Маркировка подшипников

Буква «D»

Основные размеры подшипника остаются неизменными, буквы в обозначении свидетельствуют о принадлежности узла к определенной серии.

Обозначение

Вид подшипника

Конструктивные особенности

DB два однорядных радиальных шарикоподшипника числа после такого буквенного обозначения указывают на размещение промежуточных колец
DF два однорядных радиальных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника изделия спарены по Х-образной схеме
DG два радиально-упорных однорядных шарикоподшипника они могут соединяться по Х-образной и О-образной схеме
DH упорный одинарный подшипник в нем два свободных кольца
DR два цилиндрических роликоподшипника или однорядных радиальных шарикоподшипников подшипниковые узлы спаренные между собой для симметричного распределения радиальной нагрузки
DS упорный одинарный в нем присутствует два тугих кольца
DT два однорядных шарикоподшипника радиальных или же конические однорядные роликоподшипники они спарены по схеме тандем

Заводы

В России существуют больше двух десятков больших предприятий, выпускающих такую продукцию. Мы приведем несколько примеров:

  • • ОАО «Московский подшипник». Специализируется на выпуске деталей для метростроя и железной дороги.
  • • ОАО «ГПЗ–2» – старейший завод, работающий с 1916 года. Выпускает огромный перечень изделий небольшого размера от 4 до 6770 грамм. Поставляет продукцию в 50 стран.
  • • Саратовский функционирует с 1941 г. Товаром для потребителей являются шарики.
  • • Самарский «ЗПОН» производит роликовые механизмы разных видов (4000 наименований). Имеет производство оборудования, собственную научно-исследовательскую базу.
  • • Томский «РОЛТОМ» ГПЗ-5. Выпускает механизмы с миниатюрными размерами диаметром от 2мм до больших – 22 см.
  • • Екатеринбургский завод № 6 специализируется на выпуске сферических двухрядных товаров с повышенной радиальной нагрузкой.
  • • Бакинский ГПЗ-7.
  • • Харьковский №8. Диапазон производства изделий от 30 г до 45 кг.
  • • Самарский завод номер 9 выпускает роликовые узлы качения.
  • • ГПЗ-10 г. Ростова-на Дону работает с 1938 года и изготавливает детали для сельскохозяйственной техники, для перерабатывающего оборудования и металлургии.

На российский рынок поступает продукция с заводов разных стран. Наибольшей популярностью пользуются подшипники, сделанные:

  • • В Китайской Народной Республике фирмой ААА. Она специализируется на изготовлении деталей для автомобилестроения.
  • • А Индии на концерне ABC Bearings. Компания успешно работает более 50 лет и импортирует свою продукцию в многие страны мира.
  • • В Словакии компанией AKE. Это новая марка не уступает по качеству знаменитым брендам. Каждый год увеличивается ассортимент выпускаемой продукции, которая по стоимости значительно ниже, чем у других импортных аналогов.

Маркировка

Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.

В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:

  • серия ширины;
  • исполнение;
  • тип изделия;
  • группа диаметров;
  • посадочный диаметр.

Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO

Пример расшифровки маркировки на подшипниках

Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.

Маркировка

При изготовлении таких изделий, как подшипники, стандарты соблюдаются обязательно. И конечно же, производители подобных устройств, согласно нормативам, должны предоставлять потребителям всю необходимую информацию о них. Маркировка подшипников, выпускаемых в России, состоит обычно из трех частей:

  • основного обозначения;
  • дополнительных знаков справа и слева.

Для наглядности далее приведем такой пример маркировки подшипника:

6-180306УС17Ш.

Здесь основная часть состоит из шести цифр. Дополнительный знак слева («6») обозначает класс точности изделия. Маркировка справа УС17Ш расшифровывается так:

  • У — степень шероховатости;
  • С17 — тип смазки;
  • Ш — степень шумности.

Основные цифры обозначают:

  • типы подшипников;
  • серии по наружному диаметру и ширине;
  • внутренние диаметры;
  • конструктивные особенности.

Первичный алюминий

Как собирают шариковые подшипники: видео

Процесс выглядит так:

  • • Подготовленные соответствующим образом обоймы вкладываются одна в другую, соприкасаются в единой точке. В результате в стороне, противоположной контакту, образуется пространство, через которое можно ввести шарики.
  • • Количество элементов качения при такой схеме ограничено. Следующим этапом является равномерное распределение их по периметру. При этом внутреннее кольцо автоматически центрируется относительно внешнего.
  • • Снизу и сверху устанавливается специально изготовленные половинки сепаратора. Стандартный продукт делается из углеродистой стали. Но существуют разновидности, когда фиксация происходит за счет латунной или пластиковой детали. Последняя состоит из одной части и просто защелкивается.
  • • На специальном автомате две половины удерживающего устройства соединяются заклепками, сделанными из металла, через заранее подготовленное отверстие.
  • • Изделие промывается и смазывается (литолом, циатимом, графитом или консервирующим составом).
  • • Устанавливаются защитные пыльники. Они могут быть металлическими, пластиковыми или композитными.
  • • Далее, товар маркируется согласно ГОСТам, и упаковывается в коробки.

Сборка опорного изделия заключается в создании сепаратора, удерживающего элементы качения в определенных местах. Края устройства завальцовывают. В реализацию идет в виде трех деталей (верхняя и нижняя шайба, и сам узел).

Для высоких нагрузок необходимо создать больше точек соприкосновения. В классический механизм невозможно поместить дополнительные шарики. Тогда производители делают в дисках технологические выемки, через которые количество мест касания становится максимальным. В дальнейшем происходит классическая склепка сепаратора.

Одним из проверенных поставщиков является . Она реализует продукцию на основе подшипников, произведенных на территории России заводами с идеальной репутацией.

Характеристики подшипниковых сплавов

Шарико-подшипниковая сталь, которая используется для изготовления подшипников качения, регулярно испытывает знакопеременные нагрузки. Повторяющиеся давление на любую зону колец роликов либо шариков становится причиной создания локального напряжения.

Напряжение периодически может достигать 500 кгс/см2, из-за чего может появляться несущественная деформация изделия качения. С первого взгляда может показаться, что ничего страшного не произошло, но так как напряжение воздействует на подшипник регулярно, то спустя какое-то время на нём появляются трещины.

Также во время эксплуатации подшипники существенно изнашиваются, поэтому на них появляются участки с истиранием. Износ обусловлен наличием напряжений и трения в процессе эксплуатации. В процессе эксплуатации могут откалываться небольшие частички, которые выполняют роль абразива, что приводит к преждевременному износу вследствие абразивного истирания.

На факторы истирания детали влияют следующие факторы:

  • химические характеристики среды, где эксплуатируется деталь;
  • качество сборки самого изделия;
  • количество абразивных частиц в изделии.

Если деталь эксплуатируется в очень активном режиме, то элементы конструкции могут изнашиваться гораздо раньше, чем поломка произойдет по причине усталостных деформаций. Если на подшипники оказываются комбинированные нагрузки, то срок эксплуатации стали существенно уменьшиться.

Так как все элементы постоянно находятся в непосредственном контакте друг с другом, то обязательным условием при производстве подшипниковых сталей является исключение из их состава посторонних примесей

Важно, чтобы сплав был однородным, так как небольшие изменения в материале станут причиной того, что в процессе эксплуатации возникнут трещины и другие повреждения. Все подшипниковые стали должны обладать незначительной хрупкостью и характеризоваться высокими показателями сопротивления усталости в металлических сплавах

Также исходя из сферы применения сплавы должны быть устойчивыми к механическому износу и характеризоваться прочностью.

Подшипники скольжения

В деталях этого типа трение снижается за счет смазки. Состоять такие подшипники могут из:

  • корпуса с отверстием и втулки, запрессованной в него;
  • из разъемного корпуса и двух вкладок.

Делают такие подшипники из разных материалов. Корпус у них обычно выполнен из стали. Втулка же или вкладки чаще всего изготавливаются из бронзы или других подобных сплавов. Благодаря такой конструкции, трение между деталями подшипника значительно снижается. Чтобы и вовсе свести его на нет, во вкладышах изделий этого типа проделывают бороздки, в которые заливают масло. При вращении вала последнее затягивается под металл. В результате этого образуется масляная пленка. Она приподнимает вал и он уже больше не соприкасается с вкладышем.

Особенности подшипников скольжения

Конструктивное исполнение этого изделия не отличается сложностью и представляет собой устройство, принцип работы которого заключается в использовании трения скольжения. Основными элементами изделия являются корпус, в отверстии которого установлены приспособление для смазки и особая втулка из материала, обладающего высокими антифрикционными характеристиками.

Вращение подвижной конструкции (оси, вала) происходит благодаря наличию зазора между ним и внутренней поверхностью отверстия корпуса. От скрупулезности расчета указанного зазора всецело зависит эффективность работы всего узла. Тип трения скольжения, используемый в таких подшипниках, подразделяют на несколько базовых категорий:

  • Газовое. Обусловлено присутствием газовой прослойки, гарантированно исключающей возможность соприкосновения поверхностей корпуса и подвижной конструкции.
  • Граничное. Тонкая пленка смазочного материала, покрывающая поверхность изделия, обеспечивает вращение вала (оси), несмотря на его полный (либо частичный) контакт с антифрикционной втулкой.
  • Жидкостное. Возможность непрерывного соприкосновения внутренней поверхности подшипника с осью (валом) исключается ввиду использования смазки, имеющей достаточно жидкую консистенцию.
  • Сухое. Как следует из названия, смазочный материал в этом случае не применяется.

Классификация изделий

Модельный ряд подшипников, использующих трение скольжения, достаточно широк и разнообразен. Классифицируются эти изделия в зависимости от присутствия следующих признаков:

  1. Форма отверстия в корпусе. Современные подшипники производятся со смещенными или несмещенными поверхностями и центром, а также имеющие одну или несколько поверхностей.
  2. Число масляных клапанов. Как правило, это один или два, но бывает и больше.
  3. Направление возникающих нагрузок. Определяются как радиальные, радиально-упорные и осевые.
  4. Возможность (или невозможность) выполнения регулировочных работ.

https://youtube.com/watch?v=MlvUeMVUlnI

Преимущества и недостатки

Говоря о достоинствах изделий, работа которых основана на трении скольжения, уместно помнить, что определение положительных свойств и характеристик всецело зависит от степени соответствия предполагаемому назначению подшипников. Тем не менее перечень объективно существующих плюсов таких изделий выглядит следующим образом:

  • Неплохой показатель экономичности при использовании подвижной конструкции большого диаметра.
  • Чрезвычайно широкий диапазон применения, обусловленный эффективной работой подшипника в режимах увеличенных вибрационных, ударных и скоростных нагрузок.
  • Возможность регулировки зазора, обеспечивающая высокоточную установку оси вала.
  • Апроприация в качестве изделия разъемного типа.

Вполне логичным будет предположить, что эксплуатация узлов, работающих по принципу скольжения контактных поверхностей, сопровождается и некоторыми минусами. И это действительно так:

  • Наличие существенных потерь, возникающих при трении, значительно снижает КПД (в сравнении с подшипниками качения).
  • Довольно высокая себестоимость, вызванная применением в конструкции цветных металлов и трудоемкостью изготовления.
  • Отсутствие возможности нормального функционирования без использования смазок.
  • Неравномерность износа как самого изделия, так и цапфы.

Классификация по размерам

В этом плане также различают несколько групп подобных изделий. В зависимости от соотношения размеров внутреннего и наружного колец, классификация подшипников выглядит следующим образом:

  • особо легкие;
  • легкие;
  • легкие широкие;
  • средние;
  • средние-широкие.

Также в узлах и механизмах могут использоваться тяжелые изделия этого типа. Ниже представлена таблица размеров шариковых подшипников однорядных.

В зависимости от серии, в данном случае при одинаковом диаметре внутреннего кольца диаметр внешнего или же его ширина могут изменяться. По ширине подшипники качения классифицируются на:

  • особо узкие;
  • узкие;
  • нормальные;
  • широкие;
  • особо широкие.

В представленной выше таблице размеров шариковых подшипников указаны параметры для изделий легкой и средней серии.

Подшипники: стандарты ГОСТа в отношении размеров

Согласно ГОСТу, все подобные изделия должны иметь определенные внутренний и внешний диаметр, а также ширину. В зависимости от этих параметров определяется серия изделий.

Серии подшипников по размерам

Серия

Диаметр внутренний (мм)

Диаметр внешний (мм)

Ширина (мм)

106

30

55

13

201

12

32

10

202

15

35

11

203

17

42

12

204

20

47

14

205

25

52

15

206

30

62

16

301

12

37

12

302

15

42

13

303

17

47

14

304

20

52

15

502

15

35

14

503

17

40

16

505

25

52

18

603

17

47

19

703

17

40

14

803

17

47

15.5

Вот такие могут иметь подшипники размеры. Таблица, представленная выше, зависимость диаметров и ширины подобных изделий демонстрирует наглядно.

Основное условное обозначение

Информация наиболее важная для корректного использования изделия заложена в его номере, который начинается после дефиса.

Основное условное обозначение строится по следующей схеме: Х(5)ХХ(4)Х(3)0Х(2)Х(1).

В этой конструкции элементы обозначают следующее: Х(1) – диаметр отверстия; Х(2) – обозначение размера серий; Х(3) – тип подшипника; ХХ(4) – конструктивное исполнение изделия; Х(5) – размерная серия.

Третья часть маркировки, которая отвечает за обозначение типа подшипника. Он имеет цифровое обозначение в диапазоне от 0 до 9. Точную классификацию типов можно узнать из специальной таблице маркировки подшипников качения.

Четвертый элемент конструкции основного условного обозначения определяет конструктивный вид изделия. Это код включает в себя две цифры в диапазоне от 00 до 99. Регулирует главные конструктивные разновидности этих изделий, такой документ как ГОСТ 3395-89.

В такой части маркировки, как основное условное обозначение изделия могут опускаться следующие параметры, если они имеют нулевой значение:

  • обозначения серии ширин;
  • конструктивная разновидность;
  • тип изделия.

Существует множество условных обозначений для расшифровки каждого элемента основного условного обозначения. Они регламентируются ГОСТами и отражаются в виде специальных таблиц и списков. Таким образом, можно получить полные сведения о подшипнике по номеру его основного условного обозначения, а также маркировки префикса и суффикса.

Таблица размеров

Каталог шариковых подшипников по размерам призван помочь в поиске оптимального технического решения. Подбор подшипников по размерам, таблица которых содержит бесценную информацию о таких параметрах изделий, каковыми являются величина диаметра внутреннего (внешнего) кольца, ширина изделия и т. п. , обеспечивает не только правильный выбор комплектующих, но и быстрый подбор аналогов. Таким образом, можно утверждать, что использование таблицы размеров подшипников качения является достаточно важным фактором в обеспечении бесперебойности рабочего процесса.

И в заключение необходимо рассмотреть еще один немаловажный момент, касающийся срока службы подшипников. Существует несколько факторов, непосредственно влияющих на продолжительность эксплуатации этих изделий:

  1. Защищенность от негативного воздействия внешней среды.
  2. Усталостное разрушение металла, использованного для изготовления элементов узла и следующее за ним «крошение».
  3. Твердость и степень обработки подвижной конструкции.
  4. Применение установленных производителем типов и количества смазочных материалов.

Современные марки стали, в совокупности с высоким качеством исполнения, способны обеспечивать шарикоподшипникам возможность увеличения номинального ресурса, заявленного производителем. Единственными условиями такого продления являются контроль показателей контактных нагрузок и соблюдение нормативов технического обслуживания.

Классификация по форме тел качения

В зависимости от формы, детали также могут отличаться. Чаще всего в промышленности и автомобилестроении используются шариковые подшипники. ГОСТ определяет как их размеры, так и класс точности. Такие изделия считаются наиболее простыми в изготовлении и быстроходными. Эти подшипники допускают, помимо всего прочего, довольно-таки большую угловую скорость. Основным их достоинством является невысокая стоимость. К недостаткам подшипников этого типа относят то, что они не могут нести значительную нагрузку.

Роликовые изделия отличаются увеличенной грузоподъемностью и способны хорошо выдерживать ударные нагрузки. Однако такие изделия совершенно не допускают перекосов вала. В этом случае ролики начинают работать кромками, что приводит к быстрому износу подшипника. Проработать детали этого типа могут в несколько раз дольше шариковых.

Изделия с витыми роликами очень нетребовательны к точности сборки. Применяют их в тех случаях, когда в узле возникают радиальные нагрузки ударного типа. Размеры подшипники этой разновидности обычно имеют небольшие.

Конические роликоподшипники используются в тех узлах, где одновременно действуют как радиальные, так и односторонние осевые нагрузки. Устанавливают их при средних и низких скоростях вала. Используют такие изделия в основном в тех же случаях, что и упорно-радиальные шариковые подшипники. ГОСТ, конечно же, определяет размеры и таких деталей.

Самоустанавливающиеся подшипники применяют тогда, когда перекос колец может доходить до 2-3 градусов. Помимо всего прочего, такие изделия допускают незначительную осевую нагрузку.

В конструкции самых простых подшипников имеется только один ряд тел качения. Но в промышленности могут использоваться и более сложные изделия этого типа — 2-4 рядные.

Иногда в разного рода узлах и механизмах могут устанавливаться и подшипники качения особой конструкции — бескольцевые. У таких изделий тела качения располагаются непосредственно между корпусом и валом. Недостатком таких конструкций считается, конечно же, в первую очередь сложность сборки и разборки.

Как работает подшипник

Различные виды и типы подшипников определяются способом функционального устройства передачи крутящего момента. Здесь берет начало классификация подшипниковых изделий. Подшипники скольжения работают по принципу минимального трения контактных поверхностей внутреннего и наружного колец. В подшипниках качения между кольцами перекатываются тела качения — шарики или ролики.


Как работает подшипник скольжения

Подшипник скольжения, по большому счету, работает по принципу вращающейся втулки. Основу конструкции такого подшипника составляют два стальных кольца, третий элемент ― вкладыш из антифрикционного материала, обеспечивает нужные свойства скольжения. Сопряженные контактные поверхности образуют контактные пары с различными характеристиками. Сферическая контактная поверхность позволяет шарнирному подшипнику скольжения направлять вал со значительными отклонениями от соосности и углом относительно корпуса. Устойчивость к сильной вибрации, ударам при высокой радиально-осевой нагрузке делают сферические подшипники скольжения незаменимыми в узлах определенной конструкции на транспорте и в промышленности.


Как работают шариковые подшипники

Шариковые подшипники качения создают минимальное трение благодаря точечному контакту. Для удержания и направления шариков, они скрепляются сепаратором, а на кольцах выполняются дорожки. От глубины дорожек, их размещения друг относительно друга, зависит способность восприятия осевой нагрузки и то, к какому функциональному типу относится подшипник: радиальному или радиально-упорному. Если дорожки расположены друг напротив друга без смещений, значит это радиальный подшипник, который воспринимает быстрое и очень быстрое вращение без осевой нагрузки. Если дорожки смещены под углом 10-40 градусов, значит подшипник радиально-упорный и предназначен для быстрого вращения с односторонней осевой нагрузкой. Двухрядные подшипники качения воспринимают вращение в обоих направлениях, обладают большой грузоподъемностью. Подшипники с общей наружной сферической дорожкой способны самоустанавливаться под действием центробежной силы, и компенсировать отклонения вала на угол 1-3 градуса.


Как работает роликовый подшипник

Роликовый подшипник устроен аналогично шариковому, только имеет роликовые тела качения. Ролики цилиндрической, сферической, конической, сфероконической формы образуют линейный контакт с дорожками качения, благодаря чему, помимо высокой скорости вращения, выдерживают большое статическое отягощение. Подшипники с цилиндрическими роликами предназначены для высокой радиальной нагрузки. Сферические ролики устанавливаются в радиальных самоустанавливающихся моделях. Радиально-упорные и упорно-радиальные подшипники с коническими роликами воспринимают высокую осевую одностороннюю нагрузку. Сфероконические ролики позволяют самоустанавливаться при высокой осевой и радиальной нагрузке.


Как работает упорный подшипник

Упорные подшипники устанавливаются в вертикальные опоры вращения для восприятия высокой осевой нагрузки при медленном вращении. Шариковые или роликовые тела в них размещаются горизонтально. Одинарные упорные подшипники рассчитаны на повороты в одну сторону, а двойные (двухрядные) ─ в обе. Упорные подшипники с цилиндрическими и игольчатыми роликами являются самыми компактными по высоте поперечного сечения, могут выполняться без колец.

Классификация по точности

Устанавливаются подшипники качения в узлах, от которых зависит эффективная работа всего механизма в целом. При этом изготавливаются такие изделия с соблюдением нормативов, предусмотренных ГОСТ. Подшипники качения в плане точности могут классифицироваться по:

  • размерам;
  • параметрам вращения.

В первом случае качество изделия определяют по отклонениям внешнего и внутреннего диаметров, а также ширины колец. Точность вращения измеряют по степени биения в радиальном и боковом направлении. На настоящий момент в этом плане различают следующие классы подшипников качения:

  • 0 — нормальные с биением внутреннего кольца (до 20 мкм);
  • 6 — повышенной точности с биением (до 10 мкм);
  • 5 — высокой точности с биением (до 5 мкм);
  • 4 — особо высокой точности (до 3 мкм);
  • 2 — сверхвысокой точности (до 2.5 мкм).

Также промышленностью выпускаются и грубые, с биением свыше 20 мкм, подшипники качения класса 7 и 8. Цена на такие изделия определяется в основном именно классом точности вращения. Чем он выше, тем дороже стоит подшипник.

Маленькие хитрости эксплуатации и ремонта ВАЗ-2109, ВАЗ-2108:

Как зафиксировать слетающие колпаки на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108?Советы народных умельцев. Куда при заправке класть крышку от топливного бака ВАЗ-2109, ВАЗ-2108?Почему в дневных ходовых огнях светодиоды не горят или мигают?Где в салоне ВАЗ-2109 лучше всего установить ароматизатор?ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108, что делать, если капает из глушителя вода?

Полировка автомобиля. Как правильно ее выполнять?Как шумоизолировать ВАЗ-2109 своими руками? Учимся ездить на отечественной «восьмерке» или «девятке». Особенности вождения ВАЗ-2109Уход и ремонт чехлов для сидения ВАЗ-2109Автокредит. Зачем его брать?Экономим на бензинеАнтикоррозийная обработка днища автомобиля ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 самостоятельно. Ремонт.Заклинило, не крутится заднее колесо ВАЗ. Что делать, и в чем причина?Как и чем удалить ржавчину с автомобиля. Ремонт ВАЗ-2109, ВАЗ-2108Замена троса капота ваз 2109Открытие капота ваз 2107Открытие и закрытие капота ВАЗ-2109Как открыть капот ваз 2105 и зарыть?

Расшифровка

Расшифровка подшипников качения имеет важное значение для определения его характеристик. Для того чтобы потребитель имел возможности приобрести для себя именно тот подшипник, который ему необходим, такие изделия обозначаются производителями особым образом

В маркировке такой продукции всегда присутствует несколько цифр, по которым можно определить ее класс и серию.

Расшифровка подшипников качения производится, согласно нормативам, справа налево. Первая и вторая цифра при этом обозначают внутренний диаметр изделия. Для определения фактического размера это число нужно просто умножить на 5.

Ориентируясь на третью цифру, можно узнать внешний диаметр подшипника, то есть его серию. Последние обозначаются как:

  • сверхлегкая — 8 или 9;
  • особолегкая — 1 или 7;
  • легкая — 2 или 5;
  • средняя — 3 или 6;
  • тяжелая — 4.

По четвертой справа цифре в маркировке можно сделать расшифровку типа подшипника качения:

  • 0 — радиальный однорядный шариковый;
  • 1 — радиальный шариковый двухрядный;
  • 2 — радиальный с цилиндрическими короткими роликами;
  • 3 — радиальный роликовый двухрядный;
  • 4 — игольчатый;
  • 5 — радиальный с витыми роликами;
  • 6 — радиально-упорный шариковый;
  • 7 — радиально-упорный роликовый конический;
  • 8 — упорный шариковый;
  • 9 — упорный роликовый.

По пятой и шестой справа цифре можно определить конструктивные особенности подшипника, не оказывающие особого влияния на его эксплуатационные характеристики. Такие изделия могут быть, к примеру, неразборными, иметь защитную шайбу, канавку на наружном кольце и пр.

Седьмая цифра справа в маркировке характеризует серию подшипника по ширине.

Конечно же, при покупке можно легко узнать и класс точности такого изделия. Расшифровка обозначений отечественных подшипников по этому признаку — дело также абсолютно несложное. Слева от рассмотренного ряда чисел в маркировке таких деталей через черточку присутствует еще одна цифра. Именно по ней и определяется точность.

Использоваться в разного рода узлах могут подшипники класса от 0 до 6. При этом чаще всего эксплуатируются нормальные изделия этого типа, маркируемые цифрой 0. В деталях, работающих с высокой частотой, обычно используются очень качественные подшипники, обозначаемые 4-5. Изделия класса 2 чаще всего применяются в гигроскопических приборах.

Сталь ШХ15 для ножей: плюсы, минусы и её характеристики

Каждый вид стали имеет свои свойства и особенности, положительные и отрицательные стороны, что используется в производстве ножей различного назначения. Сталь ШХ15 – одна из тех, которые используются для изготовления ножей и другого режущего инструмента. Относится к углеродистым низколегированным хромистым сплавам.

Изначально металл ШХ15 предназначался для производства роликов и шариков для подшипников из-за повышенной твердости, износостойкости и устойчивости к коррозии. Поэтому сталь и получила название подшипниковой, хотя в Европе мастера ее широко использовали для изготовления ножей.

Целесообразность ее использования была обусловлена высокой износостойкостью, твердостью и так называемой контактной прочностью. Проще говоря, при длительной работе с очень крепкими материалами изделие не деформируется и сохраняет свою структуру и свойства, не ломается, не рассыпается в крошку.

Ее российскими аналогами и заменителями являются стали марок ШХ9, ШХ12, ШХ15СГ. За рубежом сплав также имеет широкое распространение, но используется в основном для изготовления бытового режущего инструмента.

Аналогичные или близкие по составу сплавы производят в США, странах Евросоюза, Австралии, южной Корее, Китае.

Химический состав

Как и все углеродистые стали, ШХ15 имеет в своем составе углерод, содержание которого составляет от 0.95 до 1.05%.

Из легирующих добавок основными являются:

  • кремний, увеличивающий прочность и сохраняющий вязкость;
  • марганец, повышающий вместе с хромом твердость и износоустойчивость, сопротивляемость ударным нагрузкам при сохранении пластичности;
  • хром, придающий сплаву антикоррозийные свойства.

Стоит отметить, что если сплав содержит более 13% хрома, сталь относят к нержавеющей. В ШХ15 его количество невелико: всего от 1.35 до 1.65%.

Технические характеристики

Основной характеристикой стали ШХ15 является высокая чувствительность к технологической обработке методом горячей деформации и термическим процессам. В результате сталь обретает стойкость, которая непосредственно отражается на качестве готовых изделий. Эти процессы формируют высокую износостойкость, упругость при сохранении на требуемом уровне вязкости и пластичности.

Закалка производится в водном растворе при температуре 810–820 или в масле, которое нагрето до 40–60С. Температура заготовки должна составлять от 650 до 830С

Основными плюсами стали ШХ15 являются такие достоинства как:

  • однородность, достигнутая благодаря использованию специальных технологий;
  • отличная выносливость при контакте с другими материалами;
  • податливость к обработке;
  • высокая твердость и износостойкость;
  • вязкость и пластичность;
  • получение тонкой острой режущей кромки.

К минусам стали шх15 обычно относят неустойчивость к коррозийным процессам и сложность заточки.

Сталь — для качественных ножей

Начиная свою «жизнь» как производственная инструментальная сталь, ШХ15 со временем превратилась в одну из лучших для изготовления ножей, и сегодня характеризуется универсальностью в применении.

Сплав отлично поддается температурной обработке, поэтому активно используется для изготовления ножей, приобретая необходимую форму и в несколько раз, увеличивая показатели прочности и надежности. При этом значительно повышается износостойкость ножей, обеспеченная высокой твердостью стали.

Лезвие, выполненное из стали шх15, служит в течение долгого времени. Ярко выраженная износостойкость позволяет нечасто выполнять заточку режущей кромки, которая, в свою очередь, продолжительное время сохраняет остроту клинка.

Сплав шх15 используется при изготовлении тактических, засапожных ножей, подарочных финок НКВД, которые украсят любые коллекции. Прекрасно демонстрируют лучшие свойства стали охотничьи ножи.

 Они сохраняют остроту лезвия даже при обработке материалов твердой структуры: веток, костей животных.

Лучшие образцы изделий для туристов, охотников и рыбаков, выполненные всемирно известными кизлярскими мастерами.

Он обладает великолепными режущими свойствами: прекрасно справляется с резкой мяса различной толщины и плотности, обработкой тушек птицы, шинковкой овощей, нарезкой сыра и хлебобулочных изделий.

Использование ножей ШХ15 превращает работу на кухне в приятное занятие, а своевременный уход за таким ножом позволит его использовать в течение продолжительного времени.

Сталь ШХ15 – одна из самых востребованных для производства ножей и другого режущего инструмента. Изделия из сплава этой марки отлично проявляют себя в быту и могут стать замечательным подарком, качественным и долговечным.

Основные достоинства и недостатки

Подшипники скольжения несколько более просты в изготовлении, чем подшипники качения. Использоваться они могут в самых разных узлах. К примеру, достаточно часто применяют такие подшипники для электродвигателей.

К плюсам подшипников скольжения, помимо всего прочего, относят и следующие преимущества:

  • бесшумность в работе;
  • возможность использования в сильно нагруженных узлах.

Помимо этого, достоинством подшипников такого типа считается то, что они очень неплохо устраняют шатания.

Но есть у изделий этой разновидности, конечно же, и свои недостатки. Основным минусом таких подшипников считается сложность в обслуживании. Чтобы такая деталь прослужила долго и хорошо выполняла свои функции, ее помещают в масляную ванну или используют насосы для постоянной подачи последнего.

Также недостатками подшипников скольжения являются:

  • невозможность использования в сильно разогревающихся узлах (может воспламениться масло);
  • необходимость применения в конструкции дорогих цветных металлов;
  • увеличенные пусковые факторы;
  • повышенные габариты в осевой направленности.

Префикс

Левая часть маркировки, перед знаком дефиса включает в себя информацию о дополнительных технических требованиях изделия. К таковым относятся:

  • категория подшипника;
  • момент трения;
  • группа радиального зазора.

Категория изделия может иметь обозначение в виде буквы A, B, C. Первые две обозначают наличие у изделия особых технических требований. Они отражаются в специальной документации к подшипнику. Категория С не проставляется на изделиях такого рода. Те цифры, которые стоят перед буквенным обозначением категории подшипника обозначают конкретный вид дополнительных технических требований.

Момент трения обозначаются с помощью цифр. Они проставляются на изделие в соответствии с нормой этого показателя для конкретного подшипника.

Группа радиального зазора также имеет цифровое обозначение. Их употребление в отношении различных видов изделий регламентирует ГОСТ 24810.

Подшипники качения

Такие изделия в на настоящий момент более популярны, чем подшипники скольжения. Цветные металлы в таких деталях также могут использоваться, но обычно их все же изготавливают полностью из стали. Трение в изделиях этого типа снижается, благодаря наличию в их конструкции металлических шариков, роликов, конусов или, к примеру, иголок. Такие элементы помещаются в подшипниках качения в канавки между корпусом и неподвижной опорой.

Преимуществами изделия этого типа отличаются следующими:

  • небольшие затраты на преодоление трения (несколько тысячных долей нагрузки на вал);
  • простота в обслуживании.

Масло в таких подшипниках меняют обычно только при очередном ремонте узла. К недостаткам изделий этого типа относят в первую очередь то, что они не могут нести большие осевые нагрузки. При слишком сильном давлении ролики или шарики в подшипниках этого типа могут легко разрушиться.

Как и где хранить автомобиль. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.:

Подготовительные работы по хранению автомобиля. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.Хранение и обслуживание автомобиля. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108ВАЗ-2108, ВАЗ-2109. Как снять автомобиль с хранения?

Прочистка дренажных отверстий кузова автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.Где и как хранить автомобиль. ВАЗ-2108, ВАЗ-2109Как правильно мыть машину. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108.Эксплуатация автомобиля ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 при сильных морозахЧто необходимо иметь всегда при себе, при эксплуатации ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период.Как лучше ездить на ВАЗ-2109 и ВАЗ-2108 в зимний период?Уход и восстановление покрытия кузова. ВАЗ-2109, ВАЗ-2108

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий