Содержание
- 1 Конструктивные особенности и рабочие параметры
- 2 Основные компоненты для сборки
- 3 Вакуумная вытяжка вмятин
- 4 Принцип работы споттера
- 5 Ключевые функции и технические характеристики споттера
- 6 Виды, модели современных спотов
- 7 Онлайн калькулятор LM317
- 8 В завершение
- 9 Нюансы рихтовочных работ
- 10 Стандартные характеристики серийных споттеров
- 11 Схема управления
- 12 Основные компоненты споттера
- 13 Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
- 14 Сварочный аппарат на основе инвертора
Конструктивные особенности и рабочие параметры
Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.
Устройство сформировано следующими модулями:
- аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
- заземляющий кабель;
- кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.
Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.
На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.
Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.
Основные разновидности
Устройства представлены следующими категориями:
1. Инверторные.
Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.
Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.
2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.
Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.
Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:
3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.
4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.
Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:
Принципы» выбора
Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:
- Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
- Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.
Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.
Изучим также краткий рейтинг споттеров:
- Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
- Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
- Gyspot. Качественная техника французского производителя.
Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:
Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:
Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.
SKODA RAPID — автомобиль, который смело можно назвать уникальным. Почему? Ответ очевиден – он подойдёт абсолютно всем! Динамичный характер модели и чёткая, отточенная управляемость в сочетании с интересным и стильным дизайном не оставит равнодушными молодое поколение.
Водители более зрелого возраста по достоинству оценят благородство «кристаллического» дизайна, который отчасти напоминает собой традиции лучших хрустальных мануфактур Чехии и столь любимую всеми жителями Праги архитектуру в стиле кубизм.
Основные компоненты для сборки
- Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
- Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
- Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
- Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
- Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
- Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.
Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками
- стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
- стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
- возвратная пружина;
- гайки и шайбы ограничителя хода;
- адаптеры для крепления электродов.
Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.
Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.
Изготовление рабочего пистолета
Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания.
Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.
Трансформатор для споттера
При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к
проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).
Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно.
Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.
Схема блока управления
Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.
Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.
Вакуумная вытяжка вмятин
Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.
Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.
Принцип работы споттера
Аппарат работает по принципу приварки металлических элементов к кузову автомобиля и дальнейшего вытягивания деформированной поверхности за счет обратного молотка.
Процесс сварки шайб и кузова длится считанные секунды, поэтому металл кузова остается невредимым.
схема споттера
Шайбы имеют разные формы: круг, ОТ, треугольники, М4, крючки.
Популярнее всего круглые шайбы, за которые легко зацепиться наконечником пистолета. При помощи обратного молотка поверхность выравнивается, для плавного вытягивания используется пулер. После ремонтных работ шайбы легко отламываются, а металлический лист подвергается шлифовке.
Как сделать споттер для рихтовки своими руками
Самостоятельные работы по изготовлению споттера сложные и требуют внимательности и технических знаний, поскольку речь идет о настройке блока, работающего за счет электричества.
Необходимые материалы
Самый простой споттер состоит из:
- сварочный трансформатор;
- тиристор на напряжение 200 В;
- привод 12В (подойдет трансформатор от старой техники);
- реле 30 А;
- мост диодный;
- любая кнопка;
- контактор 220 В.
Перед тем как сделать споттер своими руками, необходимо обезопасить себя от возможного удара током, поэтому под ноги следует положить резиновый коврик и соблюдать стандартную технику безопасности.
Ключевые функции и технические характеристики споттера
Независимо от рода устройства: заводская (используется в промышленности) или самодельная конструкция, у них одинаковые функции:
- сваривание элементов корпуса с использованием ремонтных шайб;
- точечная сварка электродом из металла. Штырь подбирается прочный, чтобы с его помощью удалось вытянуть корпус;
- способность нагревать детали корпуса посредством электрода углеродного типа и резко охлаждать основу. Подобная функция способствует созданию осадки металла;
- за счёт двух режимов работы улучшается эффективность и простота применения устройства. При активации первого режима наступает стабильная работа, он предназначен для использования с углеродным электродом. Второй режим подразумевает непродолжительное включение, время активности выставляется вручную. Используется вместе с железным электродом, нередко применяется для установки шайб;
Споттеры для точечной сварки должны быть ограничены временем сваривания детали
В аппарат встроена охладительная система и термостат для деактивации в случае сильного нагрева. Отключение и включение выполняется автоматически при достижении установленных отметок.
Базовые характеристики споттеров:
- напряжение в сети питания для правильной работы установки – 220 В (иногда 380 В);
- частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
- предельная мощность аппарата – 10 кВт;
- сила тока в режиме максимальной нагрузки – 1300 А;
- напряжение во 2-м слое обмотки сварочной установки – 8-9В;
- диапазон времени активности – от 0 до 1,2 с;
- 2 режима работы: с включением таймера (для сварки по точкам) и непрерывная работа в стандартном режиме и темперировании;
- производительность при установке режима точечной сварки при соотношении с предельной мощностью на выходе – 15%;
- производительность в случае использования угольной сварки в отношении к максимальной мощности на выходе – 75%;
- усилие на разрыв иглы – свыше 100 кг;
- тяговое усилие в отношении шайбы – свыше 100 кг;
- габариты конструкции – 380х290х840 мм;
- масса – 32 кг.
Виды, модели современных спотов
Встречается 2 вида споттеров:
- трансформаторный – нетребовательный в уходе аппарат, который можно собрать самостоятельно;
- инвенторный – изготавливается специализированными заводами, имеет несколько режимов работы и температурные датчики.
В соответствии со своими габаритами устройства подразделяются на мобильные, которые можно вручную переносить из одного места в другое, и профессиональные споты в виде больших агрегатов на колесиках для каждодневного использования в мастерской.
Споттеры могут работать как от однофазной сети в 220 В, так и от двухфазной в 380 В. В первом случае приборы экономичны, не перегружают сеть и стоят дешевле. Но они не позволят соединять детали толщиной свыше 0,8 мм. Есть ограничения и по видам сталей. Более мощный трансформатор установлен в споттеры, работающие от сети 380 В.
Еще один критерий выбора устройства – изготовитель. Положительные отзывы, в которых отмечено высокое качество продукции, оставляют владельцы споттеров Garwin (Германия) и Telwin (Италия).
Онлайн калькулятор LM317
В завершение
Нюансы рихтовочных работ
- Если вмятина образуется на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри до внешнего железа будет не добраться. В таком случае качественно отрихтовать элемент можно с помощью споттера.
- Если по центру заднего/ переднего крыла или двери образовался «хлопун», его можно попробовать выправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент имеется.
- Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), уже имеющая следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше пока ездить с этим дефектом и копить деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
- При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
- Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отрихтовать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по своему месту.
Стандартные характеристики серийных споттеров
К ним относятся следующие вариации:
- Тип электропитания – сеть на 220 В/380 В;
- Частота переменного тока – 50-60 Гц;
- Максимальная мощность – 10 кВт;
- При сварке предельная сила тока достигает 1300 А;
- Напряжение, образующееся на вторичной обмотке – 8-9 В;
- Встроенный таймер может быть установлен на промежуток от 0,1 до 1,2 секунды;
- Имеют возможность переключения режимов сварки с точечного на постоянный;
- Производительность аппарата зависит от выбранной программы – при точном аппарат работает на предельных мощностях, а при угольной сварке выходная мощность минимальна;
- Посредством железного электрода усилие разрыва составляет более 100 кг;
- При монтаже ремонтной шайбы тяговое усилие составляет более 100 кг.
Схема управления
Для управления сварочным процессом используются короткие импульсы, формируемые в специальной электронной схеме. При изготовлении споттера на основе старого агрегата также необходимо предусмотреть блок управления, позволяющий коммутировать значительный по величине выходной ток.
Для решения этой задачи сформированные вручную импульсы подаются на первичную обмотку ТТ (простейшая управляющая схема изображена на рисунке ниже).
Простая схема коммутации
К недостаткам такого управления следует отнести:
- Посредством приведённой на рисунке кнопки коммутируется сетевое напряжение, что крайне опасно;
- При размыкании механических контактов происходит сильное искрообразование;
- Даже если заменить включатель сети тяговым реле от стартера, управляемым кнопочным механизмом, то такая схема, несмотря на усовершенствование, всё равно будет недоработанной.
Обратите внимание! Для реализации тягового принципа допускается использование комбинации «мощный пускатель плюс автомобильное реле» (причем последнее может быть любой марки). При выборе этого сочетания реле срабатывает при подаче напряжения 12 Вольт, а его переключение вызывает срабатывание силового контактора. Однако и данный вариант управления не лишён недостатков, поскольку в этом случае не удаётся точно задавить интервал воздействия (ширину импульса)
Однако и данный вариант управления не лишён недостатков, поскольку в этом случае не удаётся точно задавить интервал воздействия (ширину импульса)
При выборе этого сочетания реле срабатывает при подаче напряжения 12 Вольт, а его переключение вызывает срабатывание силового контактора. Однако и данный вариант управления не лишён недостатков, поскольку в этом случае не удаётся точно задавить интервал воздействия (ширину импульса).
Для тех, кто владеет азами электроники и умеет обращаться с паяльником, подойдёт более сложная в исполнении, но зато надёжная в эксплуатации электронная схема управления (смотрите фото ниже).
Тиристорная управляющая схема
Здесь на входную обмотку ТТ рабочие импульсы поступают с электронного прибора – тиристора, открываемого при воздействии напряжением на его управляющий электрод. Включённый в его цепь конденсатор (С1) при разомкнутом кнопочном контакте заряжается через элементы V1-V4 диодного моста. При нажатии кнопки емкость разряжается через резистор R1 и непосредственно через цепь управляющего электрода тиристора, что приводит к его включению.
Находиться во включённом состоянии электронный прибор будет до тех пор, пока конденсатор полностью не разрядится (этот интервал можно подстроить переменным резистором R1). Для последующей операции запуска кнопку нужно сначала отпустить, а затем опять нажать (её выдержкой и определяется сварочный интервал).
Трансформатор T1 может быть любого типа (с напряжением на вторичной обмотке 12 Вольт). Параметры тиристора должны удовлетворять условиям эксплуатации, то есть допускать его работу при напряжениях до 400 Вольт и токах не менее 50 Ампер. Для этих целей вполне подойдёт электронное изделие марки Т132-50.
В заключительной части обзора напомним, что сварочное оборудование типа «споттер» чаще всего востребовано при кузовном ремонте и подобных ему работах с листовым металлом. В связи с этим при выборе выходной мощности самодельного агрегата обязателен учёт толщины листового материала, с которым преимущественно предстоит работать.
Основные компоненты споттера
Главные комплектующими оборудования являются:
- пуллер;
- диодный мост;
- реле – на 30 А;
- инопуллер (обратный молоток);
- трансформатор – 1500 А;
- контактор – 220 В;
- блок управления с тиристором – 200 В.
Корпус
Устройство должно отличаться функциональностью и удобством. Размер выбирается индивидуально. Необходимо правильно разместить управляющие элементы. Желательно сделать обработку поверхности диэлектрическим материалом.
Корпус может изготавливаться из таких материалов, как: пластик, металл, дерево. Можно использовать:
- Короб из металла старого оборудования, который подходит по габаритам.
- Оцинкованный тонкий жестяной лист или с порошковой окраской.
- Системный блок для ПК. Отличается удобством, поскольку доступно для установки кулеры и микросхемы. В целях защиты можно применять короб из дерева, имеющий откидную крышку.
Для крепежа используют заклепки и саморезы.
Источник питания
Трансформатор с диодным мостом, собирающимся на диодах Д226Б – главные составляющие блока питания. Они заряжают конденсатор(С1), способствующий открытию тиристора, который расположен в диагональной части моста. Регулировка длительности напряжения происходит резистором (R1).
Любой блок питания способный дать 10 В, можно использовать для агрегата.
Кабели питания
Выбор кабелей делается с учетом правильно подобранного сечения. Схема расчета: на 1 мм2 – 10 А. Длина для массы не должна быть больше 1,5 м, для рабочей – 2,5 м. Если не учитывать указанные параметры, то сварочные действия будут выполнены не качественно.
Кончики проводов закрепляются соединительными элементами. Для этого могут применяться клеммы, используемые в резьбовых соединениях. А также специальные устройства, обеспечивающие скорость соединения на агрегате и пистолете, например, крокодил.
Схема управления
Чтобы правильно осуществить сборку аппарата, следует ознакомиться со схемой агрегата:
- при подключении, на устройство подается напряжение;
- ток, преобразовываясь, направляется на диодный мост;
- далее попадает на конденсатор и заряжает;
- изменяется положение переключателя;
- отключается от зарядного устройства конденсатор;
- напряжение переходит на цепь тиристора и способствует открытию;
- электрический импульс поступает на аппарат;
- образуется сильное напряжение с помощью вторичной обработки;
- после окончательно разряжения конденсатора, тиристор закрывается;
- магнитная цепь агрегата возвращается в первоначальное состояние.
Для повторного заряжения конденсатора, требуется изменение положения переключателя.
Сварочный пистолет
Считается главным приспособлением споттера. Должен обладать конструкцией, позволяющей без разборки осуществить замену электрода. Последний желательно изготовить из меди, имеющий диаметр 8-10 мм.
Чтобы самостоятельным образом изготовить пистолет, следует воспользоваться следующими устройствами:
- неработающая дрель, с удаленной внутренней частью;
- полуавтоматическое сварочное оборудование (рабочая часть);
- клеевой пистолет для монтажных работ.
В качестве дополнительных оснащений применяют штангу и утяжелитель.
Для подключения к агрегату, применяется комбинация из 5-жильного провода с соответствующим сечением.
Оснастка
Чтобы изготовить споттер, понадобятся следующие материалы:
- зажим;
- крепеж;
- кабель(3 м);
- лист из металла;
- уголок 20*20 каркаса;
- кабель питания;
- резистор переменный (100 Ом);
- текстолитовая плата (6 мм);
- рукоятка для пистолета;
- кабели для обмотки (от 70 мм2) – возможна замена на шины из меди или алюминия с необходимым сечением;
- стержень из латуни (диаметр 16 мм, длина 250-300 мм);
- заготовка из латуни (диаметр 60 мм, длина 100 мм).
Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками
Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.
Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.
Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.
Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.
Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.
Статья по теме:
Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.
От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.
Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.
К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.
Сварочный аппарат на основе инвертора
Наиболее распространенным является самодельный споттер из сварочного аппарата, хотя его также можно собрать и не из сварки. Споттер — это ответвление контактной сварки. Но в нем нет клещей, поэтому устройство считается аналогом обычной электродуговой сварки, где ток проходит сквозь металл. Один контакт присоединяется к кузову, а второй — это шток и насадка.
Контактная сварка своими руками из инвертора имеет две главные составляющие:
- Сварочный инвертор,
- Тиристорное реле.
Самостоятельная сборка проводится с помощью таких деталей:
- Тиристор номиналом 200 В.
- Понижающий трансформатор 122 В для управления реле посредством выключателя.
- Реле мощностью 30 А.
- Диодный мост.
- Контактная группа на 220 В.
- Выключатель реле.
Через диодный мост трансформатор подключается к сети, и в то же время подключен тиристор электрореле. Трансформатор подает питание на управляющую ветку тиристорной цепи.
Сборка устройства
Инверторные сварочные аппараты являются хорошим вариантом для сборки споттера. Главное — сконфигурировать аппарат так, чтобы прибор с постоянным током выдавал не менее 1500 Ампер.
Сборка осуществляется поэтапно:
- Снять с прибора вторичную обмотку, чаще всего их две.
- Установить необходимое количество витков на 1 В. Для этого можно обернуть первичку медной проволокой и измерить вольтаж. Полученную цифру разделяют на количество витков проволоки. Результат и есть нужное количество витков.
- При намного меньшем сечении шина разделяется на несколько частей и скрепляется специальной изолентой с наличием материи. Количество разделов вычисляется из первичного показателя. С показателем 40 мм2 шину разделяют на четыре части.
- Необходимы две шины с обмоткой и изолентой. Изолировать нужно последовательно.
- Полученные шины наматывают на трансформатор. Для этого может понадобиться молоток и помощь второго человека.
При достижении необходимой мощности тока прибор считается готовым.
Подготовка трансформатора
Такое устройство, как споттер, предполагает перемотку трансформатора. Процесс является трудоемким и считается самым сложным. На обмотку нужно много времени, но без этого не обойтись. Обмотка может быть разных типов. Изоляция мотков может быть из лакоткани либо из трансформаторной бумаги.
Трансформатор, который будет обеспечивать формирование тока, сложно найти, но можно изготовить. Для этого понадобится магнитопровод, который будет основой, с сечением не меньше 400 мм2. Размер рассчитывается с учетом размещения обмотки.
Различают три типа размещения обмотки:
- Ш-образное,
- О-образное,
- Тороидальное.
Магнитопроводы могут быть пластинчатыми и ленточными. Выбор индивидуальный. Для Ш-образного типа первичная обмотка состоит из 200 витков, и для нее понадобится провод сечением 2.5 мм2. Вторичная обмотка насчитывает 7 витков, для чего понадобится провод с сечением 50 мм2 или шина необходимого сечения с изоляцией.
Длину концов вторичного провода рассчитывают для подключения к выходным клеммам, а первичного — к электроцепи прибора. Трансформатор пропитывается шеллаком.
В чертеже электросхемы имеется питающий трансформатор, напряжение вторичной обмотки в котором — 12 В. Подойдет также любой другой трансформатор, удовлетворяющий параметрам. Для контроля напряжения на устройстве его можно оснастить дополнительной обмоткой.
Тиристор должен соответствовать параметру: обратное напряжение не меньше 220 В, а прямой импульсный ток — не меньше 50 А. Диоды подбираются по таким же параметрам. Используется резистор с номиналом 100 Ом и конденсатор 25 В 1000 мкФ.
Последовательность работы самодельного споттера:
- Включение кнопки и разрядка конденсатора, кратковременное включение резистора и тиристора.
- Подача переменного напряжения на первичную обмотку трансформатора через диоды.
- Сваривание деталей и электрода.
- Разрядка конденсатора, закрытие тиристора и обесточивание силового трансформатора.
- Работа завершена, продолжается зарядка конденсатора от трансформатора для дальнейшей работы.
Важно помнить, что тиристор и диоды могут быть заменены симисторами. Самодельное устройство должно быть точно сконструировано для слаженной и корректной работы независимо от габарита и вложенных финансов