Содержание
- 1 Как работать?
- 2 Как приготовить участок под высверливание
- 3 Разъединение деталей
- 4 Что представляет собой сверло для высверливания точечной сварки
- 5 Высверливаем точечную сварку
- 6 Разъединение деталей
- 7 Другие способы удаления точечной сварки
- 8 Как использовать
- 9 Процесс высверливания
- 10 Коронка
- 11 Как использовать
- 12 Как подготовить участок под высверливание?
- 13 Разъединение деталей
- 14 Итог
Как работать?
На первый взгляд простая технология применения инструмента, предназначенного для демонтажа точек сварки, имеет несколько особенностей. Специалисты придерживаются в своей работе следующих правил.
- Для работы используется электрическая дрель, у которой есть возможность для регулировки скорости оборотов.
- Работу по высверливанию нельзя выполнять на больших скоростных оборотах, так как штырь инструмента при этом может быть сломан из-за большой нагрузки.
- Для выполнения процесса сверления сверло устанавливают к точке высверливания в строго перпендикулярном положении. Никакие отклонения во время работы недопустимы, так как это может повредить поверхность высверливаемой детали.
Перед началом выполнения сверловочных работ рабочую поверхность нужно подготовить. Делают это следующим образом.
- Поверхность очищают от загрязнений и слоя краски – это в значительной степени повысит качество результата работы и снизит вероятность того, что инструмент соскочит во время сверловки. Зачистку выполняют с помощью наждачной бумаги.
- Хотя сверло можно использовать без предварительного кернения участка сверления, для удобства работы эту процедуру иногда выполняют, используя с этой целью отдельный керн.
Перед началом работы необходимо осмотреть все точки сварки и определить, инструмент какого диаметра потребуется применить для высверливания.
Когда подготовительные работы будут закончены, можно приступать к высверливанию. Для этого сверловочный инструмент ставят в патрон электродрели и наставив рабочую часть инструмента к точке сварки, плотно прижав сверло, начинают сверлить, стартуя с малых оборотов
В процессе выполнения сверловки важно не торопиться и следить за тем, чтобы не просверлить металлическую деталь насквозь. После окончания процесса высверливания точек сварного крепления, следующим этапом будет отделение одной детали от другой
Следует принимать во внимание, что фреза не просверливает точку сварки полностью насквозь, как это делает обычное сверло, принцип её действия иной – она сверлит по кругу в области точки сварки и позволяет отделить деталь от основания. После того как детали будут разъединены, оставшийся металл от сварки срезают болгаркой либо отрезным шлифовальным диском, а в некоторых – особенно сложных – случаях для разделения деталей используют зубило с молотком
При необходимости высверливания лицевой части сварочного крепления используют сверло, у которого имеется своеобразный конусовидный выступ в виде носика, с помощью которого центровка сверла удерживается в нужном положении. При этом сама заточка сверла – плоская.
Ещё одним эффективным способом демонтажа точек сварки считается использование небольшой коронки с заточенными зубчиками. Это приспособление имеет в своей конструкции подпружинивающийся упор с центровкой, выполняющий роль ограничителя. Его можно регулировать с помощью специальной настройки. Коронка во время работы удаляет только область точки сварки, при этом не затрагивая лишние части металла детали.
Как приготовить участок под высверливание
При рассмотрении аналогичной технологии необходимо учесть, что от качества поверхностной подготовки в большинстве случаев зависит итоговый результат. К свойствам аналогичной технологии отнесем такие моменты:
- Рекомендуется кернить место высверливания. Для этого применяют шуруповерт.
- Очистив поверхность от самых разных опасных веществ можно значительно увеличить качество проводимой работы.
Лучший планшет 2020 года — 7 ТОП рейтинг лучших
Если не провести подготовительную подготовку поверхности, другими словами вероятность выскакивания стержня. При изменении угла влияния нагрузки стержень может поломаться. По мимо этого, при довольно площади больших размеров контакта применяемый инструмент может сильно сильно греться.
Разъединение деталей
По местам, размеченным кернером, проводиться рассверливание до того момента пока весь металл не будет удалён в точке соединения.
Высверливать можно поверх лакокрасочного покрытия либо зачистить металл наждачной бумагой для получения ровной поверхности. По накерненным местам точечной сварки проводиться растачивание металлического элемента при помощи дрели.
Наборы (инструмент обработки сталей) для проведения такого вида работ не являются специализированными. Всё это можно приобрести в магазинах, торгующих электроинструментом.
Комплекты для сверления металла имеют различные диаметры. Всегда можно выбрать подходящий вариант исполнения. Есть в продаже и специализированная продукция, но стоит она обычно дороже.
Высверливать точечную сварку необходимо на низких и средних оборотах. Особое значение имеет угол заточки сверла. На торце делают острие, что позволит легко, быстро вести рабочий процесс, удаляя точечное соединение. Периодически электроинструмент необходимо останавливать, давая некоторое время на охлаждение.
В зависимости от площади контактной точки необходимо подбирать сверло, обычно оно может быть диаметром 6-8 мм
Если сварочная точка труднодоступна на конструкции, то такие места требуют более осторожной обработки
Можно для этого использовать специальную насадку на дрель, чтобы высверливать сварку под определённым углом.
Кузовные автосервисы хорошо, быстро проводят такие технологические процессы, используя пневматические дрели, подача воздуха проводится от электрического компрессора.
Инструмент, питаемый от сети электроснабжения, также имеет функции регулировки оборотов. При проведении работ можно всегда опытным путём выставить необходимую частоту вращения шпинделя электроинструмента.
Что представляет собой сверло для высверливания точечной сварки
Точечная сварка очень широко распространена и повсеместно используется, практически, во всех сферах промышленности и не только. Однако нередко возникает задача, суть которой заключается не в точечной сварке, а, наоборот, в ее удалении.
Часто, с данной процедурой сталкиваются автовладельцы, в процессе замены или ремонта кузовных деталей и т.д.
И тут гидропробойником удаётся воспользоваться, далеко, не всегда, поэтому наилучший вариант – специальное сверло для высверливания точечной сварки, установленное в патрон электродрели.
Сверло для точечной сварки «опознать» просто – его рабочий торец плоский, а по оси имеется заточенный на конус 90º кернящий выступ, благодаря которому можно избавиться от наиболее трудоёмкого этапа – центровки сверла. Поэтому умельцы часто для высверливания используют обычные свёрла, заточенные специальным образом.
Принципиально возможен и другой вариант высверливания точечной сварки – использование специальных коронок. Такой инструмент включает в себя центрирующий подпружиненный стержень, на который насажен режущий диск с несколькими торцевыми зубьями.
Предполагается, что сначала пользователь вдавливает керн в металл, а затем, по мере погружения коронки в его толщу, производит высверливание металла вокруг зоны сварного шва.
Для придания инструменту необходимой жёсткости, вся конструкция заключена в оправку.
Выполним сравнительную оценку эффективности обоих методов высверливания, предполагая, что металл коронки и сверла одинаков: быстрорежущая сталь Р18 (хотя инструменты такого рода изготавливаются также из сталей Р6М5, Р6М5К5 и даже Р9К6). Предпочтительно использовать инструмент отечественного производства: китайские производители могут вместо быстрореза предложить совсем иную сталь, типа 45Х с ожидаемо плохим финалом.
Коронка для точечной сварки
Инструмент – достаточно массивный, поэтому сначала рекомендуется плотно прижать к поверхности детали центрирующий стержень, а затем, на малых оборотах, приступать к вырезанию металла. Сложность в том, что при точечной сварке малоуглеродистая сталь, из которой изготавливаются все кузовные детали, существенно упрочняется. Поэтому вдавливание в металл центрирующего стержня потребует от работающего значительных усилий.
Вторая проблема — неодновременность врезания зубьев коронки в сталь. Это происходит потому, что поверхность в зоне сварки имеет микронеровности, образовавшиеся в результате термического воздействия от электродов для контактной сварки. Результат – вероятная эксцентричность высверленного отверстия.
Специалисты советуют, — предварительно кернить места высверливания (например, при помощи шуруповёрта), поскольку нередки случаи, когда центрирующий стержень выскакивает из гнезда, и коронка начинает сверлить сталь совсем в другом месте. В этом случае для операции необходимо иметь два приводных инструмента.
Впрочем, не всё так плохо: коронки имеют двухстороннее исполнение, поэтому при затуплении достаточно перевернуть инструмент на 180º, и продолжать работу тем же комплектом.
Из чего состоит сверло для высверливания точечной сварки
Оно состоит из трёх участков:
- Керна (его высоту выбирают так, чтобы она была не менее толщины металла детали, обычно достаточно 2…3 мм).
- Основной режущей части. Она может быть обычной или с напылением нитридом титана, в этом случае долговечность сверла заметно увеличивается, а размеры режущей части не будут зависеть от температуры нагрева.
- Посадочной части под патрон электродрели.
Технология высверливания в этом случае несколько упрощается: вначале керн внедряется в металл изделия, а затем боковыми гранями сверла выполняется требуемая операция. В данном случае основная проблема – необходимость выдерживать инструмент строго перпендикулярно поверхности кузовной детали.
При выборе в пользу сверла для точечной сварки необходимо предварительно оценить точность расположения керна, для чего подойдёт штангенциркуль с ценой деления нониуса не 0,1 мм, а 0,01 мм.
Несоосность приводит к тому, что часть сверла работает по незакалённому металлу, а потому нагрузка на инструмент распределяется неравномерно.
Также придётся затрачивать больше времени на периодическую заточку сверла и собственно керна, тщательно выдерживая его угол при вершине и высоту.
Используя сверло для высверливания точечной сварки, также потребуется изменять число оборотов дрели: вначале оно должно быть небольшим, до 700…800 мин-1. Тем не менее, суммарная трудоёмкость операции всё равно меньше, чем в предыдущем варианте, а для высверливания достаточно использовать только один электроинструмент – дрель.
Высверливаем точечную сварку
Кузов любого транспортного средства не является монолитным, а включает большое количество элементов, объединенных между собой в одну конструкцию, причем это производится благодаря точечной сварке. Если требуется снять тот или иной элемент, то прибегают к специальному сверлу, рассчитанному на точечную сварку.
Как подготовить участок под высверливание?
Чтобы работать с кузовом автомобиля было как можно проще, следует убрать с его поверхности герметизирующий состав, краску, а также все дополнительные покрытия — это позволяет довольно хорошо наблюдать точки, где производились сварные работы. Стоит отметить, что профессиональные работники мастерских, занимающихся кузовами транспортных средств, далеко не всегда снимают саму краску. Им вполне достаточно слегка зачистить участки, сваренные по точечной технологии, при помощи шлифовальной бумаги или угловой шлифовальной машинки — этого бывает вполне достаточно, чтобы хорошо видеть сваренный участок.
Эффективное удаление точечной сварки
Проще всего высверлить точечную сварку, так как данная технология является одной из наиболее удобных и довольно аккуратных методов, связанных с разъединением точечно сваренных деталей. Фреза должна идти только на минимальных оборотах, так как при их повышении коронки будут нагреваться чересчур быстро, станут затупляться. Тупое сверло прекратит нормально работать, вместо этого оно будет скользить по металлу.
Стоит отметить, что максимальный диаметр сверла в данном случае находится в промежутке от 7 до 9,5 мм. Для высверливания точечной сварки следует брать сверло, имеющее довольно большой кончик — это позволяет с первого раза удалить провар, а отверстие в дальнейшем заваривается довольно легко.
Еще одним положительным качеством широкого кончика является не слишком высокая точность работы, потому что подобное сверло держать строго перпендикулярно просверливаемой поверхности совершенно необязательно. Кроме того, оно не требует регулярной заточки.
Сверлом с тонким кончиком обычно пользуются опытные автомеханики, так как оно нуждается в более осторожном подходе к выполнению работ, к тому же максимальный высверливаемый диаметр в данном случае составляет всего лишь 2–3 мм. Это довольно удобно в случае, когда сварка осуществлялась небольшими прикосновениями, соответственно, просверливать отверстия значительного диаметра не возникает необходимости. В принципе, при желании можно отыскать в продаже сверла, обладающие еще меньшим диаметром, однако такие изделия удержать прямо, в строго перпендикулярной плоскости будет практически невозможно
Чтобы не допустить такого дефекта, многие пользуются особой конструкцией, позволяющей добиться наиболее эффективного результата: она подразумевает зажим сверла в небольшом патроне, который позволяет добраться даже до наиболее труднодоступных участков
В принципе, при желании можно отыскать в продаже сверла, обладающие еще меньшим диаметром, однако такие изделия удержать прямо, в строго перпендикулярной плоскости будет практически невозможно. Чтобы не допустить такого дефекта, многие пользуются особой конструкцией, позволяющей добиться наиболее эффективного результата: она подразумевает зажим сверла в небольшом патроне, который позволяет добраться даже до наиболее труднодоступных участков.
Когда точечная сварка будет полностью удалена, начинают демонтировать сам кузовной элемент. Проделать такое не слишком сложно: достаточно срезать заклепки, удалить «бабочки» и открутить болты. После этого деталь отойдет сама по себе.
Стоит отметить, что в последнее время вместо высверливания пользуются плазменной резкой. Благодаря ей участки точечной сварки попросту прожигаются по всей толщине железных элементов. Стоит отметить, что данная технология довольно дорогая, поэтому используют ее только в исключительных случаях: большинство специалистов, которые специализируются на кузовных работах, все-таки отдают предпочтение сверлу.
Сергей Одинцов
Разъединение деталей
По местам, размеченным кернером, проводиться рассверливание до того момента пока весь металл не будет удалён в точке соединения.
Наборы (инструмент обработки сталей) для проведения такого вида работ не являются специализированными. Всё это можно приобрести в магазинах, торгующих электроинструментом.
Комплекты для сверления металла имеют различные диаметры. Всегда можно выбрать подходящий вариант исполнения. Есть в продаже и специализированная продукция, но стоит она обычно дороже.
Высверливать точечную сварку необходимо на низких и средних оборотах. Особое значение имеет угол заточки сверла. На торце делают острие, что позволит легко, быстро вести рабочий процесс, удаляя точечное соединение. Периодически электроинструмент необходимо останавливать, давая некоторое время на охлаждение.
В зависимости от площади контактной точки необходимо подбирать сверло, обычно оно может быть диаметром 6-8 мм
Если сварочная точка труднодоступна на конструкции, то такие места требуют более осторожной обработки
Можно для этого использовать специальную насадку на дрель, чтобы высверливать сварку под определённым углом.
Кузовные автосервисы хорошо, быстро проводят такие технологические процессы, используя пневматические дрели, подача воздуха проводится от электрического компрессора.
Инструмент, питаемый от сети электроснабжения, также имеет функции регулировки оборотов. При проведении работ можно всегда опытным путём выставить необходимую частоту вращения шпинделя электроинструмента.
Другие способы удаления точечной сварки
Есть несколько способов, как удалить сварные точки в труднодоступных местах. Они могут применяться в комплексе с высверливанием, если добраться к точке проблематично.
- Вырубка. Между деталями устанавливается острое зубило, резкими ударами точка срубывается. Детали деформируются, поэтому потребуется дополнительная правка. Облегчить процесс можно пневматическим зубилом или перфоратором
- Вышлифовывание. Абразивным кругом выбирается металл точки до появления четких очертаний соединения. Способ требует аккуратности, так как есть риск повреждения детали.
- Вырезание. Для этого потребуется аппарат плазменной резки. Им можно аккуратно насквозь вырезать точки, а отверстия заварить.
В зависимости от целей, которые стоят перед мастером и удобства применения можно применить любой из предложенных способов. Каждый случай уникален. стоит доверять своему опыту и интуиции.
Как использовать
В отличие от сверла, инструмент можно использовать простой — бытовую дрель. Хорошо если у неё маленькая мощность и скорость (количество оборотов в минуту).
Это может быть электродрель с возможностью вручную регулировать скорость оборачивания. Так дрель не деформируется во время того, как вы будете удалять сварное соединение.
Вставьте сверло, которое вы выбрали (не важно, обычное или заточенное) в инструмент и проверните пару раз. Обязательно удостоверьтесь, что сверло хорошо село и не выпадет во время работы
Перед тем, как вы начнете сверлить, накерните точки сварки. Для этого используйте керн. Его диаметр может быть меньше двух миллиметров, это не критично. После керна отверстие можно расширить стандартным электросверлом до трёх миллиметров.
Это короткое действие уменьшит степень деформирования заготовки, когда вы будете окончательно высверливать ее.
Если вы всё подготовили правильно, настроили дрель, закрепили сверло и обработали сварочные точки приступайте к высверливанию шва самодельным или специальным сверлом.
Время, которое вы потратили на подготовку, «окупится», благодаря тому, что сам процесс высверливания длится несколько секунд.
Дрель с возможностью ручной регулировки желательно настроить так, чтобы она не выдавала больше 800 оборотов в минуту, чтобы не столкнуться с её поломкой.
Во время работы держите инструмент параллельно по отношению к конструкции, стараясь ни в коем случае не наклонять её слишком сильно. Само сверло должно чётко вертикально упираться в элемент, который вы высверливаете.
Процесс высверливания
Отсоединение кузовной детали состоит из нескольких логичных этапов:
- Подготовка. Стоит удалить все резинки, молдинги, накладки. Вся кромка стыка должна быть видна. Зачищаем кромку наждачной бумагой — так будут видны все точки. При необходимости узким острым долотом снимается герметик, шпатлевка или наплывы краски.
- Кернение точек. Острым керном аккуратными ударами намечаем центр сверления. Накерненные точки помогут держать центр и не сломать сверло в начале работы.
- Высверливание. Острым носиком сверло устанавливается в центр сварной точки в намеченное углубление. Высверливать точечную сварку необходимо на низких оборотах, двумя руками следует прочно удерживать дрель — детали неровные, и края инструмента всегда стараются задеть за выступы металла.
- Отсоединение поверхностей. Как правило, детали после высверливания продолжают держаться на краске, герметике или не высверленных участках. Отсоединить поможет поддевание плоской тонкой стамеской, ей же вырубаются невысверленные участки.
Коронка
Сам по себе инструмент довольно массивный, так что первоначально необходимо хорошо прижать центрирующий стержень к поверхности металла, после чего на слабых оборотах переходить к вырезанию металла. Проблема кроется в том, что малоуглеродистая сталь, а именно из нее сегодня выполняются все кузовные элементы, во время точечной сварки значительно упрочняется, из-за чего от рабочего требуется немало усилий для вдавливания центрирующего стержня в поверхность металла.
Еще одним нюансом во время работы выступает то, что зубья коронки не равномерно врезаются в металл, так как сталь на участке сварки всегда отличается наличием микронеровностей, образующихся вследствие термического воздействия от работы электродов. В итоге появляется большая вероятность эксцентричности нового отверстия.
Опытные мастера рекомендуют заранее кернить участок высверливания, к примеру, шуруповертом, так как часто случается так, что центрирующий стержень неожиданной выскальзывает из гнезда, в результате чего коронка начинает резать металл в неподходящем месте. При таком подходе работнику нужно обзавестись парой приводных инструментов.
На этом проблемы не заканчиваются – быстрый перегрев коронок также негативно сказывается на работе, ведь от теплового расширения коронки новое отверстие в корпусе становится больше, чем нужно, а сама насадка начинает трескаться.
Хотя не все столь печально, ведь современные коронки отличаются двухсторонним исполнением, так что после затупления одной стороны можно просто развернуть инструмент и продолжить разрезать металл этим же комплектом.
Как использовать
В отличие от сверла, инструмент можно использовать простой — бытовую дрель. Хорошо если у неё маленькая мощность и скорость (количество оборотов в минуту).
Это может быть электродрель с возможностью вручную регулировать скорость оборачивания. Так дрель не деформируется во время того, как вы будете удалять сварное соединение.
Вставьте сверло, которое вы выбрали (не важно, обычное или заточенное) в инструмент и проверните пару раз. Обязательно удостоверьтесь, что сверло хорошо село и не выпадет во время работы
Перед тем, как вы начнете сверлить, накерните точки сварки. Для этого используйте керн. Его диаметр может быть меньше двух миллиметров, это не критично. После керна отверстие можно расширить стандартным электросверлом до трёх миллиметров.
Это короткое действие уменьшит степень деформирования заготовки, когда вы будете окончательно высверливать ее.
Если вы всё подготовили правильно, настроили дрель, закрепили сверло и обработали сварочные точки приступайте к высверливанию шва самодельным или специальным сверлом.
Время, которое вы потратили на подготовку, «окупится», благодаря тому, что сам процесс высверливания длится несколько секунд.
Дрель с возможностью ручной регулировки желательно настроить так, чтобы она не выдавала больше 800 оборотов в минуту, чтобы не столкнуться с её поломкой.
Как подготовить участок под высверливание?
Чтобы работать с кузовом автомобиля было как можно проще, следует убрать с его поверхности герметизирующий состав, краску, а также все дополнительные покрытия — это позволяет довольно хорошо наблюдать точки, где производились сварные работы. Стоит отметить, что профессиональные работники мастерских, занимающихся кузовами транспортных средств, далеко не всегда снимают саму краску. Им вполне достаточно слегка зачистить участки, сваренные по точечной технологии, при помощи шлифовальной бумаги или угловой шлифовальной машинки — этого бывает вполне достаточно, чтобы хорошо видеть сваренный участок.
Разъединение деталей
По местам, размеченным кернером, проводиться рассверливание до того момента пока весь металл не будет удалён в точке соединения.
Наборы (инструмент обработки сталей) для проведения такого вида работ не являются специализированными. Всё это можно приобрести в магазинах, торгующих электроинструментом.
Комплекты для сверления металла имеют различные диаметры. Всегда можно выбрать подходящий вариант исполнения. Есть в продаже и специализированная продукция, но стоит она обычно дороже.
Высверливать точечную сварку необходимо на низких и средних оборотах. Особое значение имеет угол заточки сверла. На торце делают острие, что позволит легко, быстро вести рабочий процесс, удаляя точечное соединение. Периодически электроинструмент необходимо останавливать, давая некоторое время на охлаждение.
В зависимости от площади контактной точки необходимо подбирать сверло, обычно оно может быть диаметром 6-8 мм
Если сварочная точка труднодоступна на конструкции, то такие места требуют более осторожной обработки
Можно для этого использовать специальную насадку на дрель, чтобы высверливать сварку под определённым углом.
Кузовные автосервисы хорошо, быстро проводят такие технологические процессы, используя пневматические дрели, подача воздуха проводится от электрического компрессора.
Итог
Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день для высверливаемого отверстия применяют плазменную резку. С её помощью можно прожечь любую толщину конструкционной детали, созданной из железа. Это достаточно дорогая услуга, из-за чего применяется в редких и крайне необходимых ситуациях
Многие мастера, которые работают с кузовами, все же применяют точечную сварку
Это достаточно дорогая услуга, из-за чего применяется в редких и крайне необходимых ситуациях. Многие мастера, которые работают с кузовами, все же применяют точечную сварку.
Благодаря соответствующим сверлам, работа становится легкой, не затратной по финансам, времени и силам, окупается за счет своих свойств и функций. Кроме этого необходимо акцентировать на том, что такие сверла нуждаются в регулярной заточки при помощи специальной конструкции.