упора приваривается крепление, к которому будет подсоединяться кабель, идущий от стоппера. В качестве такого крепления можно использовать болт с резьбой М10 и две гайки. Обрезанную часть штока необходимо заточить, придав ему конусную форму с диаметром концевой части 3 мм. Чтобы изготовить такое нехитрое приспособление, вам потребуется около часа (или меньше, если вы предварительно ознакомитесь с видео данного процесса).
При работе на споттере (особенно на самодельном) следует соблюдать меры безопасности. Если вы выправляете с помощью такого аппарата элементы кузова автомобиля, то не забывайте отсоединять клеммы аккумулятора.
Инопуллер для споттера из монтажного пистолета
Кроме самого споттера, для работы вам понадобятся специальные шайбы. Они привариваются с помощью этого аппарата к выправляемой поверхности по технологии точечной сварки. Изготовить такие шайбы и другие приспособления для работы также можно своими руками.
Основные компоненты для сборки
- Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
- Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
- Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
- Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
- Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
- Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.
Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками
- стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
- стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
- возвратная пружина;
- гайки и шайбы ограничителя хода;
- адаптеры для крепления электродов.
Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.
Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.
Изготовление рабочего пистолета
Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания.
Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.
Трансформатор для споттера
При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к
проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).
Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно.
Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.
Схема блока управления
Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.
Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.
Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками
Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата.
При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками. В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.
Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми.
Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.
Изготовление рабочих частей
Рабочим элементом, которым выполняется большинство манипуляций при использовании споттера, является пистолет или его совмещенная версия с обратным молотком. Его можно купить сразу в магазине для сварки, а возможно изготовить и самостоятельно.
Свой самодельный пистолет можно сделать из неработающей дрели, удалив из нее внутреннюю часть. Как основа, подойдет и клеевой пистолет. Устройство необходимо снабдить штангой и надеваемым утяжелителем. Последний можно изготовить на токарном станке с внутренним отверстием, соответствующим диаметру штанги.
Конец штанги снабжается специальным зажимом для фиксации электрода или приварочных шайб
Кабель от аппарата к пистолету важно подобрать достаточно толстым. Хотя импульсная сварка кратковременна, и не сильно перегревает цепь, слишком тонкий кабель может оплавиться.
Виды споттеров
Всего различают две основных разновидности инструментов: трансформаторные и инверторные. В зависимости от способа и области использования выделяют еще два класса: для сваривания кузова по контактному методу и для рихтовки.
Рихтовочные споттеры представляют из себя небольшие аппараты, предназначенные для мелкой работы. Они требуют обязательной установки обратного молотка и дополнительных насадок для выполнения ремонта. Кроме того, конструкция может включать специальные клещи. Однако, многие из данных устройств обладают малой мощностью, предрасположены к скорому перегреву, поэтому не способны обеспечить качественную сварку.
Кроме всего, оборудование точечной сварки может быть классифицировано по потребляемому напряжению питания от электрической сети. Стандартные инструменты рассчитаны на 220В, а самые мощные на 380В.
Как сделать споттер для кузовного ремонта
«Хаммер»
Споттер «Хаммер» — это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование. Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках.
Споттер многофункционален, как говорят отзывы. С ним можно приваривать клепки, уничтожать вмятины, восстанавливать ребра жесткости. Это далеко не полный перечень возможных работ.
Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.
1 Redhotdot HAMMER IT
Качественный профессиональный споттер немецкого бренда, итальянской сборки. Очень популярная модель для станций технического обслуживания автомобилей. Аппарат работает от стандартной сети 220 Вт, максимальный ток составляет 3200 А, а мощность – 3 кВт. Споттер оснащен цифровым дисплеем, на котором отображаются все показатели, а благодаря удобной системе настройки можно быстро скорректировать параметры сварки.
Работники автомастерских ценят этот споттер за простоту смены насадок – благодаря быстросъемному соединению на пистолете эта процедура занимает всего несколько секунд. Лучшим его делает и продуманность конструкции – рукоять на верхней панели обеспечивает простоту переноски, сварочный импульс регулируется кнопкой, расположенной на пистолете. Специалисты считают, что освоить тонкости работы споттером с этим аппаратом новичкам будет проще всего, так как он имеет очень удобные настройки, несколько разных режимов.
Обновлено: 20-10-2019
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
SKODA RAPID – любая поездка в удовольствие
Шкода Рапид – самый доступный автомобиль, из всей линейки SKODA представленной в России, однако он оснащён самыми современными опциями, обычно предлагаемыми для автомобилей классом выше. Внешность дорогого европейского автомобиля, в дизайне которого нет случайных деталей в сочетании с удобством и функциональностью, превзойдёт все ваши самые смелые ожидания. Всё продумано – до мелочей.
И дело не только в удовольствии, которое вы получите при скоростном прохождении связки поворотов – хотя и его SKODA RAPID с лёгкостью вам обеспечит. Множество деталей, которые способны сделать каждую поездку максимально удобной и комфортной – вот за что ценят автомобили SKODA более чем в сотне стран мира.
В целом, его можно назвать «горожанином» компактного класса. В то же время, Шкода Рапид — это семейный автомобиль, его просторный салон и вместительный багажный отсек отлично подойдёт для путешествий всей семьёй. Поместится практически всё и даже больше! А если места всё-таки окажется мало — багажную полку легко снять, а сиденья второго ряда — сложить.
Под капотом – тоже есть чем впечатлиться. Двигатели SKODA RAPID – это воплощение всей инженерной мощи автоконцерна «Volkswagen». Их экономичность и надёжность, проверенная временем, гарантирует вам годы бесперебойной работы в условиях самого напряжённого графика в самых сложных дорожных условиях.
Семейный автомобиль должен быть по-настоящему комфортным, причём не только на первом ряду, но и на втором. Ведь в настоящей семье должно быть одинаково удобно всем. SKODA RAPID – полностью отвечает этим требованиям, ведь это автомобиль, в котором каждый найдёт для себя удобное и комфортное место. Даже в самой длительной поездке.
Как сделать споттер?
Прежде чем начать собирать споттер своими руками, необходимо применить профилактические меры при работе с током — под ногами в обязательном порядке должен находиться резиновый коврик, а все правила безопасности при работе с электроприборами должны скрупулезно соблюдаться.
Необходимые материалы
Для того чтобы сделать споттер своими руками из инвертора, понадобятся:
- привод на 12 вольт, обеспечивающий кнопочное управление реле (можно применить подходящий трансформатор от старой техники);
- тиристор, рассчитанный на напряжение 200 вольт;
- реле (30 Ампер);
- диодный мостик;
- контактная группа на 220 вольт;
- любая подходящая кнопка для управления.
Отличной основой для самодельного споттера может стать сварочный полуавтомат.
Сборка
Как сделать споттер из сварочного устройства? Очень важно изменить первоначальную конфигурацию так, чтобы на выходе споттер из инвертора обладал силой тока в 1500 Ампер
Процесс сборки состоит из следующих этапов:
- С аппарата снимают вторичный слой (как правило, их два).
- Рассчитать, сколько витков потребуется на 1 вольт. Для этого мотаем медную проволоку на первичную обмотку, после чего замеряют показатель вольт и полученную цифру делим на количество витков.
- Из вторичной обмотки делается шина. При этом сечение данного элемента должно быть равно или даже больше 16 миллиметров, а напряжение – 6 вольт. Если сечение имеет меньший диаметр, то делим шину на несколько частей, после чего закрепляем все составные скотчем.
- Понадобятся две шины с изоляционной обмоткой. Изоляция должна проводится постепенно в следующей последовательности: слой изоленты – слой скотча – слой изоленты. Допускается установка клепок на открытых краях.
- Полученные шины наматываем на трансформатор. Поскольку эта процедура достаточно сложен, то тем, кто никогда не наматывал подобные элементы, понадобится посторонняя помощь и дополнительные инструменты, например молоток. Трансформатор и первичная обмотка не обязательно должны быть скреплены «намертво», достаточно просто не повредить шину и обеспечить ровную ее посадку.
- Измеряем мощность. При ее соответствии нужным параметрам процесс изготовления споттера близится к концу. Если же обнаружены отклонения, то можно попробовать изменить подключение проводов к первичной обмотке.
Изготовление трансформатора
Одной из важнейших деталей самодельного точечного сварочного приспособления является трансформатор. Его изготовление считается самым трудоемким процессом.
Ее можно производить на кольцевом или же ш-образном железе алюминиевым или медным проводом. Между намотанной проволокой делается многослойная изоляция из трансформаторной бумаги или лакоткани. Для обеспечения оптимальной надежности бумага пропитывается парафином.
Изготовление стаддера
Сварочный пистолет можно сделать из полуавтомата, внеся некоторые изменения. Внутри полуавтомата крепится ось из латуни, а клещи изготавливаются из трубы диаметром 2×2 см. Проводник, соединяющий пистолет и трансформатор, должен иметь сечение большее, чем сечение шины или же равное.
Продуктивность работы прибора зависит и от параметров проводов – чем короче и толще они будут, тем эффективнее будет функционировать агрегат.
Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.
Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.
Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.
Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.
Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.
Статья по теме:
Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.
От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.
Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.
К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.
Корпус и комплектующие
При создании самодельного прибора, производится подбор корпуса. В качестве основания прибора выступает диэлектрическая плитка. Детали из других материалов для этой цели не используются. Габариты основания выбираются произвольно. Необходимо учитывать, чтобы на него можно было поместить все используемые комплектующие. При этом они должны быть размещены так, чтобы при монтаже и в случае необходимости к ним был обеспечен свободный доступ.
Подходящий вариант для выполнения функций корпуса – старый сварочный аппарат. Также в качестве корпуса используется микроволновая печь. Крепление компонентов зависит от того, каким планируется сделать прибор: стационарным или переносным. При выборе второго варианта, комплектующие распределяются равномерно, и монтируются при помощи крепежных элементов. С внешней стороны корпуса устанавливаются ручки для транспортировки.
Учитывая вес оборудования, под основанием следует установить колеса. Благодаря этому устройство не потребуется поднимать при перемещении.
Список дополнительных комплектующих состоит из:
- пистолета – рабочий механизм прибора;
- сварочных кабелей – в количестве двух штук;
- инопуллера – прибор, известный также под названием «обратный молоток».
Сварочный аппарат на основе инвертора
Наиболее распространенным является самодельный споттер из сварочного аппарата, хотя его также можно собрать и не из сварки. Споттер — это ответвление контактной сварки. Но в нем нет клещей, поэтому устройство считается аналогом обычной электродуговой сварки, где ток проходит сквозь металл. Один контакт присоединяется к кузову, а второй — это шток и насадка.
Контактная сварка своими руками из инвертора имеет две главные составляющие:
- Сварочный инвертор,
- Тиристорное реле.
Самостоятельная сборка проводится с помощью таких деталей:
- Тиристор номиналом 200 В.
- Понижающий трансформатор 122 В для управления реле посредством выключателя.
- Реле мощностью 30 А.
- Диодный мост.
- Контактная группа на 220 В.
- Выключатель реле.
Через диодный мост трансформатор подключается к сети, и в то же время подключен тиристор электрореле. Трансформатор подает питание на управляющую ветку тиристорной цепи.
Сборка устройства
Инверторные сварочные аппараты являются хорошим вариантом для сборки споттера. Главное — сконфигурировать аппарат так, чтобы прибор с постоянным током выдавал не менее 1500 Ампер.
Сборка осуществляется поэтапно:
- Снять с прибора вторичную обмотку, чаще всего их две.
- Установить необходимое количество витков на 1 В. Для этого можно обернуть первичку медной проволокой и измерить вольтаж. Полученную цифру разделяют на количество витков проволоки. Результат и есть нужное количество витков.
- При намного меньшем сечении шина разделяется на несколько частей и скрепляется специальной изолентой с наличием материи. Количество разделов вычисляется из первичного показателя. С показателем 40 мм2 шину разделяют на четыре части.
- Необходимы две шины с обмоткой и изолентой. Изолировать нужно последовательно.
- Полученные шины наматывают на трансформатор. Для этого может понадобиться молоток и помощь второго человека.
При достижении необходимой мощности тока прибор считается готовым.
Подготовка трансформатора
Такое устройство, как споттер, предполагает перемотку трансформатора. Процесс является трудоемким и считается самым сложным. На обмотку нужно много времени, но без этого не обойтись. Обмотка может быть разных типов. Изоляция мотков может быть из лакоткани либо из трансформаторной бумаги.
Трансформатор, который будет обеспечивать формирование тока, сложно найти, но можно изготовить. Для этого понадобится магнитопровод, который будет основой, с сечением не меньше 400 мм2. Размер рассчитывается с учетом размещения обмотки.
Различают три типа размещения обмотки:
- Ш-образное,
- О-образное,
- Тороидальное.
Магнитопроводы могут быть пластинчатыми и ленточными. Выбор индивидуальный. Для Ш-образного типа первичная обмотка состоит из 200 витков, и для нее понадобится провод сечением 2.5 мм2. Вторичная обмотка насчитывает 7 витков, для чего понадобится провод с сечением 50 мм2 или шина необходимого сечения с изоляцией.
Длину концов вторичного провода рассчитывают для подключения к выходным клеммам, а первичного — к электроцепи прибора. Трансформатор пропитывается шеллаком.
В чертеже электросхемы имеется питающий трансформатор, напряжение вторичной обмотки в котором — 12 В. Подойдет также любой другой трансформатор, удовлетворяющий параметрам. Для контроля напряжения на устройстве его можно оснастить дополнительной обмоткой.
Тиристор должен соответствовать параметру: обратное напряжение не меньше 220 В, а прямой импульсный ток — не меньше 50 А. Диоды подбираются по таким же параметрам. Используется резистор с номиналом 100 Ом и конденсатор 25 В 1000 мкФ.
Последовательность работы самодельного споттера:
- Включение кнопки и разрядка конденсатора, кратковременное включение резистора и тиристора.
- Подача переменного напряжения на первичную обмотку трансформатора через диоды.
- Сваривание деталей и электрода.
- Разрядка конденсатора, закрытие тиристора и обесточивание силового трансформатора.
- Работа завершена, продолжается зарядка конденсатора от трансформатора для дальнейшей работы.
Важно помнить, что тиристор и диоды могут быть заменены симисторами. Самодельное устройство должно быть точно сконструировано для слаженной и корректной работы независимо от габарита и вложенных финансов
Назначение и сферы применения оборудования
Споттеры являются стандартным оборудованием для автосервисов, т. к. их использование значительно экономит время и сокращает трудозатраты при рихтовке кузовных деталей с односторонним доступом. Кроме того, их применяют для осадки импульсным нагревом металла. Еще одной областью применения споттеров является двусторонняя сварка. В этом случае вместо пистолета используют специальные сварочные клещи. Одна из важных особенностей этого сварочного оборудования — небольшое энергопотребление; параметр ПВ (продолжительность включения) у таких аппаратов не превышает 5%. Многие домашние мастера из тех, кто занимается кузовным ремонтом автомобилей, самостоятельно изготавливают споттеры из подручных материалов (в основном, на базе старых трансформаторов). В таких аппаратах чаще всего отсутствует электронный блок управления, а сварочный импульс формируется вручную, путем нажатия на кнопку отключения питания. Регулировки тока у них, как правило, тоже нет, поэтому подбор сварочных режимов производится опытным путем. Пистолеты и обратные молотки народные умельцы обычно изготавливают своими руками, а расходный крепеж приобретают в профильных магазинах. Тем не менее, с помощью таких устройств вполне успешно выполняются различные виды рихтовки.
Как выбрать споттер?
Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:
- тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
- производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
- тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.
Параметры, от которых зависит цена споттера
Огромную роль в цене споттера играют параметры, которые обозначают потребляемую им силу тока, общие качества производительности и функциональности. Чем выше каждый из перечисленных параметров, тем больше и цена аппарата. Таким образом, перед покупкой следует определиться с объемом работ, для которых понадобится оборудование. Если предполагаются разовые мелкие работы, то не следует раскошеливаться на профессиональное оборудование. Если же предполагается постоянное оказание квалифицированных услуг с помощью данного инструмента (например, в рамках работы СТО), то стоит озаботиться приобретением мощной аппаратуры.
Среди существенных факторов цены можно установить следующую тенденцию:
- Трансформаторные модели более дешевы и более надежны, но инструменты с инверторным типом преобразователя отлично показывают себя в точечной сварке;
- Модели с повышенной мощностью предназначены для сварки по точкам и применяются для более прочных деталей. Стандартной мощности будет вполне достаточно для рихтования единичных элементов корпуса;
- Наибольшую цену имеют инструменты с двусторонней сваркой, к тому же она выполняется посредством специальных клещей, которые раскладываются с обратной стороны и мгновенно создают зацеп.
Как он работает: нюансы
Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.
Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.
Проводится это следующим образом: молоток фиксируется в месте вмятины на кузовной поверхности по специальной направляющей, по которой он потом двигается в виде шайбы.
Чаще всего у споттера следующие режимы работы:
- Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
- Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.
Комплектность споттерного оборудования
Как правило, аппараты, произведенные в Китае, сразу же идут с максимальным количеством аксессуаров и насадок и даже комплектуются специальной тележкой, поэтому ничего докупать не приходится.
В то же время, европейские модели не часто могут похвастаться полным походным комплектом. Однако, из-за простоты конструкции самого инструмента не возникает проблем в использовании при работе «не родных» насадок.
Обычно, в конструкции оборудования западных производителей обязательно применяется медная вторичная обмотка трансформатора, что позволяет снизить энергопотребление на одном и том же токе, что существенно снижает нагрузку на сеть.
Они же оборудованы и специальными умными микропроцессорами, которые исключат возможный ошибочный прожиг металла. Данная функция особо актуально в последнее время, когда мировой автопром начал применять металлические листы очень тонкой толщины (до 0,6 мм.).
В завершение
Свойства конструкции агрегата
Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.
Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.
Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.
Вслед за этим захватывается устройство пистолетом, после чего вмятина вытягивается. Для выравнивания прибегают к использованию молотка, гидроцилиндров и других приспособлений
Обращают внимание на толщину металла. Здесь следует понять, какое оборудование даст возможность производить рихтовку машины, чтобы не нанести ей вреда
Обратный молоток не используется в сочетании с алюминием. К тому же не каждый агрегат может справиться с оцинкованным кузовом. Когда рихтовка кузова закончена, скручивают приваренную деталь. Место контакта зачищают шлифовальной машинкой.
Назначение споттера
Споттер представляет собой аппарат для точечной контактной сварки, который применяется при восстановлении кузовных панелей транспортных средств.
Вообще принцип действия, как и у многих других сварочников, заключается в выделении тепловой энергии в месте контакта свариваемых материалов за счет прохождения тока.
Кузовной ремонт – основное назначение споттера.
Особенно это касается объемных деталей, к которым сложно, либо же невозможно подобраться с обратной стороны.
Прибор позволяет в этом случае выполнять рихтовку материала без необходимости демонтировать всю деталь с автомобиля, то есть прямо на месте.
Тут применяется так называемый метод вытягивания, когда к поврежденной плоскости приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина.
Кузовные панели, как правило, изготавливаются толщиной до 1,5 мм, по этому их рихтовка вытягиванием не вызывает проблем.
Некоторые споттеры используют для нагревания листового металла, что позволяет исправить повреждение очень быстро, не прибегая к вытягиванию, когда материал самостоятельно осаживается без какого-либо механического воздействия.
Рихтовка авто своими руками
Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.
Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.
Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.
Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.