Фонокорректор для винилового проигрывателя: что это такое, для чего нужен и как сделать?

Электронные компоненты

В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.

Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.

Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.

Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.

При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов). Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона

В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно

Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.

На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.

Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?

По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты

(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.

Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.

В. Пузанов. г. Брянск. РМ-04-17, 05-17.

Ресурсы: 1. radiolamp.ucoz.ru

Запуск и испытание аудиокомплекса

После подключения оказалось, что всё прекрасно работает, на взгляд (не)аудиофила, не заметно каких-либо искажений звука, лишь, едва слышимый фон из сети 50 Гц. Он действительно едва слышен только при поднесении уха к динамикам, так что можно с ним мириться.

Громкости усилителя достаточно для комнаты, во время прослушивания вряд ли придется поворачивать громкость более чем на половину. Подключенные динамики мощностью 20 Вт (НЧ) и 5 Вт (ВЧ) взяты из старого магнитофона.

Затраты. Стоимость получилась вполне приемлимой. Трансформатор 500 руб. Интегральные микросхемы (TDA7265, TDA7050, TDA2320, KA2281, 4052) 500 руб. Остальная электроника столько же, итого полторы тысячи.

При повторении схемы можете изменить конфигурацию размещения в корпусе, чтоб устранить или уменьшить перекрестные помехи от сети, вероятно стоит вообще заменить корпус на металлический и сделать экран между трансформатором и звуковыми цепями. Вы можете использовать немного большие фильтрующие конденсаторы, а также ввести задержку подключения АС, чтоб устранить щелчки при включении и выключении усилителя.

Послесловие

Тестирование заняло два месяца. Я намеренно не привожу технических характеристик того или иного фонокорректора, дабы избежать магии цифр. Только послевкусие от звучания. Первоначально я задумывал тест пяти фонокорректоров в ценовой категории около 20 000 рублей.

Причем сюда должны были войти как промышленные варианты, так и авторские решения. А также был интерес в тестировании различной схемотехники: лампа, транзистор, операционные усилители. Но затем я расширил тест, добавив в него недорогой фонокорректор и заведомо более дорогое решение.

Недорогой вариант сразу показал свою ненужность. А более дорогой фонокорректор показал: есть куда двигаться. Увеличение качества звучания — существенное. И замена фонокорректора, даже для начального уровня — очевидный путь повышения качества звучания винилового сетапа и подготовка к модернизации.

После замены фонокорректора модернизация может вылиться в переход на MC-звукосниматель. Ну и для раскрытия потенциала нового MC-звукоснимателя — замена проигрывателя. И т.д…

Но вернемся к выбору первого фонокорректора. Любой компонент системы должен быть в балансе с остальными компонентами системы. Это означает, что добавляемый компонент не должен ухудшать звучание системы. Но и покупать бескомпромиссные варианты (по любому предлогу: много денег, перфекционизм, неразборчивость, etc.) — не целесообразно. Должен быть минимально достаточный уровень звучания в рамках бюджета (в данном случае — 20 т.р.).

Безусловно, на принятие решения влияют не только целесообразность с точки зрения баланса получаемой системы, но и иные моменты: вкусовые предпочтения (скажем — только лампа!), эстетические предпочтения (у меня все компоненты одного производителя, ну или все — черное), наконец — неконтролируемый эмоциональный всплеск (ВАУ-покупка).

Поэтому первый совет: отключите эмоции.

Совет второй: не спешите (тут позволю вспомнить свои ощущения: никогда окончательное мнение у меня не совпадало с первым впечатлением).

Третий совет: возьмите предполагаемый компонент на прослушивание и это прослушивание должно быть долгим (не менее 5 дней, суммарно — более 10 часов). При тестировании нового компонента не слушайте другие варианты.

Четвертый совет: обязательно попробуйте несколько вариантов.

… а для себя, в качестве первого фонокорректора я выбрал PS Audio PS-II Mk5 от К. Бабина.

Как выбрать

При выборе проигрывателя довольно часто можно наблюдать тот факт, что фонокорректор уже встроен в систему. Однако это устройство ограниченно в диапазоне частот и не способно выдавать качественный звук. По этой причине многие любители ретро приобретают отдельные фонопредусилители (фонокорректоры). Качественное устройство должно соответствовать требованиям, представленным ниже:

Блок питания не должен фонить, при этом его питание может осуществляться как от сети, так и от аккумуляторов.
Поддержка головок ММ и МС. Однако если не планируется вклад больших денежных средств, можно обойтись и поддержкой ММ головки.
Следующий показатель – соотношение сигнал/шум. Идеальное устройство не добавляет собственных шумов к сигналу

В дорогих устройствах этот показатель находится в пределах 100 дБ, тогда как в аппаратах среднего ценового сегмента он представляет собой диапазон 20-40 дБ.
Стоит обратить внимание на входное сопротивление устройства. Как правило, это 47 кОм

Однако некоторые фонопредусилители способны настраивать этот показатель, поскольку большинство картриджей рассчитано на другой параметр сопротивления. Стоит обратить внимание на описание звукоснимающей головки – в нем указаны параметры, с которыми она работает.

Что касается производителей, то ниже представлен список тех компаний, которые заслуженно находятся в рейтинге лучших организаций по производству фонокорректоров:

Parasound. Ярким представителем этой компании является фонокорректор Zphono. Этот аппарат на рынке уже более 15 лет. Все благодаря тому, что качество звучания, которое выдает такое оборудование, довольно хорошее, а цена на него приятно радует. Это устройство снабжено трансформатором в экране из пермаллоя. Фонокорректор работает с ММ и МС картриджами, причем вход для них один — с переключателем на задней стенке оборудования.

Как сделать своими руками

​​​​​​Ниже представлено краткое описание самодельного фонокорректора. В первую очередь, нужно понять, каким будет фонокорректор. Представленный обзор выполнен на лампах 6Н2П в отдельном корпусе (алюминиевый бокс фирмы Gainta):

  1. В нем необходимо поместить указанную ниже схему (можно использовать печатную плату). Здесь показан только 1 канал фонокорректора. Для стереозвучания таких миниканалов необходимо 2.
  2. Берем панели ПЛК-9 со специальным устройством – пояском. При их помощи можно установить экран в виде колпачков.
  3. Затем необходимо разметить отверстия для ламп. После этого можно использовать ступенчатое сверло для вскрытия отверстий.
  4. Следующий шаг – вскрытие отверстий для стоек. С ними будет соединяться внутренняя часть оборудования. Здесь нельзя допускать ошибку – даже разница в 0,5 мм может привести к тому, что панели не совпадут с отверстиями в крышке.
  5. Добавляем конденсаторы. В итоге получается вот такая картина. На выводы некоторых элементов надеты трубки изоляции.
  6. С задней стороны крышки необходимо вскрыть отверстия, диаметр которых нужно сделать немного меньше, чем для кабелей. Они помогут вместе с бортком обеспечить надежную фиксацию кабелей, при этом крышка будет легко сниматься.
  7. На фото ниже показаны соединительные кабели. Левый шнур необходим для присоединения к блоку питания усилителя, средний выполняет функцию передачи выходного сигнала, правый – это вход для проигрывателя.
  8. Снизу корпуса можно приклеить ножки из резины.

Вся работа в сборе представлена на фото ниже. Как видно из фото, смастерить фонокорректор самостоятельно в домашних условиях не составляет особого труда.

В следующем видео вы сможете познакомиться с более сложной и объемной самодельной моделью лампового фонокорректора для винилового проигрывателя:

Oehlbach 4701 — 8000 руб. Победитель теста.

Фонокорректор Oehlbach 4701 и внешний блок питания.

У фонокорректора небольшой, аккуратный и увесистый для своих размеров корпус. Сетевой адаптер, как и у всех остальных аппаратов в этой части теста, выносной, в виде вилке адаптера. Никаких настроек нет, только выключатель на передней панели, подсвечивающийся яркими голубыми светодиодами, и переключатель ММ/МС. Внутри вся схема собрана на одной плате, занимающей весь корпус. В плане схемотехники — ничего кардинально отличающегося от прочих участников теста. Недорогие детали, обычный в меру аккуратный монтаж, ожидаемые операционные усилители. Может быть, несколько больше внимания уделено питанию, но в целом все ожидаемо и предсказуемо.

Начинка не сильно выделяется в сравнении с прочими тестируемыми, хотя свои необычные моменты здесь есть.Задняя панель. Здесь только разъемы, клемма заземления и гнездо сетевого адаптера.

Звук получается объемный, хлесткий, напористый, с хорошим басом и нижней серединой. Средние частоты на этом фоне чуть-чуть теряются, но в целом середина относительно ровная, прозрачная. На верхах есть небольшой акцент. Сцена средней ширины, глубокая, с хорошей локализацией и правильными пропорциями. Есть и воздух, и фактура, и подвижность. Детальность очень даже неплоха, да и динамика на уровне. Звук получается плотным, насыщенным, но одновременно подвижным, лишенным излишней напористости или агрессивности. Окраски как таковой тоже не наблюдается. В целом все воспринимается чуть-чуть резковато-подчеркнуто, но подача скорее правильная. Тембрально есть совсем незначительное упрощение, но даже на весьма сложных записей многообразие звуков остается именно многообразием, а не сливается во что-то непонятное и трудноразличимое. Характер у аппарата задорный, живой, музыку можно слушать долго, и она в большинстве своем (я не рассматриваю, к примеру, большие хоры) не утомляет, а звук не вызывает отторжения или разочарования. При работе с МС-головкой результаты неожиданные. Акцент на нижней части диапазона стал именно явным акцентом, а не просто масштабным басом. За счет этого начали маскироваться нюансы и детали в остальной части диапазона. Также появилась несколько избыточная слитность и тягучесть, отчасти потерялась глубина и воздушность сцены. Поэтому если уж и использовать этот корректор с МС-головками, то с теми, которые дают открытый пронзительный, но не самый басовитый звук.

Выводы

Несмотря на то что в этом тесте я рассматривал совсем недорогие и несложные технически аппараты, подтвердилось то, что и должно было подтвердиться. В этом диапазоне все аппараты отличаются друг от друга, и в плане звучания имеют не намного меньше различий, чем имеют между собой аппараты более дорогие. Сравнивать фонокорректоры за 5000 и за 50 000 рублей, конечно же, некорректно, но в обозначенных рамках тест получился вполне информативным. Каким бы ни был планируемый бюджет на покупку техники, распорядиться имеющимися средствами всегда лучше с максимальной отдачей, поэтому, выбирая бюджетный компонент в свою систему, лучше отойти подальше от большинства сайтов и форумов в рунете, где железка дешевле пары тысяч долларов или евро вообще ни за что не считается, и выбирать все на свой слух, по своим потребностям и предпочтениям — ведь именно вам, а не кому-то еще слушать свое приобретение, а от правильности выбора будет в немалой степени зависеть степень получаемого от звука и от музыки удовольствия. В отношении самого бюджетного сегмента это выбор сложнее, чем в случае с аппаратами дорогими. Дорогая техника в большинстве своем не имеет явных и значимых недостатков в звучании, а разница сводится к тому, как она звучит на ваш вкус. В бюджетном же сегменте всегда будут встречаться аппараты, звучащие совершенно непотребно, так, что в их случае речь идет не о каком-то почерке или стилистике звучания, а об откровенном звуковом мусоре. И таких аппаратов, безусловно, нужно избегать.

Но это все лирика, а обобщение для всего теста и окончательные выводы я оставлю для материала в следующий номер, куда войдут не менее, а в чем-то и более интересные фонокорректоры. Тем более что тест уже завершен, результаты подведены.

Винил корректор с двухполярным питанием

Следующая схема была найдена в книге “”Искусство схемотехники”- П.Хоровиц, У.Хилл (стр. 167). На схеме изображен один канал винил корректора:

По сути эта та же самая схема. Но теперь уже используется двухполярное питание, а так же иначе рассчитаны номиналы частотозадающих цепей. Использование двухполярного питания позволяет отказаться как от применения делителей для формирования половинного напряжения питания, так и от выходного конденсатора. Входной конденсатор следует оставить для отсечениея возможного постоянного напряжения предыдущего каскада, а так же как элемент входной RC цепи.

В данной схеме, как и в предыдущей следует установить емкости по питанию 10-100 мкФ и 0.1 мкФ максимально близко к ножкам питания ОУ. Заземленный конденсатор в 47 мкФ уменьшает коэффициент усиления по постоянному току до единицы.

График представляет из себя частотную характеристику усилителя воспроизведения, построенную относительно значения коэффициента усиления 0 дБ при частоте 1кГц.

В качестве операционных усилителей могут быть применены и TL062, TL072, но лучше отдать предпочтение TDA2320, L4558, LM833 и другим ОУ, предназначенным для звуковых цепей, либо обладающими высоким входным сопротивление (>1МОм), низким уровнем шумов и высокой скоростью нарастания сигнала.

Чем интересна сама TDA 2320A

Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом . В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.

Усилитель класса А гарантирует меньшее количество нелинейных искажений. Данная микросхема может работать как при однополярном напряжении питания от 3 до 36 вольт так и при двуполярном от +-1.5 до +-18 вольт соответственно. Распиновка микросхемы стандартная для операционных усилителей:

Данная микросхема разработана специально для использования в звуковых цепях, а возможность работы при таком низком напряжении питания в 3 вольта, позволяет использовать ее для портативных устройств, например для кассетного плеера. В даташите приведены примеры и других схем фильтров и корректоров.

Выбор фонокорректоров

Фонокорректоры, также известные как корректирующие усилители или фоно предусилители (phonostage) – это компоненты, незаменимые для аудио систем, работающих с проигрывателями виниловых пластинок. Они подключаются в цепочку между проигрывателем и усилителем мощности.

Многие предварительные усилители или сами проигрыватели винила имеют встроенные фонокорректоры, однако приобретение отдельного специализированного устройства весьма и весьма оправдано, если Вы цените качественный звук. Как и обычно в случае с раздельными компонентами, внешний фонокорректор в собственном корпусе может звучать чище, насыщенней и живее. Чувствительная схемотехника этих устройств может вносить множество искажений в сигнал за счет интегрированного расположения в проигрывателях и предусилителях, а отдельно стоящий экранированный фонокорректор может проявлять себя в лучшем свете.

Необходимость фонокорректоров вызвана техническими особенностями процесса звукозаписи и звуковоспроизведения с использованием виниловых дисков в качестве носителей информации. Дело в том, что при записи виниловых грампластинок оригинальная амплитудно-частотная характеристика (АЧХ, самым тесным образом связанная с тональным балансом) намеренно искажается: басы существенно «урезаются», а высокие частоты, наоборот, усиливаются по амплитуде. Сделано это для того, чтобы качество записи было выше, чтобы размер резных дорожек на пластинке был оптимальным, а их количество могло бы быть больше. Эта эквализация, как правило, проводится по общему стандарту RIAA и восстанавливается (обратным преобразованием) при воспроизведении. Именно фонокорректор является тем устройством, которое выполняет данную функцию, так что без него пластинки звучали бы не только чрезмерно тихо, но и совершенно неадекватно с точки зрения тонального баланса.

Одной из неизбежных технических сложностей, порождаемых эквализацией RIAA, является общее усиление низких частот при воспроизведении: именно общее, а не исключительно оригинального сигнала. То есть рокот и шуршание механических элементов Вашего проигрывателя также усиливаются, становясь более доступными для слуха. Это одна из характерных особенностей того самого «винилового звука», за который многие, в конце концов, и любят граммофонные записи, однако эти низкочастотные шумы, строго говоря, являются искажениями. Для коррекции рокота и совершенствования качества воспроизведения применяются низкочастотные фильтры. То, каким характером будет обладать конкретный проигрыватель и насколько он понравится именно Вам, понять получится при личном знакомстве с устройством.

Важно учитывать, что разные фонокорректоры могут обладать разными параметрами, так же, как и разные головки звукоснимателя (картриджи) – и именно между этими двумя элементами соответствие должно быть максимально верным. При выборе фонокорректора стоит заранее знать, относится ли Ваш картридж к ММ (Moving Magnet) или MC (Moving Coil) типу, его импеданс и емкость нагрузки (или спросить консультации у специалиста)

Некоторые фонокорректоры предусматривают точную подстройку этих параметров и могут работать с самыми разнообразными картриджами.

Если Вы затрудняетесь с выбором фонокорректоров на нашем сайте, позвоните нам или Ваш телефон, и наши эксперты помогут Вам купить лучшие фонокорректоры по характеристикам и цене. Прежде, чем выбрать, Вы можете посмотреть, послушать, потрогать и сравнить все, заинтересовавшие Вас модели в одном из 34 салонах hi-fi, в 25 городах. Доставка товара осуществляется до двери по всей России. Наши специалисты помогут установить, настроить все купленное на нашем сайте оборудование, а также дать профессиональные советы и рекомендации по использованию Hi-Fi и High-End аппаратуры. Мы продаем только 100% сертифицированный товар с гарантией качества.

Соединение между блоками

Осталось добавить, как между собой связаны отдельные блоки, описанные выше. Предусилитель подключен к селектору входов. Выход селектора подключен к двойному линейному потенциометру 20 кОм, выход потенциометра отделен и подключен к усилителю наушников, главному усилителю, индикатору управления и линейному выходу.

Весь аппарат помещен в довольно маленький корпус. Платы привинчены к пластиковым переходникам, прикрепленным к корпусу, как на нижней части корпуса (трансформатор и силовая плата), так и на верхней. На передней панели находятся:

  • выключатель,
  • лампа, указывающая, что устройство включено,
  • селекторный переключатель входа,
  • индикатор уровня,
  • выход на наушники,
  • регулятор громкости,
  • кнопка отключения звука.

Задняя панель заполнена разъемом для сетевого кабеля, гнездом предохранителя, разъемом для подключения динамиков, входом / выходом. Далее ещё несколько фотографий из процесса создания аудио усилителя:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий