Вспашка земли мотоблоком при помощи плуга мотоблока

Выбор мотоблока для вспашки

Приобретая мотоблок для вспашки земли, нужно помнить о других работах, которые он способен выполнять. Механизм с мотором не только пашет, культивирует и окучивает, но и перевозит грузы, убирает с территории мусор и снег, косит траву. Полив грядок и уборка урожая осенью — операции, тоже подвластные мотоблоку. Некоторые экземпляры имеют вал, к которому присоединяется различная техника, способная пилить и колоть дрова, качать воду, обеспечивать электроэнергией. В этом состоит отличие мотоблоков от культиваторов.

Агрегаты для вспашки участка выпускаются 3 разновидностей: легкие, средние и тяжелые. Изделия среднего и легкого классов предназначены для использования в быту. Их вес находится в пределах 50-100 кг. Они комплектуются двигателями мощностью 4-8 л. с. Большинство агрегатов имеют несколько передних и задних передач. Мотоблоки тяжелого класса работают на землях фермерских хозяйств. Они весят более 100 кг и оснащены двигателем мощностью свыше 8 л. с.

Выбор механического помощника для обработки почвы связан с количеством выполняемых им функций, площадью участка и типом почвы. Чем почва плотнее, тем более тяжелый и мощный агрегат понадобится для вспашки земли. Вес его нужно подбирать от 95 кг. Лучшие изделия комплектуются дизельными двигателями. У них большое тяговое усилие, высокий моторесурс, топлива дизель расходует меньше. Но при понижении температуры окружающего воздуха до +2˚С и ниже двигатель труднее запускается.

Для обрабатываемого участка площадью до 15 соток мотоблок нужен с шириной обработки 70-80 см и двигателем мощностью 3-4 л. с. Для 15-40 соток подойдет агрегат с шириной обработки до 90 см и мощностью от 7 л. с. Если земельный участок площадью более 40 соток и до 1 га, перепахать его можно агрегатом с двигателем свыше 9 л. с. и шириной захвата 1 м.

Можно приобрести большой набор оборудования вместе с основным мотоблоком. Но выбрать лучше всего необходимые устройства: газонокосилка, мотопомпа, снегоотбрасыватель, картофелекопатель. Для уборки снега приобретается изделие с бензиновым двигателем. Для перевозки грузов нужны колеса диаметром от 45 см. Хорошо, если имеются регулируемые по высоте ручки.

Наиболее дорогостоящая часть мотоблока — двигатель. Отечественные агрегаты комплектуются импортными моторами. Экономия на двигателе приводит к частым ремонтам, которые обходятся дороже стоимости мотора. Качественные двигатели выпускают фирмы:

  • GreenField (Гринфилд);
  • Subaru (Субару);
  • Honda (Хонда);
  • Forza (Форза);
  • BRIGGS & STRATTON.

Все выпускаемые двигатели бывают двухтактными и четырехтактными. Последние зарекомендовали себя в качестве надежных и экономичных. При выборе двигателя следует отдавать предпочтение моторам с дисковым сцеплением и обслуживаемым редуктором. Эти изделия являются наиболее функциональными и надежными. Редукторы лучше выбирать шестеренчатые. Червячные системы часто перегреваются при работе и требуют остановки агрегата каждые 20 минут.

Лучшие мотоблоки легкого типа:

  • Салют (Россия) с японским двигателем;
  • мотоблок Нева МБ-3С (Россия) с мотором Subaru.

Эти машины годятся для обработки земли на фермерских и приусадебных участках небольшой площади.

Продукция среднего класса:

  1. Кайман (Франция) с мотором Robin-Subaru мощностью 6 л. с. Имеет передачи: вперед — 2, назад — 1. Глубина пахоты — 32 см, ширина — 90 см.
  2. Нева и Каскад выпускаются отечественными производителями и оснащаются американским двигателем Briggs & Stratton.
  3. Кентавр (Китай) с бензиновым двигателем мощностью 7 л. с. Пашет на глубину 30 см, ширина прохода составляет 100 см.

Тяжелые механизмы:

  • Скаут;
  • Беларус;
  • Зубр.

Эти агрегаты оснащены качественными дизельными двигателями американского или японского производства, оборудованы шестеренчатым редуктором и дисковым сцеплением. 4 передачи вперед и 2 назад позволяют выполнять работу с различным навесным оборудованием, перевозить грузы.

2 Вспашка участка мотоблоком

Существует два способа вспашки огорода.

  1. Пахота всвал. Работать начинают с центра участка. На противоположной стороне мотоблок разворачивают, правое колесо ставят в борозду и идут назад. При этом получается большой гребень. Так продвигаются, вспахивая весь огород. Плюсы этого способа в том, что если на огороде есть еще немного снега, он попадает в борозды и дольше не тает, наполняя землю влагой.
  2. Вспашка вразвал.Двигаться начинают с правого края участка. В конце ряда перегоняют аппарат на другой край и снова пропахивают. И так продолжают всю вспашку, ряд за рядом. При таком методе плуг переворачивает почву и засыпает ею удобрения.

Весной рекомендуется прокультивировать огород фрезами, измельчая большие куски земли и навоза, что в свою очередь повысит урожайность.

Мотоблок Крот очень популярен среди дачников и огородников, потому как значительно облегчает труд. Устройство его несложное, а качество обработки земли при его использовании вырастает в разы

Однако для такого результата важно научиться правильно использовать технику на своем участке

2.1 Запуск мотоблока

Перед началом работы включают сцепление, выбрав «нейтраль» на коробке передач, запускают двигатель, который должен прогреться. Оптимальной скоростью для обработки почвы среднего качества считается вторая.

Вспашка земли мотоблоком

В процессе вспашки  число оборотов может меняться. Его корректируют, когда изменяется  глубина вспашки или при переходе на другой тип почвы.

2.2 Вспашка участка

Как правильно пахать? Для выполнения основной работы технику установить на края поля. Руль расположить параллельно земле.

Мотоблок заглубить немного в грунт, нажатием вниз. Двигаться прямо, придерживая за ручки.  Давить сильно на руль  не следует, так же, как и толкать работающий мотоблок. Главная задача в том, чтобы удерживать руль правильно, чтобы аппарат не погрузился глубоко в почву или наоборот не поднялся вверх. Сделав первую борозду, проверяют ее глубину от дна до гребня, которая должна варьироваться от 15 до 18 см.

Если аппарат прекратил двигаться, а фрезы зарываются в землю, то его следует, взяв за рукоятки, вывести на ровное положение. Могут возникнуть отклонения в стороны, особенно на прокультивированных бороздах. На рыхлой, обработанной земле следят, чтобы фрезы не погружались глубоко, а на твердой почве делают несколько подходов, сделав первую обработку на малых оборотах.

2.4 Рекомендации

Мотоблок следует подбирать в зависимости от размера участка. Делятся они на три типа:

  1. Мотокультиватор или легкий мотоблок. Весит до 50 кг. Мощность – 3-5 лошадиных сил. Предназначен для обработки земли до 6 соток с помощью фрезы или культиватора.
  2. Средний мотоблок. Вес – до 100 кг. Мощность – до 12 лошадиных сил. Вспахивает участок до 120 соток при помощи легкого плуга.
  3. Тяжелый мотоблок. Мощность – до 30 лошадиных сил. С его помощью можно обработать площадь до 2 гектар. Работает с навесным плугом.

Важнейшая работа огородника весной или осенью – вспашка приусадебного участка. У многих в хозяйстве уже имеется собственный мотоблок для этих целей, что значительно облегчает труд. У новичков могут возникнуть трудности при  работе с этой техникой. Как пахать мотоблоком, как отрегулировать плуг, чтобы аккуратно и правильно вспахать огород. Ответы на эти вопросы  позволят качественно провести требуемые работы.

Подготовка мотоблока и регулировка плуга перед вспашкой

Сразу же после этого следует приступить непосредственно к установке имеющегося плуга. С этой целью используемое навесное оборудование нужно соединить с имеющимся в конструкции мотоблока предусмотренным сцепным устройством. Гайки фиксации, при этом, полностью затягивать не нужно, чтобы иметь возможность настроить оптимальное положение плуга. После этого посредством двух штырей необходимо скрепить сцепной механизм, плуг и серьгу крепления мотоблока. Далее можно начать регулировку плуга.

Порядок действий при этой должен выглядеть следующим образом:

  1. В первую очередь под используемый мотоблок необходимо подложить специальные подставки – если их нет, то можно положить под установленные на агрегат грунтозацепы толстые доски или кирпичи. Высота используемых подставок напрямую зависит от сезона, во время которого планируется вспашка земли мотоблоком. Если работы осуществляется весной, то толщина досок или кирпичей должна составлять не более 20 см, если грунт обрабатывается зимой, то высота используемых подставок не должна быть меньше 25 см;
  2. Еще одну подставку следует поместить под опорный элемент мотоблока – это крайне необходимо для того, чтобы мотоблок во время регулировки навески не наклонялся в сторону регулируемого плуга;
  3. Как только сельскохозяйственная машина будет сбалансирована, потребуется выставить наклон корпуса плуга, используя для этого регулировочные болты мотоблока. В результате пятка корпуса плуга должна располагаться параллельно поверхности земли;
  4. После этого потребуется снять агрегат с подставок и выставить водило. В итоге ручки последнего должны быть расположены на уровне пояса оператора – таким образом, при работе его руки не будут уставать от работы с мотоблоком. После настройки положения установленного плуга следует приступать непосредственно к вспашке почвы.

Не следует игнорировать необходимость регулировки положения плуга, ведь от этого напрямую зависит качество вспашки и, как следствие, возможность вырастить богатый урожай.

Установка плуга на заданную глубину вспашки

Под гусеницы или колеса трактора положить подкладки, толщина которых на 2. 3 см меньше заданной глубины вспашки. При этом, имея в виду, что тракторы типа «Беларусь» и Т-150К (последние только при работе в определенных условиях — мягкие, сыпучие и с высокой влажностью почвы) правыми колесами идут по борозде, подкладки следует устанавливать только под их левые колеса. Такой же толщины подкладки установить и под опорное колесо плуга (у плуга ПТК-9-35 — под левое пневматическое и левое опорное; у плуга ПЛ-5-35 — под заднее и переднее опорные).

Винтовым механизмом опорного колеса опустить плуг до касания корпусов с поверхностью площадки.

В плуге ПТК-9-35 болтом 1

(рис 33), ввернутым в планку2, приваренную на брусе3, отрегулировать положение пневматического колеса4. Правым раскосом и центральной тягой механизма навески трактора (для плугов ПТК-9-35 и ПЛ-5-35 и левым передним колесом) выровнять плуг, чтобы его лемеха всей поверхностью касались площадки.

Отметить длину правого раскоса, центральной тяги и положение стойки опорного колеса (на стойке для ориентировки нанесены метки).

Болт 1

(рис. 34) вертикальной регулировки заднего колеса плуга ПЛП-6-35 вывернуть до начала отрыва заднего корпуса от поверхности площадки. Головка болта должна слегка касаться упора2.

Рис. 33. Механизм регулирования глубины вспашки левым пневматическим колесом плуга ПТК-9-35: 1 — болт;2 — планка;3 — брус;4 — колесо Рис. 34. схема механизма заднего колеса плуга ПЛП-6-35: 1 – регулировочный болт;2 – упор

При агрегатировании трехкорпусных навесных плугов с трактором МТЗ-80 глубину вспашки можно изменять перемещением рукоятки силового регулятора трактора. Опорное колесо плуга при работе с силовым регулятором поднимают в крайнее верхнее положение или снимают.

Механизмом навески трактора устанавливают раму плуга параллельно поверхности поля. Перекос рамы в продольной и поперечной плоскостях приводит к неравномерному заглублению корпусов плуга. При наклоне рамы вперед передние корпуса пашут глубже, а задние — мельче. Если рама наклонена назад, плуг выглубляется. Продольный перекос рамы устраняют изменением длины центральной тяги навески трактора.

При перекосе рамы плуга вправо первый корпус пашет глубже, чем задние корпуса. Если рама наклонена влево, передний корпус пашет мельче заднего. Поперечный перекос рамы устраняют изменением длины правого раскоса, а иногда и обоих раскосов механизма навески трактора.

На первых проходах пахотного агрегата проверяют и корректируют глубину вспашки и ширину захвата плуга, а также устраняют возможные перекосы рамы плуга.

Дата добавления: 2016-06-22 ; ;

источник

Как подготовить к работе?

Подготовка агрегата к работе включает в себя установку грунтозацепов, а также навешивание и регулирование плуга.

Установка грунтозацепов. Данные приспособления представляют собой металлические колёса диаметром до 60 см и шириной 17- 20 см. В продаже встречаются и более тонкие образцы, однако покупать их не рекомендуется. Это обусловлено тем, что с тонкими зацепами сделать ровную борозду очень трудно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справляться с ним в таких условиях довольно проблематично. Для того чтобы установить грунтозацепы, агрегат ставят на ровную площадку, откручивают родные колёса с резиновыми шинами и снимают ступицы.

На оси привода надевают ступицы зацепов, закрепляют их с помощью шпилек и зашплинтовывают.

Ступицы зацепов несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, из-за чего мотоблок становится более устойчивым. После того как ступицы будут надёжно закреплены на них монтируют грунтозацепы. При навешивании металлических колёс необходимо следить за тем, чтобы протектор сужался вперёд. Желательно выбирать зацепы таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата был больше 70 кг. В ином случае машина будет пробуксовывать и обработка получится неравномерной и некачественной. В случае приобретения слишком лёгких грунтозацепов необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести набор дополнительных грузов, установка которых обеспечит нужный вес.

Установка и регулирование плуга. Закрепление плуга выполняется посредством сцепок, которые крепятся к агрегату при помощи шкворня. Соединение сцепки и агрегата рекомендуется сделать с люфтом в 5-6 градусов. Если зафиксировать плуг неподвижно, то при вспашке он начнёт мотать мотоблок из стороны в сторону, что обусловлено неравномерным воздействием на него почвы. При соединении сцепки с плугом затягивать гайки до конца не рекомендуется. Это обусловлено тем, что впереди предстоит процесс регулировки, во время которой их не раз придётся то затягивать, то ослаблять.

Для выполнения регулировки необходимо установить агрегат на кирпичи или сложенные друг на друга доски. Высота такой конструкции должна равняться глубине вспашки и составлять 20-25 см. Грунтозацепы при этом следует зафиксировать, обеспечив тем самым мотоблоку полную неподвижность. Затем плуг располагают так, чтобы полевая доска всей своей длиной лежала на земле. Стойка плуга при этом должна быть расположена строго перпендикулярно земле и параллельно по отношению к внутреннему торцу зацепа.

Затем регулируют угол уклона полевой доски, при этом расстояние от носа плуга (лемеха) до пятки должно соответствовать 3 см. Если регулировкой наклона пренебречь, то при работе плуг начнёт зарываться в грунт, двигатель будет перегреваться и работу придётся остановить. Далее следует отрегулировать ширину колеи. Для этого правую кромку лемеха выставляют в одну линию с внутренней частью правого грунтозацепа.

Грунт при таком расположении будет срезаться абсолютно ровно, и управлять агрегатом станет легче.

Запуск агрегата. Перед тем как запустить бензиновый или дизельный мотор, необходимо проверить уровень масла и залить топливо в бак. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, в то время как мощные четырёхтактные «употребляют» чистый бензин марок А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнюю солярку. Также перед пуском следует проверить работоспособность руля, газа, реверса и сцепления, после чего можно заводить.

Для включения бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, открывают кран на топливном баке и выставляют рычаг подсоса в режим «Запуск». Затем, не включая зажигания, выполняют от 3 до 5 движений стартера, после чего включают зажигание и запускают двигатель. Как только двигатель запустился, подсос сразу переводят в режим «Работа». На мотоблоках, оборудованных электростартером, пуск мотора выполняется ещё проще. Для этого просто включают зажигание, электронасос при этом закачивает топливо в карбюратор и двигатель заводится.

Перед запуском дизельного двигателя весь находящийся в системе воздух выгоняют электрическим стартером, и после того как его место займёт солярка, двигатель запускают. Если же мотор оборудован ручным стартером, то просто открывают кран подачи солярки, устанавливают газ и нажимают на декомпрессор. Затем производят несколько качков стартером, декомпрессор встаёт на место и мотор заводится.

Как правильно пахать мотоблоком

Двигатель запущен, можно приступать к вспашке. Для начала работы мотоблок выводится на участок. Границы первой борозды отмечаются туго натянутым шпагатом. Ручки управления следует повернуть в левую сторону, чтобы управлять блоком с нераспаханной земли. На малой скорости делается первая борозда. Делать это нужно аккуратно, не сбиваясь с ориентировочного шнура. Дойдя до конца участка, выполняют проверку глубины вспашки. Она должна быть в пределах 15-20 см.

После этого правое колесо ставят в борозду, включают первую передачу и продолжают пахать. Пользоваться оборудованием легко, навык появляется быстро. Если глубина вспашки не устраивает, нужно регулировать плуг. При вспашке нужно постоянно следить за колесом в борозде, оно не должно выходить за ее пределы. Гребень земли должен находиться на расстоянии 8-10 см от предыдущего. Хорошо отрегулированный мотоблок движется ровно, без рывков. Подталкивать его нельзя. С появлением навыков скорость вспашки можно увеличить.

Иногда мотор перегревается. В таком случае его нужно заглушить и остудить. При вспашке почвы она наполняется кислородом. Это сказывается на будущем урожае. Полезна осенняя вспашка. Пашите мотоблоком под зиму. Весной останется перекопать некоторые участки в углах огорода. Для пахоты лучше использовать изделия среднего и тяжелого класса.

Как пахать мотоблоком с плугом

Сегодня владельцы земельных участков часто пользуются техникой. Пахать плугом на мотоблоке намного проще и быстрее, чем копать огород лопатой. Мотоблок вспашет за полтора часа всю площадь, которую штыковой лопатой нужно копать неделю. Но для этого нужно правильно управлять механизмом. Агрегат вместе с навесными орудиями нужно:

  • доставить к месту работы;
  • резиновые колеса заменить грунтовыми зацепами;
  • удлиненные оси придадут мини-трактору дополнительную устойчивость;
  • навесить и отрегулировать плуг;
  • запустить двигатель;
  • начать пахать.

Правильная пахота имеет преимущества перед другими видами работ:

  • во время этого процесса можно вносить удобрения;
  • вспахиваемая глубина на всем участке остается неизменной;
  • грунт насыщается кислородом и влагой;
  • замедляется рост сорняков;
  • урожайность вырастает вдвое;
  • экономится время.

Управлять мотоблоком просто: нужно идти рядом с ним и рукоятками регулировать направление его движения. Вес агрегата должен быть не менее 70 кг. Выполнять вспашку можно на мотоблоке Нева и других механизмах. Более легкий агрегат не потянет плуг.

Такая вспашка имеет и недостатки:

  • нельзя пахать участки с глубоко находящимися корнями;
  • плодородный слой постепенно угасает и теряет качество.

Ровность вспашки можно отрегулировать скоростью движения мини-трактора.

Как пахать с фрезами

Небольшие участки лучше обрабатывать культиватором. Вместо культиватора используются и мотоблоки с фрезами. Они входят в комплект поставки или приобретаются отдельно. Настраиваются они горизонтально. Такая регулировка предотвращает появление волн из грунта. Обработка производится 1 раз. После двойной обработки земля слеживается. Часто используются саблевидные фрезы, иногда в форме «гусиных лапок». Работают фрезы аккуратно и с высоким качеством. Недостаток их — малая прочность, приводящая к частым ремонтам.

Вспашка земли мотоблоком с адаптером

Качество вспашки повышается, если плуг превратить в модуль транспортно-пахотного назначения. Адаптер представляет собой некий прицеп. Функциональность агрегата с адаптером сравнима с трактором и его возможностями. Пахота проходит легко, но медленно. Для вспашки целины нужен мотоблок весом более 100 кг. Может понадобиться утяжелитель для колес. Пахота проводится в несколько приемов. На каждом этапе земля обрабатывается на большую глубину. Легче обрабатывается сырая почва.

В заключение следует напомнить, что каждый год нужно менять направление вспахивания. Мотоблоки Нева, Хопер, МТЗ, Кентавр и некоторые другие марки могут пахать в свал, окучивать посадки с картофелем и выполнять целый ряд других работ на земельном участке и во дворе. Для осенней уборки урожая используют навес, приподнимающий землю и пропускающий ее через решетку. Клубни остаются сверху.

Помогли ли вам наши советы? На какие критерии при выборе мотоблока вы обращаете внимание прежде всего?

Затираем швы между плиткой

Подготовка мотоблока для вспашки земли

Перед началом вспашки технику требуется правильно подготовить. Для начала нужно настроить параметры глубины и ширины пахотной борозды. Оптимальными вариантами считаются: ширина – до 60 см, глубина – до 15 см. Если почва отличается твердостью, показатель глубины можно увеличить до 20-25 см. От правильной настройки зависит итоговое качество работы. К этапам подготовки техники относят также установку грунтовых зацепов, навешивание и регулировку плуга.

Не забываем про подготовку мотоблока

Установка грунтовых зацепов

Грунтовые зацепы – это специальные колеса на мотоблок для вспашки. Диаметр их – обычно 50 см, ширина – 18 см. Если взять меньший размер, технику будет «мотать» по сторонам, ровной борозды сделать не получится. Требуется расположить сам мотоблок на ровной поверхности, снять основные колеса и установить на их место подготовленные с осями зацепы. Только после этого переходят к установке плуга.

Навешивание и регулировка плуга

Для скрепления используются сцепки различных видов. В первую очередь соединяют сам плуг и сцепки. Ее крепят одной стороной, люфт по горизонтальной плоскости должен быть около 5-6 градусов

Важно помнить несколько моментов. Если крепить обеими сторонами (шкворнями) или не задать люфт, то соединение получается чрезмерно жестким, а это типичная ошибка

Затем плуг крепится к сцепному устройству техники. Гайки не следует закручивать плотно – еще предстоит выполнить регулировку. Лучше выполнять это действие с помощником. Мотоблок устанавливается на подставки около 25 см (их можно сделать из подручных материалов).

Грунтовые зацепы фиксируются, мотоблок должен стоять ровно, не перевешивая, это необходимо для качественного вспахивания. Станина плуга располагается таким образом, чтобы пятка была параллельна поверхности земли, настройка идет при помощи болтов. После подставки убираются, и лезвие плуга опускается до уровня почвы, задняя его часть должна быть выше примерно на 2,5 см.

Запуск мотоблока

Многие владельцы не имеют понятия о том, как правильно осуществить запуск двигателя. Большинство даже не притрагивается к инструкции. Однако можно допустить ошибки, которые приведут к поломке всего устройства, а ремонт зачастую недешев.

Сперва проверяют уровень масла и топлива. В двухтактные двигатели следует заливать бензин, разбавленный маслом, необходимые пропорции даются в описании к устройству. Бензин используется марки А-92 и А-95. Для дизельных моторов, заправляемых соляркой, следует учитывать температуру на улице, и от этого отталкиваться при выборе топлива.

Перед самим запуском проверяется сцепление, реверс, газ, руль. Рычаг подсоса устанавливается в положение «Запуск», проводят около 5 движений стартером. После включается зажигание, запускается мотор, подсос переводят на «Работа». Далее приступают к обработке земли мотоблоком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий