Темброблок для усилителя своими руками

Предусилитель с темброблоком на одном транзисторе

By Nikolenko Evgeniy , May 15, in Предусилители, темброблоки, фильтры. Здравствуйте дорогие друзья. В интернете нашёл интересную, на мой взгляд, схему темброблока всего на одном транзисторе.

Не получается у меня развести печатную плату к нему. Ребята, может кто собирал уже такой, помогите пожалуйста с печаткой.

И хорош ли он вообще? Вставлял темброблок на микросхеме ne, он не подходит для моего усилителя, не соответствует по входному сопротивлению, слишком большие искажения, а этот думаю подойдёт, попробовать можно. А может кто нибудь подскажет подходящий для этого дела темброблок, буду очень рад.

Заранее благодарен. Мы принимаем формат Sprint-Layout 6! Экспорт в Gerber из Sprint-Layout 6. Конденсаторы Panasonic. Часть 4. Полимеры — номенклатура. Главной конструктивной особенностью таких конденсаторов является полимерный материал, используемый в качестве проводящего слоя. Полимер обеспечивает конденсаторам высокую электрическую проводимость и пониженное эквивалентное сопротивление ESR. Номинальная емкость и ESR отличается в данном случае высокой стабильностью во всем рабочем диапазоне температур.

А повышенная емкость при низком ESR идеальна для решения задач шумоподавления и ограничения токовых паразитных импульсов в широком частотном диапазоне. Читать статью.

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account. Note: Your post will require moderator approval before it will be visible. Restore formatting. Only 75 emoji are allowed. Display as a link instead. Clear editor.

Upload or insert images from URL. Предусилители, темброблоки, фильтры Search In. Темброблок на одном транзисторе. Recommended Posts. Posted May 15, Share this post Link to post Share on other sites.

Студенческое спонсорство. Posted May 16, Всё, получилось, уже вытравил. Join the conversation You can post now and register later. Reply to this topic Go To Topic Listing. Посоветуйте микроконтроллер для управления питанием. Внешний осциллятор как раз и кушает энергию будь здоров, не сильно завися от частоты — ведь этот узел схемы аналоговый.

А разве у тинек не 0. Так что даже 25мка кажется конским током. На 25мка а то и меньше можно и вовсе I2C часы задействовать, энергонезависимые, которые будут будить контроллер каждую секунду, а тот себе спать будет глубоким сном с отключенным тактированием.

Или вовсе один раз настроить будильник на часах и уснуть до прерывания Sprint Layout. Вот именно все просмотрщики открывают файл корректно.

Да и не важно уже переделал GBR. Делаем ЦАП

Вот с землёй на печатке и косяк. Сидит на инверсном входе ОУ. Со схемой не бьёт ну никак. Схема и печатная плата h моста на полевиках.

Да, на модулях просто макетировать. А для нормальной работы надо хорошую пп делать. Приемник на RDA и семисегментнике. Если вторая сборка жива, то, как вариант, проверить на «вшивость» по обратному напряжению и току.

Sign In Sign Up.

Держите себя в руках

Ну а теперь непосредственно о характере обработанного сигнала. Самое ценное свойство Loki заключается в том, что, внося коррективы в тональный баланс фонограммы, он практически не нарушает ни фазовые, ни динамические ее параметры. По этой причине музыкальная сцена не теряет прозрачности и фокусировки, если, конечно, «придавленными» не оказываются основные диапазоны ее ключевых элементов. А ведь именно деградация легкости, объема и динамики в свое время и послужила одной из главных причин изгнания эквалайзеров с меломанского Олимпа.

Отдельного реверанса заслуживают две крайние ручки, отвечающие за коррекцию на 20 Гц и 8 кГц. Даже если щедро крутануть их вправо, ни басы, ни средне-высокие частоты не начинают казаться болезненно гипертрофированными. Однако чувство меры здесь в любом случае не повредит, ведь 12 дБ — это очень много. И если появилось непреодолимое желание загнать ручку на максимум, это, скорее всего, означает, что у вас что-то совсем не в порядке или с сетапом, или с музыкальным вкусом. Одним словом, получив новую игрушку, держите себя в руках.

Предварительный усилитель-темброблок

В качестве него была применена схема, не раз проверенная до этого, которая при своей простоте и доступности деталей показывает довольно хорошие характеристики. Схема (как и все последующие) в своё время была опубликована в журнале «Радио» и затем не раз публиковалась на различных сайтах в интернете:

Входной каскад на DA1 содержит переключатель уровня усиления (-10; 0; +10 дБ), что упрощает согласование всего усилителя с различными по уровню источниками сигнала, а на DA2 собран непосредственно регулятор тембров. Схема не капризна к некоторому разбросу номиналов элементов и не требует никакого налаживания. В качестве ОУ можно применить любые микросхемы, применяемые в звуковых трактах усилителей, например здесь (и в последующих схемах) пробовал импортные ВА4558, TL072 и LM2904. Подойдёт любая, но лучше, конечно, выбирать варианты ОУ с возможно меньшим уровнем собственного шума и высоким быстродействием (коэффициентом нарастания входного напряжения). Эти параметры можно посмотреть в справочниках (даташитах). Конечно, здесь вовсе не обязательно применять именно эту схему, вполне можно, например, сделать не трёхполосный, а обычный (стандартный) двухполосный темброблок. Но не «пассивную» схему, а с каскадами усиления-согласования по входу и выходу на транзисторах или ОУ.

Радиопилюля

Поиск новых сообщений в разделах Все новые сообщения Компьютерный форум Электроника и самоделки Софт и программы Общетематический. Предусилитель с темброблоком. Вот схема очень не плохого предварительного усилителя с пассивным темброблоком. На входе стоит эмиттерный повторитель на транзисторе кт д. Далее следует схема пасивного регулятора тембра. Из за того, что любой пассивный темброблок вносит сильное ослабление сигнала, на выходе устройства стоит линейный усилитель с коэффициентом усиления около Выход операционного усилителя умощняет буферный каскад, состоящий из эмиттерного повторителя и генератора тока, работающего в режиме А класса.

Конструкция самодельного усилителя

Это, пожалуй, был самый сложный момент в изготовлении, так как подходящего готового корпуса не нашлось и пришлось выдумывать возможные варианты :-)) Чтобы не лепить кучу отдельных радиаторов, решил использовать корпус-радиатор от автомобильного 4-канального усилителя, довольно больших размеров, примерно такой:

Все «внутренности» были, естественно, извлечены и компоновка получилась примерно такой (к сожалению фотографию соответствующую не сделал):

— как видно, в эту крышку-радиатор установились шесть плат оконечных УМЗЧ и плата предварительного усилителя-темброблока. Плата блока фильтров уже не влезла, поэтому была закреплена на добавленной затем конструкции из алюминиевого уголка (её видно на рисунках). Также, в этом «каркасе» были установлены трансформаторы, выпрямители и фильтры блоков питания.

Вид (спереди) со всеми переключателями и регуляторами получился такой:

Вид сзади, с колодками выходов на динамики и блоком предохранителей (поскольку никакие схемы электронной защиты не делались из-за недостатка места в конструкции и чтобы не усложнять схему):

В последующем каркас из уголка предполагается, конечно, закрыть декоративными панелями для придания изделию более «товарного» вида, но делать это будет уже сам «заказчик», по своему личному вкусу. А в целом, по качеству и мощности звучания, конструкция получилась вполне себе приличная. Автор материала: Андрей Барышев (специально для сайта 2shemi.ru).

Зона регуляции

С точки зрения схемотехники наш герой представляет собой активный эквалайзер, единственный усилительный каскад которого собран на дискретных элементах по симметричной схеме с обратной токовой связью. Постоянная составляющая отслеживается сервосхемой, а значит сигнальный тракт избавлен от конденсаторов.

Регулировки выполняются с помощью индуктивно-емкостных фильтров переменной добротности. Если точнее, то таким образом организована обработка только на трех верхних полосах, а за самую нижнюю часть спектра отвечает емкостной гиратор — схема, способная придавать фильтрующим цепям индуктивность без применения реальной катушки. Кстати, при внимательном рассмотрении печатной платы в данном модуле был обнаружен высококлассный малошумящий операционный усилитель OPA1662 от Texas Instruments.

Потенциометры производства Alps, активные компоненты — Texas Instruments

Ни засечки значений, ни рабочие частоты фильтров на фронтальной панели Loki не обозначены. Их заменяют пиктограммки, показывающие, за какую именно часть диапазона отвечает та или иная ручка. Выглядит лаконично и наглядно, но, с другой стороны, точно восстановить измененные значения настроек будет очень не просто.

Зоны регулировки следующие: 20 Гц, 400 Гц, 2 кГц и 8 кГц. Слово «зоны» я употребил неспроста. Дело в том, что применение пассивных фильтров переменной добротности приводит к интересной особенности — частотный диапазон каждой регулировки непостоянен, и при увеличении глубины фильтрации полоса регулируемого участка сужается. Поэтому, слегка сдвигая ручку 20 Гц, мы получаем подъем АЧХ на пару-тройку децибел в весьма широких пределах — думаю, герц до трехсот. Ну а выкрутив ее на максимум, поднимаем на 12 дБ уже куда более узкий (но все равно далеко не точечный) участок примерно до границы 50 Гц.

Операционник OPA1662 задействован в схеме гиратора, фильтрующего диапазон 20 Гц, а TL081C — вероятно, в схеме контроля постоянной составляющей сигнала.

Очень похожая история происходит и с остальными участками регулировки, с той лишь оговоркой, что степень фильтрации у разных фильтров тоже не одинаковая. Если на краях диапазона (20 Гц и 8 кГц) глубина настройки составляет ±12 дБ, то ближе к центру (400 Гц и 2 кГц) — только ±8 дБ.

Блок фильтров

Схем фильтров, также, при желании можно найти множество, так как публикаций на тему многополосных усилителей сейчас достаточно. Для облегчения этой задачи и просто для примера, я приведу здесь несколько возможных схем, найденных в различных источниках:

— схема, которая была применена мной в этом усилителе, так как частоты раздела полос оказались как раз такие, которые и нужны были «заказчику» — 500 Гц и 5 кГц и ничего пересчитывать не пришлось.

— вторая схема, попроще на ОУ.

И ещё одна возможная схема, на транзисторах:

Как уже писал ваше, выбрал первую схему из-за довольно качественной фильтрации полос и соответствии частот разделения полос заданным. Только на выходах каждого канала (полосы) были добавлены простые регуляторы уровня усиления (как это сделано, например, в третьей схеме, на транзисторах). Регуляторы можно поставить от 30 до 100 кОм. Операционные усилители и транзисторы во всех схемах можно заменить на современные импортные (с учётом цоколёвки!) для получения лучших параметров схем. Никакой настройки все эти схемы не требуют, если не требуется изменить частоты раздела полос. К сожалению, дать информацию по пересчёту этих частот раздела я не имею возможности, так как схемы искались для примера «готовые» и подробных описаний к ним не прилагалось.

Конструкция самодельного усилителя

Это, пожалуй, был самый сложный момент в изготовлении, так как подходящего готового корпуса не нашлось и пришлось выдумывать возможные варианты:-)) Чтобы не лепить кучу отдельных радиаторов, решил использовать корпус-радиатор от автомобильного 4-канального усилителя, довольно больших размеров, примерно такой:

Все «внутренности» были, естественно, извлечены и компоновка получилась примерно такой (к сожалению фотографию соответствующую не сделал):

— как видно, в эту крышку-радиатор установились шесть плат оконечных УМЗЧ и плата предварительного усилителя-темброблока. Плата блока фильтров уже не влезла, поэтому была закреплена на добавленной затем конструкции из алюминиевого уголка (её видно на рисунках). Также, в этом «каркасе» были установлены трансформаторы, выпрямители и фильтры блоков питания.

Вид (спереди) со всеми переключателями и регуляторами получился такой:

Вид сзади, с колодками выходов на динамики и блоком предохранителей (поскольку никакие схемы электронной защиты не делались из-за недостатка места в конструкции и чтобы не усложнять схему):

В последующем каркас из уголка предполагается, конечно, закрыть декоративными панелями для придания изделию более «товарного» вида, но делать это будет уже сам «заказчик», по своему личному вкусу. А в целом, по качеству и мощности звучания, конструкция получилась вполне себе приличная. Автор материала: Андрей Барышев (специально для сайта сайт
).

Во многих современных аудиосистемах, будь то музыкальный центр, домашний кинотеатр или даже портативная колонка для телефона имеется эквалайзер, или, иначе говоря, темброблок. С его помощью можно регулировать АЧХ сигнала, т.е. менять количество высоких или низких частот в сигнале. Темброблоки существуют активные, построенные, в чаще всего, на микросхемах. Они требуют наличия питания, зато не ослабляют уровень сигнала. Другая разновидность темброблоков – пассивные, они слегка ослабляют общий уровень сигнала, зато не требуют питания и не вносят никаких дополнительных искажений в сигнал. Именно поэтому в высококачественной звуковой аппаратуре используются, чаще всего, именно пассивные темброблоки. В этой статье рассмотрим, как сделать простой 2-х полосный темброблок. Его можно совместить с самодельным усилителем, либо же использовать как отдельное устройство.

Что такое гитарный темброблок?

В гитарах (как в электрогитарах, так и электрокустических) кроме звукоснимателей практически всегда имеется и другая электроника. Называться она может по-разному, все зависит от того, какую функцию эта электронная начинка выполняет. Мы же будем по отношению к ней применять термин «темброблок», хоть слово это и не в полной мере отражает его суть.

Если говорить простым языком, то гитарный темброблок – это коммутационная или коммутационно-усилительная схема, которая расположена непосредственно внутри корпуса инструмента. Его основное назначение – коммутация и подключение в электрическую цепь звукоснимателей, пассивная или активная коррекция громкости и тембра, а также предварительное усиление сигнала (в зависимости от типа установленной электроники).

Темброблоки в электрогитарах

По аналогии со звукоснимателями в электрогитарах, темброблоки делятся также на активные и пассивные.

Пассивные темброблоки собраны исключительно на пассивных, не требующих дополнительного питания, электронных компонентах. Это самый простой темброблок, который всего лишь осуществляет коммутацию звукоснимателей, а также функцию регулирования тембра и громкости. Так как усилить гитарный сигнал он не может, то коррекция тембра осуществляется за счет «срезания» (ослабления) тех или иных частот.

Активные же, наоборот, требуют для своей работы батарейку и осуществляют предварительное усиление исходящего сигнала, а также уменьшают различные наводки. Активный темброблок помогает усилить сигнал до достаточного уровня и осуществляет согласование сопротивления на входе усилителя и сопротивления на выходе электрогитары.

Такой темброблок в совокупности может выполнять одновременно три функции:

  1. Предварительное усиление – повышение сигнала от звукоснимателей.
  2. Тембровая коррекция – регулировка частот в разных диапазонах.
  3. Буферизация – понижение сопротивления на выходе темброблока.

Подобные задачи реализует также и активный звукосниматель. Разница между ним и активным темброблоком лишь в том, что радиокомпоненты звукоснимателя расположены внутри его корпуса, а печатная плата темброблока находится в корпусе электрогитары.

Вот собственно и все, что касается гитарных темброблоков. Они же в свою очередь бывают самой разнообразной компоновки и исполнения, но суть остается той же, а назначение их вы уже знаете.

Блок питания УНЧ

В качестве блока питания были использованы два трансформатора с блоками выпрямителей и фильтров по обычной, стандартной схеме. Для питания НЧ полосных каналов (левый и правый каналы) — трансформатор мощностью 250 ватт, выпрямитель на диодных сборках типа MBR2560 или аналогичных и конденсаторы 40000 мкф х 50 вольт в каждом плече питания. Для СЧ и ВЧ каналов — трансформатор мощностью 350 ватт (взят из сгоревшего ресивера «Ямаха»), выпрямитель — диодная сборка TS6P06G и фильтр — два конденсатора по 25000 мкф х 63 вольт на каждое плечо питания. Все электролитические конденсаторы фильтров зашунтированы плёночными конденсаторами ёмкостью 1 мкф х 63 вольта.

Простейший усилитель звука

Необходимые материалы

Чтобы самостоятельно сделать усилитель, потребуется подготовить:

  • микросхему LM386;
  • источник постоянного тока напряжением 9 В (батарея типа «Крона» или банка из 6 стандартных 1,5-вольтовых батареек);
  • корпус для установки батареек или переходная плата для элемента «Крона»;
  • громкоговоритель 1 Ватт с катушкой сопротивлением 8 Ом;
  • разъем для подсоединения штекера диаметром 3,5 мм;
  • сопротивление номиналом 10 Ом;
  • конденсатор емкостью 0,05 мкФ;
  • выключатель цепи питания.

Требования к блоку питания

Блоки питания для УМЗЧ (усилитель мощности звуковой частоты) определяют класс устройства. В конструкции изделий предусматриваются фильтры для устранения помех, а выходное напряжение не должно пульсировать. Адаптеры строятся на основе стандартного трансформатора с полупроводниковым мостом выпрямления, импульсные устройства для питания усилителей звука не применяются.

Для устранения пульсации тока в цепи выпрямителя устанавливаются конденсаторы с повышенной емкостью. В базовом усилительном блоке применяется химический источник постоянного тока, в котором отсутствуют источники радиочастотных помех. Недостатком является низкая емкость, которой хватает на 1-3 часа работы оборудования.

Этапы работы

Краткий алгоритм изготовления:

  1. Нарисовать на листе бумаги схему усилительного блока, что позволит корректно соединить электронные компоненты. Для определения назначения контактов необходимо расположить микросхему полукруглой выемкой от себя.
  2. Припаять кабель, соединяющий положительный полюс батареи с цепью питания микросхемы. Шнур присоединяется к ножке, отмеченной на корпусе цифрой 6 (вторая позиция снизу на правой стороне чипа).
  3. Установить в разрыв положительного кабеля питания переключатель, позволяющий управлять работой малогабаритного усилителя.
  4. Присоединить к нижнему контакту на правой стороне чипа положительный выход конденсатора.
  5. Соединить отрицательный выход конденсатора с положительной клеммой громкоговорителя. Допускается использование удлинительного медного провода, позволяющего разнести усилительный блок и репродуктор.
  6. Припаять отрезок кабеля к отрицательному полюсу громкоговорителя. Противоположный конец провода подсоединяется к нижней лапке на левой стороне микросхемы. Дополнительный кабель соединяет нижний контакт со второй точкой сверху, расположенной на левой кромке чипа.
  7. Присоединить контакт сопротивления к ножке, расположенной между пинами, использованными для коммутации отрицательного вывода динамика.
  8. Соединить каналы разъема для коммутации внешнего источника звука в общий тракт. Оснастить противоположный вывод резистора удлинительным проводом, который выводится к полученному общему положительному контакту разъема.
  9. Отрицательный выход разъема заземляется (выводится к отрицательному полюсу динамика). К этой же точке подводится минусовой сигнал от источника питания.
  10. Установить детали в пластиковый корпус подходящих размеров и конфигурации. Полученная конструкция, собранная из подручных материалов, может использоваться как портативная колонка, которая подключается к смартфону или ноутбуку.

Предварительный усилитель-темброблок

В качестве него была применена схема, не раз проверенная до этого, которая при своей простоте и доступности деталей показывает довольно хорошие характеристики. Схема (как и все последующие) в своё время была опубликована в журнале «Радио» и затем не раз публиковалась на различных сайтах в интернете:

Входной каскад на DA1 содержит переключатель уровня усиления (-10; 0; +10 дБ), что упрощает согласование всего усилителя с различными по уровню источниками сигнала, а на DA2 собран непосредственно регулятор тембров. Схема не капризна к некоторому разбросу номиналов элементов и не требует никакого налаживания. В качестве ОУ можно применить любые микросхемы, применяемые в звуковых трактах усилителей, например здесь (и в последующих схемах) пробовал импортные ВА4558, TL072 и LM2904. Подойдёт любая, но лучше, конечно, выбирать варианты ОУ с возможно меньшим уровнем собственного шума и высоким быстродействием (коэффициентом нарастания входного напряжения). Эти параметры можно посмотреть в справочниках (даташитах). Конечно, здесь вовсе не обязательно применять именно эту схему, вполне можно, например, сделать не трёхполосный, а обычный (стандартный) двухполосный темброблок. Но не «пассивную» схему, а с каскадами усиления-согласования по входу и выходу на транзисторах или ОУ.

Структурная схема

На рисунке ниже показана схема 1 канала:

Как видно из схемы, усилитель имеет три входа, один из которых предусматривает простую возможность добавления предусилителя-корректора для проигрывателя винила (при такой необходимости), переключатель входов, предварительный усилитель-тембролок (также трёхполосный, с регулировкой уровней ВЧ/СЧ/НЧ), регулятор громкости, блок фильтров на три полосы с регулировкой уровня усиления каждой полосы с возможностью отключения фильтрации и блок питания для оконечных усилителей большой мощности (нестабилизированный) и стабилизатор для «слаботочной» части (предварительные каскады усиления).

Блок питания УНЧ

В качестве блока питания были использованы два трансформатора с блоками выпрямителей и фильтров по обычной, стандартной схеме. Для питания НЧ полосных каналов (левый и правый каналы) — трансформатор мощностью 250 ватт, выпрямитель на диодных сборках типа MBR2560 или аналогичных и конденсаторы 40000 мкф х 50 вольт в каждом плече питания. Для СЧ и ВЧ каналов — трансформатор мощностью 350 ватт (взят из сгоревшего ресивера «Ямаха»), выпрямитель — диодная сборка TS6P06G и фильтр — два конденсатора по 25000 мкф х 63 вольт на каждое плечо питания. Все электролитические конденсаторы фильтров зашунтированы плёночными конденсаторами ёмкостью 1 мкф х 63 вольта.

Предварительный усилитель с темброблоком NE5532

Для того, чтобы сделать предварительный усилитель с темброблоком NE5532 своими руками, понадобится:

* Кит-набор * Паяльник, припой, флюс * Бокорезы * Колонки * Приспособление для пайки «третья рука» * Мультиметр или тестер * Усилитель звука и двухполярное питание для проверки

Шаг первый.

Сначала разберемся с компонентами, которые идут в наборе. В комплекте кит-набора идет двухсторонняя плата с металлизированными контактами, качество на высоком уровне.


На самой плате подписаны не все номиналы, поэтому в комплект также положили инструкцию. Для регулировки уровня звука, а также низких, средних и высоких частот предусмотрены четыре двухканальных переменных резистора, номинал каждого 50 кОм.


Главной микросхемой в данном наборе является маломощный усилитель NE5532, так как данный вариант имеет стерео, то в комплекте их две, под них также есть специальные гнезда для установки на плату.


Запитывать готовый кит-набор нужно от двухполярного питания, от переполюсовки предусмотрен диодный мост.

Шаг второй. Переходим к самой сборке. Для начала устанавливаем плату в приспособлении для пайки «третья рука» и вставляем резисторы согласно номиналам.

Определить сопротивление можно несколькими способами, при помощи мультиметра, тестера, а также цветовой маркировки и таблицы. Первым способ самый удобный и быстрый, но остальные также вполне рабочие, но требуют несколько больше времени, поэтому наличие мультиметра не является обязательным пунктом.


Номиналы резисторов на плате не указаны, поэтому используем инструкцию.


Для того, чтобы резисторы не выпали при пайке, загибаем ножки с обратной стороны платы. Далее припаиваем выводы к плате при помощи паяльника и припоя, для лучшей пайки наносим флюс.

Шаг третий. После установки резисторов переходим к керамическим неполярным конденсаторам.


Вставляем их на плату согласно цифровой маркировке на корпусе, на плате подписан номер конденсатора, поэтому ориентируемся по инструкции.


На плате предусмотрена защита от переполюсовки в роли диодного моста, ставим его, соблюдая полярность, она обозначен на корпусе и на самой плате.


Далее ставим гнезда для установки микросхем, на них есть специальный ключ в виде выемки, которые совмещаем с ключом на плате.


После этого припаиваем выводы с обратной стороны платы.

Шаг четвертый. Теперь согласно номиналам, указанным в инструкции, вставляем на свои места полярные электролитические конденсаторы, на их корпусе полоской обозначен минусовой вывод, на плате минус обозначен белой линией, в случае с маленькими конденсаторами минус на плате указан закрашенным полукругом.


Далее вставляем стабилизаторы, на плате нанесена маркировка в виде корпуса, ориентируемся по ней и по названию, так как они отличаются друг от друга.


В специальные гнезда ставим микросхемы, ключ на корпусе в виде точки располагаем с той же стороны, что и выемка на плате.

Шаг пятый. До завершения сборки осталось совсем немного. Для подключения питания вставляем разъемы.


Далее ставим гнезда под тюльпаны, а также переменные резисторы.


После этого хорошенько все припаиваем и удаляем лишнюю часть выводов при помощи бокорезов.При удалении выводов бокорезами будьте аккуратны, вместе с ножкой можно нечаянно оторвать дорожку платы.


На этом предварительный усилитель с темброблоком полностью готов, а значит его можно проверить в работе.


Подключаем двухполярное питания к клеммам, согласно полярности. Затем подключаем телефон к входу предусилителя, а уже к его выходу подсоединяем усилитель звука. В итоге получился неплохой предварительный усилитель с темброблоком, который имеет возможность регулировки низких, средних, высоких частот, а также уровня громкости. Такой набор будет полезен тем, кто хочет собрать свою самодельную акустику или же усилитель с полноценной регулировкой звука.

На этом у меня все, всем спасибо за внимание и творческих успехов. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст

Подробнее здесь

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Список элементов:

Резисторы: (1% точность; металло-плёночные; 0.25W) R1,R2,R39,R40 = 100Ohm R3-R6,R41-R44,R78,R79 = 100kOhm R7-R12,R16,R17,R21-R24,R33,R34, R45-R50,R54,R55,R59-R62,R71,R72 = 1kOhm R13,R51 = 470Ohm R14,R15,R52,R53 = 430Ohm R18,R35,R36,R56,R73,R74 = 22kOhm R19,R20,R57,R58 = 20Ohm R25-R28,R63-R66 = 3.3kOhm R29-R32,R67-R70 = 10Ohm R37,R38,R75,R76 = 47Ohm R77 = 120Ohm P1,P2,P3,P4 = 1kOhm, 10%, 1W, stereo potentiometer, линейный, например Vishay Spectrol cermet type 14920F0GJSX13102KA. или, Vishay Spectrol conductive plastic type 148DXG56S102SP.

Конденсаторы: C1,C2,C10-C14,C26,C27,C35-C39 = 100pF 630V, 1%, polystyrene, axial C3,C4,C28,C29 = 47µF 35V, 20%, неполярный, диаметром 8mm, расстояние между выводами 3.5mm, например Multicomp p/n NP35V476M8X11.5 C5,C6,C30,C31 = 470pF 630V, 1%, polystyrene, axial C7,C32 = 1µF 250V, 5%, polypropylene, расстояние между выводами 15mm C8,C9,C33,C34 = 100nF 250V, 5%, polypropylene, lead spacing 10mm C15,C16,C40,C41 = 220µF 35V, 20%, неполярные, диаметром 13mm,расстояние между выводами 5mm, например Multicomp p/n NP35V227M13X20 C17-C25,C42-C50 = 100nF 100V, 10%, расстояние между выводами 7.5mm C51 = 470nF 100V, 10%, расстояние между выводами 7.5mm C52,C53 = 100µF 25V, 20%, диаметр 6.3mm, расстояние между выводами 2.5mm

Микросхемы: IC1,IC3,IC5-IC10,IC12,IC14-IC18 = NE5532, например ON Semiconductor type NE5532ANG IC2,IC4,IC11,IC13 = LM4562, например National Semiconductor type LM4562NA/NOPB

Разное: K1-K4 = 4-х контактный разъём, шаг 0.1’’ (2.54mm) K5,K6,K7 = 2-х контактный разъём, шаг 0.1’’ (2.54mm) JP1 = 2-х контактный джампер, шаг 0.1’’ (2.54mm) K8 = 3-х контактный винтовой блок, шаг 5mm RE1,RE2 = реле, 12V/960Ohm, 230VAC/3A, DPDT, TE Connectivity/Axicom type V23105-A5003-A201

Продолжение следует…

Статья подготовлена по материалам журнала «Электор» (Германия)

Удачного творчества!

Главный редактор «РадиоГазеты»

Темброблоки в электроакустических гитарах

В этих гитарах усиление сигнала и коррекция тембра являются основным назначением темброблока. В его электрической схеме содержатся усилительные элементы, которые требуют дополнительного питания, поэтому для данной схемы применяют термин «активный темброблок».

Конструктивно в электроакустических гитарах он выполнен в виде небольшой коробки, которая встраивается в верхнюю часть обечайки. Регуляторы тембров и громкости расположены на его передней панели. В качестве источника питания чаще всего используется батарека на 9 Вольт (крона), устанавливаемая в корпус темброблока.

Так как при подключении инструментального кабеля к разъему гитары на схему активного темброблока начинает автоматически поступать напряжение, то чтобы избежать ненужного разряда батареи, рекомендуется отключать кабель от гитары в перерывах между занятиями.

Использование одного или сразу нескольких пьезодатчиков, является самым распространенным способом озвучивания электроакустической гитары, но есть фирмы (к примеру, Fishman), которые устанавливают помимо пьезодатчиков еще и миниатюрный микрофон. В темброблоке в таком случае дополнительно предусматривается  регулятор, который позволяет выбрать желаемое соотношение сигналов пьезодатчика и микрофона, ибо в обоих случаях звук существенно разнится.

Активный регулятор громкости.

Регулятор громкости также реализован по идее Питера Баксандалла, что во-первых позволило получить сверхнизкий уровень шума (особенно на малых громкостях), а во-вторых получить логарифмическую характеристику регулирования при использовании потенциометров с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота. Максимальное усиление составляет +16 дБ, при этом точка 0 дБ получается в среднем положении потенциометра.

Четыре соединённых параллельно усилителя, как отмечалось выше, служат для снижения уровня шума на 6 дБ. Уровень собственных шумов такого регулятора составляет -101 дБ при максимальном усилении и -109 дБ при усилении 0 дБ. На практике регулятор громкости обычно устанавливается в положении -20 дБ, тогда уровень шума составит -115 дБ, который существенно ниже порога слышимости.

Чтобы вы могли оценить качество каждого каскада для них были приведены собственные уровни шумов. Результирующий уровень шума данного предусилителя, как нетрудно догадаться, будет несколько варьироваться в зависимости от положения потенциометров.

Симметричный выход реализован за счёт фазоинвертора на ОУ IC9A и имеет двойную амплитуду сигнала по сравнению с несимметричным. Впрочем, это нормально для профессиональной аудиотехники.

Меломанская вольница

А игрушка, между тем, действительно удалась. Я, например, не смог отказать себе в удовольствии переслушать с оперативной коррекцией все четыре пары оказавшихся под рукой наушников — от планарных монстров Audeze LCD-2 Classic до арматурных затычек Shure SE425. И, что характерно, меняясь от фонограммы к фонограмме, положения регуляторов никогда не застывали в центральных позициях.

Теперь осталось только понять, чего в этой меломанской вольнице больше — возможности улучшить линейность тракта, не прибегая к бесконечному перебору проводов и наушников, или банальной вкусовщины, то есть подсознательного желания сделать скорее красивее, чем правильнее. Но ответ на этот непростой вопрос каждому, понятное дело, придется искать самостоятельно.

В любом случае, я абсолютно не сомневаюсь, что в нынешней меломанской действительности эквалайзеры однозначно имеют право на существование. Во-первых, потому что в Schiit показали, какого класса саунд они могут выдавать даже при стоимости в 18 500 рублей, а во-вторых, поскольку идеальных музыкальных сетапов в реальной жизни не существует, так же как и сферических коней в вакууме.

Разумеется, ортодоксальные пуристы на это лишь криво усмехнутся и продолжат рассуждать о несовместимости темных записей с темными наушниками. Но у всех остальных теперь появился чертовски соблазнительный выбор.

Достоинства: Низкий уровень собственных искажений, бережное отношение к фазовой структуре сигнала, разумно подобранные диапазоны регулировки.

Недостатки: Деления вокруг ручек помогли бы лучше ориентироваться в изменении настроек.

Цена: 18 500 рублей

Блок фильтров

Схем фильтров, также, при желании можно найти множество, так как публикаций на тему многополосных усилителей сейчас достаточно. Для облегчения этой задачи и просто для примера, я приведу здесь несколько возможных схем, найденных в различных источниках:

— схема, которая была применена мной в этом усилителе, так как частоты раздела полос оказались как раз такие, которые и нужны были «заказчику» — 500 Гц и 5 кГц и ничего пересчитывать не пришлось.

— вторая схема, попроще на ОУ.

И ещё одна возможная схема, на транзисторах:

Как уже писал ваше, выбрал первую схему из-за довольно качественной фильтрации полос и соответствии частот разделения полос заданным. Только на выходах каждого канала (полосы) были добавлены простые регуляторы уровня усиления (как это сделано, например, в третьей схеме, на транзисторах). Регуляторы можно поставить от 30 до 100 кОм. Операционные усилители и транзисторы во всех схемах можно заменить на современные импортные (с учётом цоколёвки!) для получения лучших параметров схем. Никакой настройки все эти схемы не требуют, если не требуется изменить частоты раздела полос. К сожалению, дать информацию по пересчёту этих частот раздела я не имею возможности, так как схемы искались для примера «готовые» и подробных описаний к ним не прилагалось.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий